Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова
Оценка 4.8

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
1 кл
05.03.2018
Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова
Пояснительная записка Программа учебного курса «Изобразительное искусство» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся умственной отсталостью. Коррекционная направленность обучения в школе реализуется в процессе решения следующих коррекционных задач: – основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий); – наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления; – зрительного восприятия и узнавания; - моторики пальцев; – пространственных представлений и ориентации; – речи и обогащение словаря; – коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы; – коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова
изо 1-4 классы рау.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области «Специальная школа­интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью) с.Дмитряшевка» Рассмотрена  и рекомендована           к утверждению МО  начальных классов Протокол № 1 от 25.08. 2017 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ «Специальная  школа­интернат с.Дмитряшевка» _____________ А.Н. Родионов   Приказ  № 203 от  28 .08. 2017 г.       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ  ИСКУССТВУ (адаптированная) для 1­4 классов 2017 – 2021 учебный год Срок реализации – 4 года Составила Гомозова Л.А.,  учитель ИЗО,  высшей категории 2017 г. Пояснительная записка Программа   учебного   курса   «Изобразительное   искусство»   составлена   на   основе   Примерной адаптированной   основной   общеобразовательной   программы   образования   обучающихся   с   легкой умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями)   и   соответствует   Федеральному государственному образовательному  стандарту обучающихся умственной отсталостью. Коррекционная направленность обучения в школе реализуется в процессе решения следующих  коррекционных задач:  –   основных   мыслительных   операций   (сравнения,   обобщения,   ориентации   в   пространстве, последовательности действий); – наглядно­действенного, наглядно­образного и словесно­логического мышления; – зрительного восприятия и узнавания; ­  моторики пальцев; – пространственных представлений и ориентации; – речи и обогащение словаря; – коррекцию нарушений  эмоционально­волевой и личностной сферы; – коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Планируемые результаты освоения учебного предмета  по изобразительного искусства в 1­4 классах Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной     отсталостью, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В   структуре   планируемых   результатов   ведущее   место   принадлежит    личностным  результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями)   в   культуру,   овладение   ими социокультурным опытом. Личностные   результаты   освоения   образования   включают   индивидуально­личностные     качества   и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико­ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Личностные   результаты  освоения   программы   включают   индивидуально­личностные   качества   и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К   личностным   результатам   обучающихся,   освоивших   программу   «Изобразительное   искусство», относятся:     положительное   отношение   и   интерес   к   процессу   изобразительной   деятельности   и   ее результату; приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;                 отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи   представлений   о   мире   и   человеке   в   нем,   выражения   настроения,   переживаний, эмоций; умение   наблюдать   красоту   окружающей   действительности,   адекватно   реагировать   на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво); представление   о   собственных   возможностях,   осознание   своих   достижений   в   области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности; стремление   к   организованности   и   аккуратности   в   процессе   деятельности   с   разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда; умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений; проявление доброжелательности, эмоционально­нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников; стремление   к   использованию   приобретенных   знаний   и   умений   в   предметно­практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности; стремление   к   дальнейшему   развитию   собственных   изобразительных   навыков   и   накоплению общекультурного опыта; стремление   к   сотрудничеству   со   сверстниками   на   основе   коллективной   творческой деятельности,   владение   навыками   коммуникации   и   принятыми   нормами   социального взаимодействия для решения практических и творческих задач. Предметные   результаты  связаны   с   овладением     обучающимися   содержанием   каждой предметной области и характеризуют  достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Программа   определяет   два   уровня   овладения   предметными   результатами:   минимальный   и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем отсутствие достижения  этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам   не   является   препятствием   к   получению   ими   образования   по     этому   варианту программы. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец I этапа обучения  (IV класс): Минимальный уровень: знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно­гигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.; знание   некоторых   выразительных   средств   изобразительного   искусства:   изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет; пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; следование при выполнении работы инструкциям  учителя; рациональная организация своей изобразительной   деятельности;   планирование   работы;   осуществление   текущего   и заключительного   контроля   выполняемых   практических   действий   и   корректировка   хода практической работы; владение   некоторыми   приемами   лепки   (раскатывание,   сплющивание,   отщипывание)   и аппликации (вырезание и наклеивание); рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; адекватная   передача   цвета   изображаемого   объекта,   определение   насыщенности   цвета изображаемого   объекта,   определение   насыщенности   цвета,   получение   смешанных   цветов   и некоторых оттенков цвета; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.       Достаточный уровень:                знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); знание   основных   особенностей   некоторых   материалов,   используемых   в   рисовании,   лепке   и аппликации; знание   выразительных   средств   изобразительного   искусства:   изобразительная   поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.; знание   правил   цветоведения,   светотени,   перспективы,   построения   орнамента,   стилизации формы предмета и т.д.; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; следование при выполнении работы с инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценка   результатов   собственной   изобразительной   деятельности   и   деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разнообразных способов лепки; рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; различение   произведений   живописи,   графики,   скульптуры,   архитектуры   и   декоративно­ прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием   при   принятии   решения   о   переводе   обучающегося   в   следующий   класс,   но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Содержание учебного курса «Изобразительное искусство» в 1­4 классах Содержание   программы   отражено   в   пяти   разделах:   «Подготовительный   период   обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». 1. Подготовительный период обучения  Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения   и   работы   на   урока   изобразительного   искусства;   правила   организации   рабочего места;  материалы  и  инструменты,   используемые  в   процессе  изобразительной  деятельности; правила их хранения.     Формирование   организационных   умений:  правильно   сидеть,   правильно   держать   и   пользоваться   инструментами   (карандашами,   кистью,   красками),   правильно   располагать изобразительную поверхность на столе.     Сенсорное   воспитание:  различение   формы   предметов   при   помощи   зрения.   Осязания   и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги. Развитие   моторики   рук:  формирование   правильного   удержания   карандаша   и   кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке, направления движения. Обучение   приемам   работы   в   изобразительной   деятельности   (лепке,   выполнении аппликации, рисовании): Приемы лепки:     отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание; размазывание по картону; скатывание; раскатывание, сплющивание; примазывание частей при составлении целого объемного изображения.              Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта                при подготовке детей к рисованию:     складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа; совмещение   аппликационного   изображения   объекта   с   контурным   рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; расположение   деталей   предметных   изображений   или   силуэтов   на   листе   бумаги   в соответствующих пространственных положениях; составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.             Приемы выполнения аппликации из бумаги:  приемы работы с ножницами;    раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии   с   пространственными   отношениями:   внизу,   наверху,   над,   под,   справа от…, посередине; приемы   соединения   аппликации   с   изобразительной   поверхностью   с   помощью пластилина; приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея. Приемы рисования с твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):    рисование   с   использованием   точки   (рисование   точкой;   рисование   по   заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу); рисование   разнохарактерных     линий   (упражнения   в  рисовании   по   клеткам   прямых вертикальных,   горизонтальных,   наклонных,   зигзагообразных   линий;   рисование дугообразных, спиралеобразных линии, линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу); рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);  штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);  рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.  Приемы работы красками:  приемы   рисование   руками:  точечное   рисование   пальцами;   линейное   рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;  приемы   трафаретной   печати:  печать   тампоном,   карандашной   резинкой,   смятой бумагой, трубочкой и т.п.;  приемы   кистевого   письма:  примакивание   кистью;   наращивание   массы;   рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:   правила обведения шаблонов; обведение   шаблонов   геометрических   фигур,   реальных   предметов   несложных   форм, букв, цифр. 2. Обучение композиционной деятельности Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия:   горизонталь,   вертикаль,   диагональ   в   построении   композиции.   Определение   связи изображения   и   изобразительной   поверхности.   Композиционной   центр   (зрительный     центр композиции).   Соотношение   изображаемого   предмета   с   параметрами   листа   (расположение листа вертикально или горизонтально). Установление   на   изобразительной   поверхности     пространственных   отношений   (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания. Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.  Главное  и второстепенное в композиции. Применение   выразительных   средств   композиции:   величинный   контраст   (низкое   и   высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д. Применение   приемов   и   правил   композиции   в   рисовании   с   натуры,   тематическом   и декоративном рисовании. 3. Развитие   умений   воспринимать   и   изображать   форму   предметов,   пропорции, конструкцию. Формирование   понятий:   предмет,   форма,   фигура,   силуэт,   деталь,   часть,   элемент,   объем, пропорции, конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия,  аппликация и т.п. Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.   Обследование   предметов,   выделение   их   признаков   и   свойств,   необходимых   предметов   на плоскости и в пространстве и т.п. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств. Необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.  Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тел человека, животных и т.д. Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. Приемы   и   способы   передачи   формы   предметов:   лепка   предметов   из   отдельных   деталей   и целого куска пластилина;  составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание   или   обрывание   силуэта   предмета   из   бумаги   по   контурной   линии;   рисование   по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п. Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый; по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента   на   протяжении   всего   орнамента;   чередование   элементов   по   форме,   цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.) Практическое   применение   приемов   и   способов   передачи   графических   образов   в   лепке, аппликации, рисунке. 4. Развитие   восприятия   цвета   предметов   и   формирование   умения   передавать   его   в живописи Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т.д. Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа с кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло­зеленый, темно­зеленый и т.д.) Эмоциональное   восприятие   цвета.   Передача   с   помощью   цвета   характера   персонажа,   его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании   и   выразительности   образа.   Подбор   цветовых   сочетаний   при   создании   сказочных образов: добрые, злые образы. Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо – примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д. Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации. 5. Обучение восприятию произведений искусства   искусство   в   повседневной   жизни   человека.   Работа   художников, Примерные темы бесед: «Изобразительное   скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно­прикладное искусство, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы   используют   художник   (краски,   карандаши   и   т.д.).   Красота       и   разнообразие природы,     человека,   зданий,   предметов,   выраженные   средствами   живописи   и   графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И. Шишкин и т.д. «Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа  из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем  ­ основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами   скульптуры.   Скульпторы   создали   произведения:   В.   Ватагин,   А.   Опекушина,   В. Мухина и т.д. «Как и для чего создаются произведения декоративно­прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмов).   Какие   материалы   используют   художники­декораторы?   Разнообразие   форм   в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры  на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.). Программой предусматриваются следующие виды работы: ­   рисование   с   натуры   и   по   образцу   (готовому   изображению);   рисование   по   памяти, представлению   и   воображению;   рисование   на   свободную   и   заданную   тему;   декоративное рисование; ­   лепка   объемного   и   плоскостного   изображения   (барельеф   на   картоне)   с   натуры   или   по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; ­   выполнение   плоскостной   и   полуобъемной   аппликаций   (без   фиксации   деталей   на изобразительной   поверхности   («подвижная     аппликация»)   и   с   фиксацией   деталей   на изобразительной   плоскости   с   помощью   пластилина   и   клея)   с   натуры,   по   образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; ­   проведение   беседы   о   содержании   рассматриваемых     репродукций   картин   художников, книжных   иллюстраций,   картинок,   произведений   народного   и   декоративно­прикладного искусства. Содержание программы 1 класс Раздел: «Обучение композиционной деятельности» Обучение   умению   размещать   рисунок   (а   в   аппликации   ­   готовое   вырезанное   изображение)   на изобразительной плоскости. В связи с этим ­ работа над понятиями "середина листа", "край листа". Формирование умения учитывать: ­ ­ горизонтальное   и   вертикальное   расположение   листа   бумаги   в   зависимости   от   содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; размеры   рисунка   в     При объяснении учитываются рациональные и ошибочные варианты изображений ­ старые детские работы. зависимости   от   величины   листа   бумаги. Формирование умения организовывать предметы в группы по смыслу. Обучение умению повторять и чередовать элементы узора (развивать у учащихся чувство ритма при составлении узора). Использование в этой работе вырезанных силуэтных изображений. Использование шаблонов при рисовании по памяти и по представлению. Примерные задания. Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей ("Яблоки и груши на тарелке", Трибы", "Кувшинчик с цветами", "Большие и маленькие рыбки  аквариуме", "Листопад" ­ по выбору учителя). Составление узора в полосе из вырезанных геометрических форм, листьев ("Коврик для игрушек"). Рисование по памяти, по представлению с помощью шаблонов: "Листопад", "Грибы на пеньке" и т.п. Рисование с помощью опорных точек: "Кораблик на воде", "Флажки на веревке" и т.п. ­ по выбору учителя. Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать н изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» Обучение   приемам   анализа   предметов:   выделение   основных   частей   в   строении   (конструкции) объектов   изображения,   признаков   их   формы   (обследованию   предметов   с   целью   их   изображения). Обучение   приемам   изображения   несложных,   слабо   рачлененных   предметов   с   выраженными особенностями   формы.   Использование   метода   сравнения   при   обучении   детей   умению   выделять признаки   предметов   (особенности   формы,   величину,   пропорции   частей,   конструкцию   предметов), использование очередности видов работ: 1) лепка, 2) составление изображений в виде аппликации (составление из частей целого), 3) изображение предмета под диктовку с демонстрацией этапов изоб­ ражения на доске),  4) самостоятельное  изображение  предмета сходного с  натурой  или образцом, равного по величине и рядом ­ большего и меньшего по величине. Формирование   графического   образа   дерева   (представления   и   способа   изображения).   Обучение приемам   изображения   ствола,   ветвей,   их   взаимосвязи;   обращение   внимания   детей   на   утоньшение ствола к верхушке, сучьев и веток ­ к их концу. Формирование образа человека. Части тела человека, пространственное расположение частей, места их соединений, пропорции. Расположение частей фигуры человека в рисунке, лепке и аппликации (в положении   "человек   стоит":   руки   опущены,   расставлены   в   стороны;   ноги   соединены   вместе, расставлены на ширину плеч). Формирование   графического   образа   дома   (постройки).   Части   дома,   их   пространственное расположение,   пропорции   частей   в   конструкции   (при   использовании   видов   работ:   аппликация, рисунок ­ "графический диктант", возможно использование точек; самостоятельное изображение). Примерные задания Лепка (натура дается в сравнении): яблоко и груша; морковь и свекла; грибы, кувшин. Лепка игрушек: русская матрешка, утенок. Лепка сложно расчлененных объектов (поэтапно, под руководством учителя): человечек; барельефы: дом и дерево (из скатанных из пластилина отрезков "шнура"). Составление аппликации дома деревенского и городского типа из вырезанных из  цветной бумаги квадратов,   прямоугольников,   треугольников   (с   дорисовыванием   окон   и   др.   карандашом, фломастером). Рисование   с   натуры   предметов   простой,   слабо   расчлененной   формы:   флажки   квадратные   и прямоугольные (в сравнении, с использованием вспомогательных опорных точек); воздушный шар, мяч, колесо велосипеда. Рисование с натуры вылепленных предметов (барельефов "Дом" и "Дерево"; объемных изображений); рисование выполненных аппликаций ("Дом", "Снеговик" и т.п. ­ по выбору учителя). Рисование   по   памяти   нарисованных   с   натуры   предметов   (как   упражнение   в   запоминании)   с использованием игровой формы проведения занятия ("Кто лучше запомнил?"). Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства» Формирование умения узнавать и называть в репродукциях картин известных художников, в книжных иллюстрациях предметы, животных, растения; называть изображенные действия, признаки предметов. Рекомендуемые   для   демонстрации   произведения:   натюрморты   Ж.­Б.   Шардена,   В.   Ван   Гога ("Кувшины"),   П.   Сезанна,   П.   Кончаловского;   И.   Левитана   "Золотая   осень";   И.   Шишкина   "Рожь", "Зима"; работы Ватагина ­ или др. по выбору учителя, доступные пониманию учащихся. Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи» Обучение   приемам   заштриховывания   контура   простым   и   цветными   карандашами.   Формирование умений   работав   красками   (гуашью),   пользоваться   палитрой.   Ознакомление   детей   с   приемами, используемыми в народной росписи Дымкова и Городца (точки, дужки, штрихи, "тычок"). Прием "примакивание". Работа кончиком и корпусом кисти. Введение в активный словарь детей названий основных и составных цветов в пределах солнечного спектра, название цветов ахроматического ряда (черный, серый, белый). Обучение и упражнение в уз­ навании и назывании локального цвета предметов. Формирование эмоционального восприятия цвета: радостные эмоциональные впечатления от цветов солнечного спектра (при рисовании радуги). Примерные задания. Рисование сразу кистью ­ "Радуга". Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее* (овощи, фрукты с ровной окраской; листья в осенней окраске). Роспись игрушек, вылепленных из глины на уроках изобразительного искусства или ручного труда: "русская матрешка", "Птичка" (гуашь по глине). Вариант работы: роспись силуэтных изображений иг­ рушек, вырезанных учителем из бумаги. Выполнение цветных кругов с темной и белой "оживкой", используемых в современной городецкой росписи; изображение ягод "тычком". Рисование сразу кистью гуашью: веточки акации, цветы "ромашка", "василек", "одуванчик" и т.п. (способом "примакивание") ­ "графический диктант" (работа сразу кистью, гуашью); изображение фризом ­ травка, дерево, солнце, цветы в траве и т.п. Речевой материал Слова, словосочетания, фразы: Карандаш, краска, кисть (кисточка), ластик, банка, вода, тряпочка, бумага, альбом, глина (пластилин), клей, ножницы, шаблон; рисунок, аппликация, лепка; цвет, линия, круг, квадрат, узор; художник, картина; рисовать, стирать (ластиком); идет, стоит; лепить, размять, оторвать, (На   предыдущем   занятии,   на   котором   учитель   поставил   задачу   изучить   детей   различать   и изображать форму предметов, они нарисовали контуры перечисленных объектов. Данный речевой материал учитель использует на уроках изобразительного искусства, повторяет и закрепляет его, пополняя новыми   словами, словосочетаниями и   фразами на протяжении обучения детей (1­1V класс). вымыть, вытереть; красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый; черный, белый, серый; прямой, толстый, тонкий; большой, маленький (не)правильно, (не)красиво, хорошо (плохо), середина (посередине) туловище, голова, руки, ноги, шея (части тела человека); ствол, ветки, листья (части дерева); крыша, стены, окна (части дома). Приготовь   рабочее   место.   Налей   в   банку   воду.   Возьми   карандаш...   Нарисуй   посередине   листа (бумаги). Это рисунок (картина). Это край листа. Что будем рисовать? Покажи свой рисунок. Смотри как надо рисовать. Какая форма? На что похожа? Какой по цвету? Какой цвет? Как называется? Нарисуй здесь. Нарисуй так. Работай красками так. Нарисуй посередине листа. Держи кисть вот так (вертикально) ­ демонстрация приемов. Скачала нарисую..., потом нарисую... Разомни пластилин. Скатай шар, раскатай "палочку". Будем лепить человечка. Слепи голову... и т.д. Содержание программы Раздел: «Обучение композиционной деятельности» 2 класс Закрепление   умения  размещать  рисунок  (в  аппликации  2­3  готовых   вырезанных  изображения   или силуэта) на изобразительной плоскости. Продолжение работы над понятиями "середина листа", "край листа" (верхний, нижний, левый, правый). Закрепление   умения   учитывать   расположение   листа   бумаги   (горизонтальное   или   вертикальное)   в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; 2) размеры рисунка   в   зависимости   от   величины   листа   (Учитель   использует   в   этой   работе   правильные   и ошибочные варианты изображений ­ страые детские работы); наряду со словесной речью учитель использует   жесты,   характеризующие   направление,   протяженность,   подчеркивающие   размер предметов. Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое построение). Обращение внимания детей на смысловые связи в рисунке, на возможные варианты объединения предметов в группы по смыслу. Обучение детей приемам вырезания силуэтов предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое. Обучение способам достижения ритма в узоре в полосе повторением и чередованием формы и цвета элементов узора. Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе работы над аппликацией, при рисовании с натуры, в декоративной работе). Выделение этапов очередности. Примерные задания. Коллективное составление композиции из вылепленных человечков: ("Хоровод"), из наклееных на общий фон аппликаций (например, "Веселые Петрушки", "Игрушки на полке"). Рисование на темы: "Утки на реке", "Осень в лесу", "Снеговик во дворе", "Деревья весной", (гуашью на соответствующем фоне). Выполнение аппликаций: "Ваза с цветами" (цветы дорисовываются карандашом); "Узор в полосе из листьев и цветов" ­ "Красивый коврик"; Выполнение барельефа: "Ветка с вишнями" и его зарисовка. Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию». Формирование   у   детей   умения   проводить   сначала   с   помощью   опорных   точек,   затем   от   руки волнистые, ломаные линии в разных направлениях; прямые линии ­ в вертикальном,­горизонтальном и наклонном направлении (возможно использование приема дорисовывания). Обучение   приемам   изображения   сначала   с   помощью   опорных   точек,   затем   без   них   от   руки   ­ геометрических   форм   ­   эталонов:   круга,   квадрата,   прямоугольника,   треугольника,   овала. Использование приема "дорисовывание изображения" в формировании этих умений. Развитие   умения   анализировать   форму   предметов.   Формирование   представлений   и   способов изображения различных деревьев (береза, ель, сосна). Формирование представления и развитие умения изображать человека в одежде в статической позе (человек стоит). Развитие умения рисовать жилые постройки: разные дома городского типа (с использованием приема сравнения). Примерные задания. Лепка:   объемное   изображение   человека   в   одежде   (женщина   в   длинной   юбке,   кофте,   фартуке,   в головном   уборе   ­   после   демонстрации   дымковской   игрушки   "Барыня");   игрушки   "Котенок"; "Снеговик" (пластилин или глина, стека), "Птичка зарянка". Аппликация: "Петрушка", "Сказочная птица" ­ для праздника птиц. (Составление целого изображения из   заранее  вырезанных частей:  кругов,  овалов,  округлых  деталей,  соответствующих   определенной форме части тела изображаемого объекта). Рисование:   упражнения   в   проведении   прямых,   волнистых   и   ломаных,   зигзагообразных   линий карандашом   в   здании   "Сломанный   телевизор"   (рисуются   полосы   разных   видов   на   экранах телевизоров);   "Волны   на   море",   "Забор",   "Лес   вдали",   "Динозавр"   (дорисовывание   ломанными линиями   спины,   хвоста,   зубов   в   изображении);   изображение   с   натуры   двух   сосудов,   сходных   по форме, но имеющих разные пропорции и размеры (кружки, бутылки из­под молока и простокваши) ­ работа простым карандашом или фломастером. Зарисовка   с   натуры   вылепленного   из   пластилина   человека   ("Женщина"   или   "Мама");   зарисовка выполненной ранее аппликации "Петрушка", "Сказочная птица" или др. (по выбору учителя). Рисование по памяти выполненных ранее изображений (работа карандашом) ­ по выбору учителя. "Береза, ель, сосна. Деревья осенью и зимой", "Дом в деревне", "Дом в городе" ­ по выбору учащихся. Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи» Обучение   приемам   получения   составных   цветов   в   работе   с   акварелью   (зеленого,   оранжевого, фиолетового,   коричневого).   Совершенствование   умений   узнавать   и   называть   локальный   цвет предмета. Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью). Обучение приемам работы акварельными красками (умение разводить краску на палитре, покрывать поверхность бумаги краской, работая влажной кистью, кончиком и корпусом и т.д.). Закрепление приема работы красками "примакивание" (акварелью). Примерные задания. Рисование сразу кистью: деревья "Сосна", "Ель"; "Волны на море"; "Кораблик плывет по воде". Роспись   игрушек,   выполненных   на   уроках   изобразительного   искусства   (вариант   работы:   роспись силуэтных   изображений,   вырезанных   учителем   из   бумаги):   "Человек   в   одежде",   "Мама   в   новом платье", "Птичка", "Котенок" или др. ­ по выбору учителя. Раскрашивание нарисованных с натуры фруктов, овощей, цветов, грибов; листьев несложной формы (акации, клевера и т.п. ­ на тонированной бумаге). Работа   красками   в   сравнении:   "Солнышко   светит,   белые   облака"   ­"Серая   туча,   идет   дождь"   ­ сопоставление радостных и мрачных цветов (графический диктант гуашью по тонированной голубым цветом и серым цветом бумаге). Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства» Беседа по плану: 1. Кто написал картину. 2. Чем написал художник картину, на чем. 3. Что художник изобразил на картине. 4. Как нужно смотреть и понимать картину. Материал к уроку. Произведения живописи и книжной графики: И. Левитан  "Золотая осень"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Шишкин "Лес зимой", иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Ко­ нашевича, Е. Рачева или др. ­ по выбору учителя, доступные пониманию учащихся. Речевой материал Во втором классе закрепляется речевой материал I класса. Новые слова, словосочетания, фразы: Гуашь, фон, акварель; береза, ель, сосна; одежда; кончик кисти; смешивать краски; круглый, квадратный, треугольный; Смешай краски. Примакивай кистью вот так... Я смешиваю краски. Картину нарисовал художник. Что он нарисовал? Что это? Что делает? Какое время года? Почему? Содержание программы 3 класс Раздел: «Обучение композиционной деятельности» Закрепление   умения   размещать   рисунок   на   изобразительной   плоскости,   учитывать   протяженность листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предме­ та; закрепление умения учитывать необходимость соответствия размера рисунка и величины листа бумаги. Развитие   пространственных   представлении.   Работа   над   понятиями   "перед...",   "за...",   "около...", "рядом...", "с...", "далеко от...", "посередине", "справа от...", "слева от...". формирование умения изображать предметы в рисунке при передаче глубины пространства: ближние ­ ниже, дальние ­ выше на листе бумаги; использовать прием загораживания одних предметов другими, уменьшения величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя. Знакомство с различными вариантами построения композиции в декоративной работе (в вертикальном и   горизонтальном   формате),   обучение   способам   достижения   ритма   в   узоре   повторением   и чередованием формы и цвета его элементов. Формирование   умения   самостоятельно   планировать   свою   изобразительную   деятельность   (лепка, работу над аппликацией, рисование). Примерные задания. Рисование на темы: "Осень. Птицы улетают"; "Дети лепят снеговика"; "Скворечник на березе. Весна"; "Деревня. Дома и деревья в деревне летом". Иллюстрирование сказки "Колобок": "Колобок лежит на окне", "Колобок катится по дорожке". Выполнение   аппликаций:   "Закладка   для   книг"   (узор   из   растительных   форм).   "Разная   посуда" (коллективная работа: на цветной фон наклеиваются чашки, кружки, кринки, которые дети вырезают из полосок сложенной вдвое бумаги). Выполнение   узора   с   помощью   картофельного   штампа   (элементы   узора   ­   растительные   формы, снежинки и т.п. ­ выполняются с помощью учителя). Раздел:   «Развитие  у  учащихся   умений   воспринимать   и   изображать   форму   предметов, пропорции, конструкцию» Формирование   навыков   обследования   предметов   с   целью   их   изображения;   использование   метода сравнения   в   этой   работе,   определенной   последовательности   в   видах   работ:   сначала   лепка,   затем составление аппликации и рисование. Формирование   умения   соотносить   форму   предмета   с   эталонными   геометрическими   фигурами {кругом, овалом, квадратом и др.). Формирование   представлений   о   строении   тела   животных   и   способах   изображения   некоторых животных в лепке и аппликации (с опорой на образы дымковских игрушек: "Лошадка", "Гусь" или др.). Формирование   умения   передавать   движение   формы   (человек   идет,   бежит:   дерево   на   ветру, развивающийся на ветру флаг). Формирование   элементарных   представлении   о   явлениях   симметрии   и   асимметрии   в   природе. Знакомство   с   осевой   симметрией   на   примере   строения   насекомых   (бабочка,   стрекоза,   жук), конструктивных особенностей посуды (кринка, стакан, кастрюля). Обучение   приемам   изображения   элементов   декора   Городецких   игрушек   (листья,   цветы,   бутоны). Выполнение узора в квадрате с использованием элементов Городецкой росписи. Обучению приему со­ ставления узора в квадрате с учетом центральной симметрии в аппликации. Примерные задания. Лепка; "Зайчик", "Гусь" по мотивам дымковской игрушки; пирамида из шаров, круглых лепешек, вылепленных в сериации по величине из пластилина; "Человек стоит ­ идет ­ бежит" (преобразование вылепленной из пластилина фигурки человека). Аппликация:   "Бабочка"   (вырезание   из   цветной   бумаги,   сложенной   вдвое;   дорисовывание фломастером); "Узор в квадрате из листьев"; Рисование с натуры вылепленных игрушек: "Лошадка" или "Гусь" по выбору учителя; рисование с натуры разной посуды: чашки, кружки, кринки и т.п. Рисование   по   образцу   и   наблюдению:   "Деревья   зимой"   (черная   гуашь,   кисть,   шариковая   ручка). "Деревья осенью. Дует ветер". Рисование с натуры вылепленного человечка в положении статики и динамики (стоит, идет, бежит). Рисование элементов Городецкой росписи (листья, бутоны, цветы). Составление узора в квадрате: "Коробочка". Развитие:   «Развитие  у  учащихся   восприятия   цвета   предметов   и   формирование   умений передавать его в  живописи» Расширение представлений учащихся о цвете и красках: работа над понятиями "основные" ("главные") цвета ­ красный, синий, желтый и "составные цвета" (как цвета, которые можно составить из основ­ ных, главных цветов ­ зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый). Развитие технических навыков работы красками. Закрепление приемов получения смешанных цветов на палитре. Обучение   приемам   посветления   цвета   (разбавлением   краски   водой   или   добавлением   белил). Получение   голубой,   розовой,   светло­зеленой,   серой,   светло­коричневой   краски.   Использование полученных осветленных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании, в рисовании с натуры и по представлению. Примерные задания Рисование с натуры трех пиров, окрашенных в главные цвета. Рисование с натуры или по представлению предметов, которые можно окрасить составными цветами (например, лист тополя, апельсин, цветок и т.п.) Упражнение:   Получение   на   палитре   оттенков   черного   цвета   (темно­серый,   серый,   светло­серчй), зеленого цвета (светло­зеленый), и окраска изображений (например, лист сирени, монеты и т.п.). Раскрашивание нарисованных с натуры предметов (посуда, игрушки самой простой формы, например, мяч, кубики и т.п.). Рисование элементов Городецкой или Косовской росписи (листья, бутоны, цветы). Работа в цвете на темы: "Осень. Птицы улетают", "Дети лепят снеговика", "Скворечник на березе. Весна", "Деревня. Дома и деревья в деревне летом". (Использование расширенных знаний учащихся о цвете, закрепление приемов получения светлых оттенков цвета при изображении кеба, земли, стволов деревьев). Развитие: «Обучение восприятию произведений искусства» Формирование   у   учащихся   представлений   о   работе   художника.   Развитие   умений   рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно­прикладного искусства.  Беседа по плану:   чтобы   их   нарисовать,   придумать 1. Как художник наблюдает природу, чтобы ее нарисовать. 2. Как   он   рассматривает   предметы, другие. 3. Как художник изображает деревья в разные времена года. 4. Как художник придумывает узоры для украшения предметов, ткани и др. Примерный материал к урокам: Произведения живописи: И.Левитан "Золотая осень", "Весна. Большая вода", "Березовая роща", И. Шишкин "Лес зимой", "Рожь", "Дубы"; Куинджи "Березовая роща"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Бродский "Опавшие листья"; А. Пластов "Колокольчики и ромашки", "Первый снег"; К. Коровин "Зимой"; Ф. Толстой "Ветка липы". Произведения декоративно­прикладного искусства: полотенце, платки с узорами, изделия Городца, Косова, Дымково, Хохломы, Каргополя. Речевой материал. Закрепление речевого материала I и II класса. Новые слова, словосочетания, фразы: Художник, природа, красота; белила, палитра; ритм (в узоре); фон; украшение, движение; загораживать, украшать, изображать, рассматривать, сравнивать; уменьшаться (маленький), увеличиваться (большой); придумывать; идет, бежит, стоит; развевается (флаг на ветру); примакивать, высыхать (о краске); светлый (светло­синий), и т.д; голубой, розовый, серый; широкий, узкий; высокий, низкий; близко, далеко; форма предмета, кончик кисти, ритм в узоре, (картофельный) штамп, русский узор, народный узор; Россия, Русь, народ, русский и другие народности. приготовь рабочее место; рисуй, чтобы было похоже (одинаково). Рисуй, как запомнил (по памяти); работай кончиком кисти, вот так; помой кисточку в воде; в узоре повторяется форма и цвет; фон в узоре желтый; форма предмета похожа на овал; Сначала нарисую ствол, потом ветки.. Машина загораживает дом. Содержание программы 4 класс Раздел: «Обучение композиционной деятельности»  Совершенствование   умений   передавать   глубину   пространства:   уменьшение   величины   удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предметов другими.   Планы   в   пространстве   ­   передний,   задний,   средний   (использование   макета   и   панно   "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних). Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения   ее   частей   (эле  ментов),   позволяющему   достигать   равновесия   на   изобразительной плоскости. Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии. Знакомство   с   выразительными   средствами   сказочного   изображения   (избушка­на   курьих­ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.). Примерные задания «Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы"; Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа); "Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с гор". Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора ­ листья, цветы, уточки). Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица". Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха". Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию» Закрепление   умений   обследовать   предметы   с   целью   их   изображения.   Совершенствовать   умения изображать   с   натуры,   соблюдая   последовательность   изображения   от   общей   формы   к   деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти). Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей. Формирование   образа   человека.   Портрет   человека   (части   головы   и   части   лица   человека), формирование образов животных. Обучение   приемам   исполнения   косовской   росписи   посуды   (работа   корпусом   и   кончиком   кисти, "примакивание"). Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора ­ геометрические формы и стилизованные формы растительного мира). Примерные задания Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" ­ по мотивам каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" ­ стилизованные образы, по выбору учащихся; Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыванием. Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру); ­ передавать предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя; загораживание пространства, используя глубину           одних работать акварелью "по­мокрому". Основные требования к званиям и умениям учащихся I класса Учащиеся должны знать: к концу учебного года. ­ ­ ­ ­ ­ ­ названия   и   назначения   художественных   материалов,   инструментов   и   принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в I классе; названия   выразительных   средств   изобразительного   искусства:   "линия",   "цвет";   названия основных цветов солнечного спектра, цветов ахроматического ряда;  названия изображаемых на уроке предметов, действий объектов, изобразительных действий; элементарные правила работы с краской, пластилином (шиной), клеем, карандашом; строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома; порядок листе бумаги. расположения изображений нескольких одного или на             Учащиеся должны уметь: правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании красками ­ кисть; ориентироваться на изобразительной плоскости ("середина", "край" листа бумаги); подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы свое рабочее место; обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом; проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, не вращая при этом лист бумаги; соединять линией точки; различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения; _­   закрашивать   цветными   карандашами,   соблюдая   контуры;   рисовать   сразу   кистью,   пятном,   без предварительного изображения карандашом; узнавать, называть геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных объектов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; отождествлять свой рисунок с предметом; подготавливать к работе пластилин (глину); использовать приемы лепки: раскатывание комка кругообразными   движениями   между   ладонями   до   образования   шара;   продольными движениями ладоней    ­до полученного отщипывания и т.д.; примазывать отдельные части при составлении целой формы; сплющивания образования, образования "палочки",         ­ ­ в аппликации использовать приемы: вырезания ножницами (резать по прямой линии полоски бумаги) и аккуратного наклеивания; узнавать   и   различать   в   книжных   иллюстрациях,   репродукциях   изображенные   предметы   и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине под руководством учителя. Основные требоваши к знаниям и умениям учащихся II класса к концу учебного года Учащиеся должны знать: ­ ­ ­ ­ о работе художника, ее особенностях (элементарные сведения); требования к композиции изображения на листе бумаги; некоторые характерные признаки деревьев разных пород (березы, ели, сосны); строение дерева  (части дерева); речевой материал, изучавшийся в I и II классе; Учащиеся должны уметь: рисовать   простым   карандашом   волнистые,   ломаные,   прямые   линии   в   разных   направлениях (горизонтальном, вертикальном, наклонном к горизонтальному направлению); ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ рисовать предметы с простой, слабо расчлененной формой (с помощью опорных точек, по шаблону или самостоятельно, от руки); изображать   фигуру   человека   в   лепке   и   в   рисунке   под   руководством учителя и по памяти, самостоятельно; рисовать   деревья   сразу   кистью   или   фломастером,   передавая   отличительные   признаки, учитывая строение; изображать дома городского и деревенского типа; передавать тему; выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета; следовать предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, в лепке, рисовании.   несложном   рисунке   основные смысловые связи     на в     Основные требования к знаниям и умениям учащихся  III­IV  класса к концу учебного года. Учащиеся должны знать: ­ о необходимости сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;   изображаемого предмета ­     ­ ­ ­   конструкции части части дерева, дома, тела человека; названия   некоторых   народных   и   национальных   промыслов,   изготавливающих   игрушки (Дымково, Городе ц и др.); иметь представление (загораживании предметов их по сравнению с расположенными вблизи; о существующем в природе явлении осевой симметрии; глубины   зрительном   пространства уменьшении приемах   объектов): (строение передачи другими, одних о Учащиеся должны уметь: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; находить   правильное   изображение   знакомого   предмета   среди   выполненных   ошибочно; исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком; достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов; изображать элементы Городецкой росписи; соотносить   что похожа форма?); владеть или добавлением белил); рассказать, признаки изображенного времени года. геометрическими характерные посветления   (разбавлением   краски   приемами перечислить изображено картине,   предметов эталонами   форму   что     водой   цвета   на       с       (на   Тематическое планирование 1 класс № п/п 1. 2. 3. 4. Разделы, темы Количество часов Обучение композиционной деятельности                 Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию Развитие   у   учащихся   восприятия   цвета   предметов   и   форми­ рование умений передавать его в живописи Обучение восприятию произведений искусства      9 10 10 3 За год: 32 ч. Тематическое планирование 2 класс № п/п Разделы, темы Количество часов 1. 2. 3. 4. Обучение композиционной деятельности                      Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию Развитие   у   учащихся   восприятия   цвета   предметов   и   форми­ рование умений передавать его в живописи Обучение восприятию произведений искусства             9 10 10 3 За год: 32 ч. Тематическое планирование 3 класс № п/п 1. 2. 3. 4. Разделы Количество часов Обучение композиционной деятельности                             Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию Развитие   у   учащихся   восприятия   цвета   предметов   и   форми­ рование умений передавать его в живописи Обучение восприятию произведений искусства                  10 10 10 3 За год: 33 ч. Тематическое планирование 4 класс № п/п Разделы Количество часов 1. 2. 3. 4. Обучение композиционной деятельности                              Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию Развитие   у   учащихся   восприятия   цвета   предметов   и   форми­ рование умений передавать его в живописи Обучение восприятию произведений искусства                  10 10 10 4 За год: 34 ч. Учебник:   «Изобразительное   искусство».   1   класс:   учеб.   для   общеобразоват.   организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы /М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2018. Календарно­тематический план № п/п Тема 1 класс    Количест во    часов Сроки  Примечание планируемые фактически е  1. 2. 3. 1 –я четверть Осень золотая наступает.  Осенний листопад. Цвета  осени. Аппликация Солнце на небе. Травка на  земле. Забор. Рисование Фрукты, овощи разного  цвета. Рисование  8 1 1 1 05.09.17 12.09.17 19.09.17 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Простые формы  предметов. Сложные  формы. Рисование  Линия. Точка. Пятно.  Рисование Изображаем лист сирени.  Рисование  Лепим лист сирени  Лепим. Матрешка  2­я четверть Рисуем куклу­неваляшку  Деревянный   дом   в деревне. Лепка  Изобрази деревянный  дом из бревен. Аппликация. Аппликация   «Рыбки   в аквариуме». Зима. Снеговик. Праздник Новый   год.   Аппликация. Лепка. Новогодняя ёлка. Флажки на   веревке   для   елки. Рисование. Аппликация. Лепим   человека   из пластилина.   Голова,   лицо человека Лепка   и   рисунок.   Зима. Белый   зайка.   Изобрази зайку: слепи и нарисуй  3­я четверть Рассматривание   картин художников Пирамидка. Аппликация    Рыбка. 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 26.09.17 03.10.17 10.10.17 17.10.17 24.10.17 07.11.17 14.11.17 21.11.17 28.11.17 05.12.17 12.12.17 19.12.17 26.12.17 16.01.18 23.01.18 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32.   Ваза с Аппликация  Колобок. картинку    в Дома Аппликация    цветами.   Нарисуй   городе. Одноэтажный Трехэтажный дом. Лепка дом.   Многоэтажный Аппликация    дом. Весна   пришла.   Яркое солнце. Составить рассказ  Весна. Почки на деревьях. Рисование  4­я четверть   Светит   Бежит   ручей. кораблик. Весна   пришла. солнце. Плывет Рисование    Цветок. Ветка акации с  листьями. Рисование  Что украшают узором?  Аппликация. Коврик для  куклы. Узор в полосе.  Аппликация  Весна. Праздник.  Хоровод. Аппликация Изобрази дом в деревне.  Деревья рядом с домом.  Рисование. Грибы. Грибы на пеньке.  Аппликация. Придумай   свой   рисунок. Рисование. Наверху облака.   Внизу   цветы. Рисование.   1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 30.01.18 06.02.18 13.02.18 27.02.18 06.03.18 13.03.18 20.03.18 03.04.18 10.04.18 17.04.18 24.04.18 08.05.18 15.05.18 22.05.18 Учебник:   «Изобразительное   искусство».   2   класс:   учеб.   для   общеобразоват.   организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы /М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2018. Календарно­тематический план 2 класс № п/п Тема 1­я четверть 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16.     лето Вспоминаем   красное. Здравствуй, золотая осень! Рисование.   Ветка   с   вишнями. Рисование и лепка  Лепка. Корзина с разными съедобными грибами  Беседа о художниках и их картинах  Фон   темный, Рисунок зайца    светлый. Краски: гуашь и акварель. Рисунок. Листок дерева.   место   для Рабочее рисования красками акварель. Рисование фона. Небо   Главные   и   составные цвета. Рисунок. Туча. 2­я четверть Рисунок.   «Фрукты   на столе». «Овощи  на столе» Рисование фигуры  человека по шаблону  Беседа о художниках и их  картинах. Лепка человека Рисунок. «Мама в новом  платье»  Лепка. Снеговик. Рисунок. «Снеговики во дворе»  Панорама «В лесу   зимой». Работа с бумагой  и ножницами. Аппликация и рисунок Весёлый Петрушка на  новогоднем празднике.  Весёлый хоровод вокруг  ёлки. Аппликация «Хоровод»     Количест во    часов Сроки  Примечание планируемые фактически е  8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 05.09.17 12.09.17 19.09.17 26.09.17 03.10.17 10.10.17 17.10.17 24.10.17 07.11.17 14.11.17 21.11.17 28.11.17 05.12.17 12.12.17 19.12.17 26.12.17

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова

Адаптированная рабочая программа по ИЗО 1-4 классы (умственная отсталость) автор М.Ю. Рау, М.А. Зыкова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018