МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»
РУБРИКА:
«Эффективные педагогические практики формирования функциональной грамотности в учреждениях дополнительного образования»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ РУБРИКИ
«Эффективные методики развития креативного мышления у обучающихся учреждений дополнительного образования»
Подготовила:
Пыжова Наталья Андреевна, Педагог дополнительного образования
г. Докучаевск, 2025 г.
Адаптированные материалы
для учащихся кружка вязания крючком с использованием
ТРИЗ.
Материалы включают рабочие листы, задания и карты идей.
1. Рабочий лист "Я - маленький изобретатель!"
Цель: Познакомить детей с основами ТРИЗ и научить их определять проблемы и находить решения.
Форма рабочего листа:
- Вопросы для размышления:
- Какое изделие я хочу сделать?
- Какие трудности могут возникнуть при создании этого изделия?
- Какие идеи я могу предложить для решения этих трудностей?
Пример:
- Изделие: Шарфик
- Возможные трудности: Неправильный расчет длины, запутывание нитки
- Идеи для решения: Использовать линейку для измерения, хранить нитку в специальном контейнере.
2. Карта идей "Новая идея — новое решение"
Цель: Развивать креативное мышление и умение генерировать идеи.
Форма карты:
- В центре написать проблему (например, "Неправильный узор").
- От центрального круга отводить стрелочки к разным решениям:
- Использовать другой узор.
- Попросить помощи у друга.
- Изменить цвет пряжи.
- Поиграть с текстурой.
3. Игровое задание "Что если?"
Цель: Определить альтернативные решения для ситуации.
Форма задания:
- Группа детей выбирает проблему (например, "Я не могу найти нужный цвет ниток").
- Педагог предлагает использовать метод "Что если?" и каждый ученик должен придумать по 2-3 решения:
- Что если я смешаю несколько цветов?
- Что если я попрошу одноклассника поделиться нитками?
- Что если я выберу другой материал?
4. Шаблон для проектирования "Вяжем с ТРИЗ"
Цель: Помочь учащимся спланировать своё изделие с учетом выявленных проблем.
Форма шаблона:
1. Название изделия:
2. Мои материалы (что я собираюсь использовать):
3. Проблемы, которые я могу встретить:
4. Решения для этих проблем:
5. Шаги для выполнения:
- Этап 1:
- Этап 2:
- Этап 3:
5. Инфографика "Как стать супер-изобретателем!"
Цель: Визуально представить ключевые моменты ТРИЗ.
Содержимое:
- Знай свои проблемы!
- Ищи решения!
- Пробуй новые идеи!
- Делай отрывки и принимай ошибки!
- Верь в свои силы!
6. Творческий конкурс "ТРИЗ-VAR! (Вязание-Узоры)"
Цель: Применение методов ТРИЗ на практике с элементом игрового соревнования.
Описание конкурса:
- Участники делятся на команды.
- Каждой команде даются различные задания, например, создать узор на основе предложенной идеи (например, "узор с использованием только одним цветом").
- Каждая команда должна отразить, какие трудности они встретили и как их решили, используя принципы ТРИЗ.
Заключение
Эти материалы направлены на то, чтобы сделать занятия в кружке декоративно-прикладного творчества не только полезными, но и увлекательными. Они помогут учащимся 2-3 классов лучше понять основы ТРИЗ, развивать свои творческие способности и уверенность в своих силах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.