Адаптированная учебная программа
по литературе
для 6 класса
Количество часов по учебному плану: 35 (1 час в неделю).
Планирование базируется на программно-методических материалах для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение, 2015.
Учебник Литература. 6класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. на электронном носителе. В 2ч./ [ В.П.полухина, В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин; под ред.В.Я. Коровиной.- 18-е изд.-М.:Просвещение, 2016.]
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2016.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование//ФГОС.М.; Просвещение, 2008) и Примерной программы по учебным предметам. Литература.5-9классы. – М. «Просвещение»2010. (Литература 5-9 классы. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.)
В целом предлагаемое планирование ориентировано на Базисный план, который определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания по литературе на каждом году обучения.
Литература — один из основных предметов в обучении школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 6 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Программа рассчитана на 1 час в неделю.
Успешность изучения курса обеспечивает результативность по другим предметам.
Актуальность планирования уроков литературы для работы с детьми ОВЗ (ЗПР)
Перед детьми с ОВЗ стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в программах V—IX классов массовой общеобразовательной школы, так как интегрированное обучение показано именно той части детей, уровень психофизического развития которых соответствует или близок возрастной норме.
Данное календарно-тематическое планирование по литературе является одним извариантов авторских рабочих программ в классах с интегрированным обучением учащихся с особыми образовательными потребностями, которое осуществляется в условиях массового общеобразовательного учреждения.
Обучение детей с отклонениями в развитии заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Дети, обучавшиеся по массовым образовательным программам и программам для детей с ЗПР, аттестуются в порядке, установленном для учащихся общеобразовательных школ. При успешном прохождении итоговой аттестации они получают документ государственного образца. Поэтому серьёзное внимание в предлагаемом планировании уделяется передаче и выработке таких знаний и умений, которые будут необходимы при контрольных работах в выпускном классе или при сдаче экзамена за курс основной школы в 9 классе (в случае, если ученик выберет экзамен по литературе).
Актуальность проблемы в том, что материал по литературе, насыщенный большим количеством произведений и теоретическими разделами, представляет немалую трудность для детей с ЗПР. Недостаточность внимания и памяти, воображения и образного мышления отрицательно влияют на успешность их обучения и воспитания, так как основа уроков литературы — работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Такие дети не могут в отведенное программой время овладеть необходимыми навыками и умениями или усваивают их некачественно. В связи с этим возрастает потребность в обеспечении этой категории детей специальными условиями обучения, для чего планируются особые требования к ЗУН учащихся при сохранении общего цензового объема содержания обучения:
· овладение детьми практическими умениями и навыками;
· уменьшение объема теоретических сведений;
· включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.
Задачами обучения являются:
· развитие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе;
· совершенствование навыка чтения;
· привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их эстетического восприятия.
Данное планирование имеет практическую направленность, так как предназначается не только для формирования круга знаний учащихся по литературе и для знакомства только с самыми основными литературоведческими понятиями, сколько для развития их умений и навыков. Эта цель должна быть предельно конкретной и направлена на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.
Основные направления содержания деятельности
В 6 классе предусмотрено чтение и изучение отдельных произведений устного народного творчества, русской и советской литературы, а также произведений зарубежных писателей.
Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. Поэтому работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с ЗПРпри овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.
В процессе преподавания учитель практически знакомит детей сосновными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям.
В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтения, а также в рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе массовой школы.
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР и их коррекция
Каждая форма педагогического общения с детьми ЗПР должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.
Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.
Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Требования к организации обучения школьников с ЗПР:
· ученик должен знать программный материал (фамилию, имя, отчество писателя, название произведения, сюжет, имена главных героев, их характеристика и некоторые другие основные характеристики),
· темп урока должен соответствовать возможностям ученика;
· чётко обобщать каждый этап урока;
· новый учебный материал объяснять по частям;
· вопросы формулировать четко и ясно;
· домашние задания должны преобладать практические, так как учащимся с ЗПР нужна именно способность применять знания в практической деятельности;
· на каждом уроке обязательна словарная работа;
· переключать с одного вида деятельности на другой;
· разнообразить виды занятий;
· использовать дидактический материал, наглядность, игровые моменты.
Главное, чтобы информативная и деятельностная насыщенность урока соответствовала психофизическим возможностям ребенка.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний
Входной мониторинг в 6 классе по литературе для учащихся с ЗПР можно провести по следующей таблице (оценки по 3, 4, 5, 6-ому столбцам учитель ставит сообразно индивидуальным особенностям ученика).
Техника чтения |
Анализ текста |
Теория литературы |
Речевое развитие |
||
Скорость чтения |
Выразительность |
Осознанность |
|||
Чтение незнакомого текста с 12 шрифтом вслух 100 слов и более – «5» 80 – 100 – «4», 60-90 – «3», До 60 слов – «2». |
«Актерское» чтение, передача чувств и выделение голосом ключевых слов (игра голоса, мимика, паузы и т.п.) – «5», Чтение предложений с правильной интонацией (понижение – повышение голоса, перечислительная интонация, длинные паузы при тире, в конце предложений и т.п.) – «4», Достаточный для понимания текста уровень выразительности – «3». Однообразная интонация – «2». |
Озаглавить прочитанный эпизод, пересказать содержание, сочинить план по прочитанной статье |
Предмет речи (О чём идёт речь?) Сформулировать основную мысль текста (Ради какой главной мысли написал автор это произведение?) Словесное рисование (Какие картины показал автор?) Аргументация авторской позиции (Какие доказательства приводит автор?)
|
Знать имя фамилию автора, название произведения. Определить, чем является текст: рассказом, стихотворением или пьесой. Различать главных и второстепенных героев. Видеть авторские приёмы выразительности текста (эпитет, сравнение, олицетворение) |
Пересказывать текст: подробно, кратко, выборочно. Составлять характеристику героя: внешность, характер и его поступки. Создавать письменный отзыв. |
Чтение наизусть
Если в течение учебного года учащиеся выучивают по 15-20 произведений (стихотворений или фрагментов прозы) по собственному выбору или указанию учителя, то учащимся с ЗПР можно рекомендовать 7-10, причём объём материала, который следует выучить, учитель должен обговаривать особо (например, стихотворение от 8 строчек и больше).
Учебно-методические комплекты и методические пособия
Для детей с ЗПР рекомендованы к дополнительному использованию следующие учебники:
Малышева З.Ф. Чтение. 5-6 кл. |
2001 |
Просвещение |
Гусева Г.М., Островская Т.И. Книга для чтения. 6 кл. |
202005 |
ВЛАДОС |
Для проведения контрольных работ используются следующие пособия:
Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. – М.- 224 с. |
202011 |
«Астрель» |
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 кл.: Методическое пособие. – М. – 176 с. |
202009 |
Дрофа |
Учебно-методическое обеспечение
1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2007 г.
2. «Дефектология» 2009, №1,2,3.
3. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Изд-во «Аркти», 2011 г.
4. Концепция коррекционно-развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc
5. Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М.: Изд-во «Аркти», 2008 г.
6. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр коррекции. – М., 2005.
7. Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2012 № 29/2065-п.
8. Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
9.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.,2009. – С. 90-95.
10. Семаго Н., Семенович М.. Интеграция стихийная и продуманная. «Школьный психолог» 2011, №23.
11. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть
трудности в обучении детей.–М.,2009.
Содержание курса литературы
6 класс
Программный материал для обязательного изучения
Писатели улыбаются
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Тема урока
|
Кол- во часов |
Элементы содержания
|
Виды учебной деятельности
|
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Внутрипредметные и межпредметные связи |
Вид контроля
|
Домашнее задание
|
Дата проведения по плану |
Дата проведения фактически |
|
1 |
В дорогу зовущие, или Литература открывает мир. Календарно- обрядовые песни |
1 |
Литература как художественное отражение жизни. Книга и ее роль в жизни человека. Художественное произведение и ее автор. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни: колядки, масленичные, весенние, осенние. Эстетическое значение обрядового фольклора |
Рецептивная: чтение статьи учебника В.Б.Шкловского «В дорогу зовущие», высказывании о книге А.Моруа, С.Моэма; репродуктивная: ответы на вопросы, тестирование, выясняющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний период. Рецептивная: прослушивание обрядовых песен, чтение статей учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная: выразительное чтение; поисковая: установление ассоциативных связей . |
Знать: о роли книги в жизни человека; уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг. Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии; уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику |
Русский язык: словарная работа (кругозор, хороший вкус, верность суждении, широта интересов, интеллектуально развитый человек, культура общения). Литература: стихотворения о книге И.Бунина «Молчат гробницы, мумии и кости...», Л. Мартынова «Мечтают взять книгу в руки...», С. Щипачева «Есть мудрые книжные полки...», В. Тушновой «Открываю томик одинокий...».
|
Ответить на вопросы: почему автор статьи В. Шкловский называет книгу «дорогой»? Подготовить развернутый ответ, включив в него лексику из статьи критика: «точное знание», «углубление знаний», «умение читать», «справочный аппарат», «книга - предмет для мысли». Ответить на вопрос: почему Масленица то «любота моя», то «обманяка»? Выразительное чтение одной из обрядовых песен |
Подготовить устный рассказ на темы (по выбору): «Книга, которая по- могла мне понять самого себя (других людей)», «Книга, оставившая след в моей жизни», «Гимн любимой книге». Ответить на вопрос: приходилось ли вам участвовать в обрядовых праздниках? Подготовить рассказ о своих впечатлениях. Групповые задания: подготовить песенное исполнение обрядовых песен, соблюдая манеру их исполнения. |
|||
2 |
Пословицы и поговорки |
1 |
Малые жанры устного народного творчества. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики |
Рецептивная: чтение статьи учебника, прослушивание в записи пословиц и поговорок; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: мини-сочинение, защита иллюстраций к пословицам; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос |
Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога; уметь: объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи |
Литература: малые жанры фольклора, пословица, поговорка, средства художественной выразительности: постоянный эпитет, метафора, художественное сравнение, антитеза. Источники пословиц и поговорок |
Подобрать синонимы к следующим поговоркам: «Ума палата», «Его не проведешь», «Ни нашим, ни вашим», «Прошел сквозь огонь и воду», «Этому палец в рот не клади» и ДР- Определить сравнение и антитезу в пословицах: «Голод -не тетка», «Ржа ест железо, а печаль - сердце», «Ученье - свет, а неученье -тьма», «Наговорился - как меду напился» и др. Написать мини-сочинение на тему: «Поговорка -цветок, пословица - ягодка» |
Выполнить задания (на выбор): составить устный рассказ, используя следующие поговорки: «ни свет ни заря», «час битый», «с минуты на минуту», «день-деньской», «без году неделя», «убить время»; или придумать небольшой устный рассказ по одной из пословиц: «Дорого, да мило, дешево, да гнило», «Близок локоток, да не укусишь», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Видит око, да зуб неймет» |
|||
3 |
Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе» |
1 |
Древнерусская литература. Русская летопись и история её возникновения. Люди Древней Руси. Отражение в летописи исторических событий и народных идеалов (патриотизма, ума,смелости, отваги, находчивости). Связь древнерусскойлитературы с устным народным творчеством |
Рецептивная: чтение статьи Д.С. Лихачева в учебнике, прослушивание тек- ста сказания по фонохрестоматии; репродуктивная: связный рассказ, ответы на вопросы, крат- кий пересказ статьи с опорой на план; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства |
Знать: определение понятий «древ- нерусская литера- тура», «летопись», «летописание», «летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю; уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества |
История: принятие князем Владимиром христианства на Руси (988 год). ИЗО: репродукция картины В.В.Васнецова «Нестор- летописец»: опираясь на статью учебника, план и цитату из «Повести временных лет», рассказать о русском летописании. Фреска «Поклонение волхвам»: описать фреску. Русский язык: словарная работа (печенеги, вече, поведали, корчага, восвояси и др.) |
Подготовить вы- разительное чтение фрагмента сказания, пере- давая интонационно величественную простоту речи летописца и чувства, переживаемые участниками событий. Письменно ответить на вопросы (по выбору): в чем заключается мудрый совет старца; какой двойной смысл заложен во фразе: «Ибо мы имеем пищу от земли». Какие наставления (уроки) содержит сказание? |
Письменно ответить на вопрос: почему рассказ о част- ном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? Групповые задания: прочитать и подготовить устные сообщения «Портрет Пушкина», «Пушкин и его друзья», «Царское Село», «Мой первый друг...», используя учебник, дополнительные материалы книги «Читаем, думаем, спорим...» |
|||
4 |
Русские басни. И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха».. |
1 |
Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности литературного языка XVIII в. Теория: мораль в басне, аллегория, иносказание. |
Продуктивная, творческая: выразительное чтение, инсценированное исполнение обрядовых песен, связный рассказ по иллюстрациям, поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусств (живопись |
Знать: мораль в басне, аллегория, иносказание. |
Русский язык: словарная работа Выписать из басни слова, которые не встречаются или редко встречаются в современном языке |
Какие художественные средства помогают создать особый эмоциональный колорит басни. Подготовить выразительное чтение басни. |
Нарисовать иллюстрацию к одной из басен |
|||
5 |
И.А. Крылов (2 ч.). Слово о баснописце. «Осёл и Соловей». Листы и корни».. «Ларчик». |
Теория: Басня. Развитие понятия об аллерии.Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. |
Продуктивная, творческая: выразительное чтение, инсценированное исполнение обрядовых песен, связный рассказ по иллюстрациям, устное словесное рисование . |
Теория: Басня. Развитие понятия об аллегории. Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. |
Русский язык: словарная работа Выписать из басни слова, которые не встречаются или редко встречаются в современном языке |
Какие художественные средства помогают создать особый эмоциональный колорит басни. Подготовить выразительное чтение басни . |
Выучить басню наизусть. |
||||
6 |
А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворения «И.И. Пущину», «Узник», «Зимнее утро» Двусложные размеры стиха. |
1 |
Лицейские годы и лицейская лирика А.С.Пушкина. Искренняя, глубокая дружба. Жанр стихотворного послания. Период кишиневской ссылки в жизни поэта. Вольнолюбивая лирика Пушкина. Пейзажная лирика поэта. Двусложные размеры стиха: ямб, хорей. Ритм. Слоги ударные и без- ударные, четные и нечетные. Стопа. |
Рецептивная: чтение статьи учебника, дополнительных мате- риалов по теме, прослушивание стихотворения; репродуктивная: художественный или краткий пересказ истории создания стихотворения; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения, устное словесное описание репродукции; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование, установка ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста |
Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы – помощь в суровых жизненных испытаниях; уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя |
ИЗО: литография «Царское Село» (гл. «Литературные места России»), репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», репродукция картины Н.Н. Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском», гравюра А.Фаворского «Пушкин-юноша». Словарная работа (благословить, провиденье, заточенье). Подобрать синонимы к словам: огласить, утешенье, озарить. Эпитеты, обращения |
Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт, чтобы передать чувства лирического героя стихотворения? подготовьте выразительное чтение стихотворения. |
Выучить стихотворение наизусть (по выбору) |
|||
7 |
Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский» |
1 |
История создания романа. Картины жизни русского барства. Конфликт двух помещиков.проблематика произведения. Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма. |
Рецептивная: прослушивание 1 главы романа, выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров главных героев; продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов; поисковая: комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста |
Знать историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев. Знать: содержание анализируемых глав; уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе. |
История: исторический комментарий (споры помещиков за право владения землей). Литература: история помещика Островского. ИЗО: репродукция Кустодиева «Дубровский» и Шамаринова «На псарне у Троекуова». Русский язык: словарная работа (подобострастие, лесть, тщеславие, кичиться, надменный, холоп, притязание, земский судья) |
Работа с вопросами к 1-4 гл. |
Прочитать 5-19 гл., составить план событий, пересказ эпизода «Обед в Покровском», художественный пересказ эпизода с кольцом. |
|||
8 |
Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Сюжет и композиция романа «Дубровский» |
1 |
Воспитание и характер Маши Троекуровой, ее взаимоотношения с отцом. Сцена объяснения с Дубровским. Второе свидание Маши и Дубровского. Композиция и сюжет. Источники, послужившие основой сюжета романа (фольклор, литература прошлого и т.д.) |
Рецептивная: выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: художественный пересказ эпизода; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ 12-19 глав романа. |
Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа. |
Устно описать героиню романа. Пересказать близко к тексту эпизод с кольцом. Ответить на вопросы. |
Составить простой план романа. Написать сочинение «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?» |
||||
9 |
В/Ч. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел» |
1 |
«Повести Белкина» - книга (цикл)повестей. Инсценировка эпизодов: сцена между Лизой и Настей (от слов «Позвольте мне сегодня...» до «...веселое свое предположение»; сцена между Лизой и Алексеем (от слов «Лиза испугалась и закричала...» до «Молодые люди расстались»; сцена между Иваном Петровичем Берестовым и Алексеем (от слов «ИванПетрович менее беспокоился об успехе своих намерений...» до «...если отец заберет что себе в голову, то...не вышибешь»; финальная сцена_(от слов «На другой день Алексей, твердый в своем намерении...» до конца повести |
Репродуктивная: осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: инсценировка эпизодов |
Знать: сюжет и героев повести Пушкина, понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви; уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая характер, чувства героев |
Русский язык: словарная работа (благопристойность, благоразумие, благовоспитанны, благословение; равнодушие, дружелюбие): дать толкование, раскрыть значение составных частей слова. Музыка: П.И. Чайковский «Сентиментальный вальс»: как музыка помогает понять характеры героев? |
Ответить на вопросы: каково авторское отношение к героям? Что в поступках Дубровского вызывает уважение автора, а что -осуждение? Продолжить фразу: «Молодость - это время...» (проказ, забав, легкомыслия, ветрености, надежд, веселья и т.д.) |
Инд. задания: подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове (детские годы поэта в Тарханах, жизнь Лермонтова в Москве), используя учебник и дополнительный материал книги «Читаем, думаем, спорим...» |
|||
10 |
М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника. Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты |
1 |
Детские годы поэта в Тарханах. Жизнь М.Ю. Лермонтова в Москве. Мотивы грусти, одиночества, тоски и любви поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Особенности поэтических интонаций стихотворения. Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. Особенности композиции стихотворения. Олицетворение как один из художественных приемов, его роль. Аллитерация. Поэтическая интонация |
Рецептивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера и его восприятие; репродуктивная: осмысление содержания стихотворения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки |
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»; понимать: в чем поэт находит сходство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется характер отношения лирического героя к тучам; каковы особенности композиции стихотворения, настроение и композицию стихотворения; уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения |
Русский язык: словарная работа (странники, лазурная, изгнанники, тяготит, клевета, наскучили, чужды). Выписать эпитеты вместе с определяемыми словами: как в них отразилось настроение автора? Музыка: П.И. Чайковский. Симфония №5 (фрагмент): как композитор средствами музыки изобразил мотив неволи, узничества, настроение одиночества и глубокой грусти? |
Ответить на вопросы: как меняется характер отношения лирического героя к тучам; как передает интонационно динамику чувств автора актер, читающий стихотворение? В чем Лермонтов находит сходство своей участи с «судьбой» тучек? |
Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать к нему иллюстрацию (по желанию). Подготовить выразительное чтение стихотворения Лермонтова «Три пальмы» |
|||
11 |
Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок» |
1 |
Антитеза как основной композиционный прием стихотворений. Особенности выражения мотива одиночества |
Рецептивная: прослушивание стихотворений в исполнении актера; репродуктивная: осмысление сюжета, мотивов стихотворения, ответы на вопросы; продуктивная: выразительное чтение,устное словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ тек ста, сопоставление произведений художественной литературы (черновых вариантов с окончательной редакцией и со стихотворением Ф.И.Тютчева) |
Знать: определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение», «антитеза», «аллегория», «художественное сравнение», «инверсия»; понимать настроение стихотворений, уметь определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения, сопоставлять черновые варианты стихо творения с его окончательной редакцией и стихотворением другого поэта, выявляя в них общие и своеобразные черты - |
Русский язык: словарная работа (гонимый, чинара, райские птицы, молит, пришелец, небылицы). ИЗО: Н.И. Шишкин «На севере диком»: какими средствами живописи художник выразил настроение стихотворения, тему одиночества? Литература: текст чернового варианта стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком...»: сравнить его с окончательной редакцией. Какой из вариантов более выразите лен? Почему? Текст перевода стихотворения Г. Гейне Ф.И.Тютчевым: отличаются ли настроение и главная мысль этого стихотворения от лермонтовского? Какое из них вам больше нравится? Почему?- |
Ответить на вопрос: почему мастер художественного слова, читающий стихотворение, делает долгую паузу перед словами «Одиноко / Он стоит, задумался глубоко...»? Выразительно прочитать стихотворение. Выразительно прочитать диалог Листка и Чинары по ролям |
Выучить одно из понравившихся стихотворений наизусть. Ответить на вопросы викторины по произведениям М.Ю. Лермонтова («Читаем, думаем, спорим...»). Прочитать рассказ «Бежин луг». Инд. задание: подготовить по материалам учебника устный рассказ-сообщение о И.С.Тургеневе |
|||
12 |
И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Мастерство И.С. Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг» |
1 |
Иван Сергеевич Тургенев -автор «Записок охотника». Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Рассказ «Бежин луг». Изображение крестьянских детей в рассказе: портреты героев как средство изображения их характеров. Народные верования и предания. Авторское отношение к героям. И.С. Тургенев – мастер пейзажа. Роль детали. Смысл названия рассказа. |
Рецептивная: прослушивание отрывка из рассказа в исполнении актера, выборочное чтение и восприятие рассказа; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров героев рассказа, художественный пересказ эпизода, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование, устное сообщение о писателе; поисковая: комментирование отдельных фрагментов текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста |
Знать: факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»; понимать авторское отношение к героям; уметь связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их |
Русский язык: словарная работа (армячок, надетый внакидку, гребешок на поясе, голенища, неказистый, щеголять, замаш-ная рубаха, заплатанные портки, онучи, войлочная шапочка, лапти и онучи, свитка, тщедушное сложенье, угловая рогожа).ИЗО: иллюстрации худ. А. Пахомова: сопоставьте художественное описание мальчиков Тургеневым и иллюстрации художника. Насколько верно передал он эти образы? Совпали ли ваши представления с изображенным на иллюстрациях? Репродукция кар тиныВ.Маковского «Ночное»: во всем ли произведение Маковского совпадает с описанием Тургенева? Кого из мальчиков «Бежина луга» напоминают фигуры детей на картине В. Маковского? |
Ответить на вопросы: какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актера? Как можно назвать рассказы мальчиков: россказнями, преданиями, поверьями? Сопоставить рассказы мальчиков: какие из них особенно интересны? Как они характеризуют самих героев? Как относится автор к своим героям? |
Написать сочинение по данному началу: «Федя, Павлу-ша, Илюша, Костя и Ваня -пять мальчиков, которые стерегли ночью табун возле речки Снежедь на Бежином лугу. Каждый из них - характер, в каждом неповторимая душа...» Найти в тексте и отметить пейзажные зарисовки. Инд. задание: подготовить художественный рассказ о Бежине луге, включив в него эпитеты, метафоры. Выучить близко к тексту отрывок из рассказа «Бежин луг»: |
|||
13 |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И. Тютчев. Стихотворения. А.А.Фет. Стихотворения. |
1 |
Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). А.А.Фет - русский поэт 19 века. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...» Переплетение природы и любви. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты. Мелодичность, лиричность, напевность лирики Фета |
Рецептивная: прослушивание стихотворений; репродуктивная: осмысление содержания стихотворений; продуктивная, творческая: заочная экскурсия в дом-музей Овстуг; поисковая: установление ассоциативных связей спроизведениям музыки; исследовательская: анализ текста лирического произведения. |
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении |
Литература: стихотворение Я. Полонского «Погора две хмурых тучи…» сопоставительный анализ. Русский язык: выписать из стихотворений ключевые слова-образы. Музыка: романс на стихи Тютчева «Вешние воды» муз. С. Рахманинова. |
Ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений. |
Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений.выучить наизусть стихотворение по выбору. Групповые задания: подготовить программу концерта, посвященного лирике Ф.Тютчева и А.Фета: содержание, иллюстрации, музыку и т.д |
|||
14 |
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Своеобразие композиции и языка |
1 |
Н.А.Некрасов-певец тяжелой доли русского народа. Картины подневольного труда и прекрасной осенней поры, изображенные в стихотворении. Величие народа в созидании духовных и материальных ценностей |
Рецептивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о поэте, выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста |
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сюжет», «фабула» и др.; понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора; уметь связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами |
Русский язык: словарная работа (кочи, десятник, колтун,заступ, скопище, подрядчик, лабаз (лабазник), присадистый, недоимка). ИЗО: иллюстрация худ. И. Глазунова «Железная дорога», худ. К. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге»: чем эти иллюстрации близки стихотворению Н. Некрасова и чем отличаются от произведения поэта? |
Сделать письменный вывод на основании сообщения учащегося о Н.А. Некрасове: какие жизненные впечатления детства и юности поэта нашли отражение в его творчестве? Почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги описанием прекрасной осенней природы? Как вы понимаете строки: «Многие -в страшной борьбе,/ К жизни воззвав эти дебри бесплодные, / Гроб обрели здесь себе»? Что изображает толпа мертвецов? Почему Некрасов называет голод «царем»? В чем смысл такого финала? |
Подготовить устный рассказ на одну из тем (по выбору): «Всё ли хорошо под сиянием лунным»?; «Правда о строительстве первой железной дороги»; «Рассказ о братьях наших - мужиках». Объяснить смысл эпиграфа. Отметить в стихотворении черты реального и фантастического |
|||
15 |
В.Ч. Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка» |
1 |
Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова. |
Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: художественный рассказ о жизни главного героя, выразительное чтение фрагментов; поисковая: поиск ответа на проблемный вопрос. |
Знать: содержание поэмы, события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя; понимать: почему Некрасова волновала декабристская тема; уметь: выразительно читать лирическое повествование |
История: исторический комментарий (1859 г. – манифест об амнистии сосланным в Сибирь декабристам; декабрист Волконский – прототип главного героя). ИЗО: иллюстрации Клементьевой к поэме. Русский язык (словарная работа) эполеты, мундир, бечева, барка, озими, рекрут. |
Ответы на вопросы. |
Написать сочинение по теме: «Как я понимаю отношение героя поэмы к жизни, людям, истории России» |
|||
16 |
Р.Р. Трехсложные размеры стиха |
1 |
Стопа. Поэтический размер. Ударный и безударный слоги. Трехсложные размеры стиха: дактиль, анапест, амфибрахий |
Рецептивная: чтение статьи учебника о трехсложных размерах стиха; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сочинение на тему «Как я понимаю отношение героя поэмы к жизни, людям, истории России»; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: литературоведческий анализ поэтического текста |
Знать: определение понятий: «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий»; уметь структурировать основные положения статьи учебника, определять размер стихотворений |
Литература: стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи», «На севере диком»: определить размер стихотворений |
Составить сводную таблицу «Двусложные и трехсложные размеры стиха» на основании прочитанной статьи учебника. Определить размер стихотворений М.Ю. Лермонтова «Тучи», «На севере диком» |
Найти примеры стихотворений, написанных трехсложными размерами стиха. Прочитать рассказ Н.С. Лескова «Левша». Подготовить рассказ о тульском мастеровом. Инд. задание: подготовить связный рассказ об авторе «Левши» по материалам учебника и книги «Читаем, думаем, спорим...» |
|||
17 |
Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера. Народ и власть в сказе о Левше |
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» - «шедевр лесковского творчества» (Ю. Нагибин). Понятие о сказе. Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительные черты русского человека. Проблема народа и власти в рассказе. Авторское отношение к героям. Роль антитезы в сказе. Образ повествователя |
Рецептивная: чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, сообщение о Н.С.Лескове и рассказ о тульском мастеровом; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста |
Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; понимать, как сочетается эпическое повествование (ав- тор) с народной простотой (Платов), заковыристыми намеками (Левша) и доверительной таинственностью; уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя |
Русский язык: записать синонимы к словам: шедевр, шабаш, дерябнул; выписать из текста рассказа по одному предложению со словами: цейхгауз, бурка, складень; дать толкование афоризму «блоху подковать».ИЗО: рассмотреть две обложки к сказу «Левша» художников Н. Кузьмина, Кукрыниксов, описать иллюстрации, помещенные в учебнике: как каждый художник изобразил Левшу и других героев? Каково отношение иллюстраторов к изображенному? Какие бы вы выбрали сцены, если бы иллюстрировали «Левшу»? Устно создайте иллюстрацию |
Рассказать о характере Левши, используя цитатный план в учебнике. Ответить на вопрос: почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы? |
Подготовить чтение по ролям сцен «Платов у туляков», «Левша у англичан», «Англичане дарят стальную блоху царю Александру Павловичу» |
||||
18 |
Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша». В.Ч. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах». |
1 |
Сказ Лескова и фольклор. Особенности языка. Приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка и их роль в произведении. Понятие каламбура |
Продуктивная, творческая: презентация групповых заданий «Приемы сказочного повествования»; поисковая: комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ языка произведения |
Знать и понимать сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, главные герои, наличие волшебной силы); понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции; уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении |
Русский язык: словарная работа (неологизмы, простонародная лексика, просторечные слова, каламбур, омоним); фразеологизмы (маху дали, дело вдовье, снег на голову, блоху подковали и ДР-) |
Анализ языка сказа (главы 1,2-первый и четвертый абзацы): стилизация под народную речь. Как проявляется позиция автора в стилизованных словах и оборотах, каламбурных по звучанию (Аболонполведерскийкислярка, показывать разные удивления)? Перефразировать каламбурные обороты в соответствии с современной языковой нормой. Найти приемы сказочного повествования. Какую роль они играют в произведении? Найти примеры новых слов. Кто и когда их произносит? Какой смысл вкладывает в них рассказчик? |
Написать сочинение на тему «За словесной игрой - не только забава, но и обличение» (по сказу Н.С. Лескова «Левша»). Решить кроссворд (по книге «Читаем, думаем, спорим...»). Подготовиться к контрольной работе. Создать иллюстрацию по любому эпизоду рассказа, сопроводив её цитатой из текста. Прочитать рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». |
|||
19 |
А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». В.Ч. Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника» |
1 |
Слово о писателе. Юмор чеховских рассказов. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе. |
Репродуктивная: рассказ о писателе, ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста. |
Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. |
Русский язык (словарная работа) притворство, фальшь, чинопочитание, лакейство, приспособленчество, чувство собственного достоинства, антоним, контраст.фразеологизмы, характеризующие речь человека: соловьем поет, как дятел, ручейком журчит, скрипит, как несмазанное колесо. |
Ответы на вопросы учебника. |
Пересказ рассказа «Смерть чиновника». Написать сочинение на тему: «За какого человека боролся Чехов в своих рассказах?». Прочитать А. Грин «Алые паруса» |
|||
20 |
А.А.Грин. Феерия «Алые паруса». |
1 |
Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью |
Рецептивная: чтение статьи учебника об А.С. Грине; репродуктивная: прослушивание инсценированного фрагмента феерии и осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ; продуктивная, творческая: сообщение об А. Грине, устное словесное рисование, сочинение по рассказам А.П.Чехова; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи |
Знать: автора, факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»; уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д. |
Русский язык: словарная работа (бриг, Летучий Голландец, фантом). ИЗО: иллюстрации худ. В. Высоцкого, В. Власова: какие эпизоды изображены на иллюстрациях? Озаглавьте каждую иллюстрацию |
Составить тезисный план прочитанной статьи учебника. Каким вы увидели Эгля в исполнении актера? Почему Ассоль и Лонгрен назвали собирателя сказок Эгля волшебником, а жители Каперны - колдуном? Почему жители Каперны не поют песен и не рассказывают сказок? Как их это характеризует? Почему нищий и жители Каперны говорят не «алые» паруса, а «красные»? Почему свое повествование А. Грин назвал феерией? |
Прочитать сказку-быль А.П. Платонова «Неизвестный цветок». Инд. задания: подготовить сообщение о писателе по материалам учебника; об истории создания сказки-были «Неизвестный цветок». Подготовить пересказ событий сказки: от лица девочки Даши или от имени цветка (на выбор), используя цитаты из текста сказки |
|||
21 |
А.П. Платонов. сказка-быль «Неизвестный цветок». |
1 |
Слово о писателе. История создания сказки-были «Неизвестный цветок». Авторское отношение к героям |
Репродуктивная: художественный пересказ, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о писателе, сообщение об истории создания сказки-были; устное словесное рисование; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы разных авторов и выявление общих и своеобразных черт |
Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимать: почему автор назвал свое произведение сказкой-былью, чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attaleaprinces» Гаршина; размышления автора о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения; авторское отношение к героям повествования; уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными литературными сказками, определять их общее и отличное |
ИЗО: иллюстрация худ. В. Горяева: какой эпизод изображен? Описать Дашу, используя иллюстрацию художника. Как пере- дает художник характер Даши? Русский язык: словарная работа (ветер один гулял по пустырю, сухая мертвая глина, трудился день и ночь, не хотел жить печально, отчего ты на других непохожий, они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй) |
Ответить на вопросы: чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attaleaprinces» Гаршина? Почему писатель, размышляя о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения, создает сказку, героями которой являются цветок и девочка? Составить таблицу «Сказочное и реальное в произведении» |
Прочитать сказку-быль М. Пришвина «Кладовая солнца». Инд. задание: подготовить сообщение о писателе, используя статью учебника и материалы книги «Читаем, думаем, спорим...» |
|||
22 |
М.М. Пришвин. Философская Притча «Кладовая солнца». |
1 |
Слово о писателе. Заочная экскурсия в деревню Дунино на родину писателя. Сказка-быль «Кладовая солнца». Две загадки Антипыча: «что есть правда, какая она, где живет, как ее найти» и совет «ходить голенькими и разутыми». Образ мудрого правдоискателя-рассказчика |
Репродуктивная: рассказ о жизни и произведениях М.Пришвина; ответы на вопросы, выборочный пересказ; продуктивная, творческая: выразительное чтение; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста |
Знать автора, со- держание сказки- были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча; уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать |
Русский язык: словарная работа (сказка, быль, притча, философская притча) |
Отметить художественные об- разы, отдельные эпизоды сказки- были, которые можно назвать сказочными: какую роль играют они в произведении? Что в сказке является былью? Как вы понимаете слова Антипыча о правде и его совет? В чем мудрость старого Антипыча? |
Выделить в тексте эпизоды, связанные с образом Насти. Подготовить план рассказа о героине произведения |
|||
23 |
Р. Р. Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши. |
1 |
Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях... Цель сравнения Насти и Митраши |
Продуктивная, творческая: систематизация материала. Составление плана сравнительной характеристики, вариантов вступления и заключения сочинения |
Знать: содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания Насти и Митраши, отбирать эпизоды для сочинения (как Настя и Митраша собирались в лес; Настя идет по неизвестной тропе, как ходила мать; Митраша ищет свой путь, как делал отец); делать вывод: в чем ошибки Насти и Митраши; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления (нелегкая судьба маленьких героев М.М.Пришвина) и заключения сочинения (главное в человеке - любовь к миру и доброта) |
Сочинение - сравнительная характеристика Насти и Митраши |
Дописать сочинение дома. |
||||
24 |
Р.Р. Стихотворения о Великой Отечественной войне. |
1 |
Слово о поэтах фронтового поколения К.Симонове и Д.Самойлове. Стихотворения о Великой Отечественной войне. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне |
Рецептивная: чтение статьи учебника «Учимся читать выразительно»; Репродуктивная: устные сообщения о поэтах фронтового поколения К.М.Симонове, Д.С.Самойлове, прослушивание стихотворений в записи; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос |
Знать: авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств -от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину |
История: историко-литературный комментарий (период Великой Отечественной войны и деятельность писателей и поэтов-фронтовиков). Русский язык: словарная работа (солдатки, встарь, тракт, погост, околица, салопчик плисовый, пажити; перестуки эшелонные, погорельцы, полустанок, замур-занная ушанка, кисет, мундштук, балагурить, пайка) |
Ответить на вопросы: почему актер, читающий стихотворение К.Симонова, с особой эмоциональной силой выделяет повтор «Мы вас подождем...»? Почему, говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках (по стихотворению «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»)? Прослушайте внимательно первое и последнее четверостишия. Различаются ли они по звучанию, настроению, интонации? О ком: о себе или о целом поколении говорит поэт Д.Самойлов в стихотворении «Сороковые»? |
Выразительно читать или выучить наизусть одно из стихотворений. Прочитать рассказ А.Астафьева «Конь с розовой гривой». Инд. задания: подготовить устный рассказ о писателе В.П.Астафьеве; выразительное чтение эпизода «Я отправился по землянику, чтобы трудом заработать пряник...»; подготовить устный рассказ об одном из героев рассказа, опираясь на текст |
|||
25 |
В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой» |
1 |
Слово о писателе. Яркость и самобытность языка рассказа. Авторское от- ношение к героям. Нравственная проблематика произведения |
Репродуктивная: пересказ эпизодов рассказа; продуктивная, творческая: устный рассказ о писателе, устное словесное рисование, устный рассказ об одном из героев; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста, анализ эпизода «Я отправился по землянику, чтобы трудом заработать пряник...» |
Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; определение понятий «эпизод», «фабула»; понимать, каково авторское отношение к героям рассказа; уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы |
ИЗО: иллюстрация худ. Т. Мазурина: устно передайте содержание эпизода, изображенного на иллюстрации |
Ответить на вопросы: почему детей дяди Лево нтия писатель называет «орлы», «братья», «орда», «народ»? Что можно сказать об авторском отношении к ним? Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Почему он не может забыть «бабушкиного пряника... дивного коня с розовой гривой»? |
Составить словарик «сибир- ских» диалектизмов, местных слов. Подумать над вопросом: почему писатель использовал их в своем произведении? |
|||
26 |
В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа |
1 |
Слово о писателе. Герой рассказа и его сверстники. Отражение трудностей военного времени. Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни главного героя |
Рецептивная: чтение статьи учебника «Уроки доброты». Из истории создания рассказа»; репродуктивная: ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста (сравнить два описания места, в котором дети играют на деньги) |
Знать: автора, со- держание рассказа; понятия: «герой- повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»; понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя- |
История: послевоенное трудное время (карточная система снабжения продуктами, после- военный голод, государственные заемы, тяготы колхозного труда). Русский язык: полуторка, райцентр, облигации, чирки. ИЗО: иллюстрация худ. И. Пчелко: какой эпизод изображен на иллюстрации? В.Е. Маковский «Игра в бабки»: сопоставьте картину, изображающую игру в бабки с описанием этой игры в рассказе В.Распутина |
Какие жестокие уроки преподносит герою жизнь? Почему мальчик начинает играть на деньги? Почему это осуждают взрослые? Сравнить два описания полянки, на которой ребята играют на деньги («Федька повел меня за огороды...» до «Мы подошли.»; «За мной кинулся было Птаха...» до «...человека несчастнее меня»). Что изменил автор? Почему? Оказало ли влияние на формирование характера героя то время, в котором он жил? |
Отобрать материал, связанный с историей игры в «заме- ряшки». Подумать над вопросом: почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? |
|||
27 |
Писатели улыбаются. «Чудики» Василия Макаровича Шукшина. Рассказ «Срезал» |
1 |
Слово о писателе. Особенности характеров героев-«чудиков» в рассказе В.М.Шукшина |
Рецептивная: чтение статьи учебника «Странные люди» - герои Шукшина»; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: заочная экскурсия в село Сростки, устное словесное рисование, чтение по ролям эпизода; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи |
Знать: содержание рассказа; понимать смысл его названия, уметь анализировать характер Глеба Капустина, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа |
ИЗО: иллюстрация худ. И. Пчел ко: каким изображен герой рассказа? А каким вы его себе представляете? |
Ответить на вопросы: действительно ли Глеб Капустин «срезал» кандидата? Против кого направлен смех В. Шукшина? |
Прочитать рассказ В.Шукшина «Сельские жители». Подготовить чтение по ролям эпизода составления письма в Москву |
|||
28 |
Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». |
1 |
Слово о писателе. Нравственные вопросы в рассказе. Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе. Смысл заглавия |
Рецептивная: чтение статьи учебника о писателе; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: импровизированный рассказ о героях, художественный пересказ отрывка из автобиографического рассказа Ф.Искандера «Начало»; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ художественного текста |
Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле; уметь выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии |
История: исторический комментарий (Древняя Греция, Пифагор, древнегреческий философ Диоген). Русский язык: словарная работа (компромисс, Геракл, Диогенович, претензия, философствовать). ИЗО: иллюстрация учебника к рассказу: какие эпизоды изображены? |
Ответить на вопросы: что общего у героя произведения с рассказчиком из «Тринадцатого подвига Геракла»? Можно ли утверждать, что рассказ Ф. Искандера - произведение юмористическое? Как вы понимаете фразу писателя: «Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого»? |
Вспомнить смешной случай из школьной жизни. Написать о нем сочинение: например, «Однажды я не выучил урок...». Решить кроссворд «Фазиль Искандер. Тринадцатый подвиг Геракла» (по книге «Читаем, думаем, спорим...»). Прочитать стихотворения А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» и подготовить их выразительное чтение. Инд. задание: подготовить устный рассказ об А.Блоке |
|||
29 |
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.. |
1 |
Слово о поэте. Трагическое мироощущение человека начала 20 века. |
Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устный рассказ об А.Блоке, выразительное чтение стихотворений А.А. Блока, создание иллюстраций к ним; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста |
Знать: автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; понимать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века; уметь находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключевые слова, характеризующие миро ощущение героя (печаль, сожаление, забота и проч.), выразительно читать стихотворения, интонационно передавая настроение и чувства лирического героя |
Русский язык: словарная работа (мироощущение, настроение, душевный покой, гармония, реальность, символ). Выписать из текста стихотворения «О, как безумно за окном...» глаголы, передающие состояние природы. Музыка: «Тонкая рябина». Вариации на тему русской народной песни: последняя строфа стихотворения «Летний вечер» звучит на фоне музыки. Созвучна ли музыка настроению стихотворения? Помогает ли она вам воспринимать поэзию А.Блока? Почему? Литература: как эпиграф помогает понять основную мысль второго стихотворения? |
Ответить на вопрос: какие художественные средства использует А. Блок, чтобы передать состояние тревоги, волнения, сострадания к людям, лишенным крова? Почему в пейзажном стихотворении «Летний вечер» в заключительной строфе появляется образ человека? |
Подготовить выразительное чтение стихотворений. Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению (по желанию). |
|||
30
31-32
33-34
35 |
П.Мериме. Новелла «МаттеоФальконе». В.Ч. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна». А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча.(Обзор) |
2 |
Слово о писателе. Проспер Мериме -французский писатель-реалист, мастер новеллы и разносторонняя личность. Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение лово о писателе, памятнике его героям. Стремление к независимости -отличительное качество маленьких героев М.Твена. Приемы создания детских характеров. Юмористическое и комическое в романе. Удивительная жизнь удивительного писателя. Основные темы и мотивы сказки. Большой мир маленького принца
Задания для летнего чтения.Итоги года |
Репродуктивная: ответы на вопросы, художественный пересказ эпизодов «Посвящение в рыцари», «Приключения на постоялом дворе», «В замке герцога», «Возвращение домой»; продуктивная, творческая: сообщение о писателе, рассказ о главных героях романа; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование фрагментов глав, сравнение двух героев: дон Кихота и СанчоПансы; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы друг с другом (глав из романа Сервантеса со стихотворением Д.С.Мережковского «Дон Кихот») и с иллюстрацией художника. Сообщение о поэте и драматурге, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы (двух переводов баллады Шиллера: М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского |
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский роман»; уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть; соотносить содержание прочитанных глав романа со стихотворением Д.С.Мережковского «Дон Кихот» и иллюстрацией Е.Моисеенко «Ламанч»; выражать авторское отношение к героям и свое собственное |
Литература: стихотворение Д.С. Мережковского «Дон Кихот»: найдите ключевые строки стихотворения и ответьте на вопрос: что «возвышенно и свято в этом жалком Дон Кихоте»? ИЗО: иллюстрация Е.Е. Моисеенко «Ламанч»: как основная мысль романа передана в стихотворении и иллюстрации? |
Ответить на вопросы: почему перед смертью Сервантеса о нем говорили, что умирает последний рыцарь и совесть Испании? Сравните Дон Кихота и СанчоПансу: в чем проявляется их противоположность и глубокое внутреннее сходство? |
Список произведений для чтения летом. |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.