Адаптированная рабочая программа
по русскому языку
для 2 класса
начальное общее образование
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.
Данная программа адресована обучающимся 2 классов, обучающихся по АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) муниципального общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа № 1 г. Коряжмы»
Данная программа предполагает инклюзивное обучение детей с ОВЗ и детьми - инвалидами (вариант 7.2). Получение детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Особенности детей с ограниченными возможностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса.
Вариант 7.2 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающийся с ограниченными возможностями здоровья и авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык», УМК «Школа России»
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
- развить речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формировать у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формировать навык культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитать позитивное эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробудить познавательный интерес к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка во 2 классе — 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели).
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений; - развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма,
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируются позитивное эмоционально-ценностное отношение к нему, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Планируемые результаты.
Личностными результатами изучения курса русского языка являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
-понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних);
- формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного - интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика».
Предметные результаты
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
-практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
- использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой;
- владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
- работать с текстом: самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
- написание письменного изложения под руководством учителя;
- составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по сюжетному рисунку, по серии картинок);
- письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
Обучающийся получит возможность научиться:
· подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
· создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
· анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
· оформлять результаты исследовательской работы;
· редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
- различать звуки и буквы;
- классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
- распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы;
- находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- работать с разными словарями;
- приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов);
- находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс, овладение алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
Обучающийся получит возможность научиться:
· узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
· разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
· подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
- определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
- определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
- определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
- распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
- различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
- подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
- сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
- различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
- наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
- проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
- находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
- выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
- распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
- составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
- находить в предложении обращение;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
- раздельное написание слов;
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
- сочетаниячк—чн, чт-нч, щн и др.;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
- мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные падежные окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
- мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (читаешь, пишешь);
- мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- запятая между частями в сложном предложении;
б)применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
в) при составлении собственных текстов, во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
Содержание учебного предмета русский язык
Наша речь
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Предложение
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различие предложения, словосочетания, слова. Предложения по цели высказывания и интонации (без терминологии). Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаической и стихотворной речи. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения главных членов предложения.
Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложений пар слов, связанных по смыслу.
Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова …
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы. Выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова – значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова. Подбор однокоренных слов. Единообразие написания корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Слогообразующая роль гласных. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах. Условное обозначение звуков речи.
Звуко-буквенный разбор слова, уточнение сведений об алфавите. Умение располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне. Особенности проверочных и проверяемых слов.
Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем. И перед согласными.
Основные признаки согласных звуков. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук Й и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ. Произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение их буквами. Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласными. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова.
Упражнение в написании слов с изученными орфограммами.
Части речи
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов и их отнесенность к определенной части речи.
Имя существительное - как часть речи (лексическое значение и вопросы, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имен существительных.
Число имен существительных. Изменение их по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Имена существительные в прямом и переносном значении. Имена существительные близкие и противоположные по смыслу. Совершенствование навыка письма имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол – как часть речи (лексическое значение и вопросы, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей НЕ. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами.
Лексическое значение глаголов, глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте - повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имена прилагательные (лексическое значение и вопросы, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного и имени существительного в предложении и словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.
Упражнение в распознавании имен прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имен прилагательных с изученными орфограммами. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Роль имен прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста – рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. прямое и переносное значение слов. Смысловой. Звуковой, звуко – буквенный анализ слов.
Резерв – 5 часов
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела Тема урока |
|
Наша речь – 3ч. |
1 |
Знакомство с учебником. Виды речи |
2 |
Наша речь. Что можно узнать о человеке по его речи? |
3 |
Диалог и монолог |
|
Текст – 3ч. |
4 |
Текст. Что такое текст? |
5 |
Текст. Главная мысль текста |
6 |
Текст. Части текста |
|
Предложение – 11ч. |
7 |
Предложение. Предложение как единица речи, его назначение и признаки |
8 |
Предложение. Связь слов в предложении |
9 |
Предложение. Логическое (смысловое) ударение в предложении |
10 |
Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) |
11 |
Члены предложения. Второстепенные члены предложения |
12 |
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения |
13 |
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения |
14 |
Распространённые и нераспространённые предложения |
15 |
Связь слов в предложении |
16 |
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. С. Остроухова «Золотая осень» |
17 |
Связь слов в предложении. Обобщение и систематизация знаний о предложении. Проверочная работа |
|
Слова, слова, слова… - 18 ч. |
18 |
Слово и его значение |
19 |
Слово и его значение. Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов |
20 |
Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова |
21 |
Слово и его значение. Прямое и переносное значение слов |
22 |
Синонимы. Словарь синонимов русского языка |
23 |
Антонимы. Словарь антонимов русского языка |
24 |
Синонимы и антонимы (обобщение знаний). Проверочная работа |
25 |
Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам |
26 |
Родственные слова. Общая часть родственных слов |
27 |
Родственные слова и синонимы. Однокоренные слова. Корень слова (первое представление) |
28 |
Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах |
29 |
Однокоренные слова. Корень слова (обобщение и систематизация знаний) |
30 |
Слог |
31 |
Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении |
32 |
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения |
33 |
Перенос слов по слогам |
34 |
Перенос слов по слогам. Проверочная работа |
35 |
Развитие речи. Сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам |
|
Звуки и буквы – 60 ч. |
36 |
Звуки и буквы |
37 |
Звуки и буквы |
38 |
Алфавит. Значение алфавита |
39 |
Алфавит. Использование алфавита при работе со словарями |
40 |
Алфавит. Употребление прописной (заглавной) буквы Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой «За обедом» |
41 |
Гласные звуки. Признаки гласного звука |
42 |
Гласные звуки. Слова с буквой э |
43 |
Ударные и безударные гласные звуки |
44 |
Правило обозначения буквой безударного гласного звука |
45 |
Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук в корне |
46 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
47 |
Словарный диктант. Работа над ошибками |
48 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова |
49 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Составление текста из деформированных предложений |
50 |
Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать |
51 |
Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать |
52 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова |
53 |
Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы |
54 |
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» |
55 |
Контрольно-проверочный диктант с грамматическим заданием |
56 |
Словарный диктант. Работа над ошибками, допущенными в диктанте |
57 |
Проверочное списывание. Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами |
58 |
Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове |
59 |
Слова с буква й |
60 |
Слова с удвоенными согласными |
61 |
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» |
62 |
Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Проект «И в шутку и всерьёз» |
63 |
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Ь |
64 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения |
65 |
Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме |
66 |
Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным |
67 |
Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным. Составление ответов на вопросы к тексту |
68 |
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч |
69 |
Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч |
70 |
Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нчи других изученных орфограмм |
71 |
Проект «Рифма» |
72 |
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу |
73 |
Правописание в словах буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу |
74 |
Правописание в словах буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу |
75 |
Проверочный диктант |
76 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Звонкие и глухие согласные |
77 |
Правописание с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным |
78 |
Особенности проверочного и проверяемого слов для слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным |
79 |
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне |
80 |
Единообразное написание корня в формах одного и того же слова и в однокоренных словах |
81 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
82 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте |
83 |
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным |
84 |
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным |
85 |
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным |
86 |
Обобщение знаний об изученных правилах письма |
87 |
Обобщение знаний об изученных правилах письма |
88 |
Работа над ошибками, допущенными при записи ответов на вопросы. Обобщение знаний об изученных правилах письма |
89 |
Проверочная работа |
90 |
Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе Словарный диктант |
91 |
Разделительный мягкий знак |
92 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком |
93 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком |
94 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами |
95 |
Диктант с грамматическим заданием |
|
Части речи – 59 ч. |
96 |
Части речи. Соотнесение слов- названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи |
97 |
Части речи. Употребление частей речи в тексте |
98 |
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи |
99 |
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи |
100 |
Одушевлённые имена существительные |
101 |
Неодушевлённые имена существительные |
102 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Распределительный словарный диктант. Развитие речи: составление предложений и текста |
103 |
Собственные и нарицательные имена существительные |
104 |
Правописание собственных имён существительных
|
105 |
Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри» |
106 |
Правописание собственных имён существительных |
107 |
Правописание собственных имён существительных. Развитие речи: составление рассказа о домашнем животном по личным наблюдениям и вопросам |
108 |
Правописание собственных имён существительных. Географические названия |
109 |
Единственное и множественное число имён существительных. Изменение существительных по числам |
110 |
Изменение имён существительных по числам |
111 |
Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном |
112 |
Обобщение знаний об имени существительном |
113 |
Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам |
114 |
Работа над речевыми и орфографическими ошибками, допущенными в изложении.
|
115 |
Проверочная работа по теме «Имя существительное» |
116 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» |
117 |
Глагол как часть речи. Значение глаголов в речи |
118 |
Значение глаголов в речи |
119 |
Признаки глаголов. Восстановление деформированного текста |
120 |
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» |
121 |
Единственное и множественное число глаголов |
122 |
Единственное и множественное число глаголов |
123 |
Правописание частицы не с глаголами. |
124 |
Обобщение знаний о глаголе |
125 |
Текст-повествование и роль в нём глаголов |
126 |
Текст-повествование. Развитие речи. Составление текста-повествования на заданную тему |
127 |
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по вопросам и опорным словам |
128 |
Проверочная работа по теме «Глагол» |
129 |
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным |
130 |
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным |
131 |
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным |
132 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
133 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Употребление в речи имён прилагательных |
134 |
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи |
135 |
Единственное и множественное число имён прилагательных |
136 |
Единственное и множественное число имён прилагательных |
137 |
Текст-описание и роль в нём имён прилагательных |
138 |
Текст-описание и роль в нём имён прилагательных |
139 |
Развитие речи. Составление текста-описания домашнего животного на основе личных наблюдений |
140 |
Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» |
141 |
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» |
142 |
Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи |
143 |
Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи |
144 |
Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи |
145 |
Текст-рассуждение |
146 |
Проверочная работа |
147 |
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи |
148 |
Правописание предлогов с именами существительными |
149 |
Правописание предлогов с именами существительными |
150 |
Правописание предлогов с именами существительными Развитие речи. Восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утёнок» |
151 |
Проверочная работа |
152 |
Проект «В словари – за частями речи!» |
153 |
Промежуточная аттестация. Контрольный диктант с грамматическим заданием |
154 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте |
|
Повторение – 16 ч. |
155 |
Повторение изученного за год. Текст. Типы текстов. Подробное изложение по коллективно составленному плану |
156 |
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение изученного за год. Текст. Типы текстов. |
157 |
Повторение изученного за год. Предложение. Члены предложения |
158 |
Повторение изученного за год. Предложение. Члены предложения |
159 |
Повторение изученного за год. Проверочная работа по теме «Предложение. Члены предложения» |
160 |
Повторение изученного за год. Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова |
161 |
Повторение изученного за год. Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова |
162 |
Повторение изученного за год. Части речи |
163 |
Повторение изученного за год. Части речи |
164 |
Контрольное списывание текста с грамматическим заданием |
165 |
Повторение изученного за год. Звуки и буквы |
166 |
Повторение изученного за год. Звуки и буквы |
167 |
Правила правописания |
168 |
Правила правописания |
169 |
Правила правописания |
170 |
Итоговый урок |
Материально-техническое содержание процесса обучения
В материально-техническое оснащение кабинета по предмету русский язык входят:
- учебник русского языка;
- доска;
- интернет ресурсы;
- мультимедийное оборудование;
- раздаточный материал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.