Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ с умеренной степенью У.О. «Коррекционные занятия» 3 - класс
Индивидуальная программа коррекционных занятий разработана для развития психомоторики и сенсорных процессов обучающейся с ОВЗ с умеренной степенью умственной отсталости в соответствии с нормативноправовыми документами:
• Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. № 1089;
• Основной образовательной программой НОО, утвержденной приказом № 199 от 20.05.2011г.;
• Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-ЮГРЫ №1087 от 13.08.15г. «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы НОО, ОО, СОО на территории ХМАОЮГРА, для детей с ОВЗ…»;
• Письмо Министра образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании
детей»;
• Приказ Департамента образования и молодежной политики - №437 от 20.05.2013г. «Об утверждении Концепции инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре».
Коррекционно - развивающая работа подразумевает занятия учителя - дефектолога с детьми. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. От кого бы ни поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции.
Дети с умеренной степенью умственной отсталости отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, овладевать навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не проявляют любопытства к процессам и явлениям, происходящим в природе, социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден, фразы односложны, дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих их двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью имеют возможности для развития. У них сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, у большинства эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.
Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию психомоторики и сенсорных процессов младших школьников с умеренной степенью умственной отсталости состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеет свою цель: создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Задачи:
• формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
• коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
• обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
• исправление недостатков моторики, совершенствование зрительнодвигательной координации;
• формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Принципы:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
ü Входная диагностика;
ü Развитие моторики, графомоторных навыков;
ü Тактильно-двигательное восприятие;
ü Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов; ü Развитие зрительного слухового и сенсорного восприятия; ü Итоговая диагностика.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Входная диагностика(1 час)
Развитие моторики, графомоторных навыков
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание).
Работа ножницами. Сгибание бумаги. Аппликация. Графический диктант по показу. Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином (твердое и мягкое состояние), игры со средней мозаикой. Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий). Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т.
д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали). Развитие зрительного слухового и сенсорного восприятия
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3 — 4 изображения). Запоминание 3 — 4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей. Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
Коррекционные индивидуальные занятия проводятся по расписанию продолжительностью 30 минут, один раз в неделю. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкальноритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия. Немаловажным фактором успешной реализации программы является профессиональная компетентность учителя-дефектолога. Курс имеет безоценочную систему прохождения материала.
Итоговая диагностика(1час)
|
Название раздела, тематика занятий |
Количество часов |
1. |
Входная диагностика. |
1 |
2. |
Развитие моторики, графомоторных навыков. |
8 |
3. |
Тактильно-двигательное восприятие. |
8 |
4. |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. |
8 |
5 |
Развитие зрительного, слухового и сенсорного восприятия. |
8 |
6. |
Итоговая диагностика.
|
1 |
|
Всего: |
34 |
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психических процессов обучающаяся должна научиться:
-ориентироваться на сенсорные эталоны;
-узнавать предметы по заданным признакам;
-сравнивать предметы по внешним признакам;
-классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
-составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
-практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
-давать полное описание объектов и явлений;
-различать противоположно направленные действия и явления;
-видеть временные рамки своей деятельности;
-определять последовательность событий;
-ориентироваться в пространстве;
-целенаправленно выполнять действия по инструкции; -самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; -опосредовать свою деятельность речью.
Своевременная коррекционно- развивающая помощь обучающейся с умеренной степенью умственной отсталостью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.
|
Название раздела, тематика занятий |
Количество часов |
1. |
Входная диагностика. |
1 |
|
Развитие моторики, графомоторных навыков |
|
2. |
Работа в технике рваной аппликации. |
1 |
3. |
Сгибание бумаги. Оригами. |
1 |
4. |
Графический диктант (по показу; зрительный и на слух). |
1 |
5. |
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. |
1 |
6. |
Решение задач. Математическая раскраска. |
1 |
7. |
Решение примеров. Математическая раскраска. |
1 |
8. |
Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи». |
1 |
9. |
Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Фрукты». |
1 |
|
Тактильно-двигательное восприятие |
|
10. |
Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький). |
1 |
11. |
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». |
1 |
12. |
Игры с сюжетной мозаикой. |
1 |
13. |
Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». |
1 |
14. |
Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». |
1 |
15. |
Дидактическая игра «Собираем ёлочку». |
1 |
16. |
Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. |
1 |
17. |
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). |
1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов |
||
18. |
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию». |
1 |
19. |
Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета» |
1 |
20. |
Сравнение двух предметов. Узнавание предмета по одному элементу. |
1
|
21. |
Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу. |
1 |
22. |
Клякса. Повтори узор. |
1 |
23. |
Соедини, чтоб получился рисунок. |
1 |
24. |
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы». |
1 |
25. |
Дидактическая игра, «Какой детали не хватает». Дидактическая игра «Я все знаю». |
1
|
Развитие зрительного, сенсорного и слухового восприятия. |
||
26. |
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, шелест листьев, скрип снега, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух». |
1 |
27. |
Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок). |
1 |
28. |
Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов). Дидактическая игра «Что неправильно нарисовал художник?». |
1 |
29. |
Различение наложенных изображений предметов (5-7 изображений). Нахождение нелепиц на картинках. |
1
|
30. |
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». Дидактическая игра «Бывает – не бывает». |
1 |
31. |
Дидактическая игра «Повтори узор» (сделай так же). |
1 |
32. |
Дидактическая игра «Лабиринт». |
1 |
33. |
Дидактическая игра «Расположи верно». |
1 |
34. |
Итоговая диагностика |
1 |
1. Баряева Л.Б, Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под ред. Баряевой Л.Б Яковлевой Н.Н. Санкт – Петербург ЦДК проф. Баряева Л.Б. 2011.
2. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение игре детей с интеллектуальной недостаточностью.- СПб: Союз,2000.
3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М. «Просвещение».1991.
4. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. «Воспитание и обучение умственно – отсталых детей дошкольного возраста». Программа для специальных дошкольных учреждений. М.1991.
5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. –М.,2000.
6. Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС / Е.А.Стребелева, Ю.Ю.Белякова, И.А.Выродова и др. –М.: Экзамен,2007.
7. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: наглядный материал / Е.А.Стребелева. – М.: Владос,2007.
8. Сорокова М.Г. Система М.Монтессори: Теория и практика. – М.,2007.
9. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика, игры, упражнения.- Ростов н/Д.,2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.