МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
____________________________________________________________________________
693021, г.
Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69, Тел/факс (4242)556120
E-mail:skhool-skosh@yuzhno-sakh.ru
Рассмотрено методическим объединением Протокол № 1 от ___ августа 2022 г. |
Согласовано к утверждению на педагогическом совете Протокол № 1 от ___ августа 2022 г. |
УТВЕРЖДЕНО Приказ № ___ от ___ августа 2022 г. Директор школы
________ О.В. Михаленкова |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«Чтение»
Вариант II
11 «в» класс
Срок реализации программы 2022-2023 учебный год
Составитель: С.Ю. Рубцова
Южно-Сахалинск 2022
Содержание
|
|
|
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно
отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно-нравственное, трудовое,
экологическое, эстетическое, здоровьесберегающее и физическое воспитание. Раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию и коррекцию развития обучения
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа содержит материал, помогающий учащимся с нарушением интеллек
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно
отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно-нравственное, трудовое,
экологическое, эстетическое, здоровьесберегающее и физическое воспитание. Раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию и коррекцию развития обучения
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа содержит материал, помогающий учащимся с нарушением интеллек
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно
отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно-нравственное, трудовое,
экологическое, эстетическое, здоровьесберегающее и физическое воспитание. Раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию и коррекцию развития обучения
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа содержит материал, помогающий учащимся с нарушением интеллек
Задачами изучения предметной области «Русский (родной) язык» в V классе являются:
• развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма,
слушания, говорения;
• выработка прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного
курса грамматики, правописания и развития речи;
• формирование элементарной коммуникативной компетенции;
• выработка практического навыка устной и письменной речи с целью обогащения
словарного запаса и активизации словаря, грамматического строя речи учащихся,
формирования навыка грамотного письма;
• совершенствование умения пользоваться устной и письменной речью, делать ее
правильной и точной, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
• развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и
интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и
уважения к языку как части русской национальной культуры;
1 Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для учащихся 11 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Учебного плана МБОУ КШ «Надежда» на 2022-2023 учебный год.
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
- Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» / Под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой - Издательство: Владос, 2006 г.
Срок реализации данной программы 1 год, в ней учитываются особенности познавательной деятельности школьников, обучающихся по программе VIII вида.
Структура программы по чтению в 11 классе сохраняет основные подходы, заложенные в программе по чтению в 5—10 классах: работа над техникой чтения и пониманием прочитанного произведения.
Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, представляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащегося.
Программа способствует разностороннему развитию личности учащихся, обеспечивает умственное, гражданское, нравственное, эстетическое воспитание.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Изучение предмета «Чтение» в 11 классе имеет своей целью развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- формирование у учащихся чтения про себя, последовательное увеличение объема читаемого текста и самостоятельности чтения;
- развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
- развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
- формирование навыков правильного и последовательного изложения своих мыслей в устной форме;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации личности;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
В 11 классе продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст. Чрезвычайно важным является формирование у учащихся эмоционального отклика на прочитанное, проведение направленной работы на понимание образного языка литературного текста, на использование таких выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Особое внимание уделяется работе с иллюстрированным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков чтения. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.
В программе предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении.
Не менее важным является дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность у разных групп обучающихся с интеллектуальными нарушениями формируются не только медленно, но и асинхронно.
Развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.
Содержание предмета «Чтение» включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы, необходимые для социализации личности: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.
Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как обучающиеся с интеллектуальными нарушениями значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
Программа по чтению построена на коммуникативно – речевом подходе к обучению.
Чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим программой предмета «Чтение» придается большое значение работе с авторским словом, развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
С учетом того, что юношеский период развития личности характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно – эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
Программой предмета предусмотрено знакомство с некоторыми литературоведческими понятиями, среди них жанры народного творчества (сказка, историческая песня, былина, предания); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, новелла). Учащиеся учатся различать тему произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения.
Обучение построено на принципах коррекционной направленности в обучении, воспитывающей и развивающей направленности обучения, научности и доступности обучения, систематичности и последовательности в обучении, наглядности в обучении, индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Коррекционная работа выражается в формировании умения ориентироваться в задании, планировании контроле работы. В процессе обучения осуществляется устранение недостатков в познавательной деятельности: воображения, наблюдательности, речи, памяти, недостатков физического развития: коррекция эмоционально-волевой сферы. Занятия по программе выявляют актуальные и потенциальные способности учащихся грамотного, беглого осознанного чтения, воспитывают привычки и умения, необходимые для усвоения учебного материала по данному курсу, готовят к успешной адаптации в жизни.
Внеклассное чтение ставит задачу познакомить учащихся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы.
2 Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ КШ «Надежда» на 2022-2023 учебный год учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речь» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Чтение» в 11 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 102 часа в год, т.е. 3 часа в неделю (34 учебных недели).
3 Содержание учебного предмета
Раздел 1. Введение
Образное отражение жизни в литературе. Жанры литературы. О книге и чтении.
Раздел 2. Устное народное творчество
Сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, считалочки как отражение культурных и этических ценностей народа. Красота и доброта народных песен. Переносный и прямой смысл пословиц и поговорок. Особенности народных сказок.
Раздел 3. Литературные сказки
А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители».
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
П. Бажов Сказы. «Малахитовая шкатулка».
Раздел 4. Из произведений русской литературы ХIХ век
А. С. Пушкин «Желание», «К Наталье». Повесть «Пиковая дама».
М.Ю. Лермонтов «Благодарю», «Мы случайно сведены любовью». Глава «Княжна Мери» (из романа «Герой нашего времени»).
Отражение личной судьбы в стихотворениях А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик».
А. Куприн. Повесть «Олеся».
Раздел 5. Из произведений русской литературы XX века
А.М. Горький. Рассказ «Челкаш».
С.А. Есенин «Топи да болота…».
В.В. Маяковский "Стихи о советском паспорте".
А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».
К.М. Симонов "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ...", "Жди меня", "Родина".
М.А. Шолохов «Судьба человека».
В.П. Астафьев. Рассказ «Где-то гремит война».
А.Т. Твардовский «Снега потемнеют синие…».
Б.Л. Пастернак «Никого не будет в доме…».
Н.А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…».
И.А. Гофф «Русское поле».
Ф. Сологуб «Забелелся туман за рекой…».
Н.М. Рубцов «Тихая моя родина».
Д.С. Лихачёв «Земля родная» (отрывки).
М.М. Зощенко. Рассказ «Беда».
В.М. Шукшин. Рассказы «Микроскоп», «Жатва».
Ч. Айтматов. Повесть «Пегий пёс, бегущий краем моря» (отрывки).
Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге», "Давайте говорить друг другу комплименты", "Песенка об Арбате", "Мы за ценой не постоим ...".
А.Г. Алексин. Рассказ «Третий в пятом ряду».
В. Железников. Повесть «Чучело» (отрывки).
Раздел 6. Зарубежная литература
Жюль Верн. Роман «Таинственный остров» (отрывки).
Дж. Лондон. Рассказ «Любовь к жизни».
О. Генри. Новелла «Дары волхвов».
Навыки чтения
Продолжение работы над техникой чтения.
Совершенствование навыка сознательного чтения: установление логических связей описываемых событий, определение мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения высказанной мысли, выделение основной мысли произведения (с помощью учителя).
Развитие умения чувствовать настроение героя, понимать отношение автора к нему и к описываемым событиям.
Составление характеристики действующих лиц по данному плану (с помощью учителя), подбор соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера действующего лица.
Выделение в тексте описаний и повествований.
Составление планов к этим типам текстов и пересказ их по плану.
Работа над кратким пересказом и пересказом с элементами рассуждения.
Выделение незнакомых слов в тексте, их объяснение. Работа над образностью языка произведения.
Разыгрывание диалогов действующих лиц произведения с сохранением авторской лексики.
Развитие умения доказывать (с помощью учителя) принадлежность произведения или его фрагмента к определенному жанру.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение художественной литературы с последующим обсуждением.
Работа с текстом
Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев, выделять части текста. Определение основной мысли каждой части и произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нем нравственных истин.
Составление характеристики героев путем отбора соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера.
Составление разных видов пересказов (сжатого, творческого, с элементами рассуждения) с опорой на план. Формирование умения отбирать в произведении материал, необходимый для составления рассказа на заданную тему. Составление рассказов по предложенной теме на материале нескольких произведений.
Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя).
Формировать умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.
Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий.
Самостоятельное озаглавливание данных частей в простых по содержанию текстах.
Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного.
Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа.
Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли учителя, составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения.
Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и словосочетаний, употребленных в переносном значении, установление их роли (с помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев.
Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять незнакомые слова из текста и объяснять их.
Определение жанровых особенностей произведения.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).
4 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п |
Раздел/тема |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
I |
Введение
|
3 |
|
1 |
Образное отражение жизни в литературе |
1 |
Выявление знаний учащихся по данной теме. Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку, знания учащихся. Совершенствование техники чтения. Работа над устными высказываниями учащихся, работа в парах |
2 |
Жанры литературы |
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку, знания учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа над устаревшими словами и выражениями. Работа над выразительными средствами языка. Словесное рисование |
3 |
О книге и чтении
|
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку, знания учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа над устаревшими словами и выражениями. Работа над выразительными средствами языка. Словесное рисование. Выборочное чтение. Анализ произведения по вопросам учителя. |
II |
Устное народное творчество |
5 |
|
1 |
Сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, считалочки как отражение культурных и этических ценностей народа. |
2 |
Выявление знаний учащихся по данной теме. Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку, знания учащихся. Работа над пониманием особенностей устного народного творчества. Совершенствование техники чтения. Работа над устными высказываниями учащихся, работа в парах. Работа над устаревшими словами и выражениями. |
2 |
Красота и доброта народных песен |
1 |
Выявление знаний учащихся по данной теме. Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку, знания учащихся. Работа над пониманием особенностей устного народного творчества. Совершенствование техники чтения. Работа над устными высказываниями учащихся, работа в парах. Выборочное чтение. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над устаревшими словами и выражениями. |
3 |
Переносный и прямой смысл пословиц и поговорок |
1 |
Выявление знаний учащихся по данной теме. Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку, знания учащихся. Работа над пониманием особенностей прямого и переносного значения пословиц. Совершенствование техники чтения. Работа над устными высказываниями учащихся, работа в парах.
|
4 |
Особенности народных сказок |
1 |
Выявление знаний учащихся о народных сказках. Работа над понимаем особенностей сказки, видов сказок. Работа над устными высказываниями учащихся, работа в парах. Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. |
III |
Литературные сказки
|
6 |
|
1 |
А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители» |
2 |
Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Сопоставление пословиц с содержанием текста сказки |
2 |
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
2 |
Работа над устными высказываниями учащихся, работа в парах. Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Деление текста на части, озаглавливание частей. Рассказывание сказки по плану с использованием сказочных слов и выражений. |
3 |
П. Бажов. Сказы. «Малахитовая шкатулка»
|
2 |
Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Деление текста на части, озаглавливание частей. Рассказывание сказки по плану с использованием сказочных слов и выражений. |
II |
Из произведений русской литературы ХIХ века |
16 |
|
1 |
А. С. Пушкин «Желание», «К Наталье» |
1 |
Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества А.С. Пушкина. Совершенствование техники чтения. Работа над выборочным чтением. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Работа с иллюстративным материалом, произведениями искусства, музыкальными произведениями. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Характеристика персонажей. Словесное рисование. Деление текста на части, озаглавливание частей, пересказ по тексту. Выяснение отношения автора к персонажам. Составление рассказа. |
2 |
А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама» (отрывок)
|
3 |
Совершенствование техники чтения. Работа над выборочным чтением. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Работа с иллюстративным материалом, произведениями искусства, музыкальными произведениями. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Характеристика персонажей. Словесное рисование. Деление текста на части, озаглавливание частей, пересказ по тексту. Выяснение отношения автора к персонажам. Составление рассказа. |
3 |
М.Ю. Лермонтов «Благодарю», «Мы случайно сведены любовью»
|
1 |
Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества М.Ю. Лермонтова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях М.Ю. Лермонтова. Самостоятельное составление вопросов к тексту. Работа над выразительным чтением. Анализ стихотворений по вопросам учителя. Заучивание стихотворения наизусть |
4 |
М.Ю. Лермонтов. Глава «Княжна Мери» (из романа «Герой нашего времени»)
|
3 |
Совершенствование техники чтения. Работа над выборочным чтением. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Работа с иллюстративным материалом, произведениями искусства, музыкальными произведениями. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Характеристика персонажей. Словесное рисование. Деление текста на части, озаглавливание частей, пересказ по тексту. Выяснение отношения автора к персонажам. Составление рассказа. |
5 |
Отражение личной судьбы в стихотворениях А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
|
1 |
Беседа с опорой на знания учащихся. Работа над выразительным чтением текста. Работа с иллюстративным материалом. Анализ стихотворений по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Деление стихотворения на части. Устное словесное рисование. Составление рассуждений. Определение главной мысли. |
6 |
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик»
|
3 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества М.Е. Салтыкова – Щедрина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Характеристика персонажей. Словесное рисование. Работа над выразительными средствами языка. Работа над пересказом от 1-го лица по данному началу. Высказывание собственного мнения о прочитанном, коллективное обсуждение. |
7 |
А. Куприн. Повесть «Олеся» |
3 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. Куприна. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Характеристика персонажей. Словесное рисование. Работа над выразительными средствами языка. Работа над пересказом от 1-го лица по данному началу. Высказывание собственного мнения о прочитанном, коллективное обсуждение. |
8 |
Внеклассное чтение. Лирика М.Ю. Лермонтова |
1 |
Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Деление стихотворения на части. Устное словесное рисование. Составление рассуждений. Определение главной мысли. Беседа с опорой на знания учащихся. Работа над выразительным чтением текста. Работа с иллюстративным материалом. Анализ стихотворений по вопросам учителя. |
IV |
Из русской литературы XX века
|
54 |
|
1 |
А.М. Горький. Рассказ «Челкаш» |
4 |
Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества М. Горького. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях М. Горького. Самостоятельное составление вопросов к тексту. Работа над характеристикой персонажей. Словесное рисование. Определение главной мысли произведения. |
2 |
С.А. Есенин «Топи да болота…» |
1 |
Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества С.А. Есенина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов к тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях С.А. Есенина. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности. Заучивание стихотворения наизусть |
3 |
В.В. Маяковский "Стихи о советском паспорте" |
1 |
Продолжение знакомства с биографией и основными этапами творчества В.В. Маяковского. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов к тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях В.В. Маяковского. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности. |
4 |
А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире»
|
3 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.П. Платонова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героя. Составление словесного портрета. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Соотнесение событий, описанных в тексте произведения, с реальными историческими событиями. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения. |
5 |
o К.М. Симонов "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ..." |
1 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества К.М. Симонова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов к тексту. Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности. Выборочное чтение. Словесное рисование. |
6 |
o К.М. Симонов "Жди меня" |
1 |
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов к тексту. Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности. Выборочное чтение. Словесное рисование. Заучивание стихотворения наизусть |
7 |
o К.М. Симонов "Родина" |
1 |
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов к тексту. Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности. Выборочное чтение. Словесное рисование. |
8 |
М.А. Шолохов «Судьба человека» |
4 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества М.А. Шолохова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героя. Составление словесного портрета. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Соотнесение событий, описанных в тексте произведения, с реальными историческими событиями. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения. |
9 |
В.П. Астафьев. Рассказ «Где-то гремит война» o |
2 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества В.П. Астафьева. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героя. Составление словесного портрета. Работа над пересказом. Работа над основной мыслью произведения. Соотнесение событий, описанных в тексте произведения, с реальными историческими событиями. Высказывание своего мнения о прочитанном. Коллективное обсуждение произведения. |
10 |
А.Т. Твардовский «Снега потемнеют синие…» |
1 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.Т. Твардовского. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов к тексту. Беседа с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности. Выборочное чтение. Словесное рисование. Заучивание стихотворения наизусть |
11 |
Внеклассное чтение. Стихи С.А. Есенина |
1 |
Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Деление стихотворения на части. Устное словесное рисование. Составление рассуждений. Определение главной мысли. Беседа с опорой на знания учащихся. Работа над выразительным чтением текста. Работа с иллюстративным материалом. Анализ стихотворений по вопросам учителя. |
12 |
o Б.Л. Пастернак «Никого не будет в доме…» |
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности. Выборочное чтение. Словесное рисование. Выяснение позиции автора. Коллективное обсуждение. Заучивание стихотворения наизусть |
13 |
Н.А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…»
|
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности. Выборочное чтение. Словесное рисование. Выяснение позиции автора. Коллективное обсуждение. |
14 |
И.А. Гофф «Русское поле»
|
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности. Выборочное чтение. Словесное рисование. Выяснение позиции автора. Коллективное обсуждение. |
15 |
Ф. Сологуб «Забелелся туман за рекой…»
|
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности. Выборочное чтение. Словесное рисование. Выяснение позиции автора. Коллективное обсуждение. |
16 |
Н.М. Рубцов «Тихая моя родина» o |
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности. Выборочное чтение. Словесное рисование. Выяснение позиции автора. Коллективное обсуждение. Заучивание стихотворения наизусть |
17 |
Д.С. Лихачёв «Земля родная» (отрывки)
|
6 |
Совершенствование техники чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики персонажей. Работа с иллюстративным материалом. Озаглавливание частей текста. Пересказ по плану. Работа со сложными для понимания словами и выражениями. Выделение главной мысли произведения. Коллективное обсуждение. |
18 |
Внеклассное чтение. Стихи К. Симонова |
1 |
Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Деление стихотворения на части. Устное словесное рисование. Составление рассуждений. Определение главной мысли. Беседа с опорой на знания учащихся. Работа над выразительным чтением текста. Работа с иллюстративным материалом. Анализ стихотворений по вопросам учителя. |
19 |
М.М. Зощенко. Рассказ «Беда»
|
2 |
Совершенствование техники чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики персонажей. Работа с иллюстративным материалом. Озаглавливание частей текста. Пересказ по плану. Работа со сложными для понимания словами и выражениями. Выявление смешного и комичного в поизведении. Выделение главной мысли произведения. Коллективное обсуждение. |
20 |
В.М. Шукшин. Рассказ «Микроскоп»
|
2 |
Совершенствование техники чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики персонажей. Работа с иллюстративным материалом. Озаглавливание частей текста. Пересказ по плану. Работа со сложными для понимания словами и выражениями. Выделение главной мысли произведения. Коллективное обсуждение. |
21 |
В.М. Шукшин. Рассказ «Жатва» |
3 |
Совершенствование техники чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики персонажей. Работа с иллюстративным материалом. Озаглавливание частей текста. Пересказ по плану. Работа со сложными для понимания словами и выражениями. Выделение главной мысли произведения. Коллективное обсуждение. |
22 |
Ч. Айтматов. Повесть «Пегий пёс, бегущий краем моря» (отрывки)
|
4 |
Работа с иллюстративным материалом. Озаглавливание частей текста. Пересказ по плану. Работа со сложными для понимания словами и выражениями. Выделение главной мысли произведения. Коллективное обсуждение. Совершенствование техники чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики персонажей. |
23 |
Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге»
|
1 |
Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Деление стихотворения на части. Устное словесное рисование. Составление рассуждений. Определение главной мысли. Беседа с опорой на знания учащихся. Работа над выразительным чтением текста. Работа с иллюстративным материалом. Анализ стихотворений по вопросам учителя. |
24 |
Б.Ш. Окуджава "Давайте говорить друг другу комплименты" |
1 |
Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Деление стихотворения на части. Устное словесное рисование. Составление рассуждений. Определение главной мысли. Беседа с опорой на знания учащихся. Работа над выразительным чтением текста. Работа с иллюстративным материалом. Анализ стихотворений по вопросам учителя. Заучивание стихотворения наизусть |
25 |
Б.Ш. Окуджава "Песенка об Арбате", "Мы за ценой не постоим ..." |
1 |
Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Деление стихотворения на части. Устное словесное рисование. Составление рассуждений. Определение главной мысли. Беседа с опорой на знания учащихся. Работа над выразительным чтением текста. Работа с иллюстративным материалом. Анализ стихотворений по вопросам учителя. |
26 |
А.Г. Алексин. Рассказ «Третий в пятом ряду»
|
4 |
Работа с иллюстративным материалом. Озаглавливание частей текста. Пересказ по плану. Работа со сложными для понимания словами и выражениями. Выделение главной мысли произведения. Коллективное обсуждение. Совершенствование техники чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики персонажей. |
27 |
В. Железников. Повесть «Чучело» (отрывки)
|
4 |
Работа с иллюстративным материалом. Озаглавливание частей текста. Пересказ по плану. Работа со сложными для понимания словами и выражениями. Выделение главной мысли произведения. Коллективное обсуждение. Совершенствование техники чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики персонажей. |
|
Зарубежная литература |
18 |
|
1 |
Жюль Верн. Роман «Таинственный остров» (отрывки) |
5 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества Ж. Верна. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов к тексту. Совершенствование техники чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристик персонажей. Работа с иллюстративным материалом. Выделение главной мысли отрывка романа. Коллективное обсуждение. |
2 |
Дж. Лондон. Рассказ «Любовь к жизни» |
4 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества Дж. Лондона. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов к тексту. Совершенствование техники чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристик персонажей. Работа с иллюстративным материалом. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение. |
3 |
О. Генри. Новелла «Дары волхвов» |
4 |
Знакомство с биографией и основными этапами творчества О. Генри. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов к тексту. Совершенствование техники чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристик персонажей. Работа с иллюстративным материалом. Выделение главной мысли новеллы. Коллективное обсуждение. |
4 |
Внеклассное чтение. Рассказы Джека Лондона |
1 |
Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное составление вопросов к тексту. Совершенствование техники чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристик персонажей. Работа с иллюстративным материалом. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение. |
5 |
Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература» |
1 |
Обсуждение произведений зарубежных писателей. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом. Анализ произведений по вопросам учителя. Коллективное обсуждение. |
6 |
Резервный урок |
3 |
|
Итого |
|
102 |
|
5 Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 11 классе:
1-й уровень (минимальный):
- уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;
- участвовать в анализе произведения;
- выбирать из данных заглавия к выделенным частям;
- пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;
- высказывать свое отношение к поступкам действующих лиц и событиям;
- учить стихотворения наизусть;
- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту.
2-й уровень (достаточный):
- читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;
- читать про себя доступные по содержанию тексты самостоятельно;
- выделять идею произведения (с помощью учителя);
- называть главные черты характера героев, подтверждать их фактами из произведения;
- самостоятельно делить простой по содержанию текст на части и озаглавливать их;
- ставить вопросы к тексту и задавать их классу;
- выделять незнакомые слова, опираясь на контекст (с помощью учителя);
- использовать образные средства языка в составлении характеристики героев, описании событий и пересказе;
- выучить наизусть 6-8 стихотворений;
- читать внеклассную литературу и принимать участие в ее обсуждении.
6 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Оборудование класса:
- классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- классная меловая доска;
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран;
- рабочие места для обучающихся и учителя;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;
- мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по чтению;
- репродукции картин, наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по чтению;
- методические и учебные материалы по предмету.
7 Литература
Для учителя
1. Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия «Коррекционная педагогика»)
Для учащихся
1. Тексты художественных произведений в соответствии с данной программой.
Приложение 1
Критерии оценивания образовательных результатов
Критериями оценки являются: полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности, прилежание, отношение к учебе.
При выставлении оценки учитывается:
-овладение речевой деятельностью;
-полноценное восприятие и понимание устной и письменной речи;
-умения и навыки грамотного чтения;
- умения и навыки владения самостоятельным пересказом;
- умения и навыки составления плана пересказа.
Оценка устных ответов:
При выставлении оценки учитывается:
-успешность овладения техникой чтения;
-правильность работы с текстом;
-умение практически применять свои знания;
-последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если:
- обучающийся: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает правильно на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; различает тему и идею произведения, выявляет характерные черты литературного героя, понимает юмор; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится, если:
- обучающийся: читает, в основном, правильно, бегло; допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы при передачи содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; различает тему и идею произведения, выявляет характерные черты литературного героя, понимает юмор с незначительной помощью учителя; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится, если:
- обучающийся: читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-2 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; затрудняется назвать тему и идею произведения, выявляет характерные черты литературного героя только с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится, если:
- обучающийся затрудняется в правильном, беглом чтении; не может формулировать ответы; работа с текстом не удается даже при помощи учителя; не называет главных действующих лиц произведения; не пересказывает тексты; не заучивает наизусть стихотворные тексты.
Оценка изложений и сочинений:
При выставлении оценки учитывается: правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
Оценка «5» ставится ученику за:
-правильное, полное, последовательное изложение авторского текста без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки
Оценка «4» ставится за:
-написание без искажений авторского текста (темы), пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на смысл, допускаются 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится:
-написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
Оценка «2»ставится:
-если имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.