Адаптированная программа коррекционно – развивающих занятий для детей VIII вида
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
6 кл
28.09.2017
Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 35 занятий за 1 год обучения (1 час в неделю). Каждая встреча рассчитана на 30 минут. Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью степени включает 4 основных блока. .................................. ... ... . ..
программа аутизм.docx
Утверждаю »
Директор МБОУ БГО СОШ № 6
________________ Каверин В.В.
Адаптированная программа коррекционно –
развивающих занятий для детей
VIII вида
Составитель:
Евсеева Наталия Ивановна
педагог психолог
20172018 уч.год Условия реализации программы
Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 35 занятий за 1 год обучения
(1 час в неделю). Каждая встреча рассчитана на 30 минут.
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Закон об образовании РФ;
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;
Этический кодекс психолога.
Перспективы.
Продолжать работу по повышению самостоятельности умственно отсталых детей;
Расширение возможности их общения в современном обществе;
Сформированность положительных межличностных взаимоотношений между детьми, на основе
которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
Освоение навыков работы в коллективе.
Планируемый результат:
Повышение продуктивности внимания;
Развитие памяти;
Развитие навыков совместной деятельности;
Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
Развитие адекватной самооценки;
Развитие коммуникативных умений и навыков;
Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
Гармонизация психоэмоционального состояния;
Овладение методам саморегуляции;
Социализация и адаптация в современном обществе.
Обучающийся должен уметь:
признавать собственные ошибки;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
работать самостоятельно в парах, в группах
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
знать об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
уметь отстаивать свое мнение;
уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью степени включает 4
основных блока:
1. Развитие и коррекция познавательной сферы:
развитие внимания, памяти, мышления;
приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных
навыков;
формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и
последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза,
сравнения и обобщения;
расширение словарного запаса. 2. Самопознание. Что я знаю о себе:
формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний
мир;
умение определять личностные качества свои и других людей;
формирование адекватной самооценки;
достоинства и недостатки;
навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольнооценочными
действиями;
3. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:
становление умения владеть средствами общения;
формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
формирование коллективного обсуждения заданий;
установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно
выражать свое отношение к собеседнику;
способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».
4. Развитие и коррекция эмоциональноволевой сферы:
чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения.
Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;
формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;
понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные
зависимости;
отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;
понятие группового давления и принятие собственного решения;
формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения;
поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению;
понятие насилия и права защищать свои границы;
формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию и осознание права и
необходимости защищать себя;
понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций;
коррекция агрессивности обучающихся. Содержание программы
1. Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий (1 часа).
2. Развитие и коррекция познавательной сферы (10 часов).
Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения
внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания. Тренировка переключения внимания.
Развитие слуховой памяти. Зрительная память. Ассоциативная память. Развитие мыслительных
навыков: классификация, обобщение, причинноследственные отношения.
3. Самопознание (7 часов).
Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Ярмарка достоинств. Уверенное и
неуверенное поведение.
4. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков (8 часов).
Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга. Пойми меня.
Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен этикет. Умение вести беседу.
5. Развитие и коррекция эмоциональноволевой сферы (9 часов).
Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от
поведения. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния.
Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные
зависимости. отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.
Понятие группового давления и принятие собственного решения.
формирование навыков
выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать свои границы.
Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций. Коррекция
агрессивности обучающихся. Раздел
программы
Тема урока
Дата Кол
во
час
Обследование
детей:
комплектован
ие групп для
коррекционны
х занятий
Развитие и
коррекция
познавательн
ой сферы
Диагностика
08.09.
17
Увеличение
объема
внимания и
наблюдательно
сти
Увеличение
уровня
распределения
внимания
Усиление
концентрации и
устойчивости
внимания
1
1
1
1
Тематическое планирование
Задачи
Домашнее
задание
Наглядность
и
Понятийный
аспект
Знания и умения
оборудовани
е
Сюжетные
картинки,
поле
расчерченное
на
клетки,
«лабиринты»,
пуговицы
Бумага,
карандаши
Внимание,
наблюдательн
ость
Уметь наблюдать и быть
внимательным к
окружающему
Распределени
е внимания
Уметь выполнять два
различных действия
одновременно
Образцы
рисунков,
бумага,
карандаши,
сюжетные
картинки
Концентрация
внимания,
устойчивость
Уметь удерживать и
концентрировать
внимание, анализировать
элементы картинки,
находить отличия
Выполнить
упражнение
«Кто больше
увидит
и
запомнит»
Закрепить
упражнение
«Обратный
счет»
Упражнение
«Выполни по
образцу»
1. Определение уровня
сформированности
познавательных процессов,
коммуникативных навыков,
эмоциональноволевой сферы;
объема
Увеличение
1.
внимания учащихся;
2. коррекция внимания и
развитие наблюдательности;
3. воспитание внимательного
отношения к окружающему
миру
1. Увеличение уровня
распределения внимания;
2. коррекция избирательности
внимания;
3. воспитание настойчивости и
выдержки
1. Усиление концентрации и
устойчивости внимания;
2. развитие умения
регулировать свои действия;
3. воспитание потребности в
самоорганизации
(аккуратности,
настойчивости). Тренировка
переключения
внимания
Развитие
слуховой
памяти
Развитие
зрительной
памяти
Развитие
ассоциативной
памяти
Развитие
мыслительных
навыков:
классификация
1
1
1
1
1
Обучение
приемам
развитие и коррекция
развитие адекватных
своих
1. Формирование способности
к переключению внимания,
вхождения в деятельность;
2.
представлений о
возможностях;
3.
формирование умения
доводить начатое дело до
конца.
1.
запоминания;
2.
слуховой памяти;
3. воспитание настойчивости и
выдержки.
1. развитие и коррекция
зрительного восприятия и
памяти;
2. воспитание внимательного
отношения к окружающему
миру.
1. формирование полноты
воспроизведения словесного
материала;
2. воспитание личностных
мотивов запоминания, умение
обучающихся создавать
установку на длительное
запоминание.
1. Формирование
мыслительных навыков:
классификация.
Работа с
красно
черной
таблицей
Красно
черная
таблица
Переключение
внимания
Уметь переключать
внимание и выполнять
упражнение в
соответствии с
инструкцией
Запомнить
«звуки леса»
Небольшой
рассказ
Слуховая
память
Уметь запоминать
рассказ и отвечать на
вопросы педагога по
тексту
Репродукция
картины в
жанре
бытовой
живописи
Карточки с
заданиями
Ответить на
вопрос
«Зачем нам
нужна
зрительная
память?»
Составить
ассоциативн
ый ряд для
запоминания
Зрительная
память
Уметь запоминать и
воспроизводить
содержание картины
Ассоциации
Уметь воспроизводить
первоначальные слова по
ассоциативному ряду
Придумать
несколько
предметов,
относящихся
к одному
классу
Карточки с
объектами
для
классификаци
и
Мышление,
классификаци
я
Уметь видеть главное,
существенное для
отнесения предмета к
какомулибо виду Развитие
мыслительных
навыков:
обобщение
Причинно
следственные
отношения
Самопознание
. Что я знаю о
себе
Зачем нужно
знать себя?
Мое тело
Мой
волшебный мир
Самоценность
Мои
достижения
1
1
1
1
1
1
1
1. Формирование
мыслительных навыков:
обобщение;
2. коррекция тактильно
двигательного восприятия;
1.Формирование способности
понимать связи событий и
строить последовательность
причинноследственных
отношений.
1. развитие самодеятельности,
активизация процесса
познания себя и окружающего
мира.
1. Закрепление знаний о своем
теле.
1. развитие навыков
самопознания.
1. Формирование понятия о
самоценности собственного
«Я».
1. продолжение развития
навыков самоанализа и
самооценки.
Найти
общий
признак
объектов и
дать
обобщенное
название
Найдите
причину
заданных
событий
Выполнить
рисунок «Я
в лучах
солнца»
Рассказ
«Как должен
выглядеть
мальчик и
как девочка»
Ответьте на
вопрос
«Какой Я?»
Ответьте на
вопросы
Напишите,
какие
достоинства
вы бы
хотели
Карточки с
заданиями
Мышление,
обобщение
Уметь обобщать и делать
выводы
Карточки с
заданиями
Причина,
следствие
Тетради,
карандаши
Самопознание
Уметь находить понятия,
которые находятся
между собой в причинно
следственных
отношениях
Знать свои
положительные и
отрицательные качества
Фотографии
мальчиков и
девочек
Тело,
противополож
ности
Знать гендерные
различия
Карточки с
различными
качествами
характера
Тетради,
карандаши,
листы
формата А 4
Листы с
надписями
«Продаю»,
«Покупаю»
Внутренний
мир
Самооценка
Стремиться к
самопознанию, иметь
понятие о собственном
«внутреннем» мире
Уметь адекватно себя
оценивать и принимать
себя
Достоинства,
недостатки
Уметь находить в себе
достоинства и признавать
свои недостатки Развитие
коммуникати
вных
навыков. Я и
другие
Буду делать
хорошо и не
буду плохо
Взаимодействи
е
Как мы видим
друг друга
Дружба
начинается с
улыбки
Разговор
взглядов.
Пойми меня
Умеем ли мы
вежливо
общаться?
Поведение в
общественных
местах
1
1
1
1
1
1
1
1. воспитание умения
прогнозировать собственную
деятельность.
1. воспитание общительности,
чуткости.
1.воспитание чувства личной
ответственности за свои дела и
поступки
1.Формирование
наблюдательности и умения
слушать другого.
1. коррекция форм общения,
обогащение его содержания;
1. Дать обучающимся
определение понятия
«вежливость»;
1.Формирование
положительного отношения к
общепринятым нормам
поведения;
приобрести
Подумайте,
какие люди
вам больше
нравятся
Повторить,
что такое
взаимодейст
вие
Назовите
положительн
ые качества
своего друга
Подумайте с
какими
людьми вам
нравится
общаться
Подумайте,
какие у вас
существуют
трудности в
общении
Проанализир
уйте, часто
ли вы
бываете
вежливы
Повторить
правила
этикета
Мяч, бланки с
тестом, листы
бумаги
Тетради,
ручки,
листочки для
записей
Карточки с
положительны
ми и
отрицательны
ми
качествами
Тетради для
записей,
бланк теста
«Умеешь ли
ты слушать?»
Бланки с
пословицами
для каждого
обучающегося
Тетради с
записями
Этикет,
правила
поведения
Атрибуты для
игры «День
рождения»,
карточки с
названием
Уверенность,
неуверенность
, сильная
личность
Совместная
работа,
взаимодейств
ие
Личностные
качества
Уметь регулировать свои
действия
Знать, что такое
взаимодействие.
Уметь определять
личностные качества
свои и других людей
Умение
слушать,
умение
слышать
Понимание
Вежливость
Уметь слушать другого,
понимать необходимость
жить в согласии с собой
и другими
Уметь понять другого,
уметь по выражению
лица, по позе, по глазам
определять чувства
другого
Знать определение
понятия «вежливость»,
быть вежливым по
отношению к другим
Знать основные правила
этикета Урок мудрости
(уважение к
старшим)
Восприятие
мира
(наши
органы чувств).
Что
такое
эмоции
Чувства и
поступки
Стресс
Почему
некоторые
привычки
бывают
вредными
Умей выбирать
1
1
1
1
1
1
1. развитие умения
вступлению в контакт,
поведению в ситуации
общения, особенностям
диалогической речи;
Придумайте
тему беседы
и
побеседуйте
с другом
1. коррекция и развитие
эмоциональночувственной
сферы подростков;
Закрепить
основные
понятия
1. воспитание чувства личной
ответственности за свои дела и
поступки
Подготовить
рассказ «Как
я злюсь»
1. Формирование умения
идентифицировать
собственные эмоциональные
состояния.
1. развитие представлений об
опасности вредных привычек,
определение характера и
методов борьбы с опасностью.
Понаблюдат
ь за сменой
настроения
(от чего
зависит)
Попробуйте
избавиться
от вредных
привычек
1. Формирование
представлений об
ответственности и доверии.
Ответить на
вопрос:
«Легко ли
быть
ответственн
ым?»
ролей
Карточки с
заданиями по
культуре
беседы
Пиктограммы
с
изображением
различных
эмоций
Тетради,
ручки,
цветные
карандаши,
бумага
формата А
Тетрадь для
записей,
ручка
Беседа,
диалог
Знать, что такое беседа,
уметь вести беседу
Чувства,
эмоции
Узнавать внешние
эмоциональные
проявления
Агрессия,
обида,
выражение
Уметь приемлемым
способом выражать
эмоции и чувства
Настроение,
эмоционально
е состояние
Уметь распознавать
собственные
эмоциональные
состояния
Тетради,
ручки,
ватман,
маркер
Вредная
привычка,
соблазн,
зависимость
Тетрадь для
записей,
ручка
Ответственно
сть, доверие
Иметь представления о
вредных привычках,
зависимостях, об
опасностях вредных
привычек, уметь
противостоять соблазну
Знать, что такое
ответственность, уметь
отвечать за свои
поступки Педагог психолог Евсеева Наталия Ивановна
Адаптированная программа коррекционно – развивающих занятий для детей VIII вида
Адаптированная программа коррекционно – развивающих занятий для детей VIII вида
Адаптированная программа коррекционно – развивающих занятий для детей VIII вида
Адаптированная программа коррекционно – развивающих занятий для детей VIII вида
Адаптированная программа коррекционно – развивающих занятий для детей VIII вида
Адаптированная программа коррекционно – развивающих занятий для детей VIII вида
Адаптированная программа коррекционно – развивающих занятий для детей VIII вида
Адаптированная программа коррекционно – развивающих занятий для детей VIII вида
Адаптированная программа коррекционно – развивающих занятий для детей VIII вида
Адаптированная программа коррекционно – развивающих занятий для детей VIII вида
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.