Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для обучающейся с ОВЗ с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Оценка 4.9

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для обучающейся с ОВЗ с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
чтение
4 кл
05.02.2017
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению  для обучающейся с ОВЗ с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Рабочая программа адаптирована для обучения ребенка с ОВЗ с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала обучающимся. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.
3 Литературное чтение 4 класс.docx

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению  для обучающейся с ОВЗ с нарушениями опорно-двигательного аппарата 4 класса Алиповой Натальи разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:

·         Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.

№ 273 – ФЗ

·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1643, от 18 мая 2015 г. № 507 и от 31 декабря 2015г. № 1576

·         Основная образовательная программа начального общего образования ОУ

·         Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" от 31.03.2014г.№253 в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38.

·         «Конвенция о правах инвалидов»;

·         Письмо министерства образования и науки Российской Федерации «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами» № АФ-150/06 от 18.04.2008 г.;

Образование ребенка осуществляется на основе индивидуальной адаптированной программы обучения (ИПО) и индивидуального учебного плана. 

    Индивидуальные образовательные потребности ребенка отражаются в ИПО в форме перечня содержательных предметных областей и соответствующих им образовательных задач, актуальных для образования ребенка в течение учебного года, установленных в ходе диагностики (мониторинга / промежуточной аттестации) развития (результатов обучения) ребенка.

Объем (количество часов) предоставления образовательных услуг устанавливается индивидуальный учебный план по каждой предметной области, содержание которых отражено в ИПО.

   Рабочая программа адаптирована для обучения ребенка с ОВЗ с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом особенностей   психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала обучающимся. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.

   Программа строит обучение ребенка с ОВЗ на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности обучающегося, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.

   Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
  • необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка; наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д. следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; необходимо максимальное расширение образовательного пространства–выход за пределы образовательного учреждения.

Принципы реализация адаптированной образовательной программы в рамках начального общего образования: 

  • ориентация на индивидуальные особенности и достижения в развитии, опора на практический опыт при овладении навыками; 
  • изменение объема и адаптация содержания программного материала. значительное упрощение программного материала или использование специальных образовательных программ и соответствующей дидактики; 
  • наличие коррекционных мероприятий в структуре программы. Важно решение не столько образовательных задач, сколько задач социальной адаптации и овладение бытовыми навыками и навыками взаимодействия в детской среде;
  • вариативность форм обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная);
  • разработка индивидуального учебного плана с применением наглядности, использование специальных приемов и методов работы;
  • индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение реализации адаптированной общеобразовательной программы;
  • адаптация форм аттестации по результатам овладения адаптированной образовательной программой;
  • участие родителей в реализации адаптированной общеобразовательной программы;
  • учет принципов здоровьесбережения 

    В адаптированной рабочей программе для обучающейся с НОДА заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя ребенку с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающегося с НОДА младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования

    В программе для обучающегося с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:

 • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

 • прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

• существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

 • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В соответствии с особенностями ограничений здоровья для обучающейся специально организованы среда и рабочее место   в реабилитационном центре «Добрыня»Данная программа составлена на основе авторской   программы по литературному  чтению В.А.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф. Шанько «Литературное чтение». Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных  учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011, учебника Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. М.: «Просвещение», 2013 г.

Учебный курс «Литературное чтение» в 4 классе соответствует предметной области «Русский язык и литературное чтение» базисного учебного плана.

Программа рассчита­на на 135 часов за 4 года обучения.    

В 4 классе – 34 учебных часов в год (34 учебные недели), 1час  в неделю.

Рабочая программа реализует следующую цель обучения:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;  овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

    Изучение предмета способствует решению следующих задач:

à   развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

à   учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

à   формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и ,особенно, ассоциативное мышление;

à   развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

à   формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

à   обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

à   формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

à   обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

à   расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

à   обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

à   работать с различными типами текстов;

à   создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

 

Планируемые  результаты изучения учебного предмета, курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями  ФГОС  НОО.

Личностные результаты

§  Формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

§  формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

§  воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

§  развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

§  формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

§  овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

§  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

§  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

§  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

§  наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Обучающиеся научатся:

§  понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

§  собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

§  составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

§  принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Обучающиеся получат возможность научиться:

§  познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

§  рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

§  находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

§  создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные результаты

 РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Обучающиеся научится:

§  формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

§  читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

§  осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

§  принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

§  выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

§  оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

§  определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

§  фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

§  фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

 Обучающиеся получат возможность научиться:

§  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

§  свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

§  самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

§  владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

§  пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Обучающиеся научатся:

§  находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

§  анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

§  находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

§  сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

§  сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

§  находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

§  сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

§  создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

§  понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

§  предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

§  определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

§  самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

§  определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

§  создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Обучающиеся научатся:

§  высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

§  формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести при- мер...» и пр.;

§  пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

§  участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

§  создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

§  способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

§  демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

§  предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

§  определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

§  использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

§  отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

§  определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

§  определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

§  оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

§  искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

§  обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

§  находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

§  находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

§  самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

§  использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

§  озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Обучающиеся получат возможность научиться:

§  участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

§  договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

§  интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

§  понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

§  осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

§  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

§  использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

§  умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

§  умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

§  умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

§  развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

§  понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

§  читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

§  выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

§  пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

§  участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

§  формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

§  делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

§  находить в произведениях средства художественной выразительности;

§  готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

§  осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

§  приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

§  воспринимать художественную литературу как вид искусства;

§  осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку;

§  соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

§  на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

§  работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

§  пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

§  составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

§  подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

§  писать отзыв на прочитанную книгу.

Обучающиеся получат возможность научиться:

§  создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

§  сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Обучающиеся получат возможность научиться:

§  определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

§  создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

 

Содержание учебного предмета,  курса

Содержание учебного курса(135 ч)

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.

         Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, опре­деление главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо­вку (отражение темы, места действия, характеров героев), ис­пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (пове­ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных наро­дов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонто­ва, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечествен­ной литературы XIXXX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень­ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помо­щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху­дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс­ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите­ратурная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан­ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны­ми средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

 

Содержание  учебного предмета  4 класс  (102 ч)

Продолжается работа с произведениями фольклора, с бы­линами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произве­дений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содер­жание произведений.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихо­творения для слушания, заучивания и драматизации. Целе­сообразно выделить не менее 8 10 произведений для заучи­вания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

Былины. Летописи. Жития. (3 ч)

1.«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

2.«И вспомнил Олег коня своего»

3.Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

 

Чудесный мир классики. (9 ч)

1.П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»

2.А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»

3.А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

4.М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

5.М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

6.Л.Н. Толстой «Детство»

7.Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал»

 

Поэтическая тетрадь (2 ч)

1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не­ожиданно и ярко...»;

2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»

 

Литературные сказки. (5 ч)

1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»;

2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»;

3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»;

 

Делу время – потехе час (4 ч)

1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»;

2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;

 

Страна  детства (2 ч)

1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»;

2.М. М. Зощенко. «Елка».

 

Поэтическая тетрадь (2 ч)

1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»;

2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»;

 

Природа и мы (4 ч)

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;

2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»;

 

 

 

Поэтическая тетрадь (2 ч)

1. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»;

2. С. А. Есенин. «Лебедушка». Проверка навыка чтения

Зарубежная литература (1 ч.)

1.Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

 

 

Тематическое планирование с указанием количества часов ,

 отводимых на освоение каждой темы

 

п/п

Название раздела

 

Кол-во

часов

Темы раздела

 

Кол-во

часов

Формы

контроля

 

Кол-во

 (по

разделу)

1

Летописи, былины, жития

3

И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

 

1

 

 

«И вспомнил Олег коня свое-го»

1

 

 

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

1

Диагностика

1

3

Чудесный мир

 классики

9

П.П.Ершов

«Конёк-Горбунок»

2

 

 

 А.С. Пушкин  «Няне», «Туча», «Унылая пора!»

1

Тест

1

А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

 

 

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».

1

 

 

М.Ю. Лермонтов

«Ашик-Кериб»

2

Л.Н. Толстой   «Детство»

Проверка навыка чтения

1

Л.Н.Толстой. Басня

«Как мужик камень убрал»

1

4

Поэтическая тетрадь

2

Ф. И. Тютчев

«Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»,

1

Проверочная работа

1

А.А. Фет.

 «Бабочка», «Весенний дождь» 

1

 

 

5

Литературные сказки

5

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

2

 

 

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

2

 

 

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек»

1

Контрольная работа

1

6

Делу время — потехе час

7

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»;

2

Проверочная работа

1

В.Ю. Драгунский

«Главные реки»

1

Тест

1

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

 

1

 

 

 

 

 

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

 

 

 

 

 

 

7

 

 

Страна детства

7

 

 

Проверочная работа

1

 

 

Тест

1

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Поэтическая тетрадь

4

В.Я. Брюсов

«Опять сон», «Детская»

1

Проверочная работа

1

С.А. Есенин

«Ба­бушкины сказки»

1

Тест

1

М.И. Цветаева «Наши царства»,

«Бежит тропинка с бугорка»  Тест № 7

1

 

 

Устный журнал  

«Поэтическая тетрадь».

Проверочная работа № 7

1

9

Природа и мы

9

Д.Н. Мамин-Сибиряк

«Приёмыш»

2

Проверочная работа

1

 А.И. Куприн

«Барбос и Жулька»

1

Тест

1

М.М. Пришвин

«Выскочка»

 

1

 

 

 

 

 

 

Е.И. Чарушин

 «Кабан»

1

В.П. Астафьев

«Стрижонок Скрип»  Тест № 8

2

Проект

«Природа и мы»

1

Обобщение по разделу

«Природа и мы».

Проверочная работа № 8

1

10

Поэтическая тетрадь

6

Б.Л. Пастернак

«Золотая осень»

1

Проверочная работа

1

С.А. Клычков

«Весна в лесу»

1

Тест

1

Д.Б. Кедрин  «Бабье лето».

Чтение наизусть.

Проверка навыка чтения

1

Проверка техники чтения

1

Н.М. Рубцов  «Сентябрь».

Средства художественной выразительности.

1

 

 

С.А. Есенин «Лебедушка»

Тест № 9

1

Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы».   Проверочная работа № 9

1

Д.Б. Кедрин  «Бабье лето». Проверка навыка чтения

1

11

Родина

6

И. С. Никитин «Русь». 

 

1

Проверочная работа

1

С.Д. Дрожжин «Родине».

Авторское отношение к изображаемому.

1

Тест

1

А.В. Жигулин  «О, Родина!

В неярком блеске…».

1

 

 

Проект «Они защищали Родину»   Тест № 10

1

Внеклассное чтение.

Кто с мечем к нам придет, тот от меча и погибнет

1

Обобщение по разделу «Родина». Проверочная работа № 10

1

12

Страна Фантазия

5

Е. С. Велтистов

«Приключения Электроника»

2

 Проверочная работа

1

Кир Булычёв

«Путешествие Алисы»

Тест № 11

2

Тест

1

Обобщение по разделу

«Страна Фантазия».

Проверочная работа № 11

1

 

 

13

Зарубежная литература

12

Д. Свифт

«Путешествие Гулливера»

2

Контрольная работа

1

Г.Х. Андерсен  «Русалочка» Проверка навыка чтения

3

Проверочная работа

1

М. Твен

«Приключения Тома Сойера»

2

Тест

1

Итоговая диагностическая работа

1

Диагностика

1

С. Лагерлеф  «Святая ночь»

Контрольная работа № 2

1

Проверка техники чтения

1

С. Лагерлеф  «В Назарете».

Основная мысль рассказа.

Тест № 12

1

 

 

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

Проверочная работа № 12

1

Итоговый урок за учебный год

«Путешествие по дорогам любимых книг».

1

 

Итого

102

 

102

Контрольная работа

2

Проверочная работа

12

Тест

12

Диагностика

3

Проверка

техники чтения

5


  Приложение к рабочей программе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

     4 класс  «Школа России»

п/п

Тема урока

Дата

Коррекция

по

плану

по

факту

1 четверть (27 часов)

Вводные уроки по курсу литературного чтения (2 часа)

1

Знакомство с учебником по литературному чтению

 

01.09

 

 

2

Внеклассное чтение.

Самые интересные книги, прочитанные летом

05.09

 

 

Летписи, былины, жития (7 часов)

3

Летописи.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Стартовая диагностическая работа

06.09

 

 

4

События летописи – основные события Древней Руси.

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»

08.09

 

 

5

Былина – жанр устного народного творчества.

Поэтический и прозаический текст былины «Иль­ины три поездочки»

12.09

 

 

6

Герой былины – защитник Русского государства.

Картина В.Васнецова «Богатыри»

 Проверка навыка чтения

13.09

 

 

7

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древне­русской литера­туры.   Тест №1

15.09

 

 

8

Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.

Проект  «Создание календаря исторических событий»

19.09

 

 

9

 Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Проверочная работа № 1  

20.09

 

 

Чудесный мир классики (18 часов)

10

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок».

 Сравнение литературной и народной сказок

22.09

 

 

11

П.П. Ершов  «Конёк-Горбунок»

Характеристика героев

26.09

 

 

12

П.П. Ершов  «Конёк-Горбунок»

Сравнение словесного и изобразительного искусства.

27.09

 

 

13

А. С. Пушкин   «Няне». Чтение наизусть.

 Авторское отношение к изображаемому.

29.09

 

 

14

А.С. Пушкин  «Туча», «Унылая пора!»

Заучивание наизусть

03.10

 

 

15

А.С. Пушкин.  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».  Мотивы народной сказки в литературной.

04.10

 

 

16

А.С. Пушкин.  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев

 

06.10

 

 

17

А.С. Пушкин.  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Составление плана сказки.

10.10

 

 

18

Внеклассное чтение.

Урок – КВН по сказкам Пушкина

11.10

 

 

19

 М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».

Картины природы в стихотворении.

13.10

 

 

20

М.Ю. Лермонтов  «Ашик-Кериб».

Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

17.10

 

 

21

М.Ю. Лермонтов  «Ашик-Кериб».

Характеристика героев, отношение к ним.

18.10

 

 

22

Л.Н. Толстой   «Детство»

Проверка навыка чтения

20.10

 

 

23

Л.Н.Толстой. Басня

«Как мужик камень убрал»

24.10

 

 

24

Внеклассное чтение.

Творчество Л.Н. Толстого

25.10

 

 

25

А.П. Чехов «Мальчики».

Тест №2

27.10

 

 

26

А.П. Чехов «Мальчики».

Главные герои рассказа – герои своего времени.

31.10

 

 

27

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

Проверочная работа № 2

01.11

 

 

2 четверть (20  часов)

Поэтическая тетрадь (8 часов)

28

Ф. И. Тютчев

«Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

10.11

 

 

29

А.А. Фет.

 «Бабочка»,  «Весенний дождь» 

14.11

 

 

30

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»,  «Где сладкий шепот...»

15.11

 

 

31

А.Н. Плещеев  «Дети и птичка»

И.С. Никитин  «В синем небе плывут над полями...»

17.11

 

 

32

 Н.А. Некрасов

«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»

21.11

 

 

33

И.А. Бунин «Листопад».

Картины осени в стихах И. Бунина.     Тест № 3

22.11

 

 

34

Внеклассное чтение.

Родные поэты

24.11

 

 

35

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Проверочная работа № 3

28.11

 

 

Литературные сказки (11 часов)

36

В.Ф. Одоевский  «Городок в таба­керке».

 Составление плана сказки

29.11

 

 

37

В.Ф. Одоевский  «Городок в таба­керке».

Промежуточная диагностическая работа

01.12

 

 

38

В.М. Гаршин  «Сказка о жабе и розе»

05.12

 

 

39

В.М. Гаршин  «Сказка о жабе и розе».

Контрольная работа № 1

06.12

 

 

40

П.П. Бажов  «Серебряное копытце».

 Мотивы народных сказок в авторском тексте. 

08.12

 

 

41

П.П. Бажов  «Серебряное копытце».

 Проверка навыка чтения

12.12

 

 

42

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Герои произведения

13.12

 

 

43

С.Т. Аксаков   «Аленький цветочек».

Деление текста на части

15.12

 

 

44

С.Т. Аксаков  «Аленький цветочек».

Словесное иллюстрирование. Тест № 4

19.12

 

 

45

Обобщение по разделу «Литературные сказки».

Проверочная работа № 4

20.12

 

 

46

Внеклассное чтение.

Сказки любимых писателей

22.12

 

 

Делу время – потехе час (7 часов)

47

Е.Л. Шварц  «Сказка о потерянном времени»

Нравственный смысл произведения

26.12

 

 

3 четверть (32 часа)

48

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Жанр произведения. Инсценирование произведения.

27.12

 

 

49

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

Особенности юмористического текста.

29.12

 

 

50

В.Ю. Драгунский  «Что любит Мишка».

Пересказ текста от лица героев.

16.01

 

 

51

В.В. Голявкин    «Никакой я горчицы не ел».

Инсценирование произведения.   Тест № 5

17.01

 

 

52

Внеклассное чтение.

Книги о сверстниках, о школе

19.01

 

 

53

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

Проверочная работа № 5

23.01

 

 

Страна детства (7 часов)

54

 

Б.С. Житков  «Как я ловил человечков».

Составление плана произведения

24.01

 

 

55

Б.С. Житков  «Как я ловил человечков».

Характеристика героев

26.01

 

 

56

 

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками».

30.01

 

 

57

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками».

31.01

 

 

58

М.М. Зощенко «Ёлка»

Составление плана. Пересказ. Тест № 6

02.02

 

 

59

 Внеклассное чтение.

Что такое серии книг и каково их назначение

06.02

 

 

60

 Обобщение по разделу «Страна детства».

Проверочная работа № 6

07.02

 

 

Поэтическая тетрадь (4 часа)

61

 В.Я. Брюсов  «Опять сон», «Детская».

Развитие чувства в лирическом стихотворении. 

09.02

 

 

62

С.А. Есенин  «Ба­бушкины сказки».

Тема стихотворения.

13.02

 

 

63

М.И. Цветаева  «Наши царства»,

«Бежит тропинка с бугорка…»    Тест № 7

14.02

 

 

64

Устный журнал  «Поэтическая тетрадь».

Проверочная работа № 7

16.02

 

 

Природа и мы (9 часов)

65

Д.Н. Мамин-Сибиряк  «Приёмыш».

Анализ заголовка.  Отношение человека к природе.

20.02

 

 

66

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Подготовка выборочного пересказа.

21.02

 

 

67

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

Поступок как характеристика  героя произведения.

27.02

 

 

68

 М.М. Пришвин  «Выскочка».

Характеристика героя на основе поступка.

28.02

 

 

69

 Е.И. Чарушин  «Кабан».

Характеристика героев на основе их поступков.

02.03

 

 

70

71

В.П. Астафьев  «Стрижонок Скрип».

Тест № 8

06.03

 

 

72

Проект

«Природа и мы»

07.03

 

 

73

Обобщение по разделу «Природа и мы».

Проверочная работа № 8

09.03

 

 

Поэтическая тетрадь (6 часов)

74

75

Б. Л. Пастернака «Золотая осень».

С.А. Клычков  «Весна в лесу».

13.03

 

 

76

Д.Б. Кедрин  «Бабье лето». Чтение наизусть.

Проверка навыка чтения

14.03

 

 

77

Н.М. Рубцов  «Сентябрь».

Средства художественной выразительности.

16.03

 

 

78

С.А. Есенин «Лебедушка»

Тест № 9

20.03

 

 

79

Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы».   Проверочная работа № 9

21.03

 

 

4 четверть (23 часа)

Родина (6 часов)

80

И. С. Никитин «Русь». 

Образ Родины в поэтическом тексте.

03.04

 

 

81

С.Д. Дрожжин «Родине».

Авторское отношение к изображаемому.

04.04

 

 

82

А.В. Жигулин  «О, Родина! В неярком блеске…».

Тема стихотворения. 

06.04

 

 

83

Проект «Они защищали Родину»

Тест № 10

10.04

 

 

84

Внеклассное чтение.

Кто с мечем к нам придет, тот от меча и погибнет

11.04

 

 

85

Обобщение по разделу «Родина».

Проверочная работа № 10

13.04

 

 

Страна Фантазия (5 часов)

86

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

  Особенности фантастического жанра.

 

17.04

 

 

87

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».  

 Необычные герои фантастического рассказа.

18.04

 

 

88

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». 

Особенности фантастического жанра.

20.04

 

 

89

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». 

Характеристика героев произведения. Тест № 11

24.04

 

 

90

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

Проверочная работа № 11

25.04

 

 

Зарубежная литература (12 часов)

91

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

27.04

 

 

92

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

Герои приключенческой литературы.

02.05

 

 

93

Г.Х. Андерсен  «Русалочка».

Авторская зарубежная сказка

04.05

 

 

94

Г. Х. Андерсен  «Русалочка»

Деление сказки на части            

11.05

 

 

95

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке.

Проверка навыка чтения

15.05

 

 

96

М. Твен  «Приключения Тома Сойера».

Особенности повествования.

16.05

 

 

97

М. Твен  «Приключения Тома Сойера».

 Сравнение героев, их поступков.

18.05

 

 

98

Итоговая диагностическая работа

 

22.05

 

 

99

С. Лагерлеф  «Святая ночь»

Контрольная работа № 2

23.05

 

 

100

С. Лагерлеф  «В Назарете».

Основная мысль рассказа. Тест № 12

25.05

 

 

101

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

Проверочная работа № 12

29.05

 

 

102

Итоговый урок за учебный год

«Путешествие по дорогам любимых книг».

30.05

 

 

 

Примечание:  В соответствии с годовым календарно-учебным графиком общеобразовательного учреждения  на 2016 – 2017 учебный год количество часов по данному предмету составляет  102. Фактическое количество часов по программе зависит от графика календарных праздничных дней, поэтому программа будет пройдена за счет уплотнения материала.


 

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для обучающейся с

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для обучающейся с

Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с

Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с

В программе для обучающегося с

В программе для обучающегося с

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Обучающиеся научатся: § понимать, что отношение к

Обучающиеся научатся: § понимать, что отношение к

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Обучающиеся научатся: § находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; § анализировать литературный текст с…

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Обучающиеся научатся: § находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; § анализировать литературный текст с…

Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить

Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить

Предметные результаты ОБЩИЕ

Предметные результаты ОБЩИЕ

Обучающиеся получат возможность научиться: § осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам; § приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной,…

Обучающиеся получат возможность научиться: § осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам; § приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной,…

Литературоведческая пропедевтика

Литературоведческая пропедевтика

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев

Знакомство с поэзией А.С. Пушкина,

Знакомство с поэзией А.С. Пушкина,

Содержание учебного предмета 4 класс (102 ч)

Содержание учебного предмета 4 класс (102 ч)

Поэтическая тетрадь (2 ч) 1

Поэтическая тетрадь (2 ч) 1

Аленький цветочек» 1Контрольная работа 1 6

Аленький цветочек» 1Контрольная работа 1 6

Аленький цветочек» 1Контрольная работа 1 6

Аленький цветочек» 1Контрольная работа 1 6

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

Приложение к рабочей программе

Приложение к рабочей программе

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

С.А. Есенин «Ба­ бушкины сказки»

С.А. Есенин «Ба­ бушкины сказки»

Страна Фантазия (5 часов) 8 6

Страна Фантазия (5 часов) 8 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017