ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Математика» для 9 класса составлена на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
2. Методических рекомендаций по формированию учебных планов дляорганизации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями
3. Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости МБОУ «Сош № 28 г. Челябинска»;
4. Образовательной программы М.Н. Перовой, В.В. Эк по предмету «Математика» для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида (Издательство «ВЛАДОС», 2001 год) под редакцией В.В. Воронковой.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию. В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном математическом материале, особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений. В настоящей программе полностью сохранён принцип коррекционной направленности обучения, в связи с фрагментарностью усвоения школьниками учебного материала учтена система межпредметных связей.
Цели и задачи обучения
Цель: расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Задачи:
· дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
· использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
· развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией;
· воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения; создавать условия для социальной адаптации обучающихся.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
· Корригировать нарушения эмоционально-личностной сферы
· Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
· Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
· Развивать умение сравнивать и обобщать
· Развивать речь, владение техникой речи с опорой на математическую деятельность
· Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
· Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
· Формировать навыки самоконтроля
· Создавать условия для развития мыслительных операций : анализ, синтез, классификация, обобщение
· Развивать словесно-логическое мышление, пространственное воображение и другие качества мышления, оптимально формируемых средствами математики.
Место предмета «Математика» в базисном учебном плане школы.
Рабочая программа по предмету «Математика» составлена в соответствии базисным учебным планом и учебно-календарным графиком МБОУ «Сош № 28 г. Челябинска» на 2024-2025 уч. Год, на 70 часов, по 2 часа в неделю.
В программе предусмотрено изучение разделов «Единицы измерения», «Дроби», «Решение задач», «Геометрический материал». Упражнения в вычислениях, решении задач, геометрический материал даются в процессе изучения всего программного материала по математике.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на трехзначное число (легкие случаи).
Процент. Обозначение: 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью.
Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные (периодические). Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида.
Простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%.
Геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипеда, цилиндра, конус (полный и усеченный), пирамида. Грани, вершины.
Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь боковой и полной поверхности.
Объем. Обозначение: V. Единицы измерения объема: 1 куб. мм (1мм3), 1 куб, см (1см3), 1 куб. дм (1дм3), 1 куб. м (1м3), 1куб.км (1км3). Соотношения: 1 куб. дм = 1000 куб. см, 1 куб. м = 1 000 куб. дм, 1 куб. м = 1 000 000 куб. см.
Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Числа, получаемые при измерения и вычислении объема (рассматриваются случаи, когда крупная единица объема содержит 1 000 мелких).
Развертка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный треугольник, четырехугольник, шестиугольник). Шар, сечения нара, радиус, диаметр.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Содержание |
Количество часов |
В том числе |
||
контрольные работы |
проверочные работы |
геометрический материал |
|||
1. |
Нумерация |
3 |
1 |
|
|
2. |
Десятичные дроби |
23 |
1 |
2 |
3 |
3. |
Проценты |
21 |
1 |
3 |
3 |
4. |
Обыкновенные и десятичные дроби |
20 |
1 |
4 |
4 |
5. |
Повторение |
3 |
|
|
1 |
|
Итого: |
70 |
4 |
9 |
11 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Дата |
Тема урока |
Домашнее задание |
Коррекционная работа |
НУМЕРАЦИЯ (3ч.) |
||||
1. |
|
Разрядная таблица. Чтение и запись чисел в пределах 100000 |
С.4 №7, №29 заполнить табл. |
Развитие аналитико-синтетического мышления на основе упражнений при записи чисел. |
2. |
|
Разложение чисел на разрядные слагаемые. Римские цифры. |
С.8 №34 разложить числа |
Развитие долговременной памяти устойчивости внимания |
3. |
|
Стартовая диагностическая контрольная работа № 1 |
С.10 №1-5 ответить на вопросы |
Развитие устойчивого внимания. |
ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ (23 ч.) |
||||
4. |
|
Анализ контрольной работы. Преобразование десятичных дробей. Сравнение дробей. |
С.14 №58 преобразовать, №64 сравнить |
Коррекция внимания, развитие умения анализировать ошибки. |
5. |
|
Запись чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями |
С.16 № 73 записать в виде дроби |
Развитие аналитико-синтетического мышления на основе упражнений при записи чисел. |
6. |
|
Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин |
С.18 №79 преобразовать |
|
7. |
|
Проверочная работа №1 «Преобразование и сравнение дробей» |
С.19 №81,85 заполнить таблицу |
Развитие устойчивого внимания. |
8. |
|
Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей |
С.21№93 решить удобным способом |
Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом |
9. |
|
Письменное сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей |
С.23 №108 вычислить с проверкой |
Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом |
10. |
|
Решение составных арифметических задач |
С.29 №155, 159 решить задачи |
Формирование приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение. |
11. |
|
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении |
С.31№166 заменить числа, вычислить |
Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом |
12. |
|
Проверочная работа № 2 «Сложение и вычитание целых и дробных чисел, в том числе полученных при измерении величин» |
С.31 №168 составить задачу, №161 посчитать |
Развитие устойчивого внимания. |
13. |
|
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число |
С. 33№174,175 вычислить |
Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом умножения и деления |
14. |
|
Умножение целых и дробных чисел на 10,100,1000. |
С. 36 №194,199 вычислить |
|
15. |
|
Решение составных арифметических задач |
С.39 №216,217 дополнить и решить задачи |
Формирование приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение. |
16. |
|
Умножение чисел, полученных при измерении величин, на двузначное число |
С.40 № 219,№226 (4 ст.) вычислить |
Развитие понятие прямого и обратного действия, устойчивости и концентрации внимания, объема оперативной памяти |
17. |
|
Деление многозначных чисел на двузначное число |
С.43 №244 вычислить с проверкой |
|
18. |
|
Деление чисел, полученных при измерении величин, на двузначное число. |
С.44 № 249 вычислить |
Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом умножения и деления. |
19. |
|
Деление десятичной дроби на двузначное число |
С.45 № 255 выполнить деление с проверкой |
Развитие понятие прямого и обратного действия, устойчивости и концентрации внимания, объема оперативной памяти |
20. |
|
Умножение многозначных чисел на трёхзначное число. |
С.49 №281 (3,4 ст.) решить с проверкой |
Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом умножения и деления. |
21. |
|
Деление многозначных чисел на трехзначное число. |
С.51 №291 вычислить |
Развитие понятие прямого и обратного действия, устойчивости и концентрации внимания, объема оперативной памяти |
22. |
|
Умножение и деление многозначных чисел на трехзначное число. |
С.53 №304 (1 ст.) №303 (1 ст) вычислить |
Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом умножения и деления. |
23. |
|
Контрольная работа № 2 «Десятичные дроби» |
С.64 №355 выучить табл. |
Развитие устойчивого внимания. |
24. |
|
Анализ контрольной работы. Линии. Линейные меры |
С. 57 №318 начертить, с.58 выучить таблицу мер |
Коррекция внимания, развитие умения анализировать ошибки. Активизация долговременной памяти при работе с геометрическим материалом. Развитие аналитико-синтетического мышления, концентрации внимания. Коррекция мелкой моторики. |
25. |
|
Квадратные меры. Меры земельных площадей. |
С.62 №346 заполнить таблицу, с.352(3) вычислить |
|
26. |
|
Прямоугольный параллелепипед (куб). Развертка куба |
С.71 №370 выполнить развертку, с.73 ответить на вопросы |
|
ПРОЦЕНТЫ (21 ч.) |
||||
27. |
|
Понятие о проценте |
С. 77 №390 выразить в % |
Формирование приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение. |
28. |
|
Замена процентов десятичной и обыкновенной дробью |
С.78 №395 выразить дробью, №396 решить задачу |
|
29. |
|
Нахождение 1% числа |
С.80 № 412 найти 1%, №413 решить задачу |
Развитие устойчивого внимания, умения работать по словесной инструкции |
30. |
|
Нахождение нескольких процентов числа |
С.85 №444 (3,4 ст.) вычислить |
Развитие мышления на основе упражнений по нахождению части от целого |
31. |
|
Нахождение нескольких процентов числа. |
С.88 №460 (2) заменить дробями, решить |
|
32. |
|
Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа |
С.93 №482, 483 решить задачи |
Развитие устойчивости и концентрации внимания, объема оперативной памяти, умения работать по словесной инструкции |
33. |
|
Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа |
С.97 №506(2) вычислить, №505 решить задачу |
|
34. |
|
Проверочная работа №3 «Решение задач на нахождение процентов от числа» |
С.94 №490 составить по схеме задачу |
Развитие устойчивого внимания. |
35. |
|
Решение арифметических задач |
С.97 №503, 504 решить задачи |
Формирование приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение. |
36. |
|
Нахождение числа по 1% |
С.100 №520 вычислить |
Развитие устойчивости и концентрации внимания, объема оперативной памяти, умения работать по словесной инструкции |
37. |
|
Нахождение числа по нескольким процентам |
С.102 №537 сравнить, № 538 заменить и вычислить |
|
38. |
|
Проверочная работа №4 «Решение задач на нахождение целого числа по процентам» |
С.103 №543,544 сравнить и вычислить |
Развитие устойчивого внимания. |
39. |
|
Запись десятичной дроби в виде обыкновенной |
С.106 № 557 преобразовать |
Развитие аналитико-синтетического мышления на основе упражнений при записи чисел. |
40. |
|
Запись обыкновенной дроби в виде десятичной. |
С.109 № 569. 571 сравнить дроби |
|
41. |
|
Конечные и бесконечные десятичные дроби |
С. 110 № 576 заменить дроби |
Развитие устойчивости и концентрации внимания, объема оперативной памяти, умения работать по словесной инструкции |
42. |
|
Замена смешанных чисел десятичными дробями |
С. 112 №581, 582 заменить дробями |
|
43. |
|
Контрольная работа №3 «Проценты» |
С. 114 №599 округлить числа, №600 составить задачу |
Развитие устойчивого внимания. |
44. |
|
Анализ контрольной работы. Объём. Меры объёма. |
С.119 № 610 ответить на вопросы, выучить таблицу |
Коррекция внимания, развитие умения анализировать ошибки. |
45. |
|
Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба) |
С.122 № 621 вычислить объем |
Активизация долговременной памяти при работе с геометрическим материалом. Развитие аналитико-синтетического мышления, концентрации внимания. Коррекция мелкой моторики. |
46. |
|
Преобразование кубических мер. Решение задач на вычисление объёма |
С.126 № 632,633 решить задачи |
|
47. |
|
Проверочная работа № 5 «Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба)» |
С.126 ответить на вопросы 1-8 |
Развитие устойчивого внимания. |
ОБЫКНОВЕННЫЕ И ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ (10 ч.) |
||||
48. |
|
Образование и виды дробей. |
С. 129 № 648,651 выписать дроби |
Развитие устойчивости и концентрации внимания, объема оперативной памяти, умения работать по словесной инструкции |
49. |
|
Преобразование дробей. |
С.132 № 664,665 заменить дроби |
|
50. |
|
Проверочная работа №6 «Образование и сравнение дробей» |
С.135 №680, 681 сравнить дроби |
Развитие устойчивого внимания. |
51. |
|
Сложение обыкновенных и десятичных дробей |
С. 139 № 700(2,3 ст.) вычислить |
Развитие устойчивого внимания, памяти, навыков сопоставления правил сложения и вычитани |
52. |
|
Вычитание обыкновенных и десятичных дробей. |
С.140 №703 (2), №704 (1,2 ст) вычислить |
|
53. |
|
Проверочная работа №7 «Сложение и вычитание дробей» |
С.143 № 720,721 составить задачи |
Развитие устойчивого внимания. |
54. |
|
Умножение и деление обыкновенных дробей |
С.147 №743,745 выполнить действия |
Активизация долговременной памяти при работе с алгоритмом умножения и деления |
55. |
|
Умножение и деление обыкновенных дробей |
С.150 № 758 составить и решить примеры |
|
56. |
|
Проверочная работа № 8 «Умножение и деление обыкновенных дробей» |
С.152 № 765,766 дополнить и решить задачи |
Развитие устойчивого внимания. |
57. |
|
Все действия с дробями. |
С.157 №782 вычислить |
Активизация долговременной памяти Развивать аналитико-синтетическое мышление |
58. |
|
Все действия с дробями. |
С.158 № 784, 791 заполнить таблицу |
|
59. |
|
Проверочная работа №9 «Все действия с дробями» |
С.159 № 794 составить и решить примеры |
Развитие устойчивого внимания. |
60. |
|
Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями |
С.163 № 799 заменить дроби, вычислить |
Развитие устойчивого внимания, умения работать по словесной инструкции |
61. |
|
Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями |
С.166 № 822 (2) выполнить действия |
|
62. |
|
Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями |
С.169 №840, 841,842 решить задачи |
Активизация долговременной памяти Развивать аналитико-синтетическое мышление |
63. |
|
Контрольная работа №4 «Обыкновенные и десятичные дроби» |
С. 170 № 844 вычислить |
Развитие устойчивого внимания. |
64. |
|
Анализ контрольной работы. Геометрические фигуры. Построение геометрических фигур |
С.173 № 854, 855 начертить |
Коррекция внимания, развитие умения анализировать ошибки. Активизация долговременной памяти при работе с геометрическим материалом. Развитие аналитико-синтетического мышления, концентрации внимания. Коррекция мелкой моторики. |
65. |
|
Симметричные фигуры. Сектор круга. Сегмент круга |
С.179 № 874, 876 начертить |
|
66. |
|
Геометрические тела: цилиндр, конус |
С.189 № 913 сделать развертку цилиндра |
|
67. |
|
Геометрические тела: пирамида, шар |
С.194 ответить на вопросы 1-7 |
|
ПОВТОРЕНИЕ |
||||
68. |
|
Нумерация. Все действия с целыми и дробными числами |
С.196 №930 вычислить |
Активизация долговременной памяти Развивать аналитико-синтетическое мышление |
69. |
|
Нумерация. Все действия с целыми и дробными числами |
С.197 №938 (1,2) вычислить |
|
70. |
|
Геометрический материал. Соотношение единиц измерения |
|
Активизация долговременной памяти при работе с геометрическим материалом. Развитие аналитико-синтетического мышления, концентрации внимания. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
- табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
- названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
- натуральный ряд чисел от 1 до 1 000 000;
- геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, правильного шестиугольника), прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, шара.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000 000;
- выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
- складывать, вычитать, умножать, и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;
- находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту;
- решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2,3,4 арифметических действия;
- вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда;
- различать геометрические фигуры и тела;
- строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии; развертки куба, прямоугольного параллелепипеда.
Примечания
Достаточно:
-знать величины, единицы измерения стоимости, длины, массы, площади, объема, соотношения единиц измерения стоимости, длины, массы;
-читать, записывать под диктовку дроби обыкновенные, десятичные;
-уметь считать, выполнять письменные арифметические действия (умножение и деление на однозначное число, круглые десятки) в пределах 10 000;
-решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, произведения, частного, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, в несколько раз, на нахождение дроби обыкновенной; десятичной, 1 % от числа; на соотношения: стоимость, цена, количество, расстояние, скорость, время;
-уметь вычислять площадь прямоугольника по данной длине сторон; объем прямоугольного параллелепипеда по данной длине ребер;
-уметь чертить линии, углы, окружности, треугольники, прямоугольники с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля;
-различать геометрические фигуры и тела.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
· Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 2013.
· Перова М.Н. Математика. 9 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/М.Н.Перова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 222 с.
· Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.