Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» подготовительный (первый) класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
труд
Детсад
01.04.2018
I. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Ручной труд» основных задач образовательной области «Технология».
Адаптированная рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599, зарегистрирован в Минюст России 3 февраля 2015 г № 35850).
2. Письмо министерства образования и науки РФ "Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ" от 16 февраля 2015г. № ВК-333/07.
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г. № 4/15.
4. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014г.). Письмо министерства образования и науки РФ "О введении ФГОС ОВЗ" от 11 марта 2016 № ВК-452/07.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. №497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016- 2020 гг.”
6. СанПиН 2.4.22821-10 №189. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г.
7. СанПиН 2.4.3286-15 №26. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г.
Учебный предмет «Ручной труд» исключительно важен для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Главной специфической чертой уроков по ручному труду является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных компонентов личности – интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель адаптированной рабочей программы: обучение простейшим практическим знани¬ям и умениям для освоения учебного материала в дальнейшей трудовой под¬готовке и успешной социализации личности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи обучения в дополнительном первом классе:
• развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;
• получение элементарных сведений о труде в жизни человека;
• формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;
• формирование интереса к разнообразным видам труда;
• формирование элементарных знаний о некоторых поделочных материалах, их свойствах, применении;
• развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу с помощью учителя;
• развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных представлений и ориентировки, памяти, мышления, речи);
• развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);
• развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
• развитие речи;
• коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
- коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитие аналитико-синтетической деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- коррекции ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.
Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы. Отличительными особенностями отбора и построение содержания учебного материала в дополнительном первом классе являются:
1. Диагностирование знаний, умений и навыков.
В подготовительном первом классе должна решаться диагностическая задача. У умственно отсталых детей, поступающих в школу, наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и нарушение тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость целенаправленной коррекционной работы с ними и осуществления дифференцированного подхода к ним, что будет способствовать продвижению детей. Это дает учителю объективную картину уровня развития школьников и позволяет определить педагогические пути формирования у них знаний, умений и навыков.
Чтобы полнее выявить особенности познавательной, умственной деятельности, моторной и эмоционально-волевой сферы школьников используются специальные уроки, уроки-игры, которые по своему характеру отличаются от обычных обучающих уроков. На таких уроках ручного труда применяется специальный раздаточный материал в виде карт предварительного обследования, свободное самостоятельное складывание, вырезание, лепка разнообразных форм.
Тема диагностических уроков и виды работы зависят от того, что именно требуется узнать о ребенке. Наблюдая за учащимися в процессе изготовления изделия легко устанавливается:
умение организовать свою деятельность (выполняет все указания данные учителем или «соскальзывает» на более простой вид работы);
отношение к трудовой деятельности (интерес к ручному труду и его видам работы, замечает ошибки и исправляет их);
что знают дети об окружающих их предметах;
как они понимают и ориентируются в заданиях;
каковы у них представления о форме цвете, величине, пространственных отношениях в предмете;
состояние моторики (ведущая рука, степень координированности рук);
состояние эмоционально-волевой сферы (как они умеют работать и вести себя в процессе трудовой деятельности);
речевая активность (понятийный словарь, сопровождение речью предметно-практических действий, комментирование результатов соей работы и др.).
Анализ продуктов деятельности ребенка (складные фигурки, вырезанные силуэты, аппликации, вылепленные изделия и т.д.) свидетельствует не только о его ручной умелости, но и о точности восприятия, мышления, памяти, внимания и т.д.
2. Создание условий для адаптации к предстоящему обучению ручному труду.
В этот период формируются представления об окружающем природном и рукотворном предметном мире, как результате трудовой деятельности человека.
Развиваются умения наблюдать, запоминать. Ряд уроков проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе.
3. Формирование основ рациональной организации труда, которая предполагает упорядоченность действий и самодисциплину на уроках ручного труда. Ознакомление детей с основными организационными правилами, требованиями: «Подготовка и содержание своего рабочего места в порядке», «Безопасное пользование инструментами и материалами», «Поведение во время работы» и др., позволит достичь наивысших результатов в любой работе.
4. Создание условий для формирование положительной мотивации учения.
Обучение в подготовительном1 классе должно носить характер игрового и занимательного обучения и строится по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях.
Одним из эффективных средств, пробуждающих живой интерес к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, является дидактическая игра. Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Игры с образовательным уклоном дают возможность постепенного включения учащегося в успешное обучение.
Дидактические игры дают возможность решать большой спектр педагогических задач в игровой форме при обучении школьников с умственной отсталостью. Незаменимость дидактической игры в процессе обучения учащихся с интеллектуальным недоразвитием на уроках ручного труда заключается в том, что игры специально создаются с обучающими и коррекционно-развивающими целями, они способствуют развитию учащихся и более осознанному, практичному и интересному способу овладением знаниями, умениями и навыками.
Воспитание качеств, таких как целенаправленность действий, деятельность по инструкции, настойчивость и достижение цели, необходимые ребенку для обучения, мы можем дать, научив его играть, играя рисовать, лепить, конструировать. Дидактические игры на уроках ручного труда помогают учащимся в живой, непосредственной и интересной форме уточнять и закреплять представления о предмете и его свойствах и признаках (цвете, форме, величине, деталях, пространственных отношениях в предмете); развивать умение выделять сходство и различие между предметами;развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику. Также игра помогает совершенствовать восприятие, внимание, память, наблюдательность.
Предусматривается использование различных формы игр, которые могут применяться в педагогической практике школы на уроках ручного труда. Так, при решении конкретных задач, используются разнообразные группы игр, направленных на развитие анализа, наблюдательности и зрительной памяти, чувства формы цвета, пропорции и величины, глазомера; формирование способности ориентироваться в пространстве; на выработку технологических умений и навыков и др.
Используя игровые ситуации на уроках ручного труда в процессе ознакомления с различными поделочными материалами, можно повлиять на развитие слуховой чувствительности у детей. Например, при изучении бумаги, не видя ее, по шуму при ее сминании или встряхивании дети на слух определяют и называют тот или иной ее сорт. Осязая, те или иный поделочные материалы у детей развиваются тактильные ощущения.
5. Овладение школьниками доступными видами ручного труда: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками».
В целях занимательности и заинтересованности обучающихся дополнительного первого класса содержание каждого вида работы можно подчинить определенной сюжетной линии. Кроме этого можно ввести персонажи-иллюстрации, сопровождающие эти уроки. Например, в работе с бумагой таким персонажем может выступить «бумажка Бумка». Работая с природными материалами, это может быть «мужичок-Лесовичок». Овладевая работой с нитками – «Ниточки-сестрицы, разноцветные девицы». Работу с пластилином может сопровождать «Толстячок-Пластивичок». Такие персонажи-иллюстрации призваны способствовать созданию условий игровой мотивации для привлечения младших школьников к предстоящей трудовой деятельности.
6. Овладение первоначальными технико-технологическими сведениями оматериалах, используемых на уроках труда (глине, пластилине, бумаге, нитках, природных материалах).
На уроках труда первоклассники приобретают элементарные технологические знания о глине, пластилине, бумаге, нитках, природных материалах; получают сведения о назначении, применении и свойствах этих материалов. Эти знания элементарны и невелики по объему, и формируются обязательно с опорой на натуральные материалы (коллекции образцов видов бумаги, ниток, природных материалов), способствующие формированию у первоклассников как зрительного, так и тактильного восприятия.
7. Обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам.
Все дети с нарушением интеллекта, ввиду наличия дефектов в развитии, изначально затрудняются размять пластилин, согнуть, смять, оборвать или разрезать бумагу, обвести шаблон, не сдвинув его с места и др.
Особенностью программы дополнительного класса заключается в том, что в первом полугодии при выполнении изделий не используются режущие инструменты. Работа с пластилином, бумагой и нитками позволяет вначале обучать детей элементарным безорудийным приемам обработки этих материалов (сгибание, сминание, разрывание бумаги; разминание, размазывание, скатывание, сплющивание пластилина, намотка ниток на картон и др.). Это позволяет эффективно развивать точность и согласованность движений рук, дифференцированность движений пальцев, регуляцию мышечного усилия.
Начиная со второго полугодия, происходит обучение элементарным орудийным примам (резание по короткой, длинной прямой и кривой линии).
Правильное усвоение технических приемов работы имеет решающее значение в трудовом обучении, Процесс овладения разнообразными приемами обработки материалов должен носить последовательный характер, поскольку, ее нарушение приводит к неправильной сформированности у младших школьников с нарушением интеллекта трудовых умений и навыком.
В связи с этим каждый прием отрабатывается на специально подобранной группе изделий, имеющие общие черты и сходные приемы обработки того или иного материала.
8. Систематизация объектов труда, имеющие общие черты и сходные приемы обработки поделочного материала.
Учитывая, что у умственно отсталых школьников медленно формируются трудовые умения, поэтому для их овладения детям требуется неоднократное их повторение и закрепление. Реализация данной коррекционной направленности трудового обучения возможна только при наличии специально подобранных и целенаправленно сгруппированных объектов (изделий) разного содержания, но имеющие общие черты и сходные приемы обработки поделочного материала.
Так, например, подбираются группы изделий оригами, имеющие однотипные приемы сгибания и сходную последовательность складывания фигурок; приемы вырезывания отрабатываются на серии учебных заданий, выполненных из полосок, кругов и т.п.; приемы обрывания бумаги осваиваются на близких по технологическому процессу изготовления аппликациях и т.д.
9. Развитие речи, расширение словарного запаса за счет овладения технико-технологическими терминами и понятиями, характеризующими предмет и выполняемые действия.
Дети должны научиться понимать, употреблять в речи, правильно находить и отражать в изделиях представления о величине «большой-маленький-средний», «одинаковые»), форме («круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник», «круг», «овал»), протяженности («короткий», «длинный», «узкий», «широкий», «высокий», «низкий», «толстый», «тонкий»), направлениях («сверху», «снизу», «сверху», «снизу», «слева», «справа», «прямо»), пространственные отношения («посередине», «выше», «ниже», вправо от…», «влево от…..»).
10. Изготовление предметов(изделий),отвечающих познавательным, эстетическим и функциональным требованиям.
В решении этого вопроса необходимо руководствоваться учебно-воспитательными задачами, направленными на привитие у детей дополнительно первого класса способности узнавать и называть окружающие их предметы, классифицировать по группам, определять их признаки и свойства, чувствовать и понимать красоту окружающего их предметного мира, создаваемого руками человека, умения отличать «красивое» от «некрасивого».
Задания должны отвечать следующим требованиям:
задания построены по определенной системе, в основе которой лежит дидактический принцип доступности и посильности;
отбор и систематизация заданий произведена с учетом имеющихся у этих заданий общих черт и сходных приемов обработки того или иного материала;
расширять знания о предметном мире;
обеспечивать условия для формирования технологических умений и навыков.
иметь общественное значение;
не должны быть одноразовыми, носить случайный характер, а должны быть взаимосвязаны друг с другом;
объекты труда должны соответствовать эстетическим требованиям.
11.Коррекционная направленность операционно-исполнительной стороны ручного труда.
Каждое практическое умение имеет свою специфику формирования. Так, например, умение вырезать из бумаги у детей с интеллектуальным недоразвитием формируется посредством группы технических приемов (разрез по короткой, длинной и кривой линии) и способов (симметричное вырезание, тиражирование) вырезания, влияющие на коррекцию зрительно-двигательной координации, ритмичности движений.
Умение складывать из бумаги разнообразных фигурок формируется в процессе отработки технических приемов сгибания бумаги, соответствующих этой деятельности, что положительно повлияет как на коррекцию зрительно-двигательной координации, так и на развитие пространственных представлений и пространственной ориентировки.
Лепные работы предполагают формирование приемов: разминание пластилина, отщипывание кусочков пластилина, размазывание пластилина по картону, раскатывание пластилина столбиками (колбасками, жгутиками), скатывание шара из пластилина, раскатывание шара до овальной формы, вытягивание одного конца столбика (конус), вытягивание боковины шара (конус), сплющивание шара, прищипывание пластилина, примазывание пластилина). В процессе выполнения этих приемов у детей развиваются умения регулировать мышечное усилие при сжимании пластилина, дифференцировать движения рук и пальцев, осуществлять движения рук в заданном направлении (на себя от себя, по кругу).
Сматывание ниток на картонку, в клубок дает положительный коррекционный эффект в развитии пространственной ориентировки, ритмичности и плавности движений и осуществлении их в заданном направлении, регуляции мышечного усилия.
Большими коррекционными возможностями в формировании умения клеить обладает бумажная мозаика, привлекающая умственно отсталых детей своим процессом выполнения, от которого они получают удовольствие.
II. Общая характеристика курса
Предмет «Ручной труд» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Вся работа на уроках ручного труда носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельного участия при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Уроки ручного труда тесно связаны с уроками - чтение, речевая практика, изобразительное искусство, мир природы и человека, математика.
Вся работа на уроках способствует развитию самостоятельности обучаю¬щихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к выполнению элементарных трудовых поручений в школе и дома.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа, интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и создает условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Элементы проектной деятельности и работа с технологическими картами формируют у обучающихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения с помощью учителя. Трудовая деятельность воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
В методическом плане программа ориентируется на проектно-конструкторскую деятельность обучающихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и репродуктивного овладения приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приёмов и технологий. Репродуктивная деятельность на уроках занимает большое место в системе формирования практических приёмов работы. Эти приёмы представляют собой базу творчества, на основании которой ребенок получает возможность самостоятельного и обоснованного выбора, как материалов, так и способов действия.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для расширения технических и технологических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов.
III. Место учебного предмета в учебном плане
Согласно рекомендациям СанПиН для обучающихся с ОВЗ в подготовительном 1классе соблюдается ступенчатый режим обучения: сентябрь-октябрь по 3 урока; ноябрь-май по 4 урока. Все четвертые уроки в сентябре-октябре проводятся в нетрадиционной форме (уроки-экскурсии, уроки-соревнования, уроки-путешествия и т.д.). Таким образом, в соответствии с расписанием уроков в подготовительном1 классе на 2017-2018 уч.г. отведено: 64ч.
Учебные четверти Количество часов
на проведение
традиционных уроков Количество часов
на проведение нетрадиционных уроков
I 8 9
II 14 0
III 19 0
IV 14 0
Итого 64
Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы по ручному труду относятся:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• формирование простых общетрудовых потребностей;
• формирование интереса (мотивации) к ручному труду;
• формирование умений обращаться за помощью и принимать помощь;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения на уроках ручного труда;
• осуществление пошагового контроля своих действий под руководством учителя;
Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный:
Минимальный уровень Достаточный уровень
Рациональная организация труда с помощью учителя. Рациональная организация труда.
Названия основных инструментов, необходимых на уроках ручного труда с помощью учителя. Названия основных инструментов и приспособлений, необходимых на уроках ручного труда.
Использование правил безопасности на уроках ручного труда с использованием инструментов и приспособлений с помощью учителя. Использование правил безопасности на уроках ручного труда с использованием инструментов и приспособлений.
Соблюдение санитарно-гигиенические требований при выполнении трудовых работ с помощью учителя. Соблюдение санитарно-гигиенические требований при выполнении трудовых работ.
Составление отчета по вопросам о последовательности выполнения простого, хорошо знакомого изделия с помощью учителя. Составление отчета о последовательности выполнения простого, хорошо знакомого изделия .
Выполнение предметно-манипулятивных действий и действий по подражанию с помощью учителя. Выполнение предметно-манипулятивных действий и действий по образцу.
Выделение предметов по образцу и инструкции учителя. Выделение предметов и их деталей по образцу и инструкции учителя.
Повторение за учителем анализа образца изделия. Повторение за учителем анализа образца изделия, участие в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя.
Пооперационное выполнение работы по подражанию за учителем и опорой на образец. Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления.
Четкие односложные ответы на вопросы учителя. Полные ответы на вопросы учителя.
Оценка изделии – «хорошо», «плохо». Оценка изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т. д.).
Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных изделий с помощью учителя. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий .
Анализирование формы предметов (плоских и объемных) с помощью учителя. Анализирование формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством учителя: узнавание, показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг).
В подготовительном1 классе безотметочная система обучения, учитель проводит качественную оценку личностных и предметных результатов освоения учебного предмета обучающимися.
Y.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа «Технология. Ручной труд» в подготовительном первом классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений по ручной обработке наиболее доступных для умственно отсталых обучающихся материалов (пластилин, глина, бумага, нитки, природные материалы).
Обучение ручному труду в подготовительном первом классе предполагает следующие виды: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками».
Систематическому обучению ручному труду предшествует адаптационный период, включающий в себя диагностирование знаний и умений в области ручного труда и формирование представлений об окружающем природном мире и особенностях уроков труда в школе.
«Адаптационный период»
Диагностирование знаний, умений и навыков у школьников
Свободное самостоятельное складывание, вырезание, лепка разнообразных форм.
«Предметы природного и рукотворного мира». «Урок труда в школе»
Предметы природного мира (цветы, плоды, грибы, насекомые, рыбы, птицы, животные, человек). Природа источник фантазии мастера (образцы предметов природного мира, сделанные из разных поделочных материалов – грибы, овощи, фрукты из пластилина; цветы, птицы, животные из бумаги; ягоды из ниток и т.д.).
Урок труда и его особенности. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда.
Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на уроках труда.
«Систематическое обучение ручному труду»
«Работа с глиной и пластилином»
Организация рабочего места при выполнении лепных работ.
Пластилин-материал ручного труда. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.
Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма). Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д.
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.
Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.
Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «прищипывание», «примазывание» (объемные изделия).
Комбинированные работы: бумага и пластилин.
«Работа с природными материалами»
Организация рабочего места работе с природными материалами.
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов).
Способы соединения деталей (пластилин).
Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойства листьев (цвет, форма, засушенные листья - хрупкие). Соединение деталей (с помощью пластилина).
Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия). Свойства еловых шишек (форма, цвет и др.). Соединение деталей изделия (с помощью пластилина).
Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.
«Работа с бумагой»
Организация рабочего места при работе с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная).
Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал).
Свойства бумаги (мнется, рвется, сгибается, режется, клеится, окрашивается, впитывает влагу и др.).
Инструменты (ножницы) и материалы (клей) для работы с бумагой.
Способы работы с бумагой (плоскостной, полуобъемный, объемный)).
Виды работы с бумагой:
аппликация (плоскостная, бумажная мозаика, полуобъемная);
вырезание из бумаги геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник);
конструирование способом складывания фигурок (Оригами).
Складывание фигурок из бумаги Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Соединение оборванных элементов (наклеивание). Правила работы с клеем и кистью.
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.
Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц.
Приемы резания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»;
Способы вырезания: симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам орнаментальных и предметных изображений.
Использование вырезанных элементов, деталей в аппликации и конструировании.
Конструирование из бумаги. Плоскостное конструирование из вырезанных полосок (плетение из полос).
Объемное конструирование из вырезанных полос.
Конструирование на основе готовых кругов.
Разметка бумаги. Разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
«Работа с нитками»
Элементарные сведения о нитках(откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками.
Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, цветы, кисточки).
Комбинированные работы: нитки и бумага.
YI.Календарно-тематическое планирование (приложение)
YII.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Освоение учебного предмета «Ручной труд» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Демонстрационные и печатные пособия:
• магнитная доска;
• наборное полотно;
• серии сюжетных картинок «Времена года», «Огород», «Сад» и другие;
• наборы родо-видовых предметных картинок;;
• муляжи овощей, фруктов;
• строительный материал (кубики);
• геометрические тела;
• детские игрушки: кукла, пирамидка, машинка, солдатики и другие;
• геометрическое лото;
• игры на печатной основе «Что бывает круглое?», «Цвет, форма, величина» и другие;
• образцы изделий (согласно тематике уроков);
• поэтапные планы (схематические карты) изготовления изделий (согласно тематике уроков);
• шаблоны и заготовки (согласно тематике уроков);
• учебные таблицы «Работа с пластилином», «Виды тканей» и другие.
Технические средства обучения:
• ноутбук;.
Интернет-ресурсы и другие электронных информационных источники, обучающих, справочно - информационных, контролирующих компьютерных программ.
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru
• Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru
• Портал «Российское образование» http://www.edu.ru
• Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
• Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
• Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru
• Издательство УМК «Гармония» http://www.umk-garmoniya.ru
• "Страна мастеров"http://stranamasterov.ru
• Виртуальная школа http://vschool.km.ru
• Начальная школа - детям, родителям, учителям. http://www.nachalka.com/
• Видеоролики о народных промыслах.
Учебно-методический комплекс:
Для обучающихся Для учителя
Учебник: Технология Ручной труд для 1 класса СК (О) У YIII Л.А.Кузнецова
Москва «Просвещение» 2012
Т. М. Геронимус «Я все умею делать сам». М. Владос 2001.
Л.А. Кузнецова «Технология. Ручной труд», М. Просвещение, 2012.
Е. Аргамонова – Симпатичные самоделки из природных материалов. М.. 2013.
Рей Гибсон и Дженни Тайлер - Делай и играй в веселые игры. Поделки из кусочков бумаги. М., 2012.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии: 1 класс.М., 2014.
Материалы для обучающихся:
• альбомы;
• бумага формата А4, А3;
• карандаши простые;
• карандаши цветные;
• фломастеры;
• бумага цветная;
• картон цветной;
• клей-карандаш;
• пластилин;
• нитки вязальные;
• ножницы с закругленными концами;
• линейка;
• природный материал (листья деревьев и кустарников, веточки и др.);
• детские строительные кубики.Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Ручной труд»
подготовительный (первый) класс
+АРП по ручному труду доп.1кл 2018.doc
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
«Школаинтернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Отрадный»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ
школыинтерната г. о. Отрадный
_______________/________________
«____»______20___г.
РАССМОТРЕНО И
РЕКОМЕНДОВАНО
МО учителей начальных классов
Протокол № ___ от «___»______20____г.
Руководитель МО __________/__________/
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
______________/____________
«____»______20____ г.
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Ручной труд»
подготовительный (первый) класс
Составитель
учитель начальных классов
Кудряшова Р.Н.
1 I.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию средствами
предмета «Ручной труд» основных задач образовательной области «Технология».
Адаптированная рабочая программа составлена на основании нормативно
правовых документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден
приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599, зарегистрирован в Минюст России 3
февраля 2015 г № 35850).
2. Письмо министерства образования и науки РФ "Об организации работы по
введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ" от 16 февраля 2015г. № ВК333/07.
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),
одобренная решением федерального учебнометодического объединения по общему
образованию от 22.12.2015г. № 4/15.
4. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской
психологопедагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ
для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014г.). Письмо министерства
образования и науки РФ "О введении ФГОС ОВЗ" от 11 марта 2016 № ВК452/07.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. №497
“О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 2020 гг.”
СанПиН 2.4.2282110 №189. Постановление Главного государственного
6.
7.
санитарного врача РФ от 10.07.2015г.
СанПиН 2.4.328615 №26. Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.2010г.
Учебный предмет «Ручной труд» исключительно важен для развития
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Главной
специфической чертой уроков по ручному труду является то, что они строятся на
уникальной психологической и дидактической базе – предметнопрактической
деятельности, которая обеспечивает реальное включение в образовательный процесс
различных компонентов личности – интеллектуального, эмоциональноэстетического,
духовнонравственного, физического в их единстве, что создает условия для гармонизации
развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель адаптированной рабочей программы: обучение простейшим практическим
знаниям и умениям для освоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке и
успешной социализации личности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Задачи обучения в дополнительном первом классе:
развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;
2 формирование интереса к разнообразным видам труда;
формирование элементарных знаний о некоторых поделочных материалах, их
развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и
развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения,
получение элементарных сведений о труде в жизни человека;
формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте
в нём человека;
свойствах, применении;
контролировать свою работу с помощью учителя;
представлений и ориентировки, памяти, мышления, речи);
классификации, обобщения);
практических умений;
развитие речи;
коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных
особенностей, которая предусматривает:
коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие
между предметами;
развитие аналитикосинтетической деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
коррекции ручной моторики; улучшение зрительнодвигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразного трудового материала.
Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях
работы. Отличительными особенностями отбора и построение содержания учебного
материала в дополнительном первом классе являются:
1.
Диагностирование знаний, умений и навыков.
В подготовительном первом классе должна решаться диагностическая задача. У
умственно отсталых детей, поступающих в школу, наблюдается не только функциональная
незрелость головного мозга, но и нарушение тех или иных его отделов, что обусловливает
необходимость целенаправленной коррекционной работы с ними и осуществления
дифференцированного подхода к ним, что будет способствовать продвижению детей. Это
дает учителю объективную картину уровня развития школьников и позволяет определить
педагогические пути формирования у них знаний, умений и навыков.
Чтобы полнее выявить особенности познавательной, умственной деятельности,
моторной и эмоциональноволевой сферы школьников используются специальные уроки,
урокиигры, которые по своему характеру отличаются от обычных обучающих уроков. На
таких уроках ручного труда применяется специальный раздаточный материал в виде карт
предварительного обследования, свободное самостоятельное складывание, вырезание,
лепка разнообразных форм.
Тема диагностических уроков и виды работы зависят от того, что именно требуется
узнать о ребенке. Наблюдая за учащимися в процессе изготовления изделия легко
устанавливается:
умение организовать свою деятельность (выполняет все указания данные учителем
или «соскальзывает» на более простой вид работы);
отношение к трудовой деятельности (интерес к ручному труду и его видам работы,
замечает ошибки и исправляет их);
3
что знают дети об окружающих их предметах;
как они понимают и ориентируются в заданиях;
каковы у них представления о форме цвете, величине, пространственных
отношениях в предмете;
состояние моторики (ведущая рука, степень координированности рук);
состояние эмоциональноволевой сферы (как они умеют работать и вести себя в
процессе трудовой деятельности);
речевая активность (понятийный словарь, сопровождение речью предметно
практических действий, комментирование результатов соей работы и др.).
Анализ продуктов деятельности ребенка (складные фигурки, вырезанные силуэты,
аппликации, вылепленные изделия и т.д.) свидетельствует не только о его ручной
умелости, но и о точности восприятия, мышления, памяти, внимания и т.д.
2.
В этот период формируются представления об окружающем природном и
рукотворном предметном мире, как результате трудовой деятельности человека.
Развиваются умения наблюдать, запоминать. Ряд уроков проводятся на улице в
форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе.
Создание условий для адаптации к предстоящему обучению ручному труду.
Создание условий для формирование положительной мотивации учения.
Формирование основ рациональной организации труда, которая предполагает
3.
упорядоченность действий и самодисциплину на уроках ручного труда. Ознакомление
детей с основными организационными правилами, требованиями:
«Подготовка и
содержание своего рабочего места в порядке», «Безопасное пользование инструментами и
материалами», «Поведение во время работы» и др., позволит достичь наивысших
результатов в любой работе.
4.
Обучение в подготовительном1 классе должно носить характер игрового и
занимательного обучения и строится по типу занятий, проводимых в дошкольных
учреждениях.
Одним из эффективных средств, пробуждающих живой интерес к учебному предмету,
наряду с другими методами и приемами, является дидактическая игра. Дидактические
игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Игры с образовательным
уклоном дают возможность постепенного включения учащегося в успешное обучение.
Дидактические игры дают возможность решать большой спектр педагогических задач
в игровой форме при обучении школьников с умственной отсталостью. Незаменимость
дидактической игры в процессе обучения учащихся с интеллектуальным недоразвитием на
уроках ручного труда заключается в том, что игры специально создаются с обучающими и
коррекционноразвивающими целями, они способствуют развитию учащихся и более
осознанному, практичному и интересному способу овладением знаниями, умениями и
навыками.
Воспитание качеств, таких как целенаправленность действий, деятельность по
инструкции, настойчивость и достижение цели, необходимые ребенку для обучения, мы
можем дать, научив его играть, играя рисовать, лепить, конструировать. Дидактические
игры на уроках ручного труда помогают учащимся в живой, непосредственной и
интересной форме уточнять и закреплять представления о предмете и его свойствах и
признаках (цвете, форме, величине, деталях, пространственных отношениях в предмете);
развивать умение выделять сходство и различие между предметами;развивать глазомер,
координацию движений рук и глаз, мелкую моторику. Также игра помогает
совершенствовать восприятие, внимание, память, наблюдательность.
Предусматривается использование различных формы игр, которые могут
применяться в педагогической практике школы на уроках ручного труда. Так, при решении
4
конкретных задач, используются разнообразные группы игр, направленных на развитие
анализа, наблюдательности и зрительной памяти, чувства формы цвета, пропорции и
величины, глазомера; формирование способности ориентироваться в пространстве; на
выработку технологических умений и навыков и др.
Используя игровые ситуации на уроках ручного труда в процессе ознакомления с
различными поделочными материалами, можно повлиять на развитие слуховой
чувствительности у детей. Например, при изучении бумаги, не видя ее, по шуму при ее
сминании или встряхивании дети на слух определяют и называют тот или иной ее сорт.
Осязая, те или иный поделочные материалы у детей развиваются тактильные ощущения.
Овладение школьниками доступными видами ручного труда: «Работа с глиной
5.
и пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с
нитками».
В целях занимательности и заинтересованности обучающихся дополнительного первого
класса содержание каждого вида работы можно подчинить определенной сюжетной линии.
Кроме этого можно ввести персонажииллюстрации, сопровождающие эти уроки.
Например, в работе с бумагой таким персонажем может выступить «бумажка Бумка».
Работая с природными материалами, это может быть «мужичокЛесовичок». Овладевая
работой с нитками – «Ниточкисестрицы, разноцветные девицы». Работу с пластилином
может сопровождать «ТолстячокПластивичок». Такие персонажииллюстрации призваны
способствовать созданию условий игровой мотивации для привлечения младших
школьников к предстоящей трудовой деятельности.
Овладение первоначальными техникотехнологическими сведениями
6.
оматериалах, используемых на уроках труда (глине, пластилине, бумаге, нитках,
природных материалах).
На уроках труда первоклассники приобретают элементарные технологические знания о
глине, пластилине, бумаге, нитках, природных материалах; получают сведения о
назначении, применении и свойствах этих материалов. Эти знания элементарны и невелики
по объему, и формируются обязательно с опорой на натуральные материалы (коллекции
образцов видов бумаги, ниток, природных материалов), способствующие формированию у
первоклассников как зрительного, так и тактильного восприятия.
7.
Все дети с нарушением интеллекта, ввиду наличия дефектов в развитии, изначально
затрудняются размять пластилин, согнуть, смять, оборвать или разрезать бумагу, обвести
шаблон, не сдвинув его с места и др.
Особенностью программы дополнительного класса заключается в том, что в первом
полугодии при выполнении изделий не используются режущие инструменты. Работа с
пластилином, бумагой и нитками позволяет вначале обучать детей элементарным
безорудийным приемам обработки этих материалов (сгибание, сминание, разрывание
бумаги; разминание, размазывание, скатывание, сплющивание пластилина, намотка ниток
на картон и др.). Это позволяет эффективно развивать точность и согласованность
движений рук, дифференцированность движений пальцев, регуляцию мышечного усилия.
Начиная со второго полугодия, происходит обучение элементарным орудийным
примам (резание по короткой, длинной прямой и кривой линии).
Правильное усвоение технических приемов работы имеет решающее значение в трудовом
обучении, Процесс овладения разнообразными приемами обработки материалов должен
носить последовательный характер, поскольку, ее нарушение приводит к неправильной
сформированности у младших школьников с нарушением интеллекта трудовых умений и
навыком.
В связи с этим каждый прием отрабатывается на специально подобранной группе
изделий, имеющие общие черты и сходные приемы обработки того или иного материала.
Обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам.
5 Систематизация объектов труда, имеющие общие черты и сходные приемы
8.
обработки поделочного материала.
Учитывая, что у умственно отсталых школьников медленно формируются трудовые
умения, поэтому для их овладения детям требуется неоднократное их повторение и
закрепление. Реализация данной коррекционной направленности трудового обучения
возможна только при наличии специально подобранных и целенаправленно
сгруппированных объектов (изделий) разного содержания, но имеющие общие черты и
сходные приемы обработки поделочного материала.
Так, например, подбираются группы изделий оригами, имеющие однотипные
приемы сгибания и сходную последовательность складывания фигурок; приемы
вырезывания отрабатываются на серии учебных заданий, выполненных из полосок, кругов и
т.п.; приемы обрывания бумаги осваиваются на близких по технологическому процессу
изготовления аппликациях и т.д.
Развитие речи, расширение словарного запаса за счет овладения технико
9.
технологическими терминами и понятиями, характеризующими предмет и выполняемые
действия.
Дети должны научиться понимать, употреблять в речи, правильно находить и отражать в
изделиях представления о величине «большоймаленькийсредний», «одинаковые»), форме
(«круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник», «круг», «овал»), протяженности
(«короткий», «длинный», «узкий», «широкий», «высокий», «низкий», «толстый»,
«тонкий»), направлениях («сверху», «снизу», «сверху», «снизу», «слева», «справа»,
«прямо»), пространственные отношения («посередине», «выше», «ниже», вправо от…»,
«влево от…..»).
10.
и функциональным требованиям.
В решении этого вопроса необходимо руководствоваться учебновоспитательными
задачами, направленными на привитие у детей дополнительно первого класса способности
узнавать и называть окружающие их предметы, классифицировать по группам, определять
их признаки и свойства, чувствовать и понимать красоту окружающего их предметного
мира, создаваемого руками человека, умения отличать «красивое» от «некрасивого».
Задания должны отвечать следующим требованиям:
Изготовление предметов(изделий),отвечающих познавательным, эстетическим
задания построены по определенной системе, в основе которой лежит
дидактический принцип доступности и посильности;
отбор и систематизация заданий произведена с учетом имеющихся у этих заданий
общих черт и сходных приемов обработки того или иного материала;
расширять знания о предметном мире;
обеспечивать условия для формирования технологических умений и навыков.
иметь общественное значение;
не должны быть одноразовыми, носить случайный характер, а должны быть
взаимосвязаны друг с другом;
объекты труда должны соответствовать эстетическим требованиям.
11.Коррекционная направленность операционноисполнительной стороны ручного
труда.
Каждое практическое умение имеет свою специфику формирования. Так, например,
умение вырезать из бумаги у детей с интеллектуальным недоразвитием формируется
посредством группы технических приемов (разрез по короткой, длинной и кривой линии) и
способов (симметричное вырезание, тиражирование) вырезания, влияющие на коррекцию
зрительнодвигательной координации, ритмичности движений.
Умение складывать из бумаги разнообразных фигурок формируется в процессе
отработки технических приемов сгибания бумаги, соответствующих этой деятельности,
6
что положительно повлияет как на коррекцию зрительнодвигательной координации, так и
на развитие пространственных представлений и пространственной ориентировки.
Лепные работы предполагают формирование приемов: разминание пластилина,
отщипывание кусочков пластилина, размазывание пластилина по картону, раскатывание
пластилина столбиками (колбасками, жгутиками), скатывание шара из пластилина,
раскатывание шара до овальной формы, вытягивание одного конца столбика (конус),
вытягивание боковины шара (конус), сплющивание шара, прищипывание пластилина,
примазывание пластилина). В процессе выполнения этих приемов у детей развиваются
умения регулировать мышечное усилие при сжимании пластилина, дифференцировать
движения рук и пальцев, осуществлять движения рук в заданном направлении (на себя от
себя, по кругу).
Сматывание ниток на картонку, в клубок дает положительный коррекционный эффект
в развитии пространственной ориентировки, ритмичности и плавности движений и
осуществлении их в заданном направлении, регуляции мышечного усилия.
Большими коррекционными возможностями в формировании умения клеить обладает
бумажная мозаика, привлекающая умственно отсталых детей своим процессом
выполнения, от которого они получают удовольствие.
II.
Общая характеристика курса
Предмет «Ручной труд» входит в обязательную часть адаптированной основной
общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с
санитарноэпидемиологическими правилами и нормами.
Вся работа на уроках ручного труда носит целенаправленный характер,
способствует развитию самостоятельного участия при выполнении трудовых заданий,
подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных
мастерских.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков
познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной
ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Уроки ручного труда тесно связаны с уроками чтение, речевая практика,
изобразительное искусство, мир природы и человека, математика.
Вся работа на уроках способствует развитию самостоятельности обучающихся
при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к выполнению элементарных
трудовых поручений в школе и дома.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом
возрастных и психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа, интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует
целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико
ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в
интеллектуальнопрактической деятельности младших школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и создает условия для развития их
инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Элементы проектной деятельности и работа с технологическими картами
формируют у обучающихся умения ставить и принимать задачу, планировать
последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения
с помощью учителя. Трудовая деятельность воспитывает трудолюбие и закладывает
прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные
практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
В методическом плане программа ориентируется на проектноконструкторскую
деятельность обучающихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и
7 репродуктивного овладения приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе
сознательного и творческого использования приёмов и технологий. Репродуктивная
деятельность на уроках занимает большое место в системе формирования практических
приёмов работы. Эти приёмы представляют собой базу творчества, на основании которой
ребенок получает возможность самостоятельного и обоснованного выбора, как материалов,
так и способов действия.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
практикоориентированная направленность содержания обучения;
применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных
предметов для расширения технических и технологических задач;
применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних
трудовых обязанностей.
Программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний,
овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта
практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов.
III.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно рекомендациям СанПиН для обучающихся с ОВЗ в подготовительном
1классе соблюдается ступенчатый режим обучения: сентябрьоктябрь по 3 урока; ноябрь
май по 4 урока. Все четвертые уроки в сентябреоктябре проводятся в нетрадиционной
форме (урокиэкскурсии, урокисоревнования, урокипутешествия и т.д.). Таким образом,
в соответствии с расписанием уроков в подготовительном1 классе на 20172018 уч.г.
отведено: 64ч.
Учебные четверти
Количество часов
на проведение
Количество часов
на проведение
традиционных уроков
нетрадиционных уроков
I
II
III
IV
Итого 64
8
14
19
14
9
0
0
0
Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную
тему, определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития
обучающихся, уровня их знаний и умений.
IV.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы по
ручному труду относятся:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
формирование простых общетрудовых потребностей;
формирование интереса (мотивации) к ручному труду;
формирование умений обращаться за помощью и принимать помощь;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения на уроках ручного труда;
осуществление пошагового контроля своих действий под руководством учителя;
Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения
предметными результатами минимальный и достаточный:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
8 основных
Рациональная организация труда с помощью
учителя.
инструментов,
Названия
необходимых на уроках ручного труда с
помощью учителя.
Использование правил безопасности на
уроках ручного труда с использованием
инструментов и приспособлений с помощью
учителя.
санитарногигиенические
Соблюдение
требований при выполнении трудовых работ
с помощью учителя.
Составление отчета по вопросам о
последовательности выполнения простого,
хорошо знакомого изделия с помощью
учителя.
предметноманипулятивных
Выполнение
действий и действий по подражанию с
помощью учителя.
Выделение предметов по образцу и
инструкции учителя.
Повторение за учителем анализа образца
изделия.
Пооперационное выполнение работы по
подражанию за учителем и опорой на
образец.
Четкие односложные ответы на вопросы
учителя.
Оценка изделии – «хорошо», «плохо».
Пространственная
ориентировка при
выполнении плоскостных изделий с
помощью учителя.
Анализирование
(плоских и объемных) с помощью учителя.
формы предметов
Рациональная организация труда.
Названия основных инструментов и
приспособлений, необходимых на уроках
ручного труда.
Использование правил безопасности на
уроках ручного труда с использованием
инструментов и приспособлений.
санитарногигиенические
Соблюдение
требований при выполнении трудовых
работ.
Составление отчета о последовательности
выполнения простого, хорошо знакомого
изделия .
Выполнение
действий и действий по образцу.
предметноманипулятивных
Выделение предметов и их деталей по
образцу и инструкции учителя.
Повторение за учителем анализа образца
изделия, участие в коллективном анализе
образца изделия по вопросам учителя.
Пооперационное выполнение работы по
словесной инструкции учителя с показом
приемов изготовления.
Полные ответы на вопросы учителя.
Оценка изделия (аккуратное, красивое,
похоже на образец и т. д.).
Пространственная
ориентировка при
выполнении плоскостных и объемных
изделий .
Анализирование формы предметов (плоских
и объемных) с помощью и под руководством
учителя: узнавание, показ и называние
основных
форм
(треугольник, квадрат, круг).
геометрических
В подготовительном1 классе безотметочная система обучения, учитель проводит
качественную оценку личностных и предметных результатов освоения учебного предмета
обучающимися.
Y.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа «Технология. Ручной труд» в подготовительном первом классе определяет
содержание и уровень основных знаний и умений по ручной обработке наиболее доступных
для умственно отсталых обучающихся материалов (пластилин, глина, бумага, нитки,
природные материалы).
9 Обучение ручному труду в подготовительном первом классе предполагает следующие
виды: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с природными
материалами», «Работа с нитками».
Систематическому обучению ручному труду предшествует адаптационный период,
включающий в себя диагностирование знаний и умений в области ручного труда и
формирование представлений об окружающем природном мире и особенностях уроков
труда в школе.
«Адаптационный период»
Диагностирование знаний, умений и навыков у школьников
Свободное самостоятельное складывание, вырезание, лепка разнообразных форм.
«Предметы природного и рукотворного мира». «Урок труда в школе»
Предметы природного мира (цветы, плоды, грибы, насекомые, рыбы, птицы, животные,
человек). Природа источник фантазии мастера (образцы предметов природного мира,
сделанные из разных поделочных материалов – грибы, овощи, фрукты из пластилина;
цветы, птицы, животные из бумаги; ягоды из ниток и т.д.).
Урок труда и его особенности. Материалы и инструменты, используемые на уроках
ручного труда.
Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации
рабочего места на уроках труда.
«Систематическое обучение ручному труду»
«Работа с глиной и пластилином»
Организация рабочего места при выполнении лепных работ.
Пластилинматериал ручного труда. Как правильно обращаться с пластилином.
Инструменты для работы с пластилином.
Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет,
форма). Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и
т.д.
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с
пластилином. Инструменты для работы с пластилином.
Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным предмет создается
из отдельных частей;
пластическим лепка из целого куска, когда все части
вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным объединяющим
лепку из отдельных частей и целого куска.
конусообразную и шарообразную форму.
Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по
картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из
пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание
одного конца столбика», «сплющивание», «прищипывание», «примазывание» (объемные
изделия).
Комбинированные работы: бумага и пластилин.
«Работа с природными материалами»
Организация рабочего места работе с природными материалами.
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды
природных материалов).
Способы соединения деталей (пластилин).
Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация, объемные изделия).
Свойства листьев (цвет, форма, засушенные листья хрупкие). Соединение деталей (с
помощью пластилина).
Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую,
10 Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия). Свойства еловых
шишек (форма, цвет и др.). Соединение деталей изделия (с помощью пластилина).
Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.
«Работа с бумагой»
Организация рабочего места при работе с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для
письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная).
Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал).
Свойства бумаги (мнется, рвется, сгибается, режется, клеится, окрашивается, впитывает
влагу и др.).
Инструменты (ножницы) и материалы (клей) для работы с бумагой.
Способы работы с бумагой (плоскостной, полуобъемный, объемный)).
Виды работы с бумагой:
аппликация (плоскостная, бумажная мозаика, полуобъемная);
вырезание из бумаги геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник);
конструирование способом складывания фигурок (Оригами).
Способы вырезания: симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам
Складывание фигурок из бумаги Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника
пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»;
«сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от
листа бумаги (бумажная мозаика). Соединение оборванных элементов (наклеивание).
Правила работы с клеем и кистью.
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях
бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.
Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц.
Приемы резания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой
наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»;
«разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»;
орнаментальных и предметных изображений.
Использование вырезанных элементов, деталей в аппликации и конструировании.
Конструирование из бумаги. Плоскостное конструирование из вырезанных полосок
(плетение из полос).
Объемное конструирование из вырезанных полос.
Конструирование на основе готовых кругов.
Разметка бумаги. Разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с
шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг,
овал).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью.
Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей
(щелевой замок).
«Работа с нитками»
Элементарные сведения о нитках(откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства
ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками.
Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, цветы, кисточки).
Комбинированные работы: нитки и бумага.
11
YI.Календарнотематическое планирование (приложение)
YII.Материальнотехническое обеспечение образовательной
деятельности
Освоение учебного предмета «Ручной труд» предполагает использование
демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания
материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
магнитная доска;
наборное полотно;
серии сюжетных картинок «Времена года», «Огород», «Сад» и другие;
наборы родовидовых предметных картинок;;
муляжи овощей, фруктов;
строительный материал (кубики);
геометрические тела;
детские игрушки: кукла, пирамидка, машинка, солдатики и другие;
геометрическое лото;
игры на печатной основе «Что бывает круглое?», «Цвет, форма, величина» и
Демонстрационные и печатные пособия:
другие;
образцы изделий (согласно тематике уроков);
поэтапные планы (схематические карты) изготовления изделий (согласно
тематике уроков);
шаблоны и заготовки (согласно тематике уроков);
учебные таблицы «Работа с пластилином», «Виды тканей» и другие.
Технические средства обучения:
ноутбук;.
Интернетресурсы и другие электронных информационных источники,
обучающих, справочно информационных, контролирующих компьютерных
программ.
общего и начального профессионального образования http
. edu
collection
. ru
. en . edu
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений
. ru
. school
:// www
:// www
Естественнонаучный образовательный портал http
. edu
Портал «Российское образование» http
. ru
:// www
. ru
:// www
Российский общеобразовательный портал http
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
Портал «ИКТ в образовании» http
Издательство УМК «Гармония» http
"Страна мастеров"http://stranamasterov.ru
Виртуальная школа http://vschool.km.ru
Начальная школа детям, родителям, учителям. http://www.nachalka.com/
. ru
garmoniya
. school
. edu
:// www
. ict . edu
. umk
:// www
. ru
Видеоролики о народных промыслах.
Учебнометодический комплекс:
12
Для обучающихся
Учебник: Технология Ручной труд для 1
класса СК (О) У YIII Л.А.Кузнецова
Москва «Просвещение» 2012
Для учителя
Т. М. Геронимус «Я все умею делать сам».
М. Владос 2001.
Л.А. Кузнецова «Технология. Ручной труд»,
М. Просвещение, 2012.
Е. Аргамонова – Симпатичные самоделки из
природных материалов. М.. 2013.
Рей Гибсон и Дженни Тайлер Делай и
играй в веселые игры. Поделки из кусочков
бумаги. М., 2012.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг
И.П. Уроки технологии: 1 класс.М., 2014.
Материалы для обучающихся:
альбомы;
бумага формата А4, А3;
карандаши простые;
карандаши цветные;
фломастеры;
бумага цветная;
картон цветной;
клейкарандаш;
пластилин;
нитки вязальные;
ножницы с закругленными концами;
линейка;
природный материал (листья деревьев и кустарников, веточки и др.);
детские строительные кубики.
13 14
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» подготовительный (первый) класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» подготовительный (первый) класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» подготовительный (первый) класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» подготовительный (первый) класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» подготовительный (первый) класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» подготовительный (первый) класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» подготовительный (первый) класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» подготовительный (первый) класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» подготовительный (первый) класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» подготовительный (первый) класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» подготовительный (первый) класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» подготовительный (первый) класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» подготовительный (первый) класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» подготовительный (первый) класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.