Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс
Оценка 5

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Оценка 5
pdf
27.01.2020
Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс
Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела в последние годы особую актуальность. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с РАС. В последнее время наблюдается увеличение численности детей с расстройствами артистического спектра (РАС), среди которых наиболее часто встречается аутизм, осложненный интеллектуальным недоразвитием разной степени выраженности.
КРП РАС 5 год обучения.pdf

Пояснительная записка

Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий разработана для развития  познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающегося с ОВЗ (РАС) в соответствии с нормативно-правовыми документами:

     Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. № 1089;

     Основной образовательной программой НОО, утвержденной приказом № 199 от

20.05.2011г.;

     Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-ЮГРЫ №1087 от 13.08.15г. «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы НОО, ОО, СОО на территории ХМАО-ЮГРА, для детей с ОВЗ…»;

     Письмо Министра образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

     Приказ Департамента образования и молодежной политики - №437 от 20.05.2013г. «Об утверждении Концепции инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре».

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела в последние годы особую актуальность. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с РАС. В последнее время наблюдается увеличение численности детей с расстройствами артистического спектра (РАС), среди которых наиболее часто встречается аутизм, осложненный интеллектуальным недоразвитием разной степени выраженности. Психологические особенности таких детей - снижение или отсутствие потребности в контактах с окружающим миром, стереотипность поведения, искажение процессов эмоционального реагирования. Психологическое сопровождение семей воспитывающих детей с РАС ведется по следующим направлениям: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическое просвещение, психологическая профилактика и психологическая коррекция.

В соответствии с ФГОС НОО важнейшей задачей является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся.

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования диктует внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В освоении основной образовательной программы начального общего образования, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, учитываются особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Все это обусловило создание индивидуальной программы коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов для детей младшего школьного возраста с ОВЗ (расстройством артистического спектра), как части адаптированной основной общеобразовательной программы.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Она направлена на социальное, личностное и интеллектуальное развитие. На создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья учащегося с ограниченными возможностями здоровья. Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы ребёнка, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

Цель: развитие и коррекция познавательных процессов обучающихся с ОВЗ (РАС) с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости. Задачи:

ü Формировать познавательные интересы и потребности, являющиеся фундаментом успешного обучения в школе;

ü Развивать психические функции, способствующие успешной адаптации к школьному обучению (память, внимание, мышление, речь и т.д.);

ü Организовывать   деятельность по        обучению       детей саморегуляции,         контролю, самостоятельности;

ü Развивать у ребенка положительное отношение к другим людям, эмоциональную отзывчивость.

Особенности реализации программы

Предложенная программа является частью основной адаптированной программы, строится на принципах:

ü   Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач;

ü   Единство диагностики и коррекции;

ü   Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

ü   Комплексность методов психологического воздействия;

ü   Возрастание сложности;

ü   Учет объема и степени разнообразия материала.

Структура программы:

1. Диагностическая работа включает:

     своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

     раннюю (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностику причин трудностей адаптации;

     изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2.      Коррекционно-развивающая работа включает:

     выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

     организацию        и          проведение    специалистами          индивидуальных        коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления трудностей обучения;

     коррекцию и развитие высших психических функций;

     развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения;

     социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

3.      Консультативная работа (в течение всего года) включает:

     выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

     консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приемов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

     консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

4.      Информационно-просветительская            работа           (в        течение          всего года) предусматривает:

     различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

     проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Диагностический этап» (2 часа)

Развитие высших психических функций. Развитие памяти, внимания, логического мышления и восприятия.

«Сенсорное развитие» (8 часов)

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса». Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. 

«Предметно – практические действия» (8 часов)

Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами». В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании. 

«Коммуникация и развитие речи» (9 часов)

Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. 

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

Чтение и письмо

Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. 

«Ознакомление с окружающим миром» (8 часов)

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.

Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Учить показывать и по возможности называть членов семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши).

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

 

Наименование темы/раздела

 

Кол. часов

1

Диагностическое обследование

1

2

Сенсорное развитие

8

3

Предметно – практические действия

8

4

Коммуникация и развитие речи

9

5

Ознакомление с окружающим миром

8

6

Диагностическое обследование

1

 

ИТОГО

35

Программа включает познавательные упражнения, ориентированные на коррекцию познавательных процессов, развитию общей осведомленности, упражнения на развитие моторики, а также совершенствованию языкового анализа и синтеза. Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешного усвоения программного материала.

Предложенная программа рассчитана на реализацию в течение одного учебного года для обучающихся 5 класса. Занятия проводятся в индивидуальной форме 1 раз в неделю.  Общее количество занятий – 35 часа.

Программа включает в себя входную, промежуточную и итоговую диагностику познавательных процессов.  

Продолжительность одного занятия -  25 - 30 минут.  Возраст детей – 12 - лет.

Структура занятий

1.Ритуал приветствия является важным моментом работы с группой, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы.

2.Мотивационная разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную индивидуальной деятельность.

3.Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного коррекционного комплекса.

4.Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

5. Ритуал прощания создаёт обстановку ожидания нового занятия.

Занятия проводятся учителем – дефектологом по плану, составленному в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка. Важным условием поурочного планирования является реализация принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением вместе с тем, доминирующих объектов воздействия, изменяющихся по мере формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья познавательной деятельности и ее саморегуляции.

Планируемые результаты:

      эмоционально-положительное  отношение к школе, наличие учебных мотивов, в том числе мотива достижений, способность  к оценке своей учебной  деятельности (личностные УУД);

      умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами – восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять (регулятивные УУД);

      повышение учебной активности и работоспособности (регулятивные УУД); 

      показатели объема, распределения и концентрации внимания на уровне возрастной нормы (регулятивные УУД);

      повышение уровня общей осведомлённости, воображения и речи до уровня, позволяющего успешно усваивать предметы школьной программы; 

      сформированность навыков произвольности в учебной деятельности (внимания, запоминания), анализ учебного материала на основе выделения существенных признаков (познавательные УУД);

      строить рассуждения в форме связи  простых суждений об объекте, его строении,

свойствах и связях, устанавливать аналогии  (познавательные УУД);

      позитивная самооценка (личностные УУД); 

      сформированность навыков учебного сотрудничества: слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, участвовать в диалоге, работать в паре  (коммуникативные  УУД);

Для реализации данной программы используются современные образовательные технологии: уровневая дифференциация, индивидуализация обучения, проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии, развивающее обучение, игровые технологии, здоровьесберегающих технологии.

Оценка эффективности коррекционно-развивающей программы

На протяжении всего учебного года осуществляется контроль над психическим развитием ребёнка. В начале, середине и конце учебного года проводится психодиагностическое обследование с целью определения актуального уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер личности обучающихся и оценки динамики развития. Диагностические методики в основном имеют балльно - уровневую систему оценки и полностью соответствуют способностям и возможностям ребёнка.

Результативность участия ребенка в программе оценивается:

              По результатам первичной и заключительной психодиагностики (объективная

оценка);

              На основе обратной связи от родителей и педагогов, работающих с ребенком

(субъективная оценка); Через наблюдение изменений в поведении детей (субъективная оценка).

Сравнение результатов первичной и итоговой диагностики позволяет оценить динамику развития ребенка и эффективность работы программы.

Данная программа позволяет формировать   универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения с взрослыми;

Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Средствами формирования УУД служат корркционно – развивающие упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные методы. Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Система внутреннего контроля реализации программы

Контроль реализации программы внутри образовательного учреждения осуществляет заместитель директора школы по учебной части. Коррекционноразвивающая программа утверждается директором образовательного учреждения. Учитель – дефектолог должен представлять итоговый отчет, в котором отражает количественные и качественные результаты реализации программы. Выявляет проблемы и определяет перспективный план работы с участниками программы, исходя из их психофизиологических особенностей и индивидуального развития.

Методы и формы реализации программы

1.Наблюдение во время учебной и внеурочной деятельности.

2.Диагностические беседы, экспериментальные исследования, анализ продуктов деятельности детей с ЗПР (тетрадей, рисунков, поделок и т.п.).

3.Ведение документации (психолого-педагогические дневники, обобщающие справки и т.п.).

4.Индивидуально - коррекционные занятия с учителем – дефектологом (учитывая специфику возраста и нарушений, связанных с задержкой психического развития).

5.Мониторинг динамики развития и успешности в освоении программы.

6.Работа с родителями (консультации для родителей, семинары, консультационные практикумы, беседы о здоровье ребенка, выступления на родительских собраниях, отчет о выполнении программы).

Таким образом, коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебнообразовательного процесса при изучении предметов учебного плана и на специальных занятиях, где осуществляется, по возможности, коррекция дефектов развития всех сфер личности обучающихся с ОВЗ специалистами, участвующими в сопровождении, что позволяет обеспечить принципы системности и непрерывности.

Прогнозируемые результаты

1.         Активизация познавательной активности учащихся.

2.         Рост показателей развития памяти, внимания.

3.         Умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать различные предметы и выявлять различия в них.

4.         Овладение учащимися самостоятельной, связной, грамматически правильной речью.

5.         Повышение качества обучаемости.

6.         Умение анализировать свою деятельность.

Способы отслеживания результатов     Показатели психодиагностических, педагогических обследований.

            Наблюдение за работой учащихся во время уроков.

            Учёт успеваемости учащихся по предметам.

Оснащение кабинета: иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях используются наглядные пособия (в том числе собственного изготовления). Технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.

Материально-техническое обеспечение: компьютер; интерактивная доска; интернет; электронные обучающие диски.

Список литературы 1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития //Под ред. К.С. Лебединского. – М., 1982г.

2.      Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В.Коррекционные и развивающие игры для младших школьников: Уч.-метод, пособие для школьных психологов. — Волгоград: Перемена, 1993г.

3.      Ануфриева А.Ф.,. Костромина С.Н - Как преодолеть трудности в обучении детей. – СПб.: Речь, 2003. – 247с.

4.      Голубь В.Т. «Графические диктанты». –М.:ВАКО,2006г.

5.      Дети с задержкой психического развития. // Под ред. Власовой Т. А., Лубовского В. И., Ципиной Н. А. М., 1984г.

6.      Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. – 1975. – №4.

7.      Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. – Екатеринбург, 1995г.

8.      Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. «Чтение. Как преодолеть трудности в обучении детей?» М.:АСТ;СПб.:ПРАЙМ –ЕВРОЗНАК,2008г.

9.      Мамайчук И.И. Психокорекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2004. – 400с.

10.  Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998г.

11.  Степанова О.А. «Профилактика школьных трудностей». М: ТЦ Сфера,2003г.

12.  Строганова Л.В. «Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками»- М., Центр педагогического образования, 2007г. Диагностические методики

1.Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ», 1998г.

2.Методика нейропсихологической диагностики детей, Л.С. Цветкова, «Когито –центр», 1998г.

3.Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 раз в неделю 35 часов

 

Дата

Перечень тем

Всего часов

1.

6.09.

Диагностическое обследование.

1

2.

13.09.

Восприятие вкусовых и обонятельных раздражителей. Восприятие акустических раздражителей.

1

3.

20.09.

Выражение ощущений. Узнавание известного материала в новом виде.

1

4.

27.09.

Зрительно - акустически-моторная координация. Узнавание собственных вещей.

1

5.

4.10.

Узнавание людей и предметов на расстоянии. Узнавание объекта по его части.

1

6.

11.10.

Активизация восприятия речью. Восприятие и различие формы

1

7.

18.10.

Восприятие и различия  цвета Цветовые предпочтения.

1

8.

25.10.

Категории «Большой – маленький». Объем, точность, скорость восприятия

1

9.

8.11.

Целенаправленное восприятие тактильных раздражителей. Знакомство с предметами с помощью рук.

1

10.

15.11.

Использование различных захватов. Целенаправленное отпускание предметов.

1

11.

22.11.

Сенсомоторный интеллект как составляющая предметно- практической деятельности. 

1

12.

29.11.

Любопытство как предпосылка практической предметной деятельности.

1

13.

6.12.

Манипулирование объектами. Ручная умелость и ее повседневное применение.

1

14.

13.12.

Целенаправленное пользование предметами. Вычленение частей и признаков объектов. 

1

15.

20.12.

Подобающее обращение с объектами. Осмысление качества обращения с объектами.

1

16.

27.12.

Координация рук. Дифференцированные умения для рук.

1

17.

11.01.

Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

1

18.

17.01.

Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

1

19.

24.01.

Импрессивная речь.

1

20.

31.01.

Экспрессивная речь. 

1

21.

7.02.

Чтение и письмо.

1

22.

14.02.

Элементы глобального чтения письмо.

1

23.

21.02.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

1

24.

28.02.

Начальные навыки чтения и письма.

1

25.

7.03.

Имя, фамилия, возраст, день рождения ребенка. Домашний адрес: название улицы, номер дома, квартиры.

1

26.

14.03.

Состав семьи.

1

27.

21.03.

 Правила поведения дома. Режим дня.

1

28.

4.04.

Наша школа, наш класс.

1

29.

11.04

Названия и назначение комнат: класс, игровая, спальня, кабинет врача, спортзал, библиотека, столовая и др.

1

30.

12.04.

Наш город (село).

1

31.

18.04.

Природа вокруг нас Воздух, вода.

1

32.

25.04.

Природа вокруг нас Растения, животные.

1

33.

2.05.

Осень. Зима. Весна. Лето. 

1

34.

16.05.

Природа вокруг нас: Растения и животные.

1

35

23.05.

Диагностическое обследование.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс

Адаптированная рабочая программа "Коррекционные занятия" для детей ОВЗ с РАС 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020