Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс
Оценка 4.7

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Оценка 4.7
docx
03.01.2020
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс
родная лит.чтени 7в - копия.docx

Управление образования Администрации Аксайского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Аксайского района  

Большелогская средняя  общеобразовательная школа

(МБОУ Большелогская СОШ)

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Большелогской СОШ

___________ Т.В.Васильчукова

Приказ от 02.09.2019 г.  №191

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  литературному чтению на родном (русском) языке

адаптированная для детей с задержкой психического развития

 

 

 

Уровень общего образования (класс):начальное общее образование, 3В класс

 

 

 

Количество часов:17ч._

 

 

Учитель–Олейникова Елена Николаевна

 

 

Программа составлена на основе:

·        Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

·         Авторской программы: Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014.

 

 

 

2019-2020

 

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке разработана в соответствии :

·         Федеральным законом от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 317-ФЗ):статья 11.

·         Федеральным государственным образовательным стандартом и федеральными государственными требованиями. Образовательные стандарты (п. 5.1.);статья 14. Язык образования (п.4, 6)

·         Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576 (п.п. 12.1., 12.2; п. 19.3).

·         Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».

·         Письмом Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

·         Учебным планом МБОУ Большелогской СОШ на 2019-2020 учебный год;

·         Положением о рабочей программе учебных предметов и курсов, внеурочной деятельности МБОУ Большелогской СОШ;

Рабочая программа учебного предмета  «Литературное чтение на родном (русском) языке»,  составлена на основе:

·         Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

·          Авторской программы: Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014.

 

 

Цели:

         воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

         приобщение к литературному наследию своего народа;

         формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

         развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений;

         формирование навыка чтения про себя;

         приобретение умения работать с разными видами информации;

         приобщение к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова;

         развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

         обогащение личного опыта духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

 

 

 

 

 

Коррекционные задачи:

 

·         развивать  способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

·         учить  чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

·         формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение, ассоциативное мышление,  поэтический слух  , накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности ;

·         формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

·         обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

·         формировать эстетическое отношение к жизни, приобщая к классике художественной литературы;

·         обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

·         расширять кругозор через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

·         обеспечивать развитие речи и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

·         создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Основные направления коррекционной работы:

·         развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

·         развитие навыков каллиграфии;

·         развитие фонетико-фонематических представлений;

·         формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

·         развитие высших психических функций;

·         развитие речи, владение техникой речи;

·         коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.

Методы.

а) общепедагогические методы:

·         словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

·         наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

·         практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно-развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):

·         задания по степени нарастающей трудности;

·         метод самостоятельной обработки информации;

·         специальные коррекционные упражнения;

·         задания с опорой на несколько анализаторов;

·         включение в уроки современных реалий;

·         развёрнутая словесная оценка;

·         призы, поощрения.

Виды  работ обучающихся: 

Основной формой организации процесса обучения литературному чтению является урок. Ведущей формой работы учителя собучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. 

 

 

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА- ЛИТЕРАТУРНОЕ  ЧТЕНИЕ  НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ

В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой.

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

 Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

 

III. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА- ЛИТЕРАТУРНОЕ  ЧТЕНИЕ  НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ.

 

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

 

 

IV. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ  ЧТЕНИЕ  НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом школы учебный курс «Литературное чтение на родном (русском) языке»  рассчитан на 17ч  в год – 0.5 часа в неделю.

 

V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ЛИТЕРАТУРНОЕ  ЧТЕНИЕ  НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ

 

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

В направлении личностного развития:

         формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

         формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

         воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

         развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

         формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

         овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;

         принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

         развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

         наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

В предметном направлении:

         понимание родной литературы как одной из основных национально – культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

         осознание значимости чтения на родном языке для личного развития;

         формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

         формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира;

         обеспечение культурной самоидентификации;

         использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

         умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

         достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

         осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;

         пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

В результате изучения литературного чтения на родном ( русском) языке обучающиеся должны

знать/понимать

         основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность;

         монолог и диалог как разновидность речи;

         лексическое значение слов;

         прямое и переносное значение слов;

         иностранные заимствования;

         речевой этикет: формы обращения;

         тему, микротему, основную мысль текста;

         стили речи: разговорный, книжный, художественный;

         типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности;

         композицию текста.

уметь

         на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

         с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;

         самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать;

         создавать собственные высказывания и произведения о Родине;

         самостоятельно готовиться к выразительному чтению произведения;

         выделять в тексте стилистически окрашенные слова, определять стили речи с учётом особенностей текста;

         исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

         дальнейшего развития и успешного обучения на основе осознания и развития опыта, связанного с художественной литературой.

         использования систематического чтения как средства познания мира и самого себя;

         формирования собственной позиции в жизни, расширения кругозора.

 

         работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

         применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, пересказывать текст;

         осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно- популярном текстах;

         работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

 

Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.

Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестацииосвоения АООП НОО в иных формах.

Специальные условияпроведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:

·                    особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;

·                    привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);

·                    присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

·                    адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:

1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

·                    при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);

·                    при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

·                    увеличение времени на выполнение заданий; 

·                    возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

·                    недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональномутравмированию ребенка.

Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.

 

 

 

VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА-«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ»

Виды речевой и читательской деятельности. Аудирование (слушание).

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение на ходить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.

      Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

      Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

     Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга: учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос:«Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, народное или авторское произведение, структура (композиция).

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), пересказ, рассказ по иллюстрациям.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учите ля) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского от ношения к герою на основе имени, авторских помет.

Характеристика героя произведения. Герой рассказа: мир ценностей героев, основанный на общечеловеческих ценностях. Портрет , характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика исторического героя — защитника Отечества. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступках: преодоление собственных недостатков, воспитание нравственных принципов.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыс лей) пересказ.

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана - в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

 Работа с учебными и научно-популярными текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с содержанием (ответ на вопрос:«Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текс та. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).

 

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-популярному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.

Монолог как форма речевого высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

 Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

 Произведения, хорошо знакомые детям по дошкольному опыту; предназначенные для младшего школьного возраста; книги, изучение которых предполагается в средней школе.

 Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

      Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

 Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.

 Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

 Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

 Рассказ, пьеса, стихотворение, басня, очерк - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

 


VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Наименование разделов

Общее количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Круг детского чтения

17ч.

Ставить учебные задачи (целеполагание) на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно, формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание, осуществлять поиск и выделение информации, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания.

Практически различать речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение). Выделять из речи предложения. Определять на слух количество предложений в высказывании.

Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Распределять роли. Разыгрывать диалог. Внимательно слушать то, что говорят другие. Отвечать на вопросы учителя. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Воспроизводить сюжеты знакомых сказок с опорой на иллюстрации. Объяснять смысл пословицы; применять пословицу в устной речи. Рассуждать о роли знаний в жизни человека, приводить примеры.

Правильно строить предложения. Объяснять смысл пословицы. Отгадывать загадку. Работать в группе: отвечать по очереди, произносить слова отчетливо, внимательно слушать ответы товарищей, оценивать правильность ответов.

1

 

 

Зарубежная литература

3ч.

2

Русская литература

3

С моей книжной полки

4

О Родине

5

Веселые истории

6

Произведения о приключениях

7

Стихи о природе

8

Ступеньки мудрости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


VIII. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Для реализации содержания рабочей программы политературному чтению на родном (русском) языке используется УМК:

ФГОС Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014.

 

3. Компьютерные и информационно-коммуникационные средства:

Детям о писателях, CD, videouroki.net

Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение» сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская) М.Просвещение 2013

http://school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.

http://nsc.1september.ru/ - журнал Начальная школа

http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

www.nachalka.com - Официальный ресурс для учителей, детей и родителей

4. Технические средства:

- компьютер, интерактивная доска.

5. Учебно-практическое оборудование:

- словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов;

-детские книги разных типов из круга детского чтения;

- портреты поэтов и писателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ -4Б

 

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Даты изучения темы

Примечание

(Домашнее задание)

 

 

 

дата план.

 

дата факт.

 

 

 

Круг детского чтения

17ч

 

 

 

1

Русская литература.М.Пришвин «Гаечки»

1

 

 

Б.Житков «Мангуста»

2

Русская литература П. Бажов «Огневушка-поскакушка»

1

 

 

В. А. Жуковский

«Сказка о царе Берендее»

3

Русская литература М.Пришвин «Рождение кастрюльки»

1

 

 

Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник»

4

Книжки с моей полки. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

1

 

 

В. Дуров «Наша Жучка»

5

Книжки с моей полки.Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

1

 

 

К.Паустовский «Барсучий нос»

6

О Родине. М. Матусовский. «С чего начинается Родина»

В. Степанов. «Что мы Родиной зовём»

1

 

 

М. Крюков. «Много языков на свете разных»

Сухарев А. «Сказка о Великом могучем русском языке».

7

Весёлые истории. М.Зощенко «Глупая история»

 

1

 

 

И.Сухин «Вот такой затейник»

8

Весёлые истории. Н. Н. Носов «Прятки»

1

 

 

Погодин Р.П. «Книжка про Гришку»

9

Стихи о природеФ.И.Тютчев. «Первый лист».

 

1

 

 

А.А.Фет. «Весенний дождь»

10

Стихи о природе К. Д. Бальмонт «Весна», «Праздник весны»

1

 

 

Е. А. Благинина «Весна»

11

Ступеньки мудрости.А.Гайдар «Тимур и его команда».

1

 

 

К.Г.Паустовский

  «Стальное колечко».

12

Ступеньки мудрости. И. Тургенев «Капля жизни»

 

1

 

 

Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка».

13

Зарубежная литература .А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»

1

 

 

Гауф В. Маленький Мук

14

Зарубежная литература Д.Родари «Приключения голубой стрелы»

1

 

 

Джеймс Барри Питер Пэн

15

Зарубежная литератураПьеса-сказка «Синяя птица» Мориса Матерлинка

1

 

 

Э.Браун«Сипсик»

16

Произведения о приключениях.И.Сигсгорд « Палле один на свете»

1

 

 

А. Погорельский «Чёрная курица»

17

Произведения о приключениях. А. Волков «Волшебник изумрудного города»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист корректировки рабочей программы

 

Дата

Внесенные изменения и дополнения

Основание

Роспись учителя

Согласовано (роспись зам.директора)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО   

Протокол №1от 26. 08. 2019г.  

заседания методического   объединения   учителей начального цикла                    

Руководитель ШМО

__________Н.Н.Нефёдова

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР ___________Н.Е.Немошкалова

  «29» 08.2019г         

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол №1 от28.08.2019г.

заседания методического совета МБОУ Большелогской СОШ

Председатель методсовета

 _________Н.М.Денисенко

 

 

 

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для детей с ОВЗ 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2020