Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы по учебному курсу начального образования «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского «Школа России» - М: «Просвещение» и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Верхнеуральска».
Рабочая программа ориентирована на следующие учебники:
• Изобразительное искусство.1 класс Л.А.Неменская «Просвещение»
• Изобразительное искусство.2 класс Е.Н.Коротеева «Просвещение»
• Изобразительное искусство.3 класс. Б.М.Неменский, «Просвещение»
• Изобразительное искусство.4 класс. Л.А. Неменская, «Просвещение»
Согласно учебного плана на изучение предмета «Изобразительное искусство»
в 1 классе отводится 16 часов в год.
в 2 классе отводится 17 часов в год.
в 3 классе отводится 17 часов в год.
в 4 классе отводится 17 часов год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Изучение Изобразительного искусства по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» является следующие качества:
•формирование к учебно-познавательному интересу к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
•формирование ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
•способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
•умение связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения; работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
•желание развивать свои творческие способности в разных областях изобразительного искусства, умение передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер, изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
•желание вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве для формирования своего мнения о рассматриваемых произведениях;
•сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
•сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития изобразительного искусства в общественной практики;
•сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
•креативность мышления, инициатива, находчивость, активность, умение контролировать процесс и результат своей творческой деятельности.
Средством достижения этих результатов является:
•система заданий учебников;
•представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
•использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология индивидуальной и совместной практической деятельности, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
- выдвигать творческие способы и решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, разные техники выполнения, компьютер);
- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные художественные средства и материалы (в том числе и Интернет);
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- давать оценку своим личным качествам и чертам характера («каков я»), определять напрвления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»)
Средством формирования регулятивных УУД служат технология системно-деятельностного подхода на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-создавать свою технику выполнения задания;
-самостоятельно выбирать материал выполнения творческой работы
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
-в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
Предметные:
-умение различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-умение различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- понимать эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- распознавать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- умение передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- умение составлять композиции с учётом замысла;
- умение конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- умение конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- умение конструировать из природных материалов;
- умение пользоваться простейшими приёмами лепки.
По окончании изучения предмета «Изобразительное искусство» учащийся научится (получит возможность научиться):
усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Итоговый контроль
Организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить самореализацию своего творчества радость успеха через защиту проектов.
Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Тематическое планирование. Изобразительное искусство 1 класс
Тема раздела |
Количество занятий |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Ты изображаешь. Знакомство с мастером Изображения. |
4
|
Формирование интереса к изобразительному искусству. Умение находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Умение придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Научить работать с пластилином, графическим материалом, акварелью ,гуашью. Умение передавать настроение через цвет. Умение выявлять геометрическую форму простого плоского тела. |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. |
4
|
Умение находить выразительные образные объёмы в природе. Формирование интереса к декоративной композиции. Изучение разных техник выполнения декоративно-прикладного искусства. Умение создать самостоятельно орнамент и разукрашивать его несколькими цветами. Научить работать сближенными цветами. |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. |
6 |
Умение конструировать из геометрических фигур композицию. Умение воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала. Умение работать в ласкутной и бумажной технике. Развивитие фантазии. Расширение кругозора учащегося. |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. |
2 |
Овладевать первичными изображениями в объеме. Умение наблюдать за окружающим миром, видеть его целостность. Умение в ходе представления проекта давать оценку его результатам. Умение отражать красоту мира в своём творческом и образном подходе к работе. |
Итого: |
16 часов |
|
Тематическое планирование. Изобразительное искусство. 2 класс
Тема раздела |
Количество занятий |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Чем и как работают художники |
4 |
Умение наблюдать цветовые сочетания в природе, Смешивать краски сразу на листе бумаги посредством приёма «Живая краска» Овладевать первичными живописными навыками. Учиться различать светлые и тёмные цвета и тона. Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов, Умение различать основные и составные цвета; -применять первичные живописные навыки; -использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по памяти и впечатлению. Знание жанров изобразительного искусства
|
Реальность и фантазия |
3 |
Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Придумывать выразительные фантастические образы животных. Умение изображать сказочные существа путём соединения воедино элементов разных животных и даже растений. ознакомление с тремя сферами художественной деятельности - изображением, украшением и постройкой. Развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни; развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. |
О чём говорит искусство |
6 |
Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Умение развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе. Наблюдать природу в различных состояниях. Умение использовать художественные материалы (гуашь); -применять основные средства художественной выразительности живописи (по воображению); -сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры). |
Как говорит искусство |
4 |
Расширять знания о средствах художественной выразительности. Умение составлять теплые и холодные цвета; глухие и звонкие; Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе. Умение видеть линии в окружающей действительности. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов. Понимать ,что такое ритм. Уметь передавать расположение летящих птиц на плоскости листа. Умение создавать композицию с помощью пятен и пропорций. Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Умение сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). |
Итого |
17 ч. |
|
Тематическое планирование. Изобразительное искусство. 3 класс
Тема раздела |
Количество занятий |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Искусство в твоем доме |
4
|
Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её. Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки Умение преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки . Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества. |
Искусство на улицах твоего города |
4
|
Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание основных памятников города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа . Знать художников – скульпторов и архитекторов. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры -это достояние народа. |
Художник и зрелище |
5 |
Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Знание истоков театрального искусства. Умение создать свою сказку на театральной сцене ,используя художественные навыки и приёмы. Знание истоков театрального искусства. Умение создать образ героя. |
Художник и музей |
4 |
Формировать знания о музеях искусства России , о их роли в мире . Формировать знания о великих художниках мира и об их вкладе в искусство. Умение изображать портрет, пейзаж, натюрморт, архитектурную среду, создавать скульптуру. Формировать взгляд на картину, как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах.
|
Итого: |
17 ч. |
|
Тематическое планирование. Изобразительное искусство. 4 класс
Тема раздела |
Количество занятий |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Истоки искусства твоего народа
|
4
|
Характеризовать красоту природы родного края, особенности красоты природы разных климатических зон. Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Овладение навыками конструирования из бумаги конструкции избы. Видеть целостность коллективной работы через создание панно способом объединения индивидуально созданных изображений. Ценить эстетическую красоту русского деревянного зодчества. |
Древние города твоей земли |
3
|
Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города(кремль,торг,посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре,понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Умение конструировать крепостные башни, ворота . Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом. Знание особенности соборной архитектуры, пропорции соборов. |
Каждый народ – художник |
6 |
Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Развивать интерес к иной и необычной художественной культуре. Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур Знание художественной культуры Японии. Знание особенности легких конструкций, построек в Японии. Изучение искусства народов гор и степей. Умение характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма. Видеть образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. |
Искусство объединяет народы |
4 |
Узнавать и приводить примеры произведений искусства ,выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведения. Видеть единство матери и ребёнка. Развивать навыки композиционного изображения. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Понимание смыслового значения через сюжет картины. Выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события. Умение изобразить рисунок с драматическим сюжетом через характерность человеческих образов и сопереживание с ними. |
Итого: |
17 ч. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.