I. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Изобразительное искусство» основных задач образовательной области «Искусство».
Адаптированная рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599, зарегистрирован в Минюст России 3 февраля 2015 г № 35850).
2. Письмо министерства образования и науки РФ "Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ" от 16 февраля 2015г. № ВК-333/07.
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г. № 4/15.
4. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014г.). Письмо министерства образования и науки РФ "О введении ФГОС ОВЗ" от 11 марта 2016 № ВК-452/07.
5. Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью. Одобрены решением от 04.07.2017. Протокол №3/17.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. №497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016- 2020 гг.”
7. СанПиН 2.4.22821-10 №189. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г.
8. СанПиН 2.4.3286-15 №26. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г.
Целевая аудитория: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса.
Изобразительное
искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее
значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие
на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют
формированию личности ребенка, воспитанию у него положительных навыков и
привычек.
Программой предусмотрены четыре вида занятий:
декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об
изобразительном искусстве.
Характеристика обучающихся по возможностям обучения
I группа –Г. С., З., А., ,Б.Д., Т. Д.
Эти дети наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняются ими с малейшими ошибками, которые они сами могут найти и исправить. На уроках изобразительного искусства не испытывают серьезных затруднений в овладении изобразительными умениями. При анализе образца, рисунка обучающиеся придерживаются определенной последовательности, дают полные, довольно точные характеристики, в которых указываются конструктивные особенности изделия. В процессе обучения планированию они определяют последовательность операций, мысленно представляют их очередность и изменяющийся объект рисования. Могут рассказать план работы.
II группа –.,Н. В. К. К.,
Достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. На уроках нуждаются в определенной помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается достаточно успешно. Изделия, близкие по конструкции и плану работы, чаще всего выполняются ими самостоятельно и правильно. Исполнительская деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Обучающиеся довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении новых изделий, но все же допускают ошибки, связанные с особенностями конструкций изделий, взаиморасположением деталей.
III группа В. С.,., К. С.
Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. В трудовом обучении обучающиеся этой группы испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании, что проявляется в большом количестве ошибок при изготовлении новых изделий; в основном эти ошибки на взаиморасположение деталей, несоблюдение заданных размеров. Перечисленные ошибки возникают из-за того, что на этапе ориентировки в задании в сознании детей не формируется полный и точный образ конечного результата работы. Об этом говорят те факты, что обучающиеся не замечают ошибок в своем изделии или выполненной работе, так как контролируют себя на основе искаженного или неполного образа предмета, сформированного во время предварительной ориентировки.У этих детей нарушен процесс формирования программы деятельности, что проявляется в значительных трудностях планирования предстоящих действий. Им сложно определить логику изготовления предмета, у них страдает полнота и последовательность планов. В их собственных планах наблюдаются пропуски, перестановки. План, составленный с помощью учителя, не осознается ими до конца, поэтому в ходе работы наблюдаются отступления от него, что ведет к ошибкам.
IV группа - нет
Цель уроков состоит в формировании эмоционально-образного, художественного типа мышления, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Уроки обучения изобразительному искусству направлены на:
- всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
- формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
- развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
· Воспитание интереса к изобразительному искусству.
· Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
· Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
· Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора.
· Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
· Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
· Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
· Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
· Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
· Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
· Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
· Воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Изобразительное искусство как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
II. Общая характеристика курса
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение основных видов пространственных (пластических) искусств.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие детей в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и обучающегося; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осваивают различные художественные материалы, инструменты, а также некоторые художественные техники.
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес детей к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является выполнение творческих проектов совместно с учителем.
Развитие художественно-образного мышления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
В основу программы положены принципы:
· тематический принцип планирования материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
· единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
· яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела « Беседы об изобразительном искусстве» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
· система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
· система межпредметных связей (чтение, русский язык, речевая практика, музыка, ознакомление с окружающим миром, мир природы и человека, ручной труд), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
· соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
· направленность содержания программы на активное развитие у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
Предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
III. Место учебного предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе начальной школы отводится 1 час в неделю.
При планировании курса учитывается количество учебных недель. Исходя из этого, общее количество часов по учебному предмету в 2019-2020 учебном году составляет - 33 ч.
В первой четверти - 8 ч.
Во второй четверти - 7 ч.
В третьей четверти - 10 ч.
В четвёртой четверти - 8 ч.
Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), уровня их знаний и умений.
IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Во 2 классе в I полугодии - безотметочная система обучения, учитель проводит качественную оценку личностных и предметных результатов освоения учебного предмета обучающимися.
К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы по изобразительному искусству относятся:
К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы по изобразительному искусству относятся:
· положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
· понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции;
· адекватные представления о собственных возможностях;
· умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится», «не нравится», «красиво» или «некрасиво», «хорошо», «плох»;
· элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание ответственности за проделанную работу;
· проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
· привычка к организованности, порядку, аккуратности;
· стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;
· установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.
· овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
· элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
· сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный:
Минимальный уровень (овладевают обучающиеся III и IV групп):
Организация рабочего места с помощью учителя в зависимости от характера выполняемой работы.
Владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание).
Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки.
Ориентирование на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с помощью учителя.
Осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий по инструкции учителя.
Простейшее оценивание результатов собственной изобразительной деятельности.
Различение и передача в рисунке эмоционального состояния.
Достаточный уровень (овладевают обучающиеся I и II групп):
Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы.
Использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации, применение разных способов лепки.
Знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации.
Ориентирование на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя.
Осуществление простейшего текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий.
Простейшее оценивание результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников.
Различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу.
Во 2 классе во II полугодии оценивание успеваемости по предмету проходит согласно Положению о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости, порядке переведении в следующий класс.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса ориентирована на формирование у обучающихся базовых учебных действий, и обеспечивает формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных действий с учетом их возрастных особенностей.
Базовые учебные действия, которыми получат возможность овладеть обучающиеся по предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе:
Личностные базовые учебные действия:
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- формирование элементарных чувств прекрасного на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
- стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
- самостоятельно организовывать своё рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в доступном темпе;
- принимать простые учебные задачи учителя;
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с эталоном.
Познавательные базовые учебные действия:
- осуществление с помощью учителя анализа простых объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществление с помощью учителя синтеза как составление целого из частей;
- проведение сравнений;
- выполнять действия обобщения на основе наглядно-образного мышления.
Коммуникативные базовые учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
V. Содержание учебного предмета
Главная задача уроков – формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать). На этом этапе важно сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности. На данном этапе проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, восприятия предметов и их свойства (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений.
Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Нужно добиваться, чтобы ученик осознанно выполнял движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Содержание программы во 2 классе представлено в четырех разделах, отражающих направления освоения курса: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника, квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении).
Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.
Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением. Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).
Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе).
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».
Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.
Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой и сложной формы.
Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры. Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным представлениям).
Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата).
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету).
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п.
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи.
Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.
Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый и др. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра.
Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира.
Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры.
Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно».
Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства.
Примерные темы бесед: «Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др. «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек.
Программой предусматриваются следующие виды работы:
‒ рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
‒ лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
‒ выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
‒ проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картин художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Содержание обучения изобразительному искусству имеет практическую направленность: все знания обучающихся, получаемые ими на уроках, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Учебный план по изобразительному искусству
№ п/п |
Разделы программы |
Кол-во часов |
1. |
Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень! |
8 |
2. |
Что нужно знать о цвете и изображении в картине? |
5 |
3. |
Наступила красавица-зима. Зимние игры и праздники |
3 |
4. |
Человек. Как ты его видишь? Фигура человека в движении |
3 |
5. |
Любимые домашние животные. Какие они? |
3 |
6. |
Дымковская игрушка. Кто и как ее делает? |
2 |
7. |
Птицы в природе и в изображении в лепке и аппликации |
2 |
8. |
Форма разных предметов. Рассматривай, любуйся, изображай |
2 |
9. |
Красивые разные цветы |
3 |
10 |
Праздники 1 Мая и 9 Мая. Открытки к праздникам весны |
2 |
Итого |
33 |
Характеристика контрольно-измерительных материалов
В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений, качественно, в полном объеме программный материал способны усвоить отдельные обучающиеся. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений.
Стремление обучающегося достигнуть более высоких результатов в учении проявляется в его старательности, исполнительности, усидчивости, затрате времени и сил и т. д., но отсутствие способностей, недостаточный уровень умственного развития могут помешать ребенку иметь значительные достижения в овладении программным материалом.
На уроке изобразительного искусства главной формой контроля является наблюдение за деятельностью обучающихся и практическая работа детей. Педагог обращает внимание на быстроту включения каждого ребенка в работу, умение сосредотачиваться, активно и аккуратно выполнять работу, быть творческим в выполнении заданий, доводить работу до конца.
VI. Календарно-тематическое планирование
VII. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Освоение учебного предмета «Изобразительное искусство» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Демонстрационные и печатные пособия:
· магнитная доска;
· наборное полотно;
· серии сюжетных картинок «Времена года», «Огород», «Сад» и другие;
· сюжетные картинки к сказкам;
· наборы родо-видовых предметных картинок;
· демонстрационные пособия для уточнения представлений о цвете, размере, величине, предметов; о пространственных и временных представлениях;
· портреты русских художников;
· репродукции картин русских художников;
· муляжи овощей, фруктов;
· строительный материал (кубики);
· геометрические тела;
· наборы трафаретов для рисования;
· таблицы с ДПИ (гжель, хохлома, городец…);
· детские игрушки: кукла, пирамидка, машинка и другие;
· геометрическое лото;
· игры на печатной основе «Что бывает круглое?», «Цвет, форма, величина» и другие;
· образцы рисунков (согласно тематике уроков);
· схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Технические средства обучения:
· ноутбук;
· магнитофон.
Интернет-ресурсы и другие электронно-информационные источники, обучающих, справочно - информационных, контролирующих и развивающих компьютерных программ.
· http://fgosreestr.ru/
· www.zanimatika.ru
· http://metodisty.ru
· www.viki.rdf.ru
· http://eleklim.ucoz.ru
· http://nsportal.ru
· http://pedsovet.su/
· http://school-collection.edu.ru
· Азбука искусства. Как научиться понимать картину (Jewel) (диск CD-ROM). 1 класс.
· Видеоролики о народных промыслах.
· Учебно-методический комплекс:
Для обучающихся |
Для учителя |
Рау М.Ю., Зыкова М.А. «Изобразительное искусство». 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение», 2018 год.
|
Рау М.Ю., Зыкова М.А. «Изобразительное искусство». 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение», 2018 год.
|
|
Б.М. Неменский «Изобразительное искусство. Ты изображаешь. украшаешь, строишь», 1 класс. М.: Просвещение. 2016г. |
|
С.В. Трофимова «Тетрадь цыпленка: изобразительное искусство». М. 2008. |
|
Б.М. Неменский «Изобразительное искусство». Методическое пособие. 1-4 классы. М.: Просвещение. 2011г. |
|
Г.Г. Виноградова «Изобразительное искусство в школе». М. «Просвещение». 1990. |
|
И. Ю. Фатиева «Изобразительное искусство». М. Мир книги. 2008. |
|
П.П. Жемчугова «Изобразительное искусство (Иллюстрированный словарь школьника)» Литера. 2006. |
·
Изобразительные материалы для обучающихся:
· альбомы;
· бумага формата А4, А3;
· карандаши простые;
· карандаши цветные;
· фломастеры;
· бумага цветная;
· картон цветной;
· краски акварельные;
· гуашь;
· пластилин.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.