АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ДВИГАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «РИТМИКА»
Оценка 4.6

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ДВИГАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «РИТМИКА»

Оценка 4.6
docx
13.11.2021
АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  ДВИГАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «РИТМИКА»
Ритмика.docx

 

 

 АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  ДВИГАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «РИТМИКА»

 

 

 

 

Уровень общего образования: основное общее  5 класс

Количество часов__66 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                

2021-2022 учебный год


               

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Ритмика» составлена в соответствии с:

·        Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС), в контексте закона №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

·        «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2021/2022 учебный год.

Образовательная характеристика коррекционного курса

Цель коррекционных занятий по ритмике – осуществлений коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых школьников средствами музыкально – ритмической деятельности.

В программу по ритмике включены здоровьесберегающие технологии формирующие компетенцию здоровьесбережения и самосовершенствования. Эти технологии помогают быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми. Дают психотерапевтический эффект:

- эмоциональную разрядку;

- снятие умственной перегрузки;

- снижение нервно – психического напряжения;

- восстановления положительного напряжения;

- восстановление положительного энергетического тонуса.

Способствует формированию здорового образа жизни.

Данная программа определяет содержание предмета и последовательность её реализации в течении учебного года.

Основными задачами занятий по ритмике являются:

- развитие двигательных навыков и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки;

- обогащение двигательного опыта обучающихся разнообразными видами движений;

- расширение кругозора школьников через знакомство с музыкальной культурой(классической, народной, современной музыкой) и музыкальными инструментами;

- создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая индивидуальные возможности;

- формирование у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;

- коррекция высших психических функций, коррекция моторно – двигательной сферы.

Расширение поставленных задач имеет большое значение для коррекции недостатков психического развития обучающихся с особыми образовательными потребностями, их познавательных возможностей и интересов.

 

Ценностные ориентиры содержание курса

В процессе освоения курса ритмика у обучающихся формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к двигательной деятельности

Активное освоение данной деятельности позволяет совершенствовать физические и двигательные действия, успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и элементарную самостоятельность.

Место коррекционного курса в учебном плане

Личностные и предметные результаты должны освоения предмета «Ритмика»

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения для основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение социокультурным опытом

Личностные результаты должны отражать:

- осознание себя как гражданина Росси, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- способствовать к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоения социальной роли обучающихся, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей и чувств;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, ЗОЖ, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметно результаты освоения АООП имеют два уровня: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех учащихся. Минимальный является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов курса «Ритмика»

- узнавать знакомые мелодии и эмоционально реагировать на них;

- двигаться при помощи взрослого в соответствии с характером и темпом музыки;

- выполнять с помощью взрослого несложные движения под музыку: шагать, бегать , прыгать, притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, выполнять движения с предметами (платком, погремушкой, флажком, мячиком и т.д.)

 

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

- замечать изменения в звучании( тихо – громко, быстро – медленно, высоко – низко, долго –коротко, плавно - отрывисто);

- выполнять легко и выразительно танцевальные движения, ориентироваться в пространстве, кружиться в парах, притопывать ногами, двигаться под музыку с предметами (платочками, листьями, флажками и т.д.);

- двигаться в соответствии двухчастной форме музыки в силе её звучания, реагировать на начало и окончание музыки;

- выразительно и эмоционально передвигать и игровые и сказочные образы героев(медведя, кошки, мышки, зайца и т. д);

- выполнять несложный ритмический рисунок на детских музыкальных инструментах.

Характеристика базовых учебных действий обучающихся

-эмоциональная отзывчивость на музыку;

- любовь к родине, к русской народной музыке;

- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

- мотивация к разным видам музыкальной деятельности;

- основа для формирования ЗОЖ, организация культурного досуга.

Регулятивные базовые учебные действия

- выполнять задания, оценивать результаты своей деятельности;

- корректировать собственное исполнение;

- формирование волевых усилий;

- воспринимать мнение сверстников и взрослых;

- принимать участие в музыкальных инсценировках.

Познавательные базовые учебные действия

- воспринимать музыку выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- расширить свои представления о жанре и характере музыки;

- выявлять настроения и чувства, выражаемые в музыке;

- эмоциональное сопереживание музыке.

Коммуникативные базовые учебные действия

- высказывать свое мнение о музыке (монолог, диалог);

- задавать вопросы;

- эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведению

- проявлять творческую активность в процессе хорового пения, коллективной творческой деятельности;

Критерий оценки

Во время обучения во 2 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является проявление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассников. Такая оценка деятельности ребенка во 2 классе дается в словесной форме и носит приемущественно характер поощрения, похвалы. Это не включает возможности отметить те или иные негативные стороны в работе ученика. Однако во всех случаях оценка дается доброжелательным тоном и несет положительных стимулы к дальнейшей работе ученика. Важно, чтобы все замечания и указания учителя аргументированы на языке, доступном пониманию ребенка.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно- развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социального опыта.

Критерий мониторинга (по методике О.П. Радыновой)

Цель: изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начало музыкальной культуры.

Рекомендации: проводить диагностику 2 раза в год, руководствуясь следующими критериями:

1.Ладовое чувство:

- внимание;

- внешнее проявление (эмоциональные);

- узнавание знакомой мелодии по фрагменту;

- высказывание о музыке с контрастными частями.

2. Музыкально- слуховые представления:

- пение знакомой мелодии по фрагменту с сопровождением и без него.

3.Чувство ритма:

- воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии;

- соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки;

- соответствие ритма движений ритму музыки.

Оценивать уровень развития музыкальных способностей рекомендуется по трёх балльной системе:

3 балл – высокий уровень (ребенок сам справляется с заданием).

2 балл – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).

1 балл – низкий уровень (не справляется с заданием).

Содержание коррекционного курса

Проведение коррекционных занятий ритмики в образовательной организации , реализующей адаптированные образовательные программы, обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально – ритмической деятельности.

Специфические средства воздействия на обучающихся. Свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей моторики , эмоционально – волевой сферы, воспитание положительных качеств (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержание работы на занятиях ритмики является музыкально – ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять разнообразные упражнения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или колонне в соответствии с заданным направлением, перестроение с образованием кругов, квадратов, «звездочке», движение к определенной цели между предметами) осуществляется развитие представлений обучающихся о пространстве и умении ориентироваться в нем .

Упражнения с предметами развивают ловкость. Быстроту реакций, точность движений. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умение ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движения рук. Этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать характер музыки (веселая.Грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.

Программа по ритмике состоит из пяти разделов: « Упражнения на ориентировку в пространстве», «Ритмико – гимнастические упражнения», «Упражнения с детскими музыкальными инструментами», «Танцевальные упражнения», «Игры под музыку».

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а так же указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально – ритмической деятельности. На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел, различное количество времени. Имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико – гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально – двигательных навыков, выработку координации движений.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцеплением с напряжением, сопоставление пальцев. Задание на координацию рук лучше проводить после проведения ритмико – гимнастических упражнений, чтоб дать возможность обучающимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Обучение танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но познавательный характер. Разучивая танцы дети знакомятся с названием танцев и их основными движениями (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг , присядка и др).

Структура программы по ритмике:

Музыкально – ритмическая деятельность, которая включает в себя ритмику с элементами лечебной физкультуры, творческие задания на реализацию определенных музыкальных образов, танцевальных упражнений и композиций (тематическое занятия, сюжетные занятия, игровые занятия, импровизация).

Тематические занятия состоят из подготовительной, основной и заключительной частей, на таком занятии происходит развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений (ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения, плясовые движения).

Сюжетное занятие проводится по заданному сценарию сказки, или произведения подготовительная часть – разминка, «сказочная зарядка», основная часть – музыкально – ритмическая композиция, соответствующая сценарию,заключительная часть – развязка на достижение цели, которые были поставлены в начале урока.

Игровые занятия – по структуре напоминают сюжетное занятие. Подготовительная часть – разминка, общеразвивающие упражнения, основная часть – подвижные игры, отражающие тему урока, в заключительной частимузыкально- ритмические композиции, соответствующие теме.

Урок – импровизация, как правило проходит в конце учебного года. Это конкурс – соревнование – итог года, выбираем лучших танцоров, кто лучше повторит за педагогом, конкурс кто лучшее исполнение танца «Кузнечик», «Два весёлых гуся».

Музыкально – дидактические игры имеют коррекционную направленность, упражнения носят игровую форму.

Вокальная деятельность представленная детским фольклором, ролевыми песнями, играми, вокально – артикуляционной гимнастикой, вокальными играми, упражнениями.

С целью укрепления психического здоровья детей, развития их эмоционально – волевой сферы на занятиях используются элементы психогимнастики музыкальные игры на внимание, память, и другие виды ВПФ. Самое главное чтобы ребята не теряли интерес к музыке. Все упражнения должны носить разный характер, материал – увлекательный и конечно эмоциональный настрой эрудированный, чуткий, добрый талантливый музыкальный руководитель принимает большую роль в успешности музыкального занятия.

 

 

 

 


 

Календарно-тематическое планирование по ритмике

5 класс

урока

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

1

Что такое «Ритмика»? Основные понятия.

1

03.09

2-3

Разминка. Поклон.

2

07.09

10.09

3

Постановка корпуса. Основные правила.

1

14.09

5-6

Позиции рук. Позиции ног.  Основные правила

2

17.09

7

Общеразвивающие упражнения

1

21.09

8-9

Ритмико-гимнастические упражнения

2

24.09

28.09

10-11

Движения на развитие координации. Бег и подскоки.

2

01.10

05.10

12

Разминка.

1

08.10

13-14

Движения по линии танца.

2

12.10

15.10

15-16

Игры под музыку. Комбинация «Гуси».

2

19.10

22.10

17-18

Комбинация «Слоник».

2

26.10

29.10

19

Индивидуальные задания.

1

09.11

20-24

Ритмико-гимнастические упражнения

4

12.11

16.11

19.11

23.11

25-26

Разминка.

2

26.11

30.11

27-31

Позиции в паре. Основные правила. Танец “Диско”. Элементы танца.

4

03.12

07.12

10.12

14.12

32-36

Упражнения для улучшения гибкости

4

17.12

21.12

24.12

28.12

37-40

Комбинация «Ладошки».

3

11.01

14.01

18.01

41-43

Тренировочный танец «Стирка»

2

21.01

25.01

44-47

Ритмико-гимнастические упражнения

3

28.01

01.02

04.02

48-

52

Разминка. Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений.

4

08.02

11.02

15.02

18.02

53-56

Общеразвивающие упражнения.

3

22.02

25.02

01.03

57-59

Общеразвивающие упражнения.

3

04.03

11.03

15.03

60-62

Разминка.

2

18.03

29.03

63-67

Упражнения на развитие координации.

4

01.04

05.04

08.04

12.04

68-72

Танец «Фигурный вальс»

4

15.04

19.04

22.04

26.04

 

73-76

Разминка.

3

29.04

06.05

13.05

77-81

Упражнения на улучшение гибкости.

4

17.05

20.05

24.05

27.05

 

 


 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по

Пояснительная записка Рабочая программа по коррекционному курсу «Ритмика» составлена в соответствии с: ·

Пояснительная записка Рабочая программа по коррекционному курсу «Ритмика» составлена в соответствии с: ·

Место коррекционного курса в учебном плане

Место коррекционного курса в учебном плане

Характеристика базовых учебных действий обучающихся -эмоциональная отзывчивость на музыку; - любовь к родине, к русской народной музыке; - учебно – познавательный интерес к новому учебному…

Характеристика базовых учебных действий обучающихся -эмоциональная отзывчивость на музыку; - любовь к родине, к русской народной музыке; - учебно – познавательный интерес к новому учебному…

Критерий мониторинга (по методике

Критерий мониторинга (по методике

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать характер музыки (веселая

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать характер музыки (веселая

Урок – импровизация , как правило проходит в конце учебного года

Урок – импровизация , как правило проходит в конце учебного года

Календарно-тематическое планирование по ритмике 5 класс № урока

Календарно-тематическое планирование по ритмике 5 класс № урока

Ритмико-гимнастические упражнения 3 28

Ритмико-гимнастические упражнения 3 28
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2021