Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Образовательный центр № 1»
Адаптированная рабочая программа
по русскому языку
для 2 класса
на 2020-2021 учебный год
Составила:
Лузина Гульнара Мавлютхановна,
учитель начальных классов
Челябинск 2020
Пояснительная записка
Адаптированная программа по русскому языку во 2 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)разработана на основе основополагающих документов современного российского образования:
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373-ФЗ);
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
· Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
· Положение о рабочей программе МАОУ «ОЦ № 1».
· Авторская программа. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2класс.
Обоснование выбора УМК
УМК
«Школа России» построена
на единых для всех учебных предметов основополагающих
принципах, имеет полное
программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность
с дошкольным образованием.
Ведущая
целевая установка и
основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современногообразования младшего школьника в контексте требований ФГОС.
Адаптированная программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что обучающийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:
• структуре адаптированной программы;
• условиям реализации адаптированной программы;
• результатам освоения адаптированной программы.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования1(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;
• принцип целостности содержания образования.
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
Планируемые результаты УУД
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов, различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Развитие речи
Обучающийся научится:
•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
•строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
•(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
•пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
•различать устную и письменную речь;
•различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
•отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
•анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
•понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
•читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
•составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
•соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
•озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
•распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
•составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
•находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
•составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
•составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
•письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
•определять качественную характеристику звука: гласный —согласный, гласный ударный — безударный, согласный, твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
•характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
•понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
•анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
•определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
•определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
•определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
•определять ударный и безударные слоги в слове;
•правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
•использовать знание алфавита при работе со словарями;
•определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
•находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
•осуществлять звукобуквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Обучающийся научится:
•осознавать слово как единство звучания и значения;
•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
•различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
•иметь представление о синонимах и антонимах;
•распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
•подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
•наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
•наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
•на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
•владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (не однокоренных) слов;
•распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
•определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
•различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
•подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
•различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
•находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
•находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
•находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
•находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
•находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
•подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
•выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи
•различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
•выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
•использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
•пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
•определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
•сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
•находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
•различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
•устанавливать связи слов между словами в предложении;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•восстанавливать деформированные предложения;
•составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
•опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
•находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
· применять изученные правила правописания:
•раздельное написание слов в предложении;
•написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
•отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
•разделительный мягкий знак (ь);
•знаки препинания конца предложения (.? !);
•раздельное написание предлогов с именами существительными;
•раздельное написание частицы не с глаголами;
· применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
· безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;
· писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
•осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
•определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
•разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
•обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
•применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
•пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Наша речь (3 ч)
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.
Текст (4 ч)
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.
Предложение (12 ч)
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.
Слова, слова, слова… (18 ч)
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.
Звуки и буквы (59 ч)
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).
Части речи (58 ч)
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.
Повторение (16 ч)
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
Книгопечатная продукция
Учебники
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г.Русский язык. Учеб. 2кл. В 2 ч. Ч. 1;
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г.Русский язык. Учеб. 2 кл. В 2 ч. Ч. 2.
3. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 2 класс.
Методические пособия
1.Канакина В.П., Манасова Г.Н. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками.
2. Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ 1-2 классы.
Печатные пособия
1.Русский язык. Комплект таблиц для начальной школы.
2. Словари: толковый орфографический, словообразовательный.
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства
1. По тематике программы по русскому языку мультимедийные образовательные ресурсы.
Технические средства
Классная доска;
Магнитная доска;
Персональный компьютер с принтером;
Мультимедийный проектор;
Экран для мультимедийного проектора
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1
Виды речи.
Язык и речь, значение в жизни людей. Роль русского языка как национального, как государственного и языка межнационал. общения (с.6-7)
Роль русского языка. Виды речи. Требования к речи. Речь диалогическая и монологическая Анализировать речь людей (при анализе текстов). Различать устную, письменную речь и речь про себя.
Отличать диалогическую речь от монологической.
Регулятивные:
контролировать процесс и результаты своей деятельности; Коммуникативные:
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; распределять роли при чтении диалога.
Познавательные:
действовать по намеченному плану, по инструкциям.
Определять значение слов по толковову словарю. Оценивать результаты задания.
Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;
устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительная адекватная дифференцирован. самооценка.
2
Виды речи.
Виды речевой деятельности. Речь устная, письмен., внутренняя. (с. 8-9)
3
Диалог и монолог
Речь диалогическая и монологическая (с. 10-14)
Текст (4ч)
4
Признаки текста: целостность, связность, законченность.
(с. 16-17)
Признаки текста: целостность, связанность, законченность. Отличать текст от других записей по его признакам.
Регулятивные:
контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникативные:
Участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Познавательные:
строить несложные рассуждения, делать выводы
Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;
устойчивый интерес к новым способам решения задач;
понимание причин
успешности
учебной деятельн.;
адекватная самооценка социальной роли «хорошего ученика».
5
Тема и главная мысль текста. Заглавие
(с. 18-19)
6
Части текста. Построение текста: вступление, основная часть. (с. 20)
7
Р/Р Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.
(с. 21-22)
Предложение (12ч)
8
Предложение. Предложение как единица речи, его назначение и признаки. (с. 24)
Анализ сочинений.
Назначение и признаки предложения. Предложения, различные по цели высказывания.
Регулятивные:
умение вычитывать информацию из текста;
осуществлять анализ с выделением существен. признаков, делать простые выводы, переводить информацию из одного вида в другой
вида в другой.
Коммуникативные:
использование правил, таблиц для подтверждения своей позиции; создавать высказывания разных видов , использовать в них разнообразные средства языка.
Познавательные:
умение задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
для решения
определённой речевой задачи; работать с разными видами информации.
Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;
устойчивый интерес к новым общим способам решения задач;
адекватное понимание причин успешности учебн. деятельности;
положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
9
Стартовый диктант по теме «Повторение»
10
Знаки препинания конца предложения (вопросит, восклицат. знаки, точка). (с. 25)
РНО диктанта.
11
Значение предлож., различных по цели высказывания.
(с.26-28)
Обосновывать правильность выделения подлежащ. и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщения о главных членах предложения.
12
Второстепенные члены предложения (без деления на виды). (с. 31)
Второстепенные члены
13
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. (с. 32- 33)
Главные члены
14
Р/Р Составление рассказа по картине И.Остроухова «Золотая осень»
Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова
15
Распространённые и нераспространенные предложения. (с. 35)
Анализ сочинений.
Различать распространённое и нераспространённое предложения.
16
Связь слов в предложении
(с. 37-38)
Устанавливать связь слов между членами предложения
17
Проверочная работа по теме «Предложен.»
(с.40)
Различать распространённое и нераспространённое
предложения Обосновывать
правильность выделения подлежащего и сказуемого
18
Обобщение по теме «Предложение»
19
Контрольное списывание текста с дополнительным заданием
Слова, слова, слова… (18ч)
20
Слово и его значение. Назывная функция слова.
(с.42-43). РНО
Объяснять лексическое значение слова.
Находить в тексте незнакомые слова.
Классифицировать слова по тематическим группам.
Регулятивные:
находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию; осуществлять анализ слов, с выделением существенных признаков;
описывать объект: передавать его внешние характеристики.
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устн. и письм. форме. Осознавать, высказывать и обосновывать точку зрения; строить монологические высказывания.
Познавательные:
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следствен. связи; находить в тексте необходимые
сведения, факты и другую информацию, представленную в
явном виде; находить
языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил.
Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;
устойчивый интерес к новым общим способам решения задач; понимание причин успешности учебной деятельности;
положительная самооценка на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»
осуществлять сотрудничество в парах при
выполнении учебных задач и при работе со знаковой
информацией
сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять
познавательный интерес к новому учебному содержанию.
21
Слово как общее название многих одно родных предметов. Работа с толковым и орфограф. словарями (с. 44-46)
22
Однозначные и многозначные слова (с.47-49)
Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов
23
Прямое и переносное значение многозначных слов. (с.49-51)
Словарный диктант
24
Синонимы. Работа со словарём синонимов
(с. 52-54)
Распознавать среди пар слов синонимы. Подбирать синонимы
25
Антонимы Работа со словарём антонимов
(с.54-55)
Распознавать среди пар слов антонимы. Подбирать антонимы
26
Обобщение по теме. Расширение представлений об окружающем мире через лексику слов. (с. 56-57)
Распознавать среди пар слов синонимы и антонимы. Работать со словарями учебника, находить нужную информацию.
27
Р/Р Изложение текста по данным к нему вопросам
(с. 57)
Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по вопросам.
28
Однокоренные слова Родственные слова.
(с. 58-60)
Анализ текста, РНО
Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных
словах
29
Корень слова (первое представление).
(с.61-62)
30
Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов
и слов с омонимичными корнями. (с.63)
Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.
31
Единообразное написание корня в однокоренных словах.
(с. 64)
Подбирать однокоренные слова и выделять в них корень. Работать со словарём однокорен. слов
32
Слог. Ударение. Перенос слова.
Слог как минимальная произносительная единица. Ударение. Слогообразующая роль гласных звуков.
Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги.
33
Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. (с. 67-68)
34
Проверочная работа по теме «Слово и его значение» (с. 75-76)
35
Перенос слов по слогам. Правила переноса
(с. 71-73)
Переносить слова по слогам. Определять способы переноса.
36
Работа с орфоэпическим словарём Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского языка.
(с. 69-70)
37
Контрольный диктант за 1 четверть
Оценивать свои достижения
Звуки и буквы (59ч)
38
Звуки и буквы.
Звуки и обозначение буквами на письме.
(с.78-80)
Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи.
Регулятивные:
удерживать цель деятельности;
Коммуникативные:
характеризовать качества, признаки объекта; приводить доказательства истинности классифик.;составлять небольшие
устные высказывания.
Познавательные: классифицир. объекты; приводить примеры в качестве доказател-ва
Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении
учебных задач и при работе со знаковой
информацией
39
Русский алфавит или Азбука.
Использование алфавита при работе со словарями.
(с. 81-85)
40
Русский алфавит или Азбука.
41
Гласные звуки
Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. (с. 89-91)
Различать гласные звуки и буквы. Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Определять характеристику гл. звука.
42
Р/Р Коллективное составление рассказа по картине З.Е.Серебряковой «За обедом» (с. 86-87)
Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Записывать ответы на вопросы с опорой на текст и рисунок.
Регулятивные:
умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять
небольшие устные монологические высказывания.
Познавательные:
строить сообщения, составлять простой план, работать с орфографическим
словарём учебника,
находить информацию
о правописании слова,
работать с памятками и форзацем учебника; осуществлять анализ, синтез, классификацию
языкового материала.
Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебн. задач и при работе с информацией
43
Произношение ударного и безударн. гласного звука в корне слова и его обозначен. на письме
(с.93-94)
Определять безударный гласный звук в слове. Различать проверочное и проверяемое слово.
Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки.
44
Особенности проверяемых и проверочных слов
(с. 95-96)
Словарный диктант
45
Способы проверки безударных гласных в корне (с.97)
46
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне слова. (с.97)
47
Способы проверки безударных гласных в корне (с.98)
48
Упражнения в написании слов с безударными гласными (с.99)
49
Упражнения в написании слов с безударными гласными (с. 100)
50
Упражнения в написании слов с безударными гласными (с. 101)
Р/Р Восстановление деформированного текста. Списывание
(с.102-103)
51
Обобщение знаний о правописании слов с безударн. гласными, проверяемыми ударением .
52
Р/Р Составление сочинен. по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»
Объяснять, когда в речи употребляются образные выражения. Составлять рассказ по репродукции С. А. Тутунова
53
Правописание слов с безударн. гласными, не проверяемыми ударением
(с.105-106)
Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки.
54
Слова с безударн. гласными, не проверяемыми ударением (с.103-104)
Словарный диктант
55
Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых гласных (с.107-108)
56
Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых гласных
(с. 109-110)
57
Проверочный диктант по теме «Правописание слов с безударн. гласным звуком в корне»
Оценивать свои достижения по выполнению заданий по учебнику.
58
Обобщение о безударных гласных (с. 111). РНО
Планировать учебные действия при решении орфографической задачи,
59
Согласные звуки их признаки. Смыслоразличительн. роль согласных звуков в слове. (с.112-114)
Различать согласные звуки и буквы.
Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из предложений
Регулятивные:
принимать и сохранять задачу; планировать действия для решения; контролир. процесс и результаты деятельнос.
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество, участвовать в совместн.
деятельности, оказывать
взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Познавательные:
умение работать по
образцу; планировать свои действия для решения задачи, осуществлять анализ, синтез языкового материала по заданным критериям, пользоваться знакомыми словарями, справочниками, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, учебной литературе,
использовать её для решения учебно-познавательных задач; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи
Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой
информацией.
60
Согласный звук [й'] и буква «и краткое»
(с.114-116)
Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое».
61
Слова с удвоенными согласными (с. 117)
Использовать правило написания слов с удвоенными согласными.
62
Р/Р Составление рассказа по картине А. Степанова «Лоси» и опорным словам. (с.118)
Проект «И в шутку и всерьез» (с.119)
Находить занимательные задания в учебнике, и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации заданий.
63
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
(с. 120-121)
Анализ сочинений
Определять и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки. Различать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.
64
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. (с. 122-123)
65
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. (с.124-125)
66
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. (с.126)
67
Р/Р Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. (с.127-128)
Проект «Пишем письмо» (с.129)
68
Буквосочетания «чк, чн, чт, щн, нч».
(с. 4-5)
Различать парные и непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания «чк,чн,чт,щн,нщ», подбирать примеры.
Регулятивные:
умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по
намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации
Коммуникативные: вступать в сотруднич. с одноклассниками
оказывать взаимопом., проявлять доброжелат. отношение к партнёрам.
Познавательные:
самостоятельно находить информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.
Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой
информацией;
воспринимать речь учителя , непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения;
считаться с мнением другого человека
69
Правописание сочетаний
чк, чн, чт, щн, нч.
(с. 6-7)
Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с б/с «чк,чн,чт,щн,нщ».
70
Правописание сочетаний
с шипящ. согласн.
Работа с текстом
Работать с текстом. Подбирать заголовок. Выделять в тексте части. Записывать предложения
71
Правописание сочетаний
с шипящ. согласн Проект «Рифма».
(с. 8-9)
Находить строки, подбирать рифмующиеся слова, составлять словарик рифм, участвовать в презентации
72
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу (с.10-11)
Применять правила написания буквосочетан.
73
Контрольный диктант за 2 четверть
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»
74
Обобщение материала. (с.14-15)
Работа над ошибками
75
Проверочная работа по теме «Правопис-ие буквосочетаний с шипящими звуками »
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»
76
Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. (с.16-18)
Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук.
Регулятивные:
умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.; контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
осознавать,
высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.
Познавательные:
находить в тексте необходимые сведения,
факты и другую информацию, представленную в явном виде; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала
по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи,
делать выводы, формулировать их.
Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач
и при работе со знак. информацией; воспринимать речь учителя, непосред. не обращенную к учащемуся;
сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.
77
Произношение парного согласного звука на конце слова и в корне перед согласн. (с. 18-19)
Словарный диктант
Определять на слух парный согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить произношение и написание
78
Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного согласного на конце слова и перед согласным. (с.20)
Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его произношение и написание.
79
Особенности проверяемых и проверочных слов (с.21)
80
Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне. (с.22)
81
Способы проверки парных согласных (с.23)
82
Формирование умений ставить орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать её в соответствии с правилом (с. 24)
Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания
Подбирать примеры слов с изученной орфограммой
83
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, (с. 25)
84
Р/Р Составление поздравительной открытки.
Составлять текст поздравительной открытки; излагать письменно текст
85
Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова (с. 26)
Составлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.
86
Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов (с. 27)
87
Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. (с. 28)
88
Р/Р Изложение текста по вопросам (с.29)
Писать изложение по вопросам
89
Упражнения в правописании согласных в корне однокоренных слов
Анализ текста, РНО
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным
90
Обобщение знаний о правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. (с.30)
по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.
91
Сопоставление правил обозначения буквами гласного и парных согласных
Проводить звукобуквенный разбор слова по заданному образцу
92
Проверочный диктант по теме
« Правописание гласных и согласных »
Оценивать свои достижения при выполнении задания
93
Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. (с.31-32).
Работа над ошибками
Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Подбирать примеры с разделительным ь.
Регулятивные:
умение определять цель деятельности, планировать действия;
ориентироваться в учебнике
Коммуникативные:
вступать в сотруднич., участвовать в совмест. деятельности
Познавательные:
самостоятельно находить информацию осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию
языкового материала
Осуществлять сотрудничество при выполнении задач и при работе с информацией; восприниматьречь
учителя, одноклас., непосредственно не обращенную к учащемуся;
сравнивать разные точки зрения.
94
Использование на письме разделительного мягкого знака. (с.33-34)
Использовать правило при написании слов с разделит. ь. Объяснять написание разделит. ь .
95
Р/Р Составление рассказа по серии рисунков (с.37)
Составлять устный рассказ по серии рисунков.
96
Использование на письме разделительн. мягкого знака.
Оценивать свои достижения при выполнении задания
Части речи (58ч)
97
Части речи
Общее представление о частях речи (с. 40). Анализ сочинений
Соотносить слова-названия, вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.
Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,
участвовать в
совместной деятельности,
оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
высказывать предположения, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала
Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении
учебных задач и при работе со знаковой
информацией;
воспринимать речь учителя
(одноклассников),
непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные
точки зрения;
считаться с мнением другого человека.
98
Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.(с. 42-43)
Находить в тексте части речи с опорой на их признаки.
Расширение представлений о предметах и явлениях через ознакомление с именами существител.
99
Р/Р Составление рассказа по картине В. Васнецова «Богатыри» (с.54)
100
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи
(с.44-45)
101
Общее представление об имени существител.
(с.46-47)
102
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительн. (с.48)
Словарный диктант
Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Классифицировать имена
существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематическ. группы.
103
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительн. (с. 49)
104
Р/Р Составление письменных ответов на вопросы к тексту (с. 51)
105
Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных (с.50)
106
Собственные и нарицательные имена существит. Заглавная буква в именах собственных. (с.51-53)
Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Классифицировать имена
собственные и
нарицательные по значению
107
Заглавная буква в именах существител. собственных (с.59)
108
Заглавная буква в именах собственных (с.60)
Писать с заглавной буквы имена собственные.
109
Проверочный диктант по теме «Правописание имен собственных»
Писать с заглавной
буквы имена собственные.
110
Обобщение знаний об имени существител.
Работа над ошибками
111
Изменение существ. по числам. Имена существительные только в одном числе (с.61-62)
Определять число имён существительных. Изменять имя существительное по числам.
112
Распознавание имен существительных в единственном и во множественном числе
(с.63-64)
113
Обобщение знаний об имени существител. Разбор имени существ. как части речи. (с.65)
114
Р/Р Подробное изложение повеств.. текста по вопросам с анализом текста (с.66)
Определять его тему, подбирать заголовок, определять части текста, составлять ответы на вопросы, записывать.
115
Обобщение знаний
об имени существительн. (с.67)
Определять число имён существительных. Изменять имя существительное по числам
116
Обобщение знаний об имени существительном
117
Проверочная работа по теме «Имя существительное»
118
Глагол как часть речи и употребление в речи (с.68-69)
Распознавать глагол среди других частей речи по лексическому
значению и вопросу.
Классифицировать глаголы по вопросам.
Определять, каким
членом предложения
является глагол
Регулятивные:
умение определять цель урока, учитывать ориентиры действия в новом учебном
материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: осознавать, высказыв. и обосновывать свою
точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.
Познавательные:
осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям; подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
Воспринимать речь учителя (одноклассников),
сравнивать разные
точки зрения; считаться с мнением
другого человека.
119
Распознавание глаголов. Роль в речи (с.70-71)
120
Различение глаголов. Восстановление деформирован. текста
(с.72-73)
121
Изменение глагола по числам (с. 74-75)
Определять число глагола, изменять
глаголы по числам,
употреблять глаголы в определённом числе.
122
Правильное употребление глаголов в речи (с.76-77)
Словарный диктант
123
Правописание частицы не с глаголом (с.78-79)
Раздельно писать частицу НЕ с глаголом.
124
Контрольный диктант 3 четверти
Оценивать свои достижения
125
Обобщение знаний о глаголе (с.80)
Работа над ошибками
Определять грамматич. признаки глагола, роль в предложении.
126
Р/Р Восстановление текста с нарушенным порядком предложен. Списывание (с.81)
Определять порядок предложений, составлять текст, подбирать название, записывать
127
Текст-повествование и роль в нём глаголов.
(с.82-84)
Распознавать текст-повествование.
128
Проверочная работа по теме «Глагол»
Оценивать свои достижения
129
Обобщение знаний о глаголе
Определять грамматич. признаки глагола, роль в предложении.
130
Обобщение знаний о глаголе
Определять грамматич. признаки глагола, роль в предложении.
131
Имя прилагательное как часть речи (с.86)
Распознавать имя прилагательное среди
других частей речи по
обобщённому лексическому значению и вопросу.
Выделять из предложения словосочетания с прилагательными.
Рассматривать картину
А.Саврасова по вопросам, составлять , записывать рассказ.
Регулятивные: принимать и сохранять
учебную задачу;
планировать свои действия для решения задачи; действовать по инструкциям
Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.
Познавательные:
осуществлять анализ,
синтез, классификацию языкового материала по критериям;находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; находить языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил; уметь
работать со «Страничкой для любознательных».
Воспринимать речь учителя сравнивать разные точки зрения;
считаться с мнением другого человека.
132
Синтаксическая роль имени прилагательн. в предложении. (с.87)
133
Связь существител. с прилагательными в предложении и в словосочетании (с.88)
134
Р/Р Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
135
Употребление в речи имен прилагательн., противоположных по значению (с. 89-90) Анализ текста, РНО
136
Изменение имён прилагательных по числам. (с.92-93)
Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в
зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.
137
Употребление имен прилагательных в единственном и во мн. числе. (с. 94)
138
Обобщение знаний об имени прилагательном
Распознавать имя прилагательное среди
других частей речи по
обобщённому лексическому значению и вопросу.
139
Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное»
140
Текст-описание
и роль в нём прилагательных.(с.95)
Работа над ошибками
Распознавать текст-описание. Наблюдать за ролью имени прилагательного
141
Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашн. животного). (с.97)
Распознавать текст-описание. Наблюдать за ролью имени прилагательного в тексте –описании.
142
Р/Р Составление текста-описания по картине Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». (с.98)
Составлять текст-описание на основе личных наблюдений
143
Текст-описание
и роль в нём прилагательных
Анализ текста, РНО
Распознавать текст-описание. Наблюдать за ролью имени прилагательного
144
Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (с.100-103)
Распознавать личные местоимения (в начальн. форме) среди других слов в предложен. Различать местоимения и существ.
Регулятивные:
учитывать ориентиры в учебном материале; планировать действия для решения задачи;Коммуникативные: характеризовать качества, признаки объекта, относящие его копределенному классу
Познавательные:
осуществлять анализ, синтез, сравнение, материала, строить рассуждения
Воспринимать речь учителя (одноклассников), сравнивать разные точки зрения;
считаться с мнением другого человека
145
Редактирование
текста с повторяющ. существительными. (с.104)
Распознавать личные местоимения среди слов в предложении. Различать местоимения и
существительные.
146
Редактирование текста с повторяющ. существительными. (с.104)
147
Проверочная работа по теме «Местоимение» (с.107)
148
Предлоги
Роль предлогов в речи.
(с. 108)
Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; действовать по намеченному плану, а также по инструкциям.
Коммуникативные: вступать в сотруднич. с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение
Познавательные:
находить в тексте информацию, использовать её для решения учебно-познавательных задач; находить языковые примеры
Воспринимать речь учителя (одноклассников),
сравнивать разные точки зрения;
считаться с мнением другого человека.
149
Предлог как часть речи. (с.109)
Словарный диктант
150
Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи (с. 110)
Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами.
151
Правописание предлогов с именами существительными.
(с. 111)
152
Проверочная работа по теме «Предлоги» (с. 113)
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
153
Правописание предлогов с именами существительными.
(с. 111)
Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами.
154
Проект
«В словари за
частями речи!»
(с. 114-115)
Пользоваться словарями, Придумывать задания, участвовать в презентации заданий.
Повторение (16ч)
155
Текст Упражнения в создании текстов разного типа (с.116-117)
Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами
Регулятивные:
планировать свои действия; действовать по плану;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; оценивать достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Коммуникативные:
Участвовать в беседе; осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместн. деятельности, оказывать взаимопомощь.
Познавательные:
самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать её для решения учебно-познавательных задач; находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации понятий, правил.
Выражать положительное отношение к процессу познания;
оценивать собственную учебн.деятельность:
свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
сравнивать разные
точки зрения;
считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательн. в споре (дискуссии)
156
Знаки препинания в конце предложений
(с.117-118)
Наблюдать за особенностями речи и оценивать её. Работать с текстом, различать виды текста. Определять границы предложения, обосновывать выбор знаков препинания. Определять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении. Работать
со словарями
157
Р/Р Восстановление деформированного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок»
(с. 112)
Списывание текста
158
Главные члены предложения. Распространение предложений второстепен. членами.
(с.119-120)
159
Слово и лексическое значение. Однозначн. и многозначные слова, антонимы, синонимы.
(с.120-122)
160
Части речи и их признаки. Разбор слова как части речи (с.123)
Словарный диктант
161
Части речи их различение. Разбор слова как части речи (с.124)
162
Итоговый контрольный диктант
163
Части речи и их различение. Разбор слова (с.125)
164
Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-букв. разбор слов (с.126)
165
Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-букв. разбор слов (с.127)
166
Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно
(с.105-106)
Работать с текстом: определять тип, тему и главную мысль,
выделять части, записыв.
167
Обобщение знаний о правилах правописан.
(с.128)
Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы
168-169
Упражнения в применении правил правописания (с.129)
170
Итоговый урок по курсу «Русский язык»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.