Рабочая программа по литературе содержит:
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
3. Содержание учебного предмета, курса;
4. Календарно-тематическое планирование
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для учащихся 8в класса МАОУ «СОШ№24» г. Удачный разработана на 2022-2023 учебный год в соответствии с требованиями федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями); федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (изменения 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.), Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16»; Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.4.3648-20 утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28».
Рабочая программа учебного курса «Литература для 5-9 классов» классов написана на основе ООП ООО МАОУ «СОШ №24», авторской программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, ориентирована на преподавание по учебнику «Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 2020.
В соответствии с учебным планом на изучение в 8в классе отводится 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 70 часов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.
Личностные результаты:
· осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
· формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
· понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
· стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;
· использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет- ресурсы и др.);
· формировать горизонт своих интересов;
· пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в библиотеке,
· использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с последним — понимать разницу между текстом и гипертекстом.
Метапредметные результаты:
· находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета;
· понимать разницу между текстом и гипертекстом;
· организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта;
· структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводы;
· организовывать свою поисковую и исследовательскую деятельность, прогнозировать её результативность и оценку;
· аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
· создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
· сознательно планировать своё досуговое чтение;
· анализировать текст на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.,
· воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
· работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
· уметь воспринимать художественное произведение с учётом специфики языка художественной литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов- персонажей;
· выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в художественном тексте, воспроизводить его содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;
· понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
· рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом), их эстетическими манифестами, раскрывать основные черты этих направлений, определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
· использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
в ценностно- ориентационной сфере:
· интерпретировать произведение на основе личностного восприятия;
· анализировать эпизод (сцену) в связис проблематикой изученного произведения;
· различать авторский замысел и особенности его воплощения;
· выделять сквозные линии развития литературы (Д. С. Лихачёв), составляющие её национальную специфику (≪маленький человек≫, ≪лишний человек≫ и т. п.);
в коммуникативной сфере:
• осознавать коммуникативно- эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
• выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;
• анализировать произведение в связи с основными литературно-критическими работами;
• работать с литературно-критическим материалом;
• рецензировать прочитанные произведения;
• составлять планы и тезисы статей на литературные и публицистические темы, писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, классные и домашние сочинения разных жанров на литературные и свободные темы;
в эстетической сфере:
· понимать образную природу литературы,
· роль изобразительно- выразительных средств; развивать художественный вкус.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать
· образную природу словесного искусства;
· содержание изученных литературных произведений;
· основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова, А.Т.Твардовского, В.П.Астафьева и др.
· изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
· воспринимать и анализировать художественный текст;
· выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
· определять род и жанр литературного произведения;
· выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
· характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
· сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
· выявлять авторскую позицию;
· выражать свое отношение к прочитанному;
· выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
· владеть различными видами пересказа;
· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
· участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
· писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения), использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
· определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
· поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Изучение русской литературы должно предоставить учащимся возможность:
3. Содержание учебного предмета «Литература»
Введение (1 час)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.
Устное народное творчество (2 часа)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне.
«В темном лесе, в темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности их содержания и формы.
Теория литературы. Народная песня, частушка (начальные представления). Предание (развитие представления).
Из древнерусской литературы (2 часа)
Из «Жития Александра Невского ». Особенности содержания и формы произведения. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Развитие понятия о древнерусской литературе. Житийная литература как особый жанр.
«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVIII века. Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVIII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» ( Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»).
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представления). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века (3 часа)
Н.М.Карамзин. Краткий рассказ о писателе, историке, реформаторе русского языка. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь». Повествование о русской жизни. Построение повести на историческом материале. События повести и характеры героев. Новаторство повести. Повесть Н.М.Карамзина как новое слово в русской литературе.
Теория литературы. Повесть (развитие представления).
Из литературы XIX века (33 часа)
И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Слово о баснописце. Язвительный сатирик и баснописец. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз».
Критика «общественного договора» Ж..- Ж. Руссо. Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова а Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. – 1 час
Теория литературы. Басни. Мораль. Аллегория (развитие понятия).
К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Автор дум и сатир. Оценка дум современниками. Характерные особенности жанра. «Смерть Ермака» ее связь с русской историей. Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы Рылеева – основа песни о Ермаке. – 1 час
Теория литературы. Дума (начальное представление).
А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе ранее изученных произведений).
Роман «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Формирование характера ( «Береги честь смолоду»). Гринев и Швабрин. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе.
Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина. Особенности композиции. Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде А.С.Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Гуманизм и историзм А.С.Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления).- 8 часов
М.Ю.Лермонтов и история. Историческая тема в творчестве М.Лермонтова ( с обобщением ранее изученного), краткий рассказ о писателе.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Его сила и слабость. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Развитие представлений о жанре поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). -4 часа
Н.В.Гоголь и его отношение к историзму и художественном творчестве и в научном исследовании. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением ранее изученного). Краткий рассказ о писателе.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и истории постановки комедии. «Ревизор» как социальная комедия, способная «высмеять все дурное в России». Отношение современной писателю критики общественности к комедии.
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Понятие о комедии.
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». «Хлестаковщина» как нравственное явление. Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров».
Теория литературы. Комедия (начальные представления). Сатира и юмор (развитие представлений) – 5 часов.
Н.А.Некрасов и его обращение к исторической теме. Цикл поэм о декабристах и его историческая основа. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Волконская». Сатирическое изображение представителей власти и лирическое изображение народных сцен. Нравственная цельность характера княгини Волконской. Близость поэмы реальным источником. Развитие представлений о поэме на историческую тему. Сопоставительный анализ эпизода «Встреча княгини Волконской с мужем» и фрагмента с этим сюжетом из «Записок кН. Волконской» - 2 часа.
И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе, открывшем русскую литературу для европейского читателя.
Повесть «Ася». Изображение нравственной красоты и душевных качеств тургеневской девушки. Обаяние и готовность героини к самопожертвованию. Образы героев времени в повести. Противопоставление героя и рассказчика. Н.Г.Чернышевский о повести «Ася». Отношение И.С.Тургенева к статье Чернышевского.
И.С.Тургенев и его отношение к русскому читателю, культуре, народу. Нравственная проблематика «Записок охотника» (с обобщением ранее изученного) – 4 часа.
Теория литературы. Прототип в художественной литературе.
М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. Отношение писателя к современной ему действительности.
«История одного города» (отрывки). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения -2 часа.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие представления).
Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе -1 час.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречия между сословий и внутри сословий. Социально-нравственные проблемы в рассказе. Образ рассказчика. Главные герои рассказа. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев – 4 часа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза. Композиция (развитие представлений). Психологизм художественной литературы (начальные представления).
А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви». История о любви и упущенном счастье. Поэтика рассказа «О любви»- 2 часа.
Из литературы XX века
А.И.Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини – 1час.
И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о счастье и несчастиях героев. Любовь украденная и любовь трагическая. Мастерство Бунина-прозаика – 2 часа.
М.Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Челкаш». Герои и их судьбы. Внимание к бунтарю и «маленькому человеку». Авторское представление о счастье. Поэтизация гордых и сильных людей в раннем творчестве писателя – 2 часа.
Теория литературы. Романтический герой (развитие понятия).
А.А.Блок. Краткий рассказ о поэте. Историческая тема в творчестве поэта.
«На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов. Образ Родины в лирическом цикле – 2часа.
Теория литературы. Понятие о стихотворном цикле (начальные представления).
С.А.Есенин. Краткий рассказ о поэте.
«Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Характер Пугачева. Сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина -2 часа.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание – 1 час.
И.С.Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) – 1 час.
«Писатели улыбаются»
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Теффи, О.Дымов, А.Аверченко. Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования.
М.Зощенко. «История болезни», Теффи. «Жизнь и воротник» -1 час.
А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Василий Теркин». Энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема честного служения родине. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике – 3 часа.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
А.П.Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Картины войны и мирной жизни в рассказе. Нравственная проблематика рассказа. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны – 1 час.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину (Е.Винокуров «Москвичи», М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал», А.Фатьянов «Соловьи» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Ее призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата-воина – 3 часа.
В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Проблемы рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни – 1 час.
Русские поэты о родине, родной природе
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: любовь-воспоминание, грусть, надежда – 2 часа.
Из зарубежной литературы (на внеклассное чтение) 4 часа
У.Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У.Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения – 2 часа.
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения – 1 час.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. – 1 час.
Перечень литературы и средств обучения для учащихся:
Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях / В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. -10-е изд.- М.: Просвещение, 2018.-399 с. : ил.-ISBN 978-5-09-025147-1
Дидактические материалы для 8 класса. «Читаем, думаем, спорим».
З.Я. Рез. Лермонтов в школе.
М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. М.: 2000
А.А. Крундешев. Как работать над сочинением. С-Пб., 1992.
Русское народное поэтическое творчество под ред. А.М. Новикова, М.: 1978.
На подступах к риторике: 8-10 кл./ Сост. В.Я.Коровина.- М.,1996.
Хрестоматии: Древнерусская литература: Хрестоматия для 5-9 кл./ Сост. О.В.Творогов.-М.: Просвещение,2002.
Российская школьная хрестоматия: 5-11 кл./Сост. В.И.Коровин, В.Я.Коровина. - М.: Интербук, 1995-1996.
Cловари:
Русские писатели XIX- начала XX века: Библиографический словарь/ под ред. Н.Н.Скатова.- М.: Просвещение,1995.
Русские писатели XIX века. Библиографический словарь. В 2ч./ Под ред. П.А.Николаева.- М.: Просвещение, 1996.
А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь/ под ред. В.И.Коровина.- М.: Просвещение,1999.
Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение,2002.
ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
1. Эволюция образа Пугачёва в фольклоре, романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в поэме С. А. Есенина «Пу-
гачёв».
2. Историческая правда и художественный вымысел в сатирической повести «Шемякин суд».
3. Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
4. Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» как исторический портрет российского общества XVIII века.
5. 1812 год в баснях И. А. Крылова.
6. «Думы» К. Ф. Рылеева и их историческая основа.
7. Изображение Пугачёвского восстания в историческом труде А. С. Пушкина «История Пугачёва» и его романе «Ка-
питанская дочка».
8. Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и фольклор.
9. Образ Царскосельского лицея в лирике А. С. Пушкина.
10. Конфликт мечты и действительности в поэме «Мцыри» как отражение исторической трагедии поколения М. Ю. Лермонтова.
11. Историческая картина нравов в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор».
12. Социально-исторические предпосылки появления и развития темы «маленького человека» в русской литерату-
ре: Самсон Вырин, Акакий Акакиевич Башмачкин, герои рассказов А. П. Чехова.
13. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина как пародия на официальные труды русских историков.
14. Историческая картина юридических порядков в России в рассказах Н.С. Лескова «Старый гений» и «Простое средство».
15. Исторический портрет русской армии в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого и его рассказе «После бала».
16. История России в лирическом цикле А. А. Блока «На поле Куликовом».
17. Сатирическое изображение исторических событий в журнале «Сатирикон».
18. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».
19. Стихи и песни о Великой Отечественной войне как зеркало души воина-освободителя.
20. Своеобразие изображения истории в одном из произведений.
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ
(Звёздочкой обозначены произведения для самостоятельного
дополнительного чтения школьников)
1. «Слово о полку Игореве», перевод Д. С. Лихачёва.
2. «Слово о полку Игореве», перевод Н. А. Заболоцкого.
3. *Д. С. Лихачёв. «Слово о полку Игореве»: историко-литературный очерк (см.: http://feb-web.ru/feb/slovo/texts/a50/a50-229-.htm).
4. *Н. Я. Эйдельман. «Твой XVIII век» (см.: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NYE/CENTURY/INTRO.HTM#1).
5. М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елиса-
веты Петровны 1747 года», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», *«Преложения псалма 14», *« Надпись на спуск корабля, именуемого Святого Александра Невского, 1749 года», *«Веселием сердца год новый оживляет...», *«Надпись на новое строение Сарского Села», *«Лишь только дневной шум замолк...», *«Кузнечик дорогой, коль много ты блажен…», *«Я знак бессмертия себе воздвигнул…».
6. Д. И. Фонвизин. «Недоросль», *«Бригадир», *«Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», *«Лисица-
казнодей», «Придворная грамматика».
7. Г. Р. Державин. «Властителям и судиям», *«На смерть князя Мещерского», *«Фелица», *«Бог», *«Ключ», *«Русские девушки», *«Вельможа», *«Видение мурзы», *«Соловей», *«Лебедь», *«Евгению. Жизнь Званская» (фрагменты),*«Лисица и Зайцы», *«Струя и Дом», *«Медведь и Рысь», *«Голуби», *«Гуси», «Памятник».
8. *Гораций. «К Мельпомене» (перевод С. Шервинского). *А. А. Фет. «К Мельпомене». В. Я. Брюсов. «Памятник». В. Ф. Ходасевич. «Памятник». И. А. Бродский. «Памятник», «Я памятник себе воздвиг иной…». Р. Г. Гамзатов. «Памятник». В. С. Высоцкий. «Памятник». М. К. Щербаков. «Воздвиг я памятник».
9. *А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
10. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза», *«Евгений и Юлия»,*«Письма русского путешественника» (фрагменты), *«На-
талья, боярская дочь».
11. И. А. Крылов. *«Трумф, или Подщипа».
12. *Э. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес», «Золотой горшок».
13. В. А. Жуковский. «Море», «Невыразимое», «Светлана», *«Людмила», *«Сельское кладбище», *«Эолова арфа», *«Лесной царь», *«Рыцарь Тогенбург», *«Ночной смотр», *«Я Музу юную, бывало…», *«Лалла Рук», *«Мотылёк и
цветы», *«Жизнь», *«Певец во стане русских воинов» (фрагмент).
14. *Дж. Г. Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагменты).
15. *В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери».
16. *А. Дюма. «Граф Монте-Кристо».
17. *Поэты пушкинской поры: К. Н. Батюшков. «Тень друга», «Мой гений». В. К. Кюхельбекер. «Греческая песнь».
К. Ф. Рылеев. «Гражданин» («Я ль буду в роковое время…»). А. А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась
ты…»). П. А. Вяземский. «Наш свет — театр; жизнь — драма; содержатель…». Е. А. Баратынский. «Мой дар убог,
и голос мой не громок…».
18. А. С. Грибоедов. «Горе от ума».
19. *А. А. Кунарёв. «Комедия А. С. Грибоедова „Горе от ума“: комментарий».
20. *И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».
21. *Д. Кедрин. «Грибоедов».
22. *Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара».
23. А. С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг не-
рукотворный…», «Не пой, красавица, при мне…», «Евгений Онегин».
ТЕМАТИКА КОЛЛЕКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
1. «Русские народные песни и предания» (сценарий конкурса исполнителей и искусствоведов).
2. Сцены из пьесы «Недоросль» (постановка школьного спектакля с использованием песен Ю. Ч. Кима).
3. Литературный вечер (или электронный сборник) «Баснописцы народов мира».
4. Заочная экскурсия «Пушкин в Оренбурге» (подготовка текста и мультимедийной презентации).
5. «Герои романа „Капитанская дочка“ и их прототипы» или «Герои романа „Капитанская дочка“ в книжной графике
и киноверсиях» (подготовка мультимедийной презентации).
6. «Кавказские пейзажи в рисунках М. Ю. Лермонтова и в поэме „Мцыри“» (электронный альбом).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.