1.Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закона РФ «Об образовании» № 273 - ФЗ в последней редакции от 29 декабря 2012 г.
-Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
-Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате.
- Положения СанПин 2.4.2.2821-10.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Цели и задачи с учётом специфики.
Цель программы в данном курсе изобразительного искусства сформулирована как линия развития личности ученика средствами предмета:
– использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.
Школьный курс по изобразительному искусству в 6 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:
• коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом, существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
• развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
• улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
• формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения, применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
• развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
• ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
• расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ.
Данная адаптированная образовательная программа учебного предмета «Изобразительное искусство», учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, содержит требования к организации учебных занятий по предмету и составлена в соответствии с принципами коррекционной педагогики. При разработке адаптированной рабочей программы учитывались специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные разными недостатками:
• формирование высших психических функций (отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов);
• замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности;
• трудности произвольной саморегуляции;
• нарушения речевой и мелкой ручной моторики;
• нарушения или недостаточно сформированные зрительное восприятие и пространственная ориентировка;
• снижение умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом;
• формирования самоконтроля;
• обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния ребенка.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим выделены образовательные потребности как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и специфические. К общим потребностям относятся:
-выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Специфические образовательные потребности:
- увеличение сроков освоения адаптированной образовательной программы;
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
Цель коррекционно-развивающей работы предполагает коррекцию и развитие пробелов в знаниях. Эта цель ориентирована на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.
Коррекционные задачи:
коррекционно-развивающая:
-корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
-развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
-улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
образовательная:
-формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
-развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
-расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
воспитательная:
-воспитывать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.
Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка.
Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала.
Программой предусмотрены четыре вида занятий:
декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрении. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т. п.).
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.
У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.
Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.
В 6 классе рисование на темы тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематическою характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практический работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.
С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забывать и о применении диафильмов.
Беседы об изобразительном искусстве. В 6 классах для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и ею главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности.
Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о этих средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов, и действующих лиц, краски и т.) .
Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.
Программа для специальных (коррекционных) школ 8 вида по изобразительному искусству предусматривает практические и самостоятельные работы на каждом уроке.
Обучение изобразительному искусству носит предметно – практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами: природоведение (рисование времён года), чтение (рисование на темы), математика (рисование предметов предавая в рисунке форму геометрических фигур), письмо ( развитие мелкой моторики, зрительно- двигательной координации ), трудовым обучением (умение анализировать свою работу и работу товарища, организация рабочего места).
Всегда существовала и остаётся актуальной проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. На занятиях учатся организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за партой (столом). Дети учатся управлять самим собой, анализировать и контролировать свои выполненные работы, а в последующем и поступки. Умение анализировать и контролировать свои поступки способствует воспитанию чувства собственного достоинства, а значит, и социализации личности. У детей формируется чувство прекрасного, воспитываются эстетические способности. На уроке дети учатся работать в группах, в коллективе.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Изобразительное искусство»
Личностными результатами изучения курса являются:
· Формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;
· Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
· Развитие аналитико-синтетической деятельности, сравнения, обобщения;
· Улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
· Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Метапредметными результатами изучения курса являются:
· в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
· владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
· получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, имея умственные и физические недостатки, нарушения эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.
Предметные результатами изучения курса являются:
1. В познавательной сфере:
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;
-различать изученные виды и жанры искусств;
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства
- формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации
- создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства.
3. В коммуникативной сфере:
- формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи (: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания по декоративно-прикладному изображению, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы).
4. В эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой традициям своего народа; формировать эстетический кругозор
5. В трудовой сфере:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности
- овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся с ОВЗ должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках рисования знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.
Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Рассматриваемый курс изобразительного искусства предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.
Особенностью расположения материала в программе является наличие подготовительных упражнений, которые подводят учащихся к формированию того или иного понятия. Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении в зависимости, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения учащимися графическими умениями и навыками знаниями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей.
5.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».
( 34 часа)
Рисование с натуры (16 часов)
Рисование предметов кубической формы под углом, цилиндрической, усеченной, комбинированной формы. Передача формы, объема, цвета, относительной величины изображаемого предмета. Рисование предметов симметричной формы, используя среднюю (осевую) линию. Подбор красок в соответствии с натуральным цветом предмета.
Декоративное рисование (8 часов)
Составление узоров из растительных форм, применяемых в дальнейшем в оформлении открыток, поздравительных газет. Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии. Рисование узоров, соблюдая последовательность, сочетание цветов. Использование при рисовании гуашевых и акварельных красок. Ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения.
Рисование на темы (4 часов)
Изображение зрительных представлений на основе прочитанного художественного произведения, на основе наблюдения за природой родного края. Выбор и рисование наиболее существенного. Тематическое рисование, приуроченное к традиционным праздникам и временам года. Использование гуашевых и акварельных красок.
Беседы об изобразительном искусстве (6 часов)
Разновидности изобразительного искусства: картины художников, декоративно-прикладное творчество мастеров. Беседы о роли изобразительного искусства в формировании культурной личности.
Реализация коррекционной работы по крупным разделам предмета изобразительного искусства:
Планирование коррекционной работы ИЗО в 6 классе
Рисование с натуры
Развитие самостоятельности, аналитико-синтетической деятельности, при определении формы, цвета, сравнении величины составных частей предмета. Развитее пространственной ориентировки на плоскости.
Декоративное рисование
Развитие глазомера, чувства такта и эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме. Развитие воображения и творческого мышления
Рисование на темы
Развитие творческого воображения, наблюдательности, пространственной ориентировки. Развитие художественного вкуса, аналитико-рефлексивной деятельности, умение оценивать и сравнивать свои работы.
Беседы об изобразительном искусстве
Развивать целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства, развитие чувства формы и цвета, развитие эмоционального воображения, чувства красоты.
Таблица основных тем.
№ |
Тема занятия |
Итого: |
|
1 |
Рисование с натуры |
16ч. |
|
2 |
Декоративное рисование |
8ч. |
|
3 |
Рисование на темы |
4ч. |
|
4 |
Беседы об изобразительном искусстве |
5ч. |
|
5 |
Проверочная работа |
1ч. |
|
Итого: |
34ч. |
|
6.Календарно-тематическое планирование
(34ч.)
№ п/п |
Дата |
Кол-во часов |
Тема урока |
Коррекционная работа |
1 |
1 |
Беседа на тему «Декоративно – прикладное искусство» (народные игрушки – глина, дерево). |
Развитие мелкой моторики. Развивать аналитико-синтетическую деятельность: умение обобщать, ориентироваться в задании, планировать работу. Развитие глазомера, зрительного восприятия и анализа (правильно передавать зрительное соотношение величин предметов). Совершенствовать зрительно-двигательную координацию. Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности. |
|
2 |
1 |
Составление сетчатого узора: декоративная переработка природных форм путем упрощения их рисунка (стилизация). |
||
3 |
1 |
Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (яблоко и груша). |
||
4 |
1 |
Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (морковь, огурец). |
||
5 |
1 |
Декоративное рисование – составление симметричного узора. |
||
6 |
1 |
Декоративное рисование – составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся). |
||
7 |
1 |
Рисование народной игрушки. |
||
8 |
1 |
Беседа: «Живопись». Картины художников В. Фирсова «Юный живописец», В. Серова «Девочка с персиками». |
||
9 |
1 |
Рисование с натуры игрушки (по выбору учителя, учеников). |
Развитие правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов их положения в пространстве, устанавливать сходство и различие. Корректировать искаженные представления о жизни, природе, обществе. Формировать мотивы и потребности, побуждающие к трудовой деятельности. Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях. Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности. |
|
10 |
1 |
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. |
||
11 |
1 |
«Что мы видели на стройке» (содержание рисунка: несколько этажей строящегося здания, башенный подъемный кран, стрела которого несет панель, автомашина везет плиты, экскаватор роет траншею, рабочие прокладывают трубы, бульдозер засыпает яму). |
||
12 |
1 |
Рисование с натуры объемного предмета: заварочный чайник. |
||
13 |
1 |
Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (Э. Фальконе. «Медный всадник»; Ф. Фивейский. «Сильнее смерти»; Е. Вучетич. «Статуя воина-освободителя» в Трептов-парке в Берлине). |
||
14 |
1 |
Рисование новогодней открытки (элементы оформления – флажки, снежинки, сосульки, звезды, серпантин, конфетти, елочные игрушки). |
||
15 |
1 |
Изготовление новогодних карнавальных масок. |
||
16 |
1 |
Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» (А. Бубнов. «Утро на Куликовом поле»; В.Васнецов «Богатыри»; В.Суриков. «Переход Суворова через Альпы»). Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения: «Эмалированная кастрюля и кружка». |
Совершенствовать зрительно-двигательную координацию. Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности. Формировать навыки коллективной работы и самоконтроля. Развитие правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов их положения в пространстве, устанавливать сходство и различие. |
|
17 |
1 |
Рисование с натуры объемного предмета конической формы: «Кофейник». |
||
18 |
1 |
Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление: «Кувшин». |
||
19 |
1 |
Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление: «Ваза». |
Формировать у детей эстетическое отношение к действительности.
Развивать активное внимание, наблюдательность, память, воображение, мышление. |
|
20 |
1 |
Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление: «Подсвечник со свечой». |
||
21 |
1 |
Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление: «Торшер». |
||
22 |
1 |
Декоративное рисование – открытка к «8 Марта». |
||
23 |
1 |
Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова). |
||
24 |
1 |
Иллюстрирование отрывка литературного произведения из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина («Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят»; «Белка песенки поет, да орешки все грызет»). |
||
25 |
1 |
Рисование с натуры птиц (натура – чучело скворца, грача, вороны, галки – по выбору). |
||
26 |
1 |
Тематический рисунок «Птицы – наши друзья» (примерное содержание рисунка: весна, ярко светит солнце, деревья с распустившимися листочками, в голубом небе птицы, на переднем плане скворечник, на ветке сидит скворец, надпись «Птицы – наши друзья»). |
Корректировать искаженные представления о жизни, природе, обществе.
Формировать мотивы и потребности, побуждающие к трудовой деятельности. |
|
27 |
1 |
Рисование с натуры предмета шаровидной формы: «Глобус». |
||
28 |
1 |
Рисование по памяти и представлению: домашнее животное. |
||
29 |
1 |
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (В.Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!»; Д. Шмаринов. «Не забудем, не простим»; Ф. Богородский. «Слава павшим героям»; Кукрыниксы. «Конец»). |
||
30 |
1 |
Рисование плаката на тему о Великой отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков». |
Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.
Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях. |
|
31 |
1 |
Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка – по выбору. |
||
32 |
1 |
Рисование с натуры предмета шаровидной формы: «Кукла – неваляшка». |
||
33 |
1 |
Рисование с натуры предмета треугольной формы (Египетская пирамида). |
||
34 |
1 |
Итоговое тестирование. Итоги года. |
6. Описание учебно-методического обеспечения.
Методические и учебные пособия:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
2. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под ред. Б.М. Неменского/ авт. – сост. О.В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2006
3. Работа с натурой. Уроки мастерства.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006
4. Блейк В. Как начать рисовать/ Пер. с англ., Худ. Обл. М.В. Драко.- Мн.: ООО «Попурри», 2000
5. Шедевры русской живописи. Издательство «Белый город». М.: ООО « Мир книги», 2007
6. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.- М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2010.
Оборудование и инструменты:
1. Энциклопедии по искусству, справочные издания.
2. Книги о художниках и художественных музеях.
3. Портреты русских и зарубежных художников.
4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
5. Аудиозаписи по музыке, литературные произведения.
6. Презентации на CD-дисках:
- по видам изобразительных искусств;
- по жанрам изобразительных искусств;
- по памятникам архитектуры России и мира;
- по творчеству художников.
7. Гербарии.
8. Муляжи фруктов и овощей.
9. Альбомы для рисования.
10.Наборы красок, карандашей, фломастеров, гуашь, пастель.
11. Наборы кисточек.
12. Классная доска.
13. Компьютер.
14. Мультимедийный проектор.
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по изобразительному искусству
К концу 6 класса учащиеся должны уметь:
- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
- уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
- сравнивать свой рисунок с изображенным предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
- делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительном искусстве;
- найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
Нормы и критерии оценок.
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются:
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно ешает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не
совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
9. Контрольно-измерительные материалы.
Тест по изобразительному искусству для обучающихся 6 класса
1.Сколько цветов можно выделить в радуге?
а) 5
б) 7
в) 9
г) 13
2.Рисунок, выполненный карандашом, углём, тушью или краской одного цвета, относят к
а) графике
б) живописи
в) орнаменту
г) рельефу
3.Цвета, которые нельзя получить путём смешивания красок, называют…
а) основными
б) составными
в) тёплыми
г) холодными
4.Какой из перечисленных цветов не является основным?
а) жёлтый
б) красный
в) синий
г) зелёный
5. Белая бумага, дощечка для смешивания красок и получения нужного цвета есть…
а) мольберт
б) палитра
в) пастель
г) акварель
6.В какой росписи используются только белая и синяя краски?
а) Хохломская
б) Городецкая
в) Гжель
г) Дымковская
7.При смешении каких цветов можно получить фиолетовый цвет?
а) красный и коричневый
б) красный и синий
в) красный и чёрный
г) синий и коричневый
8.Определите цвета теплой цветовой гаммы –
а) красный, оранжевый, желтый;
б) зеленый, белый, красный;
в) зеленый, белый, синий.
г) синий, коричневый, черный
9.Определите цвета холодной цветовой гаммы –
а) синий, фиолетовый, зеленый;
б) зеленый, белый, красный;
в) зеленый, желтый, синий
г) синий, коричневый, черный
05.10.2017 17:51
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.