Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями
Оценка 4.6

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями

Оценка 4.6
Документация
docx
дефектология
8 кл
19.11.2023
Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями
Данная программа разработана для обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями
ОПМ.docx

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на основании адаптированной основой общеобразовательной программы (далее АООП) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, разработана в соответствии с требованиями федеральной государственной общеобразовательной системы (далее ФГОС).

Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР). Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

 

Цель: 

·        формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

·        формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;

·        формирование временных представлений, привлечение внимания учащихся к сезонным изменениям в природе родного края;

·        формирование представлений о растительном и животном мире;

·        формирование представлений о теле человека, о элементарных правилах здорового образа жизни.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

В процессе формирования представлений о живой и неживой природе ученики получают знания о природных явлениях, о цикличности в природе – сезонных, суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности жизни природы. При изучении раздела «Почва» учащиеся знакомятся со свойствами почвы, ее составом, значением для жизни животных и человека. Ученики знакомятся с разнообразием животного и растительного мира, получают представление о среде обитания животных и растений. Внимание ребенка обращается на связь объектов живой и неживой природы. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями и, посильно участвуя в нем, ребенок приобретает и совершенствует навыки  повседневного труда. Много внимания в программе уделено вопросам бережного отношения к природе. В 5-м классе продолжается изучение жизненно важных  органов человеческого организма. Программа предполагает формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. 

Описание места учебного предмета в учебном плане:

 

Класс

5класс

Количество часов в неделю

2 часа

Итого в год

68 часов

 

Личностные результаты освоения учебного предмета:

 

Программа направлена на то, чтобы каждый ученик, как субъект учебно–познавательной деятельности, мог проявить свои личностные качества:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

 

Предметные результаты освоения учебного предмета:

 

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. 

Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

·        Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

·        Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).

·        Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

·        Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

·        Интерес к объектам живой природы.

·        Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

·        Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

·        Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3) Элементарные представления о течении времени.

·        Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

·        Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.

 

Содержание учебного предмета:

 

Раздел

Краткое содержание раздела

Сезонные изменения в природе.

Долгота дня.

Долгота дня. Влияние солнца на смены времен года. Сутки. Долгота дня летом и зимой. Календарь. Восход и закат Солнца.

Времена года.

Осень. Зима. Весна. Лето. Изменения в жизни растений, животных и человека в разные времена года. Сезонные полевые работы.

Неживая природа. Почва.

Почва. Состав почвы. Песок, камни, глина. Рельеф земной поверхности.

Живая природа. Растения.

Многообразие растений. Сравнение растений. Группы  растений. Части растений. Съедобные злаки. Фрукты и овощи. Растения леса. Деревья. Ягодные кустарники. Деревья лиственные и хвойные. Для чего используют древесину. Лекарственные растения. Красная книга. Растения и животные Красной книги.

Живая природа. Животные.

Дикие и домашние животные. Многообразие домашних животных. Многообразие домашних животных. Лошадь, корова, свинья, овца. Птицы. Строение птиц. Многообразие птиц. Птицы – защитники растений. Водоплавающие птицы. Утка, гусь, лебедь. Домашние утки и гуси. Сходство и различие диких и домашних птиц. Куры. Насекомые. Пчёлы. Продукты пчеловодства.

Живая природа. Человек

Мозг человека. Строение мозга. Значение мозга человека. Профилактика травм мозга. Организация правильного распорядка дня.

 

Приложение 1

Календарно - тематическое планирование

по предмету «Окружающий природный мир»

 

 

 

№ урока, дата

Раздел программы.

Тема урока

Кол-во часов.

Дата плана

Дата факт

Основные виды учебной деятельности

Коррекция

Введение (2 часа)

1.

Введение Многообразие животного мира. Места обитания и приспособленность к условиям жизни.

1

06.09.23

 

Беседа, работа с учебником, иллюстрациями.

 

 

 

2.

Введение

Значение животных и их охрана.

1

07.09.23

 

Беседа, работа с учебником.

 

 

Беспозвоночные животные (10 часов)

3.

Беспозвоночные животные

Общие признаки беспозвоночных животных. Общие признаки червей

1

13.09.23

 

Рассказ учителя, работа с учебником.

 

 

4.

Беспозвоночные животные Дождевые черви. Внешний вид. Образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Значение.

1

14.09.23

 

Рассказ учителя

 

 

 

5.

Беспозвоночные животные Круглые черви. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов.

1

20.09.23

 

Рассказ с элементами беседы

 

 

6.

Беспозвоночные животные

Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни.

1

21.09.23

 

Рассказ с элементами беседы

 

 

7.

Беспозвоночные животные Бабочка-капустница. Яблонная плодожорка.

1

27.09.23

 

Рассказ с элементами беседы

 

8.

Беспозвоночные животные Майский жук. Комнатная муха.

1

28.09.23

 

Рассказ с элементами беседы.

 

9.

Беспозвоночные животные Медоносная пчела. Тутовый шелкопряд.

1

04.10.23

 

Беседа

 

10.

Беспозвоночные животные Насекомые, приносящие вред. Меры борьбы с ними.

1

05.10.23

 

Беседа

 

11

Экскурсия в природу «Осенние явления в жизни животных».

1

11.10.23

 

Дневник наблюдений

 

12

Обобщающий урок.

1

12.10.23

 

Контрольная работа

 

Позвоночные животные. Класс Рыбы (9 часов)

13

Класс Рыбы. Общая характеристика.

1

18.10.23

 

Рассказ с элементами беседы, работа с таблицей

 

14

Позвоночные животные. Класс Рыбы

Внешнее строение рыб.

1

19.10.23

 

Рассказ с элементами беседы, работа с учебником и таблицей.

 

15

Позвоночные животные. Класс Рыбы

Внутреннее строение рыб.

1

25.10.23

 

Рассказ учителя, работа с таблицами

 

16

Позвоночные животные. Класс Рыбы Размножение рыб.

1

26.10.23

 

Объяснение учителя, работа с учебником.

 

17

Позвоночные животные. Класс Рыбы

Речные рыбы.

1

08.11.23

 

Беседа, работа с учебником и иллюстрациями.

 

 

18

Позвоночные животные. Класс Рыбы Морские рыбы.

1

09.11.23

 

Беседа, работа с учебником и иллюстрациями.

 

 

 

19

Позвоночные животные. Класс Рыбы Рыболовство и рыбоводство.

1

15.11.23

 

Беседа, работа с учебником и иллюстрациями.

 

 

 

20

Позвоночные животные. Класс Рыбы Использование и охрана рыб.

1

16.11.23

 

Беседа

 

 

21

Обобщающий урок.

1

22.11.23

 

Самостоятельная работа. Тестовое задание

 

Класс Земноводные (6 часов)

22

Класс Земноводные Общие признаки. Внешнее строение.

1

23.11.23

 

Рассказ с элементами беседы, работа с таблицами

 

23

Класс Земноводные Внутреннее строение земноводных.

1

29.11.23

 

Рассказ учителя, работа с таблицами

 

24

Класс Земноводные Размножение и развитие лягушки.

1

30.11.23

 

Объяснение учителя.

 

25

Сходство и различия с рыбами по внешнему и внутреннему строению.

1

06.12.23

 

Объяснение учителя.

 

26

Класс Земноводные Многообразие земноводных. Их значение и охрана.

1

07.12.23

 

Беседа.

 

27

Обобщающий урок.

1

13.12.23

 

Самостоятельная работа.

 

Класс Пресмыкающиеся (6 часов)

28

Класс Пресмыкающиеся Общие признаки. Внешнее строение.

1

14.12.23

 

Рассказ учителя, работа с таблицей

 

29

Класс Пресмыкающиеся Внутреннее строение.

1

20.12.23

 

Рассказ учителя, работа с оборудованием.

 

30

Класс Пресмыкающиеся Размножение и развитие.

1

21.12.23

 

Объяснение учителя.

 

31

Класс Пресмыкающиеся Многообразие пресмыкающихся и их охрана. Сходство с земноводными по строению и образу жизни.

1

27.12.23

 

Беседа, работа с таблицей и учебником.

 

32

Экскурсия в природу «Зимние явления в жизни животных».

1

28.12.23

 

Дневник наблюдений

 

33

Обобщающий урок.

1

10.01.24

 

Самостоятельная работа. Тестовые задания

 

Класс Птицы (11 часов)

34

Класс Птицы

Общие признаки птиц. Внешнее строение.

1

11.01.24

 

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием.

 

35

Класс Птицы

Внутреннее строение птиц.

1

17.01.24

 

Рассказ учителя, работа с оборудованием.

 

36

Класс Птицы

Размножение и развитие птиц.

1

18.01.24

 

Объяснения учителя, работа с оборудованием.

 

37

Класс Птицы

Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы леса.

1

24.01.24

 

Беседа, работа с оборудованием.

 

38

Класс Птицы

Хищные птицы. Птицы, живущие вблизи человека.

1

25.01.24

 

Беседа, работа с оборудованием.

 

39

Класс Птицы

Птицы болот.

1

31.01.24

 

Беседа, работа с оборудованием.

 

40

Класс Птицы

Многообразие птиц.

1

01.02.24

 

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием.

 

41

Класс Птицы

Домашние птицы.

1

07.02.24

 

Беседа, работа с оборудованием.

 

42

Класс Птицы

Птицеводство.

1

08.02.24

 

Беседа.

 

43

Доклады учащихся

1

14.02.24

 

Самостоятельная работа учащихся.

 

44

Обобщающий урок

1

15.02.24

 

Самостоятельная работа. Тестовые задания

 

Класс Млекопитающие (12 часов)

45

Класс Млекопитающие Общие признаки. Внешнее строение.

1

21.02.24

 

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием.

 

46

Класс Млекопитающие Внутреннее строение млекопитающих.

1

22.02.24

 

Рассказ учителя, работа с оборудованием.

 

47

Класс Млекопитающие Грызуны и их значение. Внешний вид, образ жизни, питание, размножение.

1

28.02.24

 

Беседа, работа с оборудованием.

 

48

Класс Млекопитающие Зайцеобразные. Внешний вид, образ жизни, питание, размножение, значение. Сравнение зайца и кролика.

1

29.02.24

 

Беседа, работа с оборудованием.

 

49

Класс Млекопитающие Разведение домашних кроликов.

1

06.03.24

 

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием.

 

50

Класс Млекопитающие Хищные звери. Общие признаки, внешнее строение, образ жизни, размножение, значение.

1

07.03.24

 

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием.

 

51

Класс Млекопитающие Дикие хищники. Разведение норки на зверофермах.

1

13.03.24

 

Рассказ учителя, работа с оборудованием.

 

52

Класс Млекопитающие Домашние хищники.

1

14.03.24

 

Беседа, работа с оборудованием.

 

53

Класс Млекопитающие Ластоногие. Китообразные.

1

20.03.24

 

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием.

 

54

Класс Млекопитающие Парнокопытные. Непарнокопытные.

1

21.03.24

 

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием.

 

55

Класс Млекопитающие Приматы. Образ жизни, внешнее строение, общая характеристика.

1

03.04.24

 

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием.

 

56

Класс Млекопитающие Многообразие млекопитающих.

1

04.04.24

 

Рассказ с элементами беседы.

 

Сельскохозяйственные млекопитающие (12 часов)

57

Сельскохозяйственные млекопитающие Коровы.  Внешнее строение, корма, уход за ними. Фермы. Их содержание.

1

10.04.24

 

Беседа, работа с оборудованием.

 

 

58

Сельскохозяйственные млекопитающие Выращивание телят.

1

11.04.24

 

Беседа.

 

59

Сельскохозяйственные млекопитающие

Овцы. Особенности внешнего строения и питания. Распространение, значение. Их содержание и выращивание

1

17.04.24

 

Беседа, работа с оборудованием

 

60

Сельскохозяйственные млекопитающие Верблюды. Особенности внешнего строения, питание, значение. Северные олени – строение, питание,

значение

1

18.04.24

 

Рассказ учителя, работа с оборудованием.

 

 

61

Сельскохозяйственные млекопитающие Домашние свиньи. Внешнее строение, значение. Фермы. Уход.

1

24.04.24

 

Беседа, работа с оборудованием.

 

 

62

Сельскохозяйственные млекопитающие Домашние лошади, их содержание. Внешнее строение, значение, питание.

1

25.04.24

 

Беседа, работа с оборудованием.

 

 

63

Доклады учащихся.

1

02.05.24

 

Самостоятельная работа.

 

64

Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни животных».

1

 

 

Дневник наблюдений

 

65

Обобщающий урок.

1

15.05.24

 

Итоговая контрольная работа.

 

66

Экскурсия

1

16.05.24

 

 

 

67

Итоговое занятие по изучению животных. Общие признаки групп животных, признаки сходства и различия. Охрана животных.

1

22.05.24

 

Беседа

 

68

Повторно – обобщающий урок по теме: 

Сельскохозяйственные млекопитающие животные

1

23.05.24

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе.

Влияние солнца на смену времен года. 

1

2

Сутки. Восход и закат Солнца. Долгота дня летом и зимой. Осенние месяцы.

1

3

Времена года. Осень Растения осенью.

1

4

Растения поля. Растения сада. Овощи.

1

5

Времена года. Осень. Растения осенью. Растения леса.

1

 

6

Времена года. Осень. Животные осенью.

1

7

Времена года. Осень Занятия людей осенью. Осенние полевые работы.

1

8

Съедобные злаки.

1

9

Неживая природа. Почва.

1

10

Неживая природа. Почва. Состав почвы.

1

11

Неживая природа. Почва. Песок.

1

12

Неживая природа. Почва. Глина.

1

13

Неживая природа. Почва. Камни.

1

14

Обобщающее занятие по теме "Почва. Состав почвы".

1

15

Неживая природа. Почва. Рельеф земной поверхности.

1

16

Живая природа. Растения. Многообразие растений.

1

17

Сравнение растений

1

18

Живая природа. Растения. Группы  растений.

1

19

Живая природа. Растения. Части растений. Корни, стебли.

1

20

Времена года. Поздняя осень. Изменения в живой и неживой природе.

1

21

Живая природа. Растения. Части растений. Листья, цветы.

1

22

Живая природа. Растения. Части растений. Закрепление.

1

23

Живая природа. Растения. Растения сада. Деревья.

1

24

Живая природа. Растения. Растения сада. Ягодные кустарники.

1

25

Живая природа. Растения. Деревья лиственные и хвойные.

1

26

Живая природа. Парки. Растения парка поздней осенью.

1

27

Живая природа. Растения. Плоды и семена.

1

28

Живая природа. Растения. Овощи в питании человека.

1

29

Живая природа. Растения леса. Для чего используют древесину.

1

30

Живая природа. Растения. Огород.

1

31

Живая природа. Растения сада. Виды садовых растений.

1

32

Живая природа. Растения культурные и дикорастущие.

1

33

Живая природа. Лекарственные растения.

1

34

Живая природа. Красная книга. Растения и животные Красной книги.

1

35

Времена года.  Зима. Изменения в живой и неживой природе зимой.

1

36

Времена года. Зима. Растения зимой. Зимние полевые работы.

1

37

Времена года. Зима. Растения зимой. Закрепление.

1

38

Времена года. Зима. Животные зимой.

1

39

Времена года. Зима. Животные зимой. Закрепление.

1

40

Времена года. Зима. Занятия людей зимой.

1

41

Обобщающее занятие. Времена года. Зима.

1

42

Обобщающее занятие по теме «Времена года. Зима».

1

43

Живая природа. Животные. Дикие и домашние животные.

1

44

Домашние животные. Многообразие домашних животных.

1

45

Домашние животные. Лошади.

1

46

Домашние животные. Коровы.

1

47

Домашние животные. Свинья.

1

48

Домашние животные. Овца.

1

49

Птицы. Строение птиц. Многообразие птиц.

1

50

Птицы – защитники растений.

1

51

Водоплавающие птицы.

1

52

Дикие птицы. Утка. Гусь. Лебедь.

1

53

Домашние птицы. Утки и гуси.

1

54

Сходство и различие диких и домашних птиц.

1

55

Домашние птицы. Куры.

1

56

Времена года. Сезонные изменения в природе весной.

1

57

Времена года. Весна. Растения весной.

1

58

Времена года. Весна. Животные весной.

1

59

Времена года. Весна. Занятия людей весной. Весенние полевые работы.

1

60

Живая природа. Насекомые.

1

61

Пчёлы. Продукты пчеловодства.

1

62

Человек. Мозг человека.

1

63

Человек. Сравнение мозга человека и животных.

1

64

Человек. Строение мозга человека.

1

65

Человек. Будь осторожен!

1

66

Человек. Режим дня.

1

67

Времена года. Лето. Сезонные изменения в природе летом. Растения летом. Животные летом.

1

68

Времена года. Лето. Занятия людей летом. Летние полевые работы.

1

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

 

2. Матвеева Н.Б.,  Попова М.А., Куртова Т.О.. Ярочкина И.А. Мир природы и человека. Учебник для 5 класса образовательных учреждений. Реализующих адаптивные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2020 г.


 

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «

Ученики знакомятся с разнообразием животного и растительного мира, получают представление о среде обитания животных и растений

Ученики знакомятся с разнообразием животного и растительного мира, получают представление о среде обитания животных и растений

ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей

ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей

РазделКраткое содержание раздела

РазделКраткое содержание раздела

Домашние утки и гуси. Сходство и различие диких и домашних птиц

Домашние утки и гуси. Сходство и различие диких и домашних птиц

Беспозвоночные животные Круглые черви

Беспозвоночные животные Круглые черви

Рыбы Использование и охрана рыб

Рыбы Использование и охрана рыб

Птицы леса. 1 24.01

Птицы леса. 1 24.01

Класс Млекопитающие Ластоногие

Класс Млекопитающие Ластоногие

Обобщающий урок. 1 15

Обобщающий урок. 1 15

Неживая природа. Почва. Песок

Неживая природа. Почва. Песок

Живая природа. Растения. Овощи в питании человека

Живая природа. Растения. Овощи в питании человека

Домашние животные. Лошади.1 46Домашние животные

Домашние животные. Лошади.1 46Домашние животные

Времена года. Лето. Сезонные изменения в природе летом

Времена года. Лето. Сезонные изменения в природе летом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2023