Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1 класс для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями 2 вариант)

  • Документация
  • Домашнее обучение
  • docx
  • 07.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1 класс для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями 2 вариант) надомное обучение.Устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание окружающими сильно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение учащегося Саши П. общению включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
Иконка файла материала 74 программа речь и альт.коммуникация 2вар 1 класс надомник.docx

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гатчинская  начальная общеобразовательная школа №5»

 

Приложение

к  основной адаптированной

 образовательной программе,для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) утверждённой 

приказом №  от  «    »        2019 г.

 

 

 

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

1 -1 класс

для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями 2 вариант)

учащегося Александра П.(надомное обучение)

 

Разработчик программы:  Лазарева Любовь Геннадьевна

                                                                          учитель начальных классов, дефектолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Рассмотрена»

на методическом объединении учителей начальных классов

МБОУ «Гатчинская НОШ №5»

«­­­­­    » __________2019г.

 

«Согласована»

Заместитель директора по УВР

____________________(Кохович Н.К.)

 

 

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Вар.2 для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

учащегося 1 класса

Александра П.

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность  ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, ребенок с трудом произносит отдельные звуки и слоги. У мальчика отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. Так как ученик Саша П. относится к группе детей с выраженными нарушениями интеллекта, у него отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание окружающими сильно затруднено, либо невозможно.

         В связи с этим, обучение учащегося Саши П. общению  включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

Цель:  формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

            Задачи:

·         сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;

·         научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;

·         развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

·         формирование умения понимать обращенную речь.

·         формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

·         положительно относиться к учебным занятиям

·         проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.,

·         принимать учебную задачу

·         быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей,

·         контролировать свои эмоции.

·         использовать по назначению учебные материалы

·         выполнять действия сопряжено с учителем по образцу

·         выполнять действия по подражанию,

·         выполнять действия по словесной инструкции

·         выполнять задание в течение определенного периода времени, от начала до конца, с

·         направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание)

Предметные:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Умеет «читать» телесные и мимические движения.

Показывает указательным жестом себя и свое отражение в зеркале.

Подражает выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладоши и т. п.).

Выполняет движение по различным сенсорным дорожкам (учитель дер­жит ученика за руку и указательным жестом показывает направ­ление движения, движение по подражанию действиям учителя и по образцу).

Выполняет упражнения типа «Покажи, как это делают»: Покажи, чем нюхают (понюхай хлеб...). Покажи, чем слушают (послушай, как я буду стучать деревянными ложками...).

Выполняет упражнения с использованием большой дидактической куклы типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклы руки, у тебя руки; у куклы ноги, у тебя -…

Играет с куклой, соотносимой с образом учени­ка.

«Читает» изображения на картинках.

Показывает части тела на фотографии и на себе.

Показывает предметы на картинке: покажи куклу, мя­чик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.

Находит игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация).

Узнает игрушки по характерным звукам (зву­чащие игрушки).

Двигается по коврику со следочками, по различным сенсорным дорожкам (движение по подражанию учите­лю, по образцу, самостоятельно по указательному жесту учителя).

Выполняет упражнения на ковриках и дорожках со звуковым сопровож­дением музыкальных инструментов.

Умеет передавать в движении образы животных (заяц, лисичка).

Выбирает (вместе с учителем) игрушку, соответствующую показанному образу.

Повторяет движения за учителем, по показу игрушки или картинки.

Участвует в играх-имитациях, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

Выполняет двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают»: докажи, чем нюхают. Понюхай хлеб (цветок). Покажи, чем слушают. Послушай, как тикают часы, как шумит вода.

Выполняет аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и де­лай вместе со мной» (под чтение потешек, стихотворений-четверо­стиший)».

Подражает движениям мимической мускулатуры (зажмуривание глаз, надувание щек).

Выполняет упражнения с использованием дидактической куклы, которая соотносится с образом учащегося, типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклы руки, у тебя руки; у куклыноги, у тебя ноги и т. д.

Показывает части тела на фотографии и на себе.

Выполняет упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» (построчное иллюстрирование текста).

Знает пиктограммы «нос», «голова», «ухо», «гла­за».

Выполняет упражнения с картинками по образцу, данному учителем: покажи куклу, мячик, мед­вежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.

Выполняет упражнения с игрушками и картин­ками: внимательно рассмотри куклу и мишку, слушай и показывай.

Выполняет двигательные упражнения вместе с учителем, а потом само­стоятельно (с минимальной жестовой помощью учителя): «Пока­жи, как это делают».

Участвует в игровых ситуациях на узнавание игрушки по описанию учи­теля (один-два наиболее характерных признака).

Находит иг­рушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картин­ка, составленная из двух-четырех частей).

Узнает знакомую игрушку по отдельным дета­лям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

 

 

Речь и альтернативная коммуникация

 1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

· Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

· Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

·Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь устройств (коммуникаторы, персональные компьютеры, др.). 

Навыки пользования средствами альтернативной коммуникации формируются в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

· Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

·Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:  использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

· Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

· Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму:

· Узнавание и различение образов графем (букв).

· Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слов.

 

 

Содержание предмета

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.  Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием таблицы букв.

         Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессивная речь.

            Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,  звуковых комплексов. Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в,       на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

            Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

            Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

            Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения . Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения . Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения .         Составление рассказа о себе с использованием графического изображения .

Тематическое планирование:

Раздел

Кол-во часов

Коммуникация

10

Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации

23

Развитие графомоторных навыков

33

 

66 ч.

 

Коррекционная работа: корригировать мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности;