адаптированная программа по математике 9 класс

  • docx
  • 11.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа по математике 9 класс овз.docx

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебного курса «Математика» для 9 класса составлена на основе:

1.                     Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

2.                     Методических рекомендаций по формированию учебных планов дляорганизации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями

3.                     Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости МБОУ «Сош № 28 г. Челябинска»;

4.                   Образовательной программы  М.Н. Перовой, В.В. Эк по предмету «Математика» для 5-9 классов  специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида   (Издательство «ВЛАДОС», 2001 год) под редакцией В.В. Воронковой.

 

Процесс обучения математике неразрывно связан с ре­шением специфической задачи коррекционных образователь­ных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием по­знавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпе­ливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять конт­роль и самоконтроль.

 

Обучение математике  носит практическую на­правленность и  тесно связано с другими учебными пред­метами, жизнью, готовит учащихся к овладению профес­сионально-трудовыми знаниями и навыками, учит  использо­ванию математических знаний в нестандартных ситуациях.

 

Программа  составлена  с  учётом  особенностей  познавательной  деятельности  умственно  отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует  их  умственному  развитию.  В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья  в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном математическом  материале, особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений. В настоящей программе полностью сохранён принцип коррекционной направленности обучения, в связи с  фрагментарностью  усвоения  школьниками учебного  материала  учтена  система  межпредметных  связей.

 

Цели  и  задачи  обучения

Цель: расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование  математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

 

 

Задачи:

·        дать учащимся такие доступные количественные, пространствен­ные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

·        использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и кор­рекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

·        развивать речь учащихся, обогащать ее математической терми­нологией;

·        воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения; создавать условия для социальной адаптации  обучающихся.

 

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

 

Основные направления коррекционной работы:

·       Корригировать нарушения эмоционально-личностной сферы

·       Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.

·       Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

·       Развивать  умение сравнивать и обобщать

·       Развивать речь, владение техникой речи с опорой на математическую деятельность

·       Корригировать слуховое и зрительное восприятие.

·       Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

·       Формировать  навыки самоконтроля

·       Создавать условия для  развития мыслительных операций : анализ, синтез, классификация, обобщение

·       Развивать словесно-логическое мышление, пространственное воображение и другие качества мышления, оптимально формируемых средствами математики.

 

Место предмета «Математика» в базисном учебном плане школы. 

Рабочая программа по предмету «Математика» составлена в соответствии базисным учебным планом и учебно-календарным графиком МБОУ «Сош № 28 г. Челябинска» на 2024-2025 уч. Год,  на 70 часов, по 2 часа в неделю.

В программе предусмотрено изучение разделов «Единицы измерения», «Дроби», «Решение задач», «Геометрический материал». Упражнения в вычислениях, решении задач, геометрический материал даются в процессе изучения всего программного материала по математике.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на трехзначное число (легкие случаи).

Процент. Обозначение: 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью.

Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные (периодические). Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида.

Простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%.

Геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипеда, цилиндра, конус (полный и усеченный), пирамида. Грани, вершины.

Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь боковой и полной поверхности.

Объем. Обозначение: V. Единицы измерения объема: 1 куб. мм (1мм3), 1 куб, см (1см3), 1 куб. дм (1дм3), 1 куб. м (1м3), 1куб.км (1км3). Соотношения: 1 куб. дм = 1000 куб. см, 1 куб. м = 1 000 куб. дм, 1 куб. м = 1 000 000 куб. см.

Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).

Числа, получаемые при измерения и вычислении объема (рассматриваются случаи, когда крупная единица объема содержит 1 000 мелких).

Развертка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный треугольник, четырехугольник, шестиугольник). Шар, сечения нара, радиус, диаметр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН

 

 

№ п/п

Содержание

Количество часов

В том числе

контрольные работы

проверочные работы

геометрический материал

1.      

Нумерация

3

1

 

 

2.      

Десятичные дроби

23

1

2

3

3.      

Проценты

21

1

3

3

4.      

Обыкновенные и десятичные дроби

20

1

4

4

5.      

Повторение

3

 

 

1

 

Итого:

70

4

9

11

 

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Дата

Тема урока

Домашнее задание

Коррекционная работа

НУМЕРАЦИЯ (3ч.)

1.      

 

Разрядная таблица. Чтение и запись чисел в пределах 100000

С.4 №7, №29 заполнить табл.

Развитие аналитико-синтетического мышления на основе упражнений при записи чисел.

2.      

 

Разложение чисел на разрядные слагаемые. Римские цифры.

С.8 №34 разложить числа

Развитие долговременной памяти устойчивости внимания

3.      

 

Стартовая диагностическая

контрольная работа № 1

С.10 №1-5 ответить на вопросы

Развитие устойчивого внимания.

ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ (23 ч.)

4.      

 

Анализ контрольной работы. Преобразование десятичных дробей.  Сравнение дробей.

С.14 №58 преобразовать,

№64 сравнить

Коррекция  внимания, развитие умения анализировать ошибки.

5.      

 

Запись чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями

С.16 № 73 записать  в виде дроби

Развитие аналитико-синтетического мышления на основе упражнений при записи чисел.

6.      

 

Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин

С.18 №79 преобразовать

7.      

 

Проверочная работа №1

«Преобразование и сравнение дробей»

С.19 №81,85 заполнить таблицу

Развитие устойчивого внимания.

8.      

 

Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей

С.21№93 решить удобным способом

Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом

9.      

 

Письменное сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей

С.23 №108 вычислить с проверкой

Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом

10.  

 

Решение составных арифметических задач

С.29 №155, 159 решить задачи

Формирование приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение.

11.  

 

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении

С.31№166 заменить числа, вычислить

Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом

12.  

 

Проверочная  работа № 2

«Сложение и вычитание целых и дробных чисел, в том числе полученных при измерении величин»

С.31 №168 составить задачу, №161 посчитать

Развитие устойчивого внимания.

13.  

 

Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число

С. 33№174,175 вычислить

Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом умножения и деления

14.  

 

Умножение целых и дробных чисел на 10,100,1000.

С. 36 №194,199 вычислить

15.  

 

Решение составных арифметических задач

С.39 №216,217 дополнить и решить задачи

Формирование приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение.

16.  

 

Умножение чисел, полученных при измерении величин,  на двузначное число

С.40 № 219,№226 (4 ст.) вычислить

Развитие понятие прямого и обратного действия, устойчивости и концентрации  внимания, объема оперативной памяти

17.  

 

Деление многозначных чисел на двузначное число

С.43 №244 вычислить с проверкой

18.  

 

Деление чисел, полученных при измерении величин,  на двузначное число.

С.44 № 249 вычислить

Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом умножения и деления.

19.  

 

Деление десятичной дроби на двузначное число

С.45 № 255 выполнить деление с проверкой

Развитие понятие прямого и обратного действия, устойчивости и концентрации  внимания, объема оперативной памяти

20.  

 

Умножение многозначных чисел на трёхзначное число.

С.49 №281 (3,4 ст.) решить с проверкой

Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом умножения и деления.

21.  

 

Деление многозначных чисел на трехзначное число.

С.51 №291 вычислить

Развитие понятие прямого и обратного действия, устойчивости и концентрации  внимания, объема оперативной памяти

22.  

 

Умножение и деление многозначных чисел на трехзначное число.

С.53 №304 (1 ст.) №303 (1 ст) вычислить

Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом умножения и деления.

23.  

 

Контрольная  работа № 2

 «Десятичные дроби»

С.64 №355 выучить табл.

Развитие устойчивого внимания.

24.  

 

Анализ контрольной работы.

Линии. Линейные меры

С. 57 №318 начертить, с.58 выучить таблицу мер

Коррекция  внимания, развитие умения анализировать ошибки. Активизация долговременной памяти при работе с геометрическим материалом. Развитие аналитико-синтетического мышления,  концентрации внимания. Коррекция мелкой моторики.

25.  

 

Квадратные меры. Меры земельных площадей.

С.62 №346 заполнить таблицу, с.352(3) вычислить

26.  

 

Прямоугольный параллелепипед (куб). Развертка куба

С.71 №370 выполнить  развертку, с.73 ответить на вопросы

ПРОЦЕНТЫ (21 ч.)

27.  

 

Понятие о проценте

С. 77 №390 выразить в %

Формирование приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение.

28.  

 

Замена процентов десятичной и обыкновенной дробью

С.78 №395 выразить дробью, №396 решить задачу

29.  

 

Нахождение 1% числа

С.80 № 412 найти 1%, №413 решить задачу

Развитие устойчивого внимания, умения работать по словесной инструкции

30.  

 

Нахождение нескольких  процентов числа

С.85 №444 (3,4 ст.) вычислить

Развитие мышления на основе упражнений по нахождению части от целого

31.  

 

Нахождение нескольких  процентов числа.

С.88 №460 (2) заменить дробями, решить

32.  

 

Замена нахождения нескольких  процентов  числа нахождением дроби числа

С.93 №482, 483 решить задачи

Развитие устойчивости и концентрации  внимания, объема оперативной памяти, умения работать по словесной инструкции

33.  

 

Замена нахождения нескольких  процентов  числа нахождением дроби числа

С.97 №506(2) вычислить, №505 решить задачу

34.  

 

Проверочная  работа №3

«Решение задач на  нахождение процентов  от числа»

С.94 №490 составить по схеме задачу

Развитие устойчивого внимания.

35.  

 

Решение арифметических задач

С.97 №503, 504 решить задачи

Формирование приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение.

36.  

 

Нахождение числа по 1%

С.100 №520 вычислить

Развитие устойчивости и концентрации  внимания, объема оперативной памяти, умения работать по словесной инструкции

37.  

 

Нахождение числа по нескольким процентам

С.102 №537 сравнить, № 538 заменить и вычислить

38.  

 

Проверочная  работа №4 

«Решение задач на  нахождение целого числа

по процентам»

С.103 №543,544 сравнить и вычислить

Развитие устойчивого внимания.

39.  

 

Запись десятичной дроби в виде обыкновенной

С.106 № 557 преобразовать

Развитие аналитико-синтетического мышления на основе упражнений при записи чисел.

40.  

 

Запись обыкновенной  дроби в виде десятичной.

С.109 № 569. 571 сравнить дроби

41.  

 

Конечные и бесконечные десятичные дроби

С. 110 № 576 заменить дроби

Развитие устойчивости и концентрации  внимания, объема оперативной памяти, умения работать по словесной инструкции

42.  

 

Замена смешанных чисел десятичными дробями

С. 112 №581, 582 заменить дробями

43.  

 

Контрольная  работа №3

«Проценты»

С. 114 №599 округлить числа, №600 составить задачу

Развитие устойчивого внимания.

44.  

 

Анализ контрольной работы.  Объём. Меры объёма.

С.119 № 610 ответить на вопросы, выучить таблицу

Коррекция  внимания, развитие умения анализировать ошибки.

45.  

 

Измерение и вычисление объёма прямоугольного  параллелепипеда (куба)

С.122 № 621 вычислить объем

Активизация долговременной памяти при работе с геометрическим материалом. Развитие аналитико-синтетического мышления,  концентрации внимания. Коррекция мелкой моторики.

46.  

 

Преобразование кубических мер. Решение задач на вычисление  объёма

С.126 № 632,633 решить задачи

47.  

 

Проверочная работа № 5

«Измерение и вычисление объёма прямоугольного  параллелепипеда (куба)»

С.126 ответить на вопросы 1-8

Развитие устойчивого внимания.

ОБЫКНОВЕННЫЕ И ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ (10 ч.)

48.  

 

Образование и виды дробей.

С. 129 № 648,651 выписать дроби

Развитие устойчивости и концентрации  внимания, объема оперативной памяти, умения работать по словесной инструкции

49.  

 

Преобразование дробей.

С.132 № 664,665 заменить дроби

50.  

 

Проверочная  работа №6

«Образование и сравнение дробей»

С.135 №680, 681 сравнить дроби

Развитие устойчивого внимания.

51.  

 

Сложение обыкновенных и десятичных дробей

С. 139 № 700(2,3 ст.) вычислить

Развитие устойчивого внимания, памяти, навыков сопоставления правил сложения  и вычитани

52.  

 

Вычитание  обыкновенных и десятичных дробей.

С.140 №703 (2), №704 (1,2 ст) вычислить

53.  

 

Проверочная  работа №7

«Сложение и вычитание дробей»

С.143 № 720,721 составить задачи

Развитие устойчивого внимания.

54.  

 

Умножение и деление обыкновенных дробей

С.147 №743,745 выполнить действия

Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом умножения и деления

55.  

 

Умножение и деление обыкновенных дробей

С.150 № 758 составить и решить примеры

56.  

 

Проверочная работа № 8

«Умножение и деление обыкновенных дробей»

С.152 № 765,766 дополнить и решить задачи

Развитие устойчивого внимания.

57.  

 

Все действия с дробями.

С.157 №782 вычислить

Активизация долговременной памяти Развивать аналитико-синтетическое мышление

58.  

 

Все действия с дробями.

С.158 № 784, 791 заполнить таблицу

59.  

 

Проверочная  работа №9

«Все действия с дробями»

С.159 № 794 составить и решить примеры

Развитие устойчивого внимания.

60.  

 

Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями

С.163 № 799 заменить дроби, вычислить

Развитие устойчивого внимания, умения работать по словесной инструкции

61.  

 

Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями

С.166 № 822 (2) выполнить действия

62.  

 

Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями

С.169 №840, 841,842 решить задачи

Активизация долговременной памяти Развивать аналитико-синтетическое мышление

63.  

 

Контрольная  работа №4

«Обыкновенные  и десятичные дроби»

С. 170 № 844 вычислить

Развитие устойчивого внимания.

64.  

 

Анализ контрольной работы.

Геометрические фигуры. Построение геометрических фигур

С.173 № 854, 855 начертить

Коррекция  внимания, развитие умения анализировать ошибки. Активизация долговременной памяти при работе с геометрическим материалом. Развитие аналитико-синтетического мышления,  концентрации внимания. Коррекция мелкой моторики.

65.  

 

Симметричные фигуры. Сектор круга. Сегмент круга

С.179 № 874, 876 начертить

66.  

 

Геометрические тела: цилиндр, конус

С.189 № 913 сделать развертку цилиндра

67.  

 

Геометрические тела: пирамида, шар

С.194 ответить на вопросы 1-7

ПОВТОРЕНИЕ

68.  

 

Нумерация. Все действия с целыми и дробными числами 

С.196 №930 вычислить

Активизация долговременной памяти Развивать аналитико-синтетическое мышление

69.  

 

Нумерация. Все действия с целыми и дробными числами 

С.197 №938 (1,2) вычислить

70.  

 

Геометрический материал. Соотношение единиц измерения

 

Активизация долговременной памяти при работе с геометрическим материалом. Развитие аналитико-синтетического мышления,  концентрации внимания.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

Учащиеся должны знать:

- таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с перехо­дом через десяток;

- табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;

- названия, обозначения, соотношения крупных и мелких еди­ниц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;

- натуральный ряд чисел от 1 до 1 000 000;

- геометрические фигуры и тела, свойства элементов много­угольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, правильного шестиугольника), прямоугольного параллелепипеда, пи­рамиды, цилиндра, конуса, шара.

 

Учащиеся должны уметь:

- выполнять устные арифметические действия с числами в пре­делах 100, легкие случаи в пределах 1 000 000;

- выполнять письменные арифметические действия с натураль­ными числами и десятичными дробями;

- складывать, вычитать, умножать, и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя  единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в де­сятичных дробях;

- находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту;

- решать все простые задачи в соответствии с данной програм­мой, составные задачи в 2,3,4 арифметических действия;

- вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда;

- различать геометрические фигуры и тела;

- строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии; развертки куба, прямоугольного паралле­лепипеда.

 

Примечания 

Достаточно:

-знать величины, единицы измерения стоимости, длины, массы, площа­ди, объема, соотношения единиц измерения стоимости, длины, массы;

-читать, записывать под диктовку дроби обыкновенные, десятичные;

-уметь считать, выполнять письменные арифметические действия (ум­ножение и деление на однозначное число, круглые десятки) в пределах 10 000;

-решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, произведения, частного, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, в несколько раз, на нахождение дроби обыкновенной; десятичной, 1 % от числа; на соотношения: стоимость, цена, количество, расстояние, скорость, время;

-уметь вычислять площадь прямоугольника по данной длине сторон; объем прямоугольного параллелепипеда по данной длине ребер;

-уметь чертить линии, углы, окружности, треугольники, прямоугольни­ки с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля;

-различать геометрические фигуры и тела.

 

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

·        Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 2013.

·        Перова М.Н. Математика. 9 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/М.Н.Перова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 222 с.

·        Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).