Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 8 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ-Вариант 7.1)
Оценка 4.6

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 8 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ-Вариант 7.1)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русский язык
8 кл
06.12.2022
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 8  классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ-Вариант 7.1)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 8 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ-Вариант 7.1)
Адаптированная рабочая программа по литературе 8 класс Вариант 7.2 7.1.doc

Рабочая программа по литературе содержит:

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

3. Содержание учебного предмета, курса;

4. Календарно-тематическое планирование

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по литературе для учащихся 8в класса МАОУ «СОШ№24» г. Удачный разработана на 2022-2023 учебный год  в соответствии с требованиями федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями); федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (изменения 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.), Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16»; Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.4.3648-20 утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28».

Рабочая программа учебного курса «Литература для 5-9 классов» классов написана на основе ООП ООО МАОУ «СОШ №24», авторской программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, ориентирована на преподавание по учебнику «Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 2020.

 

В соответствии с учебным планом на изучение в 8в классе отводится 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 70 часов.

 

          Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

•  воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечест­венной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; фор­мирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи уча­щихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением ба­зовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использова­ния русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая   программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении при­оритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, про­смотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизу­альный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источни­ков информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

            Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.  

Личностные  результаты:

·        осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

·        формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

·        понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

·        стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;

·        использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет- ресурсы и др.);

·        формировать горизонт своих интересов;

·        пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в библиотеке,

·        использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с последним — понимать разницу между текстом и гипертекстом.

Метапредметные  результаты:

·        находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета;

·        понимать разницу между текстом и гипертекстом;

·        организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта;

·        структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводы;

·        организовывать свою поисковую и исследовательскую деятельность, прогнозировать её результативность и оценку;

·        аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,

·        создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,

·        сознательно планировать своё досуговое чтение;

·        анализировать текст на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.,

·        воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

·        работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

 

Предметные результаты:

 

в познавательной сфере:

·        уметь воспринимать художественное произведение с учётом специфики языка художественной литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов- персонажей;

·        выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в художественном тексте, воспроизводить его содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;

·        понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

·        рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом), их эстетическими манифестами, раскрывать основные черты этих направлений, определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;

·        использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

 

в ценностно- ориентационной сфере:

·        интерпретировать произведение на основе личностного восприятия;

·        анализировать эпизод (сцену) в связис проблематикой изученного произведения;

·        различать авторский замысел и особенности его воплощения;

·        выделять сквозные линии развития литературы (Д. С. Лихачёв), составляющие её национальную специфику (≪маленький человек≫, ≪лишний человек≫ и т. п.);

 

в коммуникативной сфере:

• осознавать коммуникативно- эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

• выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;

• анализировать произведение в связи с основными литературно-критическими работами;

• работать с литературно-критическим материалом;

• рецензировать прочитанные произведения;

• составлять планы и тезисы статей на литературные и публицистические темы, писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, классные и домашние сочинения разных жанров на литературные и свободные темы;

в эстетической сфере:

·        понимать образную природу литературы,

·        роль изобразительно- выразительных средств; развивать художественный вкус.

В результате изучения литературы ученик должен  знать/понимать

·                образную природу словесного искусства;

·                содержание изученных литературных произведений;

·                основные факты жизни и творческого пути  А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова, А.Т.Твардовского, В.П.Астафьева и др.

·                изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

·                воспринимать и анализировать художественный текст;

·                выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

·                определять род и жанр литературного произведения;

·                выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

·                характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

·                сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

·                выявлять авторскую позицию;

·                выражать свое отношение к прочитанному;

·                выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

·                владеть различными видами пересказа;

·                строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

·                участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

·                писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения), использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

·                определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

·                поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Изучение русской литературы должно предоставить учащимся возможность:

  • читать произведения русской литературы ХIХ и ХХ веков, вершинные произведения зарубежной литературы, литературы народов России и осознавать их как явления словесного искусства;
  • характеризовать этапы и факты жизненного и творческого пути писателей;
  • получить целостное представление о русской литературе XIX и ХХ веков, соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи (классицизм, романтизм, реализм, модернизм);
  • анализировать ключевые проблемы русской литературы, связывать материал литературной классики с современностью, знакомиться с проблематикой изученных произведений зарубежной литературы и литературы народов России;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выделять их основные сюжетные линии, определять своеобразие их образной системы, художественных приемов, их художественную доминанту;
  • характеризовать авторскую позицию в литературном произведении и формулировать её сущность;
  • понимать различные интерпретации произведений русской литературы, осмысливая их с философской и культурологической позиции; многообразие художественных подходов русских писателей к решению сходных проблем;
  • научиться писать классные и домашние сочинения по мотивам изученных литературных произведений и на основе жизненных впечатлений;
  • осознать национальную специфику произведений русской литературы на уровне бытовых реалий, тематики, проблематики, научиться находить в них черты общности с произведениями родной литературы, понимать русскую литературу как иную, отличную от родной образно-эстетическую систему;
  • осознавать себя носителем своей национальной культуры, способным к диалогическому общению с русской и другими национальными культурами.

3. Содержание учебного предмета «Литература»

Введение (1 час)

Русская  литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

 

                                                                                               Устное народное творчество (2 часа)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне.

«В темном лесе, в темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности их содержания и формы.

Теория литературы. Народная песня, частушка (начальные представления). Предание (развитие представления).

                                                                                             Из древнерусской литературы (2 часа)

Из «Жития Александра Невского ». Особенности содержания и формы произведения. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Развитие понятия о древнерусской литературе. Житийная литература как особый жанр.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVIII века. Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVIII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» ( Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»).

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представления). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

                                                                                              Из литературы XVIII века (3 часа)

Н.М.Карамзин. Краткий рассказ о писателе, историке, реформаторе русского языка. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь». Повествование о русской жизни. Построение повести на историческом материале. События повести и характеры героев. Новаторство повести. Повесть Н.М.Карамзина как новое слово в русской литературе.

Теория литературы. Повесть (развитие представления).

 

                                                                                              Из литературы XIX века  (33 часа)

И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Слово о баснописце. Язвительный сатирик и баснописец. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз».

Критика «общественного договора» Ж..- Ж. Руссо. Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова а Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. – 1 час

Теория литературы. Басни. Мораль. Аллегория (развитие понятия).

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Автор дум и сатир. Оценка дум современниками. Характерные особенности жанра. «Смерть Ермака» ее связь с русской историей. Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы Рылеева – основа песни о Ермаке. – 1 час

Теория литературы. Дума (начальное представление).

А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе ранее изученных произведений).

Роман «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Формирование характера ( «Береги честь смолоду»). Гринев и Швабрин. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе.

Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина. Особенности композиции. Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде А.С.Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Гуманизм и историзм А.С.Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления).- 8 часов

М.Ю.Лермонтов и история. Историческая тема в творчестве М.Лермонтова ( с обобщением ранее изученного), краткий рассказ о писателе.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Его сила и слабость. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Развитие представлений о жанре поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). -4 часа

Н.В.Гоголь и его отношение к историзму и художественном творчестве и в научном исследовании. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением ранее изученного). Краткий рассказ о писателе.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и истории постановки комедии. «Ревизор» как социальная комедия, способная «высмеять все дурное в России». Отношение современной писателю критики общественности к комедии.

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Понятие о комедии.

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». «Хлестаковщина» как нравственное явление. Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров».

Теория литературы. Комедия (начальные представления). Сатира и юмор (развитие представлений) – 5 часов.

Н.А.Некрасов и его обращение к исторической теме. Цикл поэм о декабристах и его историческая основа. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Волконская». Сатирическое изображение представителей власти и лирическое изображение народных сцен. Нравственная цельность характера княгини Волконской. Близость поэмы реальным источником. Развитие представлений о поэме на историческую тему. Сопоставительный анализ эпизода «Встреча княгини Волконской с мужем» и фрагмента с этим сюжетом из «Записок кН. Волконской» - 2 часа.

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе, открывшем русскую литературу для европейского читателя.

Повесть «Ася». Изображение нравственной красоты и душевных качеств тургеневской девушки. Обаяние и готовность героини к самопожертвованию.  Образы героев времени в повести. Противопоставление героя и рассказчика. Н.Г.Чернышевский о повести «Ася». Отношение И.С.Тургенева к статье Чернышевского.

И.С.Тургенев и его отношение к русскому читателю, культуре, народу. Нравственная проблематика «Записок охотника» (с обобщением ранее изученного) – 4 часа.

Теория литературы. Прототип в художественной литературе.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. Отношение писателя к современной ему действительности.

«История одного города» (отрывки). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения -2 часа.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие представления).

Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе -1 час.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея  разделенности двух  Россий. Противоречия между сословий и внутри сословий. Социально-нравственные проблемы в рассказе. Образ рассказчика. Главные герои рассказа. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев – 4 часа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза. Композиция (развитие представлений). Психологизм художественной литературы (начальные представления).

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви». История о любви и упущенном счастье. Поэтика рассказа «О любви»- 2 часа.

                                                                                    

Из литературы XX века

А.И.Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини – 1час.

И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о счастье и несчастиях героев. Любовь украденная и любовь трагическая. Мастерство Бунина-прозаика – 2 часа.

М.Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Челкаш». Герои и их судьбы. Внимание к бунтарю и «маленькому человеку». Авторское представление о счастье. Поэтизация гордых и сильных людей в раннем творчестве писателя – 2 часа.

Теория литературы. Романтический герой (развитие понятия).

А.А.Блок. Краткий рассказ о поэте. Историческая тема в творчестве поэта.

«На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов. Образ Родины в лирическом цикле – 2часа.

Теория литературы. Понятие о стихотворном цикле (начальные представления).

С.А.Есенин. Краткий рассказ о поэте.

«Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Характер Пугачева. Сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина -2 часа.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание – 1 час.

И.С.Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) – 1 час.

                                                                                         «Писатели улыбаются»

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Теффи, О.Дымов, А.Аверченко. Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования.

М.Зощенко. «История болезни», Теффи. «Жизнь и воротник» -1 час.

А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Василий Теркин». Энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема честного служения родине. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике – 3 часа.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

А.П.Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Картины войны и мирной жизни в рассказе. Нравственная проблематика рассказа. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны – 1 час.

                                                                                 Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину (Е.Винокуров «Москвичи», М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал», А.Фатьянов «Соловьи» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Ее призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата-воина – 3 часа.

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Проблемы рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни – 1 час.

                                                                                  Русские поэты о родине, родной природе

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: любовь-воспоминание, грусть, надежда – 2 часа.

 

                                                                                   Из зарубежной литературы (на внеклассное чтение) 4 часа

У.Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда  и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У.Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения – 2 часа.

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения – 1 час.

 

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев,  переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. – 1 час.

                                                     

                                                      Перечень литературы и средств обучения  для учащихся:

Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях /  В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. -10-е изд.- М.: Просвещение, 2018.-399 с. : ил.-ISBN  978-5-09-025147-1

Дидактические материалы для 8 класса. «Читаем, думаем, спорим».

З.Я. Рез. Лермонтов в школе.

М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. М.: 2000

А.А. Крундешев. Как работать над сочинением. С-Пб., 1992.

Русское народное поэтическое творчество под ред. А.М. Новикова, М.: 1978.

На подступах к риторике: 8-10 кл./ Сост. В.Я.Коровина.- М.,1996.

            Хрестоматии: Древнерусская литература: Хрестоматия для 5-9 кл./ Сост. О.В.Творогов.-М.: Просвещение,2002.

Российская школьная хрестоматия: 5-11 кл./Сост. В.И.Коровин, В.Я.Коровина. - М.: Интербук, 1995-1996.

Cловари:

Русские писатели XIX- начала XX века: Библиографический словарь/ под ред. Н.Н.Скатова.- М.: Просвещение,1995.

Русские писатели XIX века. Библиографический словарь. В 2ч./ Под ред. П.А.Николаева.- М.: Просвещение, 1996.

А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь/ под ред. В.И.Коровина.- М.: Просвещение,1999.

Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение,2002.

                                                    

ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

1. Эволюция образа Пугачёва в фольклоре, романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в поэме С. А. Есенина «Пу-

гачёв».

2. Историческая правда и художественный вымысел в сатирической повести «Шемякин суд».

3. Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

4. Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» как исторический портрет российского общества XVIII века.

5. 1812 год в баснях И. А. Крылова.

6. «Думы» К. Ф. Рылеева и их историческая основа.

7. Изображение Пугачёвского восстания в историческом труде А. С. Пушкина «История Пугачёва» и его романе «Ка-

питанская дочка».

8. Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и фольклор.

9. Образ Царскосельского лицея в лирике А. С. Пушкина.

10. Конфликт мечты и действительности в поэме «Мцыри» как отражение исторической трагедии поколения М. Ю. Лермон­това.

11. Историческая картина нравов в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор».

12. Социально-исторические предпосылки появления и развития темы «маленького человека» в русской литерату-

ре: Самсон Вырин, Акакий Акакиевич Башмачкин, герои  рассказов А. П. Чехова.

13. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина как  пародия на официальные труды русских историков.

14. Историческая картина юридических порядков в России в рассказах Н.С. Лескова «Старый гений» и «Простое сред­ство».

15. Исторический портрет русской армии в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого и его рассказе «После бала».

16. История России в лирическом цикле А. А. Блока «На поле Куликовом».

17. Сатирическое изображение исторических событий в журнале «Сатирикон».

18. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

19. Стихи и песни о Великой Отечественной войне как зеркало  души воина-освободителя.

20. Своеобразие изображения истории в одном из произведений.

 

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ

 

(Звёздочкой обозначены произведения для самостоятельного

дополнительного чтения школьников)

1. «Слово о полку Игореве», перевод Д. С. Лихачёва.

2. «Слово о полку Игореве», перевод Н. А. Заболоцкого.

3. *Д. С. Лихачёв. «Слово о полку Игореве»: историко-литературный очерк (см.: http://feb-web.ru/feb/slovo/texts/a50/a50-229-.htm).

4. *Н. Я. Эйдельман. «Твой XVIII век» (см.: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NYE/CENTURY/INTRO.HTM#1).

5. М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елиса-

веты Петровны 1747 года», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», *«Преложения псалма 14», *« Надпись на спуск корабля, именуемого Святого Александра Невского, 1749 года», *«Веселием сердца год новый оживляет...», *«Надпись на новое строение Сарского Села», *«Лишь только дневной шум замолк...», *«Кузнечик дорогой, коль много ты блажен…», *«Я знак бессмертия себе воздвигнул…».

6. Д. И. Фонвизин. «Недоросль», *«Бригадир», *«Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», *«Лисица-

казнодей», «Придворная грамматика».

7. Г. Р. Державин. «Властителям и судиям», *«На смерть князя Мещерского», *«Фелица», *«Бог», *«Ключ», *«Русские девушки», *«Вельможа», *«Видение мурзы», *«Соловей», *«Лебедь», *«Евгению. Жизнь Званская» (фраг­менты),*«Лисица и Зайцы», *«Струя и Дом», *«Медведь и Рысь», *«Голуби», *«Гуси», «Памятник».

8. *Гораций. «К Мельпомене» (перевод С. Шервинского). *А. А. Фет. «К Мельпомене». В. Я. Брюсов. «Памятник». В. Ф. Ходасевич. «Памятник». И. А. Бродский. «Памятник», «Я памятник себе воздвиг иной…». Р. Г. Гамзатов. «Памятник». В. С. Высоцкий. «Памятник». М. К. Щербаков. «Воздвиг я памятник».

9. *А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

10. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза», *«Евгений и Юлия»,*«Письма русского путешественника» (фрагменты), *«На-

талья, боярская дочь».

11. И. А. Крылов. *«Трумф, или Подщипа».

12. *Э. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес», «Золотой горшок».

13. В. А. Жуковский. «Море», «Невыразимое», «Светлана», *«Людмила», *«Сельское кладбище», *«Эолова арфа», *«Лесной царь», *«Рыцарь Тогенбург», *«Ночной смотр», *«Я Музу юную, бывало…», *«Лалла Рук», *«Мотылёк и

цветы», *«Жизнь», *«Певец во стане русских воинов» (фрагмент).

14. *Дж. Г. Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагменты).

15. *В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери».

16. *А. Дюма. «Граф Монте-Кристо».

17. *Поэты пушкинской поры: К. Н. Батюшков. «Тень друга», «Мой гений». В. К. Кюхельбекер. «Греческая песнь».

К. Ф. Рылеев. «Гражданин» («Я ль буду в роковое время…»). А. А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась

ты…»). П. А. Вяземский. «Наш свет — театр; жизнь — драма; содержатель…». Е. А. Баратынский. «Мой дар убог,

и голос мой не громок…».

18. А. С. Грибоедов. «Горе от ума».

19. *А. А. Кунарёв. «Комедия А. С. Грибоедова „Горе от ума“: комментарий».

20. *И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».

21. *Д. Кедрин. «Грибоедов».

22. *Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара».

23. А. С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг не-

рукотворный…», «Не пой, красавица, при мне…», «Евгений Онегин».

 

ТЕМАТИКА КОЛЛЕКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

1. «Русские народные песни и предания» (сценарий конкурса исполнителей и искусствоведов).

2. Сцены из пьесы «Недоросль» (постановка школьного спектакля с использованием песен Ю. Ч. Кима).

3. Литературный вечер (или электронный сборник) «Баснописцы народов мира».

4. Заочная экскурсия «Пушкин в Оренбурге» (подготовка текста и мультимедийной презентации).

5. «Герои романа „Капитанская дочка“ и их прототипы» или «Герои романа „Капитанская дочка“ в книжной графике

и киноверсиях» (подготовка мультимедийной презентации).

6. «Кавказские пейзажи в рисунках М. Ю. Лермонтова и в поэме „Мцыри“» (электронный альбом).


Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по литературе содержит: 1

Рабочая программа по литературе содержит: 1

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Интернета и в связи с последним — понимать разницу между текстом и гипертекстом

Интернета и в связи с последним — понимать разницу между текстом и гипертекстом

Д. С. Лихачёв), составляющие её национальную специфику (≪маленький человек≫, ≪лишний человек≫ и т

Д. С. Лихачёв), составляющие её национальную специфику (≪маленький человек≫, ≪лишний человек≫ и т

Интернета). Изучение русской литературы должно предоставить учащимся возможность: читать произведения русской литературы

Интернета). Изучение русской литературы должно предоставить учащимся возможность: читать произведения русской литературы

России; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выделять их основные сюжетные линии, определять своеобразие их образной системы, художественных приемов, их художественную доминанту; характеризовать…

России; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выделять их основные сюжетные линии, определять своеобразие их образной системы, художественных приемов, их художественную доминанту; характеризовать…

Из «Жития Александра Невского »

Из «Жития Александра Невского »

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления)

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления)

История одного города» (отрывки)

История одного города» (отрывки)

Теория литературы. Понятие о стихотворном цикле (начальные представления)

Теория литературы. Понятие о стихотворном цикле (начальные представления)

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе

Русские писатели XIX- начала XX века:

Русские писатели XIX- начала XX века:

Слово о полку Игореве», перевод

Слово о полку Игореве», перевод

А. А. Кунарёв . «Комедия А. С

А. А. Кунарёв . «Комедия А. С
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2022