Адаптированная рабочая программа по предмету "Математические представления"
Оценка 4.6

Адаптированная рабочая программа по предмету "Математические представления"

Оценка 4.6
Документация
docx
дефектология +1
8 кл
19.11.2023
Адаптированная рабочая программа по предмету "Математические представления"
Данная программа разработана для обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями
матем пред.docx

 


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями»

муниципального образования «Мирнинский район» РС (Я)

 

 

 

ПРИНЯТО

Заседание педсовета

протокол №  1 ________

 

«__31_»______08___ 2023 г.

 

 СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

Цыдыпова М.И

____________________

«_31__»_____08____ 2023 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ

«Школа-интернат»

Ташлыкова Е.В.

___________________

«__31_»_____08____ 2023 г.

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Бахмутченко Галина Викторовна

Высшая квалификационная категория

по предмету «Математические представления»

в 8-м классе ( VIII вид)

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

      Рабочая программа по учебному предмету «Математическим представлениям» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержден Приказом Министерства  образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 и Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.№ 1026. 

      Цель обучения математике - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

      Программа построена на основе следующих разделов: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления".

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения с примерным расчетом по 2 часа в неделю (13-й год - 1 раз в неделю). Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.

Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в том числе природного); наборы предметов для занятий; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов, событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у обучающихся доступных математических представлений. Содержание учебного предмета

"Математические представления" представлено следующими разделами: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления".

Раздел "Количественные представления". Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств ("один", "много", "мало", "пусто"). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, . Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 - 3 (1 - 5, 1 - 10, 0 - 10). Определение места числа (от 0 до 20) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, ..., 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.

Представления о величине: различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), "на глаз", наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.

Представление о форме: узнавание (различение) геометрических тел: "шар", "куб", "призма", "брусок". Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.

Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.

Временные представления. Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета "Математические представления":

1)                 Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления: (умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности; умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости; умение различать, сравнивать и преобразовывать множества) 

2)                 Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность:умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой; умение пересчитывать предметы в доступных пределах; умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10; умение обозначать арифметические действия знаками; умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц;

3)                 Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач: умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами; умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами; умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия; умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона; умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий; определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/ п

Раздел

Программы

Тема

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

Теория

 

 

1

Количественные представления.

Повторение учебного материала за 7 класс. 

4

 

слушание      объяснений учителя;  наблюдение за действиями учителя;  дидактическая игра;  работа с наглядностью  

(картинки,   

иллюстрации, счетный материал и др.);  практические упражнения;  решение задач устный счет.

 

2

 

Сравнение множеств с пересчетом в пределах 7. 

2

 

3

 

Преобразование        множеств:

увеличение, уменьшение, уравнивание (в пределах 7). 

4

 

4

 

Пересчет предметов по единице (в пределах 7). 

2

 

 

 

Счет равными числовыми группами  

2

 

 

 

 

(по 2, по 3). 

 

 

 

 

 

 

 

Узнавание цифр (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7). 

2

 

 

 

Соотнесение количества предметов с числом (1 – 7). 

3

 

 

 

Знание отрезка числового ряда 1-7. 

4

 

 

 

Определение места числа (от 0 до 7) в числовом ряду; счет в прямой

(обратной) последовательности. 

5

 

 

 

Преобразование       множеств:

увеличение, уменьшение, уравнивание (в пределах 7). 

3

 

 

 

Соотнесение количества предметов с числом в пределах 7. 

3

 

 

 

Обозначение  числа  цифрой.  Написание цифры в пределах 7. 

3

 

 

 

Счет в прямой (обратной) последовательности.

2

 

 

 

Соотнесение количества предметов с числом 8.

2

 

 

 

Определение места числа (от 0 до 8)

3

 

 

 

Решение задач на увеличение на одну единицу в пределах 8. 

2

 

 

 

Запись решения задачи в виде арифметического примера.

3

 

 

Представления о величине

25.Сравнение (различение) разнородных предметов по 3 показателям: длина, ширина, высота. 

2

 

слушание       объяснений учителя; наблюдение за действиями учителя;  дидактическая игра; 

работа            с     предметными картинками; 

практические упражнения; решение задач;  устный счет;  сравнение предметов;  выделение и объединение предметов.

 

 

28.Различение предметов по весу. 

2

 

 

 

30.Весы, их назначение. 

2

 

 

 

31.Измерение веса предметов, материалов с помощью весов.

3

 

 

 

 

32.Различение предметов по толщине.

2

 

 

 

 

33.Сравнение предметов по толщине.

2

 

 

 

34.Различение предметов по глубине.

3

 

 

Представление о форме

37.Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». 

2

 

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. 

Дидактическая игра.

Работа с предметными картинками. Практические упражнения. 

Решение задач. 

Устный счет. 

Сравнение предметов. 

Выделение и объединение предметов. Конструирование геометрических фигур.  Соотнесение  геометрической формы с геометрической фигурой.   

Рисование геометрических фигур. Штриховка геометрических фигур. Обведение геометрических фигур.

 

 

38.Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. 

2

 

 

 

39.Знание геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. 

2

 

 

 

Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник (с использованием линейки), круг). 

2

 

 

 

Классификация геометрических тел: шар, куб, треугольная призма кирпичик, круг, брусок, квадрат, треугольник, прямоугольник.

2

 

 

 

Сборка геометрической фигуры: 

треугольник, квадрат, круг, прямоугольник из 2-х/3-х/4-х частей.

2

 

 

 

Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой.   

2

 

 

 

Рисование геометрической фигуры: квадрат, треугольник  по  опорным

2

 

 

 

 

точкам, самостоятельно в тетради в клетку.    

 

 

 

 

Ориентация на плоскости

Определение сторон: верх, низ, право, лево. 

2

 

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. 

Дидактическая игра.

Работа с предметными картинками. Практические упражнения. 

Решение задач.  

Устный счет.  

Сравнение предметов. 

Выделение и объединение предметов.  Игры на передвижение игрушек по плоскости. 

Передвижение в пределах класса. Ориентация в пространстве.

Ориентация на плоскости

 

 

Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, картинок.

3

 

 

 

Черчение прямой линии по линейке.

2

 

 

 

Дифференциация слов, обозначающих направление движения.

2

 

 

 

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе/другом человеке/ изображении: верх/вверху, низ/внизу, правая/левая рука.

2

 

 

 

Определение месторасположения предметов в пространстве: близко, далеко, сверху, снизу   

1

 

 

 

Перемещение в пространстве в заданном направлении: вперёд, назад.

1

 

 

 

Ориентация на плоскости: вверху/верх, внизу/низ, в середине/центре, справа/слева, верхний/нижний левый/правый край листа.

2

 

 

Временные   Представления

Соотнесение                  деятельности  

(события) с временным промежутком: сейчас, потом, давно, недавно. 

2

 

слушание       объяснений учителя;   наблюдение за действиями учителя;   дидактическая игра;  

работа            с          предметными картинками;   практические упражнения;  

решение задач;   устный счет;  

 

 

Соотнесение                  деятельности  

(события) с временным промежутком: вчера, сегодня,

2

 

 

 

завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра. 

 

 

сравнение предметов выделение и объединение  предметов;  

 

 

Соотнесение                    деятельности  

(события) с временным промежутком: в прошлом году. 

2

 

 

 

Соотнесение                    деятельности  

(события) с временным промежутком: в этом году. 

2

 

 

 

Знание времен года. 

1

 

 


 

Адаптированная рабочая программа по предмету "Математические представления"

Адаптированная рабочая программа по предмету "Математические представления"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями» муниципального образования «Мирнинский район»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями» муниципального образования «Мирнинский район»

Пояснительная записка .

Пояснительная записка .

Математические представления" представлено следующими разделами: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления"

Математические представления" представлено следующими разделами: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления"

Ориентация на плоскости : вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа,…

Ориентация на плоскости : вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа,…

Календарно-тематическое планирование № п/ п

Календарно-тематическое планирование № п/ п

Обозначение числа цифрой

Обозначение числа цифрой

Представление о форме 37

Представление о форме 37

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя

Соотнесение деятельности (события) с временным промежутком: в прошлом году

Соотнесение деятельности (события) с временным промежутком: в прошлом году
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2023