Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» во 2классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Оценка 4.7

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» во 2классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Оценка 4.7
Документация
doc
изобразительное искусство
2 кл
09.02.2020
Адаптированная рабочая программа  по учебному предмету «Изобразительное искусство» во 2классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
I. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Изобразительное искусство» основных задач образовательной области «Искусство». Адаптированная рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599, зарегистрирован в Минюст России 3 февраля 2015 г № 35850). 2. Письмо министерства образования и науки РФ "Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ" от 16 февраля 2015г. № ВК-333/07. 3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г. № 4/15. 4. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014г.). Письмо министерства образования и науки РФ "О введении ФГОС ОВЗ" от 11 марта 2016 № ВК-452/07. 5. Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью. Одобрены решением от 04.07.2017. Протокол №3/17. 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. №497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016- 2020 гг.” 7. СанПиН 2.4.22821-10 №189. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. 8. СанПиН 2.4.3286-15 №26. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. Целевая аудитория: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса. Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. Характеристика обучающихся по возможностям обучения I группа –Г. С., З., А., ,Б.Д., Т. Д. Эти дети наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняются ими с малейшими ошибками, которые они сами могут найти и исправить. На уроках изобразительного искусства не испытывают серьезных затруднений в овладении изобразительными умениями. При анализе образца, рисунка обучающиеся придерживаются определенной последовательности, дают полные, довольно точные характеристики, в которых указываются конструктивные особенности изделия. В процессе обучения планированию они определяют последовательность операций, мысленно представляют их очередность и изменяющийся объект рисования. Могут рассказать план работы. II группа –.,Н. В. К. К., Достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. На уроках нуждаются в определенной помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается достаточно успешно. Изделия, близкие по конструкции и плану работы, чаще всего выполняются ими самостоятельно и правильно. Исполнительская деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Обучающиеся довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении новых изделий, но все же допускают ошибки, связанные с особенностями конструкций изделий, взаиморасположением деталей. III группа В. С.,., К. С. Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. В трудовом обучении обучающиеся этой группы испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании, что проявляется в большом количестве ошибок при изготовлении новых изделий; в основном эти ошибки на взаиморасположение деталей, несоблюдение заданных размеров. Перечисленные ошибки возникают из-за того, что на этапе ориентировки в задании в сознании детей не формируется полный и точный образ конечного результата работы. Об этом говорят те факты, что обучающиеся не замечают ошибок в своем изделии или выполненной работе, так как контролируют себя на основе искаженного или неполного образа предмета, сформированного во время предварительной ориентировки.У этих детей нарушен процесс формирования программы деятельности, что проявляется в значительных трудностях планирования предстоящих действий. Им сложно определить логику изготовления предмета, у них страдает полнота и последовательность планов. В их собственных планах наблюдаются пропуски, перестановки. План, составленный с помощью учителя, не осознается ими до конца, поэтому в ходе работы наблюдаются отступления от него, что ведет к ошибкам. IV группа - нет Цель уроков состоит в формировании эмоционально-образного, художественного типа мышления, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Уроки обучения изобразительному искусству направлены на: - всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; - формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; - развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Основные задачи изучения предмета: • Воспитание интереса к изобразительному искусству. • Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека • Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса. • Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора. • Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них. • Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка. • Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках. • Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке). • Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности. • Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. • Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции. • Воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»). Изобразительное искусство как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. II. Общая характеристика курса Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение основных видов пространственных (пластических) искусств. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про¬странственных искусств: — изобразительная художественная деятельность; — декоративная художественная деятельность; — конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие детей в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и обучающегося; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осваивают различные художественные материалы, инструменты, а также некоторые художественные техники. Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес детей к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является выполнение творческих проектов совместно с учителем. Развитие художественно-образного мышления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра¬зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы. В основу программы положены принципы: • тематический принцип планирования материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности; • единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве; • яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела « Беседы об изобразительном искусстве» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности; • система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания; • система межпредметных связей (чтение, русский язык, речевая практика, музыка, ознакомление с окружающим миром, мир природы и человека, ручной труд), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью; • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников; • направленность содержания программы на активное развитие у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д. Предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. III. Место учебного предмета в учебном плане На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. При планировании курса учитывается количество учебных недель. Исходя из этого, общее количество часов по учебному предмету в 2019-2020 учебном году составляет - 33 ч. В первой четверти - 8 ч. Во второй четверти - 7 ч. В третьей четверти - 10 ч. В четвёртой четверти - 8 ч. Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), уровня их знаний и умений. IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Во 2 классе в I полугодии - безотметочная система обучения, учитель проводит качественную оценку личностных и предметных результатов освоения учебного предмета обучающимися. К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы по изобразительному искусству относятся: К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы по изобразительному искусству относятся: • положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности; • понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции; • адекватные представления о собственных возможностях; • умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится», «не нравится», «красиво» или «некрасиво», «хорошо», «плох»; • элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание ответственности за проделанную работу; • проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству; • привычка к организованности, порядку, аккуратности; • стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности; • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности. • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; • элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем; • сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; • развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный: Минимальный уровень (овладевают обучающиеся III и IV групп): Организация рабочего места с помощью учителя в зависимости от характера выполняемой работы. Владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание). Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки. Ориентирование на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с помощью учителя. Осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий по инструкции учителя. Простейшее оценивание результатов собственной изобразительной деятельности. Различение и передача в рисунке эмоционального состояния. Достаточный уровень (овладевают обучающиеся I и II групп): Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы. Использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации, применение разных способов лепки. Знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации. Ориентирование на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя. Осуществление простейшего текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий. Простейшее оценивание результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников. Различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу. Во 2 классе во II полугодии оценивание успеваемости по предмету проходит согласно Положению о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости, порядке переведении в следующий класс. Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса ориентирована на формирование у обучающихся базовых учебных действий, и обеспечивает формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных действий с учетом их возрастных особенностей. Базовые учебные действия, которыми получат возможность овладеть обучающиеся по предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе: Личностные базовые учебные действия: - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор¬га-низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; - формирование элементарных чувств прекрасного на основе знакомства с мировой и художественной культурой; - стремление к безопасному поведению в природе и обществе. Регулятивные базовые учебные действия: - самостоятельно организовывать своё рабочее место; - при¬нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле¬до¬вать предложенному плану и работать в доступном темпе; - принимать простые учебные задачи учителя; - осуществлять контроль в форме сличения своей работы с эталоном. Познавательные базовые учебные действия: - осуществление с помощью учителя анализа простых объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществление с помощью учителя синтеза как составление целого из частей; - проведение сравнений; - выполнять действия обобщения на основе наглядно-образного мышления. Коммуникативные базовые учебные действия: - всту¬пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче¬ник, ученик–класс, учитель−класс); - использовать принятые ритуалы со¬ци¬аль¬ного взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за по¬мо¬щью и при¬нимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному за¬да¬нию в разных видах деятельности. V. Содержание учебного предмета Главная задача уроков – формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать). На этом этапе важно сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности. На данном этапе проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, восприятия предметов и их свойства (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Нужно добиваться, чтобы ученик осознанно выполнял движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке. Содержание программы во 2 классе представлено в четырех разделах, отражающих направления освоения курса: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Обучение композиционной деятельности Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника, квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении). Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения. Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением. Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий). Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно. Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе). Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора». Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы. Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой и сложной формы. Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры. Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным представлениям). Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата). Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету). Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п. Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи. Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д. Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый и др. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра. Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира. Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры. Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно». Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации. Обучение восприятию произведений искусства. Примерные темы бесед: «Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др. «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек. Программой предусматриваются следующие виды работы: ‒ рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование. ‒ лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; ‒ выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; ‒ проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картин художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание обучения изобразительному искусству имеет практическую направленность: все знания обучающихся, получаемые ими на уроках, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Учебный план по изобразительному искусству № п/п Разделы программы Кол-во часов 1. Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень! 8 2. Что нужно знать о цвете и изображении в картине? 5 3. Наступила красавица-зима. Зимние игры и праздники 3 4. Человек. Как ты его видишь? Фигура человека в движении 3 5. Любимые домашние животные. Какие они? 3 6. Дымковская игрушка. Кто и как ее делает? 2 7. Птицы в природе и в изображении в лепке и аппликации 2 8. Форма разных предметов. Рассматривай, любуйся, изображай 2 9. Красивые разные цветы 3 10 Праздники 1 Мая и 9 Мая. Открытки к праздникам весны 2 Итого 33 Характеристика контрольно-измерительных материалов В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений, качественно, в полном объеме программный материал способны усвоить отдельные обучающиеся. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений. Стремление обучающегося достигнуть более высоких результатов в учении проявляется в его старательности, исполнительности, усидчивости, затрате времени и сил и т. д., но отсутствие способностей, недостаточный уровень умственного развития могут помешать ребенку иметь значительные достижения в овладении программным материалом. На уроке изобразительного искусства главной формой контроля является наблюдение за деятельностью обучающихся и практическая работа детей. Педагог обращает внимание на быстроту включения каждого ребенка в работу, умение сосредотачиваться, активно и аккуратно выполнять работу, быть творческим в выполнении заданий, доводить работу до конца. VI. Календарно-тематическое планирование VII. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Освоение учебного предмета «Изобразительное искусство» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Демонстрационные и печатные пособия: • магнитная доска; • наборное полотно; • серии сюжетных картинок «Времена года», «Огород», «Сад» и другие; • сюжетные картинки к сказкам; • наборы родо-видовых предметных картинок; • демонстрационные пособия для уточнения представлений о цвете, размере, величине, предметов; о пространственных и временных представлениях; • портреты русских художников; • репродукции картин русских художников; • муляжи овощей, фруктов; • строительный материал (кубики); • геометрические тела; • наборы трафаретов для рисования; • таблицы с ДПИ (гжель, хохлома, городец…); • детские игрушки: кукла, пирамидка, машинка и другие; • геометрическое лото; • игры на печатной основе «Что бывает круглое?», «Цвет, форма, величина» и другие; • образцы рисунков (согласно тематике уроков); • схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека. Технические средства обучения: • ноутбук; • магнитофон. Интернет-ресурсы и другие электронно-информационные источники, обучающих, справочно - информационных, контролирующих и развивающих компьютерных программ. • http://fgosreestr.ru/ • www.zanimatika.ru • http://metodisty.ru • www.viki.rdf.ru • http://eleklim.ucoz.ru • http://nsportal.ru • http://pedsovet.su/ • http://school-collection.edu.ru • Азбука искусства. Как научиться понимать картину (Jewel) (диск CD-ROM). 1 класс. • Видеоролики о народных промыслах. • Учебно-методический комплекс: Для обучающихся Для учителя Рау М.Ю., Зыкова М.А. «Изобразительное искусство». 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение», 2018 год. Рау М.Ю., Зыкова М.А. «Изобразительное искусство». 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение», 2018 год. Б.М. Неменский «Изобразительное искусство. Ты изображаешь. украшаешь, строишь», 1 класс. М.: Просвещение. 2016г. С.В. Трофимова «Тетрадь цыпленка: изобразительное искусство». М. 2008. Б.М. Неменский «Изобразительное искусство». Методическое пособие. 1-4 классы. М.: Просвещение. 2011г. Г.Г. Виноградова «Изобразительное искусство в школе». М. «Просвещение». 1990. И. Ю. Фатиева «Изобразительное искусство». М. Мир книги. 2008. П.П. Жемчугова «Изобразительное искусство (Иллюстрированный словарь школьника)» Литера. 2006. • Изобразительные материалы для обучающихся: • альбомы; • бумага формата А4, А3; • карандаши простые; • карандаши цветные; • фломастеры; • бумага цветная; • картон цветной; • краски акварельные; • гуашь; • пластилин.
АРП по ИЗО 2 класс.doc

 

                                                                                                                       I.                        Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Изобразительное искусство» основных задач образовательной области «Искусство».

Адаптированная рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов:

1.                  Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599, зарегистрирован в Минюст России 3 февраля 2015 г № 35850).

2.                  Письмо министерства образования и науки РФ "Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ" от 16 февраля 2015г. № ВК-333/07.

3.                  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г. № 4/15.

4.                  Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014г.). Письмо министерства образования и науки РФ "О введении ФГОС ОВЗ" от 11 марта 2016 № ВК-452/07.

5.                  Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью. Одобрены решением от 04.07.2017. Протокол №3/17.

6.                  Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. №497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016- 2020 гг.”

7.                  СанПиН 2.4.22821-10 №189. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г.

8.                  СанПиН 2.4.3286-15 №26. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г.

Целевая аудитория: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса.

      Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
    Программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

 

Характеристика обучающихся по возможностям обучения

I группа –Г. С., З., А., ,Б.Д.,  Т. Д.

Эти дети наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняются ими с малейшими ошибками, которые они сами могут найти и исправить. На уроках изобразительного искусства не испытывают серьезных затруднений в овладении изобразительными умениями. При анализе образца, рисунка обучающиеся придерживаются определенной последовательности, дают полные, довольно точные характеристики, в которых указываются конструктивные особенности изделия. В процессе обучения планированию они определяют последовательность операций, мысленно представляют их очередность и изменяющийся объект рисования. Могут рассказать план работы.

II группа –.,Н. В. К. К.,

Достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. На уроках нуждаются в определенной помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается достаточно успешно. Изделия, близкие по конструкции и плану работы, чаще всего выполняются ими самостоятельно и правильно. Исполнительская деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Обучающиеся довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении новых изделий, но все же допускают ошибки, связанные с особенностями конструкций изделий, взаиморасположением деталей.

III группа В. С.,., К. С.

Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. В трудовом обучении обучающиеся этой группы испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании, что проявляется в большом количестве ошибок при изготовлении новых изделий; в основном эти ошибки на взаиморасположение деталей, несоблюдение заданных размеров. Перечисленные ошибки возникают из-за того, что на этапе ориентировки в задании в сознании детей не формируется полный и точный образ конечного результата работы. Об этом говорят те факты, что обучающиеся не замечают ошибок в своем изделии или выполненной работе, так как контролируют себя на основе искаженного или неполного образа предмета, сформированного во время предварительной ориентировки.У этих детей нарушен процесс формирования программы деятельности, что проявляется в значительных трудностях планирования предстоящих действий. Им сложно определить логику изготовления предмета, у них страдает полнота и последовательность планов. В их собственных планах наблюдаются пропуски, перестановки. План, составленный с помощью учителя, не осознается ими до конца, поэтому в ходе работы наблюдаются отступления от него, что ведет к ошибкам.

IV группа -  нет

Цель уроков состоит в формировании эмоционально-образного, художественного типа мышления, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.

Уроки обучения изобразительному искусству направлены на:

- всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;

- формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;

- развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Основные задачи изучения предмета:

·                    Воспитание интереса к изобразительному искусству.

·                    Раскрытие  значения изобразительного искусства в жизни человека

·                    Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.

·                    Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора.

·                    Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их  содержание и формулировать своего мнения о них.

·                    Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

·                    Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.

·                    Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).

·                    Обучение правилам  и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.

·                    Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.

·                    Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

·                    Воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

Изобразительное искусство как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

                         

                                                                                                         II.                        Общая характеристика курса

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение основных видов пространственных (пластических) искусств.

 Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

  Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие детей в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и обучающегося; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Обучающиеся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осваивают различные художественные материалы, инструменты, а также некоторые художественные техники.

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес детей к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является выполнение творческих проектов совместно с учителем.

Развитие художественно-образного мышления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

В основу программы положены принципы:

·                    тематический принцип планирования материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

·                    единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

·                    яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела « Беседы об изобразительном искусстве» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

·                    система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

·                    система межпредметных связей (чтение, русский язык, речевая практика, музыка, ознакомление с окружающим миром, мир природы и человека, ручной труд), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

·                    соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

·                    направленность содержания программы на активное развитие у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

Предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

 

                                                                     III.                                          Место учебного предмета в учебном плане

На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе начальной школы отводится  1 час в неделю.

При планировании курса  учитывается количество учебных недель. Исходя из этого, общее количество  часов  по учебному предмету  в 2019-2020 учебном году  составляет -  33 ч.

         В  первой четверти  -    8 ч.

         Во второй четверти  -   7 ч.

         В третьей четверти  -    10 ч.

         В четвёртой четверти - 8 ч.

Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему,  определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), уровня их знаний и умений.

 

                                IV.                        Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Во 2 классе в I полугодии - безотметочная система обучения, учитель проводит качественную оценку личностных и предметных результатов освоения учебного предмета обучающимися.

К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы по изобразительному искусству относятся:

К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы по изобразительному искусству относятся:

·                     положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;

·                     понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции;

·                     адекватные представления о собственных возможностях;

·                     умение выражать свое отношение к результатам собственной  и чужой творческой деятельности «нравится», «не нравится», «красиво» или «некрасиво», «хорошо», «плох»;

·                     элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание ответственности за проделанную работу;

·                     проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;

·                     привычка к организованности, порядку, аккуратности;

·                     стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;

·                     установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.

·                     овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

·                     элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;

·                     сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·                     развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

 

Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный:

Минимальный уровень (овладевают обучающиеся III и  IV групп):

Организация  рабочего места с помощью учителя в зависимости от характера выполняемой работы.

Владение  некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание).

Пользование  материалами для рисования, аппликации, лепки.

Ориентирование  на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с помощью учителя.

Осуществление  текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий по инструкции учителя.

Простейшее оценивание  результатов собственной изобразительной деятельности.

Различение  и передача в рисунке эмоционального состояния.

Достаточный уровень (овладевают обучающиеся I и  II групп):

Организация  рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы.

Использование  разнообразных технологических способов выполнения аппликации, применение разных способов лепки.

Знание  основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации.

Ориентирование  на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя.

Осуществление простейшего текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий.

Простейшее оценивание  результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников.

Различение  и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу.

 

Во 2 классе во II полугодии оценивание успеваемости по предмету проходит согласно Положению о проведении промежуточной  аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости, порядке переведении в следующий класс.

 

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса ориентирована на формирование у обучающихся базовых учебных действий, и обеспечивает формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных действий с учетом их возрастных особенностей.

Базовые учебные действия, которыми получат возможность овладеть обучающиеся по предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе:

Личностные базовые учебные действия:

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор­га­низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- формирование элементарных чувств прекрасного на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

- стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

- самостоятельно организовывать своё рабочее место;

- при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в доступном темпе;

- принимать простые учебные задачи учителя;

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с эталоном.

Познавательные базовые учебные действия:

- осуществление  с помощью учителя анализа  простых объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществление с помощью учителя синтеза как составление целого из частей;

- проведение сравнений;

- выполнять действия обобщения на основе наглядно-образного мышления.

Коммуникативные базовые учебные действия:

- всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

- использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности.

 

                                                                                                      V.                        Содержание учебного предмета

            Главная задача уроков – формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать). На этом этапе важно сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности. На данном этапе проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, восприятия предметов и их свойства (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений.

            Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Нужно добиваться, чтобы ученик осознанно выполнял движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Содержание программы во 2 классе представлено в четырех разделах, отражающих направления освоения курса: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Обучение композиционной деятельности

Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы прямоугольника, квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта (без терминологии, только в практическом применении).

Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в зависимости от формы планируемого изображения.

Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением. Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу, вверху листа. Применение выразительных средств композиции: передача величинного контраста между несколькими объектами в изображении (большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).

Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно.

Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе).

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части тела», «узор», «части узора».

Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.

Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве. Изображение предметов простой и сложной формы.

Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической фигуры. Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным представлениям).

Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части: получение полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего: получение круга из квадрата).

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по пунктирам, по шаблону, трафарету).

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п.

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи.

Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.

Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый и др. Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра.

Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов окружающего мира.

Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача сходства в изображении при работе с натуры.

Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности состояния «грустно – радостно».

Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

Обучение восприятию произведений искусства.

Примерные темы бесед: «Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др. «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек.

 

Программой предусматриваются следующие виды работы:

                     рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

                     лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

                     выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

                     проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картин художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Содержание обучения изобразительному искусству имеет  практическую направленность: все знания обучающихся, получаемые ими на уроках, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

 

Учебный план по изобразительному искусству

№ п/п

Разделы программы

Кол-во часов

1.

Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень!

8

2.

Что нужно знать о цвете и изображении в картине?

5

3.

Наступила красавица-зима. Зимние игры и праздники

3

4.

Человек. Как ты его видишь? Фигура человека в движении

3

5.

Любимые домашние животные. Какие они?

3

6.

Дымковская игрушка. Кто и как ее делает?

2

7.

Птицы в природе и в изображении в лепке и аппликации

2

8.

Форма разных предметов. Рассматривай, любуйся, изображай

2

9.

Красивые разные цветы

3

10

Праздники 1 Мая и 9 Мая. Открытки к праздникам весны

2

Итого

33

 

Характеристика контрольно-измерительных материалов

В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений, качественно, в полном объеме программный материал способны усвоить отдельные обучающиеся. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений.

Стремление обучающегося достигнуть более высоких результатов в учении проявляется в его старательности, исполнительности, усидчивости, затрате времени и сил и т. д., но отсутствие способностей, недостаточный уровень умственного развития могут помешать ребенку иметь значительные достижения в овладении программным материалом.

На уроке  изобразительного искусства главной формой контроля является наблюдение за деятельностью обучающихся и практическая работа детей. Педагог обращает внимание на быстроту включения каждого ребенка в работу, умение сосредотачиваться, активно и аккуратно выполнять работу, быть творческим в выполнении заданий, доводить работу  до конца.

 

 

                                                                              VI.                            Календарно-тематическое планирование

  

                        VII.                        Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Освоение учебного предмета «Изобразительное искусство» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

 

Демонстрационные и печатные пособия:

·         магнитная доска;

·         наборное полотно;

·         серии сюжетных картинок «Времена года», «Огород», «Сад» и другие;

·         сюжетные картинки к сказкам;

·         наборы родо-видовых предметных картинок;

·         демонстрационные пособия для уточнения представлений  о цвете, размере, величине, предметов;  о пространственных и  временных  представлениях;

·         портреты русских художников;

·         репродукции картин русских художников;

·         муляжи овощей, фруктов;

·         строительный материал (кубики);

·         геометрические тела;

·         наборы трафаретов для рисования;

·         таблицы с ДПИ (гжель, хохлома, городец…);

·         детские игрушки: кукла, пирамидка, машинка и другие;

·         геометрическое лото;

·         игры на печатной основе «Что бывает круглое?», «Цвет, форма, величина» и другие;

·         образцы рисунков (согласно тематике уроков);

·         схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

 

Технические средства обучения:

·                    ноутбук;

·                    магнитофон.

Интернет-ресурсы и другие электронно-информационные источники, обучающих, справочно - информационных, контролирующих и развивающих компьютерных программ.

·                                             http://fgosreestr.ru/

·                                             www.zanimatika.ru

·                                             http://metodisty.ru

·                                             www.viki.rdf.ru

·                                             http://eleklim.ucoz.ru

·                                             http://nsportal.ru

·                                             http://pedsovet.su/

·                                             http://school-collection.edu.ru  

·                                             Азбука искусства. Как научиться понимать картину (Jewel) (диск CD-ROM). 1 класс.

·                                             Видеоролики о народных промыслах.

·                                                   Учебно-методический комплекс:

Для обучающихся

Для учителя

Рау М.Ю., Зыкова М.А. «Изобразительное искусство». 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение», 2018 год.

 

Рау М.Ю., Зыкова М.А. «Изобразительное искусство». 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение», 2018 год.

 

 

Б.М. Неменский «Изобразительное искусство. Ты изображаешь. украшаешь, строишь», 1 класс. М.: Просвещение. 2016г.

 

С.В. Трофимова «Тетрадь цыпленка: изобразительное искусство». М. 2008.

 

Б.М. Неменский «Изобразительное искусство». Методическое пособие. 1-4 классы. М.: Просвещение. 2011г.

 

Г.Г. Виноградова «Изобразительное искусство в школе». М. «Просвещение». 1990.

 

И. Ю. Фатиева «Изобразительное искусство». М. Мир книги. 2008.

 

П.П. Жемчугова  «Изобразительное искусство (Иллюстрированный словарь школьника)» Литера. 2006.

·                                                    

 

Изобразительные материалы для обучающихся:

·                                            альбомы;

·                                            бумага формата А4, А3;

·                                            карандаши простые;

·                                            карандаши цветные;

·                                            фломастеры;

·                                            бумага цветная;

·                                            картон цветной;

·                                            краски акварельные;

·                                            гуашь;

·                                            пластилин.



Скачано с www.znanio.ru

I. Пояснительная записка

I. Пояснительная записка

На уроках изобразительного искусства не испытывают серьезных затруднений в овладении изобразительными умениями

На уроках изобразительного искусства не испытывают серьезных затруднений в овладении изобразительными умениями

Основные задачи изучения предмета: ·

Основные задачи изучения предмета: ·

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и обучающегося; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых…

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и обучающегося; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых…

В основу программы положены принципы: · тематический принцип планирования материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;…

В основу программы положены принципы: · тематический принцип планирования материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;…

К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы по изобразительному искусству относятся:

К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы по изобразительному искусству относятся:

Ориентирование на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя

Ориентирование на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя

На данном этапе проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, восприятия предметов и их свойства (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению…

На данном этапе проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, восприятия предметов и их свойства (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению…

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета

Содержание обучения изобразительному искусству имеет практическую направленность: все знания обучающихся, получаемые ими на уроках, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации

Содержание обучения изобразительному искусству имеет практическую направленность: все знания обучающихся, получаемые ими на уроках, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации

ДПИ (гжель, хохлома, городец…); · детские игрушки: кукла, пирамидка, машинка и другие; · геометрическое лото; · игры на печатной основе «Что бывает круглое?», «Цвет, форма,…

ДПИ (гжель, хохлома, городец…); · детские игрушки: кукла, пирамидка, машинка и другие; · геометрическое лото; · игры на печатной основе «Что бывает круглое?», «Цвет, форма,…

С.В. Трофимова «Тетрадь цыпленка: изобразительное искусство»

С.В. Трофимова «Тетрадь цыпленка: изобразительное искусство»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2020