Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Этика и психология семейной жизни". 10 класс. Вариант II.
Оценка 4.8

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Этика и психология семейной жизни". 10 класс. Вариант II.

Оценка 4.8
docx
08.11.2022
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Этика и психология семейной жизни". 10 класс. Вариант II.
РПД 10 класс Этика.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
    ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
____________________________________________________________________________
     693021, г. Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69, Тел/факс (4242)556120  
E-mail:skhool-skosh@yuzhno-sakh.ru

Рассмотрено

методическим объединением

Протокол № 1

от ___ августа 2021 г.

Согласовано к утверждению

на педагогическом совете

Протокол № 1

от ___ августа 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ___

от ___ августа 2021 г.

Директор школы

 

________ О.В. Михаленкова

 

 

 

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

«Этика и психология семейной жизни»

Вариант II

 

10 «в»  класс

 

Срок реализации программы  2021-2022 учебный год

 

 

 

 

Составитель: С.Ю. Рубцова

 

 

 

Южно-Сахалинск  2021

Содержание

 

1

Пояснительная записка ……………………………………………….

 

3

2

Место  учебного предмета в учебном плане……………………….

 

7

3

Содержание учебного предмета…………………………………….

 

8

4

Тематическое  планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся………………..……………….        

 

10

5

Планируемые результаты освоения учебного предмета……………

21

 

6

 

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности…………………………………………………………..

 

 

23

  7     Список литературы…………………………………………………….     23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Задачами изучения предметной области «Русский (родной) язык» в V классе являются:  

  развитие  и  совершенствование  всех  видов  речевой  деятельности:  чтения,  письма,

слушания, говорения;  

  выработка  прочных  навыков  грамотного  письма  на  основе  изучения  элементарного

курса грамматики, правописания и развития речи;  

  формирование элементарной коммуникативной компетенции;  

  выработка  практического  навыка  устной  и  письменной  речи  с  целью  обогащения

словарного  запаса  и  активизации  словаря,  грамматического  строя  речи  учащихся,

формирования навыка грамотного письма;  

  совершенствование  умения  пользоваться  устной  и  письменной  речью,  делать  ее

правильной и точной, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и

письменной форме; 

  развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и

интереса  к  нему,  осознания  его  красоты  и  эстетической  ценности,  гордости  и

уважения к языку как части русской национальной культуры;

1 Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Этика и психология семейной жизни» для учащихся 10 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Учебного плана МБОУ КШ «Надежда» на 2021-2022 учебный год.

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А. М. Щербаковой, Н. М. Платоновой -  Москва: ГИЦ «Владос»,  2010 г.        (программа «Этика и психология семейной жизни» (Матвеева Н.Б.) 

Рабочая программа  определяет содержание учебного предмета и последовательность его прохождения, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся по программе VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для  социальной адаптации.

Изучение этики и психологии семейной жизни  в 10 классе имеет своей целью создание условий для формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека. Помимо этого изучение  предмета  направлено на выработку у учащихся таких качеств как умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь, способствовать созданию крепкой и прочной семьи.

 Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

- формирование представления о семье, её роли в жизни человека;

- формирование представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;

- обучение правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, нравственным правилам поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;

- формирование представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи;

- формирование  представления о роли родителей в воспитании детей; ответственности родителей за жизнь, здоровье и воспитание детей;

- формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде;

- развитие умения производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- саморегуляция поведения и деятельности;

- формирование потребности в соблюдении правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;

- развитие социального опыта;

- развитие когнитивной и эмоциональной сферы.

Реализация данной рабочей программы осуществляется без использования учебников, но предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, произведений художественной литературы, фрагментов кинофильмов, а также выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работу с простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизацию, практических упражнений в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе.

Гуманизация общества немыслима без гуманизации отношений между мужчиной и женщиной в семье. Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья может дать тот образец, который бы соответствовал социально-нравственным нормам. Введение предмета «Этика и психология семейной жизни» направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся. Основным понятийным ядром учебного курса «Этика и психология семейной жизни» являются нравственно-этические знания.

Специфические особенности развития личности детей с нарушением интеллекта требуют знания индивидуальных черт их характеров, интересов, а также гуманного и уважительного отношения к каждому ученику. Предлагаемый учебный предмет является интегративным. Его основой являются этические знания, но кроме собственно этических знаний, в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить этические знания, достичь целостного процесса формирования личности.

Содержание данной программы составляют три основных направления:

- знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;

- обучение подростка пониманию особенностей внутреннего мира окружающих людей, умению уважать их, правильно строить отношения с ними на основе анализа собственных ощущений, реакций, поведения;

- системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, обучение пониманию законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.

Система отбора в изложении учебного материала представлена в  оптимальной и доступной форме для учащихся и создает условия для осознанного усвоения учебного материала. Программой предмета учитываются особенности обучающихся данной категории, им трудно осмысливать сложные моральные дефиниции, лежащие в основе нравственных отношений, а их регламентация в дидактической форме «это хорошо, а это плохо» не означает того, что учащиеся будут поступать по правилам «хорошо». Перед учащимися ставятся те или иные жизненные задачи, решение которых может зависеть от многих обстоятельств, поэтому  на уроках этики их обучают осуществлять не ситуативный, а нравственный выбор (как бы ты поступил по совести, правде?). От учащихся не требуется точного воспроизведения правил и определений тех или иных нравственных законов и принципов, им дается общее представление об этих законах и принципах, опираясь на которые можно обращаться к сознанию учащихся, давая им возможность сделать свой выбор.

В условиях коррекционной школы сложно говорить о возможности сформированного морального сознания обучающихся, однако еще сложнее вырабатывать правильное поведение, не опираясь на понимание и осознание подходов, лежащих в основе выбора той или иной формы поведения, а также переноса имеющегося опыта в иные ситуации. Предлагаемый учащимся материал максимально конкретизирован и структурирован, в нем выделены главные идеи, показана логика взаимосвязей; материал представлен в доступной, наглядной, запоминающейся и эмоционально насыщенной формах. Учащимся предлагается  принимать самое непосредственное участие в процессе обсуждения и анализа изучаемой темы (проблемы), не быть пассивными слушателями и исполнителями требований учителя. Изучаемый материал опирается на жизненный опыт других людей и самих учащихся, будит их мысль, учит рассуждать о жизни и поступках людей, находить нужное нравственное решение в сложной ситуации, участвовать в дискуссиях, высказывать свою точку зрения. Весь этот процесс  организуется, планируется и направляется учителем.

Основная идея, которая призвана донести до сознания учащихся в ходе работы по программе «Этика психология семейной жизни», определяется золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т.е. основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, развивать себя через уважение и возвышение других людей.

Программа учебного предмета по этике и психологии семейной жизни в 10 классе включает следующие разделы:

1. История и перспективы семьи и брака.

2. Особенности межличностных отношений юношества.

3. Семья.

4. Создание семьи.

В разделе «История и перспективы семьи и брака» характеризуются цели, задачи и содержание предмета. В этом разделе учащимся даются знания о возникновении семейно-брачных отношений в истории общества, рассматривается  характеристика современной семьи, даются обобщенные знания о  правовых основах брака, Семейном кодексе в России, обращается внимание на  национальные особенности семейных отношений.

Задача второго раздела «Особенности межличностных отношений юношества» состоит в том, чтобы дать учащимся знания о нравственных основах взаимоотношений юношей и девушек,  правилах «хорошего тона» во взаимоотношениях юношей и девушек,  проявлениях внешней культуры, источниках и предпосылках любви.

В разделе «Семья» раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности. Рассматриваются правила взаимоотношений и негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи, ролевые и социальные функции членов семьи.

Задача раздела «Создание семьи» состоит в том, чтобы дать учащимся знания о мотивах и причинах создания семьи; нравственной, материальной и физиологической готовности человека к созданию семьи; рождении и воспитании детей как цели брака, важности и наличии в каждой семье нескольких детей. Учащиеся познакомятся с нравственными качествами и жизненными умениями, важными для девушки и юноши, вступающих в брак.

Особое внимание обращается на сущность нравственных основ взаимоотношений влюбленных, подчеркиваются характерные черты поведения и устремленности влюбленных. На занятиях показывается несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу, с пьянством, наркоманией.

Воспитание качеств семьянина у школьников с интеллектуальными нарушениями и подготовка их к будущей семейной жизни не ограничиваются рамками данного учебного предмета, а являются общепедагогической задачей, которая разрешается в той или иной степени специфическими средствами каждого учебного предмета, всей системой обучения и воспитания в школе и семье.

Предмет “Этика и психология семейной жизни” может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества, ведь семья — это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви. По сути, уроки этики - это практикум по жизневедению, обращенный к сознанию учащихся, к тому, как развивающаяся личность понимает правила социального поведения и готовится к самостоятельной взрослой жизни.

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Каждая предыдущая тема содержит понятия, необходимые для изучения последующего материала.  

Принцип коррекционной направленности обучения является одним из ведущих, поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

         На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, предусмотрено неоднократное повторение и закрепление пройденного материала. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.

 

2 Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ КШ «Надежда» на 2021-2022 учебный год учебный предмет «Этика и психология семейной жизни» входит в предметную область «Обществознание» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Этика и психология семейной жизни» в 10 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 68 часа в год, т.е. 2 час в неделю (34 учебных недели).

 

3 Содержание учебного предмета

Раздел 1. «История и перспективы семьи и брака»

Введение в учебный   предмет «Этика и психология семейных отношений». Возникновение семейно-брачных отношений в истории общества. Характеристика современной семьи. Правовые основы брака: Семейный Кодекс в России. Национальные особенности семейных отношений.

 

Раздел 2. «Особенности межличностных отношений юношества»

Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек. Товарищество и дружба. Правила «хорошего тона» во взаимоотношениях юношей и девушек. Проявления внешней культуры. Секреты знакомства. Искусство делать подарки. Любовь как высшее человеческое чувство. Источник и предпосылки любви. Любовь и возраст: любви все возрасты покорны. Культура поведения влюбленных. Этикет любовных отношений.

 

Раздел 3. «Семья»

Что такое семья? Значение семьи в жизни человека

Духовные, дружеские, материальные связи в семье, общность взглядов, привычек, традиции семьи, семейные праздники. Уклад семейной жизни. Сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке, бабушке. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья; нравственные нормы брака.

Влияние семьи на формирование личности ребенка. Забота о воспитании детей. Родительский долг. Влияние предшествовавших связей на потомство. Воспитание детей в семье. Меры стимулирования интереса детей к семейно-бытовому труду. Приучение к труду и бережному использованию вещей. Культура досуга детей в семье.  Дети, компьютер, телевизор. Детские увлечения и их поощрения.

Обязанности родителей. Обязанности детей.

Родственники и родственные отношения. Этика отношений старших и младших членов семьи. Последствия нарушений семейных отношений. Азбука отношений: общения, уважения и любви, взаимопонимания, сопереживания, стремление быть понятым. Социальные и психологические аспекты взаимоотношений между родственниками. Серьезные противоречия в отношениях родственников как следствие потребности в самоутверждении. Способы преодоления сложностей, возникающих во взаимоотношениях с родителями: выяснение значения семьи для каждого члена семьи; важность влияния семьи для каждого члена семьи; бабушка и дедушка, их роль в поддержании семейного тепла, уюта, воспитания детей, взаимное уважение между членами семьи; причины недоразумений в семье; обсуждение способов выхода из проблемных ситуаций, возникающих в семье в силу тех или иных причин.

Правила поведения в семье, с родственниками. Психология межличностных отношений. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения в семье, возможные способы их разрешения. Этические нормы и правила «хорошего тона» во взаимоотношениях в семье.

 

Раздел 4. «Создание семьи»

Представление людей о семейном счастье. Что такое любовь и счастье, многообразность этих понятий, представление о счастье у разных людей: работа, семья, достаток. Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье. Осознание и принятие своего семейного опыта «Моя родословная». Кого и за что можно любить.

Причины создания семьи. Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи. Рождение и воспитание детей как цель брака, важность и наличие в каждой семье нескольких детей.

Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей – нравственная основа будущего благополучия в семье). Основные нормы брака: свободное избрание по свободной любви. Пожизненность супружеских уз. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества.

Выбор спутника жизни. Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки). Выбор партнера, знакомство, умение начать и поддерживать знакомство. Принятие другого человека как ценности. Достоинства и недостатки человека в их тесной связи, доверие.

Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак. Современная девушка. Понятие о женственности.  Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе.  Ложное отношение к женственности. Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек. 

Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак. Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши - оберегать и охранять достоинство и честь девушки.  Искаженные представления о мужественности.

Влюбленность и любовь. Что такое любовь и счастье.  Многозначность понятий «любовь» и «счастье». Духовная природа любви. Способность любить как выражение высшего уровня развития личности.  Особенности юношеской романтической любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека.  Воспитание культуры чувств - дружбы и любви. Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.  Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).

 Принятие решения о вступлении в брак. Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Психологическая готовность молодежи к браку. Распределение ролей и обязанностей в семье. Гражданский брак. Обручение и венчание; благословение нерасторжимости брака. Представление о современных формах брака: зарегистрированный, церковный, гражданский.

Как сообщить родителям о своем решении. Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки). Почему родители могут быть против брака. Материальная связь с родителями, духовная связь с родителями. Влияние опыта прежней жизни супругов на процесс создания новой семьи. Предложение о вступлении в брак.

 

4 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

I

История и перспективы семьи и брака

8

 

1

Введение в учебный предмет «Этика и психология семейной жизни»

1

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

преобразование информации из одной формы в другую с помощью учителя (составление таблицы).

2

Возникновение семейно-брачных отношений в истории общества

2

Участие в беседе;

комментированное чтение;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

подготовка творческой беседы с членами семьи;

обсуждение фрагмента кинофильма, посвященного вопросам дружбы, любви;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями.

3

Характеристика современной семьи

1

Тестовое анкетирование «Мои представления о семье»;

комментированное чтение;

устный рассказ по теме;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

взаимообъяснение материала темы;

учимся видеть добрые поступки вокруг;

выставка рисунков по теме;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции.

4

Правовые основы брака: Семейный Кодекс в России

2

Восприятие объяснения учителя;

комментированное чтение;

устный рассказ по теме;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

подготовка творческой беседы с членами семьи;

анализ проблемной ситуации.

5

Национальные особенности семейных отношений

1

Самостоятельная работа с источниками информации;

подготовка творческой беседы с членами семьи;

анализ проблемной ситуации;

составление вопросов для интервью по теме урока;

взаимообъяснение материала темы;

учимся видеть добрые поступки вокруг;

дискуссия по теме;

работа с изречениями и пословицами.

6

Обобщающий урок по теме «История и перспективы семьи и брака»

1

Взаимообъяснение материала темы;

учимся видеть добрые поступки вокруг;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

заполнение анкеты;

выполнение простого диагностического теста;

дискуссия по теме;

работа с изречениями и пословицами.

II

Особенности межличностных отношений юношества

14

 

1

Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек

1

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

анализ проблемной ситуации;

составление вопросов для интервью по теме урока;

учимся видеть добрые поступки вокруг;

дискуссия по теме.

2

Товарищество и дружба

2

Устный рассказ по теме;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

учимся видеть добрые поступки вокруг;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции.

3

Правила «хорошего тона» во взаимоотношениях юношей и девушек

2

Анализ проблемной ситуации;

взаимообъяснение материала темы;

учимся видеть добрые поступки вокруг;

разработка правил поведения в общественных местах;

ролевая игра;

разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен»;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями;

работа с сюжетными картинками;

решение этических задач.

4

Проявления внешней культуры

1

Составление словаря терминов и понятий;

разработка правил поведения в общественных местах;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы;

высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии.

5

Секреты знакомства

1

Работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

ролевая игра;

разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста);

импровизация ситуации.

6

Искусство делать подарки

1

Анализ проблемной ситуации;

учимся видеть добрые поступки вокруг;

выставка рисунков по теме;

разработка правил поведения в общественных местах;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

дискуссия по теме;

работа с изречениями и пословицами;

разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен».

7

Любовь как высшее человеческое чувство

1

Самостоятельная работа с источниками информации;

учимся видеть добрые поступки вокруг;

обсуждение кинофильмов, телепередач, посвященных вопросам дружбы, любви;

знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями.

8

Источник и предпосылки любви

1

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

комментированное чтение;

устный рассказ по теме;

самостоятельная работа с источниками информации;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями;

работа с сюжетными картинками.

9

Любовь и возраст: любви все возрасты покорны

1

Взаимообъяснение материала темы;

учимся видеть добрые поступки вокруг;

разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций;

работа с изречениями и пословицами;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями;

разыгрывание ситуационно-ролевой игры по заданиям игровых карточек.

10

Культура поведения влюбленных

2

Устный рассказ по теме;

анализ проблемной ситуации;

разработка правил поведения в общественных местах;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

импровизация ситуации;

дискуссия по теме;

работа с изречениями и пословицами;

разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен»;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями;

создание живой картины.

11

Обобщающий урок по теме «Особенности межличностных отношений юношества»

1

Участие в беседе;

устный рассказ по теме;

учимся видеть добрые поступки вокруг;

разработка правил поведения в общественных местах;

обсуждение рассказа, посвященного вопросам дружбы, любви;

дискуссия по теме;

работа с изречениями и пословицами;

разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен»;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями.

III

Семья

20

 

 

Что такое семья? Значение семьи в жизни человека

1

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

тестовое анкетирование «Мои представления о семье»;

комментированное чтение;

подготовка творческой беседы с членами семьи;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя);

составление галереи образов.

1

Духовные, дружеские, материальные связи в семье

3

Тестовое анкетирование «Мои представления о семье»;

комментированное чтение;

устный рассказ по теме;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

подготовка творческой беседы с членами семьи;

анализ проблемной ситуации;

составление вопросов для интервью по теме урока;

взаимообъяснение материала темы;

учимся видеть добрые поступки вокруг;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

ролевая игра.

2

Влияние семьи на формирование личности ребенка

4

Комментированное чтение;

устный рассказ по теме;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

подготовка творческой беседы с членами семьи;

анализ проблемной ситуации;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя);

импровизация ситуации;

дискуссия по теме;

работа с изречениями и пословицами.

3

Обязанности родителей

1

Подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

самостоятельная работа с источниками информации;

подготовка творческой беседы с членами семьи;

анализ проблемной ситуации;

составление вопросов для интервью по теме урока;

взаимообъяснение материала темы;

разыгрывание ситуационно-ролевой игры по заданиям игровых карточек.

4

Обязанности детей

 

1

Анализ проблемной ситуации;

взаимообъяснение материала темы;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

ролевая игра;

импровизация ситуации;

дискуссия по теме.

5

Родственники и родственные отношения

2

Составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

подготовка творческой беседы с членами семьи;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

ролевая игра;

анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы;

учимся работать в паре, группе.

6

Этика отношений старших и младших членов семьи

2

Комментированное чтение;

устный рассказ по теме;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

ролевая игра;

дискуссия по теме;

работа с изречениями и пословицами;

разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен».

7

Правила поведения в семье, с родственниками

3

Участие в беседе;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

подготовка творческой беседы с членами семьи;

работа с сюжетными картинками;

решение этических задач;

разыгрывание ситуационно-ролевой игры по заданиям игровых карточек.

8

Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения в семье

2

Устный рассказ по теме;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

анализ проблемной ситуации;

составление вопросов для интервью по теме урока;

взаимообъяснение материала темы;

учимся видеть добрые поступки вокруг;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями.

9

Обобщающий урок по теме «Семья»

1

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

тестовое анкетирование «Мои представления о семье»;

комментированное чтение;

устный рассказ по теме;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

дискуссия по теме;

составление галереи образов.

IV

Создание семьи

26

 

1

Представление людей о семейном счастье

1

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

взаимообъяснение материала темы;

учимся видеть добрые поступки вокруг;

выставка рисунков по теме;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

обсуждение кинофрагмента, посвященного вопросам дружбы, любви;

разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями.

2

Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье

1

Восприятие объяснения учителя;

составление вопросов для интервью по теме урока;

взаимообъяснение материала темы;

выполнение простого диагностического теста;

анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе;

дискуссия по теме;

работа с изречениями и пословицами;

разыгрывание ситуационно-ролевой игры по заданиям игровых карточек.

3

Осознание и принятие своего семейного опыта «Моя родословная»

1

Тестовое анкетирование «Мои представления о семье»;

комментированное чтение;

устный рассказ по теме;

подготовка творческой беседы с членами семьи;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

импровизация ситуации;

преобразование информации из одной формы в другую с помощью учителя (составление плана, таблицы).

4

Кого и за что можно любить

1

Подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

анализ проблемной ситуации;

анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе;

высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста).

5

Причины создания семьи

1

 

Самостоятельная работа с источниками информации;

подготовка творческой беседы с членами семьи;

анализ проблемной ситуации;

взаимообъяснение материала темы;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

ролевая игра.

6

Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи

2

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

составление вопросов для интервью по теме урока;

взаимообъяснение материала темы;

учимся видеть добрые поступки вокруг;

разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций;

работа с изречениями и пословицами;

работа с сюжетными картинками;

решение этических задач.

7

Брак и мотивы вступления в брак

2

Комментированное чтение;

устный рассказ по теме;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

обсуждение кинофильмов, телепередач, посвященных вопросам дружбы, любви;

работа с изречениями и пословицами;

работа с сюжетными картинками.

8

Основные нормы брака: свободное избрание по свободной любви

1

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

анализ проблемной ситуации;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

работа с сюжетными картинками;

решение этических задач;

учимся работать в паре, группе.

9

Выбор спутника жизни

1

Устный рассказ по теме;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

анализ проблемной ситуации;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

выполнение простого диагностического теста.

10

Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки)

2

Подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

взаимообъяснение материала темы;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

выполнение простого диагностического теста;

анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя);

импровизация ситуации.

11

Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак

2

Комментированное чтение;

устный рассказ по теме;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя);

импровизация ситуации;

дискуссия по теме;

работа с изречениями и пословицами.

12

Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак

2

Комментированное чтение;

устный рассказ по теме;

подготовка вопросов по содержанию прочитанного текста;

составление словаря терминов и понятий;

анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе, составление таблицы;

высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя);

импровизация ситуации;

дискуссия по теме;

работа с изречениями и пословицами.

13

Влюбленность и любовь. Любовь как основа брака

2

Взаимообъяснение материала темы;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

обсуждение кинофрагмента,  посвященного вопросам дружбы, любви;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя);

работа с сюжетными картинками;

решение этических задач.

14

Принятие решения о вступлении в брак

1

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций;

дискуссия по теме;

работа с сюжетными картинками.

15

Брачный возраст

1

Самостоятельная работа с источниками информации;

анализ проблемной ситуации;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста);

импровизация ситуации.

16

Гражданский брак. Обручение и венчание

1

Восприятие объяснения учителя;

участие в беседе;

составление словаря терминов и понятий;

самостоятельная работа с источниками информации;

рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу;

работа с таблицей – плакатом презентации, аргументирование своей позиции;

обсуждение фрагмента кинофильма, посвященного вопросам дружбы, любви;

разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями.

17

Как сообщить родителям о своем решении

1

Взаимные вопросы и задания групп (после прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя);

импровизация ситуации;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями;

разыгрывание ситуационно-ролевой игры по заданиям игровых карточек.

18

Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки)

1

Составление словаря терминов и понятий;

анализ проблемной ситуации;

разработка правил поведения в общественных местах;

анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе;

разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен»;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями;

преобразование информации из одной формы в другую с помощью учителя (составление таблицы).

19

Почему родители могут быть против  брака

1

Восприятие объяснения учителя;

подготовка творческой беседы с членами семьи;

анализ проблемной ситуации;

анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе;

дискуссия по теме;

работа с изречениями и пословицами;

разговор за круглым столом, обмен мнениями, суждениями, знаниями;

работа с сюжетными картинками.

20

Обобщающий урок по теме «Создание семьи»

1

Участие в беседе;

взаимообъяснение материала темы;

выставка рисунков по теме;

работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции;

анализ положительных и отрицательных качеств в самом себе;

работа с изречениями и пословицами;

работа с сюжетными картинками;

решение этических задач.

Итого

 

68

 

 

 

5 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 10 классе:

Минимальный уровень

Учащиеся должны знать:

На основе анализа собственных ощущений, размышлений, приведенных примеров овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека; понимать особенности взаимоотношений окружающих людей; основные родственные связи; основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой; иметь понятие об условиях, необходимых для вступления в брак; основные положения Семейного Кодекса; основы семейных отношений; основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учащиеся должны уметь:

С помощью приведенных примеров и анализа учебного материала:

 - различать близких и дальних родственников;

- объяснять важность шага создания собственной семьи, необходимые условия вступления в брак;

- объяснять особенности поступков и действий окружающих людей: сверстников, педагогов, родителей;

- создавать в семье благоприятный психологический климат;

- выполнять основные виды бытового труда.

 Достаточный  уровень

Учащиеся должны знать: понятие «семья», ее значение в жизни человека;  различные социальные роли в семье;  основные родственные связи в семье; основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой; понимать важность такого шага как создание собственной семьи; какие условия необходимы для вступления в брак; основные положения семейного кодекса; основы семейных отношений; основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учащиеся должны уметь:

- различать близких и дальних родственников;

- конструктивно взаимодействовать со всеми членами семьи и родственниками;

 - укреплять семейные традиции;

- анализировать семейные ситуации;

- выбирать спутника жизни;

- создавать в семье благоприятный психологический климат;

- выполнять основные виды бытового труда;

-  применять правила взаимоотношений между людьми, принятые в обществе;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

6 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Оборудование класса:

- классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- классная меловая доска;

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- экран;

- рабочие места для обучающихся и учителя;

- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;

- мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы;

- репродукции картин, наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях;

- методические и учебные материалы по учебному предмету.

 

7 Список литературы

 

Для учителя

1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. -  М., 1975.

2. Амелин Ю.Н., Амелин М.Ю. Этикет в вопросах и ответах.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001-320 с.

3. Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне -  М., 2006.

4. Бодалев, А.А. Семья и формирование личности  – М.: «Просвещение», 1989 г.

5. Венецкая А.Б., Исакова Т.Г. Гармония общения: Методическое пособие  –  Магнитогорск: МаГУ, 2003

6. Классные часы на темы этикета 5-11 классы: методическое пособие/авт.-сост. Ю.А. Матюхина; под ред. Т.К. Инусиловой. - М.: Глобус, 2007-175 с.

7. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя. – М.: Просвещение. 2008.

8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание -  М., 2000.

9.  Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – М.: Владос, 2004.

10. От Я до Мы: Азбука семейной жизни / Сост. С. В. Ковалев. 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1990. – 336 с.

11. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я - М., 2003.

12. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2013.

13. Семейный Кодекс Российской Федерации.

14. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона - М., 1983.

15. Современная энциклопедия: этикет / авт.-сост. И.Е. Гусев - М., 1999.

16. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике -  М., 1990.

17. Харчев, А.Г., Мацковский, М.С. Современная семья и ее проблемы –  М.:  «Просвещение», 1985 г.

18. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя - М., 2000.

19. Шипицина Л.М. Уроки общения для детей с нарушениями интеллекта» - СПб.: «Просвещение», 2006.

 

Для учащихся

1. Васильева - Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. - М., 1992.

2. Волович А.И. Этика и этикет – М.: «Школьная пресса», 2005.

3. Гребенщикова, И.В. Этика и психология семейной жизни – М.: «Просвещение», 1984 г.

 4. Егорова А.С. Этикет семейной жизни.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

5. Искусство жить достойно. Хрестоматия по этике -  М.: Родина, 2014.

6. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие -  М., 2001.

7. Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим -  М., 1999.

8. Смирнова Е.Е. Психология общения: курс для старших классов средней школы.- СПб.: КАРО, 2005 - 336 с.

9. Этика: словарь изречений и афоризмов - М., 1994.

10. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. -  М., 2001.

 

Учебник:

Курс не обеспечен учебниками. Реализация настоящей рабочей программы опирается на адаптированные тексты учебников:

Соболева О.Б., Иванов О.В., Бордовский Г.А.  Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство «Вентана-Граф», 2015 г.

Барабанов В.В., Насонова И.П., Бордовский Г.А. Обществознание. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство «Вентана-Граф», 2017 г.

Моисеев, Д.А., Крыгина, Н.Н.  Нравственные основы семейной жизни 10-11 классы - М.: «Просветитель»,  2015 г.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Содержание 1 Пояснительная записка ………………………………………………

Содержание 1 Пояснительная записка ………………………………………………

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Этика и психология семейной жизни» для учащихся 10 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: -

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Этика и психология семейной жизни» для учащихся 10 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: -

Реализация данной рабочей программы осуществляется без использования учебников, но предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, произведений художественной литературы, фрагментов кинофильмов, а…

Реализация данной рабочей программы осуществляется без использования учебников, но предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, произведений художественной литературы, фрагментов кинофильмов, а…

Содержание данной программы составляют три основных направления: - знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»; - обучение подростка пониманию особенностей внутреннего мира…

Содержание данной программы составляют три основных направления: - знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»; - обучение подростка пониманию особенностей внутреннего мира…

Весь этот процесс организуется, планируется и направляется учителем

Весь этот процесс организуется, планируется и направляется учителем

Особое внимание обращается на сущность нравственных основ взаимоотношений влюбленных, подчеркиваются характерные черты поведения и устремленности влюбленных

Особое внимание обращается на сущность нравственных основ взаимоотношений влюбленных, подчеркиваются характерные черты поведения и устремленности влюбленных

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Способы преодоления сложностей, возникающих во взаимоотношениях с родителями: выяснение значения семьи для каждого члена семьи; важность влияния семьи для каждого члена семьи; бабушка и дедушка,…

Способы преодоления сложностей, возникающих во взаимоотношениях с родителями: выяснение значения семьи для каждого члена семьи; важность влияния семьи для каждого члена семьи; бабушка и дедушка,…

Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак

Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак

Возникновение семейно-брачных отношений в истории общества2

Возникновение семейно-брачных отношений в истории общества2

Обобщающий урок по теме «История и перспективы семьи и брака»1

Обобщающий урок по теме «История и перспективы семьи и брака»1

Секреты знакомства 1Работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; ролевая игра; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; взаимные вопросы и задания групп (п осле прочтения текста);…

Секреты знакомства 1Работа с таблицей - плакатом, аргументирование своей позиции; ролевая игра; разыгрывание ситуаций, разбор ситуаций; взаимные вопросы и задания групп (п осле прочтения текста);…

Культура поведения влюбленных2

Культура поведения влюбленных2

Влияние семьи на формирование личности ребенка4

Влияние семьи на формирование личности ребенка4

Этика отношений старших и младших членов семьи 2

Этика отношений старших и младших членов семьи 2

IV Создание семьи26 1Представление людей о семейном счастье1Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; взаимообъяснение материала темы; учимся видеть добрые поступки вокруг; выставка рисунков по теме;…

IV Создание семьи26 1Представление людей о семейном счастье1Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; взаимообъяснение материала темы; учимся видеть добрые поступки вокруг; выставка рисунков по теме;…

Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи2Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; составление словаря терминов и понятий; самостоятельная работа с источниками информации; составление…

Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи2Восприятие объяснения учителя; участие в беседе; составление словаря терминов и понятий; самостоятельная работа с источниками информации; составление…

Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки)2

Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки)2

Влюбленность и любовь. Любовь как основа брака2

Влюбленность и любовь. Любовь как основа брака2

Как сообщить родителям о своем решении 1

Как сообщить родителям о своем решении 1

На основе анализа собственных ощущений, размышлений, приведенных примеров овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека; понимать особенности взаимоотношений окружающих людей; основные родственные связи;…

На основе анализа собственных ощущений, размышлений, приведенных примеров овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека; понимать особенности взаимоотношений окружающих людей; основные родственные связи;…

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Ковалев С.В. Психология современной семьи:

Ковалев С.В. Психология современной семьи:

Смирнова Е.Е. Психология общения: курс для старших классов средней школы

Смирнова Е.Е. Психология общения: курс для старших классов средней школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2022