Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык". 8 класс. Вариант II.
Оценка 4.7

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык". 8 класс. Вариант II.

Оценка 4.7
docx
08.11.2022
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык". 8  класс. Вариант II.
РПД 8 кл Русский язык.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
    ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
____________________________________________________________________________
     693021, г. Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69, Тел/факс (4242)556120  
E-mail:skhool-skosh@yuzhno-sakh.ru

Рассмотрено

методическим объединением

Протокол № 1

от ___ августа 2021 г.

Согласовано к утверждению

на педагогическом совете

Протокол № 1

от ___ августа 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ___

от ___ августа 2021 г.

Директор школы

 

________ О.В. Михаленкова

 

 

 

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

«Русский язык»

Вариант II

 

8 «в»  класс

 

Срок реализации программы  2021-2022 учебный год

 

 

 

Составитель: С.Ю. Рубцова

 

 

 

Южно-Сахалинск  2021

Содержание

 

1

Пояснительная записка ……………………………………………….

 

3

2

Место  учебного предмета в учебном плане……………………….

 

6

3

Содержание учебного предмета…………………………………….

 

6

4

Тематическое  планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся………………..……………….        

 

8

5

Планируемые результаты освоения учебного предмета……………

 

12

6

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности…………………………………………………………..

 

 

13

7.

Литература……………………………………………………………..

 

14

 

Приложение 1. Контрольные диктанты по предмету………………

 

16

         Приложение 2.     Критерии          оценивания      образовательных

         результатов……………………………………………………………     20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Рабочая  программа  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно

отсталых  детей,  направлена  на  разностороннее  развитие  личности  учащихся,  способствует

их  умственному  развитию,  обеспечивают  гражданское,  духовно-нравственное,  трудовое,

экологическое,  эстетическое,  здоровьесберегающее  и  физическое  воспитание.  Раскрывает

содержание  стандарта,  определяет  общую  стратегию  и  коррекцию  развития  обучения

учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Рабочая  программа  содержит  материал,  помогающий  учащимся  с  нарушением  интеллек

Задачами изучения предметной области «Русский (родной) язык» в V классе являются:  

  развитие  и  совершенствование  всех  видов  речевой  деятельности:  чтения,  письма,

слушания, говорения;  

  выработка  прочных  навыков  грамотного  письма  на  основе  изучения  элементарного

курса грамматики, правописания и развития речи;  

  формирование элементарной коммуникативной компетенции;  

  выработка  практического  навыка  устной  и  письменной  речи  с  целью  обогащения

словарного  запаса  и  активизации  словаря,  грамматического  строя  речи  учащихся,

формирования навыка грамотного письма;  

  совершенствование  умения  пользоваться  устной  и  письменной  речью,  делать  ее

правильной и точной, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и

письменной форме; 

  развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и

интереса  к  нему,  осознания  его  красоты  и  эстетической  ценности,  гордости  и

уважения к языку как части русской национальной культуры;

1 Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Учебного плана МБОУ КШ «Надежда» на 2021-2022 учебный год.

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы / под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2006.

Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплекс: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2017.

Рабочая программа по русскому языку определяет содержание предмета и последовательность его прохождения, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для  социальной адаптации.

Изучение русского языка в 8 классе имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

- совершенствование  навыков грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по  грамматике и правописанию;

- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

- развитие навыков речевого общения на материале,  доступном для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

- развитие положительных качеств и свойств личности.

В системе образования учащихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения. Как средство познания действительности, русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Программа по русскому языку в 8 классе имеет коммуникативную направленность. Основным направлением работы является развитие речи учащихся как средства общения и коррекции их мыслительной деятельности. Данный вектор работы влияет на структуру и содержательную часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.

Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не только запоминание грамматической теории и орфографических правил («как называется», «как изменяется»), но и умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме в речевой практике.

Программа по русскому языку в 8 классе включает следующие разделы:

1. Повторение. Предложение. Текст

 2. Состав слова. Текст.

 3. Части речи. Текст.

4. Предложение. Текст.

5. Повторение

6. Связная речь (упражнения в связной письменной и устной речи даются в процессе изучения всего программного материала).

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим, поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

 На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, предусмотрено неоднократное повторение и закрепление пройденного материала. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.

В 8 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания  (единообразное написание гласных  и согласных  в корне слова, приставке и суффиксе). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов).

В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например, существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).

Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в разделе «Предложение. Текст».

С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) восьмиклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит идея ознакомления учащихся с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьников к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки   построения простого и сложного предложений разной степени распространенности. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с интеллектуальным недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения - ответы на последовательно поставленные вопросы, рассказ по серии сюжетных картинок, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, а также в конце учебной четверти, года.

 

2 Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ КШ «Надежда» на 2021-2022 учебный год учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речь» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 8 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю (34 учебных недели).

 

3 Содержание учебного предмета

Раздел 1. Повторение. «Предложение. Текст»

Простые и сложные предложения. Составление сложных предложений. Однородные члены предложения. Использование однородных членов в предложении.

Использование простых и сложных предложений в структуре текста.

 

Раздел 2. Состав слова. Текст.

Корень и однокоренные слова. Приставка, суффикс, окончание. Правописание гласных и согласных в корне и приставке. Правописание приставок. Сложные слова с соединительными гласными О, Е. Сложные слова без соединительной гласной.

Образование разных  слов с помощью одних и тех же приставок и суффиксов.

Составление рассказа или описания.

 

Раздел 3. Части речи. Текст

Существительное.

Значение существительного в речи. Род, число и падеж существительных. Определение склонения существительных. Ударные и безударные окончания существительных. Правописание падежных окончаний существительного единственного и множественного числа. Изменение по падежам существительных во множественном числе.

Составление рассказа с последовательным развитием действия или события.

Прилагательное.

Значение прилагательных в речи. Словосочетания с прилагательными. Род и число прилагательных. Склонение прилагательных во множественном числе. Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе.

Самостоятельный подбор прилагательных для описания картины или рассказа по ней.

Местоимение.

Значение местоимений в речи. Различение местоимений по лицам и числам. Склонение местоимений 1-го лица. Склонение местоимений 2-го лица. Склонение местоимений 3-го лица.

Устранение речевых недочетов при употреблении местоимений в речи.

Глагол.

Значение глаголов в речи. Частица НЕ с глаголами. Неопределенная форма глагола. Изменения глаголов по временам и числам. 1-е лицо глагола. 2-е лицо глагола. 3-е лицо глагола. Правописание глаголов, которые заканчиваются на -тся и -ться.

Изложение небольшого отрывка из литературного текста. Правильное использование временных форм глагола.

Наречие.

Наречие как часть речи. Значение наречий в речи. Образование наречий от прилагательных. Наречия, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда? Постановка вопросов к наречиям. Подбор наречий с опорой на вопросы.

Составление словосочетаний наречий с глаголами. Включение словосочетаний в текст по определенной теме.

 

Раздел 4. Предложение

Простое предложение с однородными членами. Распространение предложений однородными членами. Сложное предложение без союзов. Сложные предложения с союзами И, А, НО. Распространение простых и сложных предложений.

Составление простых и сложных предложений для последующего составления описания.

 

Раздел 5. Повторение

Состав слова. Существительное. Прилагательное. Местоимение. Глагол. Наречие. Предложение.

 

Словарные слова, изучаемые в 8 классе

Авторучка, бандероль, вдалеке, галерея, государство, гражданин, деликатный, демонстрация, депутат, доверие, документ, заявление, издалека, изображение, изредка, искусство, испуганно, кажется, кафе, квалификация, квитанция, клиент, комитет, конституция, милиция, митинг, недалеко, независимость, образованный, операция, Отечество, поэт, паспорт, пациент, пейзаж, планета, посредине, правительство, председатель, профессия, путешествие, республика, рядом, секретарь, станция, телеграф, телепередача, территория, удивленно, электростанция, электричество, экскаватор, эскалатор (53 слова).

        

 

4 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

I

Повторение. «Предложение. Текст»

11

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу;

- выполнять самопроверку;

- находить главные члены предложений;

- сравнивать простое и сложное предложения;

- учиться разделять части сложного предложения при чтении голосом, а при письме запятой;

- тренироваться в составлении сложных предложений;

- ставить запятые между однородными членами предложения;

- находить в тексте простые и сложные предложения.

1

Простые и сложные предложения

1

2

Составление сложных предложений

1

3

Союзы И, А, НО в  сложном предложении

2

4

Выделение однородных членов из предложения

2

5

Использование однородных членов в предложении

1

6

Развитие речи. Использование простых и сложных предложений в структуре текста

1

7

Контрольный диктант № 1  (Родник)

1

8

Работа над ошибками

1

9

 

Закрепление знаний по теме «Предложение. Текст»

1

II

Состав слова. Текст

 

16

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу;

- выполнять самопроверку;

- находить необходимую информацию в учебнике;

- оперировать терминами «корень», «однокоренные слова», «окончание», «суффикс», «состав слова», «часть слова»;

- подбирать однокоренные слова;

- составлять предложения с однокоренными словами;

- образовывать слова с новым значением при помощи приставок и суффиксов;

- изменять форму слова для проверки безударной гласной в корне;

- подбирать проверочные слова;

- изменять форму слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне;

- потренироваться в образовании сложных слов разными способами;

- составлять рассказ по опорным словам.

1

Корень. Однокоренные слова

1

2

Приставка, суффикс, окончание

2

3

Правописание гласных и согласных в корне

3

4

Правописание приставок

1

5

Текст. Составление плана текста

1

6

Сложные слова с соединительными гласными

2

7

Контрольный диктант № 2  (Признаки осени)

1

8

Работа над ошибками

1

9

Сложные слова без соединительной гласной

1

10

Закрепление знаний по теме «Состав слова»

2

11

Развитие речи.

Составление рассказа по опорным словам

1

III

Части речи. Текст

92

 

1

Существительное. Значение существительных в речи

1

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу;

- находить необходимую информацию в учебнике;

- определять грамматические признаки имен существительных;

- изменять имена существительные по числам;

- ставить имена существительные в начальную форму;

- различать имена существительные мужского, женского и среднего рода;

- запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова).

 

2

Контрольный диктант № 3 за I четверть (Скрытный зверь)

1

3

Работа над ошибками

1

4

Род, число и падеж существительных

2

5

Склонение существительных в единственном числе

4

6

Склонение существительных во множественном числе

4

7

Развитие речи. Составление рассказа с последовательным развитием действия

1

8

Контрольный диктант № 4  (Зима)

1

9

Работа над ошибками в диктанте № 4

1

10

Закрепление знаний по теме «Имя существительное»

2

11

Прилагательное Значение прилагательных в речи

1

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу;

- выполнять самопроверку;

- находить необходимую информацию в учебнике;

- оперировать терминами «имена прилагательные», «род имен прилагательных»;

- различать имена прилагательные мужского, женского и среднего рода;

- задавать вопросы к именам прилагательным;

- изменять имена прилагательные по родам;

- запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова);

- слушать текст;

- определять тему текста;

- самостоятельно подбирать прилагательные для описания картины и рассказа по ней.

12

Род и число прилагательных

2

13

Склонение прилагательных в единственном числе

4

14

Склонение прилагательных во множественном числе

4

15

Закрепление знаний по теме «Прилагательное»

2

16

Развитие речи. Подбор прилагательных для описания картины

1

17

Контрольный диктант № 5 за II четверть (О часах)

1

 

18

Работа над ошибками в диктанте

1

 

19

Местоимение. Значение местоимений в речи

1

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу;

- отбирать содержание и речевые средства;

- вести коллективную запись на доске и в тетрадях;

- закреплять умение различать местоимения по лицам и числам;

- использовать местоимения в речи участников диалога;

- составление текста по опорным словам и по картине;

- составление рассказа по плану.

20

Различение местоимений

по лицам и числам

 

2

21

Склонение личных местоимений 1-го лица

4

22

Склонение личных местоимений 2-го лица

4

23

Склонение личных местоимений 3-го лица

4

24

Контрольный диктант № 6  (Телеграмма в лесу)

1

25

Работа над ошибками в диктанте № 6

1

26

Закрепление знаний по теме «Местоимение»

2

27

Описание репродукции картины И.В. Шевандроновой «В сельской библиотеке»

2

28

Глагол. Значение глаголов в речи

1

 

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу;

- выполнять самопроверку;

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

- отрабатывать умение различать глаголы по временам, изменять их по числам, ставить вопросы к глаголам;

- учиться различать окончания женского и среднего рода у глаголов прошедшего времени, приводить примеры этих различий;

- тренироваться в постановке глаголов в неопределенную форму;

- использовать частицу НЕ с глаголами в значении отрицания;

- излагать текст по опорным словам, плану и по картинке.

29

Частица НЕ с глаголами

2

30

Изменение глаголов по временам

2

31

Контрольный диктант № 7  (Зима)

1

32

Работа над ошибками в диктанте № 7

1

33

Изменение глаголов по числам

1

34

1-е лицо глаголов

3

35

2-е лицо глаголов

3

36

3-е лицо глаголов

3

37

Контрольный диктант № 8 за III четверть (Богатая добыча)

1

38

Работа над ошибками в диктанте № 8

1

39

Правописание глаголов, которые заканчиваются на -тся, -ться

2

40

Закрепление знаний по теме «Глагол»

2

41

Изложение небольшого отрывка из литературного текста. Правильное использование временных форм глагола

 

2

42

Наречие. Наречие как часть речи

1

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу;

- выполнять самопроверку;

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

- подбирать к тексту наречия, опираясь на вопрос;

- ставить вопросы от глаголов к наречиям;

- подбирать к глаголам подходящие по смыслу наречия;

- учиться составлять пары из наречий, противоположных по значению;

- составлять рассказ по опорным словам и данному началу.

43

Значение наречий в речи

1

44

Наречия, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда?

5

45

Контрольный диктант № 9  (Гроза в горах)

1

46

Работа над ошибками в диктанте № 9

1

47

Развитие речи.

Составление словосочетаний наречий с глаголами, включение их в текст по заданной теме

1

48

Подбор наречий с опорой на вопросы

1

49

Закрепление знаний по теме «Наречие»

1

IV

Предложение. Текст

8

 

1

Простое предложение

2

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу;

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

- потренироваться в постановке союзов и запятых между частями сложного предложения;

- учиться составлять сложные предложения по данной первой части и нескольким вариантам второй части сложного предложения;

- сравнивать простое предложение и сложное предложение, чертить их схемы;

- составлять сложные предложения из простых предложений

2

Сложное предложение

2

3

Сравнение простых и сложных предложений

1

4

Распространение простых и сложных предложений

1

5

Закрепление знаний по теме «Предложение»

1

 

6

Развитие речи.

Составление простых и сложных предложений для оформления деловых бумаг

1

V

Повторение

9

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу;

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре

1

Состав слова

1

2

Существительное

1

3

Прилагательное

1

4

Местоимение

1

5

Глагол

1

6

Наречие

1

7

Предложение

1

8

Контрольный диктант № 10 (годовой)

1

9

Работа над ошибками

1

 

Итого

 

136

 

 

 

5 Планируемые результаты освоения учебного предмета

У учащихся должны быть сформированы следующие умения:

1-й уровень

-писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70-80 слов);

- писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 80 слов);

- находить в тексте речевые недочеты и исправлять их с помощью учителя;

- использовать в устной речи сложноподчиненные предложения при ответе на вопрос;

- определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;

- подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;

- находить и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя);

- пользоваться школьным орфографическим словарем.

2-й уровень

- писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;

- принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста;

- исправлять текст;

- составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;

- решать орфографические задачи с помощью учителя.

Для проверки усвоения программного материала  используются контрольно - измерительные материалы, предложенные в Приложении 1.

В Приложении 2 приведены критерии оценивания образовательных результатов.

 

 

6 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Оборудование класса:

- классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- классная меловая доска;

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- экран;

- рабочие места для обучающихся и учителя;

- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;

- мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку;

- таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку;

- репродукции картин, наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку;

- методические и учебные материалы по предмету.

 

7. Литература

 

Для учителя

1. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2017.

2. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ сост. Е.Я Кудрявцева. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 144 с.

 3. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. для студентов пед. вузов / А.К. Аксёнова, С.Ю. Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.

4. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: пособие для учителя / А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2004. – 143с.

 

Для учащихся

1. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2017.

2.  Баранов  М.Т.  Школьный  орфографический  словарь  русского  языка/  М.Т. Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

3. Жуков  В.П.  Школьный  фразеологический  словарь  русского  языка /5-е    изд.,  перераб.  и доп.- М.: Русский язык, 2005.

 4. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред.  Ф.П. Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.  

5. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов / Под ред.   В.В. Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

6. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005

7. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005

8. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005

9. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол / Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. – М.: «Просвещение», 2005

 10. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского  языка / А.Н. Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.  

  11. Розенталь  Д.Э.,  Теленкова  М.А.  Словарь  трудностей  русского  языка    /4-е  изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Контрольные диктанты и проверочные работы по предмету «Русский язык» для учащихся 8 класса

Контрольно – измерительные материалы составлены по разделам и темам программы по русскому языку, что позволит выявить уровень понимания учащимися изученного материала по темам.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, в конце учебной четверти,  года.

Цель и содержание контрольной работы по русскому языку: получение объективной информации о состоянии уровня освоения предметных результатов по русскому языку в 8 классе у обучающихся с  интеллектуальными нарушениями, итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся по предмету.

Время выполнения работы рассчитано на один урок. Работа выполняется в тетрадях для контрольных работ.

 

Контрольный диктант № 1

Родник

        Вася и Коля отправились побродить в окрестностях загородного лагеря. День был жаркий, ясный. На чистом небе сияло солнце. Над цветами порхали разноцветные бабочки, пролетали яркие стрекозы. В лесу пели чижи, синицы и корольки. Мальчики подошли к крутому обрыву. Это был большой старый овраг. По его далёкому дну протекал светлый ручей. Вася и Коля пошли по краю глубокого оврага и увидели родник. Они спустились к роднику, зачерпнули ладонями прозрачную воду и стали пить. Вода там бежала чистая, вкусная и холодная.  

(74 слов)

 

Контрольный диктант № 2

Признаки осени

        С наступлением осени укорачиваются дни. Вечера становятся длиннее. Меньше солнечного света и тепла.

       Примет у осени очень много. Улетают в тёплые края перелётные птицы. Меняется поведение животных. Но самая заметная примета – это изменение окраски листьев. Они из зелёных становятся жёлтыми, тёмно-красными, багровыми. Только жизнерадостные ели, как свечки-зелёные. Но в пышной красоте осеннего леса есть затаённая грусть. Природа готовится к зимнему сну. Подули холодные ветры. Посыпался мелкий дождь. Солнце редко прорывается сквозь тучи.

(75 слова)

 

Контрольный диктант №3 за I четверть

Скрытный зверь

       Бобр – зверь скрытный, ночной. Живёт бобр возле тихой и чистой воды, на лесистом берегу. И тут, прежде всего, нужна нора, которая безопасно выводила бы зверя из воды на сушу. Иногда бобр строит настоящие хатки – из сучьев, веток, земли высотой до двух метров. Дом готов, надо позаботиться о зимних запасах. Пища бобра - нежные ветки, листья, болотные травы, горькая осиновая и ивовая кора. А чтобы не убывала вода в реке, бобр строит плотины. Не зря зовётся бобр зверем-строителем.  

(77 слов)

 

Контрольный диктант № 4

Зима

       Земля покрылась белым снежным ковром. Ранним утром я и мой товарищ Андрей отправились в зимний лес. Ночью вьюга занесла все дорожки и тропинки. Мы скользили на лыжах по лесным полянам. Вокруг стояли красивые деревья в зимнем убранстве. Стройные берёзы и осины покрыты пушистым снегом. С ветки летит на шапки мягкий снежок. Мы подъехали к избушке лесника. Она стоит на опушке большой сосновой рощи.

      Вдруг выглянуло зимнее солнце. Яркий луч его осветил стройные деревья.

(75 слов)

 

Контрольный диктант № 5 за II четверть

О часах

       В глубокой древности у людей не было часов. Они не умели делить сутки на часы, минуты.

       Сегодня часы повсюду с нами. Они висят на улице, в школе, в метро, на вокзале. Часы у нас на руке, в кармане, на длинной цепочке.

       По своей форме часы бывают круглые, квадратные. Вы видели часы  размером с горошину? А вот огромные башенные часы с боем называют куранты. Куранты на Кремлёвской башне бьют двенадцать  раз в полдень, в полночь.

(76 слов)

 

Контрольный диктант № 6

Телеграмма в лесу

        Ударили холодные утренники. На некоторых кустах листву как ножом срезало. С деревьев дождём сыплются листья.

       Бабочки, мухи, жуки спрятались кто куда.

        Певчие перелётные торопливо пробираются рощами и перелесками. Утром уже холодно.

       Не жалуются на бескормицу только дрозды. Они стаями накинулись на гроздья рябины.

        В оголённом лесу свищет холодный ветер. Деревья погружаются в глубокий сон. Песен в лесу больше не слышно. Всё зверье готовится к морозной зиме. Кто гнёзда утепляет, кто норы поглубже роет, кто в далёкие страны улетает.

(80 слов)

 

Контрольный диктант № 7

Зима

       Зима. В лесу не слышно птичьих песен, а белка от мороза спряталась в зимнее гнездо. Лишь мышка выскочит на снег, оставит бусинки следов и – опять под снег к себе. Тихо в лесу, только ветер пробежит по верхушкам деревьев. Мороз сковал реку льдом, но не мог проморозить воду реки до дна. Там подо льдом идёт жизнь. И сом, и ёрш, и маленькие быстрые уклейки, и даже раки плавают подо льдом. Они ждут, когда ярче пригреет солнце, лёд тронется и наступит весна.  

(81 слово)

 

 

Контрольный диктант № 8 за III четверть

Богатая добыча

           Однажды я проходил в лесу целый день.  Вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжёлую сумку и стал своё добро выкладывать на стол. А потом рассказал дочке про тетерева: как он живёт в лесу, как берёзовые почки клюёт, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей про рябчика, высыпал на стол много грибов. Ещё у меня была в кармане ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс кусочек сосновой смолы.

(80 слов)

 

Контрольный диктант № 9 за IV четверть

Гроза в горах

       Зашумел сильный ветер. Загремел протяжно гром. Ночью в горах разразилась гроза. Сверкала молния. Постепенно раскаты грома слились в сплошной гул. Вдруг страшный удар потряс окрестность. Дрогнули скалы. С высокой горной вершины сорвалась гигантская снежная лавина. Она понеслась в глубокое ущелье и увлекла за собой огромные валуны и деревья. Начался камнепад.

       Гроза бушевала всю ночь. К утру природа успокоилась. Ветер стал стихать. Прекратился дождь. Но тёмные тучи ещё покрывали грозное небо над горами.  К обеду тучи рассеялись, и выглянуло солнышко.

(79 слов)

 

Контрольный диктант № 10 (годовой)

На пороге весны

Робко приходит весна. В лесу тихо. Сугробы дряхлеют и оседают. На сучьях и ветках деревьев лежит снег. Многие лесные жители притаились в своих норах. Сложный узор различных следов рассказывает об их хлопотливой жизни.

Однако вы не найдете отпечатки лап барсука и ежа. Эти зверьки еще спят сладким сном под белым покрывалом снега.

Острый луч солнца отливает сосульки. Лесная капель подала первую весточку. Пройдет неделя, другая и весна войдет в лес.

Оживут рощи и леса. Повсюду заслышатся весёлые голоса птиц.

(82 слова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Критерии оценивания образовательных результатов

 

1 Оценка устных ответов

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Отметка «1» за устные ответы не ставится.

 

2 Оценка письменных работ учащихся

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.

Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.

Примерный объем текстов контрольных работ в V – 45-50 слов, VI – VII – 65-70 слов, VIII – X – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении  контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.

Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

V-IX классы

Отметка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.

Отметка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

Отметка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

Отметка «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.

В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.

б) две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:

- повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);

- не дописывание слов;

- пропуск одной части слова при переносе;

- повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:

Отметка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.

Отметка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Изложения и сочинения

Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В IV-V классах для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах – 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.

При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.

Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.

 Отметка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.

Отметка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.

Отметка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.

Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.

В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.

 

3 Итоговая оценка знаний и умений учащихся

За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одной отметкой.

При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.

Основанием для выставления итоговой оценки служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

 

Количество контрольных работ по четвертям

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего

3

2

3

2

10

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Содержание 1 Пояснительная записка ………………………………………………

Содержание 1 Пояснительная записка ………………………………………………

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: -

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: -

В системе образования учащихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения

В системе образования учащихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим, поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим, поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом

Через все разделы программы проходит идея ознакомления учащихся с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания

Через все разделы программы проходит идея ознакомления учащихся с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания

Корень и однокоренные слова. Приставка, суффикс, окончание

Корень и однокоренные слова. Приставка, суффикс, окончание

Наречие как часть речи. Значение наречий в речи

Наречие как часть речи. Значение наречий в речи

Простые и сложные предложения 1 2

Простые и сложные предложения 1 2

Контрольный диктант № 3 за

Контрольный диктант № 3 за

Различение местоимений по лицам и числам 2 21Склонение личных местоимений 1-го лица4 22Склонение личных местоимений 2-го лица4 23Склонение личных местоимений 3-го лица4 24

Различение местоимений по лицам и числам 2 21Склонение личных местоимений 1-го лица4 22Склонение личных местоимений 2-го лица4 23Склонение личных местоимений 3-го лица4 24

Наречие. Наречие как часть речи 1 - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку; -…

Наречие. Наречие как часть речи 1 - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку; -…

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Литература Для учителя 1

Литература Для учителя 1

Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/

Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/

Приложение 1 Контрольные диктанты и проверочные работы по предмету «Русский язык» для учащихся 8 класса

Приложение 1 Контрольные диктанты и проверочные работы по предмету «Русский язык» для учащихся 8 класса

Только жизнерадостные ели, как свечки-зелёные

Только жизнерадостные ели, как свечки-зелёные

Контрольный диктант № 6 Телеграмма в лесу

Контрольный диктант № 6 Телеграмма в лесу

Контрольный диктант № 9 за IV четверть

Контрольный диктант № 9 за IV четверть

Приложение 2 Критерии оценивания образовательных результатов 1

Приложение 2 Критерии оценивания образовательных результатов 1

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с…

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с…

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий

В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и…

В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2022