Адаптированная рабочая программа начального общего образования по рисованию для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 1 класс
Оценка 4.8

Адаптированная рабочая программа начального общего образования по рисованию для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 1 класс

Оценка 4.8
docx
12.10.2021
Адаптированная рабочая программа  начального общего образования  по рисованию  для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1    1  класс
рисование.docx

                   Рабочая программа по предмету «Рисование» разработана на основе:

 

·      Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

·      ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

·      Учебного плана образовательного учреждения.

Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ.

 

Цель: всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучение умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватное отображение его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

 

Задачи:

·     Воспитание интереса к изобразительному искусству.

·     Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека

·     Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.

·     Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;

·     Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.

·     Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

·     Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.

·     Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).

·     Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.

·     Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.

·     Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

·     Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

  Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

1. Планируемые результаты освоения учебного материала

Личностные результаты:

·         формировать навыки работы с материалами и инструментами (карандаш, краски, кисточка, тампоны и трафареты)

·         формировать представления о ЗОЖ, элементарные гигиенические навыки, охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки)

·         проявлять интерес к изобразительному искусству

·         развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески

·         развивать способности к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру

Регулятивные БУД:

·         Учить понимать учебную задачу

·         Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

·         Определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под руководством учителя

·         Использовать в своей деятельности простейшие инструменты

·         Проверять работу, сверяясь с образцом

Познавательные БУД:

·         Ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя

·         Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя

·         Уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя

·         Группировать предметы на основе существенных признаков (1-2) с помощью учителя

·         Формировать приемы работы различными графическими материалами

·         Наблюдать за природой и природными явлениями

·         Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости

Коммуникативные БУД:

·         Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений

·         Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой)

·         Оформлять свои мысли в устной речи

·         Соблюдать простейшие формы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

·         Слушать и понимать речь других

·         Уметь работать в паре

·         Умение отвечать на вопросы различного характера

 

Предметные результаты

 

Минимально достижимый уровень:

·         Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

·         Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

·         Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

·         знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель

·         следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

·         владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

·         ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

·         узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта

·         узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

·         выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

·         обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

·         закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);

·         узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

·         передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

·         в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;

·         узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

Достаточный уровень:

·         Знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель)

·         знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации

·         знание видов аппликации (предметная, сюжетная);

·         применение приемов лепки

·         следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

·         оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

·         использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

·         применение разных способов лепки;

·         рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

·         выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

·         обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

·         ориентироваться на плоскости листа бумаги;

·         закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);

·         различать и называть цвета;

·         узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

·         передавать в рисунках основную форму предметов;

·         в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;

·         узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

Развитие жизненной компетенции

·         овладение навыками коммуникации в ближнем окружении-умение использовать в межличностном общении простую фразу из 3-4 слов

·         осмысление роли ученика;

·         расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с миром природы;

·         развитие способности взаимодействовать с другими людьми;

·         формирование интереса   к новизне, к пониманию значения собственной активности;

·         формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса.

·         Умение ценить красоту народной игрушек

 

2. Содержание предмета

 

Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Программой предусмотриваются следующие виды работы:

― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Введение

Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.

Подготовительный период обучения

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.

Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;

― размазывание по картону;

― скатывание, раскатывание, сплющивание;

― примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;

― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

― приемы работы ножницами;

― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;

― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.

― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).

― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);

― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);

― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);

― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

Приемы работы красками:

― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;

приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

― правила обведения шаблонов;

― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

Обучение композиционной деятельности

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.

Разнообразие форм предметного мира.  Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.

Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, до­рисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоя­тель­ное рисование формы объекта и т.п.

Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.  

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок

Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.

Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.

Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.

Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации. 

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».

«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.

«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова,  А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин  и т.д.

«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (ук­ра­шение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как ос­но­ва декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с про­изведениями народных художественных промыслов в России с учетом мес­тных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.). 

 

               3.Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Подготовительный период обучения

2

Обучение композиционной деятельности.

1

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

2

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок.

2

Обучение восприятию произведений искусства.

1

 



Тема

Подготовительный период    2 часа

1.

Рисование точек и разнохарактерных линий карандашом, фломастером и кистью. «Капли дождя», «Дорожки», «Забор». Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу)

2.

Дорисовывание несложных изображений: яблоко, груша, гриб. Штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования.

Обучение композиционной деятельности      1 час

1.

Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей. «Яблоки и груши на тарелке»

 

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию      2 часа

1.

Лепка (натура даётся в сравнении). Яблоко и груша. Морковь и свекла.

2.

Лепка игрушек. «Русская матрёшка».

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок     2 часа

1.

Рисование сразу всей кистью. «Радуга»

2.

Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее: овощи, фрукты с ровной окраской.

Обучение восприятию произведений искусства     1  час

1.

Рассматривание репродукции картины В.Ф. Токарева «Весенняя сказка».

 

 

 

 

 


 

Рабочая программа по предмету «Рисование» разработана на основе: ·

Рабочая программа по предмету «Рисование» разработана на основе: ·

Планируемые результаты освоения учебного материала

Планируемые результаты освоения учебного материала

Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; · знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки:

Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; · знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки:

Развитие жизненной компетенции · овладение навыками коммуникации в ближнем окружении-умение использовать в межличностном общении простую фразу из 3-4 слов · осмысление роли ученика; · расширение…

Развитие жизненной компетенции · овладение навыками коммуникации в ближнем окружении-умение использовать в межличностном общении простую фразу из 3-4 слов · осмысление роли ученика; · расширение…

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию: ― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на…

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию: ― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на…

Разнообразие форм предметного мира

Разнообразие форм предметного мира

Скульпторы создали произведения скульптуры:

Скульпторы создали произведения скульптуры:

Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее: овощи, фрукты с ровной окраской

Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее: овощи, фрукты с ровной окраской
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2021