Адаптированная рабочая программа по обществознанию 9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе следующих нормативно-правовых документов и методических материалов:
1) Образовательный стандарт основного общего образования по обществоведению.
2) Примерная программа основного общего образования по обществознанию.
3) Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Обществознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
4) Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов в условиях введения федерального компонента Государственного стандарта общего образования (обществознание)
5) Программа по обществознанию, разработанная коллективом под редакцией Л.Н. Боголюбова.
6) УМК: Обществознание. 9 класс /Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2017.
Тип программы: адаптированная программа.
Адаптированная рабочая программа разработана с учетом психофизических особенностей учащегося с ЗПР. Адаптация программы определяется прежде всего тем, что учащийся в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (ЗПР) не может освоить Программу по обществознанию в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывает затруднения при чтении, не может выделить главное в информации, затрудняется при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладает неустойчивым вниманием,бедным словарным запасом. Учащийся с ЗПР работает на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, такому ребенку с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни социальные факты и понятия изучаются таким образом, чтобы ученик мог опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащийся получает только общее представление. Ряд сведений познается школьником в результате практической деятельности. Например, навыки работы с иллюстративным материалом, работа с понятиями. Также новые элементарные навыки вырабатываются у такого ребенка крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимся, поэтому Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные основы обществоведческих знаний, умений и навыков учащегося с ЗПР.
Цель программы: дать целостное представление об обществе, в котором живем, основных сфер общественной жизни, о процессе восприятия социальной (в том числе правовой) информации и определения собственной позиции; правовой культуры, основы политических знаний, способности к самоопределению и самореализации.
Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач:образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих.
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Общая характеристика учебного предмета:
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупностьморальных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Курс «Обществознание» для 9 класса является продолжением начатого в 8 классе систематического, целостного рассмотрения общества в единстве экономической, социальной, духовной и политической сфер человеческой деятельности, ее правового регулирования.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества.
Глава I «Политика» дает обобщенное представление о власти и отношениях между органами власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества.
Глава II«Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащегося в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственное устройство РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.
Программа призвана помочь осуществлению выпускником основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 9 классе 34 часа,
из расчета 1 учебный час в неделю.
Планируемые результаты освоения программы
• Личностными результатами выпускником основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются
• • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
• Метапредметные результаты изучения обществознания выпускником основной школы проявляются в:
• • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
• 1) использование элементов причинно-следственного анализа;
• 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
• 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
• 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
• 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
• 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
• 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
• 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
•
• Предметными результатами освоения выпускником основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
• познавательной
• • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
• ценностно-мотивационной
• • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
• трудовой
• • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• эстетической
• • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• коммуникативной
• • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
•
Требования к уровню подготовки обучающегося
В результате изучения обществоведения ученик должен знать
• основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической, социальной и пр.), основные принципы и институты права, правовые и моральные нормы, регулирующие общественные отношения;
уметь
• характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы XXI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями; понятие «образ жизни»; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения; отклоняющееся поведение; понятия «власть», «политический режим», «демократия»; формы участия граждан в политической жизни; особенности сферы духовной культуры; понятия «мораль», «мировоззрение», «свобода совести»; роль религии и церкви в современном обществе; виды органов государства; порядок взаимоотношения государственных органов и граждан; экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, рыночный механизм, рекламу, предпринимательство и его организационно-правовые формы, основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами;
• объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль политики в жизни общества; принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире; опасность политического экстремизма; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства; способы реализации и защиты прав и свобод гражданина; особенности реализации прав несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых, административных и уголовных отношений; роль обмена и торговли, происхождение денег, роль конкуренции, функции фирмы в рыночной экономике, роль государства в рыночной экономике, неравенство доходов;
• сравнивать (различать): понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; большие и малые социальные группы; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов, правоохранительных органов; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами;
• вычислять на условных примерах: альтернативную стоимость, производительность труда, доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, затраты, выручку, прибыль, индивидуальный подоходный налог, семейный бюджет; делать расчеты с использованием обменных курсов валют.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• в процессе выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• для нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• для реализации и защиты прав человека и гражданина;
• для первичного анализа и использования социальной (в том числе экономической и правовой) информации;
• в процессе реализации и защиты прав человека и гражданина.
Содержание учебного предмета «Обществознание»
Глава I «Политика» (9ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме «Политика и социальное управление» проведение игры по теме: «Выборы»
Глава II«Право»(21 час)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права.Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Повторение (4часа).
Экономика и ее роль в жизни общества Экономические системы и собственность Рынок и рыночный механизм «Экономические цели и функции государства
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Обществознание. 9 класс /Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2017
2. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М.: Просвещение, 2017.
3. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2014
4. Обществознание. 9 класс: поурочные планы/ авт.-сост. С.Н. Степанько. - Волгоград, Учитель, 2006 Обществознание. 9 класс: тесты и тренировочные упражнения/ авт.-сост. О.А. Северина. - Волгоград, Учитель, 20014
Интернет-ресурсы
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ruПрезидент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ruФедеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru
Economicus.Ru: экономический портал. Проект Института «Экономическая школа» http://economicus.ru50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ruВиртуальная экономическая библиотека http://econom .nsc.ru/jep/
Галерея экономистов http://gallery.economicus.ru
Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь» http://www.economics.ruИнформационно-аналитический портал «Наследие» http://www.nasledie.ruИнфотека «Основы экономики» http://infoteka.economicus.ru
Книги по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу http://www.aup.ru/books/
Макроэкономика http://hsemacro.narod.ru
Московская школа прав человека http://www.mshr-ngo.ru
Организация Объединенных Наций http://www.un.org/russian/
Основы экономики: вводный курс http://be.economicus.ru
Открытая экономика: информационно-аналитический сервер http://www.opec.ruОткрытые курсы бизнеса и экономики http://www.college.ru/economics/
Права человека в России http://www.hro.org
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru
Социальные и экономические права в России http://www.seprava.ru
Соционет: информационное пространство по общественным наукам http://socionet.ru
СМИ.т — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ http://www.smi.ru
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт
http://ombudsman.gov.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.