Пояснительная записка (на уровень обучения) |
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии: - с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (начального 1-4), утверждённого приказом МО РФ № 373 от 06.10.2009 года; - с рекомендациями Примерной программы начального общего образования по предмету литературное чтение, рекомендованной Министерством образования и науки РФ; - с учётом Учебного плана МБОУ «Новопокровская средняя общеобразовательная школа» Мордовского района, Тамбовской области; - с Положением о составлении рабочих программ по МБОУ «Новопокровская средняя общеобразовательная школа» Мордовского района, Тамбовской области; - на основе авторской программы Литературное чтение. Автор: Л. Ф. Климанова - с учётом планируемых результатов начального общего образования и программой формирования универсальных учебных действий у учащихся, отражённых в Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ « Новопокровская СОШ»; - с возможностями УМК «Перспектива»; Адаптированная рабочая программа составлена на основе АООП НОО, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), на основе Примерной основной образовательной программы по литературному чтению для начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы по литературному чтению для учащихся 3-го класса Л.Ф. Климанова, являющейся составной частью Образовательной системы «Перспектива», программы воспитания Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и адаптирована для обучающегося 3-го класса общеобразовательной школы с задержкой психического развития с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. (В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273) Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для общеобразовательных школ, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Адаптированная программа обучающегося с ОВЗ предполагает, что обучающийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Для реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования предусматривается использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья. |
||||||
Общая характеристика учебного предмета, курса |
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей: ü овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; ü развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; ü обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран; ü обеспечение условий для успешного обучения и социализации детей с ОВЗ. Адаптированная цель данного курса: создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного начального общего образования обучающимися с НОДА, по итоговым достижениям полностью соответствующим требованиям к результатам освоения, определенным ФГОС НОО, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы, развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими задачами уроков чтения являются: ü формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; ü формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения — сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя; ü уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении; ü формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей; ü развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка; ü преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке; ü развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности; ü привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению; ü социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса; ü формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Разнообразные задачи обучения детей чтению решаются в процессе работы над текстами учебных книг для чтения, художественной и научно-популярной литературы, периодической печати. Чтение художественных произведений создает условия для воспитания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду. Программа нацелена на решение следующих задач: развивать у учащегося способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить учащегося чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление; накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; расширять кругозор ребёнка через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; обеспечивать развитие речи школьника и активно формировать навык чтения и речевые умения; работать с различными типами текстов; создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность». Коррекционно-развивающие задачи данного курса: обогащение и активизация словаря; развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических, развитие операций языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения; звукослоговая структура слов); развитие слухового внимания; совершенствование фонетической стороны речи – закрепление произносительных навыков; развитие просодической и интонационной стороны речи: развитие дыхания, способности к свободной голосоподаче и голосоведению; формирование предпосылок для коррекции просодических нарушений (восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных произведениях) и овладения комплексом просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации; развитие пространственно-временного гнозиса: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.) развитие межличностной системы координат «ребенок-взрослый-сверстники»: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками. Специфика курса «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. заключается в том, что в центре внимания оказываются художественное произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение обучающийся. Маленький читатель воспринимает изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; воссоздаёт картины жизни, природы, созданные автором; целостно воспринимает образы как один из элементов художественного произведения, понимает авторскую позицию, моделирует собственное поведение по законам этики, выражает своё отношение к изображаемому. Благодаря чтению и осмыслению художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, его нравственно-эстетическое развитие. Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей. Которые изучаются в сопоставлении с научно – популярными произведениями, имеющими с ним общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно – познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства. Отличительной особенностью курса 3 класса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает обучающихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Дополнение к пояснительной записке по литературному чтению для обучающихся с ЗПР Литературное чтение в начальных общеобразовательных классах является органической частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития обучающихся. На уроках литературного чтения решаются как общие, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими задачами уроков чтения являются: Преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу обучения грамоте, формирование правильного слогового чтения; Формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения - сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя; Формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей; Развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка; Преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке; Развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности; Привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству. Тематика чтения. Включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для детей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и современности. Произведения на каждом этапе должны быть доступны по объему, содержанию и лексическо-грамматической структуре. Материал для чтения в каждом классе позволяет поднять учащихся на новую ступень в умственном, нравственном, эстетическом, речевом развитии. Чтение произведений создает условия для воспитания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду. При чтении не следует гнаться за большим количеством предлагаемых произведений. Учитывая особенности чтения детей с ЗПР, отдельные тексты в пределах темы могут быть предметом углубленной работы, а другие использоваться самостоятельного чтения. 2 Навык чтения. Развитие и совершенствование правильности, беглости, выразительности и сознательности чтения осуществляется в процессе систематического чтения и перечитывания целых произведений, отдельных отрывков из них, в ходе анализа произведений с использованием приема выборочного чтения и др. 3 Работа над текстом. При работе с текстом дети учатся отвечать на вопросы, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы формируется умение сравнивать то, что они узнали из текста с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными произведениями. Учащиеся овладевают умением сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно определять главную мысль произведения. Детей необходимо постепенно, поэтапно переводить от умения работать над текстом с помощью учителя к умению работать самостоятельно. Дети обучаются элементарному анализу художественных произведений, практическому умению различать сказку, рассказ, статью, стихотворение, басню. Обучающихся специально готовят к работе над текстами. Подготовка заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях, описанных в текстах. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, на непосредственные наблюдения в связи с читаемыми текстами. На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся, обогащению и активизации словаря. Содержание курса литературного чтения представлено
в программе следующими разделами: Кроме того, в программе специально отведены часы на изучение литературных произведений писателей Тамбовской области. Модуль «Тамбовские писатели – детям». Формы организации образовательного процесса: Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-сказка, урок-путешествие, защита проектов. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа). Реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения. По программе общее количество часов 140 (4часов в неделю). За основу рабочей программы по предмету «Литературное чтение» взят 2 вариант (базовый) примерного тематического планирования примерной программы по литературному чтению и авторская программа курса «литературное чтение» авторов Л.Ф. Климанова. (УМК «Перспектива», М.: Просвещение, 2018г.) При составлении рабочей программы произведена (введена) корректировка примерной программы в плане перераспределения часов. Данные изменения вызваны выбором внеклассного чтения . Внесен региональный модуль Тамбовские писатели – детям. . В программе отражены темы национального, регионального и этнокультурного содержания образования. Основные направления коррекционной работы: · обогащение словарного запаса; · развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи · развитие психических и познавательных процессов формирование полноценных учебных умений: · планирование предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное осмысление материала. · контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля); · работать в определённом темпе; · применение знаний в новых ситуациях; · анализ, оценка продуктивности собственной деятельности. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: · умения внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние · воздействия; подчинять свои действия его инструкциям; · умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно · реагировать на контроль и оценки учителя. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: · ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; соблюдение речевого этикета при общении.
Методы и формы, через которые будет реализована программа обучения детей с ОВЗ: · обучение на интересе, на успехе, на доверии; · адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала; · одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала; · использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий); · формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов; · взаимообучение, диалогические методики; · комментированные упражнения; · оптимальность темпа с позиции полного усвоения. В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом русского языка:
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
Оценивание проводится в соответствии с нормами проверки и оценки знаний по литературному чтению в начальных классах.
Особенности организации контроля по литературному чтению В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение. При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: · искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов); · неправильная постановка ударений (более 2); · чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; · непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; · неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; · неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; · нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; · нетвердое знание наизусть подготовленного текста; · монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочеты: · не более двух неправильных ударений; · отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; · осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; · неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа. Особенности организации контроля по чтению. Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.
3-й класс. Нормы оценки по литературному чтению "5" ставится ученику, если он: - понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами; - читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы; - самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь; - понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы; - твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно. "4" ставится ученику, если он: - читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие); - читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие); - допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя; - правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно; - знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.). "3" ставится ученику, если он: - читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие); - переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие); - последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно. "2" ставится ученику, если он: - читает монотонно, по слогам или отдельные слова читает целиком; - допускает более 6 ошибок; - искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов; - при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения. При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки. Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее: в 1-м классе - 1/4 страницы, во 2-м классе -1/3 страницы, в 3-м классе -1/2 , в
4-м классе 3/4 страницы учебной книги для чтения. Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают: · особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; · привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); · присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; · адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; · при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); · при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); · увеличение времени на выполнение заданий; · возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; · недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся предметные, метапредметные и личностные результаты. Итоговая аттестация на ступени начального общего образования проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО делятся на основании положительной индивидуальной динамики. Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения АООП НОО (вариант 7.1), в целом сохраняется в его традиционном виде. При этом обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах, что потребует внесения изменений в их процедуру в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР и связанными с ними объективными трудностями. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на ступени начального общего образования проводиться с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом, что не должно являться основанием для смены варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР. Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по другому варианту АООП НОО в соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ: - проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика; - учёт психофизических, личностных особенностей; - опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развития ; - смена видов деятельности каждые 15-20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения; - соблюдение принципа от простого к сложному; - переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего; - поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности -создать особые условия; - изменить – усилить способы подачи учебной информации (показ на доске + карточка и др.); - формы опроса - письменный, устные ответы, работа по индивидуальным карточкам; Виды деятельности: – индивидуальная и коллективная учебная деятельность – проектная деятельность, ориентированная на создание социально- значимого продукта – социальная деятельность – творческая деятельность Итоговая оценка знаний, умений и навыков учащихся. Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок степени усвоения пройденного материала. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка тестовых работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех. |
||||||
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (на уровень обучения) |
Планируемые результаты освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение АООП НОО (вариант 7.1) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Планируемые результаты освоения предмета, курса Личностные результаты В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 3 класса у ребенка будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»; мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях; умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»; умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор; способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца. Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования: умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность; умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»; умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг. умение понимать, что для меня значит «моя родина». Метапредметные результаты Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся: самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке; составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем; учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом; умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания. Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Познавательные: С учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание; самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие. Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования: умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием; умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой. Коммуникативные: Учащиеся научатся: составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; умения владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; строить понятные для партнера (собеседника) высказывание, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования: участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием; готовить самостоятельно проекты; создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий. Предметные результаты Учащиеся научатся: Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения; Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы; Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения; находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами. Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования: умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами; умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности; умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины. Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения: Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания; Самостоятельно составлять аннотацию; Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку; Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации. Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования: Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам; Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв. Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения: Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности; Выявлять особенности героя художественного рассказа; Выявить особенности юмористического произведения; Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения; Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины; Выявлять развитие настроения в художественном тексте. Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования: Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка; Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида; Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам; Сравнивать былину и сказочный текст; Сравнивать поэтический и прозаический текст былины; Определять ритм стихотворения. Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения: Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении; Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров; Умения писать отзыв на книгу. Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования: Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения; Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта. |
||||||
Содержание учебного предмета/курса (на уровень обучения) |
Виды речевой и читательской деятельности Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов. Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы. Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы). Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю). Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение). Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем. Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения. Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов. Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок). Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России. Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру. Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека. Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана. Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста. Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения. Круг детского чтения Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения. Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя). Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев). Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение). Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Творческая деятельность Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя). Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
Основное содержание учебного предмета
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование |
Основные виды деятельности уч-ся Коррекционно-развавающая работа. |
«Книги – мои друзья» Вводный урок Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. |
Ориентироваться в учебнике. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Знать автора и название книги. |
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. Проект. Мы идём в музей книги.
|
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться. Определять смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений. Описывать первую печатную книгу, находить нужные слова в тексте, на основе опорных слов составлять высказывание. Работать в паре. Отбирать необходимую информацию из книг для своего сообщения. Уметь ориентироваться в тексте. Строить своё высказывание в виде предложений. Искать нужную информацию. Составлять отзыв о произведении. Обогащать словарный запас; Развивать и совершенствовать грамматическое оформление связной речи Развивать психические и познавательные процессы формирования полноценных учебных умений. |
Жизнь дана на добрые дела Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг Пословицы разных народов о человеке и его делах.
В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка. Характеристика героя. Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро». М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. Л. Каминский. Сочинение. Анализ рассказа. Составление отзыва о прочитанном произведении. Обсуждение отзыва в группе. М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя. Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача. Семейное чтение. Притчи. Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…». Инсценирование Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
|
Объяснять, что такое верность слову, честность, рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа, объяснять, в чём была их ошибка, как исправить её. Определять тему выставки книг. Группировать книги по предметам. Представлять одну из книг. Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять их смысл. Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать на основе плана. Писать отзыв на прочитанную книгу. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по предметам. Представлять выбранную книгу. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Планировать предстоящую деятельность: принятие учебной задачи; активное осмысление материала. Контролировать ход своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля); Работать в определённом темпе |
Волшебная сказка Вводный урок по теме «Волшебная сказка». Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская сказка Иван-царевич и серый волк. Особенности волшебной сказки. Характеристика героя. В Васнецов. Иван-царевич на сером волке. Рассказ по картине. Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки. Характеристика героев. Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог. Самостоятельное чтение. Русская сказка Морозко. Характеристика героев. Пересказ. Семейное чтение. Русская сказка Белая уточка. Смысл сказки. Пересказ. Наш театр. Русская сказка По щучьему велению. Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
|
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл нравственных понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Характеризовать героев. Определять, какие предметы являются сказочными. Составлять рассказ по картине. Группировать книги по предметам. Представлять выбранную книгу. Распределять роли. Инсценировать произведение. Обсуждать в группе, в паре, кто из героев сказки нравится и почему. Распределять роли. Участвовать в работе группы.
Применение знаний в новых ситуациях; Анализ, оценка продуктивности собственной деятельности. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: Учить внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям. |
Люби все живое Вводный урок по содержанию раздела. 2.Сравнение научно-познавательной и художественной литературы. К Паустовский. Барсучий нос. В Берестов Кошкин кот. Выразительное чтение. Б Заходер. Вредный кот. В.Бианки Приключения муравьишки. Правда и вымысел в сказке. Как муравьишке бабочка помогала до браться домой. О.Полонский. Мура-вьиное царство Тим Собакин. Песни бегемотов. Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Периодика. Журналы для детей. Самостоятельное чтение. Д.Мамин-Сибиряк. Серая шейка. Пересказ. Н. Носов. Карасик. М.Горький Воробьишко. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.
|
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл нравственных понятий: художественный и познавательный рассказы: автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты. Характеризовать героев сказки, рассказа. Составлять план текста, делить текст на части. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать произведения. Определять правду и вымысел в произведениях В.Бианки. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать вопросы к тексту, оценивать вопросы. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала, находить в нём нужную информацию. Обсуждать в паре, группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям.
Уметь целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: Отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; соблюдение речевого этикета при общении. Применение знаний в новых ситуациях; Анализ, оценка продуктивности собственной деятельности. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: Учить внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям. |
Картины русской природы Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине. Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение. М. Пришвин. Осинкам холодно. Ф. Тютчев. Листья. А.Фет. Осень. И. Бунин. Первый снег. В. Поленов. Ранний снег Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Семейное чтение. К. Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени. Картины природы в произведениях живописи. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
|
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл нравственных понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте, находить слова, которые помогают представить картину.
Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи.
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл нравственных понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте, находить слова, которые помогают представить картину. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи.
Анализ, оценка продуктивности собственной деятельности. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: Учить внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние воздействия. |
Великие русские писатели Вводный урок по содержанию раздела. В. Берестов, А.С. Пушкин. Краткий пересказ. А. Пушкин. Зимнее утро. И. Грабарь. Зимнее утро. А. Пушкин. Зимний вечер. Ю.Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. А. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брегель. Зимний пейзаж В. Суриков. Взятие снежного городка. А. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Сказки А. Пушкина. И. Билибин - иллюстратор сказок Пушкина. И. А. Крылов. Басни. Викторина по басням Крылова. И. Крылов. Слон и Моська, Чиж и голубь. Великие русские писатели. Л.Толстой. Лев и собачка. Быль. Лебеди. Л.Толстой. Акула. Книги великих русских писателей. .Л.Толстой. Волга и Вазуза. Л. Толстой. Как гуси Рим спасли. Наш театр. И. Крылов. Квартет. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие.
|
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл нравственных понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Находить слова для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Создавать сочинение по картине.
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл нравственных понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Находить слова для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Создавать сочинение по картине. Знать сказки А.С.Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Обсуждать в паре, как используется приём звукописи. Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации. Анализировать поступки героев. Делать вывод на основе анализа поступков героев Называть басни И.А.Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А.Крылова, объяснять смысл басен.
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл нравственных понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Находить слова для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Создавать сочинение по картине. Знать сказки А.С.Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Обсуждать в паре , как используется приём звукописи.
Обогащать словарный запас; Развивать и совершенствовать грамматическое оформление связной речи Развивать психические и познавательные процессы формирования полноценных учебных умений. |
Литературная сказка Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. В Даль. Девочка Снегурочка.. В. Одоевский. Мороз Иванович. Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеивича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Переводная литература для детей. Б. Заходер.Винни-Пух Р.Киплинг. Маугли. Дж. Родари. Волшебный барабан. Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.Тим Собакин. Лунная сказка. Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе. Наш театр. С. Михалков. Упрямый козлёнок. Маленькие и большие секреты стра-ны Литературии. Обощение по разделу.
|
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл нравственных понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать, сравнивать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Рассуждать о том, что для героев важнее: собственные интересы или интересы других. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. Называть изученные произведения переводной литературы, выявлять её особенности. Сочинять возможный конец сказки.
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл нравственных понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать, сравнивать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Рассуждать о том, что для героев важнее: собственные интересы или интересы других. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. Называть изученные произведения переводной литературы, выявлять её особенности. Сочинять возможный конец сказки. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки. Развивать навыки чтения.
Уметь целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: Отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; соблюдение речевого этикета при общении. Применение знаний в новых ситуациях; Анализ, оценка продуктивности собственной деятельности. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: Учить внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям. |
Картины родной природы Вводный урок по содержанию раздела. Б. Заходер. Что такое стихи. И.Соколов-Микитов. Март в лесу. А.Майков. Весна. Е.Волков В конце зимы. Е. Пурвит. Последний снег. С. Есенин. Сыплет черёмуха… В. Борисов-Мусатов. Весна. С. Есенин. С добрым утром! Ф. Тютчев. Весенняя гроза. А.Васнецов. После дождя. И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу.. О. Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик. М.Пришвин. Золотой луг. А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум. Ф.Тютчев. В небе тают облака… А. Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. . Сборники произведений о природе. Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. Обобщающий урок по теме.
|
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл нравственных понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Называть особенности поэтического творчества. Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнивать произведения литературы и живописи. Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Выбирать произведение для заучивания наизусть и выразительного чтения.
Отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; соблюдение речевого этикета при общении. Применение знаний в новых ситуациях;
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.