За последнее десятилетие научные представления об особенностях развития детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата (НОДА) расширились и уточнились. Выявление и накопление новых фактов связано с тем, что образование в рамках образовательной организации стали получать дети с тяжелыми нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Особую актуальность анализ структуры нарушений у детей с НОДА приобретает в связи с началом реализации ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.
Сенсорное и психомоторное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Сенсомоторное развитие детей с НОДА отличается качественным своеобразием. У детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата развитие психомоторной и сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно.
У детей с НОДА формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и в первую очередь, двигательно-кинестетического анализаторов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает трудности.
В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивнопредметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности.
Чувственное познание уже с первых месяцев жизни ребенка развивается аномально. Это ведет к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.
Нарушения зрительного восприятия у детей с НОДА объясняется недостаточной зрительной фиксацией, плохим прослеживанием предмета, сужением поля зрения и снижением остроты зрения. Кроме того, у таких детей часто отмечаются косоглазие, двоение в глазах, нарушение согласованности движений глаз, опущенное верхнее веко (птоз), непроизвольные движения глазных яблок. Такие особенности зрительного анализатора приводят к дефектному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности.
В силу двигательной недостаточности нарушается формирование восприятия предметов окружающего мира. Недостаточное развитие предметного восприятия в значительной степени зависит также от отсутствия у детей предметных действий. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. Для развития познавательной деятельности важное значение имеет согласованность движений руки и глаза. По мере совершенствования действий с предметами у него развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предмета на ощупь. Эта функция имеет важное значение для развития познавательной деятельности.
У детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Это приводит к тому, что у ребенка задерживается формирование целостного представления о предметах, их свойствах и фактуре, что в свою очередь обусловливает недостаточность запаса знаний и представлений об окружающем мире и задерживает овладение мыслительными операциями.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предусматривает для детей с НОДА организацию коррекционно - развивающего курса «Психомоторика и развитие деятельности».
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно – развивающие занятия по курса «Психомоторика» разработана в соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
• нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность учителядефектолога образовательного учреждения.
Данная программа разработана на основе программы Митеевой Л., Удалова Л. «Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья», Безбородовой М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности.
Цель программы – дать правильное представление, об окружающей действительности способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в общество, на основе создания оптимальных условий познания обучающимся каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Представленная цель конкретизируется в следующих задачах:
- развитие любознательности и наблюдательности, способности замечать новое, умения включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;
- коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся путем развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;
- совершенствование мелкой моторики обучающихся, исправление недостатков их общей моторики, развитие межанализаторного взаимодействие и зрительно-двигательную координации;
- формирование умения самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов; словесное обозначение пространственных отношений пространственно-временные
ориентировки;
- развитию умения словестного обозначения пространственных отношений;
- работа над увеличением объема произвольной памяти обучающихся в зрительной, слуховой и осязательной модальностях;
- развитие умения выделять, осознавать и принимать цели действия;
- формировать умение планировать свою деятельность по времени и содержанию;
- развитие умения контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы;
- развитие умения обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.
Программа состоит из четырех разделов: раздел «Развитие моторики и графомоторных навыков», раздел «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов», раздел «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств», раздел «Восприятие пространства и времени»
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков»
Направлен на расширение двигательного опыта обучающихся, развитие умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у обучающихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению мелкой моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Так же данный разделпредполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.
Раздел «Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов»
Направлен на пополнение и уточнение знаний обучающихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов, но и к умению группировать предметы по различным нескольким признакам, составлять сериационныеряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения. Раздел «Развитие восприятия зрительной и слуховой модальности»
Направлен на формирование восприятия целостного образа предмета, преодоление фрагментарности восприятия, подготовка к овладению навыков чтения. Развитие слухового восприятия предполагает умения воспринимать информацию на слух и удерживать ее в памяти, что необходимо для дальнейшего овладения учебными навыками.
Раздел «Восприятие пространства и времени»
Предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года, Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве – пространстве листа и на поверхности парты.
Раздел «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств»
способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств,
качеств, вкусов, запахов.
Место учебного предмета в учебном плане: коррекционно - развивающие занятия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья проводятся 1 раз в неделю, 33 занятия в год в подготовительном и первом классе, 34 занятия в год со 2 по 4 класс.
С 1 по 15 сентября и с 15 – 30 мая проводится диагностика уровня когнитивного развития обучающихся. Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи.
Общая характеристика коррекционного курса:
Занятия в рамках данного коррекционного курса направлены на расширение двигательного опыта детей, развитие умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у детей пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению мелкой моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Так же данный курс предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.
Так же этот курс направлен на пополнение и уточнение знаний детей о сенсорных эталонах. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов, но и к умению группировать предметы по различным признакам, составлять сериационныеряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения. Структура занятий
1 этап. Вводный
На данном этапе применяются упражнения направленные на снятие эмоционального напряжения, формируется положительный настрой к продуктивной совместной деятельности.
2 этап. Основной
Предполагает повторение пройденного и реализацию соответствующего раздела программы.
3 этап. Заключительный
На данном этапе осуществляется закрепление пройденного материала.
Форма проведения – групповая.
Количество часов в учебном году: 2 класс – 34 часа, Формы контроля: входная, итоговая диагностика.
На каждом году обучения решаются специфические для данной возрастной ступени задачи.
. |
|
|
. |
Развитие моторики, графомоторных навыков. |
6 |
3. |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. |
11 |
. |
Промежуточная диагностика. |
1 |
. |
Восприятия зрительной и слуховой модальности. |
5 |
. |
Восприятие пространства и времени. |
5 |
. |
Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств. |
4 |
. |
Итоговая диагностика. |
1 |
. |
Всего: |
34 |
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов коррекционного курса
Личностные результаты овладения коррекционным курсом включают овладение обучающимися следующими умениями и навыками:
1) соотносить свои поступки и события с принятыми этическими принципами;
2) анализировать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилием, трудолюбием, старанием;
3) фиксировать свои изменения, сравнивая прежние достижения с
сегодняшними результатами, адекватно выражать их в речи;
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися данными умениями и навыками осуществляется на основании применения метода экспертной оценки (специалисты ПМПк), метода наблюдения, анкетирования родителей и педагогов.
Метапредметными результатами изучения курса «Психомоторика» является формирование универсальных учебных действий.
Выпускник начальной ступени обучения в сфере регулятивных УУД получит возможность для овладения (в сотрудничестве с педагогом) всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить (по возможности) соответствующие коррективы в их выполнение.
Обучающийся в сфере познавательных УУД получит возможность для овладения (на доступном уровне) такими логическими действиями и операциями, как анализ и синтез, классификация, сравнение, обобщение; а также научиться использовать знаковосимволические средства.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативн |
|
|
ые УУД |
принимать и сохранять учебную задачу, выделять промежуточные целитребования с учетом конечного результата |
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), при направляющей помощи педагога |
сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия |
составлять план выполнения задачи и последовательность действий |
анализировать конкретную ситуацию с целью выделения специфических ее особенностей для последующего обобщения |
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
работать по плану, регламентирующему пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями |
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза
|
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация |
при выполнении действия ориентироваться на правило контроля и успешно использовать его в процессе решения задачи, исправлять допущенные ошибки |
устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений |
управление поведением партнера– контроль, коррекция, оценка действий партнера |
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своих действий и действий другихобучающихся, исходя из имеющихся критериев
|
овладевать действием простейшего моделирования, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач
|
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
Предметные результаты. В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики обучающиеся должны:
• научиться наблюдать и замечать новое, уметь включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;
• правильно воспринимать цвет, форму, величину, пространственное расположение предметов;
• обладать развитой общей и мелкой моторикой, иметь развитое межанализаторное взаимодействие и зрительно-двигательную координацию;
• самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов;
• обозначать словестно - пространственные отношения и ориентироваться в пространственно-временных понятиях;
• иметь объем произвольной памяти соответствующий нормативным показателям в зрительной, слуховой и осязательной модальностях;
• уметь выделять, осознавать и принимать цели действия;
• уметь планировать свою деятельность по времени и содержанию;
• уметь контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы;
• уметь обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.
Планируемые результаты программы коррекционной работы уточняются и конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся для каждого обучающегося в отдельности. Следовательно, к концу освоения данного коррекционного курса ребенок может не достичь планируемых результатов в полной мере, ввиду своих психофизиологических особенностей.
Критерии оценки освоения коррекционного курса «Психомоторика»
Критерий |
Уровни развития
|
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
1.Развитие любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность
|
Умеет начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, завершить разговор. Проявляет интерес ко всему новому, обладает способностью сотрудничать со взрослым в исследовательской деятельности. |
Частично отвечает на вопросы при беседе со взрослым, высказывает свои мысли по алгоритму. В паре работает ситуативно. Не всегда понимает речевое обращение другого человека. В диалоге участвует выборочно. Предпочитает идти на контакт, когда уверен в своих знаниях. |
Не идет на контакт (агрессивен/пассивен) Информацию, идущую от взрослого воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает. Не понимает речевое обращение другого человека. Не может дать обратную связь.
|
2. Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов |
Целостно и осмысленно воспринимает пространственные качества объекта. Способен к длительному наблюдению и обследованию образцов-моделей, |
Правильность и полнота целенаправленного восприятия затруднены. Присутствует детализированность восприятия и недостаточная его дифференцированность. Неточно воспринимает |
Присутствует фрагментарность и малая детализированностъ восприятия. Объём восприятия мал. Требуется организация самого процесса восприятия окружающего и его |
|
а также выделению их существенных компонентов. Использует пространственные и метрические признаки предметов (форма и величина) в процессе конструирования. |
сходные объекты и придаёт сходным предметам одинаковое значение. Осуществляет конструирование с использованием простых действий с деталями в виде прикладывания, приставления к образцам. |
сопровождение со стороны взрослых. Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных раздражителей возможна только с помощью взрослого. При группировке предметов с учетом формы, цвета, величины требуется организующая и направляющая помощь. Трудности зрительнодвигательной координации. |
3. Умение словестно обозначать пространственные отношения
|
Может словесно обозначить пространственное расположение частей тела. Владеет всей, соответствующей возрасту, пространственной терминологией.
|
Способен к конструированию с использованием развёрнутых действий по словестной инструкции. Умеет представлять и воспроизводить объекты в различных пространственных расположениях сопровождая словестным описанием своей деятельности. Владеет не всей пространственной терминологией. Затрудняется в обозначении пространственных отношений между предметами. Способен к конструированию по развернутой словестной инструкции. |
Словесное обозначения основных признаков предметов отсутствует. Пространственной терминологией не владеет. Конструирование по словестной инструкции взрослого осуществляет с трудом.
|
4. Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности |
Объем произвольной памяти различной модальности соответствует/при ближен к норме. Запоминает быстро, присутствует прочность |
Запоминание осуществляет с затруднением, нестойкая прочность сохранения информации, возможно ложное узнавание. Объём запоминания сужен. Лучше запоминает сходное, чем различное. |
Объем произвольной памяти различной модальности резко сужен. Непроизвольность запоминания преобладает над произвольным. Необходима включенность в |
|
сохранения информации. Готов к правильному воспроизведению. Активно использует логическое запоминание. Присутствует запоминание деталей объекта. |
Недостаточное развитие дифференцированной деятельности. Запоминание деталей затруднено. Ошибки в узнавании. |
действие в момент запоминания. Присутствует ложное опознание, нерасчлененное воспроизведение сходных объектов. Не соотносит запоминаемый материал с предлагаемыми опорами. |
5.Умение выделить, осознать и принять цели действия
|
Может самостоятельно определять круг своего поля деятельности, интерес выражен и устойчив. Уравновешен и осторожен в принятии решения. Хорошо ориентируется в предоставляемом материале. Умеет самостоятельно наблюдать, ставить цели и делать выводы.
|
Интерес к деятельности слабо выражен и неустойчив. Выделяет цель действия с помощью, осознание до конце затруднено. Интерес вызывает не сама деятельность, а отдельные признаки предметов. Способен к совместным действиям со взрослым. Присутствует быстрое пресыщение деятельностью. Волевых усилий не прочные. Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватно. Импульсивен/пассивен в принятии решений. |
Требуется многократное повторение инструкции с показом. В процессе работы предлагаемая программа действий не удерживается. Интерес к действиям не проявляется. Пассивен в принятии предлагаемого взрослым задания. Простейшие действия при совместной пошаговой помощи взрослого выполняются лишь частично. Не сформированы регуляторные механизмы. Организующая, направляющая, разъясняющая помощь не эффективна. Необходимо совместное с взрослым поэтапное выполнение задания. |
6.Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию
|
Умеет планировать свою деятельность по времени и содержанию. Способен предвосхищать возможные решения проблем, избирательно актуализировать |
Затрудняется в планировании своей деятельности по времени и содержанию. Не всегда может определять круг своей деятельности и найти нужную информацию. Не может делать самостоятельные выводы. |
Не умеет планировать свою деятельность по времени и содержанию. Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы низкие.
|
|
необходимые знания. Умеет самостоятельно наблюдать и делать простые выводы. |
|
|
7.Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы |
Контролируе т свои действия в течении выполнения задания. Адекватно оценивает условия решения задачи и правильность собственных действий. Способен выйти за пределы ситуативных ограничений и принимать нестандартные решения. |
Затрудняется в контроле своих действий при выполнении задания. Не видит необходимости вносить коррективы. Требуется помощь взрослого в оценивании правильности собственных действий. Не способен к принятию нестандартных решений.Способен осуществлять деятельность только под руководством взрослого. |
Контроль в течении деятельности не выполняет, необходимости вносить коррективы не прослеживает. Начатое обычно не доводит до конца.
|
8. Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи |
Без затруднения устанавливает и поддерживает контакт. Умеет обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать просьбу о помощи. |
Умеет обратиться к взрослым при затруднении в учебном процессе, контакт со взрослыми непродолжителен. Требуется мимическое и жестовое подкрепление. Для поддержания контакта необходима положительная стимуляция (доброжелательная улыбка, знаки одобрения и т. п.). Затрудняется в формулировке запроса. |
Самостоятельно контакт не инициируют. Не знает как обраться к взрослым при затруднениях в учебном процессе. Необходимо многократное жестовое и мимическое повторение. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение.
|
Методы и приемы реализации программы. Программа предусматривает развитие обучающихся на занятии через обучение, игру, музыку, движение и т.д. в процессе, преимущественно, совместной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
В процессе работы с детьми с НОДА целесообразно использовать следующие методы и приёмы:
• совместные действия обучающегося и педагога, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
• действия обучающихся по образцу;
• действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
• предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.;
• соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
• использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков.
Материально технические условия:
• функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций;
• игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики;
• оборудование для занятий музыкой, изобразительной деятельностью;
1. Метиева Л. А., Удалова Э. Я..Развитие сенсорной сферы детей.– М.: Просвещение, 2011.
2. Митеева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2007. – 120 с.
3. Хилтунен Е. Упражнения с монтессори – материалом. – М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1998.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.