АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ДВИГАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «РИТМИКА»

  • docx
  • 13.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ритмика.docx

 

 

 АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  ДВИГАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «РИТМИКА»

 

 

 

 

Уровень общего образования: основное общее  5 класс

Количество часов__66 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                

2021-2022 учебный год


               

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Ритмика» составлена в соответствии с:

·        Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС), в контексте закона №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

·        «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2021/2022 учебный год.

Образовательная характеристика коррекционного курса

Цель коррекционных занятий по ритмике – осуществлений коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых школьников средствами музыкально – ритмической деятельности.

В программу по ритмике включены здоровьесберегающие технологии формирующие компетенцию здоровьесбережения и самосовершенствования. Эти технологии помогают быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми. Дают психотерапевтический эффект:

- эмоциональную разрядку;

- снятие умственной перегрузки;

- снижение нервно – психического напряжения;

- восстановления положительного напряжения;

- восстановление положительного энергетического тонуса.

Способствует формированию здорового образа жизни.

Данная программа определяет содержание предмета и последовательность её реализации в течении учебного года.

Основными задачами занятий по ритмике являются:

- развитие двигательных навыков и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки;

- обогащение двигательного опыта обучающихся разнообразными видами движений;

- расширение кругозора школьников через знакомство с музыкальной культурой(классической, народной, современной музыкой) и музыкальными инструментами;

- создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая индивидуальные возможности;

- формирование у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;

- коррекция высших психических функций, коррекция моторно – двигательной сферы.

Расширение поставленных задач имеет большое значение для коррекции недостатков психического развития обучающихся с особыми образовательными потребностями, их познавательных возможностей и интересов.

 

Ценностные ориентиры содержание курса

В процессе освоения курса ритмика у обучающихся формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к двигательной деятельности

Активное освоение данной деятельности позволяет совершенствовать физические и двигательные действия, успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и элементарную самостоятельность.

Место коррекционного курса в учебном плане

Личностные и предметные результаты должны освоения предмета «Ритмика»

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения для основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение социокультурным опытом

Личностные результаты должны отражать:

- осознание себя как гражданина Росси, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- способствовать к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоения социальной роли обучающихся, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей и чувств;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, ЗОЖ, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметно результаты освоения АООП имеют два уровня: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех учащихся. Минимальный является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов курса «Ритмика»

- узнавать знакомые мелодии и эмоционально реагировать на них;

- двигаться при помощи взрослого в соответствии с характером и темпом музыки;

- выполнять с помощью взрослого несложные движения под музыку: шагать, бегать , прыгать, притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, выполнять движения с предметами (платком, погремушкой, флажком, мячиком и т.д.)

 

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

- замечать изменения в звучании( тихо – громко, быстро – медленно, высоко – низко, долго –коротко, плавно - отрывисто);

- выполнять легко и выразительно танцевальные движения, ориентироваться в пространстве, кружиться в парах, притопывать ногами, двигаться под музыку с предметами (платочками, листьями, флажками и т.д.);

- двигаться в соответствии двухчастной форме музыки в силе её звучания, реагировать на начало и окончание музыки;

- выразительно и эмоционально передвигать и игровые и сказочные образы героев(медведя, кошки, мышки, зайца и т. д);

- выполнять несложный ритмический рисунок на детских музыкальных инструментах.

Характеристика базовых учебных действий обучающихся

-эмоциональная отзывчивость на музыку;

- любовь к родине, к русской народной музыке;

- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

- мотивация к разным видам музыкальной деятельности;

- основа для формирования ЗОЖ, организация культурного досуга.

Регулятивные базовые учебные действия

- выполнять задания, оценивать результаты своей деятельности;

- корректировать собственное исполнение;

- формирование волевых усилий;

- воспринимать мнение сверстников и взрослых;

- принимать участие в музыкальных инсценировках.

Познавательные базовые учебные действия

- воспринимать музыку выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- расширить свои представления о жанре и характере музыки;

- выявлять настроения и чувства, выражаемые в музыке;

- эмоциональное сопереживание музыке.

Коммуникативные базовые учебные действия

- высказывать свое мнение о музыке (монолог, диалог);

- задавать вопросы;

- эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведению

- проявлять творческую активность в процессе хорового пения, коллективной творческой деятельности;

Критерий оценки

Во время обучения во 2 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является проявление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассников. Такая оценка деятельности ребенка во 2 классе дается в словесной форме и носит приемущественно характер поощрения, похвалы. Это не включает возможности отметить те или иные негативные стороны в работе ученика. Однако во всех случаях оценка дается доброжелательным тоном и несет положительных стимулы к дальнейшей работе ученика. Важно, чтобы все замечания и указания учителя аргументированы на языке, доступном пониманию ребенка.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно- развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социального опыта.

Критерий мониторинга (по методике О.П. Радыновой)

Цель: изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начало музыкальной культуры.

Рекомендации: проводить диагностику 2 раза в год, руководствуясь следующими критериями:

1.Ладовое чувство:

- внимание;

- внешнее проявление (эмоциональные);

- узнавание знакомой мелодии по фрагменту;

- высказывание о музыке с контрастными частями.

2. Музыкально- слуховые представления:

- пение знакомой мелодии по фрагменту с сопровождением и без него.

3.Чувство ритма:

- воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии;

- соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки;

- соответствие ритма движений ритму музыки.

Оценивать уровень развития музыкальных способностей рекомендуется по трёх балльной системе:

3 балл – высокий уровень (ребенок сам справляется с заданием).

2 балл – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).

1 балл – низкий уровень (не справляется с заданием).

Содержание коррекционного курса

Проведение коррекционных занятий ритмики в образовательной организации , реализующей адаптированные образовательные программы, обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально – ритмической деятельности.

Специфические средства воздействия на обучающихся. Свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей моторики , эмоционально – волевой сферы, воспитание положительных качеств (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержание работы на занятиях ритмики является музыкально – ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять разнообразные упражнения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или колонне в соответствии с заданным направлением, перестроение с образованием кругов, квадратов, «звездочке», движение к определенной цели между предметами) осуществляется развитие представлений обучающихся о пространстве и умении ориентироваться в нем .

Упражнения с предметами развивают ловкость. Быстроту реакций, точность движений. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умение ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движения рук. Этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать характер музыки (веселая.Грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.

Программа по ритмике состоит из пяти разделов: « Упражнения на ориентировку в пространстве», «Ритмико – гимнастические упражнения», «Упражнения с детскими музыкальными инструментами», «Танцевальные упражнения», «Игры под музыку».

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а так же указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально – ритмической деятельности. На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел, различное количество времени. Имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико – гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально – двигательных навыков, выработку координации движений.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцеплением с напряжением, сопоставление пальцев. Задание на координацию рук лучше проводить после проведения ритмико – гимнастических упражнений, чтоб дать возможность обучающимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Обучение танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но познавательный характер. Разучивая танцы дети знакомятся с названием танцев и их основными движениями (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг , присядка и др).

Структура программы по ритмике:

Музыкально – ритмическая деятельность, которая включает в себя ритмику с элементами лечебной физкультуры, творческие задания на реализацию определенных музыкальных образов, танцевальных упражнений и композиций (тематическое занятия, сюжетные занятия, игровые занятия, импровизация).

Тематические занятия состоят из подготовительной, основной и заключительной частей, на таком занятии происходит развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений (ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения, плясовые движения).

Сюжетное занятие проводится по заданному сценарию сказки, или произведения подготовительная часть – разминка, «сказочная зарядка», основная часть – музыкально – ритмическая композиция, соответствующая сценарию,заключительная часть – развязка на достижение цели, которые были поставлены в начале урока.

Игровые занятия – по структуре напоминают сюжетное занятие. Подготовительная часть – разминка, общеразвивающие упражнения, основная часть – подвижные игры, отражающие тему урока, в заключительной частимузыкально- ритмические композиции, соответствующие теме.

Урок – импровизация, как правило проходит в конце учебного года. Это конкурс – соревнование – итог года, выбираем лучших танцоров, кто лучше повторит за педагогом, конкурс кто лучшее исполнение танца «Кузнечик», «Два весёлых гуся».

Музыкально – дидактические игры имеют коррекционную направленность, упражнения носят игровую форму.

Вокальная деятельность представленная детским фольклором, ролевыми песнями, играми, вокально – артикуляционной гимнастикой, вокальными играми, упражнениями.

С целью укрепления психического здоровья детей, развития их эмоционально – волевой сферы на занятиях используются элементы психогимнастики музыкальные игры на внимание, память, и другие виды ВПФ. Самое главное чтобы ребята не теряли интерес к музыке. Все упражнения должны носить разный характер, материал – увлекательный и конечно эмоциональный настрой эрудированный, чуткий, добрый талантливый музыкальный руководитель принимает большую роль в успешности музыкального занятия.

 

 

 

 


 

Календарно-тематическое планирование по ритмике

5 класс

урока

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

1

Что такое «Ритмика»? Основные понятия.

1

03.09

2-3

Разминка. Поклон.

2

07.09

10.09

3

Постановка корпуса. Основные правила.

1

14.09

5-6

Позиции рук. Позиции ног.  Основные правила

2

17.09

7

Общеразвивающие упражнения

1

21.09

8-9

Ритмико-гимнастические упражнения

2

24.09

28.09

10-11

Движения на развитие координации. Бег и подскоки.

2

01.10

05.10

12

Разминка.

1

08.10

13-14

Движения по линии танца.

2

12.10

15.10

15-16

Игры под музыку. Комбинация «Гуси».

2

19.10

22.10

17-18

Комбинация «Слоник».

2

26.10

29.10

19

Индивидуальные задания.

1

09.11

20-24

Ритмико-гимнастические упражнения

4

12.11

16.11

19.11

23.11

25-26

Разминка.

2

26.11

30.11

27-31

Позиции в паре. Основные правила. Танец “Диско”. Элементы танца.

4

03.12

07.12

10.12

14.12

32-36

Упражнения для улучшения гибкости

4

17.12

21.12

24.12

28.12

37-40

Комбинация «Ладошки».

3

11.01

14.01

18.01

41-43

Тренировочный танец «Стирка»

2

21.01

25.01

44-47

Ритмико-гимнастические упражнения

3

28.01

01.02

04.02

48-

52

Разминка. Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений.

4

08.02

11.02

15.02

18.02

53-56

Общеразвивающие упражнения.

3

22.02

25.02

01.03

57-59

Общеразвивающие упражнения.

3

04.03

11.03

15.03

60-62

Разминка.

2

18.03

29.03

63-67

Упражнения на развитие координации.

4

01.04

05.04

08.04

12.04

68-72

Танец «Фигурный вальс»

4

15.04

19.04

22.04

26.04

 

73-76

Разминка.

3

29.04

06.05

13.05

77-81

Упражнения на улучшение гибкости.

4

17.05

20.05

24.05

27.05