Адаптированная рабочая программа по ручному труду для учащихся 1 специального коррекционного класса

  • doc
  • 27.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала уо 1 класс речевая практика.doc



Пояснитель записка

Рабочая программа разработана в соответствии с:

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями в редакции ФЗ № 479 от 04.08.2023 года);

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06 .10.2009 года (с изменениями и дополнениями в редакции от 11.12.2020 года);

-Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённая Приказом Министерства просвещения РФ №1023 от 24 ноября 2022года;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями в редакции от 08.11.2022 года);

-Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (с изменениями и дополнениями в редакции от 08.11.2022);

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10 (в редакции Постановления № 8 от 22.05.2019 года) утвержденный Постановлением № 189 от 29.12.2010 года Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ;

   - Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». СанПиН 2.4.2.3286-15 (в редакции Постановления № 26 от 10.07.2015 года) утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 10.07.2015 года;

- авторской программой А.А. Айдарбекова, В.М. Белова, В.В. Воронковой и др. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы;

- учебным планом МБОУ ОЦ № 10 Майкопского района» на 2023-2024 учебный год.

Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 66 учебных часа в год.  Для реализации данного планирования был выбран учебник для 1 класса (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) "Устная речь" под редакцией С.В.Комаровой, Москва "Просвещение" 2014г.                                                                                                                                     Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» (0-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.                                                                                                                                                                                                                

 Цель:

·         Повышение уровня психологической и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению;

·         Коррекция нарушений психофизического развития детей;

·         Социализация личности учащихся;

·         Подготовка к усвоению первоначальных навыков общения.

   Большое значение для учащихся в овладении речью имеет создание речевой среды, где решающая роль принадлежит речевому поведению учителя. Речь педагога должна быть естественной, доступной пониманию школьника с интеллектуальной недостаточностью и, что чрезвычайно значимо, построена по принципу синтаксической синонимии (предложения-синонимы).                                                            Задачи раздела «Устная речь»:

- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.

- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.

- Формировать выразительную сторону речи.

- Учить строить устные связные высказывания;

- Воспитывать культуру речевого общения.

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

Ø        словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

Ø        наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

Ø        практический метод (упражнения, практическая работа);

Ø        репродуктивный метод (работа по алгоритму);

Ø        коллективный, индивидуальный;

Ø        творческий метод;

 

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Устная речь»

Предметные результаты

 

Минимальный уровень:

-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

 -участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

 -восприятие на слух сказок и рассказов;

 

-ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

 -выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

 -ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;                                                                           -понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;                                                                                                     -активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

 

-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения.

Личностные результаты

1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;                                                  2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;                                     4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                             5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;                                                                                               6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;                                                                                                                                                                                                                            8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;                                                                         10)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;                                                                                                                                                                                                                                                      11) формирование готовности к самостоятельной жизни.

            Нормативная база

·                              Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

·                              Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства            образования  и          науки  РФ      от        19 декабря     2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

·                              Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

·                               Основная  образовательная  программа  начального  общего  образования; 

·                              Учебный план образовательного учреждения на 2023/2024 учебный год, принятый педагогическим советом.

          Содержание курса

Раздел устная речь включает в себя несколько подразделов:

1.   Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.

2.  Дикция и выразительность речи. Ориентирует учителя на отработку у школьников четкости  произношения, эмоциональной выразительности речи.

3. Подготовка речевой ситуации  и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.

4.  Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.

Учебно - методическое обеспечение.

Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2014.

1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.

2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.

3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.

4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос

 

 

 

 

 

 

                                             

 

            Календарно-тематическое планирование Речевая практика 1ккк

                

 

 

 

Тема раздела

Тема урока

Дата

план

Дата

факт

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

 

      1 четверть

 

 

 

 

 

 

 

1-

2

Давайте познакомимся! Выявление представлений по ситуации.

03.09.

5.09.

 

2

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.

осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;                                                 

Игра "Наши имена". Употребление слов здравствуйте, до свидания.

Беседа

3-

4

Давайте познакомимся. Приветствия в школе.

10.09.

12.09

 

2

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя.

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Прослушивание песни "Улыбка" В.Шаинского. Диалог "Как войти в класс".

Фронтальный опрос

5-

6

Давайте познакомимся. Использование выразительных средств речи и помощников речи.

17

19

 

2

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

 

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;                                     

Игра "Подари улыбку".

Экскурсия по школе.

Беседа

7-

8

Я на уроке. Выполнение одночленных инструкций.

24

26

 

 

2

высказывание своих просьб и желаний;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Составление предложений по картинкам;

 

9-

10

Знакомство во дворе.

1.10.

3.10

 

2

выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения.

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                            

Дополнение предложений с опорой на сюжетные картинки.

Беседа

11-

12

 

Знакомство во дворе. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации.

8

10

 

2

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;                                                                                              

Обыгрывание ситуации "Знакомство во дворе"

Беседа

13-

14

 

Теремок. Слушание сказки в устном изложении учителя.

15

17

 

2

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;                                                                                              

Просмотр мультфильма "Теремок"

Фронтальный опрос

15

16

Теремок. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.

22

24

 

2

восприятие на слух сказок и рассказов.

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;                                                                                                                                                                                                                            

Коллективное рассказывание сказки.

Фронтальный опрос

 

2 четверть

 

 

 

 

 

 

 

17

18

Теремок. Ролевая игра.

5.11.

7.11

 

 

2

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.

принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

 

Инсценирование сказки.

 

19

20

Знакомство в гостях.

12

14

 

2

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка.

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;                                                                        

Коллективное составление рассказа "Как мы ходили в гости".

беседа

21

22

Знакомство в гостях. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по новой ситуации.

19

21

 

 

2

высказывание своих просьб и желаний;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;                                                                                                                                                                                                                          

Коллективное составление рассказа "Как я гостей встречал" по вопросам учителя.

Беседа

23

24

Знакомство в гостях. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации.

26

28

 

2

ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал.

формирование готовности к самостоятельной жизни.

Составление диалога при прощании с гостями.

Беседа

25

26

Покупка школьных принадлежностей. Выражение просьбы.

3.12

5.12.

 

2

высказывание своих просьб и желаний;

·                                 Осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.

Разучивание чистоговорки; игра "Расскажи мне про покупку"

Беседа

27

28

Покупка школьных принадлежностей. Сравнение двух предметов.

10

12

 

2

выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения

 

·                                 Проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний;

Ролевая игра "Магазин". Отгадывание загадок.

Беседа

29

30

.Готовимся к празднику. Мы встречаем Новый год.

17

19

 

2

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка

формирование готовности к самостоятельной жизни.

Игра "Отгадай мою покупку"

 

 

3 четверть

 

 

 

 

 

 

 

31

32

.Готовимся к празднику. Мы встречаем Новый год.

26

26

 

2

ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал.

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Составление предложений об игрушках

 

33

34

В магазине игрушек. Называние предметов и действий с ними.

14.01.

16.01.

 

2

Названия игрушек.

 

Беседа "Моя любимая игрушка".

Фронтальный опрос

35

36

В магазине игрушек. Ролевая игра.

21

23

 

2

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка.

 

Ролевая игра "Ночью в магазине игрушек".

 

37-41

Школьные принадлежности.

28,30,4.02,6,11.02.

 

5

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка.

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений.

Беседа

42-43

. Выбор из двух картинок соответствующей предложению.

13

18

 

2

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя.

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Диалог приглашения гостей на новогодний праздник.

 

44-45

 Использование силы голоса в упражнениях.

20

25

 

2

 

 

Разучивание новогодних песен.

 

46-47

 Разучивание стихотворения. Воспроизведение его в ролевой игре.

27

3.03.

 

2

 

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Работа с учебником.

Беседа

 

4 четверть

 

 

 

 

 

 

 

48-49

Весенняя прогулкаие просьбы. Ролевая игра.

5

10

 

2

Знать названия зимней одежды.

 

Заучивание чистоговорок.

 

50--51

. Выбор из двух картинок соответствующей предложению.

12

17

 

2

 

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Проигрывание ситуации "Кукла одевается на прогулку".

 

52-53

Весенн.ка. Коллективное составление рассказа с использованием картинно- символического плана.

19

2.04.

 

2

 

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Составление рассказа из 3-4 предложений с опорой на картинку.

 

54-55

Помощники. Слушание стихотворения А.Барто "Помощница", выбор картинок.

7

9

 

2

 

 

Слушание стихотворения А. Барто "Помощница"

Беседа

56-57

Помощники. Выражение просьбы и желания.

14

16

 

2

Умение поддерживать диалог.

 

Составление диалога "Делаем уборку вместе".

 

58-59

Помощники. Использование выразительных средств.

21

23

 

2

 

формирование готовности к самостоятельной жизни.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

Устный опрос

60-61

Спокойной ночи. Слушание отрывка из сказки "Сказки о глупом мышонке", выкладывание картинок.

28

30

 

2

восприятие на слух сказок.

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Составление рассказ "Как я ложусь спать".

Устный опрос

62-63

Спокойной ночи! Ролевая игра.

7.05.

12

 

2

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

 

Вежливые обращения с просьбой, с пожеланиями перед сном.

 

 

64-66

Доброе утро! Разучивание мини-диалога, воспроизведение его в ролевой игре.

14

19

21

 

3

 

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Составление диалогов по заданной ситуации "С добрым утром!"

 

 


Скачано с www.znanio.ru