Чтение
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету Русский язык (Обучение грамоте, письмо) для обучающейся 1а класса Мазепа Карины с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ УО, пр.№1599, вариант 1) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
В содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Цель обучения:
- формирование навыков плавного послогового чтения.
Образовательная задача:
- научить правильно и осмысленно читать доступный пониманию текст.
Коррекционно-развивающая задача:
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся.
Воспитательная задача:
- привить интерес к чтению, формировать нравственные качества.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Основные задачи добукварного периода:
• подготовить к овладению первоначальными навыками чтения и письма;
• привить интерес к обучению;
• выявить особенности общего и речевого развития.
В этот период ведётся работа по формированию у обучающейся общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках чтения в добукварный период обучающаяся практически знакомится с понятием слово, часть слова (слог), звук. Учится составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки направлены на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.
К концу добукварного периода обучающаяся должна уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.
Задачи букварного периода:
• формировать звукобуквенный анализ и синтез;
• заложить основы овладения навыков чтения.
Учащаяся выделяет звук из речи, учится правильно и отчётливо его произносить, различает в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами, соотнесение буквы и звука.
При обучении чтению обучающаяся учится правильному названию букв (название буквы соответствует названию звука) и соединению их в слоги, слова, предварительно выполнять звукобуквенный анализ, составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова, затем обратные слоги, после этого прямые слоги, требующие особого внимания при обучении слитному чтению, и после них слоги со стечением согласных.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На изучение предмета в 1 классе отводится 3 часа в неделю, всего 99 часов, исходя из 33 учебных недель. Длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором - 40 минут. В 1 четверти ступенчатый режим обучения (по 3 урока в день).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение»
Освоение программы, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающейся с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты.
1. Осознание себя как ученицы, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению.
3. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
4. Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
5. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
6. Принятие и освоение социальной роли обучающейся, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
9. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты.
Конкретные элементы социального опыта - знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающейся в рамках отдельного учебного предмета.
1. Развитие фонематического слуха обучающейся с использованием разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи.
2. Формирование первоначальных представлений о слове, наблюдение за словом с разных позиций и на разных уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом и лексическом.
3. Овладение всеми видами речевой деятельности: слушания, говорения, чтения.
4. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.
6. Овладение учебными действиями на начальной ступени литературного образования:
-понимать содержание и главную мысль произведения;
-понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать своё отношение к ним; -извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
Обучающаяся должна уметь:
-различать звуки на слух и в произношении;
-анализировать слова по звуковому составу;
- составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
-плавно читать по слогам слова и короткие предложения;
-отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
-слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
Обучающаяся должна знать:
наизусть 1-2 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
Достаточный уровень:
Обучающаяся должна уметь:
-различать звуки на слух и в произношении;
-анализировать слова по звуковому составу;
-составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
-плавно читать по слогам слова и предложения и короткие тексты;
-отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
-слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
-выделять главных действующих героев;
- давать элементарную оценку их поступкам;
Обучающаяся должна знать:
наизусть 3-4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
Основные виды организации учебного процесса
Технологии обучения |
Формы обучения |
Методы обучения |
Формы контроля
|
- игровые технологии - здоровьесберегающие технологии - личностно-ориентированные - технологии разноуровневого и дифференцированного обучения - проблемно-поисковые - информационно - коммуникационные технологии |
§ индивидуальные § групповые (парные) § фронтальные § классные (урочные) § внеклассные |
§ звуковой аналитико-синтетический § слоговой § словесный § наглядный § практический § частично-поисковый |
§ устный опрос § индивидуальные задания § самостоятельная работа § контрольные чтения |
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
Виды контроля |
Формы контроля |
Количество работ |
Методическое обеспечение |
Текущий |
устный опрос |
в течение учебного года |
Резникова Е.В. «Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, чтению, математике для обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта». - М.: ВАКО, 2016. |
Тематический |
- |
--- |
|
Диагностический Итоговый |
проверка техники чтения (контрольные чтения) |
1 |
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу ученицы, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающаяся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем.
Требования к оцениванию
Безотметочное оценивание.
Промежуточная аттестация обучающейся в соответствие со школьным Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости не проводится.
Содержание программы
Перечень разделов программы:
№ п\п |
Название разделов |
Количество часов |
1 |
Добукварный период. |
20 часов |
2 |
Букварный период. |
79 часов |
|
Итого: |
99 часов |
Добукварный период
1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Перемены в школе и их назначение», Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2. Привитие обучающейся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Изучение уровня общего развития и подготовленности обучающейся к обучению чтению в процессе индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи учащейся.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия обучающейся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков и простых звукосочетаний в речи.
6. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
7. Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
8. Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
9. Выработка у обучающейся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, сходные по звуковому составу (жук - лук, стол - стул, папка - лапка).
10. Деление простого предложения (из двух - трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги. Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков, различие их в словах.
Букварный период
Букварный период обучения чтению делится на 4 этапа. Каждый этап включает изучение новых звуков и букв, а также повторение раннее изученных звуков и букв, усвоение основных слоговых структур, практическое знакомство с гласными и согласными звуками и буквами.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчётливое произнесение изучаемых звуков, различие их в начале, в конце и в середине слова. Образование из усвоенных звуков и букв слогов и слов. Чтение предложений из 2-3-х слов.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: л, н, ы, в, и, ш.
Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление, чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Образование и чтение предложений из 2¬3 слов и воспроизведение их устно.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, з, р, ж, б, г, д, й, ь, т.
Правильное артикуляторное произношение этих звуков. Подбор слов с заданным звуком и определение местонахождения звука в слове. Различие гласных и согласных. Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слова. Выборочное чтение слов и предложений по картинке. Чтение предложений из 2-3 слов.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких. Четкое правильное произношение этих звуков. Образование и чтение слогов со стечением согласных. Послоговое чтение коротких текстов. Выделение в тексте заголовка, элементарное понимание содержания текста.
Учебно-методическое обеспечение:
· А.К. Аксёнова, С.В.Комарова, М.И. Шишкова.1 класс. Русский язык. Чтение (обучение грамоте). Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). М.: «Просвещение», 2018г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.