АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 06.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для учащегося 4а класса с умственной отсталостью составлена на основе авторской программы М. Ю. Рау, Москва, «Просвещение» 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора Бгажноковой И.М. (с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с умственной отсталостью).
Иконка файла материала Программа по ИЗО 4 класс.docx
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  «Изобразительное искусство» (индивидуальное обучение на дому) Составитель: Наумова Марина Николаевна, учитель начальных классов (обучение детей с ОВЗ)     первой  квалификационной  категории2016 – 2017  учебный год I. Пояснительная записка Адаптированная  рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для учащегося  4а класса с умственной отсталостью составлена на  основе авторской программы М. Ю. Рау, Москва, «Просвещение» 2011, под редакцией кандидата психологических наук, профессора   Бгажноковой   И.М.   (с   учетом   особенностей   психофизического   развития   и возможностей  обучающихся с умственной отсталостью). Нормативно­правовые документы:  Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273­ФЗ;  Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.;  «Программы   специальных   (коррекционных)   образовательных   учреждений   VIII   вида: Подготовительный,   1—4   классы»   /   Под   ред.   В.В.   Воронковой;   6­е   издание.   ­   М.: Просвещение, 2013.   СанПиН   2.4.2.3286­15"Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих  образовательную деятельность   по   адаптированным   основным   общеобразовательным   программам   для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".  Федеральный образовательный стандарт  для умственно отсталых детей;  Примерная основная образовательная программа для умственно отсталых детей;  Адаптированная   основная   общеобразовательная   программа   начального   общего образования   учащихся   с   умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями) Гимназии г. Лабытнанги (1­4 классы) на 2016­2020 г. г. Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития умственно отсталых школьников, их обучения и эстетического воспитания. На   уроках   изобразительного   искусства   дети   не   только   рисуют,   но   и   составляют аппликацию, лепят. Совершенствование изобразительной деятельности возможно в процессе практического усвоения детьми определенных знаний по композиции, рисунку, знакомства со свойствами цвета. Поэтому очевидна коррекционная направленность уроков изобразительного искусства для умственно отсталых детей, имеющих недоразвитие познавательной деятельнос­ ти,   зрительно­двигательной   координации   и   произвольной   ручной   моторики,   а   также особенностями развития эмоционально­волевой сферы. Основными задачами обучения умственно отсталых школьников изобразительному искусству являются; ­ ­ ­ ­ воспитание у учащихся положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.) воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельности; работа   над   развитием   у   детей   эстетических   чувств   и   понимания   красоты   в окружающей действительности; развитие   познавательной   активности   учащихся,   формирование   приемов   познания предметов и явлений действительности с целью их изображения; знакомство учащихся с видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по ­ содержанию произведениями известных художников; ­ формирование   у   учащихся   практических   умений   в   разных   видах   художественно­ изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке); 2­ воспитание   у   учащихся   умения   работать   в   заданной   последовательности   в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно; ­ формировать у учащихся умение работать коллективно, выполняя определенный этап в цепи заданий для получения результата в общей деятельности. Наряду   с   названными   учебно­воспитательными   задачами   в   настоящей   программе предусматривается  решение   специальных   задач:  коррекция   недостатков   психического развития,   моторики   умственно   отсталых   детей,   а   также   развитию   речи   учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность.   Программа представлена следующими структурными элементами: I. II. III. IV. Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство». Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе. Тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство». Адаптированная   рабочая   программа   ориентирована   на   использование   следующих учебников, учебных и методических пособий: 1. Учебное   пособие   «Изобразительная   деятельность   в   специальной   (коррекционной) школе VIII вида» под редакцией И.А. Грошенкова. 2. Методические   рекомендации   по   интеграции   изобразительной   деятельности   и технологии Т.Н. Просняковой. 3. Рау   М.Ю.   «Изобразительное   искусство».   4   класс:  учебник   для  специальных  (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) М.: Просвещение, 2016. 4. Рау М.Ю. «Изобразительное искусство». 4 класс:  рабочая тетрадь для  специальных  (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) М.: Просвещение, 2016. Место учебного предмета в учебном плане Согласно   индивидуальному   учебному   плану   обучения   на   дому   учащегося   4а   класса Гимназии г. Лабытнанги  в 2016­2017 учебном году на изучение предмета «Изобразительное искусство»  отводится 17 часов (из расчета 0,5 часа в неделю, всего 34 недели). II. Планируемые результаты освоения предмета «Изобразительное искусство» Освоение минимума объема содержания основного образования и достижения уровня функциональной   грамотности,   общекультурной   компетентности,   в   учебно­познавательной деятельности, включающие:  •  уверенность в своих силах и возможностях; •  умения разрешать коммуникативные проблемы; •  достижения обязательного минимума содержания образования; •  сформированность общеучебных знаний, умений, навыков; •  сформированность умений социального взаимодействия; •  сформированность умений саморегуляции обучающихся в учебной деятельности. В   результате   изучения   предмета   у   учащегося   должны   быть     сформированы личностные,   регулятивные,   познавательные     и   коммуникативные   универсальные   учебные действия как основа умения учиться, адаптироваться в меняющейся жизненной обстановке. В   связи   с   тем,   что   способности   к   обучению   у   обучающихся   с   легкой   степенью   сугубо   индивидуальны,   приведённые   ниже   требования   по умственной   отсталостью   формированию учебных умений и навыков могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться. В   сфере   регулятивных   универсальных   учебных   действий  сформированы: • умение принимать и сохранять учебную задачу; • умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;   должны   быть 3• умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; • умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; •  умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; В   сфере   познавательных   универсальных   учебных   действий  должны   быть сформированы: • умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • умение строить сообщения в устной и письменной форме; •   умение   осуществлять   анализ   объектов   с   выделением   существенных   и   несущественных признаков; • умение осуществлять синтез как составление целого из частей; • умение устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; • умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • умение обобщать, т, е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • умение устанавливать аналогии; В   сфере   коммуникативных   универсальных   учебных   действий  должны   быть сформированы: •   умение   адекватно   использовать   коммуникативные,   прежде   всего   речевые,   средства   для решения различных коммуникативных задач;  •   умение   строить   монологическое   высказывание   (в   том   числе   сопровождая   его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию; • умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. В     сфере   личностных   универсальных   учебных     действий  должны   быть сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика»; • выраженная устойчивая учебно­познавательная мотивация учения; • адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;  • понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение; •   ориентация   в   нравственном   содержании   и   смысле   как   собственных   поступков,   так   и поступков окружающих людей; • способность к эмпатии, как осознанному пониманию чувств других людей и сопереживанию им, к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров; 4•   установка   на   здоровый   образ   жизни   и   навыки   реализации   её   в   реальном   поведении   и поступках; • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов  по учебному предмету на конец обучения в начальной школе  Минимальный уровень: Достаточный уровень: o знание   названий   жанров   изобразительного искусства   (портрет,   натюрморт,   пейзаж   и др.); o знание   названий   некоторых   народных   и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); o знание   основных   особенностей   некоторых материалов,   используемых   в   рисовании, лепке и аппликации;     выразительных средств искусства: изобразительного «изобразительная   поверхность»,   «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;   o знание   правил   цветоведения,   светотени,   построения   орнамента, перспективы; стилизации формы предмета и др.; o знание   видов   аппликации     (предметная, сюжетная, декоративная); o знание   способов   лепки(конструктивный, пластический, комбинированный); o нахождение  необходимой для выполнения работы   информации   в   материалах учебника, рабочей тетради;  o следование   при   выполнении   работы инструкциям   учителя   или   инструкциям, представленным в других информационных источниках;  o оценка   результатов   изобразительной одноклассников   аккуратно, похоже на образец);    (красиво, деятельности o использование разнообразных технологических   способов   выполнения аппликации;   o применение разных способов лепки; o рисование   с   натуры   и   по   памяти   после предварительных   наблюдений,   передача всех   признаков   и   свойств   изображаемого объекта; рисование по воображению;  o различение   и   передача   в   рисунке эмоционального   состояния   и   своего отношения   к   природе,   человеку,   семье   и обществу; собственной и   некрасиво,   5 o знание   названий   художественных   материалов, инструментов и приспособлений;    и o их   свойств,   назначения,   правил   хранения, санитарно­гигиенических обращения требований при работе с ними; o знание   элементарных   правил   композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; o знание   некоторых   выразительных   средств   изобразительного искусства:  o «изобразительная   поверхность»,   «точка», o знание «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; o пользование     материалами   для   рисования, аппликации, лепки; o знание   названий   предметов, рисованию, лепке и аппликации;   подлежащих o знание   названий   некоторых   народных   и национальных   промыслов,   изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; o организация   рабочего   места   в   зависимости   от характера выполняемой работы; o следование   при   выполнении   работы инструкциям учителя;  o рациональная   организация   своей изобразительной деятельности;  o планирование работы;  o осуществление   текущего   и   заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; o владение   некоторыми   приемами   лепки (раскатывание,   сплющивание,   отщипывание)   и аппликации (вырезание и наклеивание); o рисование   по   образцу,     с   натуры,   по   памяти, представлению, воображению  o предметов   несложной   формы   и   конструкции; передача     в   рисунке   содержания   несложных произведений в соответствии с темой; o применение   приемов   работы   карандашом, гуашью,   акварельными   красками   с   целью передачи фактуры предмета; o ориентировка   в   пространстве   листа; размещение   изображения   одного   или   группы предметов   в   соответствии   с   параметрами изобразительной поверхности;o адекватная   передача   цвета   изображаемого объекта,   определение   насыщенности   цвета, получение   смешанных   цветов   и   некоторых оттенков цвета; o узнавание   и   различение   в   книжных иллюстрациях   и   репродукциях   изображенных предметов и действий. o различение   произведений   живописи, графики,   скульптуры,   архитектуры   и декоративно­прикладного искусства; o различение   жанров   изобразительного искусства:   пейзаж,   портрет,   натюрморт, сюжетное изображение. III. Содержание учебного предмета Обучение композиционной деятельности (5 ч) Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве ­ передний, задний, средний (использование макета   и   панно   "В   деревне"   с   изображенным   пейзажем   на   трех   планах,   вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних). Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (эле ментов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости. Обучение   приему   построения   композиции   в   прямоугольнике   с   учетом   центральной симметрии. Знакомство   с   выразительными   средствами   сказочного   изображения   (избушка­на курьих­ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.). Примерные задания «Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы"; Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа); "Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с гор". Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора ­ листья, цветы, уточки). Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица". Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха". Развитие  у  учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию (5 ч) Закрепление   умений   обследовать   предметы   с   целью   их   изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа   изображения,   "графического   диктанта";   самостоятельной   работы   учащихся   по памяти). Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей. Формирование   образа   человека.   Портрет   человека   (части   головы   и   части   лица   человека), формирование образов животных. Обучение   приемам   исполнения   косовской   росписи   посуды   (работа   корпусом   и   кончиком кисти, "примакивание"). Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора ­ геометрические формы и стилизованные формы растительного мира). Примерные задания 6Лепка:   барельеф   на  картоне   "Дерево   на   ветру";   игрушка   "Лошадка"   ­   по  мотивам каргопольской   игрушки;   "Зайка",   "Котик"   "Петушок"   ­   стилизованные   образы,   по   выбору учащихся; Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыванием. Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру); передавать глубину пространства, используя загораживание   одних   предметов   другими,   уменьшая   размеры   далеко   расположенных предметов от наблюдателя; работать акварелью "по­мокрому". Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок (5 ч) Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.  Цвета     солнечного   спектра   (основные,   составные,   дополнительные).     Теплые   и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.  Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло­зеленый, темно­зеленый и т.д.). Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость,  грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании   и   выразительность   образа.   Подбор   цветовых   сочетаний   при   создании   сказочных образов: добрые, злые образы. Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо   примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу, послойная живопись (лессировка) и т.д. ― Практическое   применение   цвета   для   передачи   графических   образов   в   рисовании   с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.  Обучение восприятию произведений искусства (2 ч) Примерные темы бесед:  «Изобразительное   искусство   в   повседневной   жизни   человека.   Работа   художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».  «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура,   декоративно­ прикладное искусства, архитектура, дизайн.    «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.).   Красота и разнообразие природы,   человека,   зданий,   предметов,     выраженные   средствами   живописи   и   графики. Художники   создали   произведения   живописи   и   графики:   И.   Билибин,   В.   Васнецов,   Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.  «Как   и   о   чем   создаются   скульптуры».   Скульптурные   изображения   (статуя,   бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит,   глина,   пластилин   и   т.д.).   Объем   –   основа   языка   скульптуры.   Красота   человека, животных,  выраженная   средствами   скульптуры.   Скульпторы   создали   произведения   скульптуры:   В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д. «Как   и   для   чего   создаются   произведения   декоративно­прикладного   искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, 7орудий   труда,   костюмы).     Какие   материалы   используют   художники­декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы   в   народной   культуре   и   декоративно­прикладном   искусстве.   Ознакомление   с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения   мастеров   расписных   промыслов   (хохломская,   городецкая,   гжельская, жостовская роспись и т.д.). IV. Тематическое планирование № I 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 II 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 III Тема урока Обучение композиционной  деятельности Лето – рисование на тему Осень пришла Осень в городе Жанры изобразительного искусства Рисование с натуры кружки Натюрморт Рисование натюрморта: овощи и  цветы Рисование натюрморта: кувшин и  яблоки Рисование натюрморта: фрукты и  грибы Рисование осенней веточки дерева Развитие у учащихся умений  воспринимать и изображать  форму предметов, пропорции,  конструкцию Азбука изобразительного искусства­  рисование с натуры коробки Азбука изобразительного искусства­  рисование с натуры шара Искусство натюрморта: цветок вазе Рисование эскиза узоров и  орнамента Выполнение эскиза лепного пряника Современные машины в  изобразительном искусстве:  грузовой автомобиль Современные машины в  изобразительном искусстве:  легковой автомобиль Красота родной природы Рисование с натуры фигуры  человека Рисование с натуры фигуры  человека Развитие у учащихся восприятия  Кол­ во часов Дат а Основные виды учебной  деятельности  (на уровне БУД) 5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5     его Уметь   правильно   сидеть   за партой,   правильно   располагать лист   бумаги   на   парте, придерживая рукой; правильно держать при рисовании кисть; карандаш, ориентироваться на изобразительной плоскости: сере­ дина, край листа бумаги; подготавливать   к   работе   и аккуратно убирать после работы своё рабочее место;             с участвовать в   контролировать   оценивать Уметь   принимать   цели   и произвольно   включаться   в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; ­активно деятельности, свои   действия; действия одноклассников; ­соотносить   свои   действия   и   их результаты   заданными образцами,   принимать   оценку деятельности,   оценивать   ее   с учетом предложенных критериев, свою корректировать деятельность учетом выявленных недочетов. Обращаться   за   помощью   и принимать помощь; ­ слушать и понимать инструкцию к   учебному   заданию   в   разных видах деятельности и быту; выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; ­делать   простейшие   обобщения, с         8цвета предметов и формирование  умений передавать его в живописи Сказка о  декоративно­прикладном  искусстве. Роспись кухонной доски Сказка о  декоративно­прикладном  искусстве. Лепка свистулек Роспись свистулек Декоративная лепка «Избушка  Бабы­яги»(барельеф) И.А. Крылов «Ворона и лисица».  Сюжетное рисование А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и  рыбке». А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и  рыбке». Сюжетное рисование Иллюстрирование стихотворения  Твардовского «Рассказ танкиста» Составление сюжетной аппликации.  Улица города Составление сюжетной аппликации.  Дома и машины 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 IV Обучение восприятию  произведений искусства Аппликация «Фантастическая  (сказочная) птица. Аппликация с дорисовыванием. Рисование по замыслу Здравствуй, лето! 32 33 34 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 0,5 0,5 0,5 сравнивать, классифицировать на наглядном материале; ­пользоваться символами, заместителями; знаками,   предметами   –       текст, Умение   наблюдать;   работать   с информацией (понимать   устное изображение, элементарное высказывание, схематическое изображение, таблицу); работать самостоятельно       Понимание личной ответственности за свои поступки на   основе   правил   поведения   в классе, стремление к безопасному поведению в природе и обществе. Беседа 9