АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ «ВОЛШЕБНЫЕ РАМКИ ОБЩЕНИЯ»

  • docx
  • 13.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала волшебные рамки общения.docx

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

 «ВОЛШЕБНЫЕ РАМКИ ОБЩЕНИЯ»

 

 

 

 

Уровень общего образования: основное общее 5 класс

Количество часов__ 33 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 - 2022  учебный год

 

 

 

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа создана для обучающихся с легкой умственной отсталостью. В соответствии с п. 1.6. ФГОС к особым образовательным потребностям обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) относится овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой.

В социальном контексте именно речь является средством общения, позволяющим налаживать деловые и межличностные контакты, устанавливать и реализовывать социокультурные связи и отношения с окружающей средой.

Концептуальная идея включения в адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью предмета «Речевая практика» заключается в оптимизации овладения языком через организацию общения.

Обучение в пятом классе рассчитано на один учебный год, в течение которого реализуются следующие направления работы:

- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать с взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;

- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;

 -  уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за разнообразными явлениями в окружающей среде;

 - коррекция и обогащение речевой базы устных высказываний;

- формирование умений в области построения простейших связных высказываний;

- воспитание культуры речевого общения.

Цель программы– развитие речевой коммуникации для обучающихся пятого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Адаптированная рабочая программа решает следующие задачи:

• способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

• корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

• формировать выразительную сторону речи;

• учить строить устные связные высказывания;

• воспитывать культуру речевого общения.

           Форма организации образовательного процесса.

         Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

Ø  словесный метод ( рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

Ø  наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

Ø  практический метод (упражнения, практическая работа);

Ø  репродуктивный метод (работа по алгоритму);

Ø  коллективный, индивидуальный;

Ø  творческий метод;

Общая характеристика учебного предмета (курса)

Раздел «Аудирование» включён в программу 5 класса класса. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.

Раздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.

Раздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений обучащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т. д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.

«Культура общения» предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

Описание места учебного предмета в учебном плане

             Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения учебного предмета, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

 

 

Планируемые результаты освоения  учебного предмета.

Изучение предмета «Волшебные рамки общения» в  пятом классе направленно на получение следующих личностных результатов:

·         осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

·         способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

·         положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;

·         целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

·         понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

·         готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

 

       Базовые учебные действия, формируемые в 5 классе:

Коммуникативные учебные действия:

• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);

• договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации;

    Регулятивные учебные действия:

• входить и выходить из учебного помещения со звонком;

• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

• пользоваться учебной мебелью;

• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);

• работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;

• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;

     Познавательные учебные действия:

• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

• устанавливать видо – родовые отношения предметов;

• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

• пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

• наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);

       

     

.

 

Содержание учебного предмета

 

Наименование разделов и тем учебного предмета

Содержание тем учебного предмета

Практическая часть с указанием формы

Школьная жизнь.

Здравствуй школа! Давайте познакомимся. Наш класс. Знакомство. На уроке. Приветствие. В классе (учебные принадлежности). Дежурные в классе. На школьном дворе.

 

Экскурсия

Практическая часть

 

Игры и игрушки.

 Игрушки. «В магазине игрушек». Моя любимая игрушка. Игры в классе и на улице.

 

Практическая часть

Виртуальная экскурсия

Играем в сказку.

Русские народные сказки: «Терем – теремок»; «Гуси-Лебеди».

 

Практическая часть

Я дома.

Семья. Домашний адрес. Дом и двор. Ролевая игра: «Кто дома?». Семья дома. Готовимся к празднику. Встречаем гостей.

 

Практическая часть

Я и мои товарищи.

Мои одноклассники. Друзья. Учимся быть вежливыми. (культура общения с товарищами). Ролевые игры «В столовой», «На улице».

 

Практическая часть

Сюжетно-ролевая игра

Я в мире природы.

Изменения в природе. Зима. Зимние развлечения.  Здравствуй, лето! Летом. В поход. Летние каникулы.

 

Экскурсия

Аппликация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарно – тематическое планирование

 

№ п/п

 

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1

Правила знакомства «Давайте познакомимся!»

1

06.09

2

Знакомство во дворе.

1

13.09

3

Знакомство с русской народной сказкой «Теремок».

1

20.09

4

Совместный рассказ сказки «Теремок».

1

27.09

5

Покупка школьных принадлежностей.

1

04.10

6

Ролевая  игра «Магазин Школьник».

1

11.10

7

Работа по содержанию сказки «Сказка про дружбу».

1

18.10

8

Правила поведения в гостях.

1

25.10

9

Провожаем гостей.

1

08.11

10

«Игрушки»

1

15.11

11

Составление рассказа на тему: «Моя  любимая игрушка»

1

22.11

12

Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака

1

29.11

13

Новогодние чудеса

1

06.12

14

Составление по серии картин рассказа «Зимняя прогулка»

1

13.12

15

Режим дня школьника.

1

20.12

16

Составление предложений по теме «Я умываюсь» (Мойдодыр)

1

27.12

17

Слушание детской песни «К нам гости пришли»

1

10.01

18

Содержу одежду в чистоте.

1

17.01

19

Обсуждение речевой ситуации «Мы идем в кино»

1

24.01

20

Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше ссориться

1

31.01

21

Работа по содержанию стихотворения К. И. Чуковского «Федорино горе».

1

07.02

22

Речевая ситуация «Разговор по телефону»

1

14.02

23

Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди» (аудио запись)

1

21.02

24

Составление картинного плана к сказке «Гуси-лебеди»

1

28.02

25

Пересказ сказки «Гуси-лебеди по плану»

1

05.03

26

Инсценировка сказки «Гуси-лебеди»

1

14.03

27

Слова приветствия.

1

28.03

28

Слова прощания

1

04.04

29

Инсценирование потешки «Кисонька-Мурысонька»

1

11.04

30

Работа на выразительностью при чтении стихотворений  «Детки в клетке»

1

18.04

31

Беседа о поведении Винни Пуха в гостях у кролика

1

25.04

32

Составление рассказа по серии картин «У Маши день рождения»

1

16.05

33

Составление пригласительной открытки на день рождения.

1

23.05