Представлена адаптированная рабочая программа по математике в начальной (основной) школе УМК «Перспектива» для учащегося 2 "А" класса в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №45»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор
Протокол №______________ Е.В.Крапивина _________А.В.Ломихин
от «_ _» _____ 2018г. «___»__________ 2018г. «___»____________ 2018г.
Адаптированная рабочая программа
по курсу «Математика»
в начальной (основной) школе
УМК «Перспектива»
для учащегося «2»А»класса
Пермь 20182019 учебный годПояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося второго класса общеобразовательной четырехлетней начальной
школы с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная рабочая программа составлена на основе АООП НОО, разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее
— ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), на основе Примерной основной образовательной программы по математике для начальной школы,
рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы по математике для учащихся 2го класса Г.В.Дорофеев,
Т.Н.Миракова, являющейся составной частью Образовательной системы «Перспектива», программы воспитания Концепции духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и адаптирована
для обучающегося 2го класса общеобразовательной школы с задержкой психического развития с учетом особенностей его психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. (В
соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273)
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная
программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для общеобразовательных школ, отличается тем, что предусматривает
коррекционную направленность обучения.
Адаптированная программа обучающегося с ОВЗ предполагает, что обучающийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 4 классы).
Индивидуальные особенности обучающегося с ОВЗ.
Ребёнок плохо владеет русской речью. Многие слова русского языка ему не понятны. Предложения на русском языке выстраивает с
большим трудом и только с помощью учителя. Эти причины дополнительно усложняют освоение учебного материала.
Ребёнок имеет слабую школьную мотивацию. Знает свою фамилию, имя, отчество , но ФИО родителей назвать затрудняется. Путает
дату рождения, домашний адрес, последовательность времен года и месяцев. Классифицирует диких и домашних животных. Самостоятельно
инструкцию учителя не понимает. Мелкая моторика у ребёнка развита хорошо. Память у ребёнка недостаточно развита. На уроке имеет
низкий темп работы.
Владеет прямым и обратным счётом в пределах 10. Хорошо знает состав числа в пределах 10, выполняет вычисления. Соотносит
цифры и числа, знает место числа в числовом ряду. Состав в пределах 20 знает, может посчитать до 20, решает примеры на сложение и
вычитание с переходом через разряд, но допускает ошибки. При решении задач требуется помощь учителя, содержание задач не понимает.
Социальнобытовая адаптация соответствует возрасту. Владеет навыками самообслуживания, стремится к общению.
Недостаточный объём внимания, низкий темп работы, умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала
общеобразовательной программы недостаточно сформированы.Общая характеристика учебного предмета.
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и
навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия,
овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У
детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что
позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных
умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной
школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только
вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и
математического развития, а также формировать общеучебные умения.
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков
вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и
законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явле
ниями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий,
действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение
связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык,
окружающий мир, технология).
Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения
и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на
уроках по другим предметам.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Г.В.Дорофеева,
Т.Н.Мираковой из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий.
Место предмета в базисном учебном плане
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению математическими знаниями и навыками.
Цели и задачи курса.математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково
символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию,
различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.)
освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических
способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с
алгоритмами выполнения арифметических действий;
воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как
части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их
дальнейшего эффективного обучения;
сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и
интегрированных жизненных задач;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической
деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать
качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного
прогресса;
сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Коррекционно развивающие задачи:
дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления;
использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной
деятельности и личностных качеств;
воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение
планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Арифметический материал. Этот блок содержания включает нумерацию целых неотрицательных чисел и арифметические действия
Основные содержательные линии.
над ними, сведения о величинах (длина, масса, периметр), их измерении и действиях над ними, решение простых и составных задач.
Основу арифметического материала составляет понятие числа. Понятие натурального числа формируется на основе понятия
множества. Оно раскрывается в результате практического оперирования с предметными множествами и величинами.
Измерение величин рассматривается как операция установления соответствия между реальными предметами и множеством чисел. Тем
самым устанавливается связь между натуральными числами и величинами: результат измерения величины выражается числом.Действия сложение и вычитание, умножение и деление изучаются совместно. Вычислительные приемы формируются на основе
поэтапной методики. Сначала выполняются подготовительные упражнения, потом идет ознакомление с приемом и, наконец, его закрепление с
помощью заданий как тренировочного плана, так и творческого.
Геометрический материал. Введение геометрического материала в курс направлено на решение следующих задач:
а) развитие пространственных представлений учащихся;
б) развитие образного мышления на основе четких представлений о некоторых геометрических фигурах и их свойствах (точка, прямая,
отрезок, луч, угол, кривая, ломаная, треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник,круг, окружность);
в) формирование элементарных графических умений: изображение простейших геометрических фигур (отрезок, квадрат, прямоугольник и
др.) от руки и с помощью чертежных инструментов.
Геометрический материал изучается в тесной связи с арифметическим и логикоязыковым материалом.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
• постановка учебной задачи;
• выполнение действий в соответствии с планом;
• проверка и оценка работы;
• формировать умения организовывать свое познавательную деятельность по учебнику: искать пути решения учебной задачи, точно
выполнять задания;
• развитие числовой грамотности учащихся путем постепенного перехода от непосредственного восприятия количества к «культурной
арифметике», т. е. арифметике, опосредствованной символами и знаками;
• формирование прочных вычислительных навыков на основе освоения рациональных способов действий и повышения
интеллектуальной емкости арифметического материала;
• развитие умений измерять величины (длину, время) и проводить вычисления, связанные с величинами (длина, время, масса);
• знакомство с начальными геометрическими фигурами и их свойствами (на основе широкого круга геометрических представлений и
развития пространственного мышления);
• математическое развитие учащихся, включая способность наблюдать, сравнивать, отличать главное от второстепенного, обобщать,
находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
• формирование умений переводить текст задач, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов, знаков и
отношений;
• развитие речевой культуры учащихся как важнейшего компонента мыслительной деятельности и средства развития личности
учащихся;
• расширение и уточнение представлений об окружающем мире средствами учебного предмета «Математика», развитие умений
применять математические знания в повседневной практике.
Геометрические фигуры (16 часов)
Основное содержание курса математики во 2 классе.(136ч)Освоение понятия «луч», его направление, имя, алгоритм построения. Освоение понятия «числовой луч», вычисления с помощью числового
луча. Освоение понятия «угол», алгоритм построения угла. Освоение понятий «замкнутая ломаная линия», «незамкнутая ломаная линия»,
имя ломаной, алгоритм построения ломаной линии. Освоение понятия «многоугольник».
Умножение чисел от 1 до 10 (28 часов)
Знакомство с новым арифметическим действием умножения и его конкретным смыслом. Составление таблицы умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6,
7, 8, 9, 10 в пределах 20. Изучение особых случаев умножения — чисел 0 и 1.
Деление. Задачи на деление (24 часа)
Изучение простых задач на деление. Освоение процедуры деления арифметических выражений, изучение компонентов действия деления:
делимое, делитель, частное, частное чисел. Составление таблицы деления на числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Освоение процедуры деления при
вычислении арифметических выражений без скобок, содержащих действия первой и второй ступени.
Числа от 21 до 100. Нумерация (8 часов)
Сложение и вычитание круглых чисел, изучение устной и письменной нумерации чисел.
Старинные меры длины. Метр (7 часов)
Изучение старинных мер длины: введение терминов, сравнение, измерение предметов. Изучение современной меры длины — метр: освоение
понятия, перевод в другие единицы измерения длины, сравнение, измерение предметов.
Умножение и деление круглых чисел. Переместительное свойство умножения (7 часов)
Изучение действия умножения и действия деления круглых чисел, освоение переместительного свойства умножения, изучение умножения
любых чисел в пределах 100 на 0 и на 1.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 (18 часов)
Повторение приемов сложения и вычитания в пределах 20. Изучение письменного сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100 без
перехода через разряд. Изучение письменного сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд.
Скобки. Числовые выражения (10 часов)
Изучение числовых выражений со скобками и порядок их вычисления.
Измерение геометрических фигур (15 часов)
Освоение понятий: длина ломаной, прямой угол, прямоугольник, квадрат, периметр многоугольника. Измерение геометрических фигур:
ломаная, многоугольник.
Час. Минута (3 часа)
Изучение единиц времени: час и минута; сравнение, преобразование и вычисление именованных чисел столбиком без перехода через разряд;
определение времени по часам.
Система оценивания результатов обучения младших школьников.
Письменная работа,
содержащая только примеры
«5» вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
«4» допущены 2 3 вычислительные ошибки;
«3» допущены 4 5 вычислительные ошибки;«2» допущены 6 и более вычислительных ошибок.
Письменная работа, содержащая только задачи
«5» все задачи решены и нет исправлений;
«4» нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 12 вычислительные ошибки;
«3» хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и 1 вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1
задача;
«2» допущена ошибка в ходе решения 2х задач или допущена ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.
Комбинированная контрольная работа
(1 задача, примеры и задание другого вида)
«5» вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
«4» допущены 2 3вычислительные ошибки;
«3» допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех заданий или допущены 4 вычислительные ошибки;
«2» допущена ошибка в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задач и примеров допущено
более 6 вычислительных ошибок.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
— элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;
— основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний;
— интерес к освоению новых знаний и способов действий; положительное отношение к предмету математики;
— стремление к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
—элементарные умения общения (знание правил общения и их применение);
— понимание необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;
—правила безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами;
— понимание необходимости бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и пр.
Учащийся получит возможность для формирования:
— потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности;
— интереса к творческим, исследовательским заданиям на уроках математики;
— умения вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;
— уважительного отношение к мнению собеседника;
— восприятия особой эстетики моделей, схем, таблиц, геометрических фигур, диаграмм, математических символов и рассуждений;
— умения отстаивать собственную точку зрения, проводить простейшие доказательные рассуждения;— понимания причин своего успеха или неуспеха в учёбе.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
— понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
— составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
— соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
— сравнивать различные варианты решения учебной задачи; под руководством учителя осуществлять поиск разных способов решения
учебной задачи;
— выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
— в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Учащийся получит возможность научиться:
— определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
— предлагать возможные способы решения учебной задачи, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
— выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
— осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
— самостоятельно или в сотрудничестве с учителем вычленять проблему: что узнать и чему научиться на уроке;
— подводить итог урока, делать выводы и фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей
работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
— контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищам в случаях затруднений;
— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
— оценивать задания по следующим критериям: «Легкое задание», «Возникли трудности при выполнении», «Сложное задание».
Познавательные
Учащийся научится:
— осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя, взрослых;
— использовать различные способы кодирования условий текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);
— понимать учебную информацию, представленную в знаковосимволической форме;
— кодировать учебную информацию с помощью схем, рисунков, кратких записей, математических выражений;
—моделировать вычислительные приёмы с помощью палочек, пучков палочек, числового луча;
— проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
— выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных
математических понятий);
— выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, при
ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д.;
— проводить аналогию и на её основе строить выводы;— проводить классификацию изучаемых объектов;
— строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения;
— приводить примеры различных объектов, или процессов, для описания которых используются межпредметные понятия: число,
величина, геометрическая фигура;
— пересказывать прочитанное или прослушанное (например, условие задачи); составлять простой план;
— выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность на уроках математики.
Учащийся получит возможность научиться:
— ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг
своего незнания;
— определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
— находить необходимую информацию как в учебнике, так и в справочной или научнопопулярной литературе;
— понимать значимость эвристических приёмов (перебора, подбора, рассуждения по аналогии, классификации, перегруппировки и т. д.)
для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.
Коммуникативные
Учащийся научится:
— использовать простые речевые средства для выражения своего мнения;
— строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
— участвовать в диалоге; слушать и понимать других;
—участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
—взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе на уроках математики;
— принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;
Учащийся получит возможность научиться:
— вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;
— корректно формулировать свою точку зрения;
— строить понятные для собеседника высказывания и аргументировать свою позицию;
— излагать свои мысли в устной и письменной речи с учётом различных речевых ситуаций;
— контролировать свои действия в коллективной работе;
— наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности;
— конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
— моделировать ситуации, требующие умения считать десятками;
— выполнять счёт десятками в пределах 100 как прямой, так и обратный;— образовывать круглые десятки в пределах 100 на основе принципа умножения (30 — это 3 раза по 10) и все другие числа от 20 до 100
из десятков и нескольких единиц (67 – это 6 десятков и 7 единиц);
— сравнивать числа в пределах 100, опираясь на порядок их следования при счёте;
— читать и записывать числа первой сотни, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи;
— упорядочивать натуральные числа от 0 до 100 в соответствии с заданным порядком;
— выполнять измерение длин предметов в метрах;
— выражать длину, используя различные единицы измерения: сантиметр, дециметр, метр;
— применять изученные соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
— сравнивать величины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах;
— заменять крупные единицы длины мелкими (5м = 50 дм) и наоборот (100 см = 1 дм);
— сравнивать промежутки времени, выраженные в часах и минутах;
— использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений времени в часах и минутах;
— использовать основные единицы измерения величин и соотношения между ними (час — минута, метр — дециметр, дециметр —
сантиметр, метр — сантиметр), выполнять арифметические действия с этими величинами.
Учащийся получит возможность научиться:
— устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой закономерностью;
— составлять числовую последовательность по указанному правилу;
— группировать числа по заданному или самостоятельно выявленному правилу.
Арифметические действия
Учащийся научится:
— составлять числовые выражения на нахождение суммы одинаковых слагаемых и записывать их с помощью знака умножения и
наоборот;
— понимать и использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления;
— складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в
столбик;
— выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;
— устанавливать порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных
ступеней;
— выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к знанию таблицы
сложения и таблицы умножения в пределах 20 (в том числе с нулем и единицей);
— выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
— вычислять значения выражений, содержащих два–три действия со скобками и без скобок;
— понимать и использовать термины выражение и значение выражения, находить значения выражений в одно–два действия.
Учащийся получит возможность научиться:
— моделировать ситуации, иллюстрирующие действия умножения и деления;— использовать изученные свойства арифметических действий для рационализации вычислений;
— выполнять проверку действий с помощью вычислений.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
— выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое;
— выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на нахождение
неизвестного компонента действия;
— решать простые и составные (в два действия) задачи на выполнение четырёх арифметических действий.
Учащийся получит возможность научиться:
— дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи;
— выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;
— составлять задачу, обратную данной;
— составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению;
— выбирать выражение, соответствующее решению задачи, из ряда предложенных (для задач в однодва действия);
— проверять правильность решения задачи и исправлять ошибки;
— сравнивать и проверять правильность предложенных решений или ответов задачи (для задач в два действия).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
— распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (луч, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат);
— обозначать буквами русского алфавита знакомые геометрические фигуры: луч, угол, ломаная, многоугольник;
— чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки;
— чертить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник с заданными сторонами.
Учащийся получит возможность научиться:
— описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
— соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами;
— распознавать куб, пирамиду, различные виды пирамид: треугольную, четырёхугольную и т. д.;
— находить на модели куба, пирамиды их элементы: вершины, грани, ребра;
— находить в окружающей обстановке предметы в форме куба, пирамиды.
Геометрические величины
Учащийся научится:
— определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
— находить длину ломаной;
— находить периметр многоугольника, в том числе треугольника, прямоугольника и квадрата;— применять единицу измерения длины – метр (м) и соотношения: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м, 100 мм = 1 дм, 100 см = 1 м;
Учащийся получит возможность научиться:
— выбирать удобные единицы длины для измерения длины отрезка, длины ломаной; периметра многоугольника;
— оценивать длину отрезка приближённо (на глаз).
Работа с информацией
Учащийся научится:
— читать несложные готовые таблицы;
— заполнять таблицы с пропусками на нахождение неизвестного компонента действия;
— составлять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы;
— понимать информацию, представленную с помощью диаграммы.
Учащийся получит возможность научиться:
— строить простейшие высказывания с использованием логических связок «если…, то…», «верно/неверно, что...»;
— составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса к данным;
— находить и использовать нужную информацию, пользуясь данными диаграммы.
Коррекционная составляющая
На уроках математики во 2 классе проводится коррекционная работа, направленная на развитие высших психических функций (памяти,
внимания, мышления, воображения, восприятия) На первой ступени обучения учащимся с ЗПР трудно овладеть навыками счёта. Дети тяжело
усваивают решение задач, выражений, таблицу умножения и деления, геометрический материал.
Дети учатся пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства и времени в различных видах деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.)
Детям с нарушениями в развитии свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, поэтому на уроках математики они
выполняют доступные по возможностям задания.
У многих детей наблюдаются трудности с восприятием. У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти. Значительное отставание и
своеобразие обнаруживается в развитии у детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как
анализ, синтез, неумение выделять главную мысль, делать обобщения.
Для успешного усвоения учебного материала на уроках математики применяются следующие коррекционные игры и упражнения,
например: «Что изменилось?», «Третий лишний», «Найди фигуры изображённые в квадратах», «Найди домик, который подходит к
чертежу», «Заселяем домики» (как по разному можно составить числа), «В свободных клетках нарисуй фигуры, недостающие для
образования прямоугольника и круга»...
Учебнометодический комплекс:
Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник. 2 класс. В 2х частях (Ч. 1 – 128 с., ч. 2 – 112 с.)
Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2х частях (Ч. 1 – 96 с., ч. 2 – 96 с.)Дорофеев Г.В, Миракова Т.Н. Методическое пособие к учебнику «Математика»,
М., «Просвещение», 2012 год.
«Перспектива»: Программы для начальной школы. — М., Просвещение, 2012 год. Интернет ресурсы: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
Материальнотехническое, информационное обеспечение курса:
1.Технические средства ( компьютер, интерактивная доска, проектор, документкамера, магнитофон)
2. Учебные диски к учебнику «Математика»
3. Наглядные пособия (таблицы, схемы , плакаты , таблички с терминами).
Календарнотематическое планирование по математике, 2 класс
Автор учебника:Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова (УМК «Перспектива»)
Содержание курса
Тематическое планирование
Числа и операции над ними.
Десяток. Счёт десятками. Образование и
название двузначных чисел.
Модели
двузначных чисел. Чтение и запись чисел.
Сравнение
их
чисел,
последовательность.
Представление
двузначного числа в виде суммы разрядных
двузначных
Характеристика деятельности учащихся
Коррекционно – развивающая направленность
Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20.
Решать задачи в 2 действия.
Проверять правильность выполнения действий сложе
ния и вычитания, используя другой приём вычисления
или зависимость между компонентами и результатом
этого действия.
Измерять длины отрезков в сантиметрах или дециАрифметические действия
слагаемых. Устная и письменная нумерация
двузначных чисел. Разряд десятков и разряд
единиц, их место в записи чисел
Нахождение суммы нескольких одинаковых
слагаемых и представление числа в виде суммы
одинаковых слагаемых. Операция умножения.
Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций
умножения и деления. Таблица умножения и
деления однозначных чисел.Частные случаи
умножения и деления с 0 и 1. Невозможность
деления на 0. Понятия «увеличить в ...»,
«уменьшить в ...», «больше в ...», «меньше в ...».
Умножение и деление чисел на 10. Линейные и
разветвляющиеся
Задание
алгоритмов словесно и с помощью блоксхем.
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь
операций сложения и вычитания. Прямая и
обратная операция. Изменение результатов
сложения и вычитания в зависимости от
изменения компонент. Свойства сложения и
вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел,
оканчивающихся нулями. Устные и письменные
приёмы сложения и вычитания чисел в
Алгоритмы сложения и
пределах 100.
алгоритмы.
метрах. Сравнивать длины отрезков на глаз, с
помощью измерения
Образовывать круглые десятки на основе принципа
умножения (30 — это 3 раза по 10). Сравнивать
круглые десятки в пределах от 10 до 100, опираясь на
порядок их следования при счёте. Читать и
записывать круглые десятки до 100, объясняя, что
обозначает каждая цифра в их записи. Образовывать
числа в пределах от 20 до 100 из десятков и
нескольких единиц. Сравнивать числа, опираясь на
порядок следования чисел при счёте. Читать и
записывать числа первой сотни, объясняя, что
обозначает каждая цифра в их записи.
Сравнивать числа по классам и разрядам.
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел,
их упорядочения.
Группировать числа по заданному или самостоятельно
установленному правилу.
Описывать явления и события с использованием
чисел.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие
арифметическое действие и ход его выполнения.
Использовать математическую терминологию при
записи и выполнении арифметического действия
(сложения, вычитания, умножения, деления).
Сравнивать разные способы вычислений, выбирая
удобный.
Прогнозировать результат вычислений.
Пошагово контролировать правильность и полноту
выполнения алгоритма арифметического действия.
Использовать различные приёмы проверки
правильности нахождения значения числового
выражения (с опорой на правила установления
порядка действий, алгоритмы выполнения
арифметических действий, прикидку результата).вычитания.
Работа с текстовыми задачами
Простые и составные текстовые задачи, при
решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания,
умножения и деления;
б) понятия «увеличить в (на)...»; «уменьшить в
(на)...»;
в) разностное и кратное сравнение;
г) прямая и обратная пропорциональность.
Моделирование задач. Задачи с
альтернативным условием.
Моделировать и решать задачи на нахождение суммы
одинаковых слагаемых. Выполнять действие
сложения одинаковых слагаемых с помощью числового
луча. Объяснять и обосновывать действие,
выбранное для решения задачи. Находить
закономерности расположения чисел в ряду,
оценивать результат работы.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие
умножения. Составлять числовые выражения на
нахождение суммы одинаковых слагаемых и
записывать их с помощью знака умножения и наоборот.
Вычислять произведение двух чисел в пределах 10.
Моделировать способы умножения числа 3 с помощью
числового луча. Выполнять вычисления вида 2 • (cid:127) и 3 •
(cid:127) в пределах 20. Решать примеры на умножение с
использованием таблиц умножения чисел 2 и 3.
Моделировать способы сложения и вычитания с
переходом черездесяток рассмотренных видов с
помощью счётных палочек. Выполнять сложение и
вычитание в пределах 100 с переходом через десяток.
Моделировать изученные зависимости.
Находить и выбирать способ решения текстовой
задачи.
Выбирать удобный способ решения задачи.
Планировать решение задачи.
Действовать по заданному и самостоятельно
составленному плану решения задачи.
Объяснять (пояснять) ход решения задачи.
Использовать вспомогательные модели для
решения задачи.
Обнаруживать и устранять ошибки логического (в
ходе решения) и арифметического (в вычислении)
характера.
Наблюдать за изменением решения задачи при
изменении её условия.
Самостоятельно выбирать способ решения задачи.Пространственные отношения и
геометрические фигуры
Плоскость. Плоские и объёмные фигуры.
Пирамида. Куб. Многоугольники. Обозначение
геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление
плоских фигур на части.
Окружность. Круг. Вычерчивание окружностей
с помощью циркуля и вырезание кругов. Радиус
окружности.
Понимать содержание задачи, уметь находить условие
и вопрос задачи. Строить модель – условие. Учиться
выбирать способ решения. Решать задачи в 12
действия.
Распознавать на чертежах, рисунках, фотографиях, в
окружающем мире геометрические фигуры и
конфигурации фигур (плоских и пространственных).
Моделировать разнообразные ситуации расположения
реальных объектов в пространстве и на плоскости.
Изготавливать (конструировать)модели
геометрических фигур, преобразовывать модели.
Описывать свойства геометрических фигур.
Соотносить реальные предметы с моделями
рассматриваемых геометрических фигур.
Идентифицировать геометрические фигуры при
изменении их
положения на плоскости или в пространстве.
Составлять данную фигуру из других фигур;
разрезать данную фигуру на другие фигуры, в том
числе с заданными свойствами.
Определять, является ли данная плоская фигура
уникурсальной; находить обход уникурсальной
фигуры.
Использовать понятие масштаба для чтения планов и
карт и для составления планов.
Находить приближённо площадь произвольной фигуры
с помощью палетки
Различать, изображать лучи на чертеже. Составлять
из частей квадрата указанную фигуру, действуя по
образцу. Распознавать на чертеже ломаные линии,
изображать и обозначать их. Различать, называть и
изображать многоугольник на чертеже.
Конструировать многоугольник из соответствующего
числа палочек или полосок. Соотносить реальные
предметы и их элементы с изученнымиГеометрические величины
Длина. Единица измерения длины – метр.
Соотношения между единицами измерения
длины.
Перевод именованных чисел в заданные
единицы (раздробление и превращение).
Сравнение, сложение и вычитание именованных
чисел. Умножение и деление именованных
чисел на отвлеченное число.
Периметр многоугольника. Формулы
периметра квадрата и прямоугольника.
Время. Единицы времени – час, минута.
Работа с информацией
Сбор информации. Описание предметов,
объектов, событий на основе полученной
информации. Таблица. Чтение и заполнение
строк, столбцов несложной готовой таблицы.
геометрическими линиями и фигурами.
Классифицировать (объединять в группы)
геометрические фигуры.
Исследовать ситуации, требующие сравнения величин,
их упорядочения.
Переходить от одних единиц измерения к другим.
Группировать величины по заданному или
самостоятельно установленному правилу.
Описывать явления и события с использованием
величин.
Разрешать житейские ситуации, требующие умения
находить геометрические величины (планировка,
разметка).
Находить геометрические величины разными
способами.
Анализировать житейские ситуации, требующие
умения находить периметр многоугольника.
Сравнивать многоугольники по значению их
периметров, вычислять периметр прямоугольника.
Решать задачи в 2—3 действия.
Работать с информацией: находить, обобщать и
представлять данные (с помощью и самостоятельно);
использовать справочную литературу для уточнения и
поиска информации, интерпретировать информацию
(объяснять, сравнивать и обобщать данные,
формулировать выводы и прогнозы).
Работать с информацией: находить данные,
представлять их ввиде диаграммы, обобщать и
интерпретировать эту информацию.
Строить диаграмму по данным текста, таблицы