Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ с умеренной степенью У.О. «Коррекционные занятия» 3 класс
Оценка 4.8

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ с умеренной степенью У.О. «Коррекционные занятия» 3 класс

Оценка 4.8
pdf
математика
27.01.2020
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ  с умеренной степенью У.О. «Коррекционные занятия» 3 класс
Индивидуальная программа коррекционных занятий разработана для развития психомоторики и сенсорных процессов обучающейся с ОВЗ с умеренной степенью умственной отсталости в соответствии с нормативно-правовыми документами.
КРП 3 класс УО.pdf

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ с умеренной степенью У.О. «Коррекционные занятия» 3 - класс

 

Пояснительная записка

Индивидуальная программа коррекционных занятий разработана для развития психомоторики и сенсорных процессов обучающейся с ОВЗ с умеренной степенью умственной отсталости в соответствии с нормативноправовыми документами:

    Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. № 1089;

    Основной образовательной программой НОО, утвержденной приказом № 199 от 20.05.2011г.;

    Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-ЮГРЫ №1087 от 13.08.15г. «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы НОО, ОО, СОО на территории ХМАОЮГРА, для детей с ОВЗ…»;

    Письмо Министра образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании

детей»;

    Приказ Департамента образования и молодежной политики - №437 от 20.05.2013г. «Об утверждении Концепции инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре».

Коррекционно - развивающая работа подразумевает занятия учителя - дефектолога с детьми. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. От кого бы ни поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции. 

Дети с умеренной степенью умственной отсталости отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, овладевать навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не проявляют любопытства к процессам и явлениям, происходящим в природе, социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден, фразы односложны, дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих их двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью имеют возможности для развития. У них сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, у большинства эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию психомоторики и сенсорных процессов младших школьников с умеренной степенью умственной отсталости состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеет свою цель: создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Задачи:

    формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

    коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

    обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

    исправление недостатков моторики, совершенствование зрительнодвигательной координации;

    формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Принципы:

1.                 Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

2.                 Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

3.                 Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3.                 Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

4.                 Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

ü Входная диагностика;

ü Развитие моторики, графомоторных навыков;

ü Тактильно-двигательное восприятие;

ü Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов; ü Развитие зрительного слухового и сенсорного восприятия; ü Итоговая диагностика.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Входная диагностика(1 час)

Развитие моторики, графомоторных навыков

(8часов)

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание).

Работа ножницами. Сгибание бумаги. Аппликация. Графический диктант по показу. Тактильно-двигательное восприятие

(8 часов)

Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином (твердое и мягкое состояние), игры со средней мозаикой. Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий). Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

(8 часов)

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т.

д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали). Развитие зрительного слухового и сенсорного восприятия

(8 часов)

Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3 — 4 изображения). Запоминание 3 — 4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей. Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).

Коррекционные индивидуальные занятия проводятся по расписанию продолжительностью 30 минут, один раз в неделю. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкальноритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия. Немаловажным фактором успешной реализации программы является профессиональная компетентность учителя-дефектолога. Курс имеет безоценочную систему прохождения материала.

Итоговая диагностика(1час)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

Название раздела, тематика занятий

Количество часов

1.

Входная диагностика.

1

2.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

8

3.

Тактильно-двигательное восприятие.

8

4.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

8

5

Развитие зрительного, слухового и сенсорного восприятия.

8

6.

Итоговая диагностика.

 

1

 

Всего:

34

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психических процессов обучающаяся должна научиться:

-ориентироваться на сенсорные эталоны;

-узнавать предметы по заданным признакам;

-сравнивать предметы по внешним признакам;

-классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

-составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

-практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

-давать полное описание объектов и явлений;

-различать противоположно направленные действия и явления;

-видеть временные рамки своей деятельности;

-определять последовательность событий;

-ориентироваться в пространстве;

-целенаправленно выполнять действия по инструкции; -самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; -опосредовать свою деятельность речью.

Своевременная коррекционно- развивающая помощь обучающейся с умеренной степенью    умственной          отсталостью        является     необходимой предпосылкой их успешного обучения.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  3 класс (34 часа)

 

Название раздела, тематика занятий

Количество часов

1.

Входная диагностика.

1

 

Развитие моторики, графомоторных навыков

 

2.

Работа в технике рваной аппликации.

1

3.

Сгибание бумаги. Оригами.

1

4.

Графический диктант (по показу; зрительный и на слух).

1

5.

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях.

1

6.

Решение задач. Математическая раскраска.

1

7.

Решение примеров. Математическая раскраска.

1

8.

Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

1

9.

Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Фрукты».

1

 

Тактильно-двигательное восприятие

 

10.

Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький).

1

11.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

1

12.

Игры с сюжетной мозаикой.

1

13.

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета».

1

14.

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

1

15.

Дидактическая игра «Собираем ёлочку».

1

16.

Узнавание предмета по его отдельным частям.

Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. 

1

17.

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).

1

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

18.

Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию».

1

19.

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»

1

20.

Сравнение двух предметов. Узнавание предмета по одному элементу.

1

 

21.

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу.

1

22.

Клякса. Повтори узор.

1

23.

Соедини, чтоб получился рисунок.

1

24.

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы».

1

25.

Дидактическая игра, «Какой детали не хватает». Дидактическая игра «Я все знаю».

1

 

Развитие зрительного, сенсорного и слухового восприятия.

26.

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, шелест листьев, скрип снега, гудение, жужжание).

Дидактическая игра «Узнай на слух».

1

27.

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок).

1

28.

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов). Дидактическая игра «Что неправильно нарисовал художник?».

1

29.

Различение наложенных изображений предметов (5-7 изображений). Нахождение нелепиц на картинках.

1

 

30.

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». Дидактическая игра «Бывает – не бывает».

1

31.

Дидактическая игра «Повтори узор» (сделай так же).

1

32.

Дидактическая игра «Лабиринт».

1

33.

Дидактическая игра «Расположи верно».

1

34.

Итоговая диагностика

1

 

 

УЧЕБНО – МЕТАДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.      Баряева Л.Б, Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под ред. Баряевой Л.Б Яковлевой Н.Н. Санкт – Петербург ЦДК проф. Баряева Л.Б. 2011.

2.      Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение игре детей с интеллектуальной недостаточностью.- СПб: Союз,2000.

3.      Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста.  М. «Просвещение».1991.

4.      Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. «Воспитание и обучение умственно – отсталых детей дошкольного возраста». Программа для специальных дошкольных учреждений. М.1991.

5.      Маллер А.Р. Социальное воспитание и  обучение детей  с  отклонениями в развитии. –М.,2000.

6.      Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС / Е.А.Стребелева, Ю.Ю.Белякова, И.А.Выродова и др. –М.: Экзамен,2007.

7.      Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в  развитии: наглядный материал / Е.А.Стребелева. – М.: Владос,2007.

8.      Сорокова М.Г. Система М.Монтессори: Теория и практика. – М.,2007.

9.      Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика, игры, упражнения.- Ростов н/Д.,2006.

 

 

 

 

 

 

 

Адаптированная рабочая программа для детей с

Адаптированная рабочая программа для детей с

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью имеют возможности для развития

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью имеют возможности для развития

Принцип развивающего обучения

Принцип развивающего обучения

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов; ü

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов; ü

Сигнальная роль цвета (пожарная машина)

Сигнальная роль цвета (пожарная машина)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН Название раздела, тематика занятий

УЧЕБНЫЙ ПЛАН Название раздела, тематика занятий

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс (34 часа)

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс (34 часа)

Сравнение двух предметов. Узнавание предмета по одному элементу

Сравнение двух предметов. Узнавание предмета по одному элементу

Гаврилушкина О.П., Соколова Н

Гаврилушкина О.П., Соколова Н
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020