АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ «ВОЛШЕБНЫЕ РАМКИ ОБЩЕНИЯ»
Оценка 4.7

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ «ВОЛШЕБНЫЕ РАМКИ ОБЩЕНИЯ»

Оценка 4.7
docx
13.11.2021
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ   «ВОЛШЕБНЫЕ РАМКИ ОБЩЕНИЯ»
волшебные рамки общения.docx

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

 «ВОЛШЕБНЫЕ РАМКИ ОБЩЕНИЯ»

 

 

 

 

Уровень общего образования: основное общее 5 класс

Количество часов__ 33 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 - 2022  учебный год

 

 

 

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа создана для обучающихся с легкой умственной отсталостью. В соответствии с п. 1.6. ФГОС к особым образовательным потребностям обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) относится овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой.

В социальном контексте именно речь является средством общения, позволяющим налаживать деловые и межличностные контакты, устанавливать и реализовывать социокультурные связи и отношения с окружающей средой.

Концептуальная идея включения в адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью предмета «Речевая практика» заключается в оптимизации овладения языком через организацию общения.

Обучение в пятом классе рассчитано на один учебный год, в течение которого реализуются следующие направления работы:

- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать с взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;

- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;

 -  уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за разнообразными явлениями в окружающей среде;

 - коррекция и обогащение речевой базы устных высказываний;

- формирование умений в области построения простейших связных высказываний;

- воспитание культуры речевого общения.

Цель программы– развитие речевой коммуникации для обучающихся пятого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Адаптированная рабочая программа решает следующие задачи:

• способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

• корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

• формировать выразительную сторону речи;

• учить строить устные связные высказывания;

• воспитывать культуру речевого общения.

           Форма организации образовательного процесса.

         Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

Ø  словесный метод ( рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

Ø  наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

Ø  практический метод (упражнения, практическая работа);

Ø  репродуктивный метод (работа по алгоритму);

Ø  коллективный, индивидуальный;

Ø  творческий метод;

Общая характеристика учебного предмета (курса)

Раздел «Аудирование» включён в программу 5 класса класса. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.

Раздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.

Раздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений обучащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т. д. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.

«Культура общения» предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

Описание места учебного предмета в учебном плане

             Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения учебного предмета, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

 

 

Планируемые результаты освоения  учебного предмета.

Изучение предмета «Волшебные рамки общения» в  пятом классе направленно на получение следующих личностных результатов:

·         осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

·         способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

·         положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;

·         целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

·         понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

·         готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

 

       Базовые учебные действия, формируемые в 5 классе:

Коммуникативные учебные действия:

• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);

• договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации;

    Регулятивные учебные действия:

• входить и выходить из учебного помещения со звонком;

• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

• пользоваться учебной мебелью;

• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);

• работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;

• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;

     Познавательные учебные действия:

• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

• устанавливать видо – родовые отношения предметов;

• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

• пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

• наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);

       

     

.

 

Содержание учебного предмета

 

Наименование разделов и тем учебного предмета

Содержание тем учебного предмета

Практическая часть с указанием формы

Школьная жизнь.

Здравствуй школа! Давайте познакомимся. Наш класс. Знакомство. На уроке. Приветствие. В классе (учебные принадлежности). Дежурные в классе. На школьном дворе.

 

Экскурсия

Практическая часть

 

Игры и игрушки.

 Игрушки. «В магазине игрушек». Моя любимая игрушка. Игры в классе и на улице.

 

Практическая часть

Виртуальная экскурсия

Играем в сказку.

Русские народные сказки: «Терем – теремок»; «Гуси-Лебеди».

 

Практическая часть

Я дома.

Семья. Домашний адрес. Дом и двор. Ролевая игра: «Кто дома?». Семья дома. Готовимся к празднику. Встречаем гостей.

 

Практическая часть

Я и мои товарищи.

Мои одноклассники. Друзья. Учимся быть вежливыми. (культура общения с товарищами). Ролевые игры «В столовой», «На улице».

 

Практическая часть

Сюжетно-ролевая игра

Я в мире природы.

Изменения в природе. Зима. Зимние развлечения.  Здравствуй, лето! Летом. В поход. Летние каникулы.

 

Экскурсия

Аппликация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарно – тематическое планирование

 

№ п/п

 

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1

Правила знакомства «Давайте познакомимся!»

1

06.09

2

Знакомство во дворе.

1

13.09

3

Знакомство с русской народной сказкой «Теремок».

1

20.09

4

Совместный рассказ сказки «Теремок».

1

27.09

5

Покупка школьных принадлежностей.

1

04.10

6

Ролевая  игра «Магазин Школьник».

1

11.10

7

Работа по содержанию сказки «Сказка про дружбу».

1

18.10

8

Правила поведения в гостях.

1

25.10

9

Провожаем гостей.

1

08.11

10

«Игрушки»

1

15.11

11

Составление рассказа на тему: «Моя  любимая игрушка»

1

22.11

12

Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака

1

29.11

13

Новогодние чудеса

1

06.12

14

Составление по серии картин рассказа «Зимняя прогулка»

1

13.12

15

Режим дня школьника.

1

20.12

16

Составление предложений по теме «Я умываюсь» (Мойдодыр)

1

27.12

17

Слушание детской песни «К нам гости пришли»

1

10.01

18

Содержу одежду в чистоте.

1

17.01

19

Обсуждение речевой ситуации «Мы идем в кино»

1

24.01

20

Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше ссориться

1

31.01

21

Работа по содержанию стихотворения К. И. Чуковского «Федорино горе».

1

07.02

22

Речевая ситуация «Разговор по телефону»

1

14.02

23

Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди» (аудио запись)

1

21.02

24

Составление картинного плана к сказке «Гуси-лебеди»

1

28.02

25

Пересказ сказки «Гуси-лебеди по плану»

1

05.03

26

Инсценировка сказки «Гуси-лебеди»

1

14.03

27

Слова приветствия.

1

28.03

28

Слова прощания

1

04.04

29

Инсценирование потешки «Кисонька-Мурысонька»

1

11.04

30

Работа на выразительностью при чтении стихотворений  «Детки в клетке»

1

18.04

31

Беседа о поведении Винни Пуха в гостях у кролика

1

25.04

32

Составление рассказа по серии картин «У Маши день рождения»

1

16.05

33

Составление пригласительной открытки на день рождения.

1

23.05

 

 

 

 

 


 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа создана для обучающихся с легкой умственной отсталостью

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа создана для обучающихся с легкой умственной отсталостью

Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету

Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету

Базовые учебные действия, формируемые в 5 классе:

Базовые учебные действия, формируемые в 5 классе:

Наименование разделов и тем учебного предмета

Наименование разделов и тем учебного предмета

Календарно – тематическое планирование № п/п

Календарно – тематическое планирование № п/п

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ «ВОЛШЕБНЫЕ РАМКИ ОБЩЕНИЯ»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ   «ВОЛШЕБНЫЕ РАМКИ ОБЩЕНИЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2021