Пояснитель
записка
Рабочая программа разработана в соответствии с:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями в редакции ФЗ № 479 от 04.08.2023 года);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06 .10.2009 года (с изменениями и дополнениями в редакции от 11.12.2020 года);
-Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённая Приказом Министерства просвещения РФ №1023 от 24 ноября 2022года;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями в редакции от 08.11.2022 года);
-Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (с изменениями и дополнениями в редакции от 08.11.2022);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10 (в редакции Постановления № 8 от 22.05.2019 года) утвержденный Постановлением № 189 от 29.12.2010 года Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». СанПиН 2.4.2.3286-15 (в редакции Постановления № 26 от 10.07.2015 года) утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 10.07.2015 года;
- авторской программой А.А. Айдарбекова, В.М. Белова, В.В. Воронковой и др. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы;
- учебным планом МБОУ ОЦ № 10 Майкопского района» на 2023-2024 учебный год.
Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 66 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 1 класса (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) "Устная речь" под редакцией С.В.Комаровой, Москва "Просвещение" 2014г. Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» (0-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.
Цель:
· Повышение уровня психологической и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению;
· Коррекция нарушений психофизического развития детей;
· Социализация личности учащихся;
· Подготовка к усвоению первоначальных навыков общения.
Большое значение для учащихся в овладении речью имеет создание речевой среды, где решающая роль принадлежит речевому поведению учителя. Речь педагога должна быть естественной, доступной пониманию школьника с интеллектуальной недостаточностью и, что чрезвычайно значимо, построена по принципу синтаксической синонимии (предложения-синонимы). Задачи раздела «Устная речь»:
- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.
- Формировать выразительную сторону речи.
- Учить строить устные связные высказывания;
- Воспитывать культуру речевого общения.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
Ø словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
Ø наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
Ø практический метод (упражнения, практическая работа);
Ø репродуктивный метод (работа по алгоритму);
Ø коллективный, индивидуальный;
Ø творческий метод;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Устная речь»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
-восприятие на слух сказок и рассказов;
-ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
-ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; -понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; -активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения.
Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 11) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Нормативная база
· Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
· Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
· Основная образовательная программа начального общего образования;
· Учебный план образовательного учреждения на 2023/2024 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание курса
Раздел устная речь включает в себя несколько подразделов:
1. Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.
2. Дикция и выразительность речи. Ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, эмоциональной выразительности речи.
3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.
4. Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.
Учебно - методическое обеспечение.
Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2014.
1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос
Календарно-тематическое планирование Речевая практика 1ккк
№ |
Тема раздела Тема урока |
Дата план |
Дата факт |
Кол-во часов |
Планируемые |
результаты |
Деятельность учащихся |
Мониторинг |
|
Предметные |
Личностные |
||||||||
|
1 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
|
1- 2 |
Давайте познакомимся! Выявление представлений по ситуации. |
03.09. 5.09. |
|
2 |
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. |
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; |
Игра "Наши имена". Употребление слов здравствуйте, до свидания. |
Беседа |
|
3- 4 |
Давайте познакомимся. Приветствия в школе. |
10.09. 12.09 |
|
2 |
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя. |
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; |
Прослушивание песни "Улыбка" В.Шаинского. Диалог "Как войти в класс". |
Фронтальный опрос |
|
5- 6 |
Давайте познакомимся. Использование выразительных средств речи и помощников речи. |
17 19 |
|
2 |
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
|
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; |
Игра "Подари улыбку". Экскурсия по школе. |
Беседа |
|
7- 8 |
Я на уроке. Выполнение одночленных инструкций. |
24 26
|
|
2 |
высказывание своих просьб и желаний; |
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни |
Составление предложений по картинкам; |
|
|
9- 10 |
Знакомство во дворе. |
1.10. 3.10 |
|
2 |
выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения. |
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; |
Дополнение предложений с опорой на сюжетные картинки. |
Беседа |
|
11- 12
|
Знакомство во дворе. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации. |
8 10 |
|
2 |
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. |
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; |
Обыгрывание ситуации "Знакомство во дворе" |
Беседа |
|
13- 14
|
Теремок. Слушание сказки в устном изложении учителя. |
15 17 |
|
2 |
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; |
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; |
Просмотр мультфильма "Теремок" |
Фронтальный опрос |
|
15 16 |
Теремок. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей. |
22 24 |
|
2 |
восприятие на слух сказок и рассказов. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; |
Коллективное рассказывание сказки. |
Фронтальный опрос |
|
|
2 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
|
17 18 |
Теремок. Ролевая игра. |
5.11. 7.11
|
|
2 |
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. |
принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
|
Инсценирование сказки. |
|
|
19 20 |
Знакомство в гостях. |
12 14 |
|
2 |
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. |
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; |
Коллективное составление рассказа "Как мы ходили в гости". |
беседа |
|
21 22 |
Знакомство в гостях. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по новой ситуации. |
19 21
|
|
2 |
высказывание своих просьб и желаний; |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; |
Коллективное составление рассказа "Как я гостей встречал" по вопросам учителя. |
Беседа |
|
23 24 |
Знакомство в гостях. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации. |
26 28 |
|
2 |
ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал. |
формирование готовности к самостоятельной жизни. |
Составление диалога при прощании с гостями. |
Беседа |
|
25 26 |
Покупка школьных принадлежностей. Выражение просьбы. |
3.12 5.12. |
|
2 |
высказывание своих просьб и желаний; |
· Осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома. |
Разучивание чистоговорки; игра "Расскажи мне про покупку" |
Беседа |
|
27 28 |
Покупка школьных принадлежностей. Сравнение двух предметов. |
10 12 |
|
2 |
выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения
|
· Проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний; |
Ролевая игра "Магазин". Отгадывание загадок. |
Беседа |
|
29 30 |
.Готовимся к празднику. Мы встречаем Новый год. |
17 19 |
|
2 |
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка |
формирование готовности к самостоятельной жизни. |
Игра "Отгадай мою покупку" |
|
|
|
3 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
|
31 32 |
.Готовимся к празднику. Мы встречаем Новый год. |
26 26 |
|
2 |
ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал. |
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Составление предложений об игрушках |
|
|
33 34 |
В магазине игрушек. Называние предметов и действий с ними. |
14.01. 16.01. |
|
2 |
Названия игрушек. |
|
Беседа "Моя любимая игрушка". |
Фронтальный опрос |
|
35 36 |
В магазине игрушек. Ролевая игра. |
21 23 |
|
2 |
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. |
|
Ролевая игра "Ночью в магазине игрушек". |
|
|
37-41 |
Школьные принадлежности. |
28,30,4.02,6,11.02. |
|
5 |
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. |
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений. |
Беседа |
|
42-43 |
. Выбор из двух картинок соответствующей предложению. |
13 18 |
|
2 |
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя. |
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; |
Диалог приглашения гостей на новогодний праздник. |
|
|
44-45 |
Использование силы голоса в упражнениях. |
20 25 |
|
2 |
|
|
Разучивание новогодних песен. |
|
|
46-47 |
Разучивание стихотворения. Воспроизведение его в ролевой игре. |
27 3.03. |
|
2 |
|
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; |
Работа с учебником. |
Беседа |
|
|
4 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
|
48-49 |
Весенняя прогулкаие просьбы. Ролевая игра. |
5 10 |
|
2 |
Знать названия зимней одежды. |
|
Заучивание чистоговорок. |
|
|
50--51 |
. Выбор из двух картинок соответствующей предложению. |
12 17 |
|
2 |
|
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; |
Проигрывание ситуации "Кукла одевается на прогулку". |
|
|
52-53 |
Весенн.ка. Коллективное составление рассказа с использованием картинно- символического плана. |
19 2.04. |
|
2 |
|
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Составление рассказа из 3-4 предложений с опорой на картинку. |
|
|
54-55 |
Помощники. Слушание стихотворения А.Барто "Помощница", выбор картинок. |
7 9 |
|
2 |
|
|
Слушание стихотворения А. Барто "Помощница" |
Беседа |
|
56-57 |
Помощники. Выражение просьбы и желания. |
14 16 |
|
2 |
Умение поддерживать диалог. |
|
Составление диалога "Делаем уборку вместе". |
|
|
58-59 |
Помощники. Использование выразительных средств. |
21 23 |
|
2 |
|
формирование готовности к самостоятельной жизни. |
Составление рассказа по сюжетной картинке. |
Устный опрос |
|
60-61 |
Спокойной ночи. Слушание отрывка из сказки "Сказки о глупом мышонке", выкладывание картинок. |
28 30 |
|
2 |
восприятие на слух сказок. |
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; |
Составление рассказ "Как я ложусь спать". |
Устный опрос |
|
62-63 |
Спокойной ночи! Ролевая игра. |
7.05. 12 |
|
2 |
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; |
|
Вежливые обращения с просьбой, с пожеланиями перед сном. |
|
|
|
64-66 |
Доброе утро! Разучивание мини-диалога, воспроизведение его в ролевой игре. |
14 19 21 |
|
3 |
|
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Составление диалогов по заданной ситуации "С добрым утром!" |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.