Адаптированная рабочая программа
по изобразительному искусству
для 2 класса
начальное общее образование
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ от 22.12.2009 №15785), приказом Минобрнауки РФ№ 2357 от 22 сентября 2011года «О внесении зменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012г. №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;
- авторская программа по изобразительному искусству под редакцией Т. Я. Шпикаловой, Л.В.Ершовой, Г.А. Поровской, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Является Федеральным компонентом учебного плана школы.
-АООП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2) муниципального образовательного учреждения «средней общеобразовательной школы № 4 г. Коряжмы»
Особенности детей с ограниченными возможностями.
В настоящее время дети с ЗПР (вариант 7.2) обучаются в обычном общеобразовательном классе, что не всегда отвечает их образовательным возможностям. Для них оказываются непосильными требования к темпам усвоения учебного материала, его содержание. Все эти обучающиеся испытывают существенные затруднения в усвоении образовательной программы, обусловленные недостаточным развитием познавательных способностей, психического развития, дефицитом социальных способностей, проявляющихся в трудностях усвоения школьных норм, взаимодействия с окружающими. Поэтому возникла необходимость создания адаптированной образовательной рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство».
Целью программы «Изобразительное искусство» является приобщение обучающихся к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Основные задачи:
- владение учащимися знаниями элементарных основ рисунка,
- формирование навыка рисования с натуры, по памяти, по представлению,
- ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки, аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования младших школьников с ЗПР и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Творчество художников выступает как мощное средство эстетического воспитания. Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической деятельности мышления, позволяет совершенствовать произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевать несовершенство ручной моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации. Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое развитие на качественно новую ступень.
Изучение предмета «Изобразительное искусство»:
- способствует коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- формирует умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- учит ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- способствует исправлению недостатков моторики и совершенствованию зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- формирует у учащихся знания элементарных основ реалистического рисунка, навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомит учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывает активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивает у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Предмет «Изобразительное искусство» в образовании обучающихся с ЗПР тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств реализации деятельностного подхода как процесса организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающего овладение ими содержанием образования.
Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает предметно-практическую изобразительную деятельность с учетом характера затруднений и потенциальных возможностей детей, раскрывает содержание, методы и приемы обучения изобразительным умениям, учитывает основные положения дифференцированного подхода к учащимся. Таким образом обеспечивается разносторонняя коррекция недостатков предшествующего развития: обогащается содержание умственного развития, совершенствуется восприятие, активизируется связное высказывание, уменьшаются трудности оречевления действий, осуществляется связь вербальных и невербальных процессов.
Учитывая специфику восприятия и усвоения учебного материала учащимися с ЗПР (уменьшенный по сравнению с нормой возраста объем восприятия и обработки информации; затруднения при анализе образца, изображения; снижение работоспособности, отсутствие интереса к деятельности; трудности при планировании и реализации замысла (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана), сниженный темп деятельности, неудовлетворительная сформированность базовых мыслительных операций, функций самоконтроля, недостатки пространственных ориентировок, моторных функций).
Необходимо уточнять и конкретизировать большую часть самостоятельной работы обучающихся:
- более тщательно, пошагово анализировать образцы;
- проговаривать функциональное назначение деталей изображаемых объектов и всего объекта в целом;
- организовывать процесс обучения на уроке с постоянной сменой деятельности;
- постоянно контролировать и оказывать стимулирующую, организующую и при необходимости обучающую помощь;
- соблюдать индивидуальный подход к обучающимся, учитывая различия их познавательных, речевых, двигательных возможностей, а также способностей к рисованию;
- выбирать работы, которые можно выполнить за одно занятие;
- создавать ситуацию успеха в деятельности для всех обучающихся, предусматривая альтернативные (наиболее легкие) задания.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимание их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Место курса в учебной программе
Во втором классе на предмет отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения являются:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, родине, природе, людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений;
- способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной творческой деятельности; использование различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, художественное конструирование).
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной
вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими
инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
2 класс- 34 часа
ИСКУССТВО И ТЫ.
Как и чем работают художник? - 8 час.
Три основные краски – желтый, красный, синий. Белая и чёрная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия – 7 час.
Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность.
Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство -11 час.
Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Знакомство с анималистическими изображениями.
Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения. О чём говорят украшения Образ здания. Образы зданий и окружающей жизни.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство – 8 час.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий? Характер линий.
Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела Тема урока
|
|
Как и чем работает художник? (8 ч.) |
1 |
Три основных цвета — желтый, красный, синий. |
2 |
Белая и черная краски |
3 |
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности |
4 |
Выразительные возможности аппликации |
5 |
Выразительные возможности графических материалов |
6 |
Выразительность материалов для работы в объеме |
7 |
Выразительные возможности бумаги |
8 |
Неожиданные материалы (обобщение темы) |
|
Реальность и фантазия (7 ч.) |
9 |
Изображение и реальность |
10 |
Изображение и фантазия |
11 |
Украшение и реальность |
12 |
Украшение и фантазия |
13 |
Постройка и реальность |
14 |
Постройка и фантазия |
15 |
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) |
|
О чем говорит искусство? (11 ч.) |
16 |
Изображение природы в различных состояниях |
17 |
Изображение природы в различных состояниях |
18 |
Изображение характера животных |
19 |
Изображение характера человека: женский образ |
20 |
Изображение характера человека: мужской образ |
21 |
Образ человека в скульптуре |
22 |
Человек и его украшения |
23 |
О чем говорят украшения |
24 |
О чем говорят украшения |
25 |
Образ здания |
26 |
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) |
|
Как говорит искусство? (8ч.) |
27 |
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного |
28 |
Тихие и звонкие цвета |
29 |
Что такое ритм линий? Характер линий |
30 |
Промежуточная аттестация. Творческая работа |
31 |
Ритм пятен |
32 |
Пропорции выражают характер |
33 |
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности |
34 |
Обобщающий урок года |
Материально-техническое содержание процесса обучения
В материально-техническое оснащение кабинета по предмету изобразительное искусство входят:
- учебник изобразительного искусства;
- доска;
- интернет-ресурсы;
- мультимедийное оборудование;
- краски, кисти, альбом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.