АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ДВИГАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «РИТМИКА»
Уровень общего образования: основное общее 5 класс
Количество часов__66 ч.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Ритмика» составлена в соответствии с:
· Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС), в контексте закона №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
· «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2021/2022 учебный год.
Образовательная характеристика коррекционного курса
Цель коррекционных занятий по ритмике – осуществлений коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых школьников средствами музыкально – ритмической деятельности.
В программу по ритмике включены здоровьесберегающие технологии формирующие компетенцию здоровьесбережения и самосовершенствования. Эти технологии помогают быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми. Дают психотерапевтический эффект:
- эмоциональную разрядку;
- снятие умственной перегрузки;
- снижение нервно – психического напряжения;
- восстановления положительного напряжения;
- восстановление положительного энергетического тонуса.
Способствует формированию здорового образа жизни.
Данная программа определяет содержание предмета и последовательность её реализации в течении учебного года.
Основными задачами занятий по ритмике являются:
- развитие двигательных навыков и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки;
- обогащение двигательного опыта обучающихся разнообразными видами движений;
- расширение кругозора школьников через знакомство с музыкальной культурой(классической, народной, современной музыкой) и музыкальными инструментами;
- создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая индивидуальные возможности;
- формирование у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;
- коррекция высших психических функций, коррекция моторно – двигательной сферы.
Расширение поставленных задач имеет большое значение для коррекции недостатков психического развития обучающихся с особыми образовательными потребностями, их познавательных возможностей и интересов.
Ценностные ориентиры содержание курса
В процессе освоения курса ритмика у обучающихся формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к двигательной деятельности
Активное освоение данной деятельности позволяет совершенствовать физические и двигательные действия, успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и элементарную самостоятельность.
Место коррекционного курса в учебном плане
Личностные и предметные результаты должны освоения предмета «Ритмика»
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения для основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение социокультурным опытом
Личностные результаты должны отражать:
- осознание себя как гражданина Росси, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- способствовать к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоения социальной роли обучающихся, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей и чувств;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, ЗОЖ, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметно результаты освоения АООП имеют два уровня: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех учащихся. Минимальный является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов курса «Ритмика»
- узнавать знакомые мелодии и эмоционально реагировать на них;
- двигаться при помощи взрослого в соответствии с характером и темпом музыки;
- выполнять с помощью взрослого несложные движения под музыку: шагать, бегать , прыгать, притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, выполнять движения с предметами (платком, погремушкой, флажком, мячиком и т.д.)
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- замечать изменения в звучании( тихо – громко, быстро – медленно, высоко – низко, долго –коротко, плавно - отрывисто);
- выполнять легко и выразительно танцевальные движения, ориентироваться в пространстве, кружиться в парах, притопывать ногами, двигаться под музыку с предметами (платочками, листьями, флажками и т.д.);
- двигаться в соответствии двухчастной форме музыки в силе её звучания, реагировать на начало и окончание музыки;
- выразительно и эмоционально передвигать и игровые и сказочные образы героев(медведя, кошки, мышки, зайца и т. д);
- выполнять несложный ритмический рисунок на детских музыкальных инструментах.
Характеристика базовых учебных действий обучающихся
-эмоциональная отзывчивость на музыку;
- любовь к родине, к русской народной музыке;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
- мотивация к разным видам музыкальной деятельности;
- основа для формирования ЗОЖ, организация культурного досуга.
Регулятивные базовые учебные действия
- выполнять задания, оценивать результаты своей деятельности;
- корректировать собственное исполнение;
- формирование волевых усилий;
- воспринимать мнение сверстников и взрослых;
- принимать участие в музыкальных инсценировках.
Познавательные базовые учебные действия
- воспринимать музыку выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- расширить свои представления о жанре и характере музыки;
- выявлять настроения и чувства, выражаемые в музыке;
- эмоциональное сопереживание музыке.
Коммуникативные базовые учебные действия
- высказывать свое мнение о музыке (монолог, диалог);
- задавать вопросы;
- эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведению
- проявлять творческую активность в процессе хорового пения, коллективной творческой деятельности;
Критерий оценки
Во время обучения во 2 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является проявление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассников. Такая оценка деятельности ребенка во 2 классе дается в словесной форме и носит приемущественно характер поощрения, похвалы. Это не включает возможности отметить те или иные негативные стороны в работе ученика. Однако во всех случаях оценка дается доброжелательным тоном и несет положительных стимулы к дальнейшей работе ученика. Важно, чтобы все замечания и указания учителя аргументированы на языке, доступном пониманию ребенка.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно- развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социального опыта.
Критерий мониторинга (по методике О.П. Радыновой)
Цель: изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начало музыкальной культуры.
Рекомендации: проводить диагностику 2 раза в год, руководствуясь следующими критериями:
1.Ладовое чувство:
- внимание;
- внешнее проявление (эмоциональные);
- узнавание знакомой мелодии по фрагменту;
- высказывание о музыке с контрастными частями.
2. Музыкально- слуховые представления:
- пение знакомой мелодии по фрагменту с сопровождением и без него.
3.Чувство ритма:
- воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии;
- соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки;
- соответствие ритма движений ритму музыки.
Оценивать уровень развития музыкальных способностей рекомендуется по трёх балльной системе:
3 балл – высокий уровень (ребенок сам справляется с заданием).
2 балл – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).
1 балл – низкий уровень (не справляется с заданием).
Содержание коррекционного курса
Проведение коррекционных занятий ритмики в образовательной организации , реализующей адаптированные образовательные программы, обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально – ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на обучающихся. Свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей моторики , эмоционально – волевой сферы, воспитание положительных качеств (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Содержание работы на занятиях ритмики является музыкально – ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять разнообразные упражнения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или колонне в соответствии с заданным направлением, перестроение с образованием кругов, квадратов, «звездочке», движение к определенной цели между предметами) осуществляется развитие представлений обучающихся о пространстве и умении ориентироваться в нем .
Упражнения с предметами развивают ловкость. Быстроту реакций, точность движений. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умение ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движения рук. Этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать характер музыки (веселая.Грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.
Программа по ритмике состоит из пяти разделов: « Упражнения на ориентировку в пространстве», «Ритмико – гимнастические упражнения», «Упражнения с детскими музыкальными инструментами», «Танцевальные упражнения», «Игры под музыку».
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а так же указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально – ритмической деятельности. На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел, различное количество времени. Имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико – гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально – двигательных навыков, выработку координации движений.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцеплением с напряжением, сопоставление пальцев. Задание на координацию рук лучше проводить после проведения ритмико – гимнастических упражнений, чтоб дать возможность обучающимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Обучение танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но познавательный характер. Разучивая танцы дети знакомятся с названием танцев и их основными движениями (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг , присядка и др).
Структура программы по ритмике:
Музыкально – ритмическая деятельность, которая включает в себя ритмику с элементами лечебной физкультуры, творческие задания на реализацию определенных музыкальных образов, танцевальных упражнений и композиций (тематическое занятия, сюжетные занятия, игровые занятия, импровизация).
Тематические занятия состоят из подготовительной, основной и заключительной частей, на таком занятии происходит развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений (ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения, плясовые движения).
Сюжетное занятие проводится по заданному сценарию сказки, или произведения подготовительная часть – разминка, «сказочная зарядка», основная часть – музыкально – ритмическая композиция, соответствующая сценарию,заключительная часть – развязка на достижение цели, которые были поставлены в начале урока.
Игровые занятия – по структуре напоминают сюжетное занятие. Подготовительная часть – разминка, общеразвивающие упражнения, основная часть – подвижные игры, отражающие тему урока, в заключительной частимузыкально- ритмические композиции, соответствующие теме.
Урок – импровизация, как правило проходит в конце учебного года. Это конкурс – соревнование – итог года, выбираем лучших танцоров, кто лучше повторит за педагогом, конкурс кто лучшее исполнение танца «Кузнечик», «Два весёлых гуся».
Музыкально – дидактические игры имеют коррекционную направленность, упражнения носят игровую форму.
Вокальная деятельность представленная детским фольклором, ролевыми песнями, играми, вокально – артикуляционной гимнастикой, вокальными играми, упражнениями.
С целью укрепления психического здоровья детей, развития их эмоционально – волевой сферы на занятиях используются элементы психогимнастики музыкальные игры на внимание, память, и другие виды ВПФ. Самое главное чтобы ребята не теряли интерес к музыке. Все упражнения должны носить разный характер, материал – увлекательный и конечно эмоциональный настрой эрудированный, чуткий, добрый талантливый музыкальный руководитель принимает большую роль в успешности музыкального занятия.
Календарно-тематическое планирование по ритмике
5 класс
№ урока |
Название темы |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1 |
Что такое «Ритмика»? Основные понятия. |
1 |
03.09 |
2-3 |
Разминка. Поклон. |
2 |
07.09 10.09 |
3 |
Постановка корпуса. Основные правила. |
1 |
14.09 |
5-6 |
Позиции рук. Позиции ног. Основные правила |
2 |
17.09 |
7 |
Общеразвивающие упражнения |
1 |
21.09 |
8-9 |
Ритмико-гимнастические упражнения |
2 |
24.09 28.09 |
10-11 |
Движения на развитие координации. Бег и подскоки. |
2 |
01.10 05.10 |
12 |
Разминка. |
1 |
08.10 |
13-14 |
Движения по линии танца. |
2 |
12.10 15.10 |
15-16 |
Игры под музыку. Комбинация «Гуси». |
2 |
19.10 22.10 |
17-18 |
Комбинация «Слоник». |
2 |
26.10 29.10 |
19 |
Индивидуальные задания. |
1 |
09.11 |
20-24 |
Ритмико-гимнастические упражнения |
4 |
12.11 16.11 19.11 23.11 |
25-26 |
Разминка. |
2 |
26.11 30.11 |
27-31 |
Позиции в паре. Основные правила. Танец “Диско”. Элементы танца. |
4 |
03.12 07.12 10.12 14.12 |
32-36 |
Упражнения для улучшения гибкости |
4 |
17.12 21.12 24.12 28.12 |
37-40 |
Комбинация «Ладошки». |
3 |
11.01 14.01 18.01 |
41-43 |
Тренировочный танец «Стирка» |
2 |
21.01 25.01 |
44-47 |
Ритмико-гимнастические упражнения |
3 |
28.01 01.02 04.02 |
48- 52 |
Разминка. Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений. |
4 |
08.02 11.02 15.02 18.02 |
53-56 |
Общеразвивающие упражнения. |
3 |
22.02 25.02 01.03 |
57-59 |
Общеразвивающие упражнения. |
3 |
04.03 11.03 15.03 |
60-62 |
Разминка. |
2 |
18.03 29.03 |
63-67 |
Упражнения на развитие координации. |
4 |
01.04 05.04 08.04 12.04 |
68-72 |
Танец «Фигурный вальс» |
4 |
15.04 19.04 22.04 26.04
|
73-76 |
Разминка. |
3 |
29.04 06.05 13.05 |
77-81 |
Упражнения на улучшение гибкости. |
4 |
17.05 20.05 24.05 27.05 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.