Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности «Литературная тропинка» (4 класс)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 08.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Кружок «Литературная тропинка» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Иконка файла материала Рабочая программа кружка лит тропинка.docx
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Литературная тропинка» Срок реализации – 1 год Возраст обучающихся – 10­11 летПояснительная записка.  Данная программа является программой дополнительного образования.  Тип программы – развивающая.  Рабочая программа разрабатывалась в соответствии с:    Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования и науки РФ от 6.10.2009г. №373;   Концепцией   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина России;  Планируемыми результатами начального общего образования.  При разработке программы использованы:  Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» Москва «Просвещение» 2011г.:  Сборника  программ  внеурочной   деятельности»   Н.Ф.   Виноградовой.   М.: «Вента­Граф» 2011  Цели кружка:  Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг Задачи:  Расширение   литературно­образовательного   пространства   учащихся   начальных классов  Формирование   личностных,   коммуникативных,   познавательных   и   регулятивных учебных умений.  Общая характеристика кружка.  Кружок  «Литературная   тропинка»   способствует   расширению   читательского пространства,   реализации   дифференцированного   обучения   и   развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика­читателя. Кружковое  занятие   поможет   решать   задачи   эмоционального,   творческого, литературного,   интеллектуального   развития   ребёнка,   а   также   проблемы нравственно­этического   воспитания,   так   как   чтение   для   ребёнка   –   и   труд,   и творчество,   и  удовольствие   и   самовоспитание. Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить   системную   работу   по   интеллектуальному   развитию   и   обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению   и   новые   открытия,детьми   универсальными   учебными   действиями   коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. (познавательными,    Место кружка в учебном плане.       Программа  «Литературная тропинка»  рассчитана   на  ребят  10­11  лет,  срок реализации   1 год (4 класс) В 4 классе кружковое занятие проводятся один раз в неделю. Учебный год 34  учебных недели, следовательно, запланировано провести 34 ч.                                        Принципы программы: 1.Актуальность Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление  развивать интеллектуальные возможности  учащихся. 2.Научность  Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить,  видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. 3.Системность Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных  примеров) к общим (решение математических задач). 4.Практическая направленность Содержание занятий кружка направлено на освоение математической  терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение  занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах. 5.Обеспечение мотивации Во­первых, развитие интереса к математике как науке физико­математического  направления, во­вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и  выступление на олимпиадах по математике. 6.Реалистичность  С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы –  возможно усвоение за 33 занятия. 7.Курс ориентационный Он осуществляет учебно­практическое знакомство со многими разделами  математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам  данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной  дисциплине. Формы и режим занятий Занятия учебных групп проводятся:1 занятие в неделю по 45 минут. Основными формами образовательного процесса являются:  практико­ориентированные учебные занятия;   творческие мастерские; тематические праздники, конкурсы; Формы организации кружка       Литературные игры  Конкурсы­кроссворды  Библиотечные уроки  Путешествия по страницам книг  Проекты  Встречи с библиотекарем o Уроки­спектакли. Ценностные ориентиры содержания кружка.  Содержание программы кружка «Литературная тропинка» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.   Ученик­читатель   овладевает   основами   самостоятельной   читательской деятельности.   В   процессе   общения   с   книгой   развиваются   память,   внимание, воображение.   Программа   кружка   способствует   созданию   условий   для   использования полученных   знаний   и   умений   на   уроках   литературного   чтения   для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет   младшему   школьнику   общаться   с   детскими   книгами:   рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).   В   программу   включены   занятия   библиографического   характера,   которые познакомят   начинающего   читателя   с   авторами   детских   книг,   обогатят   его читательский опыт и эрудицию.  Программа кружка направлена на формирование следующих УУД          Находить книгу в открытом библиотечном фонде;          Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;          Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;          Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;          Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную  тему;          Сравнивать книгу­сборник с книгой­произведением;          Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;          Пользоваться аппаратом книги;         Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);          Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке    В   результате   освоении   программы   кружка   «Литературная   тропинка» формируются следующие предметные государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Осознавать значимость чтения для личного развития;  Формировать потребность в систематическом чтении;  Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,  требованиям   федерального     умения, соответствующие поисковое);  Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;  Пользоваться справочными источниками для понимания и получения  дополнительной информации. Регулятивные умения:  Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;  Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;  Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,  литературных играх;  Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные учебные умения:  Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из  аппарата книги;  Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;  Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным  фондом);  Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;  Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные учебные умения:  Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и  аргументировать свою точку зрения;  Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою  этическую позицию;  Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;  Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;  Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.      № п/п УЧЕБНЫЙ ПЛАН Разделы программы   Количество часов1 2 3 4 5 6     7     8 9 10 11 12   Здравствуй, книга! Книге о Родине и родной природе Писатели детям Народная мудрость. Книги­сборники. По страницам книг В.Сутеева Сказки народов мира. Книги русских писателей­сказочников Детские писатели Сказки зарубежных писателей Книги­сборники стихотворений для детей Дети – герои книг. Книги о животных Всего часов: 3 2 3 2 3 3 3 3 3 2 3 4 34 Содержание программы. 4 класс (34ч)   Здравствуй, книга! (3ч.) Учебная книга. Элементы структуры учебной книги Аппарат ориентировки.  Правила пользования книгой.  Книга­произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги:  информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра).  Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила  поведения  в библиотеке. Книги о Родине и родной природе (2ч). Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга­произведение и книга  ­ сборник). Структура книги, справочный аппарат книги. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой  (рассматривание, чтение или слушание). Писатели детям (3ч). Книги детских писателей­классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким,  Л.Пантелеев).Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев,  М.Дружинина, С.Степанов и др.). Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских  книг. Художники­иллюстраторы детских книг. Инсценирование картин ­ эпизодов из выбранной книги. Народная мудрость. Книги­сборники. (2ч). Книги­сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с  фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». По страницам книг В. Сутеева (3ч). Книги В.Сутеева (книги­сборники, книги­произведения). Структура книги­ сборника. В.Сутеев – автор и художник – оформитель. Игра «По страницам сказок В.Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги­сборника.  Самостоятельная поисковая работа в группах. Сказки народов мира (3ч). Книги­сборники «Русские народные сказки». Книги­произведения. Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование. Домики­сказки (коллективная проектная деятельность). Книги русских писателей­сказочников (3ч). Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах). Детские писатели (3ч). Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К.Чуковский детям: книги­произведения, книги­сборники. Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина. Книги­сборники произведений современных детских писателей. Сказки зарубежных писателей (3ч). Книги сказок Ш.Перро. Книга­произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка»  в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги. Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга­сборник историй. Герои  книги.  Слушание и чтение отдельных историй. Книги­сборники стихотворений для детей (2ч). Стихотворения о детях и про детей. Книги­сборники А.Барто, В.Берестова,  С.Михалкова.Поиск нужного произведения в книге­сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге». Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Дети – герои книг (3ч). Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец  Иванушка», «Терёшечка» и др.). Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина  каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др) Дети­ герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома»,  Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.) Книги о животных (3ч). Книги­сборники о животных. Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение  произведения и главного героя – дедушки Мазая. Книги В.Бианки, Г.Скребицкого.,Б Житкова Учебно­тематическое планирование№ п / п 1 1 / 1 2 / 2 Названия темы занятия Здравствуй, книга! Учебные  книги  Художественн ые книги.  Большеформа тная книга в  типовом  оформлении  (книга­ произведение). 3 / 3 Экскурсия в  школьную  библиотеку.  2 Книги о  Родине и  родной  природе. Книги о  Родине и  природе. 4 / 1 5 / 2 Элементы  книги. Книга­ произведение  и книга­ сборник. УУД   Осознавать значимость  чтения для личного  развития; уметь  работать с книгой,  пользуясь алгоритмом  учебных действий;  находить книгу в  открытом  библиотечном фонде. Осознавать значимость  чтения для личного  развития; уметь  работать с книгой,  пользуясь алгоритмом  учебных действий;  находить книгу в  открытом  библиотечном фонде Осознавать значимость  чтения для личного  развития; уметь  работать с книгой,  пользуясь алгоритмом  учебных действий;  нахо­дить книгу в  открытом  библиотечном фонде   Уметь работать с  книгой, пользуясь  алгоритмом учебных  действий. Сравнивать книгу­ сборник с книгой­ произведением Дата проведе Приме чание Кол ­во час. 3 1 ния   По пла ну     Фа кт.                         1     1     2 1 1Литература 1.Федеральный   Государственный   Образовательный   Стандарт   начального   общего образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373. 2.А.Г. Асмолова Как проектировать универсальные учебные действия в начальной  школе.//Москва «Просвещение» 2011г. 3.А.Б. Воронцова Проектные задачи в начальной школе// Москва «Просвещение» 2011г 4. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1­4 классы.  Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007 5.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008 6.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006 7.Литературное чтение. 1­4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007