Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Мичуринска. Тамбовской обл.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ СОШ №19
№______ от _______
________/Солончева Е.В./
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ручному труду
для 2 класса
с легкой умственной отсталостью (вариант 1)
срок реализации 1 год
Рассмотрено на заседании МС
протокол №_______ от____
председатель МС ____________Е.В. Щекочихина
Ручной труд
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по ручному труду для детей 2 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
–Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы.
Рабочая программа ориентирована на учебник
«Технология» Ручной труд Кузнецова Л.А., учебник для 2 класса, «Просвещение» 2013г
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Цель: Коррекция и развитие высших психических процессов, речи, мелкой моторики рук.
Задачи:
– Формировать и закреплять знания, умения и навыки, необходимые для деятельности любого вида.
– Прививать интерес к обучению и уверенность в успешном выполнении учебных заданий.
– Уточнять и расширять круг представлений обучающихся о предметах и явлениях окружающей действительности.
– Развивать и координировать слуховое и зрительное восприятие, а также мелкие движения кисти и пальцев рук.
– Повышать уровень общего развития школьников и корригировать индивидуальные отклонения (нарушения) в развитии учащихся.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Ручной труд» во 2 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год:
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- положительное отношение и интерес к труду;
- понимание значения и ценности труда; отношение к труду как первой жизненной необходимости;
-понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
- осознание своих достижений в области трудовой деятельности;
- способность к самооценке;
- умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
К концу второго класса обучающиеся должны знать:
- правила организации рабочего места;
- виды трудовых работ;
- названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда во втором классе, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
- названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами;
- приёмы работы (приёмы разметки деталей, приёмы выделения детали из заготовки, приёмы формообразования, приёмы соединения деталей, приёмы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.
К концу второго класса обучающиеся должны уметь:
- организовать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;
- анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;
- определять способы соединения деталей с помощью учителя;
- составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно- операционный план с помощью учителя;
- работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками).
- владеть некоторыми технологическими приёмами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя.
Достаточный уровень
К концу второго класса обучающиеся должны знать и уметь:
- правила рациональной организации труда (упорядоченность действий и самодисциплина);
- самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- работать с доступной для второклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить своё изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков ручного труда.
Содержание учебного предмета
Работа с глиной и пластилином
Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед).
Лепка дидактического материала с применением стеки и резака, кубик большой, маленький, брусок высокий, низкий. Складывание из вылепленных деталей башни, дома.
Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: киянки, рубанка, молотка с квадратным бойком (первое изделие по образцу, остальные самостоятельно.
Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля. Игра «правила уличного движения» (используя изделия). Слабые учащиеся лепят по образцу.
Лепка по образцу стилизованных фигурок птиц: цыплёнка, утёнка, утки, гуся.
Лепка по образцу фигурок животных: кошки и белки.
Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы. Для слабых учащихся лепка по образцу
Лепка по представлению свободных композиций: «Колобок и лиса», «Маша и медведь», «Лиса и журавль
Лепка предметов цилиндрической формы : кружки, стаканы для карандашей. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные – с натуры.
Лепка с натуры посуды конической формы: ведёрка, цветочного горшка. Нанесение с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. Первое изделие выполняется по образцу, остальные – с натуры.
Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга (чайника для заварки, чашки с блюдцем, десертной тарелки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. Проведение игры «Накрой стол». Слабые учащиеся выполняют работу с натуры.
Работа с природными материалами
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу птичек из желудей, перьев и палочек или ослика из желудей, крылаток ясеня, палочек.
Самостоятельное изготовление по образцу зайца из желудей, палочек, крылаток, проволоки.
Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки, бумажных, поролоновых, кожаных деталей.
Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузной кочерыжки, еловой шишки, палочек и бумажных деталей.
Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листье, цветов, трав, соломы, бересты, мха, перьев, зёрен, опилок на плотной подложке. (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам, фигурки животных).
Слабые учащиеся выполняют работу по образцу.
Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок». Слабые учащиеся выполняют простейшие детали. Оформление макета с помощью учителя. Проведение игры по сказке
Изготовление макета к прочитанным сказкам группами в два человека
Работа с бумагой и картоном
Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией.
Изготовление счётного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов. Разметка бумаги тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по по прямым и кривым линиям. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны.
Изготовление закладки. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации.
Изготовление из картона плоских ёлочных игрушек и гирлянд в форме различных стилизованных изображений грибов, офощей, фруктов, рыб, птиц, животных игрушек. Обклеивание их цветной бумагой с одной стороны. Слабые учащиеся изготовляют изделия несложным контуром.
Изготовление закладки из тонкого картона. Разметка бумаги и картона по линейке, разрезание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон.
Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с разметкой подложки и деталей по линейке.
Изготовление из бумаги и картона с использованием материалоотходов поздравительных открыток, сувениров.
Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек, картона и бархатной бумаги.
Изготовление по образцу плоской модели трёхсекционного светофора.
Изготовление по образцу указателя «переход». Провести игру «Переход улицы», используя изделия учащихся.
Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, бархатной бумаги и ткани.
Работа с текстильным материалом
Упражнение в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника. Составление коллекции тканей с чётко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона
Ознакомление с ручными стежками (смёточный стежок). Упражнение на полосе бумаги в клетку.
Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составленной выкройке, смёточным стежком. Оформление концов закладки кисточкой.
Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани.
Выполнение стежка «шнурок»: упражнения в полосе бумаги в клетку. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Оформление концов закладки кисточками.
Вышивание салфетки из канвы стежками смёточными и «шнурок». Инструменты, применяемые при работе с тканью. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косичек.
Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы.
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями – повторение приёмов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка.
Экскурсия в швейное ателье.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Название раздела
|
Количество часов |
1 |
Работа с глиной и пластилином |
9 |
2 |
Работа с природными материалами |
5 |
3 |
Работа с бумагой и картоном |
12 |
4 |
Работа с текстильным материалом |
9 |
|
Итого |
35 |
Календарно – тематическое планирование ручного труда для 2 класса
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол -во часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
факт |
|
|||
I - четверть. 10 ч. |
|||||
1. |
Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с учебником. |
1 |
04.09 |
|
|
2. |
Работа с глиной и пластилином Изготовление из пластилина брусков. |
1 |
11.09 |
|
|
3. |
Складывание из вылепленных деталей (брусков) ворот. |
1 |
18.09 |
|
|
4. |
Работа с природными материалами Изготовление игрушек из орехов по образцу и самостоятельно. «Птичка», «Зайчик» |
1 |
25.09 |
|
|
5. |
Изготовление игрушек из скорлупы ореха. «Кораблик», «Черепаха». |
1 |
02.10 |
|
|
6. |
Работа с бумагой Виды и сорта бумаги. Аппликация на выбор из мятой бумаги по образцу на темы: «Дерево весной», «… летом», «… осенью», «… зимой» |
1 |
09.10 |
|
|
7. |
Складывание фигурки из бумаги «Щенок». |
1 |
16.10 |
|
|
8. |
Работа с картоном Изготовление пакета из плотной бумаги для хранения изделий. |
1 |
23.10 |
|
|
9. |
Работа с нитками Связывание ниток в пучок. Изделия из ниток «Ягоды». |
1 |
30.10 |
|
|
II - четверть 8 ч. |
|||||
10. |
Пришивание пуговиц. |
1 |
13.11 |
|
|
11. |
Работа с глиной и пластилином Лепка из пластилина чашки цилиндрической формы. |
1 |
20.11 |
|
|
12. |
Лепка из пластилина чашки конической формы из пластилиновых жгутиков. |
1 |
27.11 |
|
|
13. |
Работа с природными материалами Аппликации из листьев «Мальчик», «Девочка». |
1 |
04.12 |
|
|
14. |
Работа с бумагой и картоном Изготовление плоских елочных игрушек, украшенных аппликацией. |
1 |
11.12 |
|
|
15. |
Изготовление бумажного шара из 2 кругов. |
1 |
18.12 |
|
|
16. |
Изготовление бумажного шара из 4 полос. |
1 |
25.12 |
|
|
III -четверть 10ч. |
|||||
17. |
Работа с глиной и пластилином. Лепка чайной посуды в форме шара. «Чайник для заварки». |
1 |
15.01 |
|
|
18. |
Лепка по образцу стилизованных фигур животных (конструктивный способ). Медвежонок. |
1 |
22.01 |
|
|
19. |
Лепка по образцу стилизованных фигур животных, птиц (пластический способ). Утка. |
1 |
29.01 |
|
|
20. |
Работа с природными материалами. Изготовление из шишки фигурки человечка, фигурки птички. |
1 |
05.02 |
|
|
21. |
Изготовление композиции «Пальма» |
1 |
12.02 |
|
|
22. |
Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликаций с разметкой деталей по линейке. «Грузовик». |
1 |
19.02 |
|
|
23. |
Изготовление аппликаций с разметкой деталей по линейке. «Автофургон». |
1 |
26.02 |
|
|
24. |
Работа с тканью. Экскурсия в швейную мастерскую. Раскрой из ткани заготовки изделия. |
1 |
05.03 |
|
|
25. |
«Квадраты из ткани 5см-5см» |
1 |
12.03 |
|
|
26. |
Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой. Изготовление игольницы |
1 |
19.03 |
|
|
IV - четверть 7ч. |
|||||
27. |
Продолжение работы – изготовление игольницы. |
1 |
02.04 |
|
|
28. |
Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликации «Сказочный цветок» по шаблону. |
1 |
09.04 |
|
|
29. |
Работа с глиной и пластилином. Изготовление композиции из пластилина к сказке «Колобок». |
1 |
16.04 |
|
|
30. |
Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции (макета) из складных бумажных фигурок к сказке «Колобок». |
1 |
23.04 |
|
|
31. |
Изготовление модели дорожного знака «Переход». |
1 |
30.04 |
|
|
32. |
Продолжение изготовления модели дорожного знака «Переход». |
1 |
07.05 |
|
|
33. |
Работа с текстильными материалами. Вышивание закладки из канвы прямой строчкой |
1 |
14.05 |
|
|
34. |
Вышивание салфетка из канвы стежком «вперёд иголкой» с перевивом (шнурок). |
1 |
21.05 |
|
|
35. |
Работа с тесьмой. Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы. |
1 |
28.05 |
|
|
Итого |
35ч. |
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебник «Технология» Ручной труд Кузнецова Л.А. для 2 класса «Просвещение» 2013г
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.