Адаптированная программа для ОВЗ включает следующие разделы
1.Нормативные документы
2.Цель деятельности учителя(создать условия)
3.Образовательные потребности
4.Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы начального общего образования
5.Требования к результатам освоения адаптированной программы
6.Планируемые предметные результаты освоения адаптированной программы для учащихся с задержкой психического развития начального общего образования
7.Предметные результаты
овз.doc
Адаптированная общеобразовательная программа
для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
1.
Нормативные документы
Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с ограниченными
возможностями здоровья определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности
их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии, регламентирует
организацию образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная программа разработана на основании документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99ФЗ, от 23.07.2013 N 203ФЗ);\
Нормативнометодические документы Минобразования Российской Федерации и другие
нормативноправовые акты в области образования,
на базе ООП НОО с учетом АООП НОО и в соответствии с психофизическими
особенностями и особыми образовательными потребностями ребенка
Учебный план МБОУ СОш с.Рысаево
Устав МБОУ СОШ с.Рысаево
Реализация АОП направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей
разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социальноличностное,
интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе
нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
2. Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития
позитивных потенций ребенка.
Задачи:
1 . Создать условия для освоения образовательной программы учащимися класса:
— организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;
— создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе
сотрудничества и принятия особенностей каждого;
— формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;
— применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий,
методов, приемов, форм организации учебной работы;
— адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для
освоения ребенком с ОВЗ;
— адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
2. Создать условия для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе
сверстников, школьном сообществе:
— организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием
интерактивных форм деятельности детей; — организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала
каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
— использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений,
продуктов учебной и внеучебной деятельности.
3. Привлекать дополнительные ресурсы, поддержки :
— специалистов психологопедагогического сопровождения к участию в проектировании и
организации образовательного процесса в классе;
— формирование запроса на методическую и психологопедагогическую поддержку как со
стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров —
методического центра, ПМПК, общественных организаций;
— организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения
ответственности.
Повышать профессиональную компетенцию.
Образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Образовательные потребности детей с ЗПР наряду с общими, свойственными всем детям с
ОВЗ, включают и специфические потребности, которые можно разделить на три блока.
I
блок потребностей требует обеспечении особой пространственной и временной
организации образовательной среды с учетом общего состояния здоровья, функционального
состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов у
детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного или
неустойчивого общего психического тонуса и др.):
•
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных возможностей
обучающегося, обеспечивающих условия для развития потенциальных возможностей каждого
(может быть реализован индивидуальный учебный план);
•
•
использование здоровьесберегающих технологий на каждом уроке;
комплексное сопровождение, гарантирующее специальную психокоррекционную
помощь, направленную на компенсацию искажений и дефицитов эмоционального и
познавательного развития и формирование осознанной саморегуляции в условиях учебно
познавательной деятельности и организованного поведения;
II
блок потребностей
требует обеспечения коррекционноразвивающей
направленности обучения в рамках основных образовательных областей:
•
формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности – стимулирование развития учебной мотивации, познавательной активности;
обеспечение непрерывного контроля над становлением учебнопознавательной деятельности
ребёнка до достижения уровня, позволяющего сформировать умение принимать, сохранять цели
и следовать им в учебной деятельности, умение планировать и контролировать свою
деятельность, стремиться к самостоятельному выполнению учебных заданий;
•
стимуляция осмысления ребенком приобретаемых в ходе обучения знаний как
пригодных для применения в привычной повседневной жизни;
•
включение в содержание программы отдельных учебных предметов и курсов
разделов, содержащих специальный коррекционный компонент;
•
организация процесса обучения с учётом специфики усвоения знаний, умений и
навыков детьми с ЗПР («пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого,
использование специальных методов, приёмов и средств, способствующих как общему развитию
ребёнка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития).
III
блок потребностей связывается с обеспечением целенаправленного развития и
расширения социальных компетенций обучающихся:
•
формирование позиции личностной идентификации себя, как члена общества,
знающего и соблюдающего принятые социальные нормы, осознающего ответственность за свое
поведение и поступки; •
развитие и закрепление навыков коммуникации, приёмов конструктивного
общения и сотрудничества в разных социальных ситуациях (с членами семьи, со сверстниками, с
взрослыми), умения избегать конфликтов и стремиться находить выходы из проблемных
ситуаций;
•
формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях
максимально расширенных социальных контактов;
•
обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организации
сотрудничества с родителями,
активизации ресурсов семьи для формирования
самостоятельного, но социально приемлемого поведения, для усвоения нравственных и
общекультурных ценностей).
. Принципы и подходы к формированию адаптированной
образовательной программы начального общего образования.
В основу разработки АОП НОО обучающихся с задержкой психического развития
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП НОО для обучающихся с задержкой
психического развития предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Применение
дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с задержкой психического развития
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход
в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с задержкой
психического развития младшего школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной).
Основным средством
реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АОП начального общего образования для обучающихся с
задержкой психического развития реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования
универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими
системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих
продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей
основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития положены
следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий
его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с
учетом особых образовательных потребностей;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП начального
общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;
принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания
образования положено не понятие предмета, а
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им
предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
«образовательной области»;
―
Требования к результатам освоения адаптированной образовательной
программы
(Первый вариант для обучающихся с ЗПР)
Первый вариант для обучающихся с задержкой психического развития (инклюзивное
образование).
Первый вариант стандарта – это дети, характеризующиеся легкой задержкой
психического развития, в структуре которой на первый план выступают трудности произвольной
саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и
признаки общей социальноэмоциональной незрелости. Нередко у этих детей могут отмечаться
признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС),
выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением
умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным
нагрузкам. При этом они обнаруживают близкие к возрастной норме, или даже в пределах
возрастной нормы уровни интеллектуального развития и обучаемости.
Ребенок с ЗПР, обучающийся по первому варианту Стандарта, получает образование,
сопоставимое на всех его уровнях с образованием нормально развивающихся сверстников,
находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы
может получить такой же документ об образовании, как и его нормально развивающиеся
сверстники.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования для учащихся с задержкой психического
развития. Результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования
оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.
Предметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования с учетом специфики содержания образовательных областей,
включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
Филология
Русский язык:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) формирование интереса к изучению русского языка;
3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
4) овладение основами грамотного письма;
5) овладение обучающимися коммуникативноречевыми умениями, необходимыми для
совершенствования их речевой практики;
6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
7)
орфографических умений для решения практических задач.
использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико
Литературное чтение:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире,
российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,
нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
3) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых
средств устной выразительности речи;
4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
5) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в
обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев,
оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
6)
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно
популярных и учебных текстов;
7) формирование потребности в систематическом чтении;
8) выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской Математика и информатика
Математика:
1) использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и
геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений,
а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно
познавательных и учебнопрактических задач;
3) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и,
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Окружающий мир:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории,
культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира,
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой
природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем
мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий,
совершаемых другими людьми
Изобразительное искусство:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни
человека, его роли в духовнонравственном развитии человека;
2) развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать
красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о произведениях искусства;
воспитание активного эмоциональноэстетического отношения к произведениям искусства;
3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (изобразительного, декоративноприкладного и народного
искусства, скульптуры, дизайна и др.);
4) умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном)
эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально
оценочное отношение;
5) овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.
Технология
Технология (труд):
1) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими
приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности; 2)
формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями,
пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их
свойств;
3) формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и
инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарногигиенические
требования и т.д.)
4) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
5) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы начального общего образования для учащихся
с задержкой психического развития.
Обучающиеся с ЗПР (по первому варианту ) имеют право на прохождение текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения основной образовательной
Программы в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам
освоения основной образовательной программы начального общего образования) аттестации
обучающихся с ЗПР включают:
•
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
•
•
•
•
•
•
обучающихся наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые
единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смысловыми акцентами;
при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение,
организующей (привлечение внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
эмоциональная поддержка),
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва (1015 мин) при нарастании в поведении
ребенка проявлений утомления, истощения;
Соотношение продвижения обучающегося с ЗПР по двум направлениям (освоение
основной образовательной Программы и формирование «жизненной компетенции») является
определяющим для оценки качества образования по первому варианту стандарта. Оценка
личностных результатов, метапредметных результатов, предметных
результатов,
система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и
портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений, итоговая
оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему
образованию производятся в соответствии с положениями, изложенными в Основной
образовательной программе начального общего образования (в соответствии с ФГОС)
В дополнение к традиционному подходу к оценке результатов усвоения основной
программы начального образования обучающимися с ЗПР рекомендована разработка
индивидуально ориентированной системы оценивания достижений. Эта система предполагает:
•
•
•
выбор форм и способов оценивания;
выстраивание схемы анализа результатов;
распространение оценочной деятельности не только на предметные знания,
умения, навыки, но и на учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную
активность ребёнка, его прилежание, старание (т. е. на организационную сторону
деятельности), способность ребёнка проверять и контролировать себя, критически
оценивать свою деятельность, находить ошибки.
У обучающихся с ЗПР могут быть затруднения в освоении отдельных линий и даже
областей образования адаптированной образовательной Программы (чаще это математика,
русский язык, окружающий мир, литературное чтение), это не должно рассматриваться как
показатель не успешности образования в целом и, тем более, – нецелесообразности перехода на
низший уровень образования.
Критерии и нормы оценки знаний обучающегося с задержкой психического развития.
Русский язык
Диктант
Объём диктанта соответствует количеству слов по чтению.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
неправильное написание слов, которые не проверяются (словарные слова даны в программе
каждого класса);
ошибки на те правила орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в
предшествующих классах не изучались, если учитель оговорил их и выписал их на доску.
Ошибкой в диктанте не считаются:
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения
написано с большой буквы;
логопедические ошибки, характерные для данного ребёнка.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторные ошибки в одном и том же слове. Если же подобная ошибка встречается в другом слове,
то она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются:
перенос слова, одна часть которого написана на строке, а другая опущена;
исключение из правил.
Выставление отметок за контрольный диктант.
«5» если в диктанте нет ошибок, но допускаются 12 исправления или одна негрубая ошибка.
«4» 1 2 орфографические ошибки, 2 пунктуационные и 1 орфографическая, 3 пунктуационные и 1 2 исправления.
«3» 3 5 орфографических ошибки, 3 пунктуационных и 12 исправления.
«2» 6 8 орфографических ошибок.
Выставление отметок за грамматическое задание.
«5» всё верно.
«4» верно не менее двух заданий
«3» верно 1\2 работы.
«2» верно менее 1\2 работы.
Контрольное списывание
Выставление отметок за контрольное списывание.
«5» без ошибок, допускается 2 исправления
«4» 1 2 ошибки и 1 исправление
«3» 3 4 ошибки и 1 исправление
«2» 5 8 ошибок
Словарный диктант
Количество слов в словарном диктанте.
Количество слов должно быть нечётным.
2 класс – 8 10 слов
3 класс 10 12 слов
4 класс – 1215 слов
Выставление отметок за словарный диктант.
«5» нет ошибок, допускается одно исправление
«4» 12 ошибки и одно исправление «3»
23 ошибки и одно исправление
«2» 45 ошибок
Литературное чтение
Оценочные материалы
Контроль за уровнем достижений обучающихся по литературному чтению проводится в
форме проверки навыков чтения. Проверки навыка чтения проводятся 4 раза в год в соответствии
с календарно – тематическим планированием.
Нормы оценки знаний.
Темп чтения:
2 класс 3040 сл/мин
3 класс 5060 сл/мин
4 класс 7080 сл/мин
Оценка навыков чтения
Отметка «5» (высокий уровень) ученик читает целыми словами, отчётливо произносить
читаемые слова; темп чтения не менее 40 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию, даёт
полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Отметка «4» (средний) ученик читает более 30 слов в минуту целыми словами, соблюдает
нужную интонацию и паузы, верно передаёт содержание прочитанного текста, не допускает грубых
речевых ошибок.
Отметка «3» (низкий) ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 30 слов в минуту;
передаёт содержание прочитанного текста с помощью вопросов учителя.
Отметка «2» (ниже низшего) ученик не выполняет требований.
Математика
Оценивая контрольные работы во 24 классах по пятибалльной системе оценок, учитель
руководствуется тем, что при проверке выявляется не только осознанность знаний и
сформированность навыков, но и умение применять их в ходе решения учебных и практических
задач.
Проверка письменной работы, содержащей только примеры.
При оценке письменной работы, включающей только примеры (при числе вычислительных
действий не более 12) и имеющей целью проверку вычислительных навыков учащихся, ставятся
следующие отметки:
Оценка "5" ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 12 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 35 вычислительных ошибок.
Оценка "2 "ставится, если в работе допущены более 5 вычислительных ошибок.
Примечание: за исправления, сделанные учеником самостоятельно, при проверке оценка
не снижается.
Проверка письменной работы, содержащей только задачи.
При оценке письменной работы, состоящей только из задач (2х или 3х задач) и имеющей целью
проверку умений решать задачи, ставятся следующие отметки:
Оценка "5" ставится, если все задачи выполнены без ошибок.
Оценка "4" ставится, если нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 12 вычислительные
ошибки.
Оценка "3" ставится, если:
допущена одна ошибка в ходе решения задачи и 12 вычислительные ошибки;
вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача.
Оценка "2" ставится, если:
допущены ошибки в ходе решения всех задач;
допущены ошибки (две и более) в ходе решения задач и более 2х вычислительных ошибок в
других задачах.
Оценка математического диктанта.
При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий,
ставятся следующие отметки:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если неверно выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
Оценка «3» ставится, если неверно выполнена 1/3 часть примеров от их общего числа.
Оценка «2» ставится, если неверно выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
Окружающий мир
Во 24 классах знания и умения учащихся по ознакомлению с окружающим миром и развитию
речи оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ по перфокартам,
предметным и сюжетным картинам, индивидуальным карточкам.
Оценка устных ответов. Оценка "5" ставится ученику, если он даст правильный, логически законченный ответ с
опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, на результаты практи
ческих работ; раскрывает возможные взаимосвязи; умеет ориентироваться в тексте учебника и
находить правильные ответы, пользоваться планом, алгоритмом, применять свои знания на
практике; дает полные ответы на поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится, если ответ в основном соответствует требованиям, установленным
для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности, нарушения логической последова
тельности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или
испытывает трудности в применении знаний на практике. При оказании учителем обучающей
помощи эти недочеты ученик исправляет сам.
Оценка «3» ставится, если ученик усвоил учебный материал, но допускает фактические
ошибки; не умеет использовать результаты практических работ, затрудняется в установлении
связей между объектами и явлениями природы, между природой и человеком: излагает материал с
помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах результаты наблюдений,
ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может
самостоятельно применять знания на практике, но с помощью учителя исправляет перечисленные
недочеты.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного
материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя, не
отвечает ни на один из поставленных вопросов или отвечает на них неправильно.
Изобразительное искусство
При оценивании работ по изобразительному искусству учитывается аккуратность выполнения
работы.
За неряшливо оформленную работу, оценка по изобразительному искусству снижается на один
балл, но не ниже «3» .
«5»без ошибок.
«4»1грубая и 12негрубыеошибки.
«3»2 3 грубые и 12 негрубые или 3 и более негрубых ошибки.
«2» 5 и более грубых ошибки.
Грубые ошибки:
Неправильно передано и определено пространственное положение объекта на листе;
Не соблюдены пропорции и общее строение изображаемых предметов;
Неверная передача цветов;
Выход за линии при нанесении цвета;
Неумение самостоятельно, без помощи учителя выполнить всю работу.
Негрубые ошибки:
Несоблюдение последовательности выполнения рисунка;
Не прорисованы незначительные элементы, изображаемого объекта;
Неточности в соблюдении размеров и форм второстепенных объектов в работе;
Неточности при нахождении второстепенных объектов на рисунке;
Неточности при передаче тени, полутени, рефлексов, падающей тени.
Технология
При оценивании работ по технологии учитывается аккуратность выполнения работы.
За неряшливо оформленную работу, оценка по трудовому обучению снижается на один балл, но
не ниже «3».
«5» без ошибок.
«4» 1 грубая и 12 негрубые ошибки.
«3» 23 грубые и 12 негрубые или 3 и более негрубых ошибки.
«2» 5 и более грубых ошибки. Грубые
ошибки: неаккуратная или неправильная разметка, резание и обработка материалов (бумаги, картона,
ткани);
неправильная сборка изделия;
несоблюдение пропорций деталей изделия;
незнание правильной разметки (шаблоном, линейкой, угольником, циркулем;
неумение самостоятельно, без помощи учителя выполнить всю работу;
несоблюдение правил безопасного труда при работе колющими и режущими инструментами.
Негрубые ошибки:
некоторые неточности при разметке будущего изделия;
затруднения при определении названия детали и материала, из которого она должна быть
изготовлена;
неточности в соблюдении размеров и форм второстепенных объектов в работе;
неточности при нахождении некоторых деталей на изделии.
Направления коррекционной работы в первом варианте для обучающихся с
ЗПР:
•
•
•
•
•
поддержка в освоении основной образовательной Программы;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со
взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в
школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её
временнопространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту
системы ценностей и социальных ролей.
Коррекционную помощь оказывают специалисты группы сопровождения: педагог
психолог.
Требования к учебникам, рабочим тетрадям и специальным
дидактическим материалам.
Образовательные потребности обучающихся с ЗПР обусловливают использование
учебников для общеобразовательных школ УМК «Школа 2100». Для закрепления знаний,
полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, необходимо использование
рабочих тетрадей на печатной основе.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР предполагают необходимость
специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной
и иллюстративной наглядности.
Результатом реализации АОП по учебным предметам должны обеспечить достижение
планируемых результатов освоения НОО и готовность к переходу для продолжения обучения в
основном общем образовании.
Дополнение к пояснительной записке по математике
для учащихся с ЗПР
Особенности обучения детей с ЗПР заключаются в применения специальных методик,
подходов, а также за счет постоянной психологопедагогической помощи. Педагоги, работающие с детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу, учитывая как требования
образовательной программы, так и особенности психического развития определенной категории
детей.
С целью усиления коррекционноразвивающей направленности курса математики, учителю
необходимо более широко включать геометрический материал, задания графического характера.
Перед изучением наиболее сложных разделов курса математики рекомендуется проводить
специальную пропедевдическую работу путем введения практических подготовительных
упражнений, направленных на формирование конкретных математических навыков и умений.
Учитывая психологические особенности и возможности этих детей, целесообразно давать
материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество
тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных
работ. Следует избегать механического счета, формального заучивания правил, списывания
готовых решений и т.д. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают,
решают, рисуют, чертят, собирают. При решении задач дети должны учиться анализировать,
выделять в ней неизвестное, записывать ее кратко, объяснять выбор арифметического действия,
формулировать ответ, т.е.овладевать общими приемами работы над арифметической задачей, что
помогает коррекции их мышления и речи. Органическое единство практической и мыслительной
деятельности учащихся на уроках математики способствуют прочному и сознательному усвоению
базисных математических знаний и умений.
Существенное значение для коррекционного учебновоспитательного процесса имеют
тщательно продуманные примеры и методы обучения с учетом индивидуального подхода к
учащимся. Для детей с ЗПР принципиально важным является оптимальное сочетание
практических и теоретических разделов обучения, чередование умственного напряжения и
разрядки, организация систематических наблюдений, формирование приемов мыслительной
деятельности. Чрезвычайно значимым является усиление словесной регуляции деятельности
детей и нормализация их учебной деятельности в целом. При обучении предусматривается
значительная расчлененность и строгая поэтапность преподнесения учебного материала,
увеличение объема тренировочных упражнений, создания системы повторения пройденного
материала, формирование учебных интересов.
Учитывая индивидуальные возможности учащихся, следует предусмотреть задания
различной степени трудности. Одним детям потребуются увеличение количества упражнений
пропедевтического характера, более широкое применение наглядных средств, другим —
дополнительные тренировочные задания, чтобы прийти к нужному обобщению. Эффективно
применение графических опор, схем, памятокинструкций для лучшего запоминания алгоритма
рассуждений при решении задач, уравнений, при отработке приемов вычислений. Поэтому в
процессе обучения требуется применять дифференцированный подход к детям.
Все свои практические действия учащиеся обязательно должны сопровождать словесным
отчетом о том, что и как они делают, каков результат; при этом происходит сознательное
усвоение ими соответствующей математической терминологии. Аналогичная практическая
подготовка необходима и при изучении всех, особенно трудных, разделов программы курса
начальной математики. Важно не просто довести до автоматизма навыки вычислений, а
обеспечить уровень общего и математического развития учащихся. Все задания должны развивать
познавательную активность учеников. Поэтому необходимо использовать сравнение, сопоставле
ние, противопоставление связанных между собой понятий, действий, задач, предъявляя вопросы и
задания типа: «Объясни», «Докажи», «Сравни», «Сделай вывод», «Найди закономерность»,
Коррекционноразвивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении
математики, должна строиться в соответствии со следующими основными положениями:
* Восполнение пробелов дошкольного математического развития детей путем обогащения
чувственного опыта, организации предметнопрактической деятельности
* Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к
восприятию новых тем * Дифференцированный подход к детям с учетом сформированности знаний, умений и
навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение
действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в
умственном плане
* Формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления
* Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков активизация познавательной
деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование
мыслительных операций
* Активизация речи детей в единстве с их мышлением
* Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету
* Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля
Нужно обратить особое внимание на то, что часто дети, проучившиеся один год в
общеобразовательной школе, считают на первый взгляд легко и быстро, но иногда за этим
скрывается чисто механический счет, неумение производить действия с реальными предметами.
Поэтому следует избегать на уроке заданий, требующих хорового счета, простого
воспроизведения или повторения материала, списывания готовых решений. С самого начала
нужно требовать от учеников объяснения своих вычислений. У детей нужно воспитывать умения
видеть логические отношения в различных практических ситуациях, пользоваться методами
анализа, устанавливать причинноследственные связи. Важно не только давать ребенку сумму
знаний, но и развивать его мышление, речь и логичность в целом, корригируя недостатки его
психического развития. Все обучение должно начинаться с развития наглядных форм мышления.
Это значит, что все первоначальные математические понятия ребенок должен усваивать,
наблюдая за действиями учителя и действуя самостоятельно с раздаточным счетным материалом.
Любой учебный материал нужно использовать для формирования у детей различных приемов
мыслительной деятельности, для коррекции недостатков их развития.
Главная задача начального курса математики формирование прочных вычислительных
навыков. Результаты табличного сложения (вычитания) и умножения (деления) дети должны знать
наизусть. Практические действия с наглядно представленными множествами являются той
материальной первоосновой, к которой нужно обращаться ученикам при изучении всех разделов
программы по математике для начальной школы.
Дополнение к пояснительной записке по русскому языку
для учащихся с ЗПР
В обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами,
поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду
специфические задачи: формирование фонематического восприятия, звукового анализа и
синтеза; обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных
впечатлений и представлений об окружающем мире; развитие связной речи
(формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний,
точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи); формирование
интереса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приемов умственной
деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка
(наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка).
Для реализации поставленных задач необходимо привести в систему те неполные и
неточные знания и навыки, которые получены обучающимися в общеобразовательной
школе в период обучения грамоте. Работа над звуком, словом и предложением ведется
одновременно с коррекцией имеющихся навыков письма и чтения.
Усвоение обширного материала детьми, испытывающими трудности в обучении,
возможно при предварительном изучении наиболее трудных грамматических тем путем
пропедевтических упражнений, которые состоят из накопления устного речевого опыта,
наблюдений за явлениями языка и практических языковых обобщений, ознакомления с соответствующей терминологией. Так, изучение морфологического состава слова и
правил правописания проверяемых безударных гласных и парных звонких и глухих
согласных в корнях слов начинается в подготовительный период. Программой
предусмотрено также развитие практических умений образовывать формы
единственного и множественного числа существительных, подбирать однокоренные
слова с последующим анализом их лексического значения и звукобуквенного состава. В
дальнейшем в системе пропедевтики изучения грамматики и правописания проводится
работа по словообразованию как один из эффективных способов пополнения
словарного запаса. Словарь школьников обогащается и путем расширения и уточнения
их непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире, знакомства со
словами близкими и противоположными по значению, составления предложений с
обозначением действующего лица существительными и местоимениями.
При знакомстве с элементами синтаксиса обучающиеся в начальных классах узнают о
предложении, его основных видах по интонации, о главных и второстепенных членах
предложения, о связи между словами, об однородных членах предложения. У детей
формируются орфографические, речевые, пунктуационные навыки, умения в области
языкового анализа:
орфографического и
синтаксического.
морфологического,
фонетического,
Обучение правописанию опирается на усвоенный грамматический материал и на
развитие орфографической зоркости. В процессе обучения правописанию рекомендуется
использовать словарноорфографические и разнообразные синтаксические упражнения.
Такая постановка орфографической работы включает ее в систему занятий по развитию
речи и способствует сознательному усвоению изучаемого материала и прочности
орфографических навыков.
В обучении русскому языку необходимо придерживаться следующих правил:
новый материал следует преподносить предельно развернуто;
значительное место отводить практической деятельности обучающихся: работе по
схемам, таблицам, с разрезной азбукой и т. д.;
систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного
и для полноценного усвоения нового;
используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путем
соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками и т. д.;
выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью
предупреждения ошибок.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребенку,
учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность,
внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
В процессе усвоения элементов грамматики и правописания у детей развиваются
умения анализировать языковой материал, сопоставлять, группировать языковые явления,
т.е. осуществляется умственное и речевое развитие обучающихся.
Занятия чистописанием (2 класс) направлены на развитие и закрепление графических
навыков, полученных в период обучения грамоте. Задачами этого раздела являются:
развитие глазомера обучающихся, письмо букв в порядке усложнения их начертаний,
слов, предложений и связных текстов; формирование двигательных навыков руки, умения
располагать написанное на листе тетради; отработка правильного способа держать ручку,
развитие движений пальцев руки при письме, умения писать по строке, в нужном месте
начинать и заканчивать ее, дифференцировать сходные по начертанию буквы. В
результате обучения письму ученик должен уметь «перевести» звук в букву (имеются в
виду фонетикограмматические написания), правильно и четко написать букву, слово,
предложение, списать с книги и с доски, написать под диктовку, проверить написанное и
исправить ошибки. В состав заданий входит также исправление графических ошибок, допущенных в предыдущих работах. Письмо обучающихся должно быть опрятным, четким и
правильным.
Дополнение к пояснительной записке по литературному чтению
для учащихся с ЗПР
Литературное чтение в начальных общеобразовательных классах является органической
частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы
чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся.
На уроках литературного чтения решаются как общие, так и специфические, коррекционные
задачи обучения детей.
Важнейшими задачами уроков чтения являются:
Преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу
обучения грамоте, формирование правильного слогового чтения;
Формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения
сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
Формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его
эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии
эмоциональноволевой сферы детей;
Развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса,
творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
Преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и
навыков, знаний о родном языке;
Развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем
мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и
познавательной активности;
Привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.
1. Тематика чтения. Включает произведения устного народного творчества, художественные
произведения для детей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и
современности. Произведения на каждом этапе должны быть доступны по объему, содержанию и
лексическограмматической структуре. Материал для чтения в каждом классе позволяет поднять
учащихся на новую ступень в умственном, нравственном, эстетическом, речевом развитии. Чтение
произведений создает условия для воспитания в детях честности, доброты, уважения к старшим,
любви к природе, труду.
При чтении не следует гнаться за большим количеством предлагаемых произведений.
Учитывая особенности чтения детей с ЗПР, отдельные тексты в пределах темы могут быть
предметом углубленной работы, а другие использоваться для ознакомительного, внеклассного или
самостоятельного чтения.
2. Навык чтения. Развитие и совершенствование правильности, беглости, выразительности и
сознательности чтения осуществляется в процессе систематического чтения и перечитывания
целых произведений, отдельных отрывков из них, в ходе анализа произведений с использованием
приема выборочного чтения и др.
3. Работа над текстом. При работе с текстом дети учатся отвечать на вопросы, рассказывать
о своих наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы формируется умение
сравнивать то, что они узнали из текста с собственным опытом, наблюдениями и ранее
прочитанными произведениями. Учащиеся овладевают умением сначала с помощью учителя, а
затем самостоятельно определять главную мысль произведения.
Детей необходимо постепенно, поэтапно переводить от умения работать над текстом с
помощью учителя к умению работать самостоятельно. Дети обучаются элементарному анализу
художественных произведений, практическому умению различать сказку, рассказ, статью, стихотворение, басню. Обучающихся специально готовят к работе над текстами. Подготовка
заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях, описанных в
текстах. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный
опыт, на непосредственные наблюдения в связи с читаемыми текстами. На уроках чтения
постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся, обогащению и активизации словаря.
Окружающий мир. Изобразительное искусство. Технология.
Изучение учебного материала по этим предметам проводится в соответствии с рабочими
программами по предметам Основной образовательной программы НОО.
Адаптированная программа
Адаптированная программа
Адаптированная программа
Адаптированная программа
Адаптированная программа
Адаптированная программа
Адаптированная программа
Адаптированная программа
Адаптированная программа
Адаптированная программа
Адаптированная программа
Адаптированная программа
Адаптированная программа
Адаптированная программа
Адаптированная программа
Адаптированная программа
Адаптированная программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.