Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1 класс)
Оценка 5

Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1 класс)

Оценка 5
docx
12.05.2020
Адаптированная рабочая программа  по чтению  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1 класс)
Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающихся с ОВЗ.docx

Чтение

Пояснительная записка

            Адаптированная рабочая программа  по предмету Русский язык (Обучение грамоте, письмо) для обучающейся 1а класса Мазепа Карины с ограниченными возможностями здоровья  (ФГОС ОВЗ УО, пр.№1599, вариант 1) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

В содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Цель обучения:

-           формирование навыков плавного послогового чтения.

Образовательная задача:

-           научить правильно и осмысленно читать доступный пониманию текст.

Коррекционно-развивающая задача:

-           повысить уровень общего и речевого развития учащихся.

Воспитательная задача:

-           привить интерес к чтению, формировать нравственные качества.

 

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Основные задачи добукварного периода:

•          подготовить к овладению первоначальными навыками чтения и письма;

•          привить интерес к обучению;

•          выявить особенности общего и речевого развития.

            В этот период ведётся работа по формированию у обучающейся общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

            На уроках чтения в добукварный период обучающаяся практически знакомится с понятием слово, часть слова (слог), звук. Учится составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.

            Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки направлены на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.

            К концу добукварного периода обучающаяся должна уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.

Задачи букварного периода:

•          формировать звукобуквенный анализ и синтез;

•          заложить основы овладения навыков чтения.

            Учащаяся выделяет звук из речи, учится правильно и отчётливо его произносить, различает в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами, соотнесение буквы и звука.

            При обучении чтению обучающаяся учится правильному названию букв (название буквы соответствует названию звука) и соединению их в слоги, слова, предварительно выполнять звукобуквенный анализ, составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова, затем обратные слоги, после этого прямые слоги, требующие особого внимания при обучении слитному чтению, и после них слоги со стечением согласных.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На изучение предмета в 1 классе отводится 3 часа в неделю, всего 99 часов, исходя из 33 учебных недель. Длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором - 40 минут. В 1 четверти ступенчатый режим обучения (по 3 урока в день).

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение»

Освоение программы, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающейся с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты.

1.         Осознание себя как ученицы, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

2.         Формирование уважительного отношения к иному мнению.

3.         Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

4.         Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

5.         Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

6.         Принятие и освоение социальной роли обучающейся, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.

7.         Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

8.         Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

9.         Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

10.       Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты.

Конкретные элементы социального опыта - знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающейся в рамках отдельного учебного предмета.

1.         Развитие фонематического слуха обучающейся с использованием разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи.

2.         Формирование первоначальных представлений о слове, наблюдение за словом с разных позиций и на разных уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом и лексическом.

3.         Овладение всеми видами речевой деятельности: слушания, говорения, чтения.

4.         Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

5.         Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.

6.         Овладение учебными действиями на начальной ступени литературного образования:

-понимать содержание и главную мысль произведения;

-понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать своё отношение к ним; -извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

Обучающаяся должна уметь:

-различать звуки на слух и в произношении;

-анализировать слова по звуковому составу;

- составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

-плавно читать по слогам слова и короткие предложения;

-отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

-слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

Обучающаяся должна знать:

наизусть 1-2 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

Достаточный уровень:

Обучающаяся должна уметь:

-различать звуки на слух и в произношении;

-анализировать слова по звуковому составу;

-составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

-плавно читать по слогам слова и предложения и короткие тексты;

-отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

-слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

-выделять главных действующих героев;

- давать элементарную оценку их поступкам;

Обучающаяся должна знать:

наизусть 3-4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

Основные виды организации учебного процесса

 

Технологии обучения

Формы обучения

Методы обучения

Формы контроля

 

-          игровые технологии

-          здоровьесберегающие технологии

-          личностно-ориентированные

-          технологии разноуровневого и дифференцированного  обучения

-          проблемно-поисковые

-          информационно - коммуникационные технологии

§  индивидуальные

§  групповые (парные)

§  фронтальные

§  классные (урочные)

§  внеклассные

§  звуковой аналитико-синтетический

§  слоговой

§  словесный

§  наглядный

§  практический

§  частично-поисковый

§  устный опрос

§  индивидуальные задания

§  самостоятельная работа

§  контрольные чтения

 

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся

 

Виды контроля

Формы контроля

Количество работ

Методическое обеспечение

Текущий

устный опрос

в течение учебного года

 Резникова Е.В. «Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, чтению, математике для обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта». - М.: ВАКО, 2016.

Тематический

-

---

Диагностический

Итоговый

проверка техники чтения (контрольные чтения)

1

 

Система оценки достижения планируемых результатов

Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу ученицы, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающаяся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем.

Требования к оцениванию

Безотметочное оценивание.

            Промежуточная аттестация обучающейся в соответствие со школьным Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости не проводится.

Содержание программы

Перечень разделов программы:

№ п\п

Название разделов

Количество часов

1

Добукварный период.

20 часов

2

Букварный период.

79 часов

 

Итого:

99 часов

Добукварный период

1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Перемены в школе и их назначение», Я и моя семья», «Окружающий меня мир».

2. Привитие обучающейся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

3. Изучение уровня общего развития и подготовленности обучающейся к обучению чтению в процессе индивидуальной работы.

4. Развитие устной речи учащейся.

5. Уточнение и развитие слухового восприятия обучающейся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков и простых звукосочетаний в речи.

6. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

7. Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).

8.  Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).

9. Выработка у обучающейся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, сходные по звуковому составу (жук - лук, стол - стул, папка - лапка).

10. Деление простого предложения (из двух - трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги. Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков, различие их в словах.

Букварный период

Букварный период обучения чтению делится на 4 этапа. Каждый этап включает изучение новых звуков и букв, а также повторение раннее изученных звуков и букв, усвоение основных слоговых структур, практическое знакомство с гласными и согласными звуками и буквами.

1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Правильное и отчётливое произнесение изучаемых звуков, различие их в начале, в конце и в середине слова. Образование из усвоенных звуков и букв слогов и слов. Чтение предложений из 2-3-х слов.

2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: л, н, ы, в, и, ш.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление, чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Образование и чтение предложений из 2¬3 слов и воспроизведение их устно.

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, з, р, ж, б, г, д, й, ь, т.

Правильное артикуляторное произношение этих звуков. Подбор слов с заданным звуком и определение местонахождения звука в слове. Различие гласных и согласных. Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слова. Выборочное чтение слов и предложений по картинке. Чтение предложений из 2-3 слов.

4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, э,   ъ.

Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких. Четкое правильное произношение этих звуков. Образование и чтение слогов со стечением согласных. Послоговое чтение коротких текстов. Выделение в тексте заголовка, элементарное понимание содержания текста.

Учебно-методическое обеспечение:

·         А.К. Аксёнова, С.В.Комарова, М.И. Шишкова.1 класс. Русский язык. Чтение (обучение грамоте). Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). М.: «Просвещение», 2018г.

·         А.К. Аксёнова, С.В.Комарова, М.И. Шишкова.  Обучение грамоте. Методические рекомендации  для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). М.: «Просвещение», 2018г.

·         Учебник: А.К. Аксёнова, С.В.Комарова, М.И. Шишкова.  Букварь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. М.: «Просвещение», 2018г.

 

 


 

Чтение Пояснительная записка

Чтение Пояснительная записка

К концу добукварного периода обучающаяся должна уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале…

К концу добукварного периода обучающаяся должна уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале…

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Обучающаяся должна знать: наизусть 3-4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя

Обучающаяся должна знать: наизусть 3-4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя

При этом не является принципиально важным, насколько обучающаяся продвигается в освоении того или иного учебного предмета

При этом не является принципиально важным, насколько обучающаяся продвигается в освоении того или иного учебного предмета

Букварный период Букварный период обучения чтению делится на 4 этапа

Букварный период Букварный период обучения чтению делится на 4 этапа
Скачать файл