Адаптированная рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
Оценка 4.7

Адаптированная рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Оценка 4.7
Документация
docx
дефектология
8 кл
19.11.2023
Адаптированная рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
Данная программа разработана для обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями
речь и альтернативная коммуникация.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями»

муниципального образования «Мирнинский район» РС (Я)

 

 

 

ПРИНЯТО

Заседание педсовета

протокол №  1 ________

 

«__31_»______08___ 2023 г.

 

 СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

Цыдыпова М.И

____________________

«_31__»_____08____ 2023 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ

«Школа-интернат»

Ташлыкова Е.В.

___________________

«__31_»_____08____ 2023 г.

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Бахмутченко Галина Викторовна

Высшая квалификационная категория

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

в 8-м классе ( VIII вид)

 

 

2023-2024 учебный год

г. Мирный


Пояснительная записка

      Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержден Приказом Министерства  образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 и Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.№ 1026. 

Специфические нарушения развития, обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно. 

В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

       Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. 

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Содержание учебного предмета

"Речь и альтернативная коммуникация" представлено следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации", "Чтение и письмо".

Раздел "Коммуникация". Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом

(предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чёрно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.  Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Называние собственного имени. Называние имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы). Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства). 

Чтение и письмо.  Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения). 

Планируемые результаты освоения учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация":

1)                 Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта, обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2)                 Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными: Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами). 

3)                 Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач: Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, Рече подражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство). 

4)                 Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. 

5)                 Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма.

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов.

Тема

Кол-во часов

Дата

план /факт

Основные виды учебной деятельности обучающегося

1

Коммуникация

Повторение учебного материала за 7  класс.

4

 

 

 

2

 

Повторение. Звук и буква Аа. Чтение. Письмо.

2

 

Узнавание буквы, соотнесение звука с буквой, выделение звука в слове, на карточках.

Чтение слогов с буквой.

Обводка по точкам, самостоятельное написание печатной буквы.

Работа в тетради, письмо элементов буквы

3

 

Повторение. Звук и буква Уу. Чтение. Письмо.

2

 

4

 

Повторение. Звук и буква Ее. Чтение. Письмо.

2

 

5

 

Повторение. Звук и буква Ыы. Чтение. Письмо.

2

 

6

 

Повторение. Звук и буква Ээ. Чтение. Письмо.

2

 

7

 

Повторение. Звук и буква Ии. Чтение. Письмо.

2

 

8

 

Повторение. Звук и буква Юю. Чтение. Письмо.

2

 

9

 

Повторение. Звук и буква Яя. Чтение. Письмо.

2

 

10

 

Повторение. Звук и буква Оо. Чтение. Письмо.

2

 

11

 

Повторение. Звук и буква Кк. Чтение. Письмо.

2

 

12

 

Повторение. Звук и буква Нн. Чтение. Письмо.

2

 

13

 

Повторение. Звук и буква Гг. Чтение. Письмо.

2

 

14

 

Повторение. Звук и буква Шш. Чтение. Письмо.

2

 

15

 

Повторение. Звук и буква Зз. Чтение. Письмо.

2

 

 16

 

Повторение. Звук и буква Хх. Чтение. Письмо.

2

 

17

 

Повторение. Звук и буква Вв. Чтение. Письмо.

2

 

 

18

 

Повторение. Звук и буква Пп. Чтение. Письмо.

2

 

 

19

 

Повторение. Звук и буква Рр. Чтение. Письмо.

2

 

20

 

Повторение. Звук и буква Лл. Чтение. Письмо.

2

 

21

 

Повторение. Звук и буква Дд. Чтение. Письмо.

2

 

22

 

Повторение. Звук и буква Жж. Чтение. Письмо.

2

 

 

 

Повторение. Звук и буква Сс. Чтение. Письмо.

2

 

 

 

Повторение. Звук и буква Мм. Чтение. Письмо.

2

 

 

 

Повторение. Звук и буква Тт. Чтение. Письмо.

2

 

 

 

Установление и поддержание контакта с собеседниками:

зрительного, эмоционального, тактильного на продолжительное время с учетом эмоционального состояния собеседника 

2

 

Слушание объяснений учителя.  Наблюдение за действиями учителя. Дидактическая игра.   Слушают инструкции, выполняют действия по подражанию.  

Работа с предметными картинками.  

Упражнения на активное употребление слов, предложений для обращения ко взрослому, сверстнику.  Задавание вопросов простым распространенным предложением. 

Прощание с собеседниками звуком, словом,

простым предложением

 

 

Выражение согласия/несогласия, выражение благодарности звуком, словом, предложением с определенным эмоциональным выражением. 

2

 

 

 

Ответы на вопросы, словом, простым распространенным предложением. 

1

 

 

 

 

Задавание вопросов простым распространенным предложением.   

1

 

 

 

 

Поддержание диалога на заданную тему:  поддержание зрительного контакта с собеседниками, одноклассниками, соблюдение дистанции в диалоге.    

1

 

 

 

Прощание с собеседниками звуком, словом, простым предложением с определенным эмоциональным выражением.   

1

 

 

Развитие речи  средствами  вербальной и  невербальной  коммуникации  Импрессивная речь

Понимание слов с различной слоговой структурой. 

2

 

 

 

 

Понимание слов, обозначающих предмет.   

2

 

Слушание объяснений учителя.  Наблюдение за действиями учителя.  

Чтение.  

Письмо.  

Игры.   

Работа с предметными картинками. 

Практические упражнения.   Работа со схемой предложения и сюжетными картинками. Составление предложений с помощью учителя.   

 

 

Понимание обобщающих понятий: овощи, фрукты, деревья, животные, птицы, цветы, насекомые, ягоды, растения. 

2

 

 

 

Понимание слов, обозначающих различные действия предмета. 

2

 

 

 

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние.   

2

 

 

 

 

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак 

2

 

 

 

 

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов.   

2

 

 

 

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении: в, на, под, из, из-за и др.   

2

 

 

 

Понимание простых распространенных предложений.   

2

 

 

Экспрессивная речь

Употребление слов с различной слоговой структурой. 

2

 

Слушание объяснений учителя.  Наблюдение за действиями учителя.  

Чтение.  

Письмо.  

Игры.

Работа с предметными картинками.  Практические упражнения. Рассматривание иллюстраций, обсуждение.  Слушание рассказа учителя по последовательно продемонстрированным действиям.  

Выполняют задание, правильно и точно озвучить продемонстрированные действия.  Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.  Составление рассказа по одной сюжетной картинке. 

Составление рассказа о себе по образцу

 

 

Употребление слов, обозначающих предмет.   

2

 

 

 

Употребление обобщающих понятий: овощи, фрукты, деревья, животные, птицы, цветы, насекомые, ягоды, растения. 

2

 

 

 

Употребление слов, обозначающих различные действия предмета. 

3

 

 

 

Употребление слов, обозначающих признак действия, состояние.   

1

 

 

 

Употребление слов, указывающих на предмет, его признак. 

1

 

 

 

Употребление слов, обозначающих число, количество предметов.   

2

 

 

 

 

Употребление слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении: в, на, над, под, из, за, из-за и др.   

1

 

 

 

 

Употребление простых распространенных предложений.   

2

 

 

 

Ответы на вопросы по содержанию текста. 

2

 

 

 

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. 

2

 

 

 

Составление рассказа по одной сюжетной картинке. 

2

 

 

 

Составление рассказа о себе по образцу. 

2

 

 

Чтение и письмо Начальные навыки чтения и письма 

Узнавание звука в слове, предложении.   

2

 

Слушание объяснений учителя.  

Наблюдение за 

Слушание объяснений учителя.  

Наблюдение за действиями учителя.   

Игры.  

Работа с предметными картинками.    Практические задания.  Узнавание звука в слове, предложении.   

Узнавание графического изображения буквы в слове, предложении. Называние буквы.  

Выделение звука в начале, в конце слова.

Соотнесение слов с предметами, картинками. Послоговое чтение и переход к чтению целыми словами. 

Чтение слов со стечением согласных. 

Чтение коротких текстов: 

 

 

Узнавание графического изображения буквы в слове, предложении. 

2

 

 

 

Узнавание графического изображения буквы в слове, предложении. 

3

 

 

 

Называние буквы.   

3

 

 

 

Выделение звука в начале, в конце слова. 

3

 

 

 

Выделение звука в начале, в конце слова. 

3

 

 

 

Соотнесение слов с предметами, картинками. 

3

 

4-5 предложений. Упражнение в чтении рукописного материала. Соотнесение изученных фонем и графем.

Дифференциация сходных по начертанию букв. 

Звуки гласные и согласные. 

Согласные звонкие и глухие. 

Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Построение простого предложения:  составление предложений по вопросу, картинке на заданную тему.

 

 

Соотнесение слов с предметами, картинками. 

3

 

 

 

Послоговое чтение и переход к чтению целыми словами. 

3

 

 

 

Послоговое чтение и переход к чтению целыми словами. 

3

 

 

 

Чтение слов со стечением согласных. 

3

 

 

 

Чтение слов со стечением согласных. 

3

 

 

 

Чтение коротких текстов: 4-5 предложений. 

3

 

 

 

Чтение коротких текстов: 4-5 предложений. 

3

 

 

 

Чтение коротких текстов: 4-5 предложений. 

3

 

 

ИТОГО: 102 ч

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями» муниципального образования «Мирнинский район»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями» муниципального образования «Мирнинский район»

Пояснительная записка .

Пояснительная записка .

Обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом, предложением)

Обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом, предложением)

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма)

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма)

Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства)

Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства)

Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова

Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова

Повторение. Звук и буква Кк

Повторение. Звук и буква Кк

Повторение. Звук и буква Тт. Чтение

Повторение. Звук и буква Тт. Чтение

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении: в, на, под, из, из-за и др

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении: в, на, под, из, из-за и др

Употребление слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении: в, на, над, под, из, за, из-за и др

Употребление слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении: в, на, над, под, из, за, из-за и др

Чтение и письмо Начальные навыки чтения и письма

Чтение и письмо Начальные навыки чтения и письма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2023