МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
____________________________________________________________________________
693021, г.
Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69, Тел/факс (4242)556120
E-mail:skhool-skosh@yuzhno-sakh.ru
Рассмотрено методическим объединением Протокол № 1 от ___ августа 2021 г. |
Согласовано к утверждению на педагогическом совете Протокол № 1 от ___ августа 2021 г. |
УТВЕРЖДЕНО Приказ № ___ от ___ августа 2021 г. Директор школы
________ О.В. Михаленкова |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«Этика»
Вариант I
9 «а» класс
9 «б» класс
Срок реализации программы 2021-2022 учебный год
Составитель: С.Ю. Рубцова
Южно-Сахалинск 2021
Содержание
1 |
Пояснительная записка ……………………………………………….
|
3 |
2 |
Место учебного предмета в учебном плане……………………….
|
7 |
3 |
Содержание учебного предмета…………………………………….
|
7 |
4 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся………………..………………. |
8 |
5 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета…………… |
12 |
6 |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности…………………………………………………………..
|
13 |
7 Список литературы……………………………………………………. 14
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно
отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно-нравственное, трудовое,
экологическое, эстетическое, здоровьесберегающее и физическое воспитание. Раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию и коррекцию развития обучения
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа содержит материал, помогающий учащимся с нарушением интеллек
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно
отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно-нравственное, трудовое,
экологическое, эстетическое, здоровьесберегающее и физическое воспитание. Раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию и коррекцию развития обучения
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа содержит материал, помогающий учащимся с нарушением интеллек
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно
отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, обеспечивают гражданское, духовно-нравственное, трудовое,
экологическое, эстетическое, здоровьесберегающее и физическое воспитание. Раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию и коррекцию развития обучения
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа содержит материал, помогающий учащимся с нарушением интеллек
Задачами изучения предметной области «Русский (родной) язык» в V классе являются:
• развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма,
слушания, говорения;
• выработка прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного
курса грамматики, правописания и развития речи;
• формирование элементарной коммуникативной компетенции;
• выработка практического навыка устной и письменной речи с целью обогащения
словарного запаса и активизации словаря, грамматического строя речи учащихся,
формирования навыка грамотного письма;
• совершенствование умения пользоваться устной и письменной речью, делать ее
правильной и точной, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
• развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и
интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и
уважения к языку как части русской национальной культуры;
1 Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Этика» для учащихся 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Учебного плана МБОУ КШ «Надежда» на 2021-2022 учебный год.
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы / под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2006.
Рабочая программа по этике определяет содержание учебного предмета и последовательность его прохождения, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Изучение этики в 9 классе имеет своей целью достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте обучающихся.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих;
- формирование представлений о морально - этических нормах поведения и общения и ориентация на их выполнение;
- формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде;
- развитие умения производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- саморегуляция поведения и деятельности;
- формирование потребности в соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;
- развитие социального опыта;
- развитие когнитивной и эмоциональной сферы.
Реализация данной рабочей программы осуществляется без использования учебников, но предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, произведений художественной литературы, фрагментов кинофильмов, а также выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизация, практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе.
Изучение предмета «Этика» направлено на развитие когнитивной и эмоциональной сфер учащихся. Специфические особенности развития личности детей с нарушением интеллекта требуют знания индивидуальных черт их характеров, интересов, а также гуманного и уважительного отношения к каждому ученику. Предлагаемый учебный предмет является интегративным. Его основой являются этические знания, но кроме собственно этических знаний, в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить этические знания, достичь целостного процесса формирования личности.
Содержание данной программы составляют три основных направления:
- знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;
- обучение подростка пониманию особенностей внутреннего мира окружающих людей, умению уважать их, правильно строить отношения с ними на основе анализа собственных ощущений, реакций, поведения;
- системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, обучение пониманию законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.
Система отбора в изложении учебного материала представлена в оптимальной и доступной форме для учащихся и создает условия для осознанного усвоения учебного материала. Программой предмета учитываются особенности обучающихся данной категории, им трудно осмысливать сложные моральные дефиниции, лежащие в основе нравственных отношений, а их регламентация в дидактической форме «это хорошо, а это плохо», не означает того, что учащиеся будут поступать по правилам «хорошо». Перед учащимися ставятся те или иные жизненные задачи, решение которых может зависеть от многих обстоятельств, поэтому на уроках этики их обучают осуществлять не ситуативный, а нравственный выбор (как бы ты поступил по совести, правде?). От учащихся не требуется точного воспроизведения правил и определений тех или иных нравственных законов и принципов, им дается общее представление об этих законах и принципах, опираясь на которые можно обращаться к сознанию учащихся, давая им возможность сделать свой выбор.
В условиях коррекционной школы сложно говорить о возможности сформированного морального сознания обучающихся, однако ещё сложнее вырабатывать правильное поведение, не опираясь на понимание и осознание подходов, лежащих в основах выбора той или иной формы поведения, а также переноса имеющегося опыта в иные ситуации. Предлагаемый учащимся материал максимально конкретизирован и структурирован, в нем выделены главные идеи, показана логика взаимосвязей; материал представлен в доступной, наглядной, запоминающейся и эмоционально насыщенной формах. Учащимся предлагается принимать самое непосредственное участие в процессе обсуждения и анализа изучаемой темы (проблемы), не быть пассивными слушателями и исполнителями требований учителя. Изучаемый материал опирается на жизненный опыт других людей и самих учащихся, будит их мысль, учит рассуждать о жизни и поступках людей, находить нужное нравственное решение в сложной ситуации, участвовать в дискуссиях, высказывать свою точку зрения. Весь этот процесс организуется, планируется и направляется учителем.
Основная идея, которая призвана донести до сознания учащихся в ходе работы по программе «Этика», определяется золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т.е. основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, развивать себя через уважение и возвышение других людей. Задача учебного предмета - убедить учащихся в том, что все люди равны в их стремлении к счастью, сохранению достоинства, каждый человек должен предъявить к себе такие же требования, какие он предъявляет к другим. Люди могут совершать ошибки, но они не должны нести беду и горе окружающим.
Программа учебного предмета по этике в 9 классе включает следующие разделы:
1. Условия, влияющие на деятельность человека.
2. Семья.
При изучении раздела «Условия, влияющие на деятельность человека» особое внимание уделяется отбору материала, на уроках не используются отвлеченные и малодоступные учащимся примеры. Материал опирается на личный опыт учащихся, конкретные дела поступки, оценивается с точки зрения нравственных категорий долга, совести, необходимости и т. д. У учащихся формируется представление о свободе личности в собственных действиях, поступках, праве выбора своего пути, однако, при этих условиях личность несет индивидуальную ответственность за собственный выбор. Выбор, в свою очередь, происходит под влиянием и с учетом многих факторов: чувства долга, складывающихся обстоятельств, общественного мнения, совести и др.
Раздел «Семья» предполагает знакомство учащихся с атмосферой семьи, взаимоотношениями в семье. Нередко примеры взаимоотношений в семье для многих учащихся оказываются негативными, поэтому, не ущемляя чувств детей, показывается возможность существования иных отношений для того, чтобы привлечь их внимание к нравственным способам построения их будущей семьи.
Основные задачи данного раздела:
- сформировать представления о проблемах создания и сохранения семьи;
- направить внимание юношей и девушек на понимание и анализ своих чувств и желаний относительно понятий (люблю, нравится);
- дать представление об эмоциональных, социальных и психологических аспектах проблемы взаимоотношения полов, их нравственно - правовой ответственности;
- дать некоторые практические умения по планированию и ведению семейного хозяйства;
- дать представление о приемах (способах) разрешения возможных конфликтов в семье;
- выявить представления учащихся относительно своей будущей семейной роли: муж — отец, жена — мать, а также об обязанностях и ответственности каждого члена семьи.
Этот раздел важен для детей-сирот, так как личного опыта проживания в семье и наблюдений за развитием семейных отношений эти учащиеся, как правило, не имеют, и в этой связи используется большее количество конкретных житейских примеров для анализа проблемных ситуаций.
Принцип коррекционной направленности обучения является одним из ведущих, поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, предусмотрено неоднократное повторение и закрепление пройденного материала. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
2 Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ КШ «Надежда» на 2021-2022 учебный год учебный предмет «Этика» входит в образовательную область «Обществознание» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Этика» в 9 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю (34 учебных недели).
3 Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Повторение»
Представления людей о добре и зле. Эволюция взглядов на добро и зло в ходе истории человеческого общества.
Индивидуально - личностные качества человека, их влияние на его характер и отношение к нему других людей.
Раздел 2. «Условия, влияющие на деятельность человека»
Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности.
Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений.
Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.
Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права.
Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки.
Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право, трудовое право (общее представление).
Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов по выбору учителя).
Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.
Раздел 3. «Семья»
Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток. Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье.
Кого и за что можно любить. Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки). Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.
Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.
Нравственность и сексуальность.
Почему ссорятся влюбленные. Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека.
Этика взаимоотношений юноши и девушки.
Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополучия семьи).
Молодая семья и ее первые шаги в семейной жизни. Помощь и поддержка друг друга, терпимость к привычкам и особенностям характера партнера, уважение.
Социальная роль молодоженов. Их обязанности. Взаимопомощь в молодой семье.
Что такое материнство, отцовство. Забота о воспитании детей — родительский долг. Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка. Формирование общих взглядов на процесс воспитания детей. Воспитание малыша в молодой семье.
Взаимоотношения с родителями, родственниками. Материальная и духовная связь с родителями. Влияние опыта прежней жизни супругов на процесс создания новой семьи.
Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи: естественные и искусственные, вещизм. Организация и ведение домашнего хозяйства (на примерах домоводства).
Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции. Нравственные правила общения, принятые в семье, в обществе друзей.
Нравственный портрет семьи, ее влияние на жизнь окружающих.
Мода: происхождение, история. Знаковая функция моды: определение принадлежности к определенному племени, классу, сословию. Ее роль в настоящее время: средство самовыражения, средство коммуникации, идентификации, средство приобретения общественного статуса. Правильное отношение к моде, свой стиль, соответствие материальным возможностям.
Семейные конфликты. Их происхождение и психологическая основа: неготовность (моральная, психологическая) супругов к выполнению своей семейной роли, различие взглядов, интересов, привычек, традиций, вмешательство и негативное влияние родителей, друзей, отсутствие понимания, взаимопомощи и т. д.
Предотвращение конфликтов, способы их разрешения.
Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества
4 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п |
Раздел/тема |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
I |
Повторение |
2 |
|
1 |
Представления людей о добре и зле |
1 |
Разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями; работа в паре, группе; выполнение различных ролей (лидера, исполнителя); оформление своих мыслей в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) |
2 |
Индивидуально - личностные качества человека |
1 |
Участие в беседе; комментированное чтение; устный рассказ по теме; подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста; составление словаря терминов и понятий; самостоятельная работа с источниками информации |
II |
Условия, влияющие на деятельность человека |
17 |
|
1 |
Что такое долг, его влияние на поведение личности |
1 |
Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; взаимообъяснение материала темы; учимся видеть добрые поступки вокруг; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; заполнение анкеты; дискуссия по теме; работа с изречениями и пословицами |
2 |
Что такое совесть, ее влияние на поведение личности |
1 |
Восприятие объяснения учителя; подготовка творческой беседы с членами семьи; составление вопросов для интервью по теме урока; взаимообъяснение материала темы; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции |
3 |
Что такое общественное мнение, его влияние на поведение личности |
1 |
Самостоятельная работа с источниками информации; взаимообъяснение материала темы; учимся видеть добрые поступки вокруг; разработка правил поведения в общественных местах; выполнение простого диагностического теста; анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы |
4 |
Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений |
2 |
Восприятие объяснения учителя; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); дискуссия по теме; работа с изречениями и пословицами; составление галереи образов (с последующей выставкой) |
5 |
Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки |
1 |
Составление словаря терминов и понятий; самостоятельная работа с источниками информации; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы; высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя) |
6 |
Что такое мораль и право |
1 |
Составление словаря терминов и понятий; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); импровизация ситуации; работа с сюжетными картинками |
7 |
История происхождения некоторых правовых норм |
1 |
Восприятие объяснения учителя; учимся видеть добрые поступки вокруг; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; работа с изречениями и пословицами; знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями; работа в паре, группе; выполнение различных ролей (лидера, исполнителя) |
8 |
Взаимосвязь морали и права |
1 |
Устный рассказ по теме; учимся видеть добрые поступки вокруг; разработка правил поведения в общественных местах; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы; высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии; разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями |
9 |
Деяние, направленное против другой личности |
1 |
Самостоятельная работа с источниками информации; разработка правил поведения в общественных местах; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; создание живой картины; разыгрывание ситуационно - ролевой игры по заданиям игровых карточек |
10 |
Наказание за проступки |
1 |
Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; комментированное чтение; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя) |
11 |
Общее представление об Уголовном праве |
1 |
Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; комментированное чтение; устный рассказ по теме; подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста; составление словаря терминов и понятий; преобразование информации из одной формы в другую с помощью учителя (составлять план, таблицу, схему) |
12 |
Общее представление о Гражданском праве |
1 |
Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; комментированное чтение; устный рассказ по теме; подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста; составление словаря терминов и понятий; преобразование информации из одной формы в другую с помощью учителя (составлять план, таблицу, схему) |
13 |
Общее представление о Трудовом праве |
1 |
Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; комментированное чтение; устный рассказ по теме; подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста; составление словаря терминов и понятий; преобразование информации из одной формы в другую с помощью учителя (составлять план, таблицу, схему) |
14 |
Ответственность человека по Уголовному праву |
1 |
Восприятие объяснения учителя; составление словаря терминов и понятий; самостоятельная работа с источниками информации; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями |
15 |
Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством |
1 |
Разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); импровизация ситуации; работа с изречениями и пословицами; разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен» |
16 |
Обобщающий урок по теме «Условия, влияющие на деятельность человека»
|
1 |
Взаимообъяснение материала темы; учимся видеть добрые поступки вокруг; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); дискуссия по теме; работа с изречениями и пословицами |
III |
Семья |
15 |
|
1 |
Что такое любовь и счастье. Представления о счастье у разных людей |
1 |
Участие в беседе; комментированное чтение; подготовка творческой беседы с членами семьи; учимся видеть добрые поступки вокруг; выставка рисунков по теме; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; дискуссия по теме |
2 |
Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки) |
1 |
Составление вопросов для интервью по теме урока; взаимообъяснение материала темы; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы; высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); импровизация ситуации |
3 |
Влюбленность и любовь. Романтическая любовь |
1 |
Участие в беседе; комментированное чтение; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; дискуссия по теме; работа с изречениями и пословицами; составление галереи образов (с последующей выставкой) |
4 |
Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека |
1 |
Восприятие объяснения учителя; учимся видеть добрые поступки вокруг; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями; разыгрывание ситуационно- ролевой игры по заданиям игровых карточек |
5 |
Этика взаимоотношений юноши и девушки |
1 |
Выполнение простого диагностического теста; анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы; дискуссия по теме; разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен»; разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями |
6 |
Брак и его мотивы |
1 |
Комментированное чтение; устный рассказ по теме; подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста; подготовка творческой беседы с членами семьи |
7 |
Молодая семья и ее первые шаги в семейной жизни |
1 |
Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; ролевая игра; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен» |
8 |
Социальная роль молодоженов. Их обязанности |
1 |
Разработка правил поведения в общественных местах; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); импровизация ситуации; дискуссия по теме; работа с изречениями и пословицами |
9 |
Что такое материнство, отцовство |
1 |
Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; взаимообъяснение материала темы; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); импровизация ситуации; дискуссия по теме; знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями |
10 |
Взаимоотношения с родителями, родственниками. |
1 |
Разработка правил поведения в общественных местах; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); импровизация ситуации; разыгрывание ситуационно- ролевой игры по заданиям игровых карточек |
11 |
Экономика и быт молодой семьи |
1 |
Подготовка творческой беседы с членами семьи; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями; работа с сюжетными картинками; решение задач по культуре поведения |
12 |
Нравственные правила общения, принятые в семье |
1 |
Составление вопросов для интервью по теме урока; взаимообъяснение материала темы; учимся видеть добрые поступки вокруг; разработка правил поведения в общественных местах; рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу; дискуссия по теме; работа с изречениями и пословицами; разыгрывание ситуационно- ролевой игры по заданиям игровых карточек |
13 |
Семейные конфликты. Их происхождение и психологическая основа |
1 |
Взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); импровизация ситуации; дискуссия по теме; работа с изречениями и пословицами |
14 |
Предотвращение конфликтов, способы их разрешения |
1 |
Восприятие объяснения учителя; учимся видеть добрые поступки вокруг; взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя); импровизация ситуации; дискуссия по теме; работа с изречениями и пословицами; разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен» |
15 |
Обобщающий урок по теме «Семья» |
1 |
Участие в беседе; работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; работа с сюжетными картинками; решение задач по культуре поведения; разыгрывание ситуационно- ролевой игры по заданиям игровых карточек |
Итого |
|
34 |
|
5 Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 9 классе:
- иметь общие представления о том, что такое долг, совесть, общественное мнение и их влияние на поведение личности;
- иметь представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества;
- понимать меры ответственности человека за свои поступки;
- представление о значении семьи (или людей, заменяющих ее) для воспитания и развития ребенка;
- о проблемах создания и сохранения семьи, об эмоциональных, социальных аспектах проблем взаимоотношения полов;
- приемы, способы разрешения возможных конфликтов в семье;
- этические правила в поведении юноши и девушки;
- общие представления о правовых основах семейно – брачных отношений;
- общие представления о правах и обязанностях родителей;
- нравственные правила общения, принятые в семье;
- распознавать противоправные деяния, направленные против другой личности;
- понимать, зачем человеку нужна мораль и почему именно с ней связано проявление гуманизма в повседневных отношениях людей;
- понимать и преодолевать сложности, возникающие во взаимоотношениях с родителями;
- понимать особенности окружающих их людей, опираясь на анализ
собственных ощущений, размышления, примеры поведения;
- уметь объяснять свои действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружающими: сверстниками, учителями, родителями;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.
6 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Оборудование класса:
- классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- классная меловая доска;
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран;
- рабочие места для обучающихся и учителя;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;
- мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы;
- репродукции картин, наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях;
- методические и учебные материалы по учебному предмету.
7 Список литературы
Для учителя
1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М., 1975.
3. Архарова Л.И., Гребёнкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений - М., 2005.
4. Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне - М., 2006.
5. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника - М.: Просвещение, 2012.
6. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя - М., 1982.
7. Васильева - Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. - М., 1992.
10. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребёнка – в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. - М., 2000.
11. Искусство жить достойно. Хрестоматия по этике - М.: Родина, 2014.
12. Камычек Я. Вежливость на каждый день - М., 2002.
13. Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей - М.: Просвещение, 2010.
14. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание - М.,2000.
15. Насонкина С.А. Уроки этикета - СПб., 2003.
16. Немов Р.С. Психологич. Книга 1. Общие основы психологии. – М.: Владос, 2004.
17. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета - М., 1999.
18. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я - М., 2003.
19. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах /
сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров - М., 1990.
20. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона - М., 1983.
21. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике - М., 1990.
22. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя - М., 2000.
23. Шемшурина А.И. Этическая грамматика - М., 2004.
24. Шипицина Л.М. Уроки общения для детей с нарушениями интеллекта» - СПб.: «Просвещение», 2006.
25. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения - СПб., 2005.
26. Этика: словарь изречений и афоризмов - М., 1994.
Для учащихся
1. Аникин В.П. Живая вода: сборник русских народных песен, сказок,
пословиц, загадок - М., 1987.
2. Волович А.И. Этика и этикет – М.: «Школьная пресса», 2005.
3. Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. - М., 1994.
4. Корчинова О.В. Детский этикет - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
5. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие - М., 2001.
6. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках - Екатеринбург: Средне-Уральское издательство, 1996.
7. Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим - М., 1999.
8. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении - М., 1987.
9. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
10. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях – Издательская группа АСТ., 2010.
11. Шалаева Г.П. Как вести себя дома – Издательская группа АСТ., 2010.
12. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе – Издательская группа АСТ, 2010.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.