Кружок «Литературная тропинка» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Рабочая программа кружка
по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Литературная тропинка»
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся – 1011 летПояснительная записка.
Данная программа является программой дополнительного образования.
Тип программы – развивающая.
Рабочая программа разрабатывалась в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденного приказом Минобразования и науки РФ
от 6.10.2009г. №373;
Концепцией духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
Планируемыми результатами начального общего образования.
При разработке программы использованы:
Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» Москва
«Просвещение» 2011г.:
Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.:
«ВентаГраф» 2011
Цели кружка:
Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к
чтению книг
Задачи:
Расширение литературнообразовательного пространства учащихся начальных
классов
Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных
учебных умений.
Общая характеристика кружка.
Кружок «Литературная тропинка» способствует расширению читательского
пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию
индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученикачитателя.
Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого,
литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы
нравственноэтического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и
творчество,
и удовольствие и самовоспитание.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет
проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению
читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению
и новые открытия,детьми универсальными учебными действиями
коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
(познавательными,
Место кружка в учебном плане.
Программа «Литературная тропинка» рассчитана на ребят 1011 лет, срок
реализации
1 год (4 класс)
В 4 классе кружковое занятие проводятся один раз в неделю. Учебный год 34
учебных недели, следовательно, запланировано провести 34 ч.
Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить,
видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных
примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической
терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение
занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в
школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Вопервых, развитие интереса к математике как науке физикоматематического
направления, вовторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и
выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы –
возможно усвоение за 33 занятия.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебнопрактическое знакомство со многими разделами
математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам
данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной
дисциплине.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:1 занятие в неделю по 45 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
практикоориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы;
Формы организации кружка
Литературные игры
Конкурсыкроссворды
Библиотечные уроки
Путешествия по страницам книг
Проекты
Встречи с библиотекарем
o Урокиспектакли.
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Содержание программы кружка «Литературная тропинка» создаёт возможность
для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу
своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других
стран. Ученикчитатель овладевает основами самостоятельной читательской
деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание,
воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для
самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий
поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать,
читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из
других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые
познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его
читательский опыт и эрудицию.
Программа кружка направлена на формирование следующих УУД
Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную
тему;
Сравнивать книгусборник с книгойпроизведением;
Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
Пользоваться аппаратом книги; Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке
В результате освоении программы кружка «Литературная тропинка»
формируются следующие
предметные
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Осознавать значимость чтения для личного развития;
Формировать потребность в систематическом чтении;
Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
требованиям федерального
умения, соответствующие
поисковое);
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Регулятивные умения:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
№ п/п
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Разделы программы
Количество
часов1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Здравствуй, книга!
Книге о Родине и родной природе
Писатели детям
Народная мудрость. Книгисборники.
По страницам книг В.Сутеева
Сказки народов мира.
Книги русских писателейсказочников
Детские писатели
Сказки зарубежных писателей
Книгисборники стихотворений для детей
Дети – герои книг.
Книги о животных
Всего часов:
3
2
3
2
3
3
3
3
3
2
3
4
34
Содержание программы.
4 класс (34ч)
Здравствуй, книга! (3ч.)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги Аппарат ориентировки.
Правила пользования книгой.
Книгапроизведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги:
информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра).
Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила
поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2ч).
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книгапроизведение и книга
сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой
(рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3ч).
Книги детских писателейклассиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким,
Л.Пантелеев).Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев,
М.Дружинина, С.Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских
книг. Художникииллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книгисборники. (2ч).
Книгисборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с
фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3ч).
Книги В.Сутеева (книгисборники, книгипроизведения). Структура книги
сборника.
В.Сутеев – автор и художник – оформитель.
Игра «По страницам сказок В.Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книгисборника.
Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3ч).
Книгисборники «Русские народные сказки». Книгипроизведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домикисказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателейсказочников (3ч).
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3ч).
Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К.Чуковский детям: книгипроизведения, книгисборники.
Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.
Книгисборники произведений современных детских писателей.
Сказки зарубежных писателей (3ч).
Книги сказок Ш.Перро. Книгапроизведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка»
в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книгасборник историй. Герои
книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Книгисборники стихотворений для детей (2ч).
Стихотворения о детях и про детей. Книгисборники А.Барто, В.Берестова,
С.Михалкова.Поиск нужного произведения в книгесборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее
найдёт произведение в книге».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Дети – герои книг (3ч).
Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка», «Терёшечка» и др.).
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина
каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др)
Дети герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома»,
Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)
Книги о животных (3ч).
Книгисборники о животных.
Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение
произведения и главного героя – дедушки Мазая.
Книги В.Бианки, Г.Скребицкого.,Б Житкова
Учебнотематическое планирование№
п
/
п
1
1
/
1
2
/
2
Названия
темы
занятия
Здравствуй,
книга!
Учебные
книги
Художественн
ые книги.
Большеформа
тная книга в
типовом
оформлении
(книга
произведение).
3
/
3
Экскурсия в
школьную
библиотеку.
2 Книги о
Родине и
родной
природе.
Книги о
Родине и
природе.
4
/
1
5
/
2
Элементы
книги. Книга
произведение
и книга
сборник.
УУД
Осознавать значимость
чтения для личного
развития; уметь
работать с книгой,
пользуясь алгоритмом
учебных действий;
находить книгу в
открытом
библиотечном фонде.
Осознавать значимость
чтения для личного
развития; уметь
работать с книгой,
пользуясь алгоритмом
учебных действий;
находить книгу в
открытом
библиотечном фонде
Осознавать значимость
чтения для личного
развития; уметь
работать с книгой,
пользуясь алгоритмом
учебных действий;
находить книгу в
открытом
библиотечном фонде
Уметь работать с
книгой, пользуясь
алгоритмом учебных
действий.
Сравнивать книгу
сборник с книгой
произведением
Дата
проведе
Приме
чание
Кол
во
час.
3
1
ния
По
пла
ну
Фа
кт.
1
1
2
1
1Литература
1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего
образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. №373.
2.А.Г. Асмолова Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе.//Москва «Просвещение» 2011г.
3.А.Б. Воронцова Проектные задачи в начальной школе// Москва «Просвещение»
2011г
4. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 14 классы.
Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
5.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008
6.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006
7.Литературное чтение. 14 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель»
2007