Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана в соответствии:
· с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( Приказ Министерства образования и науки от 06 октября 2009 года № 373 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») ;
· с Федеральным Законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;
· с Уставом МБОУ СОШ № 12;
· с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №12;
· с положением о рабочей программе учебного предмета МБОУ СОШ №12;
· с учётом индивидуальных особенностей учащихся;
· с материально-техническими возможностями школы.
Рабочая программа разработана на основе:
· примерной образовательной программы по математике и авторской программы Алышевой Т.В., Яковлевой И.М. «Математика. ;
· календарного учебного графика на текущий учебный год;
· учебно-методического комплекта, соответствующего федеральному перечню:
· учебник Алышевой Т.В., Яковлевой И.М. «Математика. 4 класс. В 2 частях. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)», М.: «Просвещение», 2019 г.
Согласно действующему учебному плану МБОУ СОШ № 12 на 2019-2020 учебный год в рамках реализации ФГОС начального общего образования, рабочая программа для 4класса предусматривает обучение 140 в объёме 4 часа в неделю . Программа рассчитана на изучение курса 140 часов.
Количество часов на изучение курса в 2019 – 2020 учебном году –140 ч, что позволяет в полном объёме выполнить государственную образовательную программу по предмету.
Региональный компонент осуществляется на каждом уроке фрагментарно.
Цели и задачи курса:
Примерная АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 8.3) определяет цель обучения математике как подготовку обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из данной цели, Примерной АООП (вариант 8.3) определены следующие задачи обучения математике:
– формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
– коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
– формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Реализация в образовательной деятельности указанных задач, которые можно охарактеризовать соответственно как образовательные, коррекционные, воспитательные задачи, обеспечит достижение планируемых результатов освоения АООП (вариант 8.3) в предметной области «Математика».
Планируемые результаты освоения обучающимися
с расстройствами аутистического спектра адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования
Результаты освоения с обучающимися с РАС АООП оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию жизненной и социальной компетенции и должны отражать:
1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с РАС не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с РАС. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 8.3. общеобразовательной программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения в младших классах:
Минимальный уровень:
знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;
знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части).
знать таблицу умножения однозначных чисел до 5;
понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;
знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при измерении двумя мерами;
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
определять время по часам хотя бы одним способом;
решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, фигур, находить точки пересечения без вычерчивания;
знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя).
различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов.
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Достаточный уровень:
знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;
знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию), различать два вида деления на уровне практических действий, знать способы чтения и записи каждого вида деления;
знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;
знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математика» входит в образовательную область «Математика». В учебном плане на изучение математики в четвертом классе отводится 4 часа в неделю, всего 140 часов.
Содержание учебного предмета
Числа и величины
Арифметические действия
Работа с текстовыми задачами
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Геометрические величины
Работа с информацией
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
К/р |
1 |
Нумерация |
6 ч. |
1 |
2 |
Арифметические действия. Арифметические задачи |
119 ч. |
5 |
3 |
Единицы измерения и их соотношения |
5 ч. |
2 |
4 |
Геометрический материал |
6 ч. |
2 |
5 |
Итоговое повторение |
4 ч. |
1 |
|
Итого |
140 ч. |
11 |
Календарно- тематическое планирование
№ П/П |
Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
1. |
Инструктаж ТБ. Знакомство с учебником. Нумерация чисел от 1-100 |
4.09 |
1 |
2. |
Нумерация чисел от 1-100. Таблица разрядов. |
4.09 |
1 |
3. |
Нумерация чисел от 1-100.Предыдущее и последующее число. |
5.09 |
1 |
4. |
Нумерация чисел от 1-100.Предыдущее и последующее число. |
5.09 |
1 |
5. |
Нумерация чисел от 1-100. Решение задач. Длина отрезка. |
11.09 |
1 |
6. |
Нумерация чисел от 1-100. Решение задач. Длина отрезка. |
11.09 |
1 |
7. |
Контрольная работа №1 по теме «Нумерация чисел чисел от 1-100» |
12.09 |
1 |
8. |
. Работа над ошибками. |
12.09 |
1 |
9. |
Числа, полученные при измерении величин. Монеты и рубли |
18.09 |
1 |
10. |
Числа, полученные при измерении величин. Монеты и рубли. |
18.09 |
1 |
11. |
Числа, полученные при измерении величин. Длина, высота. |
19.09 |
1 |
12. |
Числа, полученные при измерении величин. Длина, высота. |
19.09 |
1 |
13. |
Мера длины-миллиметр. |
25.09 |
1 |
14. |
Мера длины-миллиметр. |
25.09 |
1 |
15. |
Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). |
26.09 |
1 |
16. |
Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). |
26.09 |
1 |
17. |
Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи) |
2.10 |
1 |
18. |
Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). Проверка вычитания сложением. |
2.10 |
1 |
19. |
Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). Решение задач. |
3.10 |
1 |
20. |
Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). Решение задач. |
3.10 |
1 |
21. |
Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). Компоненты сложения и вычитания. Решение задач. |
9.10 |
1 |
22. |
Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). Компоненты сложения и вычитания. Решение задач. |
9.10 |
1 |
23. |
Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). Компоненты сложения и вычитания. Решение задач. Виды углов. |
10.10 |
1 |
24. |
Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи)» |
10.10 |
1 |
25. |
Работа над ошибками. |
16.10 |
1 |
26. |
Меры времени |
16.10 |
1 |
27. |
Меры времени |
17.10 |
1 |
28. |
Замкнутые, незамкнутые кривые линии |
17.10 |
1 |
29. |
Окружность, дуга |
23.10 |
1 |
30. |
Умножение чисел. |
23.10 |
1 |
31. |
Таблица умножения числа 2. |
24.10 |
1 |
32. |
Таблица умножения числа 2. |
24.10 |
1 |
33. |
Деление чисел. |
6.11 |
1 |
34. |
Деление на 2. Четные и нечетные числа. |
6.11 |
1 |
35. |
Деление на 2. Порядок действий. |
7.11 |
1 |
36. |
Деление на 2. Решение задач. |
7.11 |
1 |
37. |
Сложение с переходом через разряд (устные вычисления). Сложение двузначного числа с однозначным. |
13.11 |
1 |
38. |
Сложение с переходом через разряд (устные вычисления). Сложение двузначного числа с однозначным. |
13.11 |
1 |
39. |
Сложение с переходом через разряд (устные вычисления). Сложение двузначных чисел. |
14.11 |
1 |
40. |
Сложение с переходом через разряд (устные вычисления). Сложение двузначных чисел. |
14.11 |
1 |
41. |
Сложение с переходом через разряд (устные вычисления). Сложение двузначных чисел. |
20.11 |
1 |
42. |
Контрольная работа №3 по теме «Сложение с переходом через разряд (устные вычисления )» |
20.11 |
1 |
43. |
Работа над ошибками. |
21.11 |
1 |
44. |
Ломаная линия. |
21.11 |
1 |
45. |
Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления). Вычитание однозначного числа из двузначного. |
27.11 |
1 |
46. |
Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления). Вычитание однозначного числа из двузначного. |
27.11 |
1 |
47. |
Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления). Вычитание двузначных чисел. |
28.11 |
1 |
48. |
Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления). Вычитание двузначных чисел. |
28.11 |
1 |
49. |
Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления). Вычитание двузначных чисел. |
4.12 |
1 |
50. |
Контрольная работа №4 по теме «Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления )» |
4.12 |
1 |
51. |
Работа над ошибками. Замкнутые, незамкнутые ломаные линии |
5.12 |
1 |
52. |
Замкнутые, незамкнутые ломаные линии |
5.12 |
1 |
53. |
Таблица умножения числа 3 |
11.12 |
1 |
54. |
Таблица умножения числа 3 |
11.12 |
1 |
55. |
Деление на 3. |
12.12 |
1 |
56. |
Деление на 3. |
12.12 |
1 |
57. |
Деление на 3. |
18.12 |
1 |
58. |
Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление 2 и 3» |
18.12 |
1 |
59. |
Работа над ошибками. Таблица умножения на 4. |
19.12 |
1 |
60. |
Таблица умножения на 4. |
19.12 |
1 |
61. |
Таблица умножения на 4. |
25.12 |
1 |
62. |
Деление на 4. |
25.12 |
1 |
63. |
Деление на 4. |
26.12 |
1 |
64. |
Деление на 4. |
26.12 |
1 |
65. |
Таблица умножения на 5. |
15.01 |
1 |
66. |
Таблица умножения на 5. |
15.01 |
1 |
67. |
Деление на 5. |
16.01 |
1 |
68. |
Деление на 5. |
16.01 |
1 |
69. |
Деление на 5. |
22.01 |
1 |
70. |
Контрольная работа №6 по теме «Умножение и деление 4 и 5» |
22.01 |
1 |
71. |
Работа над ошибками. Длина ломаной линии. |
23.01 |
1 |
72. |
Двойное обозначение времени |
23.01 |
1 |
73. |
Таблица умножения числа 6 |
29.01 |
1 |
74. |
Таблица умножения числа 6 |
29.01 |
1 |
75. |
Таблица умножения числа 6 |
30.01 |
1 |
76. |
Деление на 6 |
30.01 |
1 |
77. |
Деление на 6 |
5.02 |
1 |
78. |
Деление на 6 |
5.02 |
1 |
79. |
Таблица умножения числа 7 |
6.02 |
1 |
80. |
Таблица умножения числа 7 |
6.02 |
1 |
81. |
Таблица умножения числа 7 |
12.02 |
1 |
82. |
Увеличение числа в несколько раз |
12.02 |
1 |
83. |
Увеличение числа в несколько раз |
13.02 |
1 |
84. |
Деление на 7 |
13.02 |
1 |
85. |
Деление на 7 |
19.02 |
1 |
86. |
Деление на 7 |
19.02 |
1 |
87. |
Уменьшение числа в несколько раз |
20.02 |
1 |
88. |
Уменьшение числа в несколько раз |
20.02 |
1 |
89. |
Уменьшение числа в несколько раз |
26.02 |
1 |
90. |
Прямоугольник. |
26.02 |
1 |
91. |
Прямоугольник. |
27.02 |
1 |
92. |
Контрольная работа №7 «Таблица деления на 6, 7, ее составление с использованием таблицы умножения числа 6, 7, на основе знания взаимосвязи умножения и деления» |
27.02 |
1 |
93. |
Работа над ошибками. Квадрат. |
4.03 |
1 |
94. |
Квадрат. |
4.03 |
1 |
95. |
Таблица умножения числа 8 |
5.03 |
1 |
96. |
Таблица умножения числа 8 |
5.03 |
1 |
97. |
Деление на 8 |
11.03 |
1 |
98. |
Деление на 8 |
11.03 |
1 |
99. |
Деление на 8 |
12.03 |
1 |
100. |
Меры времени. |
12.03 |
1 |
101. |
Таблица умножения числа 9 |
18.03 |
1 |
102. |
Таблица умножения числа 9 |
18.03 |
1 |
103. |
Таблица умножения числа 9 |
19.03 |
1 |
104. |
Деление на 9 |
19.03 |
1 |
105. |
Деление на 9 |
1.04 |
1 |
106. |
Деление на 9 |
1.04 |
1 |
107. |
Умножение 1 и на 1 |
2.04 |
1 |
108. |
Деление на 1 |
2.04 |
1 |
109. |
Контрольная работа №8 «Таблица деления на 8, 9, ее составление с использованием таблицы умножения числа 8, 9, на основе знания взаимосвязи умножения и деления. Умножение и деление на 1.» |
8.04 |
1 |
110. |
Работа над ошибками. Пересечение фигур. |
8.04 |
1 |
111. |
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Сложение и вычитание без перехода через разряд. |
9.04 |
1 |
112. |
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Сложение без перехода через разряд. |
9.04 |
1 |
113. |
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Сложение с переходом через разряд. |
15.04 |
1 |
114. |
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Сложение с переходом через разряд. |
15.04 |
1 |
115. |
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Сложение с переходом через разряд. |
16.04 |
1 |
116. |
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Сложение с переходом через разряд. |
16.04 |
1 |
117. |
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Сложение с переходом через разряд. |
22.04 |
1 |
118. |
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Вычитание с переходом через разряд. |
22.04 |
1 |
119. |
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Вычитание с переходом через разряд. |
23.04 |
1 |
120. |
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Вычитание с переходом через разряд. |
23.04 |
1 |
121. |
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Вычитание с переходом через разряд. |
29.04 |
1 |
122. |
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Вычитание с переходом через разряд. |
29.04 |
1 |
123. |
Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание с переходом через разряд» |
30.04 |
1 |
124. |
Работа над ошибками. |
30.04 |
1 |
125. |
Умножение 0 и на 0 |
6.05 |
1 |
126. |
Деление 0 на число |
6.05 |
1 |
127. |
Взаимное положение геометрических фигур |
7.05 |
1 |
128. |
Умножение 10 и на 10 |
7.05 |
1 |
129. |
Деление на 10 |
13.05 |
1 |
130. |
Деление на 10 |
13.05 |
1 |
131. |
Нахождение неизвестного слагаемого |
14.05 |
1 |
132. |
Нахождение неизвестного слагаемого |
14.05 |
1 |
133. |
Нахождение неизвестного слагаемого |
20.05 |
1 |
134. |
Контрольная работа №10 «Умножение и деление 0 и 10 на число 0 и 10» |
20.05 |
1 |
135. |
Работа над ошибками. |
21.05 |
1 |
136. |
Итоговое повторение |
21.05 |
1 |
137. |
Итоговое повторение |
27.05 |
1 |
138. |
Итоговая контрольная работа за год. |
27.05 |
1 |
139. |
Работа над ошибками |
28.05 |
1 |
140. |
Итоговое повторение |
28.05 |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.