Министерство образования и науки Архангельской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«Архангельский политехнический техникум»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. ВВОД И ОБРАБОТКА ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
по профессии:
16199. «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»
Архангельск
2019 г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с учебным планом адаптированной основной программы профессионального обучения (АОППО) – программы профессиональной подготовки по профессии 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский политехнический техникум» (ГАПОУ АО «АПТ»)
Программа разработана рабочей группой в составе:
Григорьева Юлия Владимировна |
- мастер производственного обучения ГАПОУ АО «АПТ» |
Полищук Анна Владимировна |
- руководитель учебно-методического центра ГАПОУ АО «АПТ» |
Антонова Анастасия Витальевна |
- преподаватель ГАПОУ АО « АПТ» |
Адаптированная программа ПМ 01. Ввод и обработка цифровой информации является частью адаптированной основной программы профессионального обучения (АОППО) – программы профессиональной подготовки по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин.
Программа разработана в соответствии с
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 года №292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по профессии среднего профессионального образования 09.01.03. «Мастер по обработке цифровой информации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 02 июля 2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
-Письмо Минобразования РФ от 24 июня 1997 г. № 12-52-91 ин/12-23 «О рекомендациях по разработке рабочих учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования»;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2010 г. № 12- 696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОГ1 НПО/СПО»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 февраля 2015 г. №06-145"Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования";
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р;
-Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291;
-Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968;
-Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля …………... |
|
2. Результаты освоения профессионального модуля ……………………. |
|
3. Структура и содержание профессионального модуля ………………... |
|
4. Специальные условия реализации рабочей программы профессионального модуля …………………………………………………. |
|
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) …………………………. |
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. ВВОД И ОБРАБОТКА ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Ввод и обработка цифровой информации является частью основной профессиональной образовательной программы, адаптированной для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, по профессии 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» в соответствии с ФГОС по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Ввод и обработка цифровой информации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование.
2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей.
3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.
4. Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видеоредакторов.
5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- подключения кабельной системы персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования;
- настройки параметров функционирования персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования;
- ввода цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования;
- сканирования, обработки и распознавания документов;
- конвертирования медиафайлов в различные форматы, экспорта и импорта файлов в различные программы-редакторы;
- обработки аудио- визуального и мультимедийного контента с помощью специализированных программ-редакторов;
- создания и воспроизведения видеороликов, презентаций, слайд-шоу, медиафайлов и другой итоговой продукции из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов;
- осуществления навигации по ресурсам, поиска, ввода и передачи данных с помощью технологий и сервисов сети Интернет;
уметь:
- подключать и настраивать параметры функционирования персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования;
- настраивать основные компоненты графического интерфейса операционной системы и специализированных программ-редакторов;
- управлять файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах, а также на дисках локальной компьютерной сети и в сети Интернет;
- производить распечатку, копирование и тиражирование документов на принтере и других периферийных устройствах вывода;
- распознавать сканированные текстовые документы с помощью программ распознавания текста;
- вводить цифровую и аналоговую информацию в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования;
- создавать и редактировать графические объекты с помощью программ для обработки растровой и векторной графики;
- конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы;
- производить сканирование прозрачных и непрозрачных оригиналов;
- производить съемку и передачу цифровых изображений с фото- и видеокамеры на персональный компьютер;
- обрабатывать аудио, визуальный контент и медиафайлы средствами звуковых, графических и видео-редакторов;
- создавать видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов;
- воспроизводить аудио, визуальный контент и медиафайлы средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования;
- производить распечатку, копирование и тиражирование документов на принтере и других периферийных устройствах вывода;
- использовать мультимедиа-проектор для демонстрации содержимого экранных форм с персонального компьютера;
- вести отчетную и техническую документацию
знать:
- устройство персональных компьютеров, основные блоки, функции и технические характеристики;
- архитектуру, состав, функции и классификацию операционных систем персонального компьютера;
- виды и назначение периферийных устройств, их устройство и принцип действия, интерфейсы подключения и правила эксплуатации;
- принципы установки и настройки основных компонентов операционной системы и драйверов периферийного оборудования;
- принципы цифрового представления звуковой, графической, видео и мультимедийной информации в персональном компьютере;
- виды и параметры форматов аудио-, графических, видео- и мультимедийных файлов и методы их конвертирования;
- назначение, возможности, правила эксплуатации мультимедийного оборудования;
- основные типы интерфейсов для подключения мультимедийного оборудования;
- основные приемы обработки цифровой информации;
- назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки звука;
- назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки графических изображений;
- назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки видео- и мультимедиа контента;
- структуру, виды информационных ресурсов и основные виды услуг в сети Интернет;
- назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания веб-страниц;
- нормативные документы по охране труда при работе с персональным компьютером, периферийным, мультимедийным оборудованием и компьютерной оргтехникой.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальная учебная нагрузка обучающегося – 420 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 360 часов, из которых практические занятия – 216 часов, теоретические – 144 часа;
самостоятельная работа обучающегося – 60 часов;
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Ввод и обработка цифровой информации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1. |
Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование. |
ПК 2. |
Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей. |
ПК 3. |
Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы. |
ПК 4. |
Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов. |
ПК 5. |
Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиа-файлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования. |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. |
ОК 3. |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА и содержания профессионального модуля
При проведении учебных занятий используются мультимедиа комплексы, электронные учебники и учебные пособия, адаптированные к обучающимся с ограничениями возможностями здоровья.
При проведении учебных занятий используют следующие методы: личностный, метод проектов, модульный метод, беседы, игровые методы, метод информационных технологий. Все методы адаптированы к обучающимся инвалидам и лицам с ограничениями возможностями здоровья.
3.2. Тематический план и содержание профессионального модуля
«Ввод и обработка цифровой информации»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объём часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Подготовка к работе и настройка аппаратного обеспечения |
|
162 |
|
|
Тема 1.1. Что такое мультимедиа? |
Содержание учебного материала |
8 |
|
|
1 |
Понятие «Мультимедиа». |
2 |
|
|
2 |
Принцип представления мультимедиа в компьютере: Аналоговая информация. Звук. Видео. |
6 |
|
|
Самостоятельная работа
|
|
|
||
Тема 1.2. Аппаратные и программные компоненты мультимедиа |
Содержание учебного материала |
148 |
|
|
1 |
Нормативные документы по охране труда при работе с персональным компьютером, периферийным, мультимедийным оборудованием и компьютерной оргтехникой. |
6 |
|
|
2 |
Устройство персональных компьютеров. |
2 |
|
|
3 |
Назначение и возможности аппаратных средств мультимедиа. Правила эксплуатации мультимедийного оборудования. |
2 |
|
|
4 |
Аппаратные средства обеспечения звуковых технологий. Основные типы интерфейсов для подключения звукового оборудования: Звуковые карты. Акустические системы. Наушники. Микрофоны. |
10 |
|
|
5 |
Компьютерные средства обеспечения видеотехнологий. Основные типы интерфейсов для подключения видеооборудования: Видеокарта. Карты видеозахвата. ТВ-тюнеры. |
10 |
|
|
6 |
Виды и назначение периферийных устройств, их устройство и принцип действия, интерфейсы подключения и правила эксплуатации. Дополнительное оборудование: Жидкокристаллические мониторы. Многофункциональная клавиатура. Манипулятор «мышь». Беспроводные мышь и клавиатура. Графический планшет. Принтеры. Сканеры. Многофункциональные устройства. Цифровой фотоаппарат. Веб-камеры. Цифровые видеокамеры. |
20 |
|
|
7 |
Принцип установки и настройки основных компонентов операционной системы и драйверов периферийного оборудования. |
2 |
|
|
ПР № 1. Организация рабочего места пользователя ПЭВМ. |
2 |
|
||
ПР № 2. Порядок включения и выключения компьютера. |
2 |
|||
ПР № 3. Уход за компьютером. |
2 |
|||
ПР № 4. Конфигурация персонального компьютера. |
2 |
|||
ПР № 5. Мультимедийные возможности персонального компьютера. |
2 |
|||
ПР № 6. Установка и настройка операционной системы. |
6 |
|||
ПР № 7. Установка пароля на локальную папку в операционной системе семейства Windows. |
2 |
|||
ПР № 8. Поиск и установка драйверов принтера. |
4 |
|||
ПР № 9. Устранение неполадок компьютера с помощью безопасного режима. |
4 |
|||
ПР № 10. Тестирование компьютера. |
6 |
|||
ПР № 11. Очистка жесткого диска. |
2 |
|||
ПР № 12. Установка и удаление дополнительного оборудования в операционной системе Windows. |
2 |
|||
ПР № 13. Подключение и настройка звукового оборудования. |
2 |
|||
ПР № 14. Подключение фотоаппарата к компьютеру. |
2 |
|||
ПР № 15. Подключение веб-камеры к компьютеру. |
4 |
|||
ПР № 16. Программные средства мультимедиа. |
2 |
|||
ПР № 17. Программные средства мультимедиа (специализированные программы). |
4 |
|||
ПР № 18. Подключение кабельной системы ПК с соблюдением требований нормативных документов по охране труда. |
2 |
|
||
ПР № 19. Логическое и физическое устройство ПК. |
2 |
|||
ПР № 20. Аппаратное обеспечение ПК. |
2 |
|||
ПР № 21. Программное обеспечение ПК: Служебное ПО. Драйвера, утилиты. Антивирусы. |
6 |
|||
ПР № 22. Программное обеспечение ПК: Прикладное ПО. Офисные пакеты. Графические редакторы. |
6 |
|||
ПР № 23. Подключение и работа с периферийным оборудованием (клавиатура, мышь, монитор, колонки, флэш-карты). |
2 |
|||
ПР № 24. Работа с другими периферийными устройствами. |
2 |
|||
ПР № 25. Установка и переустановка драйверов устройств. |
4 |
|||
ПР № 26. Аппаратные средства поддержки мультимедиа (DVD-ROM, звуковая карта, графический адаптер). |
2 |
|||
ПР № 27. Использование мультимедиа-проектора для демонстрации экранных форм с ПК. |
2 |
|||
ПР № 28. Поиск неисправностей в работе ПК на аппаратном уровне. |
4 |
|||
ПР № 29. Поиск неисправностей в работе ПК на программном уровне. |
4 |
|||
ПР № 30. Устранение мелких неисправностей на аппаратном уровне. |
4 |
|||
ПР № 31. Устранение мелких неисправностей на программном уровне. |
4 |
|
||
Самостоятельная работа
|
|
|
||
Тема 1.3. Носители мультимедиа |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
1 |
Носители мультимедиа. |
2 |
|
|
ПР № 32. Носители мультимедиа. |
2 |
|
||
ПР № 33. Работа с цифровыми носителями информации: жесткие и оптические диски, флэш-память. |
2 |
|||
Самостоятельная работа
|
|
|
||
Раздел 2. Ввод и обработка цифровой информации |
|
196 |
|
|
Тема 2.1. Воспроизведение мультимедиа |
Содержание учебного материала |
10 |
|
|
1 |
Форматы и компрессия звуковых файлов. |
2 |
||
2 |
Форматы и компрессия видеофайлов. |
2 |
||
3 |
Потоковое мультимедиа. |
2 |
||
ПР № 34. Воспроизведение мультимедиа. |
2 |
|
||
ПР № 35. Средства воспроизведения мультимедиа. |
2 |
|||
Самостоятельная работа |
|
|
||
Тема 2.2. Ввод и обработка звука на компьютере |
Содержание учебного материала |
18 |
|
|
1 |
Запись звука |
2 |
|
|
2 |
Ввод и редактирование звука: Winamp. Виртуальные синтезаторы. SoundForge. |
4 |
||
ПР № 36. Кодирование звука. |
2 |
|
||
ПР № 37. Обработка звука на компьютере. |
6 |
|||
ПР № 38. Работа с программами редакторами для обработки аудио контента. |
4 |
|||
Тема 2.3. Введение в компьютерную графику |
Содержание учебного материала |
20 |
|
|
1 |
Источники компьютерной графики. |
2 |
|
|
2 |
Основные понятия компьютерной графики. |
2 |
||
3 |
Виды компьютерной графики. Типы графических изображений. |
4 |
||
4 |
Цветовые палитры, графические форматы и программная реализация базовых алгоритмов компьютерной графики: Описание формата BMP для Windows (DIB). Описание формата PCX. Алгоритм сжатия LZW. Обзор других графических форматов. |
12 |
||
Самостоятельная работа |
|
|
||
Тема 2.4. Векторная графика |
Содержание учебного материала |
16 |
|
|
1 |
Основные понятия и принцип построения векторных изображений. |
2 |
|
|
2 |
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки векторной графики. Инструментальные средства: Adobe Illustrator. Corel Draw. |
6 |
|
|
ПР № 39. Создание рисунка в векторной графике. |
4 |
|
||
ПР № 40. Создание орнамента в векторной графике. |
4 |
|||
Самостоятельная работа
|
|
|
||
Тема 2.5. Растровая графика |
Содержание учебного материала |
28 |
|
|
1 |
Основные понятия и принцип построения растровых изображений. |
2 |
|
|
2 |
Назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки растровой графики. |
4 |
||
ПР № 41. Создание растровой графики с использованием графического редактора Paint. |
4 |
|
||
ПР № 42. Создание композиций в растровой графике с использованием графического редактора Paint. |
4 |
|||
ПР № 43. Создание изображений в графическом редакторе Photoshop. |
6 |
|||
ПР № 44. Работа с программами – графическими редакторами для обработки визуального контента. Создание контента. |
4 |
|||
ПР № 45. Работа с программами – графическими редакторами для обработки визуального контента. Редактирование контента. |
4 |
|||
Самостоятельная работа
|
|
|
||
Тема 2.6. Ввод и обработка цифрового фото |
Содержание учебного материала |
14 |
|
|
1 |
Перевод аналогового изображения в цифровое. |
2 |
|
|
2 |
Получение цифрового фото с помощью фотоаппарата: Как правильно фотографировать. Перенос отснятых снимков на компьютер. |
4 |
|
|
3 |
Использование программ обработки цифровой фотографии. |
2 |
||
4 |
Создание цифровых фотоальбомов. |
2 |
||
ПР № 46. Создание цифровых фотоальбомов. |
2 |
|
||
ПР № 47. Преобразование растровых изображений в векторные. |
2 |
|||
Тема 2.7. Ввод и обработка видео на компьютере |
Содержание учебного материала |
42 |
|
|
1 |
Минимальные требования к компьютеру для оцифровки видео. |
4 |
|
|
2 |
Видеомонтаж. |
4 |
||
3 |
Окончательная обработка и сжатие видеофильма. |
4 |
||
4 |
Обзор программных продуктов для обработки видео: Movie Maker. PowerDirector. Ulead VideoStudio. Pinnacle Studio. |
8 |
||
ПР № 48. Создание и обработка видеофильма. |
2 |
|
||
ПР № 49. Создание видеоролика. |
6 |
|||
ПР № 50. Конвертация видео в различные форматы. |
2 |
|||
ПР № 51. Работа с программами - видеоредакторами для обработки визуального контента. Создание контента. |
6 |
|||
ПР № 52. Работа с программами - видеоредакторами для обработки визуального контента. Редактирование контента. |
6 |
|||
Тема 2.8. Создание мультимедийных презентаций |
Содержание учебного материала |
48 |
|
|
1 |
Представление информации |
2 |
|
|
2 |
Оформление слайдов |
2 |
||
ПР № 53. Создание анимационной открытки. |
4 |
|
||
ПР № 54. Создание мультфильма. |
6 |
|||
ПР № 55. Создание мультимедийной интерактивной презентации. |
6 |
|||
ПР № 56. Создание слайд-шоу. |
4 |
|||
ПР № 57. Создание анимации «Новогодние часы» в программе подготовки презентаций. |
4 |
|||
ПР № 58. Работа с программами для создания медиафайлов. |
4 |
|||
ПР № 59. Работа с программами для создания видеороликов. |
4 |
|||
ПР № 60. Работа с программами для создания презентаций. |
4 |
|||
ПР № 61. Воспроизведение видеороликов. |
2 |
|||
ПР № 62. Воспроизведение презентаций. |
2 |
|||
ПР № 63. Воспроизведение слайд-шоу. |
2 |
|||
ПР № 64. Воспроизведение медиафайлов. |
2 |
|||
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2 |
|
|
|
Всего |
420 |
|
4. Специальные условия реализации рабочей программы профессионального модуля
4.1. Образовательные технологии
Традиционные образовательные технологии ориентируются на организацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность студента носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер.
Примеры форм учебных занятий с использованием традиционных технологий:
Информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя).
Семинар – эвристическая беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений, проектов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.
Практическое занятие – занятие, посвященное освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму.
Лабораторная работа – организация учебной работы с реальными материальными и информационными объектами, экспериментальная работа с аналоговыми моделями реальных объектов.
Технологии проблемного обучения – организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирование активной познавательной деятельности студентов.
Примеры форм учебных занятий с использованием технологий проблемного обучения:
Проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.
Практическое занятие в форме практикума – организация учебной работы, направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от студента применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков.
Практическое занятие на основе кейс-метода («метод кейсов», «кейс-стади») – обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной, общественной деятельности. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Игровые технологии – организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий.
Примеры форм учебных занятий с использованием игровых технологий:
Деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.
Ролевая игра – имитация или реконструкция моделей ролевого поведения в предложенных сценарных условиях.
Технологии проектного обучения – организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы студентов, направленную на выработку концепции, установление целей и задач, формулировку ожидаемых результатов, определение принципов и методик решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию результатов работы, их осмысление и рефлексию.
Основные типы проектов:
Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем).
Творческий проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры; учебно-познавательная деятельность студентов осуществляется в рамках рамочного задания, подчиняясь логике и интересам участников проекта, жанру конечного результата (газета, фильм, праздник и т.п.).
Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).
Интерактивные технологии – организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата. Наряду со специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается в большинстве современных образовательных технологий. Интерактивность подразумевает субъект-субъектные отношения в ходе образовательного процесса и, как следствие, формирование саморазвивающейся информационно-ресурсной среды.
Примеры форм учебных занятий с использованием специализированных интерактивных технологий:
Лекция «обратной связи» – лекция–провокация (изложение материала с заранее запланированными ошибками), лекция-беседа, лекция-дискуссия.
Семинар-дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.
Информационно-коммуникационные образовательные технологии – организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией.
Примеры форм учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий:
Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).
Практическое занятие в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.
4.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие:
· Кабинета «Информатики» и «Информационных технологий» с мультимедийным оборудованием
Технические средства обучения:
· Компьютер преподавателя с лицензионным программным обеспечением.
· Мультимедийная система.
· Сканер;
· Принтер.
Оборудование рабочих мест:
· Рабочие места по количеству обучающихся;
· Компьютеры на рабочем месте учащихся с лицензионным программным обеспечением;
Учебные кабинеты, мастерские, специализированные лаборатории должны быть оснащены современным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видали ограничений здоровья.
Аудитория, в которой обучаются лица с нарушением слуха, должна быть оборудована радио классом, компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой.
Обучение лиц с нарушениями слуха предполагает использование мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.
Для слабовидящих обучающихся в лекционных и учебных аудиториях необходимо предусмотреть возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи видео увеличителей для удаленного просмотра.
Обучение лиц с нарушениями зрения предполагает использование Брайчевской компьютерной техники, электронных луп, программ не визуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в лекционных и учебных аудиториях необходимо предусмотреть передвижные, регулируемые парты с источником питания для индивидуальных технических средств, обеспечивающие реализацию эргономических принципов).
4.3. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.
Основные источники:
1. Ввод и обработка цифровой информации: учебник для студ. учреждений СПО /А. В. Остроух. – 5-е изд. стер. – М.: ИЦ «Академия», 2018. – 288 с.
2. Ввод и обработка цифровой информации: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений СПО/ А. В. Курилова, О. В. Оганесян. – 5-е изд. стер. – М.: ИЦ «Академия», 2018. – 160 с.
3. Информатика: учебник для студ. учреждений СПО / Е. В. Михеева, О. И. Титова. - 12-е изд. стер. – М.: ИЦ «Академия», 2017. – 352 с.
4. Информатика: учебник для студ. учреждений СПО / М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. - 4-е изд. испр. – М.: ИЦ «Академия», 2018. – 352 с.: ил., [8] с. цв. вкл.
5. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений СПО / М. С. Цветкова, Л. С. Великович. - 8-е изд. стер. – М.: ИЦ «Академия», 2016. – 336 с.: [8] с. цв. ил.
6. Информатика: учебник для студ. учреждений СПО / М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. - 4-е изд. испр. – М.: ИЦ «Академия», 2018. – 352 с.: ил., [8] с. цв. вкл.
7. Информатика: учебник для студ. учреждений СПО / Е. В Михеева, О. И. Титова. - 2-е изд. стер. – М.: ИЦ «Академия», 2018. – 400 с.
Дополнительные источники:
1. Немцова Т. И., Назарова Ю.В, Практикум по информатике, часть 1и 2, М., ИД «Форум», - ИНФРА-М, 2008
2. Могилёв А.В., Листрова Л.В., Технология обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации, СПБ, «БХВ-Петербург», 2010
3. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е., Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учебное пособие – М.:Академия, 2008
4. Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2007.
5. Свиридова М.Ю. Текстовый редактор Word. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
6. Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
7. Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
8. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 10(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2008.
9. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 11(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2008.
10. Михеева Е.В. Практикум по информатике. 4-е изд. – М.: Академия, 2007.
11. Угринович Н.Д. практикум по информатике и информационным технологиям. – М:БИНОМ, 2001.
12. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. 2-е изд. – М:БИНОМ, 2005.
13. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. 5-е изд. – М.: Академия, 2006.
Ресурсы сети Internet
· Мультипортал http://www.km.ru
· Интернет-Университет Информационных технологий http://www.intuit.ru/
· Образовательный портал http://claw.ru/
· Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org
· http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов
· http://www.dreamspark.ru/ - Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна
Информационное обеспечение для инвалидов и лиц с ОВЗ должно быть дополнено специальными техническими и программными средствами: учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д. в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации;
для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом;
- в форме электронного документа;
- в форме аудиофайла;
- в печатной форме на языке Брайля;
для лиц с нарушениями слуха:
-в печатной форме,
-в форме электронного документа;
-для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
-в печатной форме;
- в форме электронного документа;
- в форме аудиофайла;
для лиц с нервно-психическими нарушениями рекомендуется использовать текст с иллюстрациями, мультимедийные материалы.
4.4.Общие требования к организации образовательного процесса.
Профессиональный модуль изучается параллельно с изучением учебных дисциплин общепрофессионального цикла.
Выполнение практических занятий предполагает деление группы по числу рабочих мест, оборудованных персональным компьютером.
Учебная практика по модулю проходит линейно одновременно с изучением теоретической части МДК.
Учебная практика рассредоточена и проводится в мастерских ОУ.
В процессе обучения используются различные виды информационно-коммуникационных технологий.
Консультации обучающихся проводятся согласно графику консультаций, составленному учебным заведением.
Текущий контроль освоения содержания МДК осуществляется в форме тестовых заданий и практических занятий.
Формой аттестации МДК.01.01 является дифференцированный зачет.
4.5. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю преподаваемого модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: мастера производственного обучения должны иметь на 1 – 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированной образовательной программы, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса, должны владеть педагогическими технологиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе е инклюзивными группами обучающихся. Необходимо предусмотреть для них обязательное прохождение профессиональной переподготовки или повышение квалификации в области технологий инклюзивного образования, специальной педагогики или специальной психологии.
5.Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование. |
- Точность определения неисправностей аппаратного обеспечения. - Соответствие загруженной операционных систем правилам работы программы |
- Экспертная оценка Установленного оборудования и операционной системы. - Наблюдение при выполнении практических занятий. - Тестирование. |
Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей |
- Соответствие последовательности ввода информации ее типу и применяемому программному обеспечению - Оформление информационных блоков в соответствии с требованиями и правилами размещения информации в документах. |
- Наблюдение при выполнении практических занятий. - Тестирование. |
Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы. |
- Распознавание файлов, сохранённых в разных форматах - Конвертирование файлов с минимальной потерей качества информации
|
- Экспертная оценка качества конвертируемых файлов - Наблюдение при выполнении практических занятий. - Тестирование. |
Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео- редакторов. |
- Правильность отредактированного звукового контента применяемому программному обеспечению - Правильность отредактированного графического контента применяемому программному обеспечению - Правильность отредактированных анимационных объектов применяемому программному обеспечению - Правильность отредактированного мультимедийного контента применяемому программному обеспечению |
- Экспертная оценка созданного контента - Наблюдение при выполнении практических занятий. - Тестирование. |
Создавать и воспроиз- водить видеоролики, презентации,слад-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования. |
- Демонстрация созданных видеороликов. - Демонстрация созданных презентаций. - Демонстрация созданных слад-шоу. - Демонстрация созданных медиафайлов. |
- Экспертная оценка созданных роликов, презентаций, слайд-шоу, мультимедийных проектов. - Наблюдение при выполнении практических занятий. - Тестирование. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
- Демонстрация интереса к будущей профессии - Участие в профессиональных конкурсах |
- Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
- Обоснованность выбора и применения методов и способов Решения профессиональных задач в процессе создания мультимедийного контента - Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля |
- Анализ результатов выполнения выпускной квалификационной работы - Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
- Демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач - Самоанализ и коррекция результатов собственной работы |
- Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике |
Осуществлять поиск ин- формации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
Нахождение информации с помощью современных информационных технологий - Использование найденной информации для эффективного выполнения профессиональных задач |
- Анализ результатов выполнения выпускной квалификационной работы - Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике |
Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Демонстрация навыков использования информационно – коммуникационных технологий в профессиональной деятельности |
- Анализ результатов выполнения выпускной квалификационной работы - Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
- Доброжелательное и адекватное ситуации взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения - Успешная работа в учебной бригаде при выполнении производственных заданий |
- Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
- Демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности - Активное участие в военно-патриотических мероприятиях |
- Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется осуществление входного контроля, назначение которого состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного контроля для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей
· устно,
· письменно на бумаге,
· письменно на компьютере,
· в форме тестирования и т.п.)
При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий; или в режиме тренировочного с помощью тестирования.
Текущий контроль успеваемости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность. Форма контроля для обучающихся устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме контрольных работ, зачетов, экзаменов. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей, (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.)
При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене.
Возможно установление образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой, но завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.