Актуальность
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Программы для 5-9 классов специальной (коррекционной) образовательных учреждений VIII вида: сборник 1, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2017 г. Предлагаемая адаптированная программа ориентирована на учебник Математика для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Т.В. Алышева. Москва «Просвещение». Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Математика направлена на коррекцию высших психических функций: аналитического мышления (сравнение, обобщение, классификация и др.), произвольного запоминания и внимания. Реализация математических знаний требует сформированности лексико-семантической стороны речи, что особенно важно при усвоении и осмыслении содержания задач, их анализе. Таким образом, учитель должен при обучении математике выдвигать в качестве приоритетных специальные коррекционные задачи, имея в виду в том числе их практическую направленность.
Знания по математике имеют важное значение в повседневной жизни: покупка продуктов питания, одежды, предметов обихода, быта, оплата квартиры и других коммунальных услуг, расчет количества материалов для ремонта, расчет процентов по денежному вкладу и др. Кроме этого, математические знания необходимы детям при усвоении других учебных дисциплин, таких, как трудовое обучение, домоводство, история, география, рисование.
Важную роль в обучении детей математике выполняют задачи. Их решение позволяет раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связывать математические умения с разрешением разнообразных жизненных ситуаций. Учителю следует правильно подбирать содержание задач. Они должны быть понятными, доступными для детей, не иметь незнакомых слов. Необходимо предлагать задачи, которые направлены на формирование прикладных умений: расчет бюджета семьи, затраты на питание, оплата электроэнергии и квартиры, расчет количества обоев (других материалов) для косметического ремонта, расчет процентов по денежному вкладу.
Предметно-практическая направленность должна прослеживаться и в задачах, связанных с определением времени начала и конца какого-то действия, времени между событиями. Это важно потому, что повседневная жизнь каждого человека строится в соответствии со временем, оно определяет его личную и деловую жизнь: не опоздать на транспорт, на работу, на встречу и т. д.
Учитывая, что в современной жизни в быту и производственной деятельности широко используются микрокалькуляторы, в программе по математике предусматривается использование микрокалькулятора с 4 класса для проверки арифметических действий, для закрепления нумерации чисел, полученных при пересчете предметов и при измерении.
Обучение работе с микрокалькулятором должно быть построено по принципу концентричности, но использование микрокалькулятора не должно заменять или задерживать формирование навыков устных и письменных вычислений. С помощью микрокалькулятора целесообразно учить школьников приблизительной оценке результатов вычислений и округлению полученных результатов до нужного знака.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Математика – наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно-технический прогресс человечества напрямую связан с развитием математики. Поэтому, с одной стороны, без знания математики невозможно выработать адекватное представление о мире. С другой стороны математически образованному человеку легче войти в любую новую для него объективную проблематику.
Основная задача курса для учащихся VIII вида — дать учащимся доступные знания, необходимые в повседневной жизни и при выборе профессии.
Задачи преподавания математики для учащихся VIII вида состоят в том, чтобы:
· дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
· использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
· развить речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
· развить духовно-нравственные качества личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
· создать здоровьесберегающую информационно-образовательную среду;
· воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
В программе по математике усилена практическая направленность обучения, что не исключает требований к усвоению детьми сведений теоретического характера.
Методы, активизирующие самостоятельность и творчество учеников:
· эвристический метод, позволяющий научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений, анализа и обобщения;
· метод вживания, в ходе применения которого ученику предлагается путём чувственно-образных и мысленных представлений «переселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри дать словесное описание;
· метод образного видения, побуждающий учеников создавать образную картину объекта и т.д.;
· метод обучения в диалоге, в ходе которого учитель организует детей на совместный поиск знаний;
· метод выработки необходимых навыков и умений на основе чётких алгоритмов.
Основной формой обучения является урок: урок-лекция, урок-игра, урок-практикум, рассказ, беседа, самостоятельная работа, повторение и контроль знаний обучающихся и т.д.
Содержание учебного предмета
Повторение курса 5, 6 класса (15 ч.)
Умножение деление многозначных чисел (21 ч.)
Арифметические действия чисел полученных при измерении (8 ч.)
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 (19 ч.)
Обыкновенные дроби (24 ч.)
Десятичные дроби (18 ч.)
Меры времени. Масштаб. Задачи на движение (22 ч.)
Повторение курса 7 класса (6 ч.)
За период обучения в 7 классе учащиеся VIII вида должны получить математические знания:
• о числах в пределах 1 000 000, обыкновенных и десятичных дробях, процентах, о геометрических фигурах и телах, о построении геометрических фигур с помощью чертежных инструментов;
• об основных величинах (длине, стоимости, массе, времени, площади фигур и объеме тел), единицах измерения величин, их соотношениях;
• научиться производить четыре арифметических действия с многозначными числами, числами, полученными при измерении, и десятичными дробями;
• решать простые и составные (2—3 действия) арифметические задачи.
Выбор учебно-методического комплекта основывается на том, что учебник является логическим продолжением курса программы «Математика»для 1 – 6 классов учащихся VIIIвида.
Уровень обучения – коррекционный VIII вида.
Межпредметные связи: трудовое обучение, домоводство, изобразительная деятельность, история, география.
Основным учебным пособием для обучающихся, является: Математика. 7 класс. Учеб. для специальных (коррекционных.) образоват. Учреждений VIII вида/Т. В. Алышева. – 10-е изд. – М.: Просвещение,2016. – 272 с.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения алгебры ученик должен знать:
· как используются математические формулы и уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
· о понятии десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения действий с десятичными дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента;
· о понятии «уравнение» и «решение уравнения»;
· о смысле алгоритма округления десятичных дробей;
· о переместительном, распределительном и сочетательном законах;
· о понятии натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;
· о правиле выполнения действий с заданными числами;
· о свойствах арифметических действий;
· о понятии буквенных выражений и уравнений;
· о понятии числа и числовых системах от натуральных до рациональных чисел; твердых навыков устных, письменных, инструментальных вычислений;
· как пользоваться символическим языком алгебры, а также техникой тождественных преобразований простейших буквенных выражений, как применять приобретенные навыки в ходе решения задач;
· о приемах решения линейных уравнений; как принять их к решению задач; умение решать задачи выделением трех этапов математического моделирования;
· о числовом ряде в пределах 1 000 000;
· об алгоритмах арифметических действий с многозначными числами; числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;
· об элементах десятичной дроби;
· о месте десятичных дробей в нумерационной таблице;
· о единице измерения площади;
· о единице измерения скорости км /ч;
· о формуле расчёта расстояния, скорости, времени.
уметь:
· использовать символический язык алгебры, выполнять тождественные преобразования простейших буквенных выражений, применять приобретенные навыки в ходе решения задач;
· умножать и делить числа в пределах 1 000 000 на двузначное число;
· читать, записывать десятичные дроби;
· складывать и вычитать дроби с разными знаменателями (обыкновенные и десятичные);
· записывать числа, полученные при измерении мерами стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей;
· выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени;
· решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его начала и конца;
· решать составные задачи в три-четыре арифметических действия;
· решать линейные уравнения, применять данные умения для решения задач;
· находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
· работать на калькуляторе;
· проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений.
· образовывать, читать, записывать числа в пределах 100000;
· раскладывать изученные числа на разрядные слагаемые;
· выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
· выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное;
· решать задачи на зависимость между скоростью, временем и расстоянием;
· выполнять сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд (не более чем через два разряда), десятичных дробей (общее количество знаков не более трех) (допустима помощь учителя);
· с помощью учителя представлять числа, выраженные двумя единицами длины, стоимости, массы, в виде десятичной дроби.
Календарно-тематическое планирование
Первая четверть
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата план |
Дата факт |
Коррекция плана |
|
Повторение курса 5, 6 класса |
15 |
|
|
|
1 |
Простые и составные числа. Нумерация. |
1 |
02.09 |
|
|
2 |
Простые и составные числа Нумерация. |
1 |
03.09 |
|
|
3 |
Сложение и вычитание многозначных чисел (все случаи) |
1 |
05.09 |
|
|
4 |
Сложение и вычитание многозначных чисел (все случаи) |
1 |
06.09 |
|
|
5 |
Сложение и вычитание многозначных чисел (все случаи) |
1 |
09.09 |
|
|
6 |
Сложение и вычитание многозначных чисел (все случаи) |
1 |
10.09 |
|
|
7 |
Построение линий и отрезков заданной величины |
1 |
12.09 |
|
|
8 |
Практическое решение примеров и задач на все действия |
1 |
13.09 |
|
|
9 |
Практическое решение примеров и задач на все действия |
1 |
16.09 |
|
|
10 |
Практическое решение примеров и задач на все действия |
1 |
17.09 |
|
|
11 |
Практическое решение примеров и задач на все действия |
1 |
19.09 |
|
|
12 |
Виды геометрических фигур. Вычерчивание. |
1 |
20.09 |
|
|
13 |
Контрольная работа. Сложение и вычитание многозначных чисел |
1 |
23.09 |
|
|
14 |
Работа над ошибками. |
1 |
24.09 |
|
|
|
Умножение деление многозначных чисел |
21 |
|
|
|
15 |
Арифметические задачи на начало, середину и конец действия. |
1 |
26.09 |
|
|
16 |
Арифметические задачи на начало, середину и конец действия. |
1 |
27.09 |
|
|
17 |
Умножение, деление многозначных чисел на однозначное. |
1 |
30.09 |
|
|
18 |
Умножение, деление многозначных чисел на однозначное. |
1 |
01.10 |
|
|
19 |
Письменное умножение многозначных чисел на однозначное число. |
1 |
03.10 |
|
|
20 |
Письменное умножение многозначных чисел на однозначное число. |
1 |
04.10 |
|
|
21 |
Письменное деление многозначных чисел на однозначное число. |
1 |
07.10 |
|
|
22 |
Письменное деление многозначных чисел на однозначное число. |
1 |
08.10 |
|
|
23 |
Письменное деление многозначных чисел на однозначное число. |
1 |
10.10 |
|
|
24 |
Контрольная работа. Умножение и деление многозначных чисел |
1 |
11.10 |
|
|
25 |
Работа над ошибками. |
1 |
14.10 |
|
|
26 |
Практическое закрепление умножения и деления многозначных чисел на однозначное. |
1 |
15.10 |
|
|
27 |
Практическое закрепление умножения и деления многозначных чисел на однозначное. |
1 |
17.10 |
|
|
28 |
Практическое закрепление умножения и деления многозначных чисел на однозначное. |
1 |
18.10 |
|
|
29 |
Практическое закрепление умножения и деления многозначных чисел на однозначное. |
1 |
21.10 |
|
|
30 |
Умножение и деление многозначных чисел на двузначное число. |
1 |
22.10 |
|
|
31 |
Умножение и деление многозначных чисел на двузначное число. |
1 |
24.10 |
|
|
32 |
Умножение и деление многозначных чисел на двузначное число |
1 |
25.10 |
|
|
33 |
Умножение и деление многозначных чисел на двузначное число |
1 |
28.10 |
|
|
34 |
Контрольная работа за 1 четверть |
1 |
29.10 |
|
|
35 |
Работа над ошибками |
1 |
31.10 |
|
|
Вторая четверть
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата план |
Дата факт |
Коррекция плана |
|
Арифметические действия чисел полученных при измерении |
8 |
|
|
|
36 |
Преобразование чисел, полученных при измерении |
1 |
11.11 |
|
|
37 |
Преобразование чисел, полученных при измерении |
1 |
12.11 |
|
|
38 |
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении |
1 |
14.11 |
|
|
39 |
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении |
1 |
15.11 |
|
|
40 |
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении |
1 |
18.11 |
|
|
41 |
Умножение и деление чисел, полученных при измерении |
1 |
19.11 |
|
|
42 |
Умножение и деление чисел, полученных при измерении |
1 |
21.11 |
|
|
43 |
Умножение и деление чисел, полученных при измерении |
1 |
22.11 |
|
|
|
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 |
19 |
|
|
|
44 |
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на 10, 100, 1000 |
1 |
25.11 |
|
|
45 |
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на 10, 100, 1000 |
1 |
26.11 |
|
|
46 |
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на 10, 100, 1000 |
1 |
28.11 |
|
|
47 |
Умножение и деление чисел, на круглые десятки |
1 |
29.11 |
|
|
48 |
Умножение и деление чисел, на круглые десятки |
1 |
02.12 |
|
|
49 |
Умножение и деление чисел, на круглые десятки |
1 |
03.12 |
|
|
50 |
Деление с остатком на круглые десятки |
1 |
05.12 |
|
|
51 |
Деление с остатком на круглые десятки |
1 |
06.12 |
|
|
52 |
Деление с остатком на круглые десятки |
1 |
09.12 |
|
|
53 |
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые десятки |
1 |
10.12 |
|
|
54 |
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые десятки |
1 |
12.12 |
|
|
55 |
Геометрический материал |
1 |
13.12 |
|
|
56 |
Геометрический материал |
1 |
16.12 |
|
|
57 |
Умножение на двузначное число |
1 |
17.12 |
|
|
58 |
Умножение на двузначное число |
1 |
19.12 |
|
|
59 |
Деление на двузначное число |
1 |
20.12 |
|
|
60 |
Деление на двузначное число |
1 |
23.12 |
|
|
61 |
Контрольная работа |
1 |
24.12 |
|
|
62 |
Работа над ошибками |
1 |
25.12 |
|
|
Третья четверть
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата план |
Дата факт |
Коррекция плана |
|
Обыкновенные дроби |
24 |
|
|
|
63 |
Умножение на двузначное число. Повторение |
1 |
13.01 |
|
|
64 |
Умножение на двузначное число. Повторение |
1 |
14.01 |
|
|
65 |
Деление на двузначное число. Повторение |
1 |
16.01 |
|
|
66 |
Деление на двузначное число. Повторение |
1 |
17.01 |
|
|
67 |
Деление с остатком на двузначное число |
1 |
20.01 |
|
|
68 |
Деление с остатком на двузначное число |
1 |
21.01 |
|
|
69 |
Деление с остатком на двузначное число |
1 |
23.01 |
|
|
70 |
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число |
1 |
24.01 |
|
|
71 |
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число |
1 |
27.01 |
|
|
72 |
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число |
1 |
28.01 |
|
|
73 |
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число |
1 |
30.01 |
|
|
74 |
Обыкновенные дроби |
1 |
31.01 |
|
|
75 |
Обыкновенные дроби |
1 |
03.02 |
|
|
76 |
Обыкновенные дроби |
1 |
04.02 |
|
|
77 |
Обыкновенные дроби |
1 |
06.02 |
|
|
78 |
Обыкновенные дроби |
1 |
07.02 |
|
|
79 |
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю |
1 |
10.02 |
|
|
80 |
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю |
1 |
11.02 |
|
|
81 |
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю |
1 |
13.02 |
|
|
82 |
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю |
1 |
14.02 |
|
|
83 |
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями |
1 |
17.02 |
|
|
84 |
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями |
1 |
18.02 |
|
|
85 |
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями |
1 |
20.02 |
|
|
86 |
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями |
1 |
21.02 |
|
|
|
Десятичные дроби |
18 |
|
|
|
87 |
Десятичные дроби |
1 |
25.02 |
|
|
88 |
Десятичные дроби |
1 |
27.02 |
|
|
89 |
Получение, запись и чтение десятичных дробей |
1 |
28.02 |
|
|
90 |
Получение, запись и чтение десятичных дробей |
1 |
02.03 |
|
|
91 |
Получение, запись и чтение десятичных дробей |
1 |
03.03 |
|
|
92 |
Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей |
1 |
05.03 |
|
|
93 |
Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей |
1 |
06.03 |
|
|
94 |
Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей |
1 |
10.03 |
|
|
95 |
Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях |
1 |
12.03 |
|
|
96 |
Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях |
1 |
13.03 |
|
|
97 |
Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях |
1 |
16.03 |
|
|
98 |
Повторение: сложение и вычитание обыкновенных дробей |
1 |
17.03 |
|
|
99 |
Повторение: Обыкновенные дроби |
1 |
19.03 |
|
|
100 |
Повторение: Обыкновенные дроби |
1 |
20.03 |
|
|
101 |
Повторение: Десятичные дроби |
1 |
23.03 |
|
|
102 |
Повторение: Десятичные дроби |
1 |
24.03 |
|
|
103 |
Контрольная работа |
1 |
26.03 |
|
|
104 |
Работа над ошибками |
1 |
27.03 |
|
|
Четвертая четверть
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата план |
Дата факт |
Коррекция плана |
|
Меры времени. Масштаб. Задачи на движение |
22 |
|
|
|
105 |
Сравнение десятичных долей и дробей |
1 |
06.04 |
|
|
106 |
Сравнение десятичных долей и дробей |
1 |
07.04 |
|
|
107 |
Сравнение десятичных долей и дробей |
1 |
09.04 |
|
|
108 |
Сравнение десятичных долей и дробей |
1 |
10.04 |
|
|
109 |
Сложение и вычитание десятичных дробей |
1 |
13.04 |
|
|
110 |
Сложение и вычитание десятичных дробей |
1 |
14.04 |
|
|
111 |
Сложение и вычитание десятичных дробей |
1 |
16.04 |
|
|
112 |
Сложение и вычитание десятичных дробей |
1 |
17.04 |
|
|
113 |
Геометрический материал |
1 |
20.04 |
|
|
114 |
Геометрический материал |
1 |
21.04 |
|
|
115 |
Симметрия |
1 |
23.04 |
|
|
116 |
Симметрия |
1 |
24.04 |
|
|
117 |
Нахождение десятичной дроби от числа |
1 |
27.04 |
|
|
118 |
Нахождение десятичной дроби от числа |
1 |
28.04 |
|
|
119 |
Нахождение десятичной дроби от числа |
1 |
04.05 |
|
|
120 |
Нахождение десятичной дроби от числа |
1 |
05.05 |
|
|
121 |
Меры времени |
1 |
07.05 |
|
|
122 |
Меры времени |
1 |
11.05 |
|
|
123 |
Задачи на движение |
1 |
12.05 |
|
|
124 |
Задачи на движение |
1 |
14.05 |
|
|
125 |
Масштаб |
1 |
15.05 |
|
|
126 |
Масштаб |
1 |
18.05 |
|
|
|
Повторение |
6 |
|
|
|
127 |
Повторение курса 7 класса |
1 |
19.05 |
|
|
128 |
Повторение курса 7 класса |
1 |
21.05 |
|
|
129 |
Повторение курса 7 класса |
1 |
22.05 |
|
|
130 |
Повторение курса 7 класса |
1 |
25.05 |
|
|
131 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
26.05 |
|
|
132 |
Работа над ошибками |
1 |
28.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.