Пояснительная записка
Рабочая адаптированная (модифицированная) программа по окружающему миру составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 14.08. 2018 года № 701; на основе модифицированной Примерной адаптированной образовательной программы по учебному предмету «Окружающий мир: 1—4 классы» для обучающихся с легкой умственной отсталостью/ сост. Мащенко О.С., Бычек С.И., Вовчок О.В., Прошина Н.А. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 62 с.; в соответствии с Рабочим учебным планом МОУ СШ№1; Рабочей адаптированной (модифицированной) программой учебного предмета. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и особенностей психофизического развития возможностей обучающихся с умственной отсталостью.
В соответствии с Рабочим учебным планом СШ№1 в 4 классе на уроки окружающего мира по адаптированной программе отводится 17 ч (0, 5 ч в неделю, 33 учебные недели в 4 классе). В 2019 – 2020 учебном году согласно Рабочему учебному графику МОУ СШ №1 35 рабочих недель, но с учетом выходных и праздничных дней резервные часы отсутствуют.
Срок реализации программы – 1 год.
Курс окружающего мира является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план образовательных учреждений обусловлено значительным отставанием умственно отсталых обучающихся в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по учебному предмету «Окружающий мир» имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные, направленные на исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся и с учетом особенностей психофизического развития возможностей обучающихся.
У обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам. Расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Программа включает на каждом году обучения три раздела:
- «Подготовительный период»;
- «Родная природа»;
- «Знакомство с ближайшим окружением».
Формы и методы и средства ознакомления детей с жизнью нашего общества разнообразны: экскурсии, встречи со знатными людьми, посещение предприятий, музеев, театров, клубов, просмотр кинофильмов, видеороликов.
Полученные представления дети закрепляют в своей практической деятельности в процессе учебных занятий, дидактических и творческих игр, во время труда по самообслуживанию и общественно полезного труда.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Отметка |
Характеристика результатов учебных достижений |
5 |
ставится, если обучающийся обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформировать ответ, участвует в беседе; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. |
4 |
ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в знании материала, делает ошибки в речи и исправляет их под руководством учителя; |
3 |
ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно участвовать в беседе. Нуждается в постоянной помощи учителя. Минимально необходимый (сниженный) уровень задания и практические работы выполняют в уменьшенном объеме; |
2 |
обучающийся выделяет объект изучения и некоторые его элементы; фрагментарно воспроизводит незначительную часть учебного материала. Выявляет способность элементарно высказывать свои суждения. Нуждается в постоянной помощи педагога. |
1 |
устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты обучающегося полностью не соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, самостоятельно не выполняет задание по словесной инструкции учителя, не отвечает на поставленные вопросы, объем знаний, умений и навыков обучающегося составляет до 10% содержания (неправильный ответ) |
Оценивание результатов деятельности обучающихся в 4классе осуществляется бально, согласно нормам оценок знаний:
Календарно – тематическое планирование
N п/п |
N урока в теме |
Наименование раздела, тем уроков |
Количество часов на изучение темы |
Дата |
Примечание |
|
по плану |
по факту |
|||||
Тема 1 Сезонные изменения в природе (4 ч) |
||||||
1 |
1.1 |
Погода: ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер. Место нахождения солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы. Название летних месяцев. |
1 |
|
|
|
2 |
1.2 |
Признаки осени: дует ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки. Птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, начинаются заморозки. Осенние работы в поле. Название осенних месяцев. |
1 |
|
|
|
3 |
1.3 |
Признаки зимы: морозы, иней, снегопады, метели, вьюги в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце. Солнцестояние в зимний период. Лед. Свойства льда(твердый, скользкий). Жизнь птиц зимой. Забота человека о птицах. Труд людей. Название зимних месяцев. |
1 |
|
|
|
4 |
1.4 |
Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины. Жизнь растений весной. Труд людей на улицах, в садах и огородах. Насекомые Прилетают птиц. Название весенних месяцев. |
1 |
|
|
|
Тема 2 Моя малая Родина (2 ч) |
||||||
5 |
2.1 |
Город, село, деревня. Главная улица города, села. |
1 |
|
|
|
6 |
2.2 |
Учреждения города, села, деревни: почта, телеграф, магазины, рынок, музей, кинотеатр, дома культуры, завод, больница, аптека и др. |
1 |
|
|
|
Тема 3 Растения – часть живой природы (3 ч) |
||||||
7 |
3.1 |
Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение. Орехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орех. Различение по внешнему виду, вкусу. |
1 |
|
|
|
8 |
3.2 |
Грибы. Части гриба. Съедобные несъедобные. Полевые растения их семена. Рожь, кукуруза, овес или другие. Части растений: корень, стебель(соломина) листья, колос (метелка, початок) зерна. Использование их человеком. Осенние работы в поле. |
1 |
|
|
|
9 |
3.3 |
Комнатные растения. Традесканция, герань, алоэ, бегония (на выбор). Части растений. Практика по выращиванию растений из черенков. Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, крона, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна – хвойные деревья. |
1 |
|
|
|
N п\п |
N урока в теме |
Наименование раздела, тем уроков |
Количество часов на изучение темы |
Дата |
Примечание |
|
По плану |
По факту |
|||||
Тема 4. Знакомство с ближайшем окружением (3 ч) |
||||||
10 |
4.1 |
Мебель. Назначение мебели Мебель для столовой, спальни, для кухни. Уход за мебелью. Посуда Назначение посуды. Посуда столовая, чайная. Уход и хранение. |
|
|
|
|
11 |
4.2 |
Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой. |
|
|
|
|
12 |
4.3 |
Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная. Уход за обувью. |
|
|
|
|
Тема 5. Животные – часть живой природы (5 ч) |
||||||
13 |
5.1 |
Домашние животные. Лошадь, корова, свинья. |
|
|
|
|
14 |
5.2 |
Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям. Дикие животные. Лось, олень Внешний вид, пища, повадки. |
|
|
|
|
15 |
5.3 |
Домашние птицы. Гусь, индюк. Внешний вид, повадки. Польза, приносимая людям. Дикие птицы. Гусь, лебедь и другие. Внешний вид, места обитания, пища |
|
|
|
|
16 |
5.4 |
Птицы перелетные и зимующие Время отлета и прилета разных птиц. Насекомые вредные и полезные. Бабочка, майский жук, пчела. |
|
|
|
|
17 |
5.5 |
Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются. Промышленность рыбная. Уход за рыбами в аквариуме. |
|
|
|
|
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
Книгопечатная продукция
1.Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы». М.: «Просвещение»,2010 г.
2. Матвеева Н.Б., Куртова Т.О. Попова М.А. Мир природы и человека. 4 класс. - В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.
Печатные пособия
1.Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по окружающему миру.
Технические средства обучения
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2.Телевизор.
Игры и игрушки
1. Настольные развивающие игры, лото, викторины.
Оборудование класса
1.Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский.
2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.