Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Деловое и творческое письмо (практикум). 11 класс. Вариант II.
Оценка 4.9

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Деловое и творческое письмо (практикум). 11 класс. Вариант II.

Оценка 4.9
docx
08.11.2022
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Деловое и творческое письмо  (практикум). 11 класс. Вариант II.
РПД 11 кл Деловое и творч. письмо.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
    ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
____________________________________________________________________________
     693021, г. Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69, Тел/факс (4242)556120  
E-mail:skhool-skosh@yuzhno-sakh.ru

Рассмотрено

методическим объединением

Протокол № 1

от ___ августа 2022 г.

Согласовано к утверждению

на педагогическом совете

Протокол № 1

от ___ августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ___

от ___ августа 2022 г.

Директор школы

 

________ О.В. Михаленкова

 

 

 

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

«Деловое и творческое письмо (практикум)»

Вариант II

 

11 «в»  класс

 

Срок реализации программы  2022-2023 учебный год

 

 

 

Составитель: С.Ю. Рубцова

 

 

 

Южно-Сахалинск  2022

Содержание

 

1

Пояснительная записка ……………………………………………….

 

3

2

Место  учебного предмета в учебном плане……………………….

 

7

3

Содержание учебного предмета…………………………………….

 

7

4

Тематическое  планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся………………..……………….        

 

11

5

Планируемые результаты освоения учебного предмета……………

 

18

6

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности…………………………………………………………..

 

 

22

7

Литература……………………………………………………………..

 

22

 

Приложение 1. Контрольные диктанты по предмету………………

 

25

         Приложение 2.     Критерии          оценивания      образовательных

         результатов……………………………………………………………     28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Задачами изучения предметной области «Русский (родной) язык» в V классе являются:  

  развитие  и  совершенствование  всех  видов  речевой  деятельности:  чтения,  письма,

слушания, говорения;  

  выработка  прочных  навыков  грамотного  письма  на  основе  изучения  элементарного

курса грамматики, правописания и развития речи;  

  формирование элементарной коммуникативной компетенции;  

  выработка  практического  навыка  устной  и  письменной  речи  с  целью  обогащения

словарного  запаса  и  активизации  словаря,  грамматического  строя  речи  учащихся,

формирования навыка грамотного письма;  

  совершенствование  умения  пользоваться  устной  и  письменной  речью,  делать  ее

правильной и точной, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и

письменной форме; 

  развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и

интереса  к  нему,  осознания  его  красоты  и  эстетической  ценности,  гордости  и

уважения к языку как части русской национальной культуры;

1 Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Деловое и творческое письмо (практикум)» для учащихся 11 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Учебного плана МБОУ КШ «Надежда» на 2022-2023 учебный год.

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

- Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида /Под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. -  Издательство: Владос, 2006 год.

Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методические комплексы:

 Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2017.

Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2017.

Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2009.

Рабочая программа определяет содержание предмета и последовательность его прохождения, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для  социальной адаптации.

Основная цель обучения деловому и творческому письму в 11 классе состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма.

Учебный материал по русскому языку (в плане усвоения грамматики и синтаксиса) остается в объеме ранее изученного в 5 – 9 классах. В 11 классе он дается в определенной последовательности в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для решения задач развития и формирования деловой и творческой письменной речи учащихся с проблемами в обучении.

Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает учащихся с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.  Деловое письмо представляет собой письменный диалог, решающий важнейшие вопросы экономико - правовой деятельности гражданина.

Программа представляет собой интегрированный курс русского языка и делового, и творческого письма. Курс русского языка включает в себя набор необходимых жизненно значимых теоретических сведений по грамматике, орфографии, синтаксису.

Цели:

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- помогать учащимся в усвоении стилевых особенностей деловой речи;

- научить овладевать простейшими жанрами деловых бумаг.

Задачи курса:

- познакомить с образцами деловых бумаг;

- дать понятие о формах, стандартах деловых бумаг, об их композиционных частях;

- помочь в практическом усвоении норм и правил составления деловых бумаг.

Программа имеет коммуникативную направленность. На первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся, использование приобретенных знаний и умений по русскому языку в практической деятельности и повседневной жизни. Состав коммуникативных действий, которыми в той или иной степени, в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей должны овладеть учащиеся 11 классов, включает в себя умения:

- слушать и слышать друг друга;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- представлять конкретное содержание и сообщать его в устной или письменной форме;

- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

С учетом формирования данных действий отобрано содержание программного материала, а также те методы, приемы и формы обучения, которые предлагаются для использования учителем на уроке с целью активизации общения учащихся.

Развитие коммуникативной компетентности в свою очередь оказывает существенное влияние на общее развитие, формирование нравственных качеств учащихся с нарушением интеллекта, обеспечивает их более успешную социальную адаптацию.

Большое значение имеет  работа, связанная с обогащением словарного запаса учащихся. В процессе обучения идет постепенное накопление словаря: существительных, прилагательных, глаголов, наречий, то есть всех основных частей речи. При этом предусматривается не только его количественное развитие, пополнение активного словаря новыми словами, речевыми оборотами, но и качественное: уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, синонимическим рядом.

Изучение раздела «Речь» в начале учебного года позволяет систематизировать и закрепить знания и умения учащихся по таким важным для речевого развития учащихся темам как «Речь как средство общения», «Диалог и монолог», «Текст», «Стили речи». В дальнейшем при изучении каждой темы наряду с повторением известных грамматических категорий и орфографических правил учащиеся учатся применять данный материал в речевой практике в ее устной или письменной форме. Систематизированная работа над предложением и текстом становится средством овладения учащимися коммуникативными умениями.

При изучении темы «Слово и его значение» знакомство с различными лексическими и фразеологическими понятиями расширяет представление учащихся о словарном составе русского языка, способствует обогащению словаря подростков, их общему развитию.

При изучении темы «Состав слова» учащиеся усваивают основные способы образования слов, упражняются в понимании значений, которые вносят в слова приставки и суффиксы.

В процессе изучения разных частей речи идет постепенное накопление словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий. При составлении различных высказываний учащиеся повторяют и закрепляют грамматические знания о тех частях речи, которые характерны для определенного стиля речи.

Работа над темой «Предложение» позволяет отработать у учащихся умения по составлению разных по структуре предложений. В дальнейшем данные умения закрепляются при анализе и составлении текстов разных типов и стилей.

Работа по развитию связной речи идет постоянно на протяжении всего изучаемого материала на отдельных этапах урока. Это работа с деформированным текстом, составление диалогов, комплексный анализ текстов, составление различных высказываний определенного типа и стиля речи с учетом речевой ситуации и т.д. Кроме этого, в программе предусмотрены специальные уроки развития речи, которые проводятся не реже одного раза в месяц. На этих уроках учащиеся пишут изложения и сочинения, различные по типу текста, стилю и жанру. Самостоятельной письменной работе предшествуют коллективный орфографический, грамматический и пунктуационный разборы текста. Предварительно составляется план, подбираются рабочие материалы, идет отработка речевых умений в устной форме.

Программа включает в себя формирование у учащихся навыков оформления деловых бумаг в соответствии с общепринятыми правилами. Работа по деловому письму проводится на отдельных уроках. Деловые бумаги пишутся по определенному плану, образцу, на специальных бланках или в свободной форме. Предварительно учащиеся обговаривают содержание документа, его назначение, орфографические и пунктуационные особенности. Проведение на таких уроках ролевых игр, составление устных диалогов по различным деловым ситуациям помогает учащимся правильно строить диалог при посещении различных учреждений (например, поликлиники, Центра занятости населения, почты, ЗАГСА и т.д.), совершенствует их коммуникативные навыки.

Для формирования у учащихся с интеллектуальными нарушениями      необ­ходимых умений по составлению деловых бумаг следует ис­ходить из актуализации основных признаков базовой модели речевой ситуации, делать опору на речевые штампы и клише, наполняя их в процессе упражнений различным содержанием. Образцы (клише) деловых бумаг: заявление о приеме на рабо­ту, заявление о приеме ребенка в дошкольное учреждение, служебная записка, образец трудового договора, автобиогра­фия (резюме) и др. составят некий справочник выпускника, которым он будет пользоваться в своей дальнейшей жизни.

Деловой стиль — это сообщение, которое носит характер деловой информации, делового указания. Он используется в различного рода  деловых бумагах: объявление, заявление, инструкция, справка, расписка и т.д. Задача деловой речи за­ключается в том, чтобы сообщить сведения, имеющие практи­ческое значение, и дать точные указания и рекомендации.

Программа предусматривает изучение новых слов с непроверяемыми орфограммами и трудных для понимания. Учащиеся знакомятся со значением слова, особенностями его правописания и произношения. Они учатся составлять с новым словом словосочетания и предложения, использовать его в предложенной речевой ситуации.

Материал по русскому языку основывается на социально-бытовой тематике, много текстов взято из художественных произведений, исторической литературы, книг по краеведению, географии, биологии. Это создает условия для установления на уроке межпредметных связей, формирования универсальных учебных действий, воспитания нравственных качеств у учащихся.

 

2 Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ КШ «Надежда» на 2022-2023 учебный год учебный предмет «Деловое и творческое письмо (практикум)» входит в предметную область «Язык и речь» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Деловое и творческое письмо (практикум)» в 11 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 102 часа в год, т.е. 3 часа в неделю (34 учебных недели).

 

3 Содержание учебного предмета

Содержание программы

Речь

Речь как средство общения. Значение речи в жизни человека. Культура речи. Виды устной и письменной речи (говорение, слушание, письмо, чтение). Речь как средство общения. Задачи и виды общения (спросить, попросить, отказаться, узнать, согласиться и т.д.).

Анализ речевых ситуаций с целью выявления задач общения.

Диалог и монолог. Диалог и монолог - основные формы речевых высказываний. Знаки препинания при диалоге.  Диалог в быту, семейный разговор. Учебный диалог, официальный разговор. Составление диалогов с опорой на ситуацию, тему, практическую деятельность, прочитанное произведение. Тема и основная мысль диалога. Тема и основная мысль монологического высказывания. Соотнесение заголовка, формулировки темы и основной мысли.

Текст. Типы монологической речи: описание, повествование, рассуждение. Основные признаки отличия одного типа речи от другого. Анализ текстов разных типов. Использование разных текстов в самостоятельных высказываниях.

Стили речи. Разговорный, деловой и художественный стили речи. Основные признаки текстов разных стилей: область применения, задача общения, участники общения, языковые средства. Анализ текстов разных стилей.

 

Слово

Слово и его значение. Лексическое значение слова. Толковые словари. Однозначные и многозначные слова. Различение прямого и переносного значения слова. Нахождение в текстах художественных произведений слов с переносным значением. Их роль в речи.

Слова, близкие по значению. Подбор синонимов. Их роль в речи. Слова, противоположные по значению. Подбор антонимов. Их роль в речи.

Средства языковой выразительности (сравнения, эпитеты).

Фразеологизмы. Замена фразеологизмов синонимичными словами. Значение фразеологических оборотов в речи.

Состав слова. Состав слова. Корень слова, однокоренные слова. Подбор однокоренных слов. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова.

Приставка. Образование слов с помощью приставки. Правописание гласных и согласных в приставках.

Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов оценки: -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ОВАТ-, -ЕВАТ-, -УШК-, -ОЧК-, -К-, -ИК- и т.д. Упражнения в образовании слов с помощью данных суффиксов. Наблюдение над их значением.

Образование слов с помощью суффиксов -ЕНИ-, -АНИ-, -ОСТЬ-, -СТВ- Упражнения в образовании слов с помощью данных суффиксов. Наблюдение над их значением.

Образование слов с помощью суффиксов и приставок.

Слово как часть речи. Повторение и обобщение знаний об основных частях речи (значение, грамматические признаки, роль в предложении).

 

Части речи

Имя существительное. Основные грамматические признаки. Значение в речи. Род имен существительных. Имена существительные общего рода. Склонение имен существительных. Типы склонений. Правописание безударных падежных окончаний существительных. Образование форм существительных множественного числа именительного падежа. Образование форм существительных множественного числа родительного падежа. Правописание существительных с основой на шипящую. Сложносокращенные имена существительные.

Имя прилагательное. Основные грамматические признаки. Значение в речи. Согласование имен прилагательных с именами существительными. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Правописание прилагательных на -ЬЕ, -ЬЯ, -ЬИ.

Местоимение. Местоимение и его роль в речи. Склонение местоимений. Правописание местоимений с предлогами.

Глагол. Основные грамматические признаки. Роль в речи. Лексические группы глаголов. Трудные случаи правописания глаголов: на -ТСЯ, -ТЬСЯ; на -ЧЬ; 2 лицо ед. ч. Использование временных форм глаголов в тексте.

Наречие. Наречие как часть речи. Виды наречий. Роль наречий в речи. Правописание наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-.

Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные. Согласование числительных с существительными (тридцать три тетради).

 

Предложение

Простое предложение. Порядок и связь слов в простом предложении.

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Упражнения в составлении предложений, разных по интонации и цели высказывания. Составление диалогов с использованием предложений, разных по интонации и цели высказывания.

Предложения с обращением. Знаки препинания при обращении. Составление и запись предложений и диалогов с обращением.

Простые предложения с одним главным членом. Составление предложений с одним главным членом - сказуемым. Роль данных предложений в речи. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Составление текстов-описаний и деловых текстов с использованием предложений с однородными членами.

Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с союзами И, А, НО. Дифференциация простых и сложных предложений с союзом И.

Сложные предложения со словами КОТОРЫЙ, ГДЕ, КОГДА, ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО. Анализ и составление небольших текстов-рассуждений с использованием сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях. Предложения с прямой речью (после слов автора). Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Анализ текстов с прямой речью.

 

Связная речь

Изложение текстов художественного повествования с элементами описания.

Сочинение-описание по картине художника.

Сочинение - художественное описание животного или предмета.

Сочинение - художественное описание пейзажа.

Сочинение-описание места на тему «Моя комната», «Улица, на которой я живу» и т.д.

 

Деловое письмо

Виды писем, письмо-приглашение, письмо-благодарность; письмо другу с рассказом о прочитанной книге или просмотренном фильме; объявление о пропаже, находке животного; памятки, инструкции,  расписка-отказ; автобиография; анкета; заявление о приеме на работу, увольнении, о материальной помощи; заявление в полицию; исковое заявление о взыскании долга; заявление на выдачу паспорта (на бланке); доверенность на получение денежных сумм; телеграмма; объяснительная записка.

 

Повторение пройденного за год

Речь. Стили речи. Слово.

Части речи.

Словосочетание. Предложение. Текст.

 

Словарные слова, изучаемые в 11 классе

Абажур, аплодисменты, аренда, гостиница, Государственная Дума, дефицит, диплом, диспетчер, иллюминация, иллюстрация, иммунитет, интервью, интерьер, инфляция, колледж, комментировать, компьютер, конкуренция, консультация, контракт, корреспондент, кроссовки, магистраль, майонез, миниатюра, нотариус, олигарх, ориентация, полис, президент, прогноз, редактор, стипендия, сувенир, транслировать, учреждение, эвакуация, эгоизм, экспресс, этикет (40 слов).

 

 

 

4 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

I

Речь. Текст

16

Слушать объяснение учителя.

Выполнять действия по инструкции учителя.

Выполнять задания по образцу.

Выполнять самопроверку, взаимопроверку.

Осуществлять самооценку.

Находить необходимую информацию в учебнике, словаре.

Моделирование ситуаций, обсуждение и анализ ситуаций.

Работа в парах, группах.

«Существенные признаки», «Классификация», «Что лишнее», «Найди общее».

Оформлять и составлять  простые виды деловых и творческих бумаг.

Списывать с печатного текста.

Упражнения в постановке пропущенных слов в предложении.

Редактирование деформированных предложений.

Составление рассказа от другого лица.

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям.

Дописывание предложений.

Определение границы предложений в тексте,  постановка необходимых знаков препинания в конце каждого предложения, озаглавливание текста.

Пересказ текста с опорой на вопросы.

Работа с диалогом (постановка знаков препинания, выразительное чтение).

 

1

Речь как средство общения

 

Значение речи в жизни человека

1

2

Культура речи. Виды устной и письменной речи (говорение, слушание, письмо, чтение)

1

3

Речь как средство общения. Задачи и виды общения

1

4

Диалог и монолог

1

5

Знаки препинания при диалоге

1

6

Составление диалогов с опорой на ситуацию, тему, практическую деятельность

1

7

Тема и основная мысль монологического высказывания

1

8

Текст. Типы монологической речи

1

9

Анализ текстов разных типов

1

10

Стили речи

 

Разговорный, деловой стили речи

1

11

Научный и художественный стили речи

1

12

Анализ текстов разных стилей

1

13

Деловое письмо. Виды писем

1

14

Письмо-приглашение, письмо-благодарность

1

15

Речевые штампы. Составление памятки с использованием речевых штампов

1

16

Изложение текста художественного повествования с элементами описания

1

II

Слово.  Деловое письмо

 

21

Слушать объяснение учителя.

Выполнять действия по инструкции учителя.

Выполнять задания по образцу.

Выполнять самопроверку, взаимопроверку.

Осуществлять самооценку.

Находить необходимую информацию в учебнике, словаре.

Моделирование ситуаций, обсуждение и анализ ситуаций.

Работа в парах, группах.

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря учебника.

Различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи).

Подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов.

Подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении.

Определять значение фразеологизмов.

«Существенные признаки», «Классификация», «Что лишнее», «Найди общее».

Оформлять и составлять  простые виды деловых и творческих бумаг.

Списывать с печатного текста.

Упражнения в постановке пропущенных слов в предложении.

Редактирование деформированных предложений.

Составление рассказа от другого лица.

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям.

Дописывание предложений.

Определение границы предложений в тексте,  постановка необходимых знаков препинания в конце каждого предложения, озаглавливание текста.

Пересказ текста с опорой на вопросы.

Работа с диалогом (постановка знаков препинания, выразительное чтение).

1

Слово и его значение 

 

Лексическое значение слова

1

2

Толковые словари

1

3

Однозначные и многозначные слова

1

4

Различение прямого и переносного значения слова

1

5

Контрольный диктант за I четверть

1

6

Работа над ошибками

1

7

Нахождение в текстах художественных произведений слов с переносным значением

1

8

Слова, близкие по значению. Подбор синонимов

1

9

Слова, противоположные по значению. Подбор антонимов

1

10

Средства языковой выразительности (сравнения, эпитеты)

1

11

Фразеологизмы. Замена фразеологизмов синонимичными словами

1

12

Деловое письмо. Письмо другу с рассказом о прочитанной книге или просмотренном фильме

1

13

Практическое использование аббревиатур в деловом письме

1

14

Состав слова. 

 

 Корень слова, однокоренные слова

1

Обобщить знания о составе слова, опираясь на рисунок, слова к рисунку и условные обозначения. Потренироваться в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов, объясняя, где надо, правописание в корне и приставке.

Обогатить словарь сложных слов новыми примерами. Различать сложные слова с соединительной гласной и без нее и объяснять, как они образованы.

Познакомиться со сложносокращенными словами, способами их образования и особенностями использования. Потренироваться в употреблении таких слов в устной и письменной речи.

Познакомиться с деловой бумагой – автобиографией. Обсудить план, по которому необходимо писать автобиографию. Перечислить обязательные данные и объяснить, какие из них ты не можешь раскрыть.

Оформлять и составлять  простые виды деловых и творческих бумаг.

15

Подбор однокоренных слов

1

16

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова

1

17

Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова

1

18

Приставка. Образование слов с помощью приставки

1

19

Правописание гласных и согласных в приставках

1

20

Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов

1

21

Деловое письмо. Объявление

1

III

Части речи. Деловое письмо

45

 

1

Имя существительное. 

 

Основные грамматические признаки

1

Повторить все известные грамматические признаки существительных, используя данные слова и сокращенные обозначения.

Тренироваться в описании предмета или явления только одними существительными. Подбирать близкие и противоположные по значению существительные и использовать их в устной и письменной речи. Пополнить словарь существительными, обозначающими черты характера: объяснять значение слов, включая их в предложения. Использовать существительные для сравнения одного предмета с другим.

Обобщить знания о склонении существительных в единственном и множественном числе, правописании безударных окончаний.

Находить и исправлять ошибки в употреблении падежных окончаний существительных для связи слов в словосочетаниях.

Познакомиться с несклоняемыми существительными и объяснить особенность их использования в речи. Пополнить словарь несклоняемыми существительными.

Обсудить с одноклассниками содержание незаконченного диалога. Сочинить конец диалога, используя в разговоре несклоняемые существительные.

Оформлять и составлять  простые виды деловых и творческих бумаг.

2

Род имен существительных

1

3

Склонение имен существительных

1

4

Правописание безударных падежных окончаний существительных

1

5

Контрольный диктант за II четверть

1

6

Работа над ошибками

1

7

Образование форм существительных множественного числа именительного падежа

1

8

Образование форм существительных множественного числа родительного падежа

1

9

Правописание существительных с основой на шипящую

1

10

Сложносокращенные имена существительные

1

11

Деловое письмо. Инструкции 

1

12

Сочинение-описание по картине художника

1

13

Имя прилагательное. 

 

Основные грамматические признаки прилагательного

1

Повторить все известные грамматические признаки прилагательных, используя данные слова и сокращенные обозначения. Использовать прилагательные разных семантических групп для описания предмета.

Употреблять прилагательные в прямом и переносном значении в словосочетаниях и предложениях.

Уметь доказывать согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже на конкретных примерах. Уметь находить и исправлять ошибки в согласовании прилагательных с существительными.

Проверять правописание безударных окончаний прилагательных.

Познакомиться с прилагательными, обозначающими признак по принадлежности, потренироваться в постановке вопросов к данным прилагательным.

Учиться склонять притяжательные прилагательные и правильно писать их в разных падежных формах, сохраняя разделительный мягкий знак перед падежными окончаниями.

Обсудить случаи необходимости писать объяснительные записки.

Учиться писать объяснительные записки на основе данного текста и плана деловой бумаги.

Оформлять и составлять  простые виды деловых и творческих бумаг.

14

Согласование имен прилагательных с именами существительными

1

15

Правописание падежных окончаний имен прилагательных

1

16

Правописание прилагательных на -ЬЕ, - ЬЯ, -ЬИ

1

17

Деловое письмо. Расписка

1

18

Сочинение - описание животного

1

19

Местоимение.

Значение местоимений в речи

1

Повторить все известные грамматические признаки местоимений, используя данные слова и сокращенные обозначения.

Объяснить значение местоимений в речи на примерах употребления их вместо существительных в рядом стоящих предложениях.

Обобщить знания о склонении местоимений и их правописании с предлогами.

Учиться находить  и исправлять речевые ошибки использования местоимений в предложении и тексте.

Проанализировать текст письма. Написать письмо, используя данные словосочетания с местоимениями. Составление автобиографии.

Оформлять и составлять  простые виды деловых и творческих бумаг.

20

Основные грамматические признаки местоимений

1

21

Склонение местоимений

1

22

Правописание местоимений с предлогами

1

23

Правописание личных местоимений в деловом письме

1

24

Деловое письмо.

Автобиография

1

25

Составление автобиографии

1

26

Глагол.

Значение действия предмета

1

Повторить все известные грамматические признаки глагола, используя данные слова и сокращенные обозначения.

Тренироваться в описании действий предмета с помощью однородных членов. Подбирать близкие и противоположные по значению глаголы и использовать их в устной и письменной речи. Использовать глаголы для выражения сравнения одного предмета с другим по их действию.

Учиться различать употребление глаголов в прямом и переносном значении. Тренироваться в употреблении глаголов в пря мом и переносном значении в словосочетаниях и предложениях.

Закрепить умение изменять глагол по лицам и числам.

Находить и исправлять ошибки в употреблении глаголов в неопределенной форме и со значением отрицания.

Познакомиться с повелительной формой глагола. Тренироваться в постановке вопросов к глаголам в повелительной форме единственного и множественного числа. Выделять из ряда данных глаголов глаголы в повелительной форме. Запомнить правило правописания мягкого знака перед -те и  -ся у глаголов в повелительной форме.

Обобщить знания о правописании глаголов.

Находить в повествовательном тексте скрытый диалог и переделывать текст в диалог, опираясь на схему и вопросы. Использовать в речи собеседников глаголы в повелительной форме.

Оформлять и составлять  простые виды деловых и творческих бумаг.

27

Основные грамматические признаки глагола

1

28

Трудные случаи правописания глаголов: на -ТСЯ, -ТЬСЯ; на -ЧЬ

1

29

Трудные случаи правописания глаголов: 2 лицо ед. ч.

1

30

Использование временных форм глаголов в тексте

1

31

Деловое письмо. Заявление

1

32

Сочинение - художественное описание пейзажа

1

33

Наречие.

Наречие как часть речи

1

Вспомнить, какая часть речи называется наречием и дополнить определение.

Тренироваться в использовании наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность.

Сочинить упражнения для утренней гимнастики, используя наречия, близкие и противоположные по значению.

Сравнивать употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значении. Упражняться в использовании подобных словосочетаний при составлении предложений. Ставить вопросы от глаголов к наречиям.

Усвоить правило правописания наречий с гласными а  и  о на конце. Упражняться в образовании данных наречий с помощью приставок.

Сравнивать однокоренные наречия и прилагательные. Коллективно составлять предложения с ними.

Использовать наречия в описании картин бытового жанра.

Оформлять и составлять  простые виды деловых и творческих бумаг.

34

Виды наречий

1

35

Правописание наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-

1

36

Правописание наречий с приставками В-, НА-, ЗА-

1

37

Контрольный диктант за III четверть

1

38

Работа над ошибками

1

39

Деловое письмо. Заявление на выдачу паспорта (на бланке)

1

40

Числительное.

Числительное как часть речи

1

Находить в тексте слова, называющие числа. Составлять сочетания числительных с существительными, подбирая примеры из реальной жизни.

Учиться различать числительные. Приводить примеры словосочетаний с числительными.

Запомнить, в каких случаях существительные употребляются с числительными в единственном числе, а в каких случаях – во множественном числе.

Познакомиться с написанием мягкого знака на конце и в середине слова у числительных. Запомнить правило правописания числительных.

Потренироваться в переводе чисел в числительные.

Прочитать статью о числах в деловых бумагах и обсудить полученную информацию.

Потренироваться в заполнении бланков доверенности.

Оформлять и составлять  простые виды деловых и творческих бумаг.

41

Количественные числительные

1

42

Порядковые числительные

1

43

Согласование числительных с существительными

1

44

Деловое письмо. Доверенность

1

45

Сочинение - художественное описание пейзажа

1

IV

Предложение. Деловое письмо

12

 

1

Простое предложение. 

 

Порядок и связь слов в простом предложении

1

Обобщить знания о простых и сложных предложениях.

Познакомиться со сложными предложениями с союзами что, чтобы, потому что, когда. Научиться правильно использовать данные союзы во второй части сложного предложения.

Выполнить ряд тренировочных упражнений, соединяя части сложных предложений союзами, дописывая вторую часть сложного предложения, заканчивая мысль в сложном предложении по вопросу.

Составить разные по содержанию объяснительные записки, используя данный план и «отрезки» предложений с союзами что, чтобы, потому что, когда.

Оформлять и составлять  простые виды деловых и творческих бумаг.

Списывать с печатного текста.

Упражнения в постановке пропущенных слов в предложении.

Редактирование деформированных предложений.

Составление рассказа от другого лица.

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям.

Дописывание предложений.

Определение границы предложений в тексте,  постановка необходимых знаков препинания в конце каждого предложения, озаглавливание текста.

Пересказ текста с опорой на вопросы.

Работа с диалогом (постановка знаков препинания, выразительное чтение).

 

2

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения

1

3

Составление диалогов с использованием предложений, разных по интонации и цели высказывания

1

4

Предложения с обращением. Знаки препинания при обращении

1

5

Простое предложение с однородными членами

1

6

Составление текстов-описаний и деловых текстов с использованием предложений с однородными членами

1

7

Сложное предложение. 

 

Сложные предложения без союзов и с союзами

1

8

Сложные предложения с союзами КОТОРЫЙ, ГДЕ, КОГДА, ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО

1

9

Анализ и составление небольших текстов-рассуждений с использованием сложных предложений

1

10

Предложения с прямой речью (после слов автора)

1

11

Фразы - клише устной деловой речи

1

12

Фразы - клише письменной деловой речи

1

V

Повторение

8

Слушать объяснение учителя.

Выполнять действия по инструкции учителя.

Выполнять задания по образцу.

Выполнять самопроверку, взаимопроверку.

Осуществлять самооценку.

Находить необходимую информацию в учебнике, словаре.

Оформлять и составлять  простые виды деловых и творческих бумаг.

 

1

Речь как средство общения

1

2

Контрольный диктант за год

1

3

Работа над ошибками

1

4

Слово и его значение

1

5

Части речи

1

6

Предложение

1

7

Резервный урок

2

Итого

 

102

 

 

 

5 Планируемые результаты освоения учебного предмета

У учащихся должны быть сформированы следующие умения:

 

Раздел «Речь»

1- й уровень

- анализировать речевые ситуации с целью выявления задач общения;

- вести диалог в соответствии с задачами речевого общения;

- выявлять принадлежность высказывания к определенному типу речи с точки зрения его назначения (повествование, описание);

- выявлять принадлежность готового текста к определенному стилю речи (разговорному, деловому или художественному) с точки зрения задач общения и использования языковых средств;

2- й уровень

- принимать посильное участие в составлении диалога;

- распознавать описание и повествование.

Разделы «Слово», «Части речи»

1- й уровень

- выявлять слова, значение которых требует уточнения;

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря учебника;

- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

- подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- определять значение фразеологизмов (простые случаи);

- разбирать слова по составу;

- указывать способ словообразования (простые случаи): с помощью приставки, суффикса, приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительными гласными;

- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;

- определять части речи: существительные, прилагательные, глаголы, личные местоимения, числительные, предлоги, союзы И, А, НО, частицу НЕ;

- определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;

- правильно использовать части речи в предложениях, не допускать ошибок в формах рода, падежа, числа имен существительных; числа, лица, времени глаголов; числа и лица местоимений; употреблении предлогов с именами существительными и местоимениями.

2- й уровень

- выявлять слова, значение которых требует уточнения;

- определять значение слова по тексту с помощью учителя или уточнять по словарю;

- подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов (с помощью учителя);

- определять значение фразеологизмов (простые случаи);

- разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно);

- образовывать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы с помощью учителя;

- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи с помощью учителя;

- различать части речи: существительные, прилагательные, глаголы, личные местоимения, числительные, предлоги, союзы И, А, НО, частицу НЕ с опорой на таблицу или с помощью учителя;

- определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу или с помощью учителя;

- правильно использовать части речи в предложениях, в случаях затруднения обращаться к помощи учителя.

 

Раздел «Предложение»

1- й уровень

- составлять предложения, разные по цели высказывания и по интонации, в зависимости от задач общения;

- составлять предложения и небольшие диалоги с использованием обращений;

- составлять простые предложения с однородными членами;

- составлять тексты-описания с использованием предложений с однородными членами;

- различать простые и сложные предложения;

- составлять сложные предложения без союзов, с союзами И, А, НО, со словами КОТОРЫЙ, ГДЕ, КОГДА, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, ЧТО;

- составлять небольшие тексты-описания и тексты-рассуждения с использованием сложных предложений;

2- й уровень

- составлять простые предложения с обращением, однородными членами, разные по интонации и цели высказывания, опираясь на схему, картинку, собственный опыт (с помощью учителя);

- распознавать простые и сложные предложения с помощью учителя;

- составлять сложные предложения, опираясь на схему, картинку, собственный опыт (с помощью учителя).

 

Содержательная линия «Развитие связной речи»

1- й уровень

- составлять и писать тексты-повествования делового стиля (памятки, инструкции, рецепты и т.д.) после предварительного разбора;

- писать изложения художественных текстов повествовательного и описательного характера после предварительного анализа (80-90 слов);

- писать сочинения повествовательного и описательного характера в разговорно-художественном стиле после предварительного анализа (80-90 слов);

- составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу;

- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

- владеть нормами речевого этикета в повседневном общении со взрослыми и сверстниками;

- писать письма с соблюдением норм речевого этикета;

2- й уровень

- писать изложения несложных повествовательных или описательных текстов (до 30 слов) после предварительной отработки содержания и языкового оформления по заданному плану и опорным словам;

- писать сочинения повествовательного и описательного характера в разговорно-художественном стиле после предварительного анализа (до 30 слов) по заданному плану, опорным словам самостоятельно или с помощью учителя;

- составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу самостоятельно или с помощью учителя;

- владеть нормами речевого этикета в повседневном общении со взрослыми и сверстниками;

- писать письма с соблюдением норм речевого этикета по опорным словам.

 

В области познавательных общих учебных действий учащийся должен (уметь):

- работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

- ориентироваться в учебной книге, в рабочих тетрадях по предмету;

- уметь находить нужную информацию в словаре учебной книги;

- работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций).

 

В области коммуникативных учебных действий:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

- освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

- понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;

- использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы);

в) в области регулятивных учебных действий:

- осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.

 

Для проверки усвоения программного материала  используются контрольно - измерительные материалы, предложенные в Приложении 1.

 Приложении 2 приведены критерии оценивания образовательных результатов.

 

 

6 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Оборудование класса:

- классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- классная меловая доска;

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- экран;

- рабочие места для обучающихся и учителя;

- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;

- мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку;

- таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку;

- репродукции картин, наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку;

- методические и учебные материалы по предмету.

 

7  Литература

 

Для учителя

1. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2017. – 208 с.

2. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2017.

3. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2009.

 

4. Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык: грамматика, текст, стили речи: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- 11-е изд.- М: Просвещение, 2005.-350с.

5. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ сост. Е.Я Кудрявцева. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 144 с.

 6. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. для студентов пед. вузов / А.К. Аксёнова, С.Ю. Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.

7. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: пособие для учителя / А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2004. – 143с.

8. Сборник упражнений. Русский язык.10-12 классы. Специальная (коррекционная) школа VIII вида. Из учебно-методического комплекта по русскому языку и математике для X-XII классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Центр «Школьная книга», 2006.

9. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках русского языка / К. П. Щепина.- М.: Просвещение,1990.

 

Для учащихся

1. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2017. – 208 с.

2. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2017.

3. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2009.

4.  Баранов  М.Т.  Школьный  орфографический  словарь  русского  языка/  М.Т. Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

5. Жуков  В.П.  Школьный  фразеологический  словарь  русского  языка /5-е    изд.,  перераб.  и доп.- М.: Русский язык, 2005.

6. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред.  Ф.П. Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.  

7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов / Под ред.   В.В. Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

8. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005

9. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005

10. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005

11. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005

12. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского  языка / А.Н. Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.  

 13. Розенталь  Д.Э.,  Теленкова  М.А.  Словарь  трудностей  русского  языка    /4-е  изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Контрольные диктанты и проверочные работы по предмету «Деловое и творческое письмо (практикум)» для учащихся 11 класса

Контрольно – измерительные материалы составлены по разделам и темам программы по русскому языку, что позволит выявить уровень понимания учащимися изученного материала по темам.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, в конце учебной четверти,  года.

Цель и содержание контрольной работы по русскому языку: получение объективной информации о состоянии уровня освоения предметных результатов по русскому языку в 11 классе у обучающихся с  интеллектуальными нарушениями, итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся по предмету.

Время выполнения работы рассчитано на один урок. Работа выполняется в тетрадях для контрольных работ.

 

 

Контрольный диктант за 1 четверть

 

Книга

   Отец принёс сыну новую книгу. Мальчик долго смотрел картинки. Художник нарисовал деревья, море, корабли, зверей.

    Откуда пришла книга? Кто придумал чудо из чудес? Жизнь книги берёт начало в лесу. От дерева до книги длинный путь. Люди срубили деревья, отвезли на фабрику. Рабочие распилили их, сварили бумажное тесто. Потом массу раскатали в тонкие полосы и свернули в рулоны. Готовую бумагу отправляют на книжную фабрику.

   Там есть наборный, печатный и переплётный цеха. Отсюда книга идёт в библиотеку, магазин, а потом к читателю.

(81 слово)

   

Задание: 

1. Подчеркнуть в первом предложении главные и второстепенные члены.

2. Найти в тексте диктанта слова с приставками, обозначьте приставки.

 

Контрольный диктант за 2 четверть

 

Кедровка

          Кедровка – лесная птица семейства вороновых. Обитает она в сибирской тайге.

           Созревают кедровые орешки. Кедровка начинает запасаться на зиму. К зиме трудолюбивая птичка успевает заготовить семьдесят тысяч орешков. И все надо спрятать! Ведь зимой кедровый орешек – редкая ценность. В одно большое дупло прятать рискованно. Такую кладовую легко найти. Поэтому кедровка прячет орешки примерно по пятнадцать штук. Всего получается до шести тысяч кладовых. Как же запоминает места кладовых птичка? Зрительная память у кедровки по объёму больше человеческой.

                              (75 слов)

 

Задание: 

1. В тексте диктанта подчеркнуть глаголы неопределённой формы.

2. В пятом предложении обозначить части речи.

 

 

Контрольный диктант за 3 четверть

 

Дивный цветок

Из далекой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было очень высокого роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными садовыми цветами. Цветок держался на прямом толстом стебле. Его украшали широкие нарядные листья. На большой круглой голове был венец  из нежных лепестков. Голова чудесного цветка напоминала солнце.

Растение любило тепло и всегда поворачивало своё лицо к яркому солнечному свету. По дивному цветку можно было узнавать время. Цветок и назвали -  подсолнечник. По имени яркого солнышка.

 

(80 слов)

 

Задание: 

1. В первом предложении обозначить части речи.

2. В тексте диктанта найти однокоренные слова, выделить корень.

3. Во втором предложении подчеркнуть имена прилагательные, определить число, род, падеж.

 

 

Годовой

контрольный диктант

 

Тень

Удивительная в лесу тишина. Лес отдыхает. Солнечные зайчики сидят смирно. Летит ленивая паутинка. Хорошо идти по такому лесу от полянки к полянке.

Чудный запах разносится по лесу. Идёшь и с каждым шагом отпиваешь глоток чистого воздуха. На поляне с брусничным настоем стоял медвежонок. Он что-то ловил. А поймать не мог. Малыш перекатывался, хватал, кусал, сердился. Медвежонок ловил свою тень. А она от него ускользала. Медвежонок переваливался с боку на бок. Он устал и сел. Послышался шум. Медвежонок бросился в кусты.

 

(80 слов)

 

Задание:

1. Разобрать по составу слова: чудный, поляне, медвежонок, перекатывался.

2. В шестом предложении обозначить части речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Критерии оценивания образовательных результатов

 

1 Оценка устных ответов

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Отметка «1» за устные ответы не ставится.

 

2 Оценка письменных работ учащихся

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.

Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.

Примерный объем текстов контрольных работ в V – 45-50 слов, VI – VII – 65-70 слов, VIII – X – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении  контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.

Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

V-IX классы

Отметка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.

Отметка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

Отметка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

Отметка «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.

В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.

б) две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:

- повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);

- не дописывание слов;

- пропуск одной части слова при переносе;

- повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:

Отметка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.

Отметка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Изложения и сочинения

Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В IV-V классах для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах – 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.

При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.

Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.

 Отметка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.

Отметка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.

Отметка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.

Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.

В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.

 

3 Итоговая оценка знаний и умений учащихся

За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одной отметкой.

При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.

Основанием для выставления итоговой оценки служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

 

Количество контрольных работ по четвертям

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего

2

1

1

1

5

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Содержание 1 Пояснительная записка ………………………………………………

Содержание 1 Пояснительная записка ………………………………………………

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Деловое и творческое письмо (практикум)» для учащихся 11 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: -

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Деловое и творческое письмо (практикум)» для учащихся 11 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: -

Учебный материал по русскому языку (в плане усвоения грамматики и синтаксиса) остается в объеме ранее изученного в 5 – 9 классах

Учебный материал по русскому языку (в плане усвоения грамматики и синтаксиса) остается в объеме ранее изученного в 5 – 9 классах

С учетом формирования данных действий отобрано содержание программного материала, а также те методы, приемы и формы обучения, которые предлагаются для использования учителем на уроке с…

С учетом формирования данных действий отобрано содержание программного материала, а также те методы, приемы и формы обучения, которые предлагаются для использования учителем на уроке с…

Работа над темой «Предложение» позволяет отработать у учащихся умения по составлению разных по структуре предложений

Работа над темой «Предложение» позволяет отработать у учащихся умения по составлению разных по структуре предложений

Задача деловой речи за­ключается в том, чтобы сообщить сведения, имеющие практи­ческое значение, и дать точные указания и рекомендации

Задача деловой речи за­ключается в том, чтобы сообщить сведения, имеющие практи­ческое значение, и дать точные указания и рекомендации

Текст. Типы монологической речи: описание, повествование, рассуждение

Текст. Типы монологической речи: описание, повествование, рассуждение

Склонение имен существительных

Склонение имен существительных

Постановка знаков препинания в предложениях

Постановка знаков препинания в предложениях

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся № п/п

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся № п/п

Изложение текста художественного повествования с элементами описания1

Изложение текста художественного повествования с элементами описания1

Корень слова, однокоренные слова 1

Корень слова, однокоренные слова 1

Пополнить словарь несклоняемыми существительными

Пополнить словарь несклоняемыми существительными

Обобщить знания о склонении местоимений и их правописании с предлогами

Обобщить знания о склонении местоимений и их правописании с предлогами

Сочинить упражнения для утренней гимнастики, используя наречия, близкие и противоположные по значению

Сочинить упражнения для утренней гимнастики, используя наречия, близкие и противоположные по значению

Выполнить ряд тренировочных упражнений, соединяя части сложных предложений союзами, дописывая вторую часть сложного предложения, заканчивая мысль в сложном предложении по вопросу

Выполнить ряд тренировочных упражнений, соединяя части сложных предложений союзами, дописывая вторую часть сложного предложения, заканчивая мысль в сложном предложении по вопросу

V Повторение 8

V Повторение 8

И, А, НО, частицу НЕ с опорой на таблицу или с помощью учителя; - определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу или…

И, А, НО, частицу НЕ с опорой на таблицу или с помощью учителя; - определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу или…

Содержательная линия «Развитие связной речи» 1- й уровень - составлять и писать тексты-повествования делового стиля (памятки, инструкции, рецепты и т

Содержательная линия «Развитие связной речи» 1- й уровень - составлять и писать тексты-повествования делового стиля (памятки, инструкции, рецепты и т

В области познавательных общих учебных действий учащийся должен (уметь): - работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект, менять…

В области познавательных общих учебных действий учащийся должен (уметь): - работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект, менять…

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида

Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида

Рабочая тетрадь 2 по русскому языку

Рабочая тетрадь 2 по русскому языку

Приложение 1 Контрольные диктанты и проверочные работы по предмету «Деловое и творческое письмо (практикум)» для учащихся 11 класса

Приложение 1 Контрольные диктанты и проверочные работы по предмету «Деловое и творческое письмо (практикум)» для учащихся 11 класса

Контрольный диктант за 2 четверть

Контрольный диктант за 2 четверть

Во втором предложении подчеркнуть имена прилагательные, определить число, род, падеж

Во втором предложении подчеркнуть имена прилагательные, определить число, род, падеж

Приложение 2 Критерии оценивания образовательных результатов 1

Приложение 2 Критерии оценивания образовательных результатов 1

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с…

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с…

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий

В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и…

В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2022