Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)
Оценка 5

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
5 кл
20.12.2018
Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)
рабочая программа по изо 5 класс разработана для обучающихся с ОВЗ. Темы соответствуют программам Неменского, задания для тестирование и оценивание рассчитано для детей инвалидов. Расписаны планирование и результаты учебного процесса. Раздел ДПИ развивает мелкую моторику рук детей помогает детям развиваться.
АРП ПО ИЗО 5 класс.docx
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35» города Оренбурга Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель МО _______ /____________/ подпись             ФИО Протокол №____ от «__» _______2018 г. Согласовано  Заместитель директора  по УВР  _______/_____________/ подпись             ФИО «___» _________ 2018 г. Утверждено Приказ № _____ от «___» _________ 2018 г.  Директор школы _________ /В.С. Маслова/     подпись             ФИО  АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ЗПР учебного предмета «Изобразительного искусство» Уровень образования: основное общее образование 5д класс Срок  реализации программы 2018/2019 гг. Количество часов по учебному плану: 5 класс: всего –    35 ч/год;   1  ч/неделю Автор­разработчик рабочей программы:  Московцева Л..А. ­ учитель изобразительного искусства первой категории; 1 2018 год Содержание Раздел I. Планируемые результаты изучения учебного курса Раздел II.  Содержание учебного курса     Раздел III.  Тематическое планирование Приложение 1. Пояснительная записка.  Приложение 2. Система оценивания (для АОП) Приложение 3. Оценочный материал Приложение 4. Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса 3 ­ 15 16 17­19  20 24  26 ­ 37  38  2 Раздел I. Планируемые результаты освоения ООП ООО (согласно требованиям ФГОС ООО): Планируемые личностные результаты: КО Д Л1 Л2 Л3 Перечень планируемых личностных результатов воспитание   российской   гражданской   идентичности:   патриотизма, уважения   к   Отечеству,   прошлое   и   настоящее   многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории,   языка,   культуры   своего   народа,   своего   края,   основ культурного   наследия   народов   России   и   человечества;   усвоение гуманистических,   демократических   и   традиционных   ценностей многонационального   российского   общества;   воспитание   чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и способности   обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на основе   мотивации   к   обучению   и   познанию,   осознанному   выбору   и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе   ориентировки   в   мире   профессий   и   профессиональных предпочтений,   с   учетом   устойчивых   познавательных   интересов,   а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;   соответствующего формирование   целостного   мировоззрения, современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, учитывающего   социальное,   духовное   культурное,   языковое,   историко­географического   образа, Уровни сформированности по классам 5 класс (1 уровень) Сформированность когнитивного компонента включая создание представление   о   территории   и   границах   России,   ее географических   особенностях,   знание   основных   исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; формирование   образа   социально­политического   устройства   – представление   о   государственной   организации   России,   знание государственной   символики   (герб,   знание государственных праздников,  знание   положений   Конституции   РФ,   основных   прав   и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно­общественных отношений; знание   правил   построения   индивидуальной   траектории самоопределения   (жизненного   и   профессионального),   знание своих   способностей,   особенностей   и   профессиональных намерений   гимн),     флаг, освоение   общекультурного   наследия   России   и   общемирового культурного наследия 3 Л4 Л5 Л6 Л7 Л8 Л9 многообразие современного мира; формирование   осознанного,   уважительного   и   доброжелательного отношения   к   другому   человеку,   его   мнению,   мировоззрению, культуре,  языку,  вере,  гражданской  позиции,  к истории,  культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение   социальных   норм,   правил   поведения,   ролей   и   форм социальной   жизни   в   группах   и   сообществах,   включая   взрослые   и социальные   сообщества;   участие   в   школьном   самоуправлении   и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,   этнокультурных,   социальных   и   экономических особенностей; развитие   морального   сознания   и   компетентности   в   решении моральных   проблем   на  основе   личностного   выбора,   формирование нравственных   чувств   и   нравственного   поведения,   осознанного   и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и сотрудничестве   со   сверстниками,   детьми   старшего   и   младшего возраста,   взрослыми   в   процессе   образовательной,   общественно полезной,   учебно­исследовательской,   творческой   и   других   видов деятельности; формирование   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни; усвоение   правил   индивидуального   и   коллективного   безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование   основ   экологической   культуры,   соответствующей современному   уровню   экологического   мышления,   развитие   опыта экологически   ориентированной   рефлексивно­оценочной   и практической   деятельности   в   жизненных   ситуациях  (готовность   к исследованию   природы   Оренбургской   области,   к   занятиям сельскохозяйственным   трудом,   к   художественно­эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, знание   о   своей   этнической   принадлежности,   освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; социально­критического сформированность   мышления, ориентация   в   особенностях   социальных   отношений   и взаимодействий,   между общественными и политическими событиями установление   взаимосвязи     ­   ориентация   в   системе   моральных   норм   и   ценностей   и   их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; знание   правил   выстраивания   бесконфликтной   коммуникации   и сотрудничества со сверстниками и взрослыми знание   основ   здорового   образа   жизни   (ЗОЖ)   и   здоровье сберегающих   технологий;   правил   поведения   в   чрезвычайных ситуациях,   принципов   формирования   полезных   привычек, методов укрепления собственного здоровья экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех   ее   проявлениях;   знание   основных   принципов   и   правил отношения к природе 4 Л10 Л11 к   осуществлению   природоохранной   деятельности   в   Оренбургском районе); осознание значения  семьи  в жизни человека и  общества,  принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного наследия   народов   России   и   мира,   творческой   деятельности эстетического характера. ­   ориентация   в   системе   семейных   норм   и   ценностей   и   их иерархизация знание художественного наследия народов России и мира Планируемые метапредметные результаты: КОД Регулятивные УУД М1 Перечень планируемых метапредметных результатов Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать   новые   задачи   в   учебе   и   познавательной деятельности,   развивать   мотивы   и   интересы   своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: М1.1 М1.2 М1.3 М1.4 М1.5 М1.6 анализировать   существующие   и   планировать   будущие образовательные результаты идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему выдвигать   версии   решения   проблемы,   формулировать   гипотезы, предвосхищать конечный результат ставить цель  деятельности  на основе определенной проблемы и существующих возможностей формулировать   учебные   задачи   как   шаги   достижения поставленной цели деятельности обосновывать   целевые   ориентиры   и   приоритеты   ссылками   на ценности, логическую последовательность шагов обосновывая указывая     и     Уровни сформированности действий по классам 5 класс 1 уровень освоение действий при помощи учителя (совершение действий при помощи   наводящих   вопросов   и   прямых   рекомендаций   в   виде письменных или устных инструкций) 5 М 2 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в   том   числе   альтернативные,   осознанно   выбирать   наиболее эффективные   способы   решения   учебных   и   познавательных задач. 5 класс (1 уровень) Обучающийся сможет: М2.1 освоение действий при помощи учителя (совершение действий при помощи   наводящих   вопросов   и   прямых   рекомендаций   в   виде письменных или устных инструкций) 5 класс (1 уровень) 6 М2.2 М2.3 М2.4 М2.5 М2.6 М2.7 М2.8 М2.9 М 3 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения обосновывать   и   осуществлять   выбор   наиболее   эффективных способов решения учебных и познавательных задач определять/находить,   в   том   числе   из   предложенных   вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи выстраивать   жизненные   планы   на   краткосрочное   будущее (заявлять   целевые   ориентиры,   ставить   адекватные   им   задачи   и предлагать   действия,   указывая   и   обосновывая   логическую последовательность шагов) выбирать   из   предложенных   вариантов   и   самостоятельно   искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели составлять   план   решения   проблемы   (выполнения   проекта, проведения исследования) определять   потенциальные   затруднения   при   решении   учебной   и познавательной задачи и находить средства для их устранения описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде   технологии   решения   практических   задач   определенного класса планировать   и   корректировать   свою   индивидуальную образовательную траекторию Умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми результатами,   осуществлять   контроль   своей   деятельности   в процессе   достижения   результата,   определять   способы действий   в   рамках   предложенных   условий   и   требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: М3.1 определять   совместно   с   педагогом   и   сверстниками   критерии планируемых   результатов   и   критерии   оценки   своей   учебной деятельности систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности отбирать   инструменты   для   оценивания   своей   деятельности, осуществлять   самоконтроль   своей   деятельности   в   рамках предложенных условий и требований оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата находить достаточные средства для выполнения учебных действий в   изменяющейся   ситуации   и/или   при   отсутствии   планируемого результата работая   по   своему   плану,   вносить   коррективы   в   текущую деятельность   на   основе   анализа   изменений   ситуации   для получения запланированных характеристик продукта/результата устанавливать   связь   между   полученными   характеристиками продукта   и   характеристиками   процесса   деятельности   и   по завершении   деятельности   предлагать   изменение   характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. определять   критерии   правильности   (корректности)   выполнения учебной задачи анализировать   и   обосновывать   применение   соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи свободно   пользоваться   выработанными   критериями   оценки   и самооценки,   исходя   из   цели   и   имеющихся   средств,   различая М3.2 М3.3 М3.4 М3.5 М3.6 М3.7 М3.8 М 4 М4.2 М4.3 Обучающийся сможет: М4.1 освоение действий при помощи учителя (совершение действий при помощи   наводящих   вопросов   и   прямых   рекомендаций   в   виде письменных или устных инструкций) 5 класс (1 уровень) освоение действий при помощи учителя (совершение действий при помощи   наводящих   вопросов   и   прямых   рекомендаций   в   виде письменных или устных инструкций) 7 М4.4 М4.5 М4.6 М 5 результат и способы действий оценивать   продукт   своей   деятельности   по   заданным   и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов фиксировать   и   анализировать   динамику   собственных образовательных результатов Владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия решений   и   осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и познавательной деятельности. 5 класс (1 уровень) Обучающийся сможет: М5.1 освоение действий при помощи учителя (совершение действий при помощи   наводящих   вопросов   и   прямых   рекомендаций   в   виде письменных или устных инструкций) М5.2 М5.3 М5.4 М5.5 М5.6 наблюдать   и   анализировать   собственную   учебную   и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы принимать   решение   в   учебной   ситуации   и   нести   за   него ответственность самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи   или   параметры   этих   действий   привели   к   получению имеющегося продукта учебной деятельности демонстрировать   приемы   регуляции   психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения  эффекта успокоения (устранения   эффекта восстановления   (ослабления   проявлений   утомления),   эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности) эмоциональной   напряженности),   Познавательные УУД 5 класс М 6 Умение   определять   понятия,   создавать   обобщения, (1 уровень) 8 устанавливать   аналогии,   классифицировать,   самостоятельно выбирать   основания   и   критерии   для   классификации, устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить логическое   рассуждение,   умозаключение   (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: М6.1 М6.2 М6.3 М6.4 М6.5 М6.6 М6.7 М6.8 М6.9 М6.10 М6.11 М6.12   которые   обстоятельства, подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов выделять   общий   признак   двух   или   нескольких   предметов   или явлений и объяснять их сходство объединять   предметы   и   явления   в   группы   по   определенным признакам,   сравнивать,   классифицировать   и   обобщать   факты   и явления выделять явление из общего ряда других явлений определять   предшествовали возникновению   связи   между   явлениями,   из   этих   обстоятельств выделять   определяющие,   способные   быть   причиной   данного явления, выявлять причины и следствия явлений строить   рассуждение   от   общих   закономерностей   к   частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи самостоятельно   указывать   на   информацию,   нуждающуюся   в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации вербализовать   эмоциональное   впечатление,   оказанное   на   него источником объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в освоение действий при помощи учителя (совершение действий при помощи   наводящих   вопросов   и   прямых   рекомендаций   в   виде письменных или устных инструкций) 9 ходе   познавательной   и   исследовательской   деятельности (приводить   объяснение   с   изменением   формы   представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения) выявлять   и   называть   причины   события,   явления,   в   том   числе возможные   /   наиболее   вероятные   причины,   возможные последствия   заданной   причины,   самостоятельно   осуществляя причинно­следственный анализ делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать   вывод   собственной   аргументацией   или самостоятельно полученными данными Умение   создавать,   применять   и   преобразовывать   знаки   и символы,   модели   и   схемы   для   решения   учебных   и познавательных задач. М6.13 М6.14 М 7 5 класс (1 уровень) Обучающийся сможет: М7.1 М 7.2 освоение действий при помощи учителя (совершение действий при помощи   наводящих   вопросов   и   прямых   рекомендаций   в   виде письменных или устных инструкций) 10 обозначать символом и знаком предмет и/или явление определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме создавать   абстрактный   или   реальный   образ   предмета   и/или явления строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением   существенных   характеристик   объекта   для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией преобразовывать   модели   с   целью   выявления   общих   законов, определяющих данную предметную область переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического (символьного) представления в текстовое, и наоборот строить   схему,   исправлять   или восстанавливать   неизвестный   ранее   алгоритм   на   основе   алгоритм   действия,   М 7.3 М 7.4 М 7.5 М 7.6 М 7.7 М 7.8 или   формализованного М 7.9 М7.10 М 8 имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм строить доказательство: прямое, косвенное, от противного анализировать/рефлексировать   опыт   разработки   и   реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата Смысловое чтение. Обучающийся сможет: М 8.1 М 8.2 М 8.3 М 8.4 М 8.5 находить   в   тексте   требуемую   информацию   (в   соответствии   с целями своей деятельности) ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов резюмировать главную идею текста преобразовывать   текст,   «переводя»   его   в   другую   модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно­популярный, информационный, текст non­fiction) критически оценивать содержание и форму текста М 8.6 Коммуникативные УУД М 9 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность   с   учителем   и   сверстниками;   работать индивидуально   и   в   группе:   находить   общее   решение   и разрешать   конфликты   на   основе   согласования   позиций   и учета   интересов;   формулировать,   аргументировать   и отстаивать свое мнение. 5 класс (1 уровень) освоение действий при помощи учителя (совершение действий при помощи   наводящих   вопросов   и   прямых   рекомендаций   в   виде письменных или устных инструкций) 5 класс (1 уровень) Обучающийся сможет: М 9.1 М 9.2 М 9.3 определять возможные роли в совместной деятельности играть определенную роль в совместной деятельности принимать   позицию   собеседника,   понимая   позицию   другого, освоение действий при помощи учителя (совершение действий при помощи   наводящих   вопросов   и   прямых   рекомендаций   в   виде письменных или устных инструкций) 11 М 9.4 М 9.5 М 9.6 М 9.7 М 9.8 М 9.9 М9.10 М9.11 М9.12 М 10 различать   в   его   речи:   мнение   (точку   зрения),   доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории определять   свои   действия   и   действия   партнера,   которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации строить   позитивные   отношения   в   процессе   учебной   и познавательной деятельности корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии   уметь   выдвигать   контраргументы,   перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен) критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать   ошибочность   своего   мнения   (если   оно   таково)   и корректировать его предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации выделять общую точку зрения в дискуссии договариваться   о   правилах   и   вопросах   для   обсуждения   в соответствии с поставленной перед группой задачей организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе   (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.) устранять   в   рамках   диалога   разрывы   в   коммуникации, обусловленные стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога Умение   осознанно   использовать   речевые   средства   в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей   деятельности;   владение   устной   и   письменной   речью, монологической контекстной речью.   непониманием/неприятием   со   Обучающийся сможет: М10.1 М10.2 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства отбирать   и   использовать   речевые   средства   в   процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и 5 класс (1 уровень) освоение действий при помощи учителя (совершение действий при помощи   наводящих   вопросов   и   прямых   рекомендаций   в   виде письменных или устных инструкций) 12 М10.3 М10.4 М10.5 М10.6 М10.7 М10.8 М10.9 М10.1 0 М 11 т. д.) представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности соблюдать   нормы   публичной   речи,   регламент   в   монологе   и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей высказывать   и   обосновывать   мнение   (суждение)   и   запрашивать мнение партнера в рамках диалога принимать   решение   в   ходе   диалога   и   согласовывать   его   с собеседником создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств использовать   вербальные   средства   (средства   логической   связи) для выделения смысловых блоков своего выступления использовать   невербальные   средства   или   наглядные   материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя делать   оценочный   вывод   о   достижении   цели   коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Формирование   и   развитие   компетентности   в   области использования информационно­коммуникационных технологий (далее ИКТ­ компетенции); развитие мотивации к овладению   культурой   активного   пользования   словарями   и другими поисковыми системами.   5 класс (1 уровень) Обучающийся сможет: М 11.1 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые   для   решения   учебных   и   практических   задач   с помощью средств ИКТ выбирать,   строить   и   использовать   адекватную   информационную модель   для   передачи   своих   мыслей   средствами   естественных   и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи М 11.2 М 11.3 освоение действий при помощи учителя (совершение действий при помощи   наводящих   вопросов   и   прямых   рекомендаций   в   виде письменных или устных инструкций) 13 М 11.4 М 11.5 М 11.6 М 11.7 М 11.8 использовать   компьютерные   технологии   (включая   выбор адекватных   задаче   инструментальных   программно­аппаратных средств   и   сервисов)   для   решения   информационных   и коммуникационных   учебных   задач,   в   том   числе:   вычисление, написание   писем,   сочинений,   докладов,   рефератов,   создание презентаций и др. использовать информацию с учетом этических и правовых норм создавать   информационные   ресурсы   разного   типа   и   для   разных аудиторий,   соблюдать   информационную   гигиену   и   правила информационной безопасности определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы осуществлять   взаимодействие   с   электронными   поисковыми системами, словарями М 11.9 формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью Формирование и развитие экологического мышления, умение применять   его   в   познавательной,   коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 5 класс (1 уровень) М11.1 0 М 12 М 12.3 М 12.4 М 12.5 М 12.6 Обучающийся сможет: М 12.1 М 12.2 определять свое отношение к природной среде анализировать   влияние   экологических   факторов   на   среду обитания живых организмов проводить   причинный   и   вероятностный   анализ   экологических ситуаций прогнозировать  изменения ситуации при  смене действия одного фактора на действие другого фактора распространять   экологические   знания   и   участвовать   в практических делах по защите окружающей среды выражать   свое   отношение   к   природе   через   рисунки,   сочинения, модели, проектные работы освоение действий при помощи учителя (совершение действий при помощи   наводящих   вопросов   и   прямых   рекомендаций   в   виде письменных или устных инструкций) 14 Планируемые предметные результаты:  5 класс Обучающийся научится:  характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;  раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;   создавать эскизы декоративного убранства русской избы;  создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;  определять специфику образного языка декоративно­прикладного искусства;  создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;  создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;  умело пользоваться языком декоративно­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);  выстраивать   декоративные,   орнаментальные   композиции   в   традиции   народного   искусства   (используя   традиционное   письмо   Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;  владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;  распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;  характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;  различать виды и материалы декоративно­прикладного искусства;  различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;  находить   общие   черты   в   единстве   материалов,   формы   и   декора,   конструктивных   декоративных   изобразительных   элементов   в произведениях народных и современных промыслов;  различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; Обучающийся получит возможность:  активно   использовать   язык   изобразительного   искусства   и   различные   художественные   материалы   для   освоения   содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);  владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; 15  различать  и передавать в  художественно­творческой деятельности характер,  эмоциональное состояние  и свое  отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства. 5 класс Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты Солярные знаки (декоративное изображение и их условно­символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа   декоративного   украшения.   Праздничный   народный   костюм   –   целостный   художественный   образ.   Обрядовые   действия   народного Раздел II. Содержание учебного курса 16 праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.  5 класс Искусство полиграфии Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения   в   полиграфии   (графическое,   живописное,   компьютерное   фотографическое).   Искусство   шрифта.   Композиционные   основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др. Тема урока № п/п Раздел III. Тематическое планирование Темы в учебника 5 класс (35 ч.) Кол­во часов Дата по плану Дата по факту 17 Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Солярные знаки (декоративное изображение и их условно­символический характер). Древние образы в народном творчестве. Солярные знаки (декоративное изображение и их условно­символический характер). Древние образы в народном творчестве. Стартовая диагностика Древние образы в народном творчестве. Внутренний мир русской избы. Древние образы в народном творчестве. Внутренний мир русской избы. Русская изба: единство конструкции и декора. Убранство русской избы. Русская изба: единство конструкции и декора. Убранство русской избы. Крестьянский   дом   как   отражение   уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Конструкция   и   декор   предметов   народного быта. Крестьянский   дом   как   отражение   уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Конструкция   и   декор   предметов   народного быта. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 10 Орнамент   как   основа   декоративного украшения. Русская народная вышивка. 11 Орнамент   как   основа   декоративного украшения. Русская народная вышивка. 12 Праздничный   народный   костюм   –   целостный художественный образ. Народный праздничный костюм. 13 Праздничный   народный   костюм   –   целостный художественный образ. 14 Праздничный   народный   костюм   –   целостный художественный образ. 15 Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. 16 Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Народный праздничный костюм. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Народные праздничные обряды.  «Связь времен в народном искусстве»  17 18 19 20 Различие национальных особенностей русского орнамента   и   орнаментов   других   народов России. Древние   образы   в   народных   игрушках (Дымковская   игрушка,   Филимоновская игрушка). Древние   образы   в   народных   игрушках (Дымковская   игрушка,   Филимоновская игрушка). Древние   образы   в   народных   игрушках (Дымковская   игрушка,   Филимоновская игрушка). Древние   образы   в   современных   народных игрушках. Древние   образы   в   современных   народных игрушках. Древние   образы   в   современных   народных игрушках. Древние   образы   в   современных   народных игрушках. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 21 22 23 Древние   образы   в   народных   игрушках (Дымковская   игрушка,   Филимоновская игрушка).   Композиционное,   стилевое   и   цветовое единство   в   изделиях   народных   промыслов (искусство Гжели).   Композиционное,   стилевое   и   цветовое единство   в   изделиях   народных   промыслов (искусство Гжели). Городецкая роспись. Городецкая роспись. Городецкая роспись. 24 25 26 27 Хохлома. 28 Хохлома. 29 Хохлома. 30 Жостово роспись по металлу. 31 Жостово роспись по металлу. 32 Жостово роспись по металлу. 33 Итоговая комплексная работа. 34 35 Щепа,   роспись   по  лубу  и   дереву,  тиснение  и Связь времен в народном искусстве. резьба по бересте. Древние   образы   в   современных   народных игрушках. Искусство Гжели. Искусство Гжели.  Городецкая роспись.  Городецкая роспись.  Городецкая роспись. Хохлома. Хохлома. Хохлома. Жостово роспись по металлу. Жостово роспись по металлу. Жостово роспись по металлу. Щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 Приложение 1. Пояснительная записка адаптированной рабочей программы 1.1. Общие цели учебного предмета,  коррекционно­развивающие задачи предмета.   Адаптированная рабочая программа составлена с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей детей с ЗПР  и  предполагает,  что  обучающийся       получает  образование,   полностью  соответствующее      образованию  обучающихся,  не  имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.    АОП  ОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы  общего образования (далее — ООП   ОО).  Требования к структуре АОП  ОО   и результатам ее освоения соответствуют федеральному государственному стандарту  общего  образования. Обязательным   является   систематическая   специальная   и   психолого­   педагогическая   поддержка   коллектива   учителей,   родителей, детского   коллектива   и   самого   обучающегося.   Основными   направлениями   в   специальной   поддержке   являются:   удовлетворение   особых образовательных   потребностей   обучающихся   с   ЗПР;   коррекционная   помощь   в   овладении   базовым   содержанием   обучения;   развитие эмоционально­личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.     Коррекционная   направленность  реализации   программы   обеспечивается   через   использование   в   образовательном   процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий.  Основными методическими принципами построения содержания учебного материала в классах для обучающихся с ЗПР является:   усиление роли практической направленности изучаемого материала,   опора на жизненный опыт ребенка,   соблюдение в определении объема изучаемого материала,  принципа необходимости и достаточности,   введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности. Коррекционная направленность урока 1.      Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой. 2. Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности. 3. Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей. 4. Формирование навыков самоконтроля, самооценки. 5. Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока. 6. Охрана психического, физического здоровья учащихся. 7. Развитие познавательной активности (использование продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и творческих  возможностей ученика и др.). 8.      Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала. 9.      Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из результатов психолого­педагогической  диагностики. 10. 11. 12. 13.                Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению предмета в школе. Использование эффективных инновационных технологий. Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения. Определение и отслеживание ЗУН на каждом уроке (в течение урока).  Контроль за динамикой успешности (неуспешности) ученика. 1.2. Психолого­педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий Категория обучающихся с ЗПР ­ наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая   и   социальная   депривация.   Подобное   разнообразие   этиологических   факторов   обусловливает   значительный   диапазон выраженности   нарушений   —   от   состояний,   приближающихся   к   уровню   возрастной   нормы,   до   состояний,   требующих   отграничения   от умственной отсталости. Все   обучающиеся   с   ЗПР   испытывают   в   той   или   иной   степени   выраженные   затруднения   в   усвоении   учебных   программ,   обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),   нарушениями   в   организации   деятельности   и/или   поведения.   Общими   для   всех   обучающихся   с   ЗПР   являются   в   разной   степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как   правило,   биологического   по   своей   природе)   нарушения,   но   и   от   качества   предшествующего   обучения   и   воспитания   (раннего   и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик ­ от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно   легко   устранимые   трудности,   до   обучающихся   с   выраженными   и   сложными   по   структуре   нарушениями   когнитивной   и аффективноповеденческой  сфер личности.  От обучающихся, способных  при специальной  поддержке  на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого­медико­педагогической) коррекционной помощи. Различие   структуры   нарушения   психического   развития   у   обучающихся   с   ЗПР   определяет   необходимость   многообразия   специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.  Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК.  АООП ООО     адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной   норме,   но   отмечаются   трудности   произвольной   саморегуляции,   проявляющейся   в   условиях   деятельности   и   организованного поведения, и признаки общей социально­эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.    Особые  образовательные  потребности  обучающихся  с ЗПР Особые образовательные потребности различаются у   обучающихся с ОВЗ   разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса   и   находят своё   отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим  современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и специфические. К общим потребностям относятся: ­ выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;  ­ обязательность непрерывности коррекционно­развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и  в процессе индивидуальной работы;  ­ раннее получение специальной помощи средствами образования;    ­ психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;   ­ психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;  ­ постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы  образовательной организации. 2. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ включают: • особую   форму   организации   аттестации   (в   малой   группе,   индивидуальную)   с   учетом   особых   образовательных   потребностей   и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ; • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, Приложение 2. шаблонов общего хода выполнения заданий); • присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; • адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощение   многозвеньевой   инструкции   посредством   деления   ее   на   короткие   смысловые   единицы,   задающие   поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в   дополнение   к   письменной   инструкции   к   заданию,   при   необходимости,   она   дополнительно   прочитывается   педагогом   вслух   в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; • • • • • при   необходимости   адаптирование   текста   задания   с   учетом   особых   образовательных   потребностей   и   индивидуальных   трудностей обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); при   необходимости   предоставление   дифференцированной   помощи:   стимулирующей   (одобрение,   эмоциональная   поддержка), организующей   (привлечение   внимания,   концентрирование   на   выполнении   работы,   напоминание   о   необходимости   самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10­15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Цифровая оценка Нормы для ЗПР Отметка   "5"  ("отлично")  ставится,   если:   отсутствие   ошибок   по   текущему   материалу;   не   более   двух   недочетов  (три   недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изображения, использование нерациональных приемов решения учебной задачи; Отметка   "4"  ("хорошо")  ставится,   если:   использование   дополнительного   материала,   полнота   и  логичность  раскрытия   вопроса, самостоятельность в выполнении рисунка, отражение своего отношения к предмету.  Отметка "3"  ("удовлетворительно") ­ достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 ошибок или 9 недочетов по текущему учебному материалу; отдельные нарушения композиционного решения в материала; неполнота рисунка. Отметка   "2"  ("плохо")   ­   уровень   выполнения   требований   ниже   удовлетворительного:   наличие   более   6   ошибок     недочетов   по текущему   материалу;   более   8   ошибок   неполнота,   нераскрытость   рисунка,   отсутствие   аргументации   либо   ошибочность   ее   основных положений. Приложение 3. СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА. Оценочные материалы. Определить исходный уровень предметных и метапредметных умений в 5 классе.  Скорректировать рабочие программы учителя в соответствии с полученными результатами диагностической работы. Инструкция по выполнению стартовой диагностической работы по изобразительному искусству (5 класс) Цель диагностической работы: 1 2 Содержание работы:  В работе 18 заданий. Они разделены на 3 части Часть I содержит 12 заданий. Каждому заданию приведены 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий надо указать номер верного ответа. Часть II содержит 5 заданий с кратким ответом. Часть III содержит одно задание на сформированность умения рисовать по памяти.  Критерии оценивания: Правильное выполнение заданий первой части оценивалось в 1 балл.  Второй части ­ максимально в 3 балла. Третьей части – максимально в 4 балла. Сюжет рисунка соответствует теме – 1 балл Использует в рисунке линию горизонта – 1 балл. Соблюдены пропорции – 1 балл. Рисунок распределен по всей поверхности листа – 1 балл.  Максимальный балл за выполнение всех заданий ­ 28 баллов.  Повышенный (П) уровень – 22 ­28 баллов Базовый (Б) от 13 до 21 балла Низкий (Н) до 12 баллов Сроки проведения: Работа выполняется на 1­3 неделе сентября в адаптационный период на вторых, третьих уроках.   Задания не рассматриваются как Учащиеся знакомятся с содержанием работы самостоятельно.  Учащиеся   выполняют   задания   самостоятельно,   очередность   выполнения   в   каждой   диагностической   работе   также   определяют контрольные.   Инструкция для учителя: 1 2 самостоятельно.  3 Если учащийся не смог выполнить задание до конца (не хватило времени), то учитель может предложить ему закончить выполнение задания в конце этого урока (этого дня). В этом случае учитель указывает в анализе процент учащихся, затративших большее время на выполнение работы.  Стартовая диагностика. 5 класс «__»         ФИО_____________________________________________________ Часть I. 1.Какое из перечисленных понятий не обозначает вид изобразительного искусства? а) графика  б) скульптура  в) кино  г) живопись 2.Сколько цветов можно выделить в радуге? а) 5 б) 7 в) 9 г) 13 3. К какому жанру относится изображение птиц и животных? а) пейзаж б) бытовой в) анималистический г) натюрморт 4. Во сколько раз высота головы человека меньше длины его тела? а) в 5 б) в 6 в) в 7 г) в 9 5. Как называется картина, составленная из маленьких цветных квадратиков особого стекла? а) аппликация б) мозаика в) гравюра г) репродукция 6. Цвета, которые нельзя получить путём смешивания красок, называют… а) основными б) составными в) тёплыми г) холодными 7. Какой из перечисленных цветов не является основным? а) жёлтый б) красный в) синий г) зелёный 8. Белая бумага, дощечка для смешивания красок и получения нужного цвета есть… а) мольберт б) палитра в) пастель г) акварель 9. Картины, изображающие, различные предметы обихода, фрукты, цветы. а) пейзаж б) портрет в) этюд г) натюрморт 10. Живописное, графическое или скульптурное украшение из повторяющихся геометрических, растительных и животных элементов – это… а) орнамент б) репродукция в) аппликация г) колорит 11. При смешении каких цветов можно получить фиолетовый цвет? а) красный и коричневый б) красный и синий в) красный и чёрный г) синий и коричневый 12. В какой росписи используются только белая и синяя краски? а) Хохломская б) Городецкая в) Гжель г) Дымковская Часть II. 1. Если посмотреть сверху на куб и шар, какие геометрические фигуры ты увидишь?                                    2. В каком городе России находятся эти музеи. Третьяковская галерея 3.  Подпишите виды изобразительного искусства. Эрмитаж Русский Музей 4. Подпишите художника этих картин. 5. Рассмотри рисунки, раскрась их так, чтобы можно было узнать характерные мотивы народных промыслов России. Подпиши под рисунками название этих промыслов. Часть III. Нарисуй рисунок на тему «Летний отдых», используя различные техники рисования.                            Итоговая комплексная работа в 5 классе. Вариант 1 Инструкция по выполнению работы   На выполнение зачетной работы по изобразительному искусству даётся 40 минут. Работа состоит из 3­х частей.  Часть А (основная) состоит из 12 заданий с выбором ответа. Часть В (основная) состоит из двух заданий, одно из которых запись ответов, а другое – установление соответствия. Часть С представляет собой практическую  работу по составлению композиции. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить  сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным  заданиям. Правильный ответ на каждое задание основной части А оценивается одним баллом. Задание основной части В­1 оценивается 3 баллами, а  части В­2 – 5 баллами. Дополнительная  часть С оценивается пятью баллами. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания,  суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. От этого будет зависеть Ваша  отметка. Баллы Отметка менее 10 2 10 ­ 15 3 16­ 22  4 23 ­ 25 5 Часть А (В заданиях предполагается только один правильный ответ) А 1: Искусство, сочетающее художественные изделия, имеющие практическое назначение в быту, с декоративной образностью:  А) декоративно­прикладное искусство;   Б) музыкальное искусство; В) изобразительное искусство А 2: Как называется главный угол в избе:  А) красный,  Б) синий.  В) зеленый А 3: Какого ковша не было в русском обиходе?  А) скопкарь     Б) конюх       В) плотник А 4: Какой основной цвет в народной вышивке?  А) зеленый      Б) красный        В) Синий А 5: Какой предмет не является женским головным убором?  А)  кокошник      Б)   сорока      В)   понева А 6: Материал изготовления дымковской игрушки:  А) пластилин; Б) глина, В)дерево. А 7: Особенности филимоновской игрушки:       А) круг; Б) полосы, В)крест. А 8: 1. Какие цвета характерны для произведений гжельских мастеров: А) красный и золотой Б) желтый и черный В) белый и синий  А 9: Поднос, расписанный цветами:  А) жостовский; Б)дымковский, В)каргапольский. А 10: Назови мотив хохломской росписи: А) березы; Б) травинки; В) животные. А 11: Символ бога, катящего диск, в древнем Египте:       А) скарабей; Б) подвеска; В) саркофаг  А 12:  Основа любого герба (на чем изображается герб):    А) поднос;   Б )щит;  В) шлем Часть В Выполните одно из трех заданий 1)Составьте орнаментальную композицию по своему желанию. Что символизируют элементы Вашего орнамента? Что бы Вы украсили таким  орнаментом? При оценивании учитывается: 1.Создание орнамента 2.Композиция, ритм 3.Цветовое решение 4.Наличие символов и их объяснение  5.Практическое назначение орнамента 2)Выполните эскиз декоративного украшения любого предмета крестьянского быта. При оценивании учитывается: 1. Выразительность формы 2. Композиция росписи (наличие традиционных образов и мотивов) 3. Использование в композиции геометрических и растительных элементов 4. Наличие символов и их объяснение 5. Практическое назначение изображенного предмета. 3)Создай из пластилина свой образ игрушки. Что это за игрушка: каргопольская, филимоновская или дымковская? В чем ее своеобразие? При  оценивании учитывается: 1. Выразительность формы 2. Сохранение своеобразия выбранного промысла 3. Роспись в традициях промысла 4. Наличие символов и их объяснение 5. Практическое назначение изображенного предмета Итоговая комплексная работа в 5 классе Вариант 2 Инструкция по выполнению работы   На выполнение зачетной работы по изобразительному искусству даётся 40 минут. Работа состоит из 3­х частей.  Часть А (основная) состоит из 12 заданий с выбором ответа. Часть В (основная)  состоит из двух заданий, одно из которых запись ответов, а другое – установление соответствия.                                             Часть С представляет собой практическую  работу по составлению орнаментальной композиции. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить  сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным  заданиям.  Правильный ответ на каждое задание основной части А оценивается одним баллом. Задание основной части В­1 оценивается 3 баллами, а  части В­2 – 5 баллами. Дополнительная  часть С оценивается пятью баллами. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. От этого будет зависеть Ваша  отметка. Баллы Отметка менее 10 2 10 ­ 15 3 16­ 22  4 23 ­ 25 5 Часть А (В заданиях предполагается только один правильный ответ) А1: К какому виду ИЗО относится орнамент:                                                                                                                А) к живописи, Б) к графике,  В)к декоративно­ прикладному искусству; А 2: Первая холодная комната в избе:                   А) горница, Б) сени, В) закуток А 3: Полати – это                                                                                                                                                                         А) укрепленный  деревянный настил возле печи                                                                                                                   Б) полки в деревянном шкафчике                    В) широкая лавка с крышкой  А 4: Когда крестьянские женщины начинали вышивать узоры с птицами на рубахах, полотенцах? А) с приходом зимы   Б) с приходом весны   В) с приходом лета А 5: Какой предмет является женским головным убором?             А) ворона  Б)   сорока   В)  кукушка А 6: Особенности узоров дымковской игрушки:                              А) круг; Б) квадрат, В) елочка. А 7:  Глиняная игрушка, узор, которой состоит из кружков:                                                                                           А) дымковская;Б)  филимоновская; В) каргопольская. А 8: Какого цвета гжельская роспись?                                               А) красного  Б) синего   В) желтого А 9:  Какие изделия называют «жостовскими»:                               А) прялки; Б) ковши; В) подносы. А 10: Элементы какой росписи называются «купавки», «розан»:   А) гжель; Б) городец, В) хохлома. А 11: Символический цветок древнего Египта:      А) лотос; Б) пион; В) роза. А 12:  На чем изображается герб:                              А) на ленте; Б) на шлеме; В) на щите. Часть В В 1: .   Выполните одно из трех заданий 1)Составьте орнаментальную композицию по своему желанию. Что символизируют элементы Вашего орнамента? Что бы Вы украсили таким  орнаментом? При оценивании учитывается:   1.Создание орнамента 2.Композиция, ритм 3.Цветовое решение 4.Наличие символов и их объяснение  5.Практическое назначение орнамента 2)Выполните эскиз декоративного украшения любого предмета крестьянского быта. При оценивании учитывается: 1. Выразительность формы 2. Композиция росписи (наличие традиционных образов и мотивов) 3. Использование в композиции геометрических и растительных элементов 4. Наличие символов и их объяснение 5. Практическое назначение изображенного предмета. 3)Создай из пластилина свой образ игрушки. Что это за игрушка: каргопольская, филимоновская или дымковская? В чем ее своеобразие? При  оценивании учитывается: 1. Выразительность формы 2. Сохранение своеобразия выбранного промысла 3. Роспись в традициях промысла 4. Наличие символов и их объяснение 5. Практическое назначение изображенного предмета Структура итоговой работы Каждый вариант  работы по   изобразительному искусству  для 5 класса состоит из 3 частей и включает в себя 15 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Таблица 1. Распределение заданий  по частям работы № Части работы 1 2 3 Основная часть А Основная часть В Дополнительная часть С   Итого  Количество заданий 12 2 1  15 Максимальный балл 12 8 5 25 Тип задания   С выбором ответа   С кратким ответом   Творческое задание  Проверяемые умения и виды деятельности Работа составлена, исходя из необходимости проверки достижения планируемых предметных результатов обучения по темам «Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве». 1. характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; 2. раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; 3. создавать эскизы декоративного убранства русской избы; 4. определять специфику образного языка декоративно­прикладного искусства; 5. создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; 6. умело пользоваться языком декоративно­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство  формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); 7. выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели,  Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; 8. владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в  конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; 9. распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный  замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из  промыслов; 10. характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; 11. различать виды и материалы декоративно­прикладного искусства; 12. различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; 13. находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в  произведениях народных и современных промыслов; 14. различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; Распределение заданий  по уровням сложности В работе представлены задания различных уровней сложности: базового и повышенного. Задания базового уровня включены в обязательную часть     работы А и представляют собой 12 тестовых заданий с выбором ответа. Они проверяют знание и понимание содержания материала, изучающегося в течение года.   Задания повышенного уровня   включены в основную часть В (задания на соответствие) и дополнительную часть С (задание творческого характера). Оно требует от обучающихся умения не только изобразить орнамент, предмет, но и объяснить имеющиеся в нем   символы и назначение. Уровень сложности заданий Количество заданий Максимальный балл Таблица №3 Распределение заданий по уровню сложности Базовый  Повышенный Итого  12 3 15 Время выполнения варианта работы На выполнение итоговой работы отводится 40­45 минут. 12 13 25 8. План варианта КИМ Коды Уровень сложности задания Обозначение задания в работе А­1 А­2 А­3 А­4 А­5 А­6 А­7 А­8 А­9 А­10 А­11 Проверяемые элементы содержания Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Древние образы в современных народных игрушках. (Дымково) Древние образы в современных народных игрушках. (Филимоново) Искусство Гжели. Жостово. Роспись по металлу. Хохлома. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. проверяемых умений 6 2 2 4 4 9 9 7 7 7 10 Макс. балл за выполнение задания 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б За каждый верный ответ при выполнении заданий с выбором ответа основной части А  обучающийся получает 1 балл. Максимальный балл за выполнение задания   части А составляет 12 баллов. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом Оценка выполнения задания с кратким ответом (часть В) зависит от правильного установления соответствия 1 задания (3 балла) и 2 задания (5 баллов) ­ по одному баллу за каждое верное соответствие. Максимальный балл за выполнение задания     части В составляет 8 баллов. Задание   дополнительной   части   С   (выбор   одного   из   трех   предложенных   вариантов   заданий)   с   заданием   творческого   характера определяется экспертным путем и оценивается по пяти критериям:  1 вариант: 1. Создание орнамента 2. Композиция, ритм 3. Цветовое решение 4. Наличие символов и их объяснение  5. Практическое назначение орнамента 2 вариант: 1. Выразительность формы 2. Композиция росписи (наличие традиционных образов и мотивов) 3. Использование в композиции геометрических и растительных элементов 4. Наличие символов и их объяснение 5. Практическое назначение изображенного предмета. Максимальный балл за выполнение задания   части В составляет 5 баллов. Выполнение  обучающимися   работы  в целом  определяется  суммарным  баллом,  полученным  ими  по результатам  выполнения  всех заданий работы. Максимальный балл за выполнение всей работы – 25 баллов, за задания базового уровня сложности – 12 баллов, повышенного уровня – 13 баллов. Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий итоговой работы в отметку по пятибалльной шкале Баллы Отметка менее 10 2 10 ­ 15 3 16­ 22  4 23 ­ 25 5 Приложение №4 1) Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство. Декоративно­прикладное искусство в жизни человека» 5 класс под  редакции Л.А. Неменская. В 1 ч.  (Комплект). – М.: Просвещение, 2016. – 191 с. Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса. 2) Журналы с репродукциями русских художников Левитан, Врубель 3) Книги музей Рафаэль, Леонардо да Винчи.

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по изо ФГОС (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2018