АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
«ВОЛШЕБНЫЕ РАМКИ ОБЩЕНИЯ»
Уровень общего образования: основное общее 5 класс
Количество часов__ 33 ч
2021 - 2022 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа создана для обучающихся с легкой умственной отсталостью. В соответствии с п. 1.6. ФГОС к особым образовательным потребностям обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) относится овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой.
В социальном контексте именно речь является средством общения, позволяющим налаживать деловые и межличностные контакты, устанавливать и реализовывать социокультурные связи и отношения с окружающей средой.
Концептуальная идея включения в адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью предмета «Речевая практика» заключается в оптимизации овладения языком через организацию общения.
Обучение в пятом классе рассчитано на один учебный год, в течение которого реализуются следующие направления работы:
- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать с взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;
- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;
- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за разнообразными явлениями в окружающей среде;
- коррекция и обогащение речевой базы устных высказываний;
- формирование умений в области построения простейших связных высказываний;
- воспитание культуры речевого общения.
Цель программы– развитие речевой коммуникации для обучающихся пятого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Адаптированная рабочая программа решает следующие задачи:
• способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
• корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
• формировать выразительную сторону речи;
• учить строить устные связные высказывания;
• воспитывать культуру речевого общения.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
Ø словесный метод ( рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
Ø наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
Ø практический метод (упражнения, практическая работа);
Ø репродуктивный метод (работа по алгоритму);
Ø коллективный, индивидуальный;
Ø творческий метод;
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Раздел «Аудирование» включён в программу 5 класса класса. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.
Раздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.
Раздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений обучащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т. д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.
«Культура общения» предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения учебного предмета, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение предмета «Волшебные рамки общения» в пятом классе направленно на получение следующих личностных результатов:
· осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
· способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
· понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
· готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Базовые учебные действия, формируемые в 5 классе:
Коммуникативные учебные действия:
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);
• договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации;
Регулятивные учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
• пользоваться учебной мебелью;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
• работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
Познавательные учебные действия:
• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
• устанавливать видо – родовые отношения предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
• наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
.
Содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем учебного предмета |
Содержание тем учебного предмета |
Практическая часть с указанием формы |
Школьная жизнь. |
Здравствуй школа! Давайте познакомимся. Наш класс. Знакомство. На уроке. Приветствие. В классе (учебные принадлежности). Дежурные в классе. На школьном дворе.
|
Экскурсия Практическая часть
|
Игры и игрушки. |
Игрушки. «В магазине игрушек». Моя любимая игрушка. Игры в классе и на улице.
|
Практическая часть Виртуальная экскурсия |
Играем в сказку. |
Русские народные сказки: «Терем – теремок»; «Гуси-Лебеди».
|
Практическая часть |
Я дома. |
Семья. Домашний адрес. Дом и двор. Ролевая игра: «Кто дома?». Семья дома. Готовимся к празднику. Встречаем гостей.
|
Практическая часть |
Я и мои товарищи. |
Мои одноклассники. Друзья. Учимся быть вежливыми. (культура общения с товарищами). Ролевые игры «В столовой», «На улице».
|
Практическая часть Сюжетно-ролевая игра |
Я в мире природы. |
Изменения в природе. Зима. Зимние развлечения. Здравствуй, лето! Летом. В поход. Летние каникулы.
|
Экскурсия Аппликация |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
|
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
1 |
Правила знакомства «Давайте познакомимся!» |
1 |
06.09 |
|
2 |
Знакомство во дворе. |
1 |
13.09 |
|
3 |
Знакомство с русской народной сказкой «Теремок». |
1 |
20.09 |
|
4 |
Совместный рассказ сказки «Теремок». |
1 |
27.09 |
|
5 |
Покупка школьных принадлежностей. |
1 |
04.10 |
|
6 |
Ролевая игра «Магазин Школьник». |
1 |
11.10 |
|
7 |
Работа по содержанию сказки «Сказка про дружбу». |
1 |
18.10 |
|
8 |
Правила поведения в гостях. |
1 |
25.10 |
|
9 |
Провожаем гостей. |
1 |
08.11 |
|
10 |
«Игрушки» |
1 |
15.11 |
|
11 |
Составление рассказа на тему: «Моя любимая игрушка» |
1 |
22.11 |
|
12 |
Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака |
1 |
29.11 |
|
13 |
Новогодние чудеса |
1 |
06.12 |
|
14 |
Составление по серии картин рассказа «Зимняя прогулка» |
1 |
13.12 |
|
15 |
Режим дня школьника. |
1 |
20.12 |
|
16 |
Составление предложений по теме «Я умываюсь» (Мойдодыр) |
1 |
27.12 |
|
17 |
Слушание детской песни «К нам гости пришли» |
1 |
10.01 |
|
18 |
Содержу одежду в чистоте. |
1 |
17.01 |
|
19 |
Обсуждение речевой ситуации «Мы идем в кино» |
1 |
24.01 |
|
20 |
Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше ссориться |
1 |
31.01 |
|
21 |
Работа по содержанию стихотворения К. И. Чуковского «Федорино горе». |
1 |
07.02 |
|
22 |
Речевая ситуация «Разговор по телефону» |
1 |
14.02 |
|
23 |
Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди» (аудио запись) |
1 |
21.02 |
|
24 |
Составление картинного плана к сказке «Гуси-лебеди» |
1 |
28.02 |
|
25 |
Пересказ сказки «Гуси-лебеди по плану» |
1 |
05.03 |
|
26 |
Инсценировка сказки «Гуси-лебеди» |
1 |
14.03 |
|
27 |
Слова приветствия. |
1 |
28.03 |
|
28 |
Слова прощания |
1 |
04.04 |
|
29 |
Инсценирование потешки «Кисонька-Мурысонька» |
1 |
11.04 |
|
30 |
Работа на выразительностью при чтении стихотворений «Детки в клетке» |
1 |
18.04 |
|
31 |
Беседа о поведении Винни Пуха в гостях у кролика |
1 |
25.04 |
|
32 |
Составление рассказа по серии картин «У Маши день рождения» |
1 |
16.05 |
|
33 |
Составление пригласительной открытки на день рождения. |
1 |
23.05 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.