Адаптированная программа по музыке для 5 класса

  • doc
  • 13.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала музыка 5.doc

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Бокситогорская основная общеобразовательная школа №1»

 

Принята  на педагогическом совете  

Протокол № 10 от 29.08.2019г.                                                  

 

Утверждена

Приказом  № 108 от 30.08.2019г.

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ОВЗ

МУЗЫКА

5        класс

Среднее общее

(уровень, ступень образования)

1 год

(срок реализации программы)

Составлена на основе примерной программы Д. Б. Кабалевского

Количество часов  всего: 5 класс – 34 ч в год.

 

 

г. Бокситогорск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Каждый ребёнок имеет право на получение качественного образования. Школой создаются все  условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью их более полноценной социализации средствами образования и трудовой подготовки, а так же социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Разработанная рабочая программа ориентирована на:

·         создание благоприятных условий учащимся для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции, сохранения здоровья учащихся;

·         создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся;

·         формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения программы;

·         формирование полноценной, разносторонней, активной личности на основе интеграции образовательного, воспитательного  процессов;

·         практическую подготовку учащихся с проблемами в развитии к самостоятельной жизни;

Учебный план индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ориентирован на помощь ребенку в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей  и создание условий для успешного развития с учетом индивидуальных особенностей психического и физического здоровья.

Поставленные задачи  по обучению ученика определяются особенностями его психических и физических возможностей  здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития такого ребенка необходимо для эффективной работы с ним для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи его обучения.

Методические аспекты индивидуального обучения на дому:

Индивидуальное обучение детей на дому ведется с учетом данных о состоянии здоровья, психических и физических возможностей обучающихся, в строгом соответствии с медицинскими  рекомендациями.

Индивидуальное обучение детей на дому осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами по образовательным  программам, скорректированным  для каждого ученика, предусматривающим  полный  объем  содержания среднего общеобразовательного учреждения.

Приоритетными  методами  являются  индивидуальный подход, личностно – ориентированная организация занятий.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся  на основе уплотненного учебного материала.

Формы организации работы учащихся: учебно-практические работы,  творческие,  проектные  работы,  презентации, творческие задания и т.п.

            Формы  учебных занятий:,  обзорные уроки, посильные  практические занятия, упражнения, тренинги, тестирование, лекции, беседы.,

 Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов,  самостоятельная работа, рефлексия.

            В процессе индивидуального обучения  учащиеся  овладевают необходимыми знаниями и умениями.

Сроки реализации рабочей программы – 2019-2020 учебный год

Актуальность

Курс нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества. Изучение музыкального искусства направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;  игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

 

В Федеральном базисном учебном плане в 5 классе на предмет искусство (музыка) отводится 1 часа в неделю (общий объем 34 ч)

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Искусство» (Музыка)

Личностные результаты:

·         чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

·          целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

·         уважительное отношение к культуре других народов:

·         развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

·         развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

·          способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

·          умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

·         освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

·         овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.

·         овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий

·         умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
  • понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

1.Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
  • и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

 2. Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
  • построения музыки;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

 

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

3. Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Описание учебно–методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

Дидактическое обеспечение

 

 Методическое обеспечение

5 класс

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 5 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений.  М.:Просвещение, 2015.

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Рабочая тетрадь для 5 класс, М.: Просвещение, 2015

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 51 кл.:

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5 класс. (СD)

 

Музыка: программа. 5-7 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2015.

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2014.

 

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

 

1.         Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий».

2.         Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

3.         Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».

4.         Мультимедийная программа «Караоке»

5.         Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».

6.         Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

7.         Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

8.         Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.

9.         Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

10.      CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс.

 

Технические средства обучения

1.     Фортепиано.

2.     Ноутбук.

3.     Экран.

4.     Проектор.

Календарно - тематическое планирование ( 5 класс)

Содержание курса

Тематическое планирование

Количество

часов

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел №1 Музыка и литература

16

 

Музыка как вид искусства.

Народное музыкальное творчество

Русская музыка от XXI-XXII вв. до рубежа XIX-XX вв.

Русская и зарубежная музыкальная культура XXв.

Современная музыкальная жизнь.

Значение музыки в жизни человека.

 

Что роднит музыку с литературой

1

Исследовать значение литературы  для воплощения музыкальных образов. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством.

Вокальная музыка

2

Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации (в импровизации, исполнении музыки)

Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства.

 Исследовать разнообразие и специфику вокальной  музыки.

Фольклор в музыке русских композиторов

2

Передавать в разнообразной музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки.

Жанры инструментальной

 и вокальной музыки

1

Самостоятельно определять характерные жанровые свойства вокальной и инструментальной  музыки.

Вторая жизнь песни

2

Воспринимать и сравнивать варианты звучания мелодии в различных исполнениях.

 Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Вокальная и инструментальная музыка.

1

Воспринимать и сравнивать варианты звучания мелодии в различных исполнениях.

 Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Всю жизнь мою несу родину в душе…

2

Исследовать разнообразие и специфику современной симфонической музыки.

 Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1

Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Импровизировать в соответствии  с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом (произведением литературы)

 

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

 

1

Исследовать разнообразие и специфику современной музыки (вокальной, театральной)

Инсценировать фрагменты классических опер русских и зарубежных композиторов.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

 Принимать участие в драматизации музыкальных произведений различных стилевых направлений.

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

Владеть отдельными специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса.

Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл Мир композитора

1

Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного или самостоятельно выбранного музыкального образа (вокальная, танцевальная  импровизации)

 Владеть отдельными специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса.

Инсценировать песни (фрагменты детских опер, спектаклей, мюзиклов).

Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Самостоятельно определять характерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки.

Раздел№2 Музыка и изобразительное искусство

18ч

 

Музыка как вид искусства.

Русская музыка от XXI-XXII вв. до рубежа XIX-XX вв.

 

Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.

Современная музыкальная жизнь.

Значение музыки в жизни человека.

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.                  Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Небесное и земное в звуках и красках

1

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.                            Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.           Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства.

Звать через прошлое к настоящему

2

Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника на основе взаимодополнения средств выразительности.

Музыкальная живопись и живописная музыка

2

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

 Различать характерные признаки видов искусства.

 Раскрывать особенности музыкального воплощения  произведений  изобразительного искусства.

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства.

 

 

 

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе взаимодополнения средств выразительности. Раскрывать особенности музыкального воплощения  произведений  изобразительного искусства.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства.

Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира

1

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобразительного искусства.

Образы борьбы и победы в искусстве

1

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Застывшая музыка

1

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.                                       Собирать музыкальную коллекцию с включением других видов искусства (записи музыки, произведения литературы и изобразительного искусства о музыке).

Полифония в музыке и живописи

1

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Музыка на мольберте

1

Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным зрительным образом (произведением изобразительного искусства)

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Импрессионизм в музыке и живописи

1

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

О подвигах, о доблести, о славе…

1

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

В каждой мимолетности вижу я миры

1

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.                       Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.

 

Мир композитора

 

1

Собирать музыкальную коллекцию с включением других видов искусства (записи музыки, произведения литературы и изобразительного искусства о музыке).                          Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации о жизни и творчестве любимых композиторов.                                                                      Принимать участие  в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций

С веком наравне

1

Собирать музыкальную коллекцию с включением других видов искусства (записи музыки, произведения литературы и изобразительного искусства о музыке).                          Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации о жизни и творчестве любимых композиторов.                                                                      Принимать участие  в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru