Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на основании адаптированной основой общеобразовательной программы (далее АООП) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, разработана в соответствии с требованиями федеральной государственной общеобразовательной системы (далее ФГОС).
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР). Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Цель:
· формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
· формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
· формирование временных представлений, привлечение внимания учащихся к сезонным изменениям в природе родного края;
· формирование представлений о растительном и животном мире;
· формирование представлений о теле человека, о элементарных правилах здорового образа жизни.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе формирования представлений о живой и неживой природе ученики получают знания о природных явлениях, о цикличности в природе – сезонных, суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности жизни природы. При изучении раздела «Почва» учащиеся знакомятся со свойствами почвы, ее составом, значением для жизни животных и человека. Ученики знакомятся с разнообразием животного и растительного мира, получают представление о среде обитания животных и растений. Внимание ребенка обращается на связь объектов живой и неживой природы. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями и, посильно участвуя в нем, ребенок приобретает и совершенствует навыки повседневного труда. Много внимания в программе уделено вопросам бережного отношения к природе. В 5-м классе продолжается изучение жизненно важных органов человеческого организма. Программа предполагает формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Класс |
5класс |
Количество часов в неделю |
2 часа |
Итого в год |
68 часов |
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Программа направлена на то, чтобы каждый ученик, как субъект учебно–познавательной деятельности, мог проявить свои личностные качества:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
· Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
· Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
· Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
· Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
· Интерес к объектам живой природы.
· Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
· Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
· Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
· Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
· Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
Содержание учебного предмета:
Раздел |
Краткое содержание раздела |
Сезонные изменения в природе. Долгота дня. |
Долгота дня. Влияние солнца на смены времен года. Сутки. Долгота дня летом и зимой. Календарь. Восход и закат Солнца. |
Времена года. |
Осень. Зима. Весна. Лето. Изменения в жизни растений, животных и человека в разные времена года. Сезонные полевые работы. |
Неживая природа. Почва. |
Почва. Состав почвы. Песок, камни, глина. Рельеф земной поверхности. |
Живая природа. Растения. |
Многообразие растений. Сравнение растений. Группы растений. Части растений. Съедобные злаки. Фрукты и овощи. Растения леса. Деревья. Ягодные кустарники. Деревья лиственные и хвойные. Для чего используют древесину. Лекарственные растения. Красная книга. Растения и животные Красной книги. |
Живая природа. Животные. |
Дикие и домашние животные. Многообразие домашних животных. Многообразие домашних животных. Лошадь, корова, свинья, овца. Птицы. Строение птиц. Многообразие птиц. Птицы – защитники растений. Водоплавающие птицы. Утка, гусь, лебедь. Домашние утки и гуси. Сходство и различие диких и домашних птиц. Куры. Насекомые. Пчёлы. Продукты пчеловодства. |
Живая природа. Человек |
Мозг человека. Строение мозга. Значение мозга человека. Профилактика травм мозга. Организация правильного распорядка дня. |
Приложение 1
Календарно - тематическое планирование
по предмету «Окружающий природный мир»
№ урока, дата |
Раздел программы. Тема урока |
Кол-во часов. |
Дата плана |
Дата факт |
Основные виды учебной деятельности |
Коррекция |
Введение (2 часа) |
||||||
1. |
Введение Многообразие животного мира. Места обитания и приспособленность к условиям жизни. |
1 |
06.09.23 |
|
Беседа, работа с учебником, иллюстрациями.
|
|
2. |
Введение Значение животных и их охрана. |
1 |
07.09.23 |
|
Беседа, работа с учебником. |
|
Беспозвоночные животные (10 часов) |
||||||
3. |
Беспозвоночные животные Общие признаки беспозвоночных животных. Общие признаки червей |
1 |
13.09.23 |
|
Рассказ учителя, работа с учебником. |
|
4. |
Беспозвоночные животные Дождевые черви. Внешний вид. Образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Значение. |
1 |
14.09.23 |
|
Рассказ учителя |
|
5. |
Беспозвоночные животные Круглые черви. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. |
1 |
20.09.23 |
|
Рассказ с элементами беседы |
|
6. |
Беспозвоночные животные Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни. |
1 |
21.09.23 |
|
Рассказ с элементами беседы |
|
7. |
Беспозвоночные животные Бабочка-капустница. Яблонная плодожорка. |
1 |
27.09.23 |
|
Рассказ с элементами беседы |
|
8. |
Беспозвоночные животные Майский жук. Комнатная муха. |
1 |
28.09.23 |
|
Рассказ с элементами беседы. |
|
9. |
Беспозвоночные животные Медоносная пчела. Тутовый шелкопряд. |
1 |
04.10.23 |
|
Беседа |
|
10. |
Беспозвоночные животные Насекомые, приносящие вред. Меры борьбы с ними. |
1 |
05.10.23 |
|
Беседа |
|
11 |
Экскурсия в природу «Осенние явления в жизни животных». |
1 |
11.10.23 |
|
Дневник наблюдений |
|
12 |
Обобщающий урок. |
1 |
12.10.23 |
|
Контрольная работа |
|
Позвоночные животные. Класс Рыбы (9 часов) |
||||||
13 |
Класс Рыбы. Общая характеристика. |
1 |
18.10.23 |
|
Рассказ с элементами беседы, работа с таблицей |
|
14 |
Позвоночные животные. Класс Рыбы Внешнее строение рыб. |
1 |
19.10.23 |
|
Рассказ с элементами беседы, работа с учебником и таблицей. |
|
15 |
Позвоночные животные. Класс Рыбы Внутреннее строение рыб. |
1 |
25.10.23 |
|
Рассказ учителя, работа с таблицами |
|
16 |
Позвоночные животные. Класс Рыбы Размножение рыб. |
1 |
26.10.23 |
|
Объяснение учителя, работа с учебником. |
|
17 |
Позвоночные животные. Класс Рыбы Речные рыбы. |
1 |
08.11.23 |
|
Беседа, работа с учебником и иллюстрациями.
|
|
18 |
Позвоночные животные. Класс Рыбы Морские рыбы. |
1 |
09.11.23 |
|
Беседа, работа с учебником и иллюстрациями.
|
|
19 |
Позвоночные животные. Класс Рыбы Рыболовство и рыбоводство. |
1 |
15.11.23 |
|
Беседа, работа с учебником и иллюстрациями.
|
|
20 |
Позвоночные животные. Класс Рыбы Использование и охрана рыб. |
1 |
16.11.23 |
|
Беседа |
|
21 |
Обобщающий урок. |
1 |
22.11.23 |
|
Самостоятельная работа. Тестовое задание |
|
Класс Земноводные (6 часов) |
||||||
22 |
Класс Земноводные Общие признаки. Внешнее строение. |
1 |
23.11.23 |
|
Рассказ с элементами беседы, работа с таблицами |
|
23 |
Класс Земноводные Внутреннее строение земноводных. |
1 |
29.11.23 |
|
Рассказ учителя, работа с таблицами |
|
24 |
Класс Земноводные Размножение и развитие лягушки. |
1 |
30.11.23 |
|
Объяснение учителя. |
|
25 |
Сходство и различия с рыбами по внешнему и внутреннему строению. |
1 |
06.12.23 |
|
Объяснение учителя. |
|
26 |
Класс Земноводные Многообразие земноводных. Их значение и охрана. |
1 |
07.12.23 |
|
Беседа. |
|
27 |
Обобщающий урок. |
1 |
13.12.23 |
|
Самостоятельная работа. |
|
Класс Пресмыкающиеся (6 часов) |
||||||
28 |
Класс Пресмыкающиеся Общие признаки. Внешнее строение. |
1 |
14.12.23 |
|
Рассказ учителя, работа с таблицей |
|
29 |
Класс Пресмыкающиеся Внутреннее строение. |
1 |
20.12.23 |
|
Рассказ учителя, работа с оборудованием. |
|
30 |
Класс Пресмыкающиеся Размножение и развитие. |
1 |
21.12.23 |
|
Объяснение учителя. |
|
31 |
Класс Пресмыкающиеся Многообразие пресмыкающихся и их охрана. Сходство с земноводными по строению и образу жизни. |
1 |
27.12.23 |
|
Беседа, работа с таблицей и учебником. |
|
32 |
Экскурсия в природу «Зимние явления в жизни животных». |
1 |
28.12.23 |
|
Дневник наблюдений |
|
33 |
Обобщающий урок. |
1 |
10.01.24 |
|
Самостоятельная работа. Тестовые задания |
|
Класс Птицы (11 часов) |
||||||
34 |
Класс Птицы Общие признаки птиц. Внешнее строение. |
1 |
11.01.24 |
|
Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. |
|
35 |
Класс Птицы Внутреннее строение птиц. |
1 |
17.01.24 |
|
Рассказ учителя, работа с оборудованием. |
|
36 |
Класс Птицы Размножение и развитие птиц. |
1 |
18.01.24 |
|
Объяснения учителя, работа с оборудованием. |
|
37 |
Класс Птицы Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы леса. |
1 |
24.01.24 |
|
Беседа, работа с оборудованием. |
|
38 |
Класс Птицы Хищные птицы. Птицы, живущие вблизи человека. |
1 |
25.01.24 |
|
Беседа, работа с оборудованием. |
|
39 |
Класс Птицы Птицы болот. |
1 |
31.01.24 |
|
Беседа, работа с оборудованием. |
|
40 |
Класс Птицы Многообразие птиц. |
1 |
01.02.24 |
|
Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. |
|
41 |
Класс Птицы Домашние птицы. |
1 |
07.02.24 |
|
Беседа, работа с оборудованием. |
|
42 |
Класс Птицы Птицеводство. |
1 |
08.02.24 |
|
Беседа. |
|
43 |
Доклады учащихся |
1 |
14.02.24 |
|
Самостоятельная работа учащихся. |
|
44 |
Обобщающий урок |
1 |
15.02.24 |
|
Самостоятельная работа. Тестовые задания |
|
Класс Млекопитающие (12 часов) |
||||||
45 |
Класс Млекопитающие Общие признаки. Внешнее строение. |
1 |
21.02.24 |
|
Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. |
|
46 |
Класс Млекопитающие Внутреннее строение млекопитающих. |
1 |
22.02.24 |
|
Рассказ учителя, работа с оборудованием. |
|
47 |
Класс Млекопитающие Грызуны и их значение. Внешний вид, образ жизни, питание, размножение. |
1 |
28.02.24 |
|
Беседа, работа с оборудованием. |
|
48 |
Класс Млекопитающие Зайцеобразные. Внешний вид, образ жизни, питание, размножение, значение. Сравнение зайца и кролика. |
1 |
29.02.24 |
|
Беседа, работа с оборудованием. |
|
49 |
Класс Млекопитающие Разведение домашних кроликов. |
1 |
06.03.24 |
|
Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. |
|
50 |
Класс Млекопитающие Хищные звери. Общие признаки, внешнее строение, образ жизни, размножение, значение. |
1 |
07.03.24 |
|
Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. |
|
51 |
Класс Млекопитающие Дикие хищники. Разведение норки на зверофермах. |
1 |
13.03.24 |
|
Рассказ учителя, работа с оборудованием. |
|
52 |
Класс Млекопитающие Домашние хищники. |
1 |
14.03.24 |
|
Беседа, работа с оборудованием. |
|
53 |
Класс Млекопитающие Ластоногие. Китообразные. |
1 |
20.03.24 |
|
Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. |
|
54 |
Класс Млекопитающие Парнокопытные. Непарнокопытные. |
1 |
21.03.24 |
|
Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. |
|
55 |
Класс Млекопитающие Приматы. Образ жизни, внешнее строение, общая характеристика. |
1 |
03.04.24 |
|
Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. |
|
56 |
Класс Млекопитающие Многообразие млекопитающих. |
1 |
04.04.24 |
|
Рассказ с элементами беседы. |
|
Сельскохозяйственные млекопитающие (12 часов) |
||||||
57 |
Сельскохозяйственные млекопитающие Коровы. Внешнее строение, корма, уход за ними. Фермы. Их содержание. |
1 |
10.04.24 |
|
Беседа, работа с оборудованием.
|
|
58 |
Сельскохозяйственные млекопитающие Выращивание телят. |
1 |
11.04.24 |
|
Беседа. |
|
59 |
Сельскохозяйственные млекопитающие Овцы. Особенности внешнего строения и питания. Распространение, значение. Их содержание и выращивание |
1 |
17.04.24 |
|
Беседа, работа с оборудованием |
|
60 |
Сельскохозяйственные млекопитающие Верблюды. Особенности внешнего строения, питание, значение. Северные олени – строение, питание, значение |
1 |
18.04.24 |
|
Рассказ учителя, работа с оборудованием.
|
|
61 |
Сельскохозяйственные млекопитающие Домашние свиньи. Внешнее строение, значение. Фермы. Уход. |
1 |
24.04.24 |
|
Беседа, работа с оборудованием.
|
|
62 |
Сельскохозяйственные млекопитающие Домашние лошади, их содержание. Внешнее строение, значение, питание. |
1 |
25.04.24 |
|
Беседа, работа с оборудованием.
|
|
63 |
Доклады учащихся. |
1 |
02.05.24 |
|
Самостоятельная работа. |
|
64 |
Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни животных». |
1 |
|
|
Дневник наблюдений |
|
65 |
Обобщающий урок. |
1 |
15.05.24 |
|
Итоговая контрольная работа. |
|
66 |
Экскурсия |
1 |
16.05.24 |
|
|
|
67 |
Итоговое занятие по изучению животных. Общие признаки групп животных, признаки сходства и различия. Охрана животных. |
1 |
22.05.24 |
|
Беседа |
|
68 |
Повторно – обобщающий урок по теме: Сельскохозяйственные млекопитающие животные |
1 |
23.05.24 |
|
Беседа |
|
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Сезонные изменения в природе. Влияние солнца на смену времен года. |
1 |
2 |
Сутки. Восход и закат Солнца. Долгота дня летом и зимой. Осенние месяцы. |
1 |
3 |
Времена года. Осень Растения осенью. |
1 |
4 |
Растения поля. Растения сада. Овощи. |
1 |
5 |
Времена года. Осень. Растения осенью. Растения леса. |
1
|
6 |
Времена года. Осень. Животные осенью. |
1 |
7 |
Времена года. Осень Занятия людей осенью. Осенние полевые работы. |
1 |
8 |
Съедобные злаки. |
1 |
9 |
Неживая природа. Почва. |
1 |
10 |
Неживая природа. Почва. Состав почвы. |
1 |
11 |
Неживая природа. Почва. Песок. |
1 |
12 |
Неживая природа. Почва. Глина. |
1 |
13 |
Неживая природа. Почва. Камни. |
1 |
14 |
Обобщающее занятие по теме "Почва. Состав почвы". |
1 |
15 |
Неживая природа. Почва. Рельеф земной поверхности. |
1 |
16 |
Живая природа. Растения. Многообразие растений. |
1 |
17 |
Сравнение растений |
1 |
18 |
Живая природа. Растения. Группы растений. |
1 |
19 |
Живая природа. Растения. Части растений. Корни, стебли. |
1 |
20 |
Времена года. Поздняя осень. Изменения в живой и неживой природе. |
1 |
21 |
Живая природа. Растения. Части растений. Листья, цветы. |
1 |
22 |
Живая природа. Растения. Части растений. Закрепление. |
1 |
23 |
Живая природа. Растения. Растения сада. Деревья. |
1 |
24 |
Живая природа. Растения. Растения сада. Ягодные кустарники. |
1 |
25 |
Живая природа. Растения. Деревья лиственные и хвойные. |
1 |
26 |
Живая природа. Парки. Растения парка поздней осенью. |
1 |
27 |
Живая природа. Растения. Плоды и семена. |
1 |
28 |
Живая природа. Растения. Овощи в питании человека. |
1 |
29 |
Живая природа. Растения леса. Для чего используют древесину. |
1 |
30 |
Живая природа. Растения. Огород. |
1 |
31 |
Живая природа. Растения сада. Виды садовых растений. |
1 |
32 |
Живая природа. Растения культурные и дикорастущие. |
1 |
33 |
Живая природа. Лекарственные растения. |
1 |
34 |
Живая природа. Красная книга. Растения и животные Красной книги. |
1 |
35 |
Времена года. Зима. Изменения в живой и неживой природе зимой. |
1 |
36 |
Времена года. Зима. Растения зимой. Зимние полевые работы. |
1 |
37 |
Времена года. Зима. Растения зимой. Закрепление. |
1 |
38 |
Времена года. Зима. Животные зимой. |
1 |
39 |
Времена года. Зима. Животные зимой. Закрепление. |
1 |
40 |
Времена года. Зима. Занятия людей зимой. |
1 |
41 |
Обобщающее занятие. Времена года. Зима. |
1 |
42 |
Обобщающее занятие по теме «Времена года. Зима». |
1 |
43 |
Живая природа. Животные. Дикие и домашние животные. |
1 |
44 |
Домашние животные. Многообразие домашних животных. |
1 |
45 |
Домашние животные. Лошади. |
1 |
46 |
Домашние животные. Коровы. |
1 |
47 |
Домашние животные. Свинья. |
1 |
48 |
Домашние животные. Овца. |
1 |
49 |
Птицы. Строение птиц. Многообразие птиц. |
1 |
50 |
Птицы – защитники растений. |
1 |
51 |
Водоплавающие птицы. |
1 |
52 |
Дикие птицы. Утка. Гусь. Лебедь. |
1 |
53 |
Домашние птицы. Утки и гуси. |
1 |
54 |
Сходство и различие диких и домашних птиц. |
1 |
55 |
Домашние птицы. Куры. |
1 |
56 |
Времена года. Сезонные изменения в природе весной. |
1 |
57 |
Времена года. Весна. Растения весной. |
1 |
58 |
Времена года. Весна. Животные весной. |
1 |
59 |
Времена года. Весна. Занятия людей весной. Весенние полевые работы. |
1 |
60 |
Живая природа. Насекомые. |
1 |
61 |
Пчёлы. Продукты пчеловодства. |
1 |
62 |
Человек. Мозг человека. |
1 |
63 |
Человек. Сравнение мозга человека и животных. |
1 |
64 |
Человек. Строение мозга человека. |
1 |
65 |
Человек. Будь осторожен! |
1 |
66 |
Человек. Режим дня. |
1 |
67 |
Времена года. Лето. Сезонные изменения в природе летом. Растения летом. Животные летом. |
1 |
68 |
Времена года. Лето. Занятия людей летом. Летние полевые работы. |
1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
2. Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О.. Ярочкина И.А. Мир природы и человека. Учебник для 5 класса образовательных учреждений. Реализующих адаптивные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2020 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.