Адаптированная программа по химии в 9 классе
Оценка 5

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Оценка 5
docx
06.12.2019
Адаптированная программа по химии в 9 классе
химия9.docx

филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения   « Горловская средняя общеобразовательная школа»  Скопинского муниципального района Рязанской области

«Катинская основная общеобразовательная школа»

 

«Согласовано»

Зам. дир. по УВР: __________/И.Е. Потапкина/

«Утверждаю»

Директор МБОУ______________/Н.Т. Орехова/

Приказ № 165  от  02.09.19

 

 

 

 

 

 

 

Адаптированная рабочая программа по химии

для обучающегося с ЗПР

к образовательной программе ФГОС ООО

9 класс

 

 

 

                           Колчанова Ольга Ивановна

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

                                                

Рассмотрено

на заседании МУМО учителей естественно-научного цикла

Протокол № 1 от 27.08.19

 

                                                                                  

 

                                                

 

                                    2019 – 2020 учебный год

 

 

 

                                 Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа учителя химии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений автора Н.Н.Гара. (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.) для детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном классе.

 В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.

 

                  Цели учебного курса:

Создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы. Формирование у обучающегося единой целостной химической картины мира, обеспечение преемственности между основной и старшей ступенями обучения

Задачи курса:

  1. Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

2.      Формирование у обучающегося общеучебных умений и навыков

3.      выявлять особые образовательные потребности с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

4.      осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь  с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

.

Задачи программы:

Для обучающегося с ЗПР при изучении учебного курса химии ставятся те же учебно-воспитательные цели и задачи. Однако особенности психического развития детей указанной категории, прежде всего недостаточная сформированность мыслительных операций, обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий осмысление выполняемой учебной работы. В связи с особенностями поведения и деятельности обучающегося (расторможенность, неорганизованность) необходим строжайший контроль за соблюдением правил техники безопасности при проведении лабораторных  и практических работ.

 

 

Цель и задачи  изучения курса химии в 9 классе

 

Данная рабочая программа обеспечивает дифференцированный подход и направлена на достижение следующих целей:

-       активизация познавательной деятельности обучающегося;

-       повышение уровня  умственного развития;

-       воспитание гражданских качеств и патриотических чувств обучающегося;

-       приобщение к национальным и мировым культурным традициям;

-       освоение знаний о важнейших событиях и процессах всемирной истории;

-       овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

-       применение знаний и представлений об исторически сложившейся системе социальных норм и ценностей народов России.

-   применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для общения с представителями других народов и стран.

Основной задачей обучения детей является формирование коррекционно-развивающего пространства через:

1)активизацию познавательной деятельности;

2)повышение уровня  умственного развития;

3)нормализацию  учебной деятельности;

4)коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

5)охрану и укрепление физического и нервно – психического здоровья;

6)социально-трудовую адаптацию.

 

 

Общая характеристика учебного предмета. В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире. Наиболее сложные элементы Фундаментального ядра содержания общего образования по химии, такие, как основы органической и промышленной химии, перенесены в программу средней (полной) общеобразовательной школы.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекании химических реакций.

В изучении курса значительна роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Обучение химии дает возможность с использованием системно-деятельностного подхода формировать у учащихся универсальные учебные действия:

1.      Личностные – знание основных принципов и правил отношения к живой природе; мотивация, направленная на ее изучение, с помощью новейших технологий, умение доказывать и защищать свои идеи, объективно оценивать работу окружающих, использовать возможности ресурсов единой образовательной информационной среды для самообразования и подготовки к проверочным работам;

2.      Регулятивные - умение видеть проблему, ставить учебную задачу, планировать работу и корректировать ее по мере выполнения учебной задачи;

3.      Познавательные - умение ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, работать с разными источниками информации, в том числе с ресурсами сети Интернет, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.

4.      Коммуникативные – умение работать в паре и в команде, организация совместной работы, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии или представления предметного содержания, представлять информацию в электронном виде с использованием привычных форматов приложений (PowerPoint,Excel,Word).

Планируемые результаты реализации программы «Формирование УУД» средствами предмета химии:

Личностные универсальные учебные действия

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится: • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей; • устанавливать целевые приоритеты; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится: • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится: • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи; • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

 

Планируемые результаты освоения курса химии

Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патри­отизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующе­го современному уровню развития науки и общественной прак­тики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
  • формирование ответственного отношения к учению, готов­ности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профес­сиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учё­том устойчивых познавательных интересов;
  • формирование коммуникативной компетентности в обра­зовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование понимания ценности здорового и безопас­ного образа жизни; усвоение правил индивидуального и кол­лективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • формирование познавательной и информационной куль­туры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необхо­димости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметными результатами освоения основной образо­вательной программы основного общего образования являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и позна­вательных задач;
  3. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, струк­турировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
  4. умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои дей­ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  5. формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информа­ционных технологий (компьютеров и программного обеспече­ния) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;
  7. умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учеб­ного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носите­лях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
  8. умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
  9. умение организовать свою жизнь в соответствии с пред­ставлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимо­действия;

Предметными результатами освоения Основной образова­тельной программы основного общего образования являются:

  1. формирование первоначальных систематизированных пред­ставлений о веществах, их превращениях и практическом при­менении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
  2. осознание объективной значимости основ химической нау­ки как области современного естествознания, химических пре­вращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление пред­ставлений о материальном единстве мира;
  3. овладение основами химической грамотности: способно­стью анализировать и объективно оценивать жизненные ситу­ации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведе­ние в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
  4. формирование умений устанавливать связи между реаль­но наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, про­исходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
  5. приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при прове­дении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
  6. умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожо­гах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
  7. овладение приёмами работы с информацией химическо­го содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий);
  8. создание основы для формирования интереса к расшире­нию и углублению химических знаний и выбора химии как про­фильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;
  9. формирование представлений о значении химической нау­ки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Содержание учебного предмета «Химия» (68 часов, 2-часа в неделю. Из них 2 час - резервное время).

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса. (2часа)

Основные задачи изучения темы:

· Восстановление в памяти обучающихся важных для последующего изучения вопросов: характеристика хим. элементов и их соединений на основании положения элементов в периодической системе ; состав оксидов, оснований, кислот; общие свойства, характерные для этих классов неорганических соединений

· Установление причин сходства и различия хим. элементов для создания возможности предугадывания состава, строения и свойств образуемых ими веществ.

Урок 1. Повторение основных вопросов курса химии 8 класса.

Урок 2. Важнейшие классы неорганических соединений.

Блок 1. Классификация химических реакций.(6 часов)

Основные задачи изучения темы:

· Ознакомление обучающихся с основными закономерностями протекания хим. реакций.

· Рассмотрение вопросов энергетики хим. превращений.

· Углубление знаний обучающихся о веществе, хим. реакции.

· Раскрытие взаимосвязи между раннее приобретёнными знаниями и новыми теоретическими понятиями, такими как хим. кинетика, хим. равновесие, катализ.

· Уметь производить расчёты по термохимическим уравнениям.

Основные понятия: скорость химической реакции, тепловой эффект хим. реакции, хим. равновесие, правило Ле – Шателье, энтальпия, энтропия.

Урок 1. Окислительно - восстановительные реакции.

Урок 2. Тепловые эффекты химических реакций.

Урок 3. Расчетные задачи. Вычисление по термохимическим уравнениям реакций.

Урок 4. Скорость химических реакций.

Урок 5. Практическая работа 1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость.

Урок 6. Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии

Блок 2. Химические реакции в водных растворах. (7 часов)

Основные задачи изучения темы:

• Расширение и углубление представлений обучающихся о растворах и процессе растворения, о строении веществ и хим. процессах происходящих в растворах.

• Дальнейшее углубление знаний атомов, видах хим. связи, типах хим. реакций, свойствах классов неорганических соединений.

• Развивать ифорировать диалектико – материалистическое мировоззрение учащихся.

• Формировать представления о механизме электролитической диссоциации, об условиях образования и взаимодействия ионов в растворе. • Научить составлять уравнения реакций ионного обмена между электролитами, отмечать условия их протекания до конца.

• Уметь объяснять свойства растворов кислот, щелочей, солей в свете представлений теории электролитической диссоциации и ОВР.

Основные понятия: электролит, электролитическая диссоциация, степень электролитической диссоциации, обратимые и необратимые реакции, гидролиз.

Урок 1. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах.

Урок 2. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.*

Урок 3. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.*

Урок 4 Реакции ионного обмена и условия их протекания.

Урок 5. Гидролиз солей.*

Урок 6. Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме: «Электролитическая диссоциация веществ»».

Урок 7. Контрольная работа № 1 по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация»

Блок 3. Галогены. (5 часов)

Урок 1. Характеристика галогенов.

Урок 2. Хлор.

Урок 3. Хлороводород..

Урок 4. Соляная кислота и ее соли.

Урок 5. Практическая работа «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств»

Блок 4. Кислород и сера. (9 часов)

Основные задачи изучения темы:

· На основе изучения хим. свойств неметаллов формируется понятие об ОВР.

· Применение знаний ПЗ, теории хим. связи, строения атома.

· Углубление знаний теории о ПЗ и П. системе хим. элементов Д.И. Менделеева, о видах хим. связи и строении вещества, об электролитической диссоциации.

· При знакомстве с характерными свойствами неметаллов главной подгруппы 4 группы ПС хим. элементов учащиеся получают представления о свойствах простых веществ, образованных углеродом и кремнием, а также уясняют состав, строение и свойства их оксидов, гидроксидов и солей, а также знания о кристаллических решётках и аллотропных видоизменениях углерода.

· В данной теме предусмотрено развитие умений обучающихся решать качественные и расчётные задачи по определению массы (объёма) продукта реакции, если известна масса (или объём) исходного вещества, содержащего примеси.

Основные понятия: аллотропия, соли аммония, нитраты, аллотропные видоизменения.

Урок 1. Характеристика кислорода и серы

Урок 2. Свойства и применение серы.

Урок 3. Сероводород. Сульфиды

Урок 4. Оксид серы (IV).Сернистая кислота

Урок 5Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли.

Урок 6. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты*.

Урок 7. Практическая работа 4 «Решение экспериментальных задач по теме « Кислород и сера»

Урок 8. Решение расчетных задач

Урок 9. Обобщение по теме «Кислород и сера»

Блок 5. Азот и фосфор. (10 часов)

Основные задачи изучения темы:

· На основе изучения хим. свойств неметаллов формируется понятие об ОВР.

· Применение знаний ПЗ, теории хим. связи, строения атома.

· Углубление знаний теории о ПЗ и П. системе хим. элементов Д.И. Менделеева, о видах хим. связи и строении вещества, об электролитической диссоциации.

· При знакомстве с характерными свойствами неметаллов главной подгруппы 5 группы ПС хим. элементов учащиеся получают представления о свойствах простых веществ, образованных азотом и фосфором, а также уясняют состав, строение и свойства их оксидов, кислот и солей

· В данной теме предусмотрено развитие умений обучающихся решать качественные и расчётные задачи по определению массы (объёма) продукта реакции, если известна масса (или объём) исходного вещества, содержащего примеси.

Основные понятия: аллотропия, соли аммония, нитраты, аллотропные видоизменения.

Урок 1. Характеристика азота и фосфора

Урок 2. Аммиак.

Урок 3. Практическая работа № 5 «Получение аммиака и изучение его свойств».

Урок 4 Соли аммония.

Урок 5. Азотная кислота. Свойства разбавленной азотной кислоты.

Урок 6. Свойства концентрированной азотной кислоты*.

Урок 7. Соли азотной кислоты. Азотные удобрения

Урок 8. Фосфор

Урок 9. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее соли.

Урок 10. Обобщение по теме «Азот и фосфор»

Блок 6. Углерод и кремний. (9 часов).

Основные задачи изучения темы:

· На основе изучения хим. свойств неметаллов формируется понятие об ОВР.

· Применение знаний ПЗ, теории хим. связи, строения атома.

· Углубление знаний теории о ПЗ и П. системе хим. элементов Д.И. Менделеева, о видах хим. связи и строении вещества, об электролитической диссоциации.

· При знакомстве с характерными свойствами неметаллов главной подгруппы 4 группы ПС хим. элементов обучающиеся получают представления о свойствах простых веществ, образованных углеродом и кремнием, а также уясняют состав, строение и свойства их оксидов, кислот и солей.

· В данной теме предусмотрено развитие умений обучающихся решать качественные и расчётные задачи по определению массы (объёма) продукта реакции, если известна масса (или объём) исходного вещества, содержащего примеси.

Основные понятия: аллотропия, силикаты и карбонаты, аллотропные видоизменения.

Урок 1. Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода.

Урок 2. Химические свойства углерода. Адсорбция.*

Урок 3. Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.

Урок 4. Углекислый газ.

Урок 5. Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Урок 6. Практическая работа № 6. «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.»

Урок 7. Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.

Урок 8. Обобщение по теме «Неметаллы»

Урок 9. Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы».

Блок 7. МЕТАЛЛЫ (13 часов)

Основные задачи изучения темы:

· При изучении данной темы обучающиеся должны выводить знания о конкретных металлах из тех общих положений, которые уже изучены, давать им сравнительную характеристику.

· Изучение электрохимического ряда напряжений металлов, понятия электрохимии.

· Применение теоретических знаний при изучении данной темы позволяет раскрыть взаимосвязь явлений природы, новыми примерами иллюстрировать принцип познаваемости мира.

· Ознакомление обучающихся с элементами главных подгрупп 1 – 3 групп Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, а также со свойствами простых веществ и соединений, образованных элементами подгруппы щелочных металлов – кальцием, алюминием.

· Изучение фактического материала темы позволяет углубить и расширить теоретические знания о ПЗ и строении вещества, использовать их для предсказания и объяснения учащимися свойств металлов и направлений их практического использования.

· Формирование знаний по электронному строению атомов.

· Определение элемента в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, а также особенности заполнения электронных оболочек у атомов.

· Понятие об аллотропных видоизменениях железа, гидроксидах и солях железа.

· Формирование представлений о различных способах получения металлов: металлотермическом, электрохимическом, металлургическом.

· Использование поваренной соли – как консерванта пищевых продуктов.

· Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Основные понятия: электрохимический ряд напряжений металлов, понятие электрохимии, коррозия металлов, электролиз, сплавы, жёсткость воды, металлотермия, металлургия.

Урок 1. Характеристика металлов. Сплавы.

Урок 2. Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.*

Урок 3. Щелочные металлы.

Урок 4.. Магний. Щелочноземельные металлы

Урок 5.. Кальций и его соединения. Жесткость воды

Урок 6. Алюминий.

Урок 7. Важнейшие соединения алюминия

Урок 8. Железо.

Урок 9.. Соединения железа.*

Урок 10. Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы и их соединения».

Урок 11. Обобщение по теме «Металлы»

Урок 12. Контрольная работа по теме: «Общие свойства металлов»

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Блок 8. Краткий обзор важнейших органических веществ. (9 ч асов )

Основные задачи изучения темы:

· Формировать понятия обучающихся об основах классификации органических соединений, о зависимости свойств органических веществ от хим. строения.

· Изучение органической химии проводится на базе приобретённых знаний по неорганической химии (строение вещества, ПЗ, хим. связь, закономерности протекания хим. реакций, ЭД).

· Лекарственные препараты. Проблемы, связанные с их применением.

· Уксусная кислота – консервант пищевых продуктов.

· Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. · Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Урок 1. Органическая химия.

Урок 2. Предельные углеводороды.

Урок 3. Непредельные углеводороды.

Урок 4. Полимеры*

Урок 5. Производные углеводородов. Спирты*

Урок 6. Карбоновые кислоты.*

Урок 7. Углеводы.*

Урок 8. Аминокислоты. Белки.*

Урок 9. Обобщающий урок по теме « Важнейшие органические соединения».

При изучении химии осуществляется переход от методики поурочного планирования к блочно-модульной системе организации учебного процесса. Тематическое планирование составлено с учетом применения при обучении химии блочно-модульной технологии. Каждый тематический блок состоит из нескольких модулей: ПМ - проблемный модуль, ИМ - информационный модуль, РМ - расширенный модуль, МС - модуль систематизации, ОММ - ориентационно-мотивационный модуль, МСР – модуль самостоятельной работы с учебной литературой, ПрМ – практический модуль, МК - модуль контроля знаний

Модуль

Содержание модуля

Проблемный

Создание проблемной ситуации, приводящей к появлению нового понятия.

Информационный

Изучение нового материала единым блоком, разработка алгоритмов решения задач и классификация их основных типов.

Расширенный

Углубление и расширение теоретического материала. Решение более сложных, нестандартных задач

Систематизации

Обобщение и систематизация материала блока

Ориентационно-мотивационный модуль

Ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий, постановка вопросов для поиска информации, вопросы и форма итогового контроля

Модуль самостоятельной работы с учебной литературой

Самостоятельное изучение теоретического материала по вопросам и т. д.

Коррекции знаний

Ликвидация пробелов

Практический модуль

Выполнение практических и лабораторных работ, работа над проектом, учебным исследованием и т.д.

Контроля

Учёт знаний учащихся:

а) текущий контроль;

б) контроль выполнения домашних заданий;

в) итоговый контроль.



 

При организации занятий с обучаемым с ЗПР используются следующие формы и методы - повторения умений и навыков, что должно способствовать выработке динамического стереотипа; - принцип системного чередования нагрузок и отдыха; - принцип активного обучения, который заключается в использовании активных форм и методов обучения :

· объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

· репродуктивный;

· частично поисковый (эвристический);

· проблемное изложение; исследовательский.

Методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.), предполагается более простая система домашних заданий и в меньшем объеме.

Построение урока с применением обучающих программ и электронных учебников, позволяет:

А) Осуществить автоматический контроль при использовании готовых тестов и контрольных работ.

Б) Организовать проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. (Многие явления, недоступные для изучения, ограниченности во времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте).

В) Обработать результаты эксперимента.

Обучаемый с ОВЗ имеет слабую краткосрочную память, воспринимает материал, подкрепленный наглядностью, или с опорой на заучивание

Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Выпускник научится:

·         Объяснять суть химических процессов;

·         Называть признаки и условия протекания химических реакций;

·         • устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу

·         исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

·         • прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

·         • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

·         • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

·         • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

·         • определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

·         • проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов

·         • определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

·         • составлять формулы веществ по их названиям; 
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

·         • составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

·         • объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

·         • называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;

·         • называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

·         • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

·         • определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

·         • составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;
• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

Требования к уровню подготовки обучающегося по химии:

 

Выпускник научится:

• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

• вычислять простейшую относительную молекулярную и молярную массы веществ, для оценки их практической значимости;

• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); • составлять простейшие уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; обзорно полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

• приготовлять простейшие растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов

• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;

• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в простейших окислительно-восстановительных реакциях;

• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

Выпускник получит возможность научиться:

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые знания при выполнении простейших исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• по опоре прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

•  по опоре прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

• совместно с педагогом организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значе

                           Формы контроля

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • практикум.
  • Контрольные работы

Организационно – педагогические условия реализации данной  программы.

Требования к тетрадям обучающегося по химии:

В тетрадях должны быть грамотно оформлены все записи, писать разборчивым почерком. Поля в обязательном порядке выделяются в рабочих тетрадях, для контрольных работ по всем предметам.  В 9 классе дата записывается на полях цифрами (7.09. 12).Обязательно соблюдение красной строки. Подчеркивания выполнять аккуратно. Таблицы, условные обозначения выполнять карандашом, в случае необходимости с применением линейки. Исправление ошибок: зачеркивать косой линией (ручкой), часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией, вместо зачеркнутого надписать нужную запись. В 9 классе – проверка тетрадей производится красной пастой.В тетрадях для контрольных   работ не применять штрих. Не должно быть посторонних записей, рисунков в рабочих тетрадях.

Количество ученических тетрадей.

По химии должно быть по одной рабочей тетради и тетради для контрольных работ. Допускаются тетради на печатной основе.

Порядок проверки письменных работ учителями.

Рабочие тетради обучающегося 9 класса по химии проверяются выборочно, но не реже 1 раза в четверть. Контрольные, рабочие тетради на печатной основе проверяются и возвращаются к следующему уроку, а при большом количестве работ через урок.

Требования к опросу на уроке.

Частотность опроса должна быть не менее одного раза в 3-4 урока.

Комбинированный опрос должен быть отражен записью в журнале (практические, тесты, диктанты и другие виды работ).При монологическом опросе обучающийся дает ответ стоя, при фронтальном опросе, дискуссии он может не вставать с места. По окончании урока оценки за опрос обучающимся выставляются в дневник и в журнал. Тесты должны быть распечатаны или представлены в  электронном виде. Не должно быть тестов «на слух», оценок только за письменные работы.

Домашнее задание.

Объем домашнего задания не должен превышать норм Санпина. Домашнее задание записывается в дневник. С 8 класса учитель не отвечает за запись д/з. Закрепление пройденного материала или опережающее или дифференцированное. Письменные работы проверяются в соответствии с орфографическим режимом (ошибки в терминах, названиях учитывать).Проверка д/з должна осуществляться в разных формах. Д/з записывается в журнале в соответствии с календарно – тематическим планом. Отставание по программе не ликвидировать за счёт  д/з.

Диагностическая часть

Результаты образовательной программы по курсу химии отслеживаются через систему предметного мониторинга, который складывается из следующих элементов:

• умение работать с текстом:

1) выделять главное;

2) разделить текст на части;

3) озаглавить части текста;

4) умение составлять тезисный план, опорный конспект;

5) уметь работать с таблицами и рисунками;

6) работать с графиками и диаграммами;

7) работать с терминами;

8) отвечать на вопросы, задавать вопросы;

• усвоение терминов, дат (химический диктант)

• выполнение и оформление практических работ, соблюдение требований к написанию и оформлению практических работ

• навыки решения практических задач.

• тестирование по типу пробного ГИА.

• устный ответ обучающихся:

1) полнота, правильность ответа;

2) использование терминов, дат, научных теорий, достижений науки, знание формулировок законов;

3) умение отвечать на вопросы.

Критерии и нормы оценивания знаний обучающегося по химии.

Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы обучающихся рекомендуется осуществлять контроль устных и письменных работ по учебным предметам по изменённой шкале оценивания. Рекомендуется не применять при оценивании знаний обучающегося отметку «2», так как это влияет на мотивацию в изучении данного предмета, а так же является преодолением негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышением их работоспособности, активизацией познавательной деятельности.В основу оценивания устного ответа обучающихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос; 
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; 
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; 
- неправильное произношение химических терминов.
Норма оценок

Устные ответы

«5» -ставиться, если учащийся понимает сущность химических явлений, закономерностей;

-дает правильный ответ на поставленный вопрос;

-строит ответ самостоятельно или по учебнику, сопровождая примерами;

-умеет применять теоретические знания на практике;

Допускается 1-2 неточности в ответе, которые ученик сам исправляет.

«4» -ставиться в том случае, если в ответе допускается 1 ошибка, которую ученик сам может исправить;

-или не может применять знания в новой ситуации;

-не умеет связывать ответ с предыдущим материалом, хотя ответ на поставленный вопрос дал правильный.

«3» -если учащийся в целом понимает сущность химических систем и процессов, происходящих в них, но допускает грубые ошибки;

-недочеты в ответе;

-затрудняется делать выводы;

- не умеет читать таблицы.

«2» -если учащийся не овладел основными понятиями;

-допускать грубые ошибки, которые не может исправить при помощи учителя, учащихся;

-недобросовестно готовил домашнее задание;

Оценку «2» в классах  ставится за письменные контрольные работы, тест, если учащийся выполнил ½ работы (в обычных классах).

Практические работы

«5» -ставиться, если работа выполнена аккуратно в полном объеме с заданной последовательностью проведения наблюдений, опытов;

-сделан вывод, рисунки выполнены карандашом.

Допускаются орфографические ошибки (учащихся очень неграмотные).

«4» -ставится, если допущены (2-3) недочета;

-небрежность в оформлении;

-вывод неполный.

«3» -работа выполнена не полностью;

-выводы неполные, хотя оформлена работа аккуратно;

-рисунки яркие, но нет пояснения к ним.

«2» -работа выполнена на 50%;

-допущены грубые ошибки;

-выводов нет.

Литература и средства обучения Состав учебно-методического комплекта:

1. Рудзитис Г.Е. Химия: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.

2. Химия: 9 кл.: электронное приложение к учебнику.

3. Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 классы / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.

4. Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы/ Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.

5. Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл. / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение.

6. Гара Н.Н. Химия. Уроки: 8 кл. / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.

Список литературы для учащихся:

  1. Рудзитис Г.Е. Химия: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.

Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл. / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе

Адаптированная программа по химии в 9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2019