Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс
Оценка 4.6

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
технология
6 кл
29.10.2018
Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс
В данном материале представлена адаптированная рабочая программа, включающая в себя описание, содержание учебного курса, цели и задачи обучения, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса , основные направления коррекционной работы, а также календарно - тематическое планирование уроков. На реализацию программы предусмотрено 68 часов, т. е. 2 часа в неделю.
Приусадебное хозяйство 6 класс.docx
Государственное казенное общеобразовательное учреждение  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа ­  интернат № 12» С О Г Л А С О В А Н О заместитель директора по УР (коррекционной) школы – интерната № 12 ________________________ О. В. Смольняковская «31» августа 208 г. Р А С С М О Т Р Е Н  О на заседании методического объединения учителей профильного труда протокол № 1  от 28 августа 2018 г. Р А С С М О Т Р Е Н  О на педагогическом совете протокол № 1 от 29 августа 2018 г. У  Т  В  Е  Р  Ж  Д  А  Ю директор специальной (коррекционной)  школы ­ интерната  № 12 ______________________ И. А. Голубева «31» августа 2018 г.  АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по формированию трудовых навыков     «Приусадебное хозяйство» 6  класс  Количество учебных часов по программе:  68 часов Количество учебных часов в неделю: 2 часа  Программы:  (коррекционных) общеобразовательных   учреждений  VIII  вида   (сборник   2)   Е.   А.   Ковалева Сельскохозяйственный труд «ГИЦ  Владос», 2000г.    программа   для   специальных Паспорт Программы Наименование Программы Адаптированная   Основания для разработки Программы Заказчик Программы Координатор Программы Основной   разработчик Программы Стратегическая Программы цель   Стратегические   Программы задачи реализации Сроки   Программы Основные   мероприятия Программы образовательная по формированию трудовых навыков «Приусадебное хозяйство» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГКОУ школа – интернат №12  программа      Конституция РФ  Конвенция о правах ребенка  Конвенция о правах инвалидов  Федеральный   закон   №   273   –   ФЗ   «Об   образовании   в Российской Федерации» Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»   Национальная   образовательная   инициатива   «Наша новая школа» и др. Администрация ГКОУ школы – интерната № 12 Администрация ГКОУ школы – интерната № 12 Администрация ГКОУ школы – интерната № 12 творческая группа Создание   в   ГКОУ   школе   –   интернате   №12   гуманной адаптированной среды для детей с ОВЗ с целью социально – персональной реабилитации их и последующей интеграции в современном     социально   –   экономическом   и   культурно   – нравственном пространстве Обеспечение   условий   для   реализации   прав   обучающихся   с ОВЗ на получение бесплатного образования; Организация качественной коррекционно – реабилитационной работы   с   учащимися   с   различными   формами   отклонений   в развитии; Сохранение   и   укрепление   здоровья   обучающихся   с   ОВЗ   на основе совершенствования образовательного процесса; Создание   благоприятного   психолого   –   педагогического климата   для   реализации   индивидуальных   способностей обучающихся с ОВЗ; Расширение   материальной   базы   и   ресурсного   обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ; Совершенствование системы кадрового обеспечения. 2018  –  2019 учебный год. Создание   в   школе   условий,   необходимых   для   получения обучающимися  с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися академического уровня общеобразовательных и   трудовых   знаний,   умений   и   навыков,   необходимых   для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве. Качественная   организация   социально   –   персональной поведения;   внебюджетные   средства реабилитации школьников с умственной отсталостью. Формирование   у   школьников   умения   строить   свою жизнедеятельность   в   культурных,   цивилизованных   формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений,   привитие   доброжелательности. Терпимости, сострадания, сопереживания. Создание   безопасных   условий   для   обучения   и   воспитания учащихся. Сохранение   и   укрепление   здоровья   обучающихся   на   основе совершенствования образовательного процесса. Качественное   повышение   уровня   профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ. Государственный   бюджет, образовательного учреждения. Обеспечение   высокого   уровня   качества   образования   для обучающихся с ОВЗ. Достижение высоких показателей коррекционной работы:  ­ подготовка обучающихся к итоговой аттестации; работников, Увеличение задействованных   в   системе   инклюзивного   образования, освоивших   современные   образовательные   коррекционные технологии до 50%. Обеспечение   предметов   адаптированной   образовательной программы   электронными   образовательными   ресурсами   до 50% Управление   реализацией   адаптированной   образовательной программы   осуществляют администрация   школы, Педагогический совет. Контроль   хода   исполнения   адаптированной   Программы осуществляет зам. директора по УР Решение педагогического совета Протокол № 1  от  29  августа 2018 г. педагогических     числа     Источники финансирования Ожидаемые   результаты реализации   Программы   и показатели   социально   – экономической эффективности   Система контроля Программы   организации исполнения Постановление утверждении Программы   об Пояснительная записка Адаптированная   рабочая   программа   по   формированию   трудовых   навыков «Приусадебное хозяйство» разработана на основании следующих нормативно ­ правовых документов: 1 Закон «Об образовании» в Российской Федерации. 2 Федеральный   базисный   учебный   план   и   примерные   учебные   планы   для образовательных   учреждений   РФ,   реализующих   программы   общего   образования приказ №1312 от 9 марта 2004 года. 3 Программа   для   специальных   (коррекционных)   общеобразовательных   учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (авторы: Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева   Л.С.,     Ковалева   Е.А.,   Васенков   Г.   В.)   «Гуманитарный   издательский центр   ВЛАДОС»,   2000     год   по   предмету   «Цветоводство   и   декоративное садоводство». 4 Учебный план ГКОУ школы ­ интерната №12 5 Адаптированная образовательная программа ГКОУ школы ­ интерната №12. Программой   курса   “Приусадебное   хозяйство”   предусматривается   получение учащимися   необходимых   теоретических   знаний   и   практических   навыков   и   умений   по благоустройству приусадебного хозяйства, огородничеству, садоводству, цветоводству с целью применения этих навыков в жизни.  Изучение   курса   “Приусадебное   хозяйство”   формирует   не   только   определенную систему   предметных   знаний   и   целый   ряд   специальных   трудовых   умений,   но   также комплекс общеучебных умений, необходимых для:  познания и изучения окружающей среды;   выявления причинно ­ следственных связей;  сравнения объектов, процессов и явлений;   соблюдения норм поведения в окружающей среде;   оценивания   своей   деятельности   с   точки   зрения   нравственных,   правовых   норм, эстетических ценностей.  Программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит   в   учете   повторяемости   пройденного   учебного   материала   и   постепенном   вводе нового.  При   составлении   программы   были   учтены   принципы   последовательности   и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Программа   не   только   способствует   профориентации   и   социальной   адаптации учащихся, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на личностные свойства, но и открывает учителю широкий простор для творчества, что   обычно   благотворно   сказывается   на   качестве   обучения.   При   отборе   программного учебного   материала   по   курсу     «Приусадебное   хозяйство»   учтена   его   воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.  Преподавание базируется   на   знаниях,   получаемых   учащимися   на   уроках   чтения,   русского   языка, математики, природоведения и других предметов (например, математика «Инвентарь для работы   в   цветнике»;   труд   «Изготовление   тары   для   хранения   крупных   партий   семян»; природоведение «Строение цветкового растения»;  черчение «Разбивка цветника»). Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторике детей (например, все операции, связанные с цветочными семенами).  При обучении по курсу «Приусадебное хозяйство» развивается мышление и мелкая моторика; способность к пространственному анализу; речь; внимание; память. Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы.   Программа   определяет   содержание   курса   и   последовательность   её   изучения, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию.          Для   лучшего   усвоения   учебного   материала   учащимся   необходимо   применять разнообразные формы и методы обучения, шире использовать наглядные пособия (таблицы, схемы,   плакаты,   живые   растения,   гербарный   материал,   муляжи   и   т.д.)   и   технические средства   обучения   (кино­,   диа­   и   видеофильмы,   слайды,   контролирующие   устройства, разные ИКТ).           Для проведения бесед по отдельным вопросам следует привлекать руководителей и специалистов     цветоводческого   хозяйства,   передовиков   производства,   арендаторов   и фермеров.   Основное   внимание   необходимо   уделять   изучению   производства сельскохозяйственных   и   цветочно   –   декоративных   культур,   выращиваемых   в   зоне расположения учебного заведения, освоению передовых технологий.  При   проведении   практических   занятий   необходимо   обеспечить   индивидуальную работу учащихся.  В   результате   изучения   курса   учащиеся   должны   освоить   агротехнические, технологические   методы   технологий   возделывания сельскохозяйственных,   цветочно   –   декоративных   и   плодово   –   ягодных   культур   с   тем, чтобы   самостоятельно   и   квалифицированно   трудиться   в   фермерском   хозяйстве,   на цветоводческом предприятии, в муниципальном озеленительном хозяйстве.   и   организационные При   изучении   программного   материала   следует   уделять   внимание   вопросам экологии   и   охраны   окружающей   среды,   безопасности   труда   и   противопожарным мероприятиям, правилам санитарной и личной гигиены.  Цель программы обучения  Познакомить   учащихся   с   основными   отраслями   растениеводства;   общими понятиями   растениеводства;   различными   технологиями   земледелия;   различными технологиями агрохимии; агротехнологиями возделывания овощей, цветов, полевых и   плодово   ­   ягодных   культур;   конкретизировать   взаимосвязь   природа   ­ сельскохозяйственная деятельность человека.   Обеспечить мотивацию для продолжения сельскохозяйственного образования.  Создать условия для самореализации и творческого развития учащихся, не имеющих способностей к точным и гуманитарным наукам.  Обучить технологическому подходу к работе на земле:  формулировать конкретную цель своего труда; Задачи программы обучения  разбивать свою деятельность на этапы (операции);  выполнять поэтапно работу для достижения поставленной цели;  анализировать полученные результаты;  обсуждать с товарищами результаты работы;  делать выводы.   Научить   выполнять   конкретные   технологические   приёмы   сельскохозяйтвенных работ   с   использованием   ручных   средств   труда:   копать,   делать   гряды,   рыхлить, поливать, вносить органические и минеральные удобрения.  Научить правилами безопасного сельскохозяйственного труда.  Обучить различным агротехнологическим приёмам, как правильно: сеять, сажать, размножить,   поливать,   подкармливать,   растения   защищать   от   их   сорняков, вредителей и болезней, собирать урожай.  Использовать естественно – научные знания: биологические особенности развития культурных растений и оптимальные параметры (свет, вода, температура, почва, элементы питания) для их выращивания.  Познакомить   с   основными   экологическими   проблемами   сельского   хозяйства, цветоводства и декоративного садоводства и путями их решения.  Совершенствование движений и сенсомоторного развития: Основные направления коррекционной работы ­ развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.  Коррекция отдельных сторон психической деятельности: ­ развитие зрительного восприятия и узнавания; ­ развитие зрительной памяти и внимания; ­   формирование   обобщённых   представлений   о   свойствах   предметов   (цвет,   форма, величина.) ­ развитие пространственных представлений и ориентации; ­ развитие представлений о времени; ­ развитие слухового внимания и памяти; ­ развитие фонетико ­ фонематических представлений, формирование звукового анализа.  Развитие основных мыслительных операций: ­ навыков соотносительного анализа; ­   навыков   группировки   и   классификации   (на   базе   овладения   основными   родовыми понятиями); ­ умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; ­ умения планировать деятельность; ­ развитие комбинаторных способностей.  Развитие различных видов мышления: ­ развитие наглядно ­ образного мышления; ­ развитие словесно ­ логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями).  Коррекция нарушений в развитии эмоционально ­ личностной сферы: ­ развитие навыков адекватного общения.  Развитие речи, овладение техникой речи.  Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Важная   часть   занятий   –   формирование   морально   ­   этических   норм   поведения, выработка   навыков   сохранения   природных   ресурсов;   развитие   чувства   прекрасного, художественного  вкуса   (при  оформлении   клумб,  рабаток,  цветников);   развитие   умения видеть   красивое   во   внешнем   и   окружающем   нас   мире;     чувство   прекрасного   при организации  быта в моменты аранжировки помещений  комнатными  растениями. Урок – основная форма организации образовательного процесса. Типы уроков:  Формы организации образовательного процесса урок изучения нового материала;  урок закрепления знаний, умений и навыков; комбинированный урок; повторительно ­ обобщающий урок; урок – игра;  урок ­ исследование; экскурсия; практическая работа (работа на клумбах и пришкольном участке).         Формы обучения:  фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.  Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Приемы   обучения:  осуществление   индивидуального   и   дифференцированного подхода   с   учетом   возрастных   особенностей,   уровнем   развития,   интеллектуальных возможностей. Технологии обучения Традиционные технологии:  объяснительно ­ иллюстративные       Педагогические технологии на основе личностно ­ ориентированного     подхода:  Исследовательская (проблемно­поисковая) Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие"  Коммуникативная (дискуссионная) Особенностью   этой   технологии   является   наличие   дискуссий,   характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения  Имитационного моделирования (игровая) Характерной   чертой   этой   технологии   является   моделирование   жизненно   важных профессиональных   затруднений   в   образовательном   пространстве   и   поиск   путей   их решения.   Психологическая (самоопределенческая) Характерной   чертой   этой   технологии   является   самоопределение   обучаемого   по выполнению той или иной образовательной деятельности.   Деятельностная Характерной   чертой   этой   технологии   является   способность   ребёнка   проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом  Рефлексивная Особенностью   этой   технологии   является   осознание   ребёнком   деятельности:   того   как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом. Общая характеристика курса  Программа   формирования   трудовых   навыков   «Приусадебное   хозяйство»   является одной из ведущих в системе подготовки   школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как от его усвоения во многом зависит формирование социального опыта и поведения учащихся с ОВЗ, практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду. Практическая   и   коррекционная   направленность   обучения   по   данной   программе определяется   содержанием   и   структурой   курса   и  обусловливает   его   специфику:   все получаемые   учащимися   знания,   являются   практически   значимыми,   способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной адаптации и реабилитации.  Цель   программы   формирования   трудовых   навыков   «Приусадебное   хозяйство»: направленность на социализацию детей с ОВЗ, коррекция и  формирование знаний, умений и навыков,   ориентирующих учащихся на трудоустройство по профессиям, связанным с растениями, в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях. Неизменной остаётся задача ознакомить школьников с многообразием однолетних и многолетних   цветочно   –   декоративных   культур,   комнатных   растений, сельскохозяйственных   культур,     плодово   –   ягодных   растений,   научить   приёмам   их выращивания. Для организации обучения школа располагает территорией, достаточной для разбивки цветников, организации учебно – опытных участков, посадки кустарников и деревьев. В самой   школе   под   занятия   отведён   кабинет,   в   котором   имеются   все   инструменты   и материалы   для   практических   работ.   Кроме   этого,   в   школе   имеется   зимний   сад   для формирования ЗУН по уходу за комнатными растениями. На реализацию программы  предусмотрено 68 часов, т.е. 2 часа в неделю. Описание места  курса в учебном плане Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения    курса Личностные результаты У обучающихся будут сформированы:        Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;   Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;   Адекватные представления о собственных возможностях;   Навыки коммуникации и принятые ритуалы социального взаимодействия; Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; Социально значимые мотивы учебной деятельности;    Навыки   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных   социальных ситуациях;     Бережное отношение к культурно – историческому  наследию родного края и страны; Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.   Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.  Адекватное восприятие замечаний сверстников и учителя.  Планирование   своей   деятельности   для   решения   поставленной   задачи,     контроль полученного результата.  Умение вступать и поддерживать коммуникацию в учебном взаимодействии.  Умение работать с информацией (понимать изображение, текст).  Умение использовать различные источники и средства информации для решения познавательных задач.  Умение слушать и понимать устную и письменную инструкцию к учебному заданию для достижения цели.   Умение принимать цель и произвольно включаться в деятельность.   Планирование   своей   деятельности   для   решения   поставленной   задачи,     контроль полученного результата.   Умение   наблюдать, увиденного.   понимать   изображение,   составлять   рассказ­описание  Умение самостоятельно выполнять учебные задания.   Умение выделять главное в предложенной информации.   Формирование навыков монологического высказывания.   Знание основных принципов и правил отношения к живой природе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой   природы;   интеллектуальных   умений   (доказывать,   строить   рассуждения, анализировать   сравнивать,   делать   выводы   идр.);   эстетического   отношения   к   живым объектам;  Развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности;   Осознание необходимости общественно ­ полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации. Предметные результаты Обучающиеся научатся: создавать оптимальные параметры условий (питательные элементы, свет, выделять в практическом задании отдельные этапы; формулировать конкретную цель к каждому этапу выполнения задания и   добиваться поставленной цели;  выполнять   различные   агротехнологии:   готовить   почвосмесь,   копать, рыхлить, удобрять, полоть, поливать, сеять семена, сажать рассаду, проводить черенкование и выращивание растений;  вода, температура для выращивания культурных растений;       кустарниками;  определять растения для сбора семян;  приемам ухода за комнатными растениями;  по   внешнему   виду   определять   наиболее   распространенные   в   регионе цветочно – декоративные, сельскохозяйственные и плодово – ягодные культуры. самостоятельно работать с буклетами, справочниками, журналами; знать признаки созревания и сроки уборки семян зеленных овощей; выполнять посадку овощных, полевых, зеленных культур; осуществлять уход за растениями взависимости от вида; подготавливать почву и растения к посадке; производить уход за плодово – ягодными и цветочно – декоративными Метапредметные результаты Базовые учебные действия Регулятивные  учебные действия Обучающиеся  научатся:  Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;  Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;  Планировать учебную деятельность на уроке с помощью учителя;  Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства: учебник, простейшие приборы и инструменты;  Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.    Соблюдать нормы и правила культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;  Соблюдать нормы и правила безопасности познавательно ­ трудовой деятельности; Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Обучающиеся  научатся: Познавательные учебные действия  Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в  в   предложенных   учителем   других справочниках,   словарях,   таблицах   и   источниках);  Организовывать   свою   учебную   деятельность:   определять   цель   работы,   ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;  Ориентироваться   в   своей   системе   знаний:   понимать,   какие   нужны   знания, информация для решения учебной задачи;  Добывать новые знания в разных формах: текст, схемы, иллюстрации и др.;  Перерабатывать  полученную  информацию:  наблюдать  и  делать  самостоятельные выводы; Средством формирования своих действий служит учебный материал и задания учебника. Коммуникативные учебные действия Обучающиеся  научатся:  Выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих   действиях   и   поступках   по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;  Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;   Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;     Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;   Сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.  Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной форме;  Слушать и понимать речь других людей. Развитие жизненной компетенции:  Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно   необходимом   жизнеобеспечении,   созданию   специальных   условий   для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.  Овладение социально ­ бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;  Овладение навыками коммуникации;  Дифференциация   и   осмысление   картины   мира   и   ее   временно   ­пространственной организации;  Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.  Содержание курса Вводное занятие – 2 ч.    Задачи обучения в предстоящем учебном году. Охрана труда. Спецодежда. Сбор семян цветковых растений – 4 ч.      Виды цветковых растений, выращиваемых на школьном участке. Признаки созревания семян. Сбор семян. Распознавание созревших семян. Осенние работы на участке – 4 ч. Сбор урожая овощей. Прополка посадок зеленных культур. Посадка чеснока – 4 ч. Строение и особенности чеснока. Требования к обработке почвы под чеснок. Разметка участка или гряд под чеснок. Рыхление и выравнивание участка граблями. Сроки посадки чеснока. Подготовка посадочного материала. Способы посадки, глубина заделки чеснока. Осенний уход за декоративными кустарниками – 4 ч. Декоративные   кустарники,   рапространенные   в   местных   условиях.   Необходимость обработки   почвы   под   кустарниками.   Правила   вскапывания   почвы   вокруг   кустарников, глубина вскапывания. Однолетние и многолетние цветочные растения – 2 ч. Виды цветкового растения. Разница между видами. Многолетние цветковые растения в цветниках и других посадках. Зимующие многолетние цветковые растения  – 2 ч. Виды   многолетних   цветочных   растений.   Разница   между   видами.   Деление   и   посадка зимующих многолетних растений. Пион. Закрепление ЗУН по очистке фасоли. Практическое повторение – 2 ч. Способы   хранения   цветочных   семян.   Изготовление   бумажных   пакетов   для   хранения Изготовление тары для хранения семян  – 2 ч. семян. Обмолот и расфасовка семян цветочно – декоративных культур – 2 ч. Обмолот   семян.   Правила   безопасной   работы   с   приспособлениями.   Разбор,   очистка, сортировка и фасовка семян.  Обмолот и расфасовка семян овощных культур – 2 ч. Обмолот   семян.   Правила   безопасной   работы   с   приспособлениями.   Разбор,   очистка, сортировка и фасовка семян.  Овощные культуры – 4 ч. Общее   представление   об   овощных   культурах.   Группы   и   характеристики   овощных культур (корнеплоды, капустные и луковичные овощные культуры, плодовые и овощные культуры). Необходимость потребления разнообразных овощей. Уход за комнатными растениями зимнего сада ­ 2 ч. Приемы ухода за комнатными растениями. Уход за растениями зимнего сада. Почвы – 2 ч. Общее представление о почве и ее составе. Свойства песчанных и глинистых почв. Основные полевые культуры – 4 ч. Культуры, относящиеся к полевым (пшеница и другие зерновые, подсолнечник, сахарная свекла). Продукция из полевых культур, ее значение. Полевые культуры, вращиваемые в местных   условиях.   Подробное   ознакомление   с   основными   полевыми   культурами, распространенными в местных условиях: строение растения, особенности продуктивных частей, использование. Кормовые культуры и травы, выращиваемые в местных условиях.          Морковь и свекла – столовые корнеплоды. Морковь и свекла – двулетние растения. Строение их корнеплодов. Стандартные размеры корнеплодов моркови и свеклы. Столовые корнеплоды – 2 ч.    Подготовка почвы под посев моркови и свеклы. Практическое повторение – 2 ч. Выращивание столовых корнеплодов – 2 ч.      Последовательность работ по выращиванию моркови и свеклы. Сроки и способы посева. Уход за растениями (прополка, рыхление междурядий, прореживание). Подготовка цветника к весенне – летнему сезону – 2 ч. Элементы   цветочного   оформления   улицы:   рабатка,   бордюр,   групповая   посадка. Составление плана посадки однолетних цветковых растений. Цветковые растения – 4 ч.           Выбор   однолетних   цветковых   растений   для   выращивания   в   местных   условиях. Подготовка почвы под посев. Расстояние между посевными рядками. Способы разметки посевных рядков. Весенний уход за зимующими многолетниками – 2 ч.    Приемы ухода за многолетниками весной. Уход за многолетниками цветника и учебно – опытного участка. Прореживание посевов столовых корнеплодов – 4 ч.         Уход   за   растениями   столовых   корнеплодов.   Правила   прореживания   столовых   корнеплодов. Прореживание посевов моркови и свеклы. СОГЛАСОВАНО: Заместитель   директора по УР УТВЕРЖДАЮ: Директор ГКОУ школы­интерната № 12 ________________ О. В. Смольняковская «31»     августа   2018 г. ______________________ И.А. Голубева «31»     августа  2018 г. КАЛЕНДАРНО ­ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ  ФОРМИРОВАНИЯ  ТРУДОВЫХ  НАВЫКОВ  «ПРИУСАДЕБНОЕ  ХОЗЯЙСТВО» Класс: 6 Количество часов: Всего: 68 час.; в неделю: 2 час. Практических работ ____ час. Планирование составлено на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных   учреждений        вида,   5 – 9 классы ,       сборник № 2   VIII   Учебник___________________________________________________ _________________________________________________________ название, автор, издательство, год издания Дополнительная литература: Г.Е. Киселёв  «Цветоводство», М., «Колос», 1964 год                                                              автор, название,  издательство, год издания Тематическое планирование составил(а): __________    ____________                                                                       подпись                расшифровка подписи № урока п/п 1,2 3,4 5,6 Тема урока Вводное занятие обучения Задачи в предстоящем   учебном  году. Охрана труда. Спецодежда.     Сбор семян садовых цветковых растений  Виды   цветковых   растений, выращиваемых на школьном участке. Признаки созревания семян. Сбор семян. Коли ­ честв о часов 2 час 2 4 час 2 2 Осенние работы на 4  час 7,8 Сбор урожая овощей. участке 9,10 Прополка зеленных культур 2 2 Сбор семян зеленных культур 2 час 11,12 Признаки созревания семян. 2 Посадка чеснока 4  час Строение   и   особенности чеснока Подготовка   почвы   под посадку чеснока. Подготовка материала   посадочного Посадка чеснока 1 2 1 1 Дат а Тип урока Межпредмет ные связи Коррекц ия Нагляд ­ ность Вводный Биология Внимание Презентац Обществознан ие ия Изучение нового материала Закрепление ЗУН Биология Память Таблицы Фото С/х труд растений Моторика Натуральн ые объекты Закрепление ЗУН Биология Природоведен Моторика Натуральн ые ие Закрепление Цветоводство Моторика ЗУН Комбинированн Цветоводство Память объекты С/х инвентарь Фото растений ый Изучение нового материала Закрепление ЗУН Биология Память Таблица Цветоводство Моторика С/х Комбинированн Биология ый Закрепление ЗУН Природоведен ие инвентарь Моторика Натуральн объекты Моторика Посадочн ые ый 13 14 15 16 17 18 Осенний уход за декоративными кустарниками Декоративные   кустарники, распространенные в местных условиях Необходимость   обработки почвы   под   кустарниками. Правила перекапывания почвы.     19, 20 Перекапывание   почвы   под кустарниками. Однолетние и многолетние цветочные растения Виды   цветкового   растения. Разница между видами. 21, 22 4 час 1 1 2 2 час 2 материал Изучение нового материала Изучение нового материала Биология Мышлени е Фото  растений С/х труд Мышлени Иллюстра е ции Закрепление С/х труд Моторика С/х ЗУН Изучение нового материала инвентарь Биология Память Презентац ия Описание материально ­ технического обеспечения образовательного процесса Для полноценной реализации учебного предмета необходимо учебно ­дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса. Эти материалы представлены в таблицах. Дидактическое и методическое обеспечение 1. «Бархатцы», М., «Кладезь–Букс», 2007. 2. «Большая энциклопедия природы для детей», Львов, «Атлас», 1994. 3. «Комнатные растения в вашем доме», М., «Олма Медиа Групп», 2005. 4. 5. «Пионы, розы»,  М., «Русский огород», 2008.  «Новейшая энциклопедия комнатных растений», М., «Эксмо», 2011 6. «Праздник – ожидаемое чудо!», М., «ВАКО», 2008. 7. «Самые – самые», М., «Колос», 1982. 8. А.А. Плешаков «Зеленые страницы», М., «Просвещение», 1994. 9. Афонькин С. Ю. «Цветы (школьный путеводитель)», СПб., «Балтийская книжная компания», 2015. 10. Бородулина   С.   Ю.   «Коррекционная   педагогика:   психолого­педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников»,   Серия «Учебники, учебные пособия», Р – н ­ Д: «Феникс», 2004. 11. Брунов Б.П. «Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие»,  Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005. 12. Бушелева Б. В. «Поговорим о воспитанности», П., «Карелия», 1991. 13. Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для   учителей   и   студентов   дефектологических   факультетов   педагогических институтов» , М. Школа­Пресс,1994. 14. В.В. Воронкова, Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С.,   Ковалева Е.А., Васенков   Г. (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 класс» сборник 2, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000.     «Программа   для   специальных     В. 15. Гайдина Л. И.,  Кочергина  А. В. «ГПД (1 – 2 классы)», М., «Вако», 2012. 16. Ганичкина О.,  Ганичкин А. «Цветы на вашем участке», М., «Эксмо», 2009. 17. Голубева И. В., Кузнецова С. И. «Никитский   ботанический   сад», С., «Таврия», 18. Дизайн вашего цветника, М., «Эксмо», 2009 19. Дик   Н.Ф. «Классные  часы и  родительские  собрания в 1­2 классах».  Р – н –Д, 1981. «Феникс», 2005. 20. Ёлкина Н. В.. Тарабарина Т. И. «1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов,  Ярославль, «Академия развития», 2005.  21. Жадько Е. «Монстера и другие лианы» Р – н – Д, «Феникс», 2001 22. Зак   А.   З.   «Развитие   умственных   способностей   младших   школьников»,   М., «Просвещение: Владос», 1994. 23. Золотницкий Н. Ф. «Цветы в легендах и преданиях», Киев, «Довiра», 1994. 24.   Капранова   Н.   Н.   «Комнатные   растения   в   интерьере»,   Изд   –   во       Москов. Университета, 1989. 25. Киселев Г. Е. «Цветоводство», М., «Колос», 1964. 26. Классные часы «Формирование здорового образа жизни», Волгоград,  2007. 27. Клевенская Т. М. «Цветы в интерьере», М.«Агропромиздат», 1989. 28. Клиника нарушения интеллекта у детей: Методическая разработка. Выпуск пятый , Красноярск,  2004 . 29. Ковалева Е. А. «Сельскохозяйственный труд» (5 – 9 классы), М. «Просвещение», 2006.  30. Ковалько В. И. «Школа физкультминуток (1 – 4 классы)», М., «Вако», 2005. 31. Коррекционная   педагогика.   Обучение   детей   с   выраженным   недоразвитием интеллекта. 32.  Крейс  Дж. «Комнатные растения. Магические и целительные свойства» М., «Фитон +», 2007 33. Максимова Т. Н.,  Дробинина  Н. Н. «Классные часы (1, 2, 3, 4  классы)» М., «Вако», 2012. 34.   Мирский   С.   Л.       «Формирование   знаний   учащихся   вспомогательной   школы   на уроках труда» М., «Просвещение», 1992 35. Неумывакин И. П. «Календула на страже здоровья», М., С – П, «Диля», 2007. 36. Номеров Б. А. «Селекция роз», Изд – во   Москов. Университета, 1968. 37. Онегов А. «Тропинка полевая», М., ИПО «Орбита», 1991. 38. Пашнина В.М. «Клуб весёлых и любознательных: игры, конкурсы, викторины для школьников», Ярославль, Академия развития, 2008 39. Пузанов   Б.Г.   «Обучение   детей   с   нарушениями   интеллектуального   развития: (олигофренопедагогика)», Издательский центр «Академия», 2001.  40. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» , 2003. 41. Салпагаров Д. «Тебердинский заповедник», М­В, «Кавказская здравница», 1989. 42. Соколова   Г.   М.   «Воспитание   чувств»,   Ставропольский   краевой   институт усовершенствования учителей, 1992. 43. Соколова Н. «Розы на Кавказе» Ставропольское книжное издательство, 1974. 44. Соловьева В. А. «Целебные свойства цветов», М., «Олма Медиа Групп», 2010. 45. Тулинцев В. Г. Цветоводство» М., «Стройиздат», 1964 46. Узорова О. В.,Нефёдова Е. А. «Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления»,  М. Астрель АСТ,  2008. 47. Устинова Е.  «Здоровье комнатных растений», М., «Кладезь–Букс», 2011. 48. Хессайон  Д. Г. «Все о декоративных деревьях и кустарниках», 2009. 49. Чередниченко И. П.  «Экология (6 – 11 классы)», В. «Учитель», 2010. 50. Чувикова А. А. Справочник цветовода,  М., «Колос», 1971. 51. Чувикова А. А., Потапов С. П. «Учебная книга цветовода», М., «Колос», 1974. 52. Шиканян Т. Д. «Садовые  дорожки», М., «Кладезь–Букс», 2010. Журналы  Цветоводство  Все о цветах  Приусадебное хозяйство  с приложением «Цветы в саду и дома»  Настоящий хозяин  Цветы в доме  Вальс цветов  Весенние цветы  Планета цветов  Вокруг цветов  Наша усадьба  Цветочный клуб  Хризантемы   Флоксы в саду  Декоративные злаки  Люблю цветы 100 комнатных растений Наглядные пособия Название Количество экземпляров Набор карточек  (Серия «Первые уроки»)  «Цветы» Набор карточек «Цветы» с заданиями Набор открыток «Longwood  Gardens» Набор открыток  «Цветы России» Набор открыток  «Кактусы» Набор карточек  (Серия «Первые уроки»)  «Деревья» Набор открыток  «Цветы часы» Рабочая таблица по уходу «Нарциссы» Рабочая таблица по уходу «Физалис» Наглядное пособие «Цветы» Наглядное пособие «Комнатные растения» Наглядное пособие «Деревья» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 №  п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Материально ­ техническое обеспечение Оборудование помещения: кабинет цветоводства (площадь помещения 25 м/кв.); доска маркерная настенная; учительский стол; учительский стул; шкафы  и тумбы для хранения инструментов; шкафы и тумбы для хранения семян и удобрений; шкафы для хранения методической литературы; учебные места для учащихся: двухместные столы и стулья на 6 посадочных мест; проектор Acer; ноутбук Lenovo; Учебно ­ практическое оборудование: материалы:  семена растений, компоненты почвенных смесей, грунт универсальный, грунт для орхидей, минеральные удобрения; инструменты: инструменты для работ по уходу за комнатными растениями, лопаты, грабли, грабли веерные, мотыга – бороздник, мотыги, корнерез, вилы, баки для почвенных смесей, сучкорез, электрическая пила, лейки, ведра, пульверизаторы, посевные емкости, цветочные горшки;  минитеплица «Флора». Планируемые результаты изучения курса В результате изучения курса «Приусадебное хозяйство»   учащиеся должны знать/понимать:  Основные отрасли растениеводческого направления;  Технологию обработки почвы;  Технологии посева семян;  Особенности открытого и защищенного грунта;  Технологии выращивания рассады:  Агротехнологии выращивания овощей, цветов, цветочно – декоративных и плодово ­ ягодных культур; Знать признаки созревания и сроки уборки семян зеленных овощей; Знать особенности посадки чеснока;    Иметь общее представление об овощных культурах и приемах ухода за ними;  Иметь общее представление о культурах, относящихся к полевым (строение  растений, особенности продуктивных частей, использование); Знать виды цветкового растения, разницу между видами, способы и приемы ухода за растениями взависимости от вида;  Подготавливать почву и растения к посадке;  Знать  особенности  и приемы ухода  за плодово – ягодными и цветочно  – декоративными кустарниками;  Признаки доброкачественности и сортировка семян;  Технологии защиты культурных растений от сорняков и вредителей;  Предназначение ручных сельскохозяйственных средств труда;  Оптимальный   набор   имеющихся   в   продаже   препаратов   для   выращивания культурных   растений:   комплексные   удобрения,   почвосмеси,   стимуляторы роста, семена, препараты для защиты растений. СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Заместитель   директора по УР Директор ГКОУ школы­интерната № 12 ________________ О. В. Смольняковская «31»     августа   2018 г. __________________ И.А. Голубева «31»     августа  2018 г. КАЛЕНДАРНО ­ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ                                       ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ «ПРИУСАДЕБНОЕ ХОЗЯЙСТВО» Класс:  7 Количество часов: Всего: 68 час.; в неделю: 2 час. Лабораторных работ ____ час.  Практических работ ____ час. Экскурсий _____ час. Плановых контрольных уроков _______ час. Административных контрольных уроков ______ час. Планирование составлено на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных   учреждений      вида,  5 – 9 классы , сборник №   2   VIII     Учебник___________________________________________________ название, автор, издательство, год издания _________________________________________________________ Дополнительная литература: Г.Е. Киселёв «Цветоводство», М., «Колос»,1964                                                            автор, название,  издательство, год издания Тематическое планирование составил(а): __________          Жукова А. П.                                                                         подпись                  расшифровка подписи № урока п/п Тема урока Вводное занятие 1,2 3,4 5,6 7,8 9,10 Задачи   обучения   в   предстоящем учебном   году.   Охрана   труда. Спецодежда. Цветоводство Сбор семян садовых цветковых растений    растений,   цветковых Виды выращиваемых на школьном участке. Признаки   созревания   семян.   Сбор семян. Овощеводство Осенние работы на участке Сбор урожая овощей. Прополка зеленных культур Сбор семян зеленных культур 11,12 Признаки созревания семян. 13 14 15 16 Посадка чеснока Строение и особенности чеснока Подготовка   почвы   под   посадку чеснока. Подготовка посадочного материала Посадка чеснока Коли ­ чество часов 2 час 2 4 час 2 2 4  час 2 2 2 час 2 4  час 1 2 1 1 Дата Тип урока Межпредметные Коррекция связи Нагляд ­ ность Вводный Биология Обществознание Внимание Презентация Изучение нового материала Закрепление ЗУН Биология Память С/х труд Моторика Таблицы Фото растений Натуральные объекты Закрепление ЗУН Закрепление ЗУН Биология Природоведение Цветоводство Моторика Моторика Натуральные объекты С/х инвентарь Комбинированный Цветоводство Память Фото растений Изучение нового материала Закрепление ЗУН Биология Память Таблица Цветоводство Моторика С/х инвентарь Комбинированный Биология Моторика Закрепление ЗУН Природоведение Моторика Натуральные объекты Посадочный материал Цветоводство 4 час Осенний уход за декоративными 17 18 19, 20 21, 22 кустарниками   Декоративные кустарники, распространенные в местных условиях Необходимость обработки почвы под кустарниками. Правила   перекапывания почвы.   Перекапывание кустарниками. почвы     под Однолетние и многолетние цветочные растения Виды   цветкового   растения.   Разница между видами. Зимующие многолетние цветковые растения 23 24 Деление   и   посадка   зимующих многолетних цветковых растений Пион. Практическое повторение 25, 26 Очистка фасоли. 27 28 29 30 Изготовление тары для хранения семян Заготовка деталей бумажных пакетов. Соединение деталей. Обмолот и расфасовка семян цветочно – декоративных культур Разбор, очистка семян. Сортировка и фасовка семян.   Овощеводство Обмолот и расфасовка семян 1 1 2 2 час 2 2 час 1 1 2 час 2 2 час 1 1 2 час 1 1 2 час Изучение нового материала Изучение нового материала Биология Мышление С/х труд Мышление Фото  растений Иллюстрации Закрепление ЗУН С/х труд Моторика С/х инвентарь Изучение нового материала Биология Память Презентация Изучение нового материала Комбинированный Природоведение Память С/х труд Моторика Закрепление ЗУН С/х труд Моторика Комбинированный Математика Моторика Комбинированный Технология Моторика Натуральные объекты Натуральные объекты Натуральные объекты Натуральные объекты Натуральные объекты Закрепление ЗУН Биология Закрепление ЗУН С/х труд Мелкая моторика Мелкая моторика Плоды и семена Мерная  тара 31 32 33, 34 35, 35 37 38 39 40 41, 42 43, 44 45 46 овощных  культур Разбор, очистка семян. Сортировка и фасовка семян.   Овощные культуры Группы   и   характеристика   овощных культур. Необходимость разнообразных овощей. потребления   Цветоводство Уход за комнатными растениями зимнего сада Приемы   ухода   за   комнатными растениями. Уход за растениями. Почвы Состав почвы. Свойства глинистых и песчанных почв. Овощеводство Основные полевые культуры Виды полевых культур, выращиваемых в местных условиях. Строение основных полевых растений, использование. 1 1 4 час 2 2 2 час 1 1 2 час 1 1 4 час 2 2 Столовые корнеплоды 2 час Морковь   и   свекла   –   столовые корнеплоды. Строение растений моркови и свеклы первого и второго года жизни. Практическое повторение 1 1 2 час 2 47, 48 Подготовка   участка   под   посев Закрепление ЗУН  Цветоводство Моторика С/х инвентарь Закрепление ЗУН Биология Закрепление ЗУН С/х труд Мелкая моторика Мелкая моторика Изучение нового материала Изучение нового материала Природоведение Мышление Биология Устная речь Плоды и семена Мерная  тара Муляжи овощей Видео Презентация Комбинированный Биология Память Таблицы Закрепление ЗУН Биология Моторика Природоведение Память Природоведение Мышление Натуральные объекты Почвы Почвы Изучение нового материала Изучение нового материала Изучение нового материала Комбинированный Изучение нового материала Изучение нового материала Биология Мышление Презентация Биология Память Таблицы С/х труд Устная речь Презентация Биология Воображение Иллюстрации 49 50 51, 52 53 54 ­ 56 57 58 59 60 61 62 моркови и свеклы. Выращивание столовых корнеплодов Последовательность работ выращиванию моркови и свеклы. Посев семян и уход за растениями.     по Цветоводство Подготовка цветника к весенне – летнему сезону   плана посадки Составление однолетних цветковых растений   Цветковые растения Способы разметки рядков для посева однолетних растений. Посев однолетних цветковых растений в цветнике.  Весенний уход за зимующими многолетниками Приемы   ухода   за   зимующими многолетниками весной.  Уход   за   многолетниками   цветника   и учебно – опытного участка. Овощеводство Посев зеленных культур Зеленные   культуры,   используемые   в нашей местности. Посев   укропа,   петрушки,   салата листового и кочанного 2 час 1 1 2 час 2 4 час 1 3 2 час 1 1 2  час 1 1 Прополка посадок чеснока 2 час Правила   прополки   чеснока.   Техника безопасной работы. Прополка посадок чеснока. 1 1 Цветоводство 2 час Изучение нового материала Закрепление ЗУН Природоведение Внимание Таблицы Цветоводство Моторика С/х  инвентарь Линейки Таблицы Комбинированный Математика Мышление Комбинированный Закрепление ЗУН С/х труд С/х труд Мышление Таблицы Моторика С/х инвентарь Комбинированный Биология Речь Таблицы Закрепление ЗУН С/х труд Моторика С/х инвентарь Изучение нового материала Закрепление ЗУН  Биология Внимание Презентация Цветоводство Моторика С/х инвентарь Семена Комбинированный Биология Восприятие Презентация Закрепление ЗУН Цветоводство Моторика С/х  инвентарь Уход за однолетними цветковыми растениями Уход   за   посева   бархатцев,   космеи, лаватеры Уход за посевами цинии, бальзаминов, календулы 1 1 Овощеводство 4 час Прореживание посевов столовых корнеплодов Правила   прореживания   посевов столовых корнеплодов. Прореживание посевов. 1 3 63 64 65 66 ­ 68 Закрепление ЗУН Закрепление ЗУН С/х труд С/х труд Моторика Моторика С/х  инвентарь С/х  инвентарь Изучение нового материала Закрепление ЗУН Биология Память Плакаты Цветоводство Моторика Натуральные объекты

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс

Адаптированная рабочая программа по формированию трудовых навыков 6 класс

Адаптированная рабочая программа по  формированию трудовых навыков  6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2018