Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями»
муниципального образования «Мирнинский район» РС (Я)
ПРИНЯТО Заседание педсовета протокол № 1 ________
«__31_»______08___ 2023 г.
|
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО Цыдыпова М.И ____________________ «_31__»_____08____ 2023 г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Школа-интернат» Ташлыкова Е.В. ___________________ «__31_»_____08____ 2023 г.
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Бахмутченко Галина Викторовна
Высшая квалификационная категория
коррекционного курса «Предметно-практические действия»
в 8-м классе ( VIII вид)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действие» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 и Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.№ 1026.
Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих обучающихся с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: "Действия с материалами", "Действия с предметами".
В процессе обучения обучающиеся знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета "Предметно практические действия" включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины).
Содержание коррекционного курса "Предметно-практические действия".
Действия с материалами. Сменание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой).
Действия с предметами. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины) на стержень (нить).
Предметные результаты освоения коррекционного курса "Предметно-практические действия"
Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Раздел Програм мы |
Тема |
Колич ество часов |
Дата |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
Действия с материалам и |
Сминание материала |
2 |
|
Выполнять инструкцию учителя. Сминание салфеток, туалетной бумаги, бумажных полотенец, газет, цветной бумаги двумя руками. |
2 |
|
Работа с бумагой. |
4 |
|
Закрепление умений и навыков, полученных в 7-м классе. Наклеивание готовых геометрических фигур в указанном порядке, выбирая по цвету (одноцветные) или по форме, чередуя фигуры по цвету или форме. |
3 |
Действие с предметами |
Бросание предметов. |
2 |
|
Слушать учителя. Бросание предметов в сосуд с узким горлышком. Игра «Наполни бутылку |
4 |
|
Открывание и закрывание предметов. |
2 |
|
Открывание и закрывание коробок, матрёшек по показу учителя. |
5 |
|
Нанизывание предметов. |
2 |
|
Собирание пирамидок. |
6 |
|
Действия с предметами разного цвета, формы, величины. |
2 |
|
Дидактические игры: «Коробка форм», «Доска Сегена», и т.д. Выполнять инструкцию учителя. |
7 |
|
|
2 |
|
Переливание воды двумя руками с помощью стаканчика. Игра «Наполни аквариум. |
8 |
|
Конструирование. |
3 |
|
Конструирование цифр из пластилина по показу учителя. |
9 |
|
Сматывание ниток в клубок. |
2 |
|
Слушать учителя. Выполнять инструкцию учителя. Наблюдать за действиями учителя. Развитие мелкой моторики. |
10 |
|
Работа с нитками.
|
5 |
|
Сортировка ниток по цвету. Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины. |
|
|
|
|
|
Наматывание на катушку, клубок, картон. Плетение косичек из толстых шнуров. |
11 |
|
«Волшебный ящик». |
3 |
|
Слушать учителя. Выполнять инструкцию учителя. Наблюдать за действиями учителя. Отгадывание предмета на ощупь. Найти отличие. |
12 |
|
Дидактическая игра ««Парные» изображения.» |
2 |
|
|
13 |
|
Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор) всей кистью (пальцем). |
2 |
|
|
14 |
|
Дидактическая игра «Разрезанные» изображения.» |
1 |
|
|
15 |
|
Дидактическая игра «Разложи в ряд». |
1 |
|
Выполнять инструкцию учителя. развитие пространственных ориентировок. |
Итог: 34 часа |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.