АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Ручной труд»
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
труд
1 кл
06.03.2017
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» для учащегося 1б класса с умственной отсталостью составлена на основе авторской программы специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида по технологии для 1 класса: Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд – СПб.: Просвещение, 2012.
В системе предметов образовательной школы курс «Ручной труд» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цели:
o воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;
o уважение к людям труда;
o получение элементарных знаний по видам труда.
Программа по ручному труду 1 класс.docx
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Ручной труд»
(индивидуальное обучение на дому)
Составитель: Наумова Марина Николаевна,
учитель начальных классов (обучение детей с ОВЗ)
первой квалификационной категории 2016 – 2017 учебный год
I. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» для
учащегося 1б класса с умственной отсталостью составлена на основе авторской
программы специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида по
технологии для 1 класса: Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд – СПб.: Просвещение,
2012.
Нормативноправовые документы:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ;
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов
для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.;
по
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: Подготовительный, 1—4 классы» / Под ред. В.В. Воронковой; 6е издание.
М.: Просвещение, 2013.;
СанПиН 2.4.2.328615 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья".
адаптированным
деятельность
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.
№1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
Федеральный образовательный стандарт для умственно отсталых детей;
Примерная основная образовательная программа для умственно отсталых детей;
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) Гимназии г. Лабытнанги (14 классы) на 20162020 г. г.
В системе предметов образовательной школы курс «Ручной труд» входит в
обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и
социокультурную цели:
o воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости,
умение работать в коллективе;
o уважение к людям труда;
o получение элементарных знаний по видам труда.
Для достижения поставленных целей изучения трудового обучения необходимо
и жизненных компетенций и решение следующих
академических
формирование
практических задач:
o формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы
обработки, в зависимости от их свойств;
o коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учетом их
возрастных особенностей;
o воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
2 o ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
o предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую
последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты,
нужные для их выполнения);
o контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов,
оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной
деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а
также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Программа представлена следующими структурными элементами:
I.
II.
III.
IV.
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Ручной труд».
Содержание учебного предмета «Ручной труд» в 4 классе.
Тематическое планирование по учебному предмету «Ручной труд».
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование следующих
учебников, учебных и методических пособий:
1. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. Учебник для 1 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Просвещение, СПб. 2016 г.
2. Кузнецова Л.А. Рабочая тетрадь по ручному труду для учащихся 1 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Ч.1,2. М., Просвещение, 2016 г.
3. Кузнецова Л.А. Методическое руководство к комплекту «Ручной труд» для 1 класса. М:
«Просвещение» 2007 г.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно индивидуальному учебному плану обучения на дому учащегося 1б класса
Гимназии г. Лабытнанги в 20162017 учебном году на изучение предмета «Ручной труд»
отводится 16,5 часов (из расчета 0,5 часа в неделю, всего 33 недели).
II. Планируемые результаты освоения предмета «Ручной труд»
Личностными результатами изучения курса «Ручной труд» в 1м классе
является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями,
как члена семьи, одноклассника, друга;
проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических
нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметными результатами изучения курса «Ручной труд» в 1м классе
являются:
получение первоначальных представлений о сознательном и нравственном значении труда в
жизни человека, о мире профессий;
усвоение правил техники безопасности;
овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах,
овладение технологиями, необходимыми для социального и трудового взаимодействия;
3 уметь кратко отчитаться и оценить качество проделанной работы ("аккуратно",
овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение
умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для
полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые операции),
характеризовать материалы и инструменты, устанавливать последовательность работы;
"неаккуратно").
сформированность умений работать с разными видами материалов и инструментами,
выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
сформированность навыков самообслуживания, организационных трудовых умений
(правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила
безопасной работы и санитарногигиенические требования и т.д.);
использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических
задач.
Минимальный уровень
названия материалов, используемых для выполнения поделок (пластилин, бумага, нитки);
названия основных цветов указанных материалов;
названия операций, необходимых для обработки материала (пластилин лепят, бумагу
сгибают, нитки сплетают, вьют).
умение охарактеризовать основные свойства материалов;
организовать работу с опорой на образец изделия, показ учителем приемов работы и его
устную инструкцию;
умение сопоставить свою поделку, образец и натуральный предмет.
Достаточный уровень
название материалов, объектов работы;
использование пространственных характеристик: "вверху", "внизу", "слева", "справа", "в
центре", "в углу" при работе с листом бумаги;
умение анализировать образец с подсчетом его деталей и определением их формы;
определение места приклеивания аппликации, присоединение дополнительных деталей с
опорой на образец;
пользование предметной инструкционной картой;
самостоятельная организация работы с ножницами.
III. Содержание учебного предмета «Ручной труд»
Работа с природным материалом (2,5 ч)
Экскурсии на природу в разное время года («Цветы на клумбах», «Снежки», «Лепка
снеговика», «Иней на ветках», «Распускание почек на ветках», «Клумба весной» и др.).
Сбор листьев клена, березы, тополя. Панно из засушенных листьев «Осень», «Узор из
засушенных листьев на полосе», «Иней на ветках зимой» и др.
Работа с пластилином (4,5 ч)
Знакомство со свойствами пластилина, условиями хранения, подготовка к работе.
Упражнения в раскатывании пластилина. Изготовление бубликов, баранок.
Способ размазывания пластилина. Изготовление огурца, елочки способом размазывания
на заготовках.
Подбор пластилина по цвету. Изготовление овощей.
Изготовление способом размазывания плоской игрушки.
Лепка раскатыванием столбиков, плетенок, кренделей, батона, булочек.
Упражнения в раскатывании столбиков разной толщины (понятия «длина», «толщина»).
Изготовление улиток. Обыгрывание композиции «Семья улиток».
4 Изготовление елок, самолетов. Обыгрывание композиции «Самолеты над лесом».
Лепка шариков, орешков (скатывание шара). Повторение понятия величины (больше,
меньше, еще меньше). Обыгрывание композиции «Гусеницы на листочке».
Скатывание шара и столбика, лепка погремушки.
Лепка печенья (овсяное). Обыгрывание композиции «Печенье и пирожные для куклы».
Изготовление из столбиков лесенкизаборчика. Составление композиции «Улица».
Лепка по образцу яблока, помидора (форма шара).
Лепка по образцу предметов овальной формы (огурец, картофель, слива, банан).
Составление композиции.
Лепка:
(с
использованием природного материала), «Утенок и цыпленок», «Миска, вазочка, блюдечко».
Обыгрывание композиции «Угощение для куклы».
«Птичканевеличка»
«Мишканеваляшка»,
«Зайчикневаляшка»,
Работа с бумагой (7 ч)
Обыгрывание и наклеивание композиций: «Дождь идет», «Цветы на клумбе», «Узор на
ковре», «Осень в лесу».
Обыгрывание, наклеивание на плоских макетах композиции «Зажглись в домах
разноцветные огоньки».
Резание ножницами полосок. Изготовление цепочки, бабочки, разных узоров на панно.
Складывание основы листа. Изготовление книжки, тетрадки.
Изготовление складыванием бумаги летающих игрушек (стрела, змей, самолетик).
Изготовление открытки из сложенных квадратов.
Изготовление складыванием бумаги парусника, вертушки, вазы.
Изготовление подарка «Цветы в вазе».
Складывание — сгибание бумаги. Изготовление стаканчика, корзиночки, тюльпана
объемного.
Резание ножницами полос, квадратов по сгибу. Аппликация предметов из
геометрического материала.
Резание по кривой (разметка по шаблону).
Аппликация.
Работа с нитками (2 ч)
Сматывание клубка. Шнурок. Кисточка. Косичка.
IV. Тематическое планирование
№
Тема урока
1. Человек и труд. Урок
труда. Правила работы на
уроках труда.
Работа с пластилином
2. Приём
работы
с
3. Приём
пластилином –
размазывание. Аппликация
«Яблоко».
с
–
пластилином
раскатывание столбиков.
«Домик». «Ёлочка».
работы
Кол
во
часов
0,5
2,5
0,5
0,5
4. Приёмы
работы
с
0,5
Дата
Основные виды учебной
деятельности (на уровне БУД)
Целостный, социально
ориентированный взгляд на мир в
единстве его природной и социальной
частей
умение ориентироваться в пространстве
класса (зала, учебного помещения);
умение пользоваться учебной
мебелью, уметь выполнять
элементарные работы с пластилином;
Умение делать простейшие обобщения,
сравнивать, классифицировать на
наглядном материале; умение
договариваться и изменять свое
5 пластилином – скатывание
шара. Лепка предметов
шаровидной формы: бусы,
мяч, кукла неваляшка.
5. Лепка овощей и фруктов в
яблоко,
форме шара:
апельсин, помидор.
Лепка овощей и фруктов
овальной формы: огурец,
слива,
картофель,
виноград.
Работа с природными
материалами.
Экскурсия. Сбор
природного материала.
6.
7.
8. Наклеивание на подложку
листьев различной формы.
9. Аппликация из природных
материалов «Бабочка».
Работа с бумагой
10. Что надо знать о бумаге.
Виды и свойства бумаги.
11. Сгибание
треугольной
Изготовление
«Елочка».
12. Сгибание
бумаги
формы.
изделия
бумаги
квадратной
формы.
Складывание бумажного
стаканчика
«Поймай
пуговицу».
13. Сгибание
бумаги
прямоугольной формы.
Изготовление
наборной
линейки.
14. Приемы
резания
ножницами по прямой
линии.
Сложение
орнамента из квадратов и
треугольников.
Работа с пластилином
15. Приемы
вытягивания
одного конца столбика.
Лепка
образцу
предметов
конической
формы: морковь, свекла,
репка.
по
16. Прием сплющивания шара.
Лепка пирамидки.
0,5
0,5
1,5
0,5
0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.
Уметь выполнять элементарные
работы с природными материалами.
Умение проявлять самостоятельность в
выполнении учебных заданий;
уметь выполнять элементарные работы
с ножницами, бумагой
Умение делать простейшие обобщения,
сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
Умение принимать цели и произвольно
включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в
общем темпе;
знать названия инструментов,
необходимых на уроках ручного труда,
их устройства
Умение соотносить свои действия и их
результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности,
оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных
недочетов.
организовывать рабочее место;
6 Работа с природными
материалами
17. Изготовление ежа из
пластилина и еловой
шишки
18. Изготовление по образцу
рыбки из шишек и
пластилина
Работа с бумагой
19. Аппликация из обрывных
кусочков бумаги. «Осеннее
дерево».
20. Складывание фигурок из
«Открытка со
бумаги.
складным цветком».
Работа с пластилином
21. Приёмы работы с
пластилином –
прищипывание,
примазывание. Лепка
животных «Цыплёнок».
Работа с бумагой
22. Резание по прямым
коротким линиям.
Конструирование
«Бумажный фонарик».
23. Резание по прямым
наклонным линиям.
Конструирование
«Флажки».
Резание по прямым
длинным линиям.
Конструирование
«Бумажный цветок».
Работа с пластилином
24. Лепка по образцу рельефов
букв и цифр.
Работа с бумагой
25. Приемы
резания
ножницами по изогнутым
линиям.
Изготовление листочков из
бумаги.
26. Приемы резания по кривым
линиям. Аппликация из
смятой бумаги «Цветы в
корзине».
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Уметь выполнять элементарные
работы с клеем, бумагой.
Положительное отношение к
окружающей действительности,
способность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому
ее восприятию.
Умение адекватно
передавать информацию и отображать
предметное
содержание и условия деятельности в
речи. Умение
ориентироваться в задании,
сравнивать образец с натуральным
объектом с частичной помощью
учителя
Умение работать с учебными
принадлежностями
Уметь наблюдать, слушать и понимать
инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности и быту;
Умение обращаться за помощью и
принимать помощь
Работа с нитками
1
Уметь работать с нитками; адекватно
7 использовать ритуалы школьного
поведения (поднимать руку, вставать и
выходить изза парты и т.д.)
Положительное отношение к
окружающей действительности,
способность к организации
взаимодействия с ней.
Целостный, социально
ориентированный взгляд на мир в
единстве его природной и социальной
частей
по вопросам дать отчет о
последовательности изготовления
изделий
Умение использовать принятые
ритуалы социального взаимодействия
с учителем; вступать в контакт и
работать в коллективе (учитель –
ученик);
по вопросам дать отчет о
последовательности изготовления
изделий;
0,5
0,5
1,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
27. Наматывание ниток на
картонку. «Бабочка».
28. Изготовление кисточки из
ниток.
Работа с бумагой
29. Аппликация «Фрукты на
тарелке»
30. Вырезание из бумаги круга.
Изделие «Гусеница».
31. Вырезание из бумаги овала.
Изделие «Цыпленок в
скорлупе».
Работа с нитками
32. Инструменты для швейных
работ. Приёмы шитья.
33. Шитьё по проколам
(вертикальным,
горизонтальным и
наклонным линиям)
способом «игла вверх –
вниз».
1.
8
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Ручной труд»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Ручной труд»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Ручной труд»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Ручной труд»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Ручной труд»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Ручной труд»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Ручной труд»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Ручной труд»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.