МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВАРГАШИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ:
На заседание педагогического
Совета МКУ ДО Директор МКУ ДО
«Варгашинский ДЮЦ» «Варгашинский ДЮЦ»
Протокол № ________ ______Барышева Л.А
От «___»___________2022г. приказ №___от «___»____2022г.
Адаптированная дополнительная
общеразвивающая программа
социальной направленности
«Фотограф - репортёр»
Уровень освоения программы: базовый
Возраст обучающихся 12 – 17 лет
( 8 вида с интеллектуальными нарушениями)
Срок реализации 1 год
Автор - составитель:
Кузнецова А. М.
учитель высшей категории
р. п. Варгаши
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Фотограф - репортёр» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
3. Устав образовательного учреждения.
Актуальность
В школе, проводится большое количество общешкольных и классных мероприятий, каждое мероприятие – это один из многих дней, которые будущие выпускники будут вспоминать как лучшие годы, в своей жизни, проведенные в школе. Как правило, такие мероприятия, фотографируются одним человеком, ответственным за фотосъемку в школе. Но часто, за кадром остаются самые интересные моменты, это моменты повседневной жизни учеников, на уроке, на перемене, на каникулах. Особенности данной программы в том, что она дает возможность запечатлеть все моменты происходящего вокруг для истории на память.
При составлении программы за основу взята программа Фрост Л. «Современная фотография».
Основной целью изучения курса является формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, построении композиции, изучение основ фотографии; профориентация учащихся.
Задачи
Образовательные задачи:
· привлечь детей к занятию фотографией;
· повышать уровень мастерства учащихся;
· укрепление дружбы между учащимися.
Развивающие задачи:
· развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;
· развивать алгоритмическое мышление, способности к формализации;
· развивать у детей усидчивость, умение самореализоваться, чувства долга и выполнения возложенных обязательств.
Воспитывающие задачи:
· воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;
· формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
· воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники, компьютера и созидательную деятельность с его помощью;
· воспитывать личную ответственность за результаты своей работы, за возможные свои ошибки;
· воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач;
· воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда.
Успешность обучения во многом зависит от методов обучения. Создание на занятиях атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к предмету и познавательных умений.
Особенности организации образовательного процесса кружка
Программа кружка рассчитана: 2 часа в неделю (34 учебных недели) – 68 часов.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности отдыха обучающихся и их оздоровления, тематические лагерные смены, создаваемые на базе школы.
Продолжительность занятия кружка – 40 минут. Структура занятия предполагает включение здоровьесохраняющих упражнений и физкультпауз.
В образовательном процессе максимально используются межпредметные связи, элементы школьных дисциплин, которые дополняются и расширяются на занятиях кружка.
Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью фотоаппарата, персонального компьютера и необходимых программных средств.
Занятия включают теоретическую и практическую часть. Важной составляющей каждого занятия является самостоятельная работа обучающихся. Тема занятия определяется приобретаемыми навыками. В каждом занятии материал излагается следующим образом: повторение основных понятий и методов работы с ними, разбор новой темы, основные приемы работы (самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы), упражнения для самостоятельного выполнения.
Теоретическая и практическая части курса изучаются параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.
Теоретические сведения сообщаются обучающимся в объёме, который позволил бы детям правильно понять значение тех или иных требований, помог бы более осознанно выполнять работу.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5-10 мин) срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение таких работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка – формализма в знаниях обучающихся – и формируют научное мировоззрение учеников.
Методы и методические приемы:
· Занятие – игра (используются различные игры: на развитие внимания и закрепления терминологии, игры-тренинги, игры-конкурсы, сюжетные игры на закрепление пройденного материала, интеллектуально-познавательные игры, интеллектуально-творческие игры).
· Практикум – это общее задание для всех учащихся класса, выполняемое с помощью фотоаппарата или на компьютере.
· Занятие – беседа. Ведется диалог между учителем и учеником, что позволяет учащимся быть полноценными участниками занятия.
· Индивидуальные практические работы - мини-проекты.
· Заключительное занятие, завершающее тему – защита проекта. Проводится для самих детей, педагогов, родителей.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
· фронтальная - подача материала всему коллективу учеников;
· индивидуальная - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи ученикам при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;
· групповая - когда обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению заданий. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Основной формой обучения является практическая работа.
Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; деятельностное обучение; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве
Организационно – педагогические основы обучения
Данная программа реализуется в рамках работы кружка «Фотограф - репортёр» на базе ГБПОУ «Варгашинского образовательного центра».
Программа рассчитана на обучающихся 11 – 18 лет, интересующихся ИКТ.
В кружке занимаются дети различного уровня подготовленности и общительности. Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Занятия кружка проходят с группой обучающихся не более 8 человек, что способствует ориентации обучающихся на высокие достижения. Формирование групп предусматривает разновозрастную наполняемость, в связи с этим, больше времени отводится на индивидуальную работу.
Оснащение учебного кабинета обеспечивается оборудованием автоматизированных рабочих мест (АРМ) педагога и обучающихся, а также набором традиционной учебной техники для обеспечения образовательного процесса. АРМ включает не только компьютерное рабочее место, но и специализированное цифровое оборудование, а также программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные и образовательные потребности.
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):
1. Персональный компьютер с предустановленным программным обеспечением и доступом к сети Интернет.
2. Интерактивное оборудование
2.1. Интерактивная доска
2.2. Проектор мультимедийный
3. Копировально-множительная техника
3.1. Печатное, копировальное, сканирующие устройства (отдельные элементы или в виде многофункционального устройства, в соответствии с целями и задачами использования оборудования в образовательном процессе).
4. Прочее оборудование (фото- и видеотехнику, устройства для организации локальной беспроводной сети и пр.).
Специализированный программно-аппаратный комплекс обучающихся (СПАК):
Персональный ноутбук с предустановленным программным обеспечением и доступом к сети Интернет – 7 штук, фотоаппарат.
Помещение для кружка отвечает санитарно – гигиеническим нормам, по площади достаточной для проведения занятий с группой в 8 человек.
Содержание программы кружка «Фотограф - репортёр»
В результате изучения курса у обучающихся будут сформированы элементарные представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с фотоаппаратом, компьютером и другими средствами икт, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение данного курса будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора, работа в программе Paint.net или Adobe Photoshop. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов. Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом редакторе, программах WORD и POWER POINT, Paint.net, Adobe Photoshop. Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок.
Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях.
Общее количество часов – 34 часа
Введение
· Камера обскура.
· Первая в мире фотография "Вид из окна".
· Фотография в России.
· Цветная фотография.
Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и особенностями съёмки
· Виды фотоаппаратов.
· Профессиональные и непрофессиональные (любительские).
· Цифровые и пленочные.
· Зеркальные и незеркальные.
· Со сменной оптикой и с несменной оптикой (со встроенным объективом).
· Устройство и принцип работы фотоаппарата.
· Пленочная и цифровая техника.
Настройка фотоаппарата
· Основные составлющие.
· Понятия связанные с внутренним и внешним устройством фотоаппарата.
· Режимы работы.
· Меню настроек.
· Как проверить фотоаппарат, основные неисправности. Как их обнаружить.
· Фотообъектив - принцип работы. Типы объективов.
· Фотовспышка.
Как фотографировать не задумываясь.
· Сюжет.
· Фон.
· Гармония цветов.
· Асимметрия.
· Композиция.
· Точка съемки.
· Освещение.
· Фантазия.
· Акцент.
Жанры фотографий. Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии.
· Понятие композиции. Построение фотоснимка.
· Масштаб изображения. Изображение пространства.
· Фотосъемка природы. Пейзажи, ландшафты.
· Натюрморт. Предметная фотосъемка. Съемка еды.
· Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета.
· Особенности репортажной съемки.
Основы Photoshop. Цифровая обработка фотографий.
· Знакомство с Adobe Photoshop.
Планируемые результаты освоения кружка «Фотограф - репортёр»
По окончанию освоения программы обучающиеся:
смогут получить опыт:
· проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных цифровых средств;
· эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
· эффективной организации индивидуального информационного пространства.
будут уметь:
· делать предварительный отбор источников информации;
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
· подключать фотокамеру к компьютеру, сохранять снимки;
· запускать, настраивать и работать в графическом редакторе Adobe Photoshop;
· фотографировать, работать с изображениями, сканировать, печатать фотографии, просматривать изображения, создавать фотоальбомы.
Формы и методы контроля
Критерии оценок по кружку определяются исходя из индивидуальных особенностей ребенка, а также на основе проявленного интереса к каждой конкретной теме.
Форма подведения итогов реализации кружка «Фотограф - репортёр» – игры, соревнования, конкурсы, выставки фото, портфолио.
Способы контроля: устный опрос; комбинированный опрос; проверка самостоятельной работы; игры.
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений обучающихся. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеников минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.
Результаты проектных работ помещаются в ученическое портфолио.
Учебно – тематический план
общее число часов - 34 часа
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Дата |
1 |
Правила техники безопасности при работе на ПК. |
1 |
1 |
|
|
Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и особенностями съёмки |
|||||
2 |
Виды фотоаппаратов |
1 |
1 |
|
|
3 |
Навыки и умения пользования фотоаппаратом. |
1 |
1 |
|
|
Настройка фотоаппарата |
|||||
4 |
Из чего состоит фотоаппарат и как он работает? |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
5 |
Что такое хорошая фотография |
1 |
1 |
|
|
6 - 8 |
Фокусировка. Экспозиция. Выдержка. Диафрагма. |
3 |
0,5 |
2,5 |
|
9-11 |
Светочувствительность. Баланс белого. |
3 |
1 |
2 |
|
Как фотографировать не задумываясь |
|||||
12-14 |
Точка съемки |
3 |
0,5 |
2,5 |
|
15-18 |
Композиция |
4 |
1 |
3 |
|
19-21 |
Перспектива и объём |
3 |
0,5 |
2,5 |
|
22-25 |
Правила компоновки |
4 |
2 |
2 |
|
Жанры фотографий. Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии. |
|||||
26 |
Пейзаж |
1 |
1 |
|
|
27-30 |
Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка природы |
4 |
1 |
3 |
|
31-34 |
Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка воды. |
4 |
1 |
3 |
|
35 |
Натюрморт. |
1 |
1 |
|
|
36-38 |
Практическое занятие по теме натюрморт. |
3 |
|
3 |
|
39-41 |
Предметная фотосъемка. Съемка еды |
3 |
0,5 |
2,5 |
|
42 |
Портрет |
1 |
1 |
|
|
43-45 |
Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета. Практическое занятие по теме портрет. |
3 |
0,5 |
2,5 |
|
46-49 |
Жанр “Репортаж”. Практическое занятие по теме репортаж. |
4 |
0,5 |
3,5 |
|
50-51 |
Подготовка фотографий к фотовыставке |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Основы Photoshop. Цифровая обработка фотографий. |
|||||
52 |
Знакомство с Adobe Photoshop. |
1 |
1 |
|
|
53-54 |
Изучение строки меню и меню файл и редактирование. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
55-56 |
Общая коррекция изображений. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
57-58 |
Изучение меню изображение и слой. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
59-60 |
Знакомство с меню выделение, фильтр, вид и окно. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
61-63 |
Редактирование фотографий-пробников. |
3 |
|
3 |
|
64-65 |
Наложение слоёв на фотографии-пробники. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
66-68 |
Понятие о коллаже. Цифровой фотомонтаж изображений |
3 |
0,5 |
2,5 |
|
Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности
Учебно – методическая литература:
1. Ли Фрост Современная фотография: Полное объяснение более 70 технических методик: АРТ – РОДНИК, 2003. – 161 с.
Перечень интернет ресурсов и компьютерных программ:
1. Видеоуроки фотографии
2. Видеоуроки по фотографии
3. Уроки фотографии для начинающих
4. Фотоканалы
Программное обеспечение (системное, прикладное, инструментальное)
1. Введение
Операционная система
Наименование |
Сайт проекта |
Описание |
Семейство операционных систем Microsoft Windows |
http://windows.microsoft.com/ru-ru/windows/home |
Проприетарное программное обеспечение |
Операционная система фирмы Apple |
http://www.apple.com/ru/osx/ |
Проприетарное программное обеспечение |
Утилиты и системное ПО
Системное программное обеспечение и утилиты для различных нужд.
Наименование |
Сайт проекта |
Описание |
7-zip |
http://www.7-zip.org/ |
Архиватор с высокой степенью сжатия. Поддерживает различные форматы архивов: ZIP, 7z, RAR, CAB, ARJ, GZIP, BZIP2, TAR, CPIO, DEB и RPM архивы. Поддерживает также собственный формат сжатия - 7z, cтепень сжатия в нём выше, чем у форматов ZIP и RAR, однако, сам процесс архивирования файлов в этом формате более длительный. |
ClamWin |
http://ru.clamwin.com/ |
Свободный антивируcный сканер для платформы Microsoft Windows. |
Comodo Internet Security |
https://www.comodo.com/home/internet-security/free-internet-security.php |
Программный комплекс, состоящий из антивируса и персонального файрвола, системы предотвращения вторжений HIPS и виртуальной среды «Virtual Kiosk» |
CDBurnerXP |
https://cdburnerxp.se/ru/home |
Бесплатная программа для записи CD и DVD, Blu-Ray и HD-DVD дисков. |
AdBlock |
www.yandex.ru |
Блокиратор рекламы. |
2. Использование программных систем и сервисов
Офисные пакеты
Наборы приложений, нацеленных на работу с электронной документацией.
Наименование |
Сайт проекта |
Описание |
LibreOffice |
http://ru.libreoffice.org/ |
Cвободный пакет офисных приложений |
Adobe Reader |
http://get.adobe.com/ru/reader/ |
Программа для просмотра, печати и комментирования PDF-документов |
Foxit Reader |
http://www.foxitsoftware.com/ russian/ |
Программа для просмотра, печати и комментирования PDF-документов |
WinDjView |
http://windjview. sourceforge.net/ru/ |
Быстрая и компактная программа для просмотра файлов формата DjVu. |
PaperScan Free |
http://paperscan-free-edition.en.softonic.com/ |
Программа для работы со сканером: сканирование, редактирование, отправка на печать. |
Приложения для работы с графикой
Программы, предназначенные для работы с растровой, векторной и трехмерной графикой.
Наименование |
Сайт проекта |
Описание |
Paint.net |
http://paintnet.ru/ |
Бесплатный растровый графический редактор рисунков и фотографий для Windows, разработанный на платформе NET Framework. |
Программы для работы с электронной почтой (e-mail) и обмена сообщениями
Наименование |
Сайт проекта |
Описание |
Mozilla Thunderbird |
http://www.mozilla.org/ thunderbird |
Бесплатная кроссплатформенная свободно распространяемая программа для работы с электронной почтой и группами новостей, а при установке расширения Lightning, и с календарем |
Mozilla Firefox |
https://www.mozilla.org/ru/
|
Браузер для отображения веб-страниц |
Мультимедиа приложения
Приложения для работы с мультимедиа содержимым: аудио-, видео-редакторы, проигрыватели и т.п.
Наименование |
Сайт проекта |
Описание |
Audacity |
http://audacity.sourceforge.net/ |
Свободный звуковой редактор. |
Media Player Classic — Home Cinema |
http://mpc-hc.org/downloads/ |
Включает интегрированный набор медиа-кодеков, благодаря чему может проигрывать многие форматы видео- и аудиофайлов без установки сторонних средств. Большое количество возможностей, таких как: воспроизведение DVD-дисков, аппаратное декодирование форматаH.264 на соответствующих видеокартах, корректная работа со вторым монитором (телевизором), поддержка различных видов субтитров, работа с форматами Quick Time иReal Video и т. д. Интерфейс упрощён и переведён на многие языки. Плеер полностью совместим с Windows XP, Windows Vista, Windows 7 и Windows 8 (как32-битные, так и64-битные версии этих операционных систем) |
VLC |
http://www.videolan.org/ |
Медиа-плеер, способный проигрывать различные форматы файлов: MPEG-1, MPEG-2, MPEG-4, DivX, XviD, H.264, mp3, ogg и другие, обычные DVD и VCD диски. Одной из особенностей является возможность проигрывания практически любого типа потокового видео Nullsoft Streaming Video (.nsv) и Real Media (.rm), включая транспортный видео поток со спутниковых карт. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.